Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ В БИЗНЕСЕ'

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ В БИЗНЕСЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
98
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС / СТРАТЕГИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макарчук О.Г.

Статья посвящена исследованию важности стратегии в бизнесе, а также ее необходимости в переменчивых условиях и усилению конкуренции как на внутренних рынках, так и на внешних. Представлено определения стратегии различными учеными, а также проанализированы научные труды по стратегическому анализу предприятия. Наведено эволюцию стратегического менеджмента. Определено основные признаки стратегии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC ANALYSIS IN BUSINESS

The article is devoted to the study of the importance of business strategy, as well as its necessity in changing conditions and increasing competition both in domestic markets and external ones. The definitions of the strategy are presented by various scientists, as well as the scientific papers on the strategic analysis of the enterprise are analyzed. The evolution of strategic management is presented. The main features of the strategy are defined.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ В БИЗНЕСЕ»

деятельности предприятия / Т.У. Турманидзе. - М.: Экономика, 2016. - 480 с.

УДК 005.21:631.11

Макарчук О.Г., к.э.н.

доцент

кафедра «Статистики и экономического анализа» Национальный университет биоресурсов и природопользования Украины Украина, г. Киев СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ В БИЗНЕСЕ

Аннотация:

Статья посвящена исследованию важности стратегии в бизнесе, а также ее необходимости в переменчивых условиях и усилению конкуренции как на внутренних рынках, так и на внешних. Представлено определения стратегии различными учеными, а также проанализированы научные труды по стратегическому анализу предприятия. Наведено эволюцию стратегического менеджмента. Определено основные признаки стратегии.

Ключевые слова: бизнес, стратегия, стратегический анализ, стратегический менеджмент, управление

UDC 005.21:631.11

Makarchuk O.G., candidate of economic sciences, associate professor

Associate Professor of the Department of Statistics

and Economic Analysis National University of Life and Environmental Sciences of Ukraine

Ukraine, Kiev

STRATEGIC ANALYSIS IN BUSINESS

Annotation:

The article is devoted to the study of the importance of business strategy, as well as its necessity in changing conditions and increasing competition both in domestic markets and external ones. The definitions of the strategy are presented by various scientists, as well as the scientific papers on the strategic analysis of the enterprise are analyzed. The evolution of strategic management is presented. The main features of the strategy are defined.

Key words: business, strategy, strategic analysis, strategic management, management

Сегодня бизнес-среда характеризуется как быстро меняющаяся и сложная система. При этом разработка и внедрение стратегии на краткосрочную или долгосрочную перспективу особенно необходима. Стратегия интегрирует много конкурентоспособных действий и подходов к бизнесу, от которых зависит успешность деятельности предприятия. В целом, стратегия - это план управления предприятием, который направлен на укрепление его позиций, удовлетворение потребностей потребителей и

достижения предусмотренных целей. Предприятие должно определиться с теми, кто будет управлять разработкой стратегии, то есть, командой менеджеров. В то же время, реализация стратегии в полной мере проводится благодаря глубокому анализу специалистов всех направлений деятельности (кадры, снабжение, производство, продажа, обслуживание клиентов, учет), проявляя при этом сильные и слабые места деятельности организации. На основе этого можно разработать видение, цели и задачи стратегии.

Стратегический анализ необходим для расширения границ предсказания, усиление долгосрочных позиций и тем самым создания возможности своевременной реакции в ответ организации на те изменения, которые происходят во внешней среде: на рынках товаров и технологий, в научно-технической, экономической, социальной и политической сферах. Оказавшись без стратегического управления в условиях рыночной экономики, организация обрекает себя лишь на краткосрочную деятельность, причем решения принимаются в определенном хаосе или поздно.

В основе управления деятельностью предприятий заложена разработка стратегии, ее адаптация к специфике хозяйствующего субъекта и реализации. Стратегия компании - это комплексный план управления, который должен укрепить положение компании на рынке и обеспечить координацию усилий, привлечение и удовлетворение потребителей, успешную конкуренцию и достижение глобальных целей [3]. Процесс разработки стратегии базируется на детальном изучении всех возможных направлений развития и деятельности, а также заключается в выборе общего направления, осваиваемых рынков, обслуживающих потребителей, методов конкуренции, привлекаемых ресурсов и моделей бизнеса.

Ученые Томпсон и Стрикленд стратегией компании называют комбинацию методов конкуренции и организации бизнеса, который направлен на удовлетворение клиентов и достижения организационных целей [3].

Начиная с 1926 г. в экономике под стратегией начали понимать управления ресурсами. Особое внимание к этой проблеме было вызвано тем, что специалисты Бостонской консалтинговой группы (англ. The Boston Consulting Group (BCG)) определили: рост объема производства ведет к ощутимому снижению уровня затрат на единицу продукции, поскольку удвоение производства позволяло сокращать удельные затраты примерно на 20 процентов. Поэтому завоевание большей доли рынка было чрезвычайно выгодным производителю, который получал значительное преимущество перед конкурентами - низкий уровень затрат и высший уровень рентабельности. Так, основатель BCG Б.Хендерсон определил стратегию как преднамеренный поиск плана действий, способствующего развитию конкурентного преимущества компании и станут его неотъемлемой частью.

Первой научной работой по проблемам стратегии предприятий является книга американского математика и экономиста И. Ансоффа

«Корпоративная стратегия» (1965 г.), в которой сделано теоретические обобщения, сформулированы рекомендации по улучшению управления развитием предприятия, предложена модель и систематизированы схемы, выделены этапы принятия и выполнение стратегически важных для предприятия решений [2].

До 90-х гг. главный акцент в анализе стратегии сместился из источников прибыли во внешней среде на источники прибыли внутри самой фирмы. Все чаще ресурсы и возможности фирмы стали рассматриваться как главный источник конкурентного преимущества и фундамент для формулирования стратегии. Особое значение уделялось «ресурсном подходе к фирме" (англ. Resource-based view of the firm), означало существенный сдвиг в изучении стратегии. Анализ отраслевой структуры подталкивал фирмы к поиску привлекательных рынков и благоприятного стратегического позиционирования. Результатом стало широкое имитирование компаниями стратегий друг другу. При этом первенство отдавали внутренним ресурсам и способностям, то есть фирмы стали все чаще обращать внимание на то, что отличает их от конкурентов и создавать стратегии, которые используют эти различия, чтобы обеспечить себе уникальное положение за счет своих конкурентных преимуществ [1].

Технологический бум конца 1990 гг.стал причиной того, что большинство успешных фирм вновь задумались о своих бизнес-стратегиях, и это при условии, что большая часть компаний не пережила технологического спада 2000-2002 годов. Быстрое сокращение затрат на коммуникации и обработку информации оживили интерес к сетевой экономики и движущим силам войн стандартов, влияния технологий «прорыва», ведущей роли знаний и феномена, в соответствии с которым «победитель забирает все рынки». Быстрый темп изменений на рынках технологий стимулировал интерес к применению теории выбора и синергии при разработке стратегии. Наибольший интерес начали вызывать стратегические инновации. Поэтому основным критерием получения дохода и создания конкурентного преимущества стал интерес к новым моделям бизнеса как фундаментально новых методов получения доступа к источникам стоимости [1].

Обобщая суть и содержание стратегии, мы пришли к такому ее толкование: стратегия - это определение долгосрочной деятельности через реализацию поставленных целей и задач, необходимых для достижения наилучшего результата путем применения эффективных методов и приемов.

Главной существенным признаком стратегии является целеустремленность, а ее назначение состоит в построении организации, способной успешно работать, преодолевая непредвиденные обстоятельства, вызовы конкуренции, внутренние проблемы, получать все новые выгодные позиции на рынке [2].

В то же время, главной причиной разногласий среди ученых, специалистов по сроку и сущности понятия стратегии состоит в том, что

стратегия представляет собой динамический процесс. Времена меняются, а значит меняются и технологии, рынки и правила, которые присущи конкурентам, и сама конкуренция. Исходя из этого, под влиянием изменения времени, стратегия также не может оставаться неизменной [4].

Использованные источники:

1. Грант Р. М. Современный стратегический анализ. 5-е изд. / Пер. с англ. под. ред. В.Н. Фунтова. - СПб.: Питер, 2008. - 560 с.

2. Кивець П.Г. Стратепя тдприемства : Навч. пошб. - К.: Академвидав, 2007. - 320 с.

3. Томпсон А. А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа, 12-е издание: Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2006. - 928 с.

4. Фляйшер К. Стратегический и конкурентный аналiз. Методы и средства конкурентного анализа в бизнесе / Фляйшер К., Бенсуссан Б. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 541 с.

УДК 101.1

Макоева К.Г. студент магистратуры 1 курса факультет Землеустройство и кадастры Дадашев А.А., доктор философских наук

профессор

Кабардино-Балкарский ГАУ имени В.М. Кокова

Россия, г. Нальчик НЕКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА: ЭТАПЫ И ЧЕРТЫ

Аннотация: В статье рассматривается формирование неклассической науки, его основные этапы и черты, принципы неклассической науки.

Ключевые слова: неклассическая наука, формирование, этапы, принципы, особенности.

Makoeva K. G. master's student 1 course, faculty of Land and inventories Kabardino-Balkar state agricultural UNIVERSITY named after V. M.

Kokov Russia, Nalchik Dadashev A.A. Professor, doctor of philosophical Sciences Kabardino-Balkar state agricultural UNIVERSITY named after V. M.

Kokov Russia, Nalchik NON-CLASSICAL SCIENCE: PHASES AND FEATURES Annotation: The article discusses the formation of non-classical science, its main stages and characteristics, principles of non-classical science.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.