МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА THE WORLD ECONOMY
УДК 330.88 (574)
ББК 65.02(5Каз)
Г 12
Р.Б. Габдуллин
Кандидат экономических наук, научный сотрудник Института экономики Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан, Республика Казахстан, г. Алматы. Тел.: (727) 272 85 79, e-mail: [email protected].
Стратегические ориентиры устойчивого экономического развития Казахстана
(Рецензирована)
Аннотация. В статье обобщен богатый теоретический опыт представителей различных школ экономической мысли по рассматриваемой проблематике экономического развития, а также методологически обоснованы стратегические цели, обеспечивающие устойчивое развитие национальной экономической системы Казахстана.
Ключевые слова: экономика, развитие, управление, конкурентоспособность.
R.B. Gabdullin
Candidate of economic sciences, the scientific researcher of department of economic regulation of the Institute of economy of the Committee of a science of the Ministry of Education and Science of the Republic of Kazakhstan, Republic of Kazakhstan, Almaty. Ph.: (727) 272 85 79, e-mail: [email protected].
Strategic installations for the sustainable economic development of Kazakhstan
Abstract. The paper is dedicated to the substantiations of the strategic objectives providing sustainable development of Kazakhstan. The most important objectives of sustainable development are directly connected with strong competitive positions of national economy, which can be improved by using cluster methodology.
Keywords: economy, development, management, competitiveness.
Для устойчивого экономического роста большое значение имеют эффективная организация и экономическое стимулирование производства товаров и услуг, а также соблюдение принципа социальной справедливости в распределении национального дохода в условиях конкуренции. Можно предположить, что сбалансированное сочетание роста экономики и удовлетворения основных потребностей населения выступает в качестве предпосылки расширенного воспроизводства, роста производительности труда и накоплению финансового капитала, способствующих устойчивому экономическому развитию.
Вместе с тем, анализ динамики развития экономики в рамках слабо регулируемого рынка показывает, что в данном случае:
- во-первых, не достигается справедливое распределение доходов (идет чрезмерное накопление средств у одних слоев населения и изъятие у других);
- во-вторых, неспособность рыночной системы регулировать взаимодействие различных факторов и связанных с ними издержек (образование, здравоохранение, сохранение окружающей среды, оборона, транспортные коммуникации и другие области деятельности, требующие общественных затрат) ведет к деформации соотношения между накоплением и потреблением, замедляющей темпы экономического роста;
- в-третьих, снижение экономического роста сопровождается увеличением доли незанятого населения; в-четвертых, имеющиеся предпосылки недостаточно регулируемого рынка не всегда трансформируются в систему взаимосвязанных факторов устойчивого социально-экономического развития.
Рыночные отношения, ориентированные на жесткое регулирование происходящих процессов, также не могут обеспечить гармоничное сочетание экономических и социальных факторов устойчивого развития. Воззрения сторонников неокейнсианского направления в теории рыночной экономики связаны с активным вмешательством государства в экономическую деятельность субъектов экономики. Использование основной идеи неокейнсианцев об управляемой инфляции для поддержания устойчивого экономического роста привело к усилению негативных процессов и стагфляции экономики в условиях трансформации административно-командной системы. Решение этой проблемы потребовало существенной корректировки государственного вмешательства в экономику.
Ориентация на удовлетворение запросов и потребностей населения потребовала большей мобильности, оперативности и гибкости в решении производственноэкономических задач, нахождения рационального соотношения централизации и самостоятельности хозяйственной деятельности. Основополагающее значение для обеспечения устойчивости экономического развития имеют экономический рост и решение социальных проблем. Необходима разработка концепции устойчивого развития современных социально-экономических систем, в которой нужно «органично соединить прогрессивные стороны капиталистической рыночной системы управления с общественно-демократической системой управления, характерной для многоукладной экономики, ориентированной на увеличение занятости и улучшение условий жизни всех людей» [1].
Это означает, что при разработке стратегических установок социальноэкономического развития общества должен учитываться весь спектр экономических, социальных, экологических, политических, научно-технических, инновационных и других факторов, системно обеспечивающих более рациональное использование вовлекаемых в хозяйственный оборот природных ресурсов, защиту и улучшение окружающей среды для существования и развития людей.
Общие тенденции демократизации рыночной экономики, отвечающие стратегическим целям Конституции Республики Казахстан, направленные на гармонизацию экономических и социальных интересов населения, включают также защиту и улучшение окружающей среды для благополучного существования людей, сохранения их здоровья и обеспечения длительного социально-экономического развития.
Экономическая безопасность, как общественная ценность, имеет суперприоритетный характер, это означает, что «гарантии экологической безопасности должны находиться в одном ряду с гарантиями военной, государственной и личной безопасности, с гарантиями прав и свобод человека» [2]. Поддержание динамического равновесия между экономическим ростом, социальными, организационно-правовыми и экологическими преобразованиями осуществляется посредством изменения в предмете, средствах труда, развитии физических и интеллектуальных способностей человека и в окружающей среде. Критерием этих изменений является появление нового качества роста, укрепляющего стабильность и гармоничность функционирования социально-экономической системы или создающего принципиально новые условия для этого [3].
Новое качество экономического роста национальной экономики выступает как прогрессивный фактор развития. Это обусловлено поляризацией в уровне получаемых доходов. Остается высокой доля малоимущих, решающих проблемы удовлетворения
насущных материальных потребностей (более половины населения республики), в то время как несколько процентов населения живет в роскоши. Поэтому для Казахстана остается актуальной задача повышения уровня экономического развития и уровня потребления населения для обеспечения лучших условий жизни.
Проблемы устойчивого развития, в которых пересекаются экономические, социальные, экологические и политические интересы, отражены в материалах различных симпозиумов и конференций. Так, в рекомендациях Конференции ООН (1992г.) определены направления последовательного перехода к устойчивому развитию, обеспечивающему сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения окружающей среды, предполагающего эффективное использование природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей людей. В республике также разработана и утверждена концепция перехода страны к устойчивому развитию, которая отражена в Послании Президента народу Казахстана - «Казахстан-2030». В ней отмечается, что «Мы должны четко знать и понимать, что хотим построить, какой должна быть траектория, магистраль нашего развития, которая приведет к выбранной цели» [4]. В Послании проводится общий анализ социально-экономического состояния республики, отмечается необходимость проведения согласованной экономической, социальной, природоохранной политики, обеспечивающей устойчивое экономическое развитие, направленное на достижение долгосрочных целевых установок, продекларированных в Конституции РК.
Достижение основополагающей цели «Построение высокоиндустриального государства и повышение качества жизни», вытекающей из основных положений и статей Конституции РК и потребностей современного этапа развития, возможно лишь при устойчивом росте ВВП на душу населения на основе неуклонного увеличения совокупного спроса и совокупного предложения товаров и услуг. Такой подход позволяет понятие «устойчивое экономическое развитие» представить в виде оптимальной формы организации взаимодействия социальных, экономических и экологических факторов, направленных на достижение основополагающей стратегической цели. Содержание устойчивого экономического развития представляет различные процессы и процедуры достижения экономических, социальных и экологических стратегических установок. Исходя из этого, стратегические установки должны ориентировать на решение таких проблем, как: реструктуризация и укрепление производственных и научно-технических связей, создание свободного экономического пространства и равновыгодного демократически управляемого рынка, системы согласованных законов и правовых актов на основе скоординированного проведения экономической, социальной и природоохранной политики.
При определении стратегических установок устойчивого экономического развития национальной экономики, помимо внутренних факторов, необходимо учитывать влияние изменений в мировой системе. С этих позиций национальная экономика рассматривается нами как неотъемлемая часть глобальной системы. При этом модели взаимодействия национальной экономики «с внешним миром не могут не реагировать на глубинные изменения, происходящие в недрах постиндустриальной модели, где зарождается новая цивилизационная модель развития - неоэкономическая» [7]. Это ставит перед национальной экономикой Казахстана, как и других стран СНГ, новую задачу адаптации и вхождения в глобальную хозяйственную систему с целью участия в формировании и распределении мирового дохода. Национальные экономики, не способные войти в сферу транснационализации, выпадают из реальной деятельности и занятости.
Среди концепций глобализации экономики наиболее известна идея Кочетова Э.В. о том, что мировая гео-экономическая ситуация складывается под влиянием взаимодействия «трех сфер (уровней): а) верхнего - мировые финансы; б) среднего - мировые воспроизводственные системы; в) нижнего - национальные экономики» [7]. В соответствии с этим национальные экономики, находящиеся снизу этого мирового хозяйственного пространства, пытаются войти в него различными способами. Некоторые страны и среди них Казахстан преимущественно используют политику передачи значительной части своей среды
хозяйственной деятельности для функционирования субъектов экономики зарубежных стран, тем самым, способствуя наращиванию иностранного потенциала за счет сужения собственных экономических возможностей. Такая ситуация ущербна для стран бывшего социалистического лагеря, включая и Казахстан, так как «до предела сужается национальное и экономическое поле внутри государства, .. .государство теряет долю мирового дохода из-за неучастия в хозяйственной деятельности на других территориях. Страны с подобной тенденцией - кандидаты в третий мир» [7].
Участие в едином мировом воспроизводственном процессе для Казахстана рациональнее осуществлять посредством формирования и развития уже функционирующих транснациональных корпораций при следующих условиях: определение системы ориентиров вхождения национальной экономики в определенную область деятельности; выявление наиболее подготовленных, то есть имеющих сырьевые, финансовые и людские ресурсы финансово-промышленных групп, способных выстоять в международной конкурентной среде; наличие в таких структурах современных технологий, обеспечивающих функционирование на международном поле с выходом на трансграничные финансовые потоки; концептуально пересмотреть роль сырьевых казахстанских корпораций в реализации национальной стратегии развития; получение подобными структурами особого статуса и льгот для подготовки к функционированию в мировом воспроизводственном процессе.
Следовательно, государственный характер международного взаимодействия трансформируется в корпоративный, способствующий концентрации капитала с последующей его экспансией в другие страны. В соответствии с реальной ситуацией современного этапа социально-экономического развития, которая определяет необходимость участия в мировом воспроизводственном процессе, Правительство ставит перед национальной экономикой задачу вхождения в мировую экономику путем производства конкурентоспособной продукции перерабатывающей промышленности. Таким образом, выработка стратегических установок зависит от многих внутренних и внешних факторов: экономических, политических, правовых, социальных, инновационных и других, и требует системного подхода к решению проблем устойчивого развития национальной экономики.
Анализируя процесс трансформации социально-экономического развития, можно констатировать следующие преобразования:
- осуществляется поиск стратегического равновесия, обусловливающего
формирование взаимосвязей и взаимозависимостей системы факторов, влияющих на устойчивое развитие экономики;
- изменяется роль национальной экономики под воздействием происходящих процессов глобализации;
- разнообразные факторы, включающие перекрещивающиеся экономические,
социальные, экологические и политические интересы, влияют на определение целевых установок устойчивого развития национальной экономики;
- изменяется характер международного производственно-экономического
взаимодействия, которое принимает преимущественно корпоративную форму, позволяющую субъектам национальной экономики участвовать в международном воспроизводственном процессе;
- предлагаемый методологический подход для достижения основополагающей цели устойчивого социально-экономического развития, позволяет представить систему взаимосвязанных социальных, экономических, экологических, инновационных, организационно-правовых и других факторов в форме целевых стратегических установок, достижение которых осуществляется посредством организации функционирования национальной экономики;
- необходимо сохранять внутренние и внешние возможности и преимущества социально-экономического потенциала республики.
Соответственно, трансформация социально-экономических процессов должна проводиться в следующих направлениях:
- осуществление оптимизации малых и крупных предприятий по техникотехнологическим критериям, которое побуждает постоянно совершенствовать организационную структуру фирм и их корпоративные связи;
- повышение значимости крупных хозяйственных образований, трансформирующихся в транснациональные корпорации, которые влияют на улучшение материального положения и условий жизни людей посредством усиления взаимосвязанности инновационных процессов;
- развитие национальной экономики в формате мирового рынка под воздействием инновационных процессов, упрочивающих организационно-технологическую базу взаимозависимости стратегических установок на отдельные этапы, постановку задач на каждом из них;
- развитие человеческого потенциала как движущей силы экономических преобразований путем определения и обеспечения государственных социальных гарантий, развитием правовой базы, обеспечивающей максимальные льготы для социальных инвестиций, направленных на развитие личности.
В выделенных направлениях отражены, как "разновидности глобальной технологии, которая определяет место страны в гео- экономическом пространстве. и является основополагающей для определения стратегических целей социальной политики, определения социальных ориентиров реформирования." [6], так и корпоративная форма организации, посредством которой происходит реализация социальных целей. В рамках данных направлений экономическим фундамент целей и мероприятий социальной политики составляют ежегодный рост валового внутреннего продукта и инвестиций в основной капитал, наращивание объемов производства в важнейших отраслях экономики, поддержание на определенном уровне инфляции, курс национальной валюты, увеличение доли расходов на конечное потребление домашних хозяйств в используемом ВВП. В соответствии со стратегией социальной политики должна разрабатываться последовательная тактика или выделение стратегических ориентиров на отдельных этапах социально-экономического развития. Следовательно, достижение социальных стратегических установок, на наш взгляд, возможно путем решения следующих задач:
- формирование и развитие социальных институтов, обеспечивающих стабильное развитие личности и всего населения;
- рост доходов большинства населения;
- улучшение условий жизни, ведущее к ее продолжительности без заболеваний;
- возможность получения образования и определенной квалификации;
- саморазвитие и совершенствование индивида в рамках социально-экономической деятельности.
Рациональная организация управления движением экономических потоков и обеспечивающих подсистем, проводимая в соответствии с критериями эффективности: долговременное стратегическое развитие, преобразование экономической инфраструктуры, прорыв к мировому доходу, ведущих к социально-экономическому развитию на качественно новом уровне, позволит сократить воспроизводственный цикл и улучшить результативные параметры производственно-экономической деятельности.
В этой связи определенным потенциалом обладает использование кластерного подхода к формированию межотраслевых комплексов, в особенности основанных на вертикальной интеграции последовательных производственных переделов, начиная с добычи и обогащения первичного сырья до изготовления конечной продукции с высокой добавленной стоимостью. В Казахстане, как показывают исследования, проведенные с участием основоположника теории конкурентоспособности национальной экономики М.Портера, имеются реальные возможности создания кластеров в перспективных отраслях и сферах: нефтегазовой, машиностроении, пищевой промышленности, производстве
строительных материалов, в черной и цветной металлургии и в индустрии туризма.
Использование арсенала современной теории конкурентоспособности позволит
значительно повысить эффективность экономики Казахстана, создать новые рабочие места, в особенности для квалифицированных работников, и на основе устойчивого экономического роста обеспечить реализацию конечных стратегических целей создания высокоиндустриального общества, базирующегося на социальной рыночной экономике.
Примечания:
1. Бачурин, А.В. Стратегия устойчивого развития экономики и ее социальной направленности. М.: Экономика, 1999. С. 24.
2. Стратегическое планирование / под ред. Э.М. Уткина. М.: Тандем: ЭКМОС, 1999.
С. 141.
3. Антикризисное управление / под ред. Э.М. Короткова. М. ИНФРА-М, 2001. С. 15.
4. Назарбаев Н. Долгосрочная стратегия развития Казахствана «Казахстан-2030». Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев: послание Президента страны народу Казахстана // Казахстанская правда. 1997. 11 окт. С. 3.
5. Джанбурчин К.Е. Гетерогенные социально-экономические системы. Теория и методология стратегического управления. Алматы, 2002. С. 57.
6. Социальный менеджмент / под ред. В.Н. Иванова и В.И. Патрушева. М.: Высш. шк., 2001. С. 48.
7. Кочетов Э.Г Глобализация. Теория, методология, практика. М.: НОРМА, 2002.
8. Сергеев В.М. Логистика в бизнесе. М.: ИНФРА-М, 2001. С. 41.