Научная статья на тему 'Стратегические задачи и методические функции преподавателя второго иностранного языка'

Стратегические задачи и методические функции преподавателя второго иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
373
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОНОМИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / СОТРУДНИЧЕСТВО / МОТИВАЦИЯ / АТМОСФЕРА ВЗАИМОПОНИМАНИЯ / AUTONOMY / COMMUNICATIVE COMPETENCE / COOPERATION / MOTIVATION / ATMOSPHERE OF MUTUAL UNDERSTANDING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурина Елена Владимировна

Стратегиями преподавателя ИЯ является забота о том, чтобы обучение было сконцентрировано на студенте, чтобы использовались те методы и формы обучения, которые наиболее соответствуют его потребностям. Важным моментом в процессе обучения иностранному языку является атмосфера взаимопонимания между преподавателем и студентами, что мотивирует студентов к изучению ИЯ2, позволяет им развивать свою автономию и овладеть коммуникативной компетенцией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The strategic tasks and tutorial functions of the second foreign language teacher

The teacher’s tasks are to direct students’ attention at the study process and touse the educational methods and forms which correspond to students’ needs. An atmosphere of mutual understanding is one of the most important parts in the process of teaching foreign languages. It motivates students to learn foreign languages, allows them to develop their autonomy and acquire communicative competence.

Текст научной работы на тему «Стратегические задачи и методические функции преподавателя второго иностранного языка»

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВТОРОГО ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Е.В. Бурина

Кафедра теории и практики иностранных языков Институт иностранных языков Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Стратегиями преподавателя ИЯ является забота о том, чтобы обучение было сконцентрировано на студенте, чтобы использовались те методы и формы обучения, которые наиболее соответствуют его потребностям. Важным моментом в процессе обучения иностранному языку является атмосфера взаимопонимания между преподавателем и студентами, что мотивирует студентов к изучению ИЯ2, позволяет им развивать свою автономию и овладеть коммуникативной компетенцией.

Ключевые слова: автономия, коммуникативная компетенция, сотрудничество, мотивация, атмосфера взаимопонимания.

При обучении иностранным языкам (ИЯ) в вузах преподаватель на протяжении многих лет был главным действующим лицом учебного процесса, а студенты были пассивными потребителями языковой продукции. Но времена изменились, и теперь студент является основным «актером», на котором сконцентрирован весь процесс обучения. Луи Порше говорит, что хороший преподаватель не тот, который много работает, но тот, который заставляет работать учащихся [2. P. 27].

Студент должен уметь сам руководить своим обучением, т.е. он должен быть самостоятельным, автономным. Он не должен ждать, когда преподаватель скажет ему, что и как необходимо делать. У студентов уже есть языковой опыт в первом иностранном языке (ИЯ1), и процесс овладения вторым иностранным языком (ИЯ2) (французским) проходит легче. Задача преподавателя — помочь студенту в процессе обучения.

Изучение ИЯ — это процесс индивидуальный. Никто за студента не может выучить язык. Он работает сам, постепенно продвигаясь к поставленной цели: овладение ИЯ. Следовательно, процесс овладения ИЯ — это индивидуальная работа каждого студента, а преподаватель может помогать и направлять.

Обучение ИЯ2 должно проходить в форме сотрудничества, где студент выступает равноправным членом учебного процесса. Как сказано в документе Совета Европы, задачей является «научить учиться» студента [1. P. 14]. Студент должен знать, как проходят занятия по ИЯ2, почему используются те или иные виды работы, та или иная последовательность в обучении. Это позволит ему объективно оценить достигнутые результаты овладения языком, т.е. будет знать, чему он научился и как он этого достиг.

В процессе обучения ИЯ2 студент должен овладеть коммуникативной компетенцией. Необходимо побуждать студента к гибкому и творческому мышлению.

Для этого необходимо использовать аутентичные материалы, разрабатывать специальные учебные пособия, внедрять современные виды и формы организации учебного процесса, учитывая самостоятельную работу студента. Такие материалы и формы организации учебного процесса могли бы стать психолого-педагогической моделью, посредством которой у студента в процессе овладения ИЯ2 формируется способность к самостоятельной работе, способность к осуществлению коммуникативной деятельности.

Решая задачу развития у студента коммуникативной компетенции, автономии, мы также формируем интеркультурную личность, социально ответственного члена общества. Студенты, изучающие ИЯ2 существуют одновременно в двух культурных пространствах и могут видеть мир одновременно с двух различных точек зрения.

В процессе обучения ИЯ2 в лингвистическом вузе преподаватель должен оказывать помощь студентам в решении таких задач, как формирование умений и навыков для овладения коммуникативной компетенцией; развитие отзывчивости, доброты, терпимости; умение оценить эффективность сформированных умений в учебных и практических ситуациях; формирование гибкости мышления, системности; развивать умения, применяя их на практике в коммуникативной деятельности; умение управлять своим эмоциональным состоянием общения; применять сформированные умения в профессиональной деятельности.

В преподавании ИЯ2 также должны учитываться следующие моменты: развитие европейского гражданства; владение ИЯ2 (французским) на высоком уровне В2 или С1; уверенность в том, знание нескольких иностранных языков является мощным фактором интеркультурного развития студентов; изучение языков открывает для студента возможность приобретения независимости и автономии.

Для развития автономии студентов лингвистического вуза важен баланс таких компонентов, как свобода выбора студента и объем управляющих воздействий преподавателя ИЯ2. Такой подход делает обучение иностранному языку более разнообразным, при этом необходимые результаты достигаются студентами благодаря осознанному, ответственному овладению умениями и навыками, необходимыми для их учебной и профессиональной деятельности.

Только в процессе активного освоения знаний у студентов формируется умение самостоятельно мыслить. Вот почему сегодня важно, чтобы взаимодействие студента и преподавателя содействовало свободному развитию личности и предоставляло инициативу учения студенту.

Однако это не означает, что роль преподавателя снижается, она становится другой, более сложной. В процессе обучения преподаватель должен создать благоприятные условия для самореализации студента как ответственной и самостоятельной личности. Преподаватель должен научить студента самостоятельно управлять своей учебной и коммуникативной деятельностью.

Зарубежные методисты (П. Мартинез, Л. Порше, Ж. Вигнер) говорят о том, что преподавателю, чтобы выбрать самые эффективные приемы и методы обучения, необходимо анализировать свою педагогическую деятельность, у него долж-

ны быть свои методические приемы, которые он может комбинировать в зависимости от интересов и уровня студентов.

Луи Порше считает, что преподаватель ИЯ, прежде чем учить студентов быть автономными, сам должен обладать высокой степенью автономии [3. P. 44]. Преподаватель должен анализировать учебный процесс, практику своего преподавания, пытаться привнести новые приемы при обучении ИЯ2, делать выбор в пользу студентов и учить их быть более автономными.

Основными стратегиями преподавателя являются:

— логичность в обучении ИЯ, т.е. каждое последующее занятие должно логично вытекать из предыдущего, чтобы процесс обучения был понятен студентам;

— продвижение вперед, т.е. студенты должны видеть свои успехи (после достижения определенного уровня во французском языке: А1, А2, В1, В2, С1, студенты сдают международные экзамены);

— вариативность в обучении, т.е. сочетание групповых, индивидуальных и коллективных форм работы с использованием Интернета, слайдов, CD-ROM, видео-проектора, интерактивной доски и др. дополнительной литературы.

Предлагаемые задания должны отвечать интересам и потребностям студентов и мотивировать их к изучению ИЯ2.

Задачей преподавателя является также создание в аудитории благоприятной атмосферы, обстановки взаимопонимания и взаимопомощи, так как все это непосредственно влияет на достижение цели — овладение ИЯ2.

Таким образом, можно сказать, что стратегиями преподавателя ИЯ2 является забота о том, чтобы обучение было сконцентрировано на студенте, чтобы использовались те методы и формы обучения, которые наиболее соответствуют его потребностям. И, без сомнения, роль преподавателя в условиях автономного обучения очень сложная, поскольку для этого необходимо развитие высокой степени профессиональных умений, таких как умение сотрудничать со студентами, умение анализировать процесс обучения, умение создать благоприятную рабочую обстановку, которые, содействуя саморазвитию студентов, развитию их автономии в изучении и использовании ИЯ2, способствуют также эффективному его изучению.

В процессе обучения используются интерактивные формы работы, способствующие саморазвитию студентов, дающие свободу действий. Они могут использоваться в форме заданий для самостоятельной работы; заданий с учетом индивидуальных особенностей студента; заданий с учетом потребностей и интересов студентов; дифференциации видов деятельности, видов взаимодействия.

Студент должен уметь учиться, он должен уметь организовывать, планировать свою учебу. Личный вклад в планирование изучения ИЯ дает ему возможность в самостоятельном использовании полученных знаний.

Преподавателю для определения результативности обучения студентов важно учитывать следующие моменты: студент — это индивидуальность, знания, умения и навыки студента актуальны для преподавателя и группы, а также инициа-

тиву студентов, их способности, прогресс; познавательную и коммуникативную деятельность студентов; рефлексивную деятельность студентов; заинтересованность студентов в достижении более высоких результатов; чувство ответственности студентов за процесс обучения.

Преподаватель ИЯ должен обладать еще одним умением, которое необходимо при осуществлении разнообразных форм речевого общения на занятие по ИЯ, — это умение одновременно быть преподавателем, организующим и корректирующим речевое общение, а также партнером, гидом, советчиком. Это очень важное педагогическое умение, когда преподаватель не «давит» на студента своим авторитетом, а помогает, поддерживает его в процессе обучения и заинтересован в достижении студентами высоких результатов во втором иностранном языке.

Педагогическая деятельность преподавателя иностранного языка осуществляется в различных педагогических ситуациях. Учебная (педагогическая) ситуация — это комплекс когнитивных и учебных действий преподавателя и студента: коммуникативных, исследовательских, предметно-преобразующих, контролирующих (самоконтролирующих), оценки (самооценки).

Для того, чтобы осуществить педагогические функции, необходимо, чтобы в них учитывалась специфика предмета «Иностранный язык» и специфика педагогической деятельности по его преподаванию. Особенностью педагогической деятельности преподавателя ИЯ является то, что преподаватель не только организует процесс усвоения студентами языкового материала, но и организует процесс общения на ИЯ. Вот почему коммуникативная и организаторская функции играют важную роль в педагогической деятельности преподавателя иностранного языка.

Преподавателю необходимо владеть разнообразными приемами, способствующими общению и благоприятно сказывающимися на коммуникативном процессе. Для этого преподаватель должен исполнять следующие роли во время занятия по иностранному языку: роль режиссера, роль гида, роль советчика, роль партнера. В зависимости от заданий, от индивидуальных и психологических особенностей студентов преподаватель исполняет ту или иную роль.

Таким образом, можно сделать вывод, что важным моментом в процессе обучения ИЯ является атмосфера взаимопонимания между преподавателем и студентами, что мотивирует студентов к изучению ИЯ2, позволяет им развивать свою автономию и овладеть коммуникативной компетенцией, способствует формированию личности и личностных смыслов путем изучения языка и культуры для достижения взаимопонимания при общении. Благодаря этому формируется когнитивное сознание и исчезают психологические и социальные барьеры.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Heyworth F. L'organisation de l'innovation dans l'enseignement des langues. Etude de cas. —

Conseil de l'Europe, décembre, 2003.

[2] Porcher L. LefTançaislangue étrangère. — Hachette Livre, Paris, 1995.

[3] Porcher L. L'enseignement des langues étrangères. — Hachette Livre, Paris, 2004.

THE STRATEGIC TASKS AND TUTORIAL FUNCTIONS OF THE SECOND FOREIGN LANGUAGE TEACHER

Е.V. Burina

The Department of Foreign Languages

Institute of Foreign Languages Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

The teacher's tasks are to direct students' attention at the study process and touse the educational methods and forms which correspond to students' needs.

An atmosphere of mutual understanding is one of the most important parts in the process of teaching foreign languages. It motivates students to learn foreign languages, allows them to develop their autonomy and acquire communicative competence.

Key words: autonomy, communicative competence, cooperation, motivation, atmosphere of mutual understanding.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.