ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
УДК 330.101.541(574)
Р.Б. ГАБДУЛЛИН, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник
Институт экономики Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан, г. Алматы, Республика Казахстан
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ МОДЕРНИЗАЦИИ
ЭКОНОМИКИ КАЗАХСТАНА
Цель: определение и обоснование условий и предпосылок институциональной модернизации экономики в контексте формирования индустриально-инновационной модели развития Республики Казахстан.
Метод: абстрактно-логический.
Результаты: на основе анализа экономических процессов в различных условиях рыночной среды выявлена необходимость повышения институциональной составляющей модернизации национальной экономики Казахстана.
Научная новизна: в теоретическом осмыслении процессов инновационной индустриализации, происходящих в национальной экономике с позиции соответствия институциональным условиям.
Практическая значимость: на основе исследования теоретического базиса институциональных трансформаций предложены практические рекомендации, способствующие достижению высоких показателей с получением дополнительного синергетического эффекта на всех уровнях экономики.
Ключевые слова: развитие; экономика; управление; модернизация.
Введение
Институциональное развитие национальной экономики является одним из основных приоритетных направлений политики модернизации государства с целью повышения конкурентоспособности. Одним из важных механизмов модернизации выступают институциональные преобразования, включающие обеспечение прав собственности, действенное антимонопольное законодательство и контроль за его осуществлением, строгий банковский надзор, страхование банковских вкладов, эффективное развитие институтов развития и т. д., так как при их отсутствии возникает так называемый «системный вакуум», прямо ведущий к криминализации хозяйственной жизни, разрастанию клановой и теневой экономики.
Несмотря на значительные экономические успехи, сегодня все большее число исследователей обращает внимание на институциональный дизайн, т.е. эволюцию институциональных трансформаций и качество осуществляемых мероприя-
тий, структурных изменений национальной экономики. Закономерности развития экономических процессов обусловливают необходимость их исследования с точки зрения институционального подхода [1].
Целью настоящего исследования является определение и обоснование условий и предпосылок институциональной модернизации экономики в контексте формирования индустриально-инновационной модели развития Республики Казахстан.
Результаты исследования
Изучение институциональных преобразований, осуществляемых в национальной экономике, показало, что участие государства в регулировании хозяйственных процессов в реальном секторе ограничивается косвенными мерами налоговой и внешнеторговой политики, антимонопольными мерами, политикой ценообразования, контролем за выполнением обязательств со стороны инве-
сторов. Интенсивно привлекаемый иностранный капитал, ориентированный на минерально-сырьевой комплекс, способствовал обострению структурных диспропорций, усилению «сырье-видного» характера экономики. Учитывая мировой опыт, целесообразно осуществлять особый режим управления в отраслях-естественных монополистах обеспечения производства общественных благ, улучшения механизма управления оставшимися в государственной собственности активами [2].
В экономической литературе понятие «институциональная структура» имеет множество трактовок. О. Уильямсон приводит наиболее общее определение данной экономической категории: «Это основные политические, социальные и правовые нормы, являющиеся базой для производства, обмена и потребления» [3]. Но наличие некоторых, присущих спонтанному рыночному порядку институтов, еще не является достаточным условием для становления рыночной институциональной структуры. Например, создание правовой базы для частной собственности не означает, что она действительно может функционировать в экономике как рыночный институт.
Государство играет важнейшую роль в формировании и изменении институциональной структуры экономики любой страны и может как способствовать созданию эффективных рыночных институтов, так и, наоборот, создавать институциональную структуру, которая не позволяет проявиться преимуществам конкурентного порядка из-за монопольной власти и других факторов, ведущих к росту трансакционных издержек. Все зависит от конкретных исторических условий и сравнительной эффективности той или иной системы хозяйственной координации.
Институциональная структура экономики представляет собой результат прошлых действий государства и спонтанного эволюционного отбора наиболее эффективных институтов. Страны с развитой экономикой обладают развитой институциональной структурой, соответствующей доминирующему способу экономической координации. Поэтому эти страны могут позволить себе использование методов прямого и косвенного государственного вмешательства в целях проведения желательной экономической политики без значительного ущерба для всей национальной
экономики. Такие меры хотя и деформируют институциональную структуру в отрасли, но в незначительной степени.
Иная ситуация наблюдается в странах с недостаточно развитой экономикой. Рыночные институты в подобных странах находятся в стадии формирования или вообще отсутствуют. Их институциональная структура включает институты, характерные не только для рыночного порядка, поэтому различные способы экономической координации часто вступают между собой в противоречия. Эффективность таких экономик значительно ниже развитой рыночной или даже централизованно управляемой системы. Если государством в условиях переходной экономики излишне регулируются экономические отношения, складывающиеся на рынках, то это отрицательно сказывается на темпах и качестве формирования соответствующих рыночных институтов. Возникает парадокс: государственное вмешательство осуществляется, потому что не работают рыночные механизмы, а последние не могут эффективно функционировать из-за отсутствия необходимой институциональной структуры.
Таким образом, институциональная структура - это определенный упорядоченный набор институтов, создающих матрицы экономического поведения, определяющих ограничения для хозяйствующих субъектов, которые формируются в рамках той или иной системы координации хозяйственной деятельности. Политика государства в экономике должна быть в первую очередь направлена на создание условий для становления институтов и, следовательно, эффективной институциональной структуры.
Процесс институционализации рынков в экономике протекает наиболее сложно, сопровождаясь разрушением уже созданных институтов или их неэффективным функционированием. Особая роль при формировании институтов рынка принадлежит формальным институтам, среди которых важнейшее значение имеют институты и нормы законодательства.
Процесс институциализации экономики Казахстана характеризовался разрушением старых институтов и формированием новых (институ-ционализация). Деинституционализация рынка, по мнению автора, представляла собой процесс формирования неэффективных локальных ин-
ституциональных структур, характеризующихся неустойчивостью и высокой монополизацией.
Устранение государства от активной политики по формированию институциональных условий на рынке привело, как это показал опыт переходного периода в большинстве постсоветских стран, к деинституционализации, так как государство в период высокоскоростных социально-экономических трансформаций создает большинство институтов. Практика доказала, что стабильность эффективно действующих рыночных институтов важнее скорости проведения рыночных реформ.
В свою очередь неравновесные (и неэффективные равновесные) ситуации на рынке, характеризующиеся неэффективными институтами, могут привести к возникновению институциональных ловушек, которые предполагают наличие непредвиденных результатов проводимой макроэкономической политики. Институциональная ловушка представляет собой неэффективную устойчивую норму или институт. Устойчивость институциональной ловушки означает, что при незначительном временном внешнем воздействии на систему она остается в институциональной ловушке, возможно лишь незначительно меняя параметры состояния, а после снятия возмущения возвращается в прежнее состояние неэффективного равновесия [4].
Ошибочным оказался тезис о том, что становление рыночной экономики предполагает резкое снижение активности государства в экономике, и переход к рынку означает минимизацию функций государственного управления экономикой. Как показывает опыт, невозможно однозначно говорить о наличии безусловной и непосредственной причинно-следственной связи между сужением участия государства в перераспределении национального дохода и повышением темпов роста экономики.
Мировая практика доказывает, что только активное вмешательство государства в экономику способно компенсировать недостатки институциональной среды, препятствующие устойчивому экономическому росту. В Казахстане формирование промышленной политики, обеспечивающей высокую конкурентоспособность, реально только при активизации прямого государственного вмешательства в экономику, так как создание благоприятных условий на межгосударственном уровне
для продвижения интересов рыночных агентов подвластно лишь профильным государственным органам в лице министерств, агентств и комитетов. Одновременно должны быть предприняты шаги по формированию экономической среды, благоприятствующей подъему промышленного производства, переходу к качественному экономическому росту и началу активного развития наиболее прогрессивных производств.
Сегодня важно осуществить реализацию эффективной государственной институциональной политики в целях индустриально-инновационного развития, где важную роль играют созданные финансовые и сервисные институты развития, такие как:
- Банк Развития Казахстана;
- Инвестиционный фонд Казахстана;
- Национальный инновационный фонд;
- Корпорация по страхованию экспортных кредитов и инвестиций;
- Фонд поддержки малого предпринимательства;
- Центр маркетинговых и аналитических исследований;
- Центр инжиниринга и трансферта технологий.
Несмотря на то, что каждый институт развития
имеет свою специализацию, свою нишу, в целом они представляют собой систему комплексной государственной поддержки инвестиционных и инновационных проектов как на любой стадии введения новых производств, так и до их расширения, с применением различных инструментов. Деятельность их направлена на создание новых и развитие действующих высокотехнологичных производств, поддержку научных и научно-технических исследований и разработок на основе комплексного анализа перспективных отраслей, привлечения инвестиций для развития наукоемких производств.
Уже сейчас каждый институт развития занимается анализом и разработкой приоритетных прорывных проектов. Так, например, в Банке Развития основную долю составляют проекты, направленные на производство пищевых продуктов, текстильную и швейную промышленность, транспорт и связь, производство прочих неметаллических минеральных продуктов и машин и оборудования; в Инвестиционном фонде - это проекты, направленные на производство строитель-
ных материалов химическую промышленность, производство пищевых продуктов, переработку сельскохозяйственного сырья; в Инновационном фонде основной объем приходится на химическую промышленность и фармакологию, информационные технологии, машиностроение.
Одним из инструментов индустриальной политики является казахстанская кластерная инициатива, реализации которой придается приоритетное значение. По результатам исследований, проведенных Центром маркетинговых и аналитических исследований, 23 отрасли индустрии Казахстана имеют возможности кластерного развития.
Особо необходимо отметить важность совершенствования законодательной базы Республики Казахстан. Изменения в законодательстве напрямую зависели от институциональных преобразований, которые происходили на протяжении всего периода социально-экономического развития Республики Казахстан.
Однако в законодательной базе Казахстана существует множество пробелов. Например, требуют совершенствования и принятия законы, касающиеся жилищного строительства (в частности, с долевым участием), недропользования, здравоохранения, науки, образования, социальной защиты населения, экологии и охраны окружающей среды, фондового рынка и рынка ценных бумаг, ипотечного кредитования и др.
Выводы
Таким образом, важными моментами институциональных предпосылок развития национальной экономики являются:
- поиск нового подхода для анализа трансформационных процессов в странах с переходной экономикой, а также в развивающихся странах, и дальнейшее развитие идеи представителей институциональной школы, точнее, одного из основных ее направлений - неоинституциональной экономической теории. Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что не все меры государственной политики развитых стран могут быть применены в условиях экономики Казахстана. Экономическая политика государства должна быть в первую очередь направлена на создание условий для становления новых и развитие уже созданных институтов и, следовательно, эффективной институциональной структуры;
- формирование прогрессивной структуры собственности, которая возможна только тогда, когда большая часть предприятий находится под контролем эффективного собственника, заинтересованного в развитии и продолжении нормального функционирования предприятия;
- перспективы социально-экономического развития в решающей степени зависят от активности государства в проведении рыночных реформ и от адаптации государственных институтов к их требованиям;
- создание целостной правовой системы, ко -торая будет эффективно регламентировать все стороны хозяйственной деятельности субъектов права; дальнейшее совершенствование законодательной базы, учитывая новые экономические, социальные и политические изменения;
- создание новых и развитие действующих высокотехнологичных производств, поддержка научных и научно-технических исследований и разработок на основе комплексного анализа перспективных отраслей, привлечение инвестиций для развития наукоемких производств, которое во многом зависит от эффективной работы институтов развития;
- сбалансированная институциональная система должна выступать в роли механизма структурной модернизации национальной экономики.
Формирование сбалансированной модели индустриально-инновационного развития национальной экономики может считаться достигнутым при соответствии всех процессов - технологических, инновационных, организационных, экономических, социальных и политических на каждом этапе и фазе индустриально-инновационного воспроизводственного процесса при прочих равных благоприятных условиях.
Самыми устойчивыми параметрами в рамках каждого из этапов индустриально-инновационного воспроизводственного процесса обладают те экономические системы, в которых достигается адекватность индустриально-инновационной базы и институционально-политической формы. По мере научно-технического (инновационного) прогресса экономика, абсорбируя все необходимые структурные, организационно-правовые, интеллектуальные, экономические и другие составляющие, ведет к генезису новых элементов, обладающих уже другими свойствами и формирующих новую экономическую систему.
Список литературы
1. Сагиева Р.К. Институциональные аспекты экономических реформ в Казахстане // Сборник статей международной научно-практической конференции «Повышение конкурентоспособности страны: экономика, политика, образование», 26-27 февраля. - Астана, 2007.
2. Портер М. Конкуренция: пер. с англ. - М.: Вильямс, 2002. - 495 с.
3. Красильников О.Ю. Структурные сдвиги в экономике. - Саратов: Изд-во СГУ, 2001. - 164 с.
4. Romer P.M. Capital accumulation in the theory and long-ran growth // Modern Macroeconomics / Ed. R. Barro. Cambridge, 1989.
В редакцию материал поступил 23.04.13 © Габдуллин Р.Б., 2013
Информация об авторе
Габдуллин Ренат Булатович, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник отдела проблем управления экономикой, Институт экономики Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан Адрес: 050010, Республика Казахстан, г. Алматы, ул. Курмангазы, 29 E-mail: [email protected]
Как цитировать статью: Габдуллин Р.Б. Институциональные предпосылки модернизации экономики Казахстана // Актуальные проблемы экономики и права. - 2013. - № 3(27). - С. 5-9.
R.B. GABDULLIN,
PhD (Economics), senior researcher
The Institute of Economy of Committee on Science of the Ministry of Education and Science of Kazakhstan Republic, Almaty, Kazakhstan
Republic
INSTITUTIONAL PREREQUISITES OF MODERNIZATION OF KAZAKHSTAN ECONOMY
Objective: determining and grounding the conditions and prerequisites of institutional modernization of economy in the context of forming the industrial-innovative model of development of Kazakhstan Republic. Метод: abstract-logical.
Results: basing on the analysis of economic processes under various conditions of market environment, the necessity is revealed to increase the institutional constituent of modernization of Kazakhstan national economy.
Scientific novelty: theoretical interpretation of innovative industrialization processes taking place in the national economy from the point of view of correspondence to institutional conditions.
Practical value: basing on research of theoretical basis of institutional transformations, practical recommendations are given, promoting achieving the high results with additional synergetic effect at all levels of economy. Key words: development; economy; management; modernization.
References
1. Sagieva R.K. Institutsional'nye aspekty ekonomicheskikh reform v Kazakhstane (Institutional aspects of economic reforms in Kazakhstan), Sbornik statei mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii "Povyshenie konkurentosposobnosti strany: ekonomika, politika, obrazovanie ", 26-27fevralya. Astana, 2007.
2. Porter M. Konkurentsiya (Competition). Moscow: Vil'yams, 2002, 495 p.
3. Krasil'nikov O.Yu. Strukturnye sdvigi v ekonomike (Structural shifts in economy). Saratov: Izd-vo SGU, 2001, 164 p.
4. Romer P.M. Capital accumulation in the theory and long-ran growth, Modern Macroeconomics / Ed. R. Barro. Cambridge, 1989.
Information about the author
Gabdullin Renat Bulatovich, PhD (Economics), senior researcher of the department of economy management issues, The Institute of Economy of Committee on Science of the Ministry of Education and Science of Kazakhstan Republic Address: 29 Kurmangazy Str., 050010, Almaty, Kazakhstan Republic E-mail: [email protected]
i ~~ Г ; ~~ ; ^
How to cite the article: Gabdullin R.B. Institutional prerequisites of modernization of Kazakhstan economy, Aktual'nye problemy ekonomiki iprava, 2013, No. 3(27), pp. 5-9.
V_
© Gabdullin R.B., 2013