Научная статья на тему 'Стратегический анализ как инструментарий влияния на планируемые к достижению экономические результаты отраслевых составляющих'

Стратегический анализ как инструментарий влияния на планируемые к достижению экономические результаты отраслевых составляющих Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
144
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ / ЦЕЛЕВАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / ОТРАСЛЕВЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ / STRATEGIC ANALYSIS / FUNCTIONAL PURPOSE / THE TARGET ORIENTATION / COMPETITIVE ADVANTAGES / BRANCH COMPONENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова Ирина Вячеславовна

Критически анализируется дефиниция понятия «стратегический анализ», определяются его роль и влияние на достижение планируемых экономических результатов деятельности отраслей промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Иванова Ирина Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRATEGIC ANALYSIS AS TOOLKIT OF INFLUENCE ON ECONOMIC RESULTS OF BRANCH COMPONENTS PLANNED TO ACHIEVEMENT

Concept definitions «the strategic analysis» are critically analyzed, its role and influence on achievement of planned economic results of activity of industries is defined.

Текст научной работы на тему «Стратегический анализ как инструментарий влияния на планируемые к достижению экономические результаты отраслевых составляющих»

выступает важным фактором образования сообществ независимых профессиональных экспертов, которые организуются изнутри самого научного сообщества.

Литература

1. Андрияшин Ю.Н. Мировые тенденции, цели и задачи формирования независимой экспертизы национальных программ и проектов. Практика международного признания квалификации российских специалистов // Доклад на Третьей Всерос. науч.-практ. конф. «Научное, экспертно-аналитическое и информационное обеспечение стратегического управления, разработки и реализации приоритетных национальных проектов и программ». М.: ИНИОН РАН, 31 мая - 1 июня 2007 г.

2. Постановление Правительства РФ от 09.04.2010 г. № 220 «О мерах по привлечению ведущих ученых в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования». М., 2010.

3. Постановление Совета Министров РСФСР от 01.04.1991 г. № 182 «О введении государственной экспертизы в сфере науки». М., 1991.

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 18.03.2008 г. № 97 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета на 2008 и плановый период 2009 и 2010 годов субсидий Министерством образования и науки Российской Федерации, Федеральным агентством по науке и инновациям, Федеральным агентством по образованию, Российским фондом фундаментальных исследований, Российским гуманитарным научным фондом». Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 марта 2008 г. Регистрационный № 11412.

5. Силина А.Ю. Оценка научной деятельности исследователей для информационной поддержки принятия управленческих решений: автореф. дис. ... канд. техн. наук. Волгоград, 2010. 20 с.

6. Указ Президента РФ от 04.03.2010 г. № 271 «Вопросы Министерства образования и науки Российской Федерации». М., 2010.

7. Федеральный Закон № 94-ФЗ от 21.07.2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Принят Государственной Думой 08.07.2005 г. Одобрен Советом Федерации 13.07.2005 г. М., 2005.

ЖИЛЯКОВА ЕЛЕНА ВИКТОРОВНА - кандидат экономических наук, главный специалист отдела комплексного изучения человека, психологии и педагогики, Российский гуманитарный научный фонд, Россия, Москва ([email protected]).

ZHILYAKOVA ELENA VIKTOROVNA - candidate of economics sciences, main expert of Russian Foundation of Humanities, Russia, Moscow.

ЛАРИН СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ - кандидат технических наук, старший научный сотрудник, Центральный экономико-математический институт РАН, Россия, Москва ([email protected]).

LARIN SERGEY NIKOLAEVICH - candidate of technical sciences, senior scientific employee, CEMI RAS, Russia, Moscow.

УДК 338:005.21

И.В. ИВАНОВА

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАК ИНСТРУМЕНТАРИЙ ВЛИЯНИЯ НА ПЛАНИРУЕМЫЕ К ДОСТИЖЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТРАСЛЕВЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ

Ключевые слова: стратегический анализ, функциональное назначение, целевая ориентация, конкурентные преимущества, отраслевые составляющие.

Критически анализируется дефиниция понятия «стратегический анализ», определяются его роль и влияние на достижение планируемых экономических результатов деятельности отраслей промышленности.

I.V. IVANOVA

THE STRATEGIC ANALYSIS AS TOOLKIT OF INFLUENCE ON ECONOMIC RESULTS OF BRANCH COMPONENTS PLANNED TO ACHIEVEMENT

Key words: strategic analysis, functional purpose, the target orientation, competitive advantages, branch components.

Concept definitions «the strategic analysis» are critically analyzed, its role and influence on achievement of planned economic results of activity of industries is defined.

Сущностные представления о понятии «стратегический анализ» у ряда авторов в экономической литературе раскрываются как исследование влияния факторов неустойчивой и постоянно изменяющейся внешней среды и распола-

гаемого ресурсного потенциала на текущее функционирование и перспективное развитие предприятия, отраслевой составляющей (экономического вида деятельности) промышленного комплекса [3]. Можно согласиться с такого рода определением понятия «стратегический анализ» в той части, что данный анализ направлен не только на установление факторов влияния внешней среды на экономическое, финансовое и социальное развитие предприятий, отраслевых составляющих промышленного комплекса, но и на определение количественных, а также качественных изменений результатов и эффективности промышленного производства. В то же время в трактовке понятия «стратегический анализ» отсутствует факторное влияние внутренней среды на социально-экономическое развитие субъектов стратегического управления, замененное авторами на исследование располагаемого ресурсного потенциала.

На наш взгляд, понятие «стратегический анализ» в раскрытии своей сущности должно быть адекватно только его функциональному назначению и целевой направленности воздействия на экономические, финансовые и социальные результаты, эффективность локальных и отраслевых составляющих промышленного комплекса.

В том случае, если функциональное назначение и целевая направленность влияния понятия «стратегический анализ», сформулированное ведущими менеджерами и специалистами, в достаточной мере отвечают предъявляемым к ним требованиям, то и само понятие, исходя из данного методического подхода, «стратегический анализ» сможет иметь высокий уровень адекватности и значимости с его определением.

Действительно, каждый из видов анализа текущего функционирования и перспективного развития социально-экономической системы имеет свои особенности в методах и способах осуществления, но каждый из них, включая стратегический анализ, имеет общую основу выполнения - его функциональное назначение и целевую направленность.

Стратегический анализ используется в системах стратегического управления и планирования средне-, долгосрочного развития субъектов хозяйствования, экономических видов деятельности (отраслевых составляющих) промышленного комплекса как технологический элемент, взаимодействие которого с другими элементами систем стратегического управления и планирования обеспечивает единство и целостность достижения количественных и качественных характеристик стратегической цели, в свою очередь выступающей технологической составляющей систем стратегического управления, планирования.

Функциональное назначение технологического элемента «стратегический анализ» в системе стратегического планирования долгосрочного социально-экономического развития отраслевых составляющих промышленного комплекса, в соответствии с нашими представлениями, состоит в установлении изменений инновационного, экономического, инвестиционно-финансового, социального состояния внешней и внутренней сред в определенных интервалах или в неопределенном времени как факторов влияния на достижение субъектом стратегического планирования максимально возможных экономических, финансовых, социальных результатов.

Вместе с этим в процессе стратегического анализа сложившегося состояния внешней и внутренней сред экономических видов деятельности промышленного комплекса, установления количественных и качественных изменений сред, влияющих на текущие и предстоящие экономические и иные результаты, эффективность используемых ресурсов, менеджмент формирует состав мер, которые должны не только устранить последствия негативного влияния факторов макро-, микросред на социально-экономическое развитие промышленного производства, но и предусмотреть организационно-экономические, научно-инновационные и

финансово-инвестиционные меры по нейтрализации, нивелированию и локализации негативных влияний и содействию положительным факторам влияния внешней и внутренней сред в составе таких технологических элементов системы стратегического планирования, как стратегии развития, а также вне их.

В результате формулирование функционального назначения технологического элемента «стратегический анализ» системы стратегического планирования можно представить так: «Исследование и установление количественных и качественных изменений состояния внешней и внутренней сред в ретроспективном, текущем и средне-, долгосрочном периодах времени как информационной основы для принятия органами планирования субъектов хозяйствования, отраслевых составляющих промышленного комплекса организационно-экономических, научно-инновационных, финансово-инвестиционных, социальных мер противодействия негативным влияниям факторов макро-, микросред, содействия влиянию положительных факторов».

Целевая ориентация технологического элемента «стратегический анализ» в системе стратегического планирования локальных (субъектов хозяйствования) и отраслевых составляющих промышленного комплекса, на наш взгляд, состоит в индивидуальном и совокупном с другими технологическими элементами системы стратегического планирования влиянии на установленную критериально-целевую направленность объекта планирования достигать на определенных этапах развития промышленного производства максимально возможных экономических, финансовых и социальных результатов в условиях наступающих или ожидаемых изменений состояния внешней среды, сложившегося уровня использования ресурсного, организационного и конкурентного потенциалов субъектов хозяйствования, экономических видов деятельности промышленного комплекса.

Поэтому определение функционального назначения и участия технологического элемента «стратегический анализ» в целевой ориентации влияния на максимизацию экономических, финансовых и социальных результатов долгосрочного развития предприятий и экономических видов деятельности предоставляет возможность адекватно сформулировать понятие «стратегический анализ» следующим образом: «Стратегический анализ, выступая технологическим элементом системы стратегического планирования, представляет собой исследование количественных и качественных изменений состояния внешней среды инновационного, социального, экономического, финансового, политического характера, уровней результативности использования ресурсного, организационного и конкурентного потенциалов объектов стратегического планирования для последующего составления и реализации комплексных мер по устранению, противодействию, нивелированию и локализации негативных влияний факторов макро-, микросред, содействия их положительным влияниям в критериально-целевом процессе достижения максимальных экономических, финансовых и социальных результатов, эффективности производства в средне-, долгосрочном периодах развития локальных и отраслевых составляющих промышленного комплекса».

Существующие в экономической литературе другие представления авторов о сущности стратегического анализа не излагаются на основе его функционального назначения и участия в целевой ориентации данной технологической составляющей системы стратегического планирования на достижение максимально возможных экономических и иных результатов в перспективном периоде времени.

В состав основных результатов стратегического анализа влияния макросреды авторы [1] при этом включают установление комплексной оценки конкурентных преимуществ объекта стратегического планирования, закономерностей их образования и развития на основе исследования: организационно-экономических условий для появления новых составляющих конкурентных преимуществ; уровней потребности различных социальных слоев в том или ином товаре, услу-

ге; стратегии субъектов хозяйствования и экономических видов деятельности; конкурентных преимуществ отраслевых кластеров (групп концентраций).

В качестве основных методов оценки влияния внешней среды авторы используют следующие: изменение отраслевой емкости; создание и реализация новых и модернизированных видов продукции; создание и внедрение технологических, информационных, организационных и маркетинговых новшеств; изменения в предпочтениях потребителей продукции, услуг; изменение в нормативно-правовой регламентации деятельности; рост неопределенности во времени ожидания влияния негативных факторов внешней среды.

Следует отметить, что исследование конкурентных преимуществ субъекта хозяйствования или экономического вида деятельности (отраслевой составляющей) промышленного комплекса, в соответствии с методическими положениями оценки сложившегося уровня конкурентных преимуществ отраслевой составляющей, у авторов сопровождается влиянием как внешних, так и внутренних факторов.

Поэтому отнесение данного подхода к анализу влияния внешних факторов на конкурентные преимущества объекта стратегического планирования, на наш взгляд, требует дополнительной аргументации и обоснования данной позиции авторов. Если отраслевые факторы влияния на текущую деятельность и перспективное развитие субъекта хозяйствования являются ближними внешними факторами, то для экономического вида деятельности промышленного комплекса это уже внутренняя среда.

В результате предлагаемая форма стратегического анализа влияния внешней среды на конкурентоспособность предприятия может занимать определенное место в исследовании конкурентоспособности и конкурентного потенциала экономического вида деятельности промышленного комплекса и влиять на него.

В этой связи необходимо отметить, что конкурентные преимущества основных по объемам промышленного производства продукции, оказываемых услуг субъектов хозяйствования не могут в сумме соответствовать конкурентным преимуществам отраслевой составляющей промышленного комплекса. Но в то же время конкурентные преимущества по тем или иным направлениям развития (инновационное, финансово-инвестиционное, экономическое, структурно-организационное, маркетинговое) предприятий отражают характер конкурентного потенциала и конкурентоспособности экономического вида деятельности (отраслевых составляющих) промышленного комплекса.

Внешними факторами влияния на развитие отраслевых составляющих промышленного комплекса выступают конкурентное межотраслевое влияние поставщиков комплектующих, полуфабрикатов, сырья, конкурентная позиция покупателей продукции, услуг [2]. Кроме того, вхождение корпоративных субъектов хозяйствования в ту или иную исследуемую отраслевую составляющую промышленного комплекса способствует росту конкурентоспособности отраслевой составляющей и развитию в ней конкуренции.

Факторами влияния макросреды на социально-экономическое развитие экономического вида деятельности промышленного комплекса, анализ влияния которых на достижение количественных и качественных характеристик стратегической цели позволяет органам планирования развития предприятий, отраслевых составляющих промышленного комплекса принять соответствующие меры для снижения или полного устранения негативного воздействия, выступают такие их группы, как экономические, инновационные, нормативно-правовые, социокультурные, политические и финансовые.

Литература

1. Забелин П.В., Моисеева Н.К. Основы стратегического управления: учеб. пособие. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1998.

2. ЗубА.Т. Стратегический менеджмент. М.: Проспект, 2008.

3. Стратегический менеджмент / под ред. А.Н. Петрова. СПб.: Питер, 2008.

ИВАНОВА ИРИНА ВЯЧЕСЛАВОВНА - кандидат экономических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, Россия, Санкт-Петербург ([email protected]).

IVANOVA IRINA VYACHESLAVOVNA - candidate of economics sciences, associate professor, St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation, Russia, St. Petersburg.

УДК 338:005.21

И.В. ИВАНОВА, Э.Н. КРОЛИВЕЦКИЙ

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕД СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

Ключевые слова: внешняя, внутренняя среда, стратегический анализ, негативные воздействия, стратегия противодействия.

Исследуется состояние внешней и внутренней сред, их факторы влияния на процесс достижения планируемых экономических результатов хозяйствующим субъектом.

I.V. IVANOVA, E.N. KROLIVETSKY THE STRATEGIC ANALYSIS OF EXTERNAL AND INTERNAL CIRCLES OF SUBJECTS OF MANAGING

Key words: external, internal environment, the strategic analysis, negative influences, counteraction strategy.

The condition of external and internal environments, their factors of influence on process of achievement of planned economic results by the managing subject is investigated.

Выделяя основные группы внешних факторов, которые должны быть подвергнуты анализу их влияния на социально-экономическое развитие объектов стратегического планирования, некоторые авторы в исследованиях по технологии стратегического менеджмента [1] акцентируют внимание на необходимости включения в процесс стратегического анализа исследования неопределенности изменений состояния макросреды и на основе результатов установления наиболее вероятных изменений предлагают менеджменту использовать такие обобщающие стратегии по снижению неопределенности влияния негативных факторов макросреды, как изменение внутренних параметров количественного и качественного характера в производственно-хозяйственной деятельности, в использовании ресурсного, организационного и конкурентного потенциалов с целью адаптации принятия организационно-экономических, инновационных, финансовых мер по смягчению, нивелированию негативных влияний макросреды.

В качестве основных мер для адаптации с внешними воздействиями авторы предлагают: изменение видов деятельности; создание материальнотехнических запасов на случай негативных воздействий макросреды в неопределенном времени; пересмотр сложившихся норм и нормативов потребления материально-технических, трудовых ресурсов; повышение уровня интенсификации производства; приведение в состояние равновесности спроса на продукцию субъекта хозяйствования и ее предложения на рынке.

Принятие в процессе анализа состояния внешней среды управленческих решений о комплексных мерах в ожидании значительных изменений макросреды в неопределенном времени, на наш взгляд, возможно в составе таких частных стратегий, как: оперативное реагирование на наступившие или ожидаемые инновационные, финансовые, экономические изменения состояния внешней среды; инновационные изменения, в соответствии с которыми субъекты хозяйствования, отраслевые составляющие промышленного комплекса стремятся получать

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.