УДК 338.242.4 РОДНИНА НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА
д.э.н., и.о. декана экономического факультета ФГБОУ ВО «Якутская государственная сельскохозяйственная академия»,
е-mail: [email protected]
001:10.26726/1812-7096-2019-10-61 -66 СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ АПК ЯКУТИИ: ЕСТЬ ЛИ РЕЦЕПТЫ РЕШЕНИЯ?
Аннотация. Цель работы. Предложить новые методологические подходы к решению вопроса повышения эффективности агропромышленного комплекса, в т. ч. к решению проблемы увеличения объемов производства сельского хозяйства и росту уровня продовольственного самообеспечения региона. Методология. Применены методы экспертной оценки, логического и сравнительного анализа на основе обзора информации и статистических данных. В качестве информационной базы исследования использовались данные Федеральной службы государственной статистики. Результаты. В статье рассмотрены проблемы сельского хозяйства и их влияние на уровень продовольственного самообеспечения Республики Саха (Якутия). В силу имеющихся проблем (финансовая неустойчивость сельхозтоваропроизводителей, недостаточно эффективные механизмы, дефицит квалифицированных кадров, отток населения из села) сельское хозяйство развивается недостаточными темпами. Область применения исследований. Исследования и предложения автора имеют практическое значение и могут быть использованы при разработке программ и мероприятий, направленных на развитие системы продовольственного самообеспечения, определения новых направлений государственной политики по развитию сельского хозяйства и агропромышленного комплекса. Выводы. Посредством анализа и воздействия на факторы, влияющие на уровень продовольственного самообеспечения региона, можно изменить не только показатели производства сельского хозяйства и агропромышленного комплекса в целом, но и повлиять на социально-экономическое развитие сельских территорий, улучшить качество жизни сельского населения. Ключевые слова: агропромышленный комплекс, продовольственное самообеспечение, сельское хозяйство, регион, проектное управление, цифровизация.
RODNINA NATALYA VLADIMIROVNA
doctor of Economics, acting Dean of the faculty of Economics Of the "Yakut state agricultural Academy», e-mail: [email protected]
STRATEGIC OBJECTIVES OF THE YAKUTIA AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX:
ARE THERE ANY SOLUTIONS?
Abstract. Purpose of work. To propose new methodological approaches to solving the issue of increasing the efficiency of the agro-industrial complex, including solving the problem of increasing agricultural production and increasing the level of food self-sufficiency of the region. Methodology. Methods of expert evaluation, logical and comparative analysis based on the review of information and statistical data are applied. Data from the Federal state statistics service were used as the research information base. Results. The article considers the problems of agriculture and their impact on the level of food self-sufficiency of the Republic of Sakha (Yakutia). Due to the existing problems (financial instability of agricultural producers, insufficiently effective mechanisms, shortage of qualified personnel, outflow of population from the village), agriculture is developing at an insufficient pace. The scope of the research. The author's research and suggestions are of practical importance and can be used in the development of programs and activities aimed at developing the food self-sufficiency system, determining new directions of state policy for the development of agriculture and agro-industrial complex. Conclusions. By analyzing and influencing factors that affect the level of food self-sufficiency in the region, it is possible to change not only the indicators of agricultural production and the agro-industrial complex as a whole, but also to influence the socio-economic development of rural areas, and improve the quality of life of the rural population.
Keywords: agro-industrial complex, food self-sufficiency, agriculture, region, project management, dig-italization.
Роднина Н.В.
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ АПК ЯКУТИИ: ЕСТЬ ЛИ РЕЦЕПТЫ РЕШЕНИЯ?
Введение. Роль агропромышленного комплекса во всех сферах жизни — экономической, социальной или политической — велика. Современное состояние продовольственных рынков, особенно северных регионов, подтверждает тот факт, что рыночное саморегулирование не обеспечивает в необходимом объеме рост агропромышленного производства.
Рассматривая продовольственное обеспечение населения как совокупность экономических отношений в обществе, возникающих в процессе обеспечения всех членов общества продуктами питания в соответствии с нормами количества и качества, государство должно гарантировать наличие, стабильность и эффективность использования продовольствия [2]. Несмотря на то что в последние годы было немало научных публикаций, касающихся отдельных проблем реализации современной национальной аграрной политики, в силу ряда причин они не в полной мере отражают объективный характер развития аграрной сферы [1].
Продовольственная безопасность позволяет поддерживать определенное качество жизни населения региона, а отсюда и воспроизводство рабочей силы, трудовых ресурсов; комплексно развивать региональное хозяйство за счет сельскохозяйственного производства, перерабатывающей промышленности, соответствующей инфраструктуры [17]. В России должны быть определены зоны, которые смогут и способны не только оживить работу сельхозпредприятий, но дать толчок к развитию целых территорий, желательно в каждом регионе [7].
Различия в природно-экономических условиях способствуют поляризации сельскохозяйственных товаропроизводителей по уровню производственного развития и конечных результатов деятельности, усиливают их экономическое расслоение по финансовому состоянию и финансовой устойчивости [10].
Большинство товаропроизводителей в агропромышленном комплексе слабо адаптируются к сложившимся рыночным условиям. При этом для населения, проживающего в регионах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, физическая и экономическая доступность продовольствия, уровень потребления, качество и структура рациона питания наиболее актуальны и сегодня [9].
В каждом регионе наряду с общими имеются свои особенности решения продовольственной проблемы, связанные с неблагоприятными природно-климатическими и экономическими условиями; диффуминацией различных групп населения по доходам; традициями потребления продовольствия; обеспечением доступа к продовольствию за счет разных каналов доходов и других путей; гарантией качества питания; формированием фондов продовольствия [12].
Методы исследования. На современном этапе агропромышленный комплекс Республики Саха (Якутия) характеризуется неустойчивым состоянием. Темпы роста валового объема производства сельскохозяйственной продукции на протяжении нескольких лет не превышали 100%, ежегодно снижался уровень продовольственного самообеспечения (рис. 1).
:1>ои 2005 :п|м 2а ы 2015 2016
■ Индекс фИчЛЧс^Ьиш ОЙЫМЯ ИРП ИР.9 И 4,0 101,0 10О.Р 101,7
■ Индекс процчЕшдстйп ГфОДУЩГО! ОХ 08,4 103.6 97.3 98,5 О" 5
Рис. 1. Соотношение темпов роста ВРП и продукции сельского хозяйства Республики Саха (Якутия), в % к предыдущему году, в сопоставимых ценах
Негативное воздействие оказывает финансовая неустойчивость и дефицит квалифицированных кадров, низкие темпы структурно-технологической модернизации отрасли и обновления основных производственных фондов.
62
www.rppe.ru
Особенностью АПК республики является высокая доля личных подсобных хозяйств населения и фермерских хозяйств. Из-за недостаточности средств этими категориями хозяйств применяются устаревшие технологии и как результат — низкие и ежегодно снижающиеся показатели производства, в т. ч. на душу населения республики.
Из-за сокращения объемов собственного производства по основным видам продукции увеличивается ввоз из-за пределов республики (рис. 2).
[|рсн !И|| IИ (МЫНКИ1НКI нкКон П|НМ1М№
29 Н»
1»
V) 0
=4= =■= * =а
лоо до №10 ЛЛ) НИ* лт ЛЛ* ли?
ПК.™ 46 IV № т 114 ш
—г КС Г И Ш ш ш я Ш Н?
—*г- МЩ0# мс ПЧЛ1Г""И. гк ™ 19 /у »и Н6 т пз п Ц1
- Мэлвди ■д.изнцпрсщкгц. МС.1Н [«м lt4.fi 164.« 1(М
ОД 1И> 1ЗД ЦЬ,* 111»
Рис. 2. Объемы производства и ввоза сельскохозяйственной продукции в Республике Саха (Якутия)
Для сельской местности республики особенно актуальна проблема структурной безработицы и отток в города квалифицированной, экономически активной части сельского населения.
Слабая социальная развитость сел не мотивирует население оставаться в селах и соответственно развивать сельское хозяйство. Эти и другие тенденции в демографии приводят к нарастанию дефицита кадров для сельского хозяйства [6]. Между тем сельское хозяйство (аграрный сектор) в данном случае выступает как жизненно важная и системообразующая отрасль в муниципальной экономике и социальной жизни сельской территории [8]. Одно рабочее место в сельском хозяйстве дает восемь-десять рабочих мест в других отраслях (промышленности, транспорте, торговле и др.) [17].
К началу 2018 г. численность сельского населения сократилась по сравнению с 2000 г. на 11,4 тыс. человек, и это практически соответствует уменьшению численности занятых в сельском хозяйстве. По данным СахаЯкутияСтат, доля занятых в сельском хозяйстве сократилась за этот же период с 10,9% до 7,1%.
Управление развитием территорий в России в настоящее время носит в основном недостаточно комплексный характер, часто не учитывает специфику конкретных территорий. Проводимая в последние годы непродуманная политика «оптимизации» учреждений социальной сферы (а в большинстве случаев — их фактическая ликвидация, особенно в сельской местности) приводит к негативным последствиям, то есть к дальнейшему ограничению перспектив развития муниципальных образований, миграционному оттоку населения в города, вымиранию целых населенных пунктов [2].
Аналогичные проблемы испытывают сельские территории республики.
Конечно же, положение дел осложняет также низкий производственный потенциал АПК и эти две причины взаимосвязаны.
Ситуация в Республике Саха (Якутия) страны подтверждает вывод о том, что для повышения уровня самообеспечения (табл.) основными видами продовольствия России необходимо развивать агропромышленный комплекс путем формирования новых экономических отношений, создания механизма государственного регулирования, включающего комплекс мер воздействия государства не только на процессы, происходящие в сельскохозяйственном секторе, но и увязывать их непосредственно с развитием сельских территорий региона и продоволь-
Роднина Н.В.
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ АПК ЯКУТИИ: ЕСТЬ ЛИ РЕЦЕПТЫ РЕШЕНИЯ?
ственного обеспечения населения [10]. При этом социально-экономическую политику по развитию сельских территорий необходимо рассматривать как сферу взаимной ответственности государства, муниципалитетов, науки, бизнеса и гражданского общества за обеспечение достойного качества жизни людей [6].
Уровень самообеспеченности основной сельскохозяйственной продукцией по Республике Саха (Якутия),%
Продукция Годы
2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Мясо 29,5 27,8 28,5 28,5 26,5 26,6 26,1 26,1
Молоко 62,8 62,1 59,6 58,1 58,2 57,9 58,1 58,7
Яйца 55,6 55,7 58,3 60,8 61,1 60,8 54,9 54,7
Картофель 60,5 58,0 60,8 62,3 61,5 58,2 63,0 62,4
Овощи и продовольственные бахчевые культуры 44,6 42,2 43,4 47,5 46,7 44,5 46,6 45,4
Данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) Росстата, 2018.
На сегодня агропромышленный комплекс Республики Саха (Якутия) характеризуется неустойчивым состоянием — в финансовом, производственном, трудовых ресурсах. В результате, в первую очередь необходимо рассмотреть вопросы укрепления финансового и экономического положения низкорентабельных организаций. Повышение эффективности их финансовой поддержки необходимо провести за счет ряда инновационных преобразований и внедрения новых технологических решений по био-, ресурсосберегающим и иным эффективным технологиям. Было бы целесообразно увязывать субсидирование и другие механизмы поддержки сельхозтоваропроизводителей с внедрением технологических инноваций, с повышением продуктивности сельскохозяйственных животных, применением новых видов удобрений и сортов и с разработкой под конкретное предприятие соответствующей программы или «дорожной карты». Необходима глубокая интеграция науки, образования и производства [5].
Правительство Республики Саха (Якутия) ( Минсельхоз РС(Я))
Стратегия СЭР РС(Я) до 2030 г. и госпрограмма Республики Саха (Якутия) «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и
продовольствия на 2020-2024 годы)
ФГБОУ
ВО
«Якутская
государственная
сельскохозяйственная академия»
Кол ледж
Высшее образование
7\
Задача 3-4.1.5. Стратегии СЭР до 2030 г. Повышать эффективность управления АПК и уровень кадровой обеспеченности
А
Повы шение квали фика ции
Научные исследования и разработка программ развития
>
Открытие новых направлений:
ФИНАНСОВО-ПРОЕКТНЫИ МЕНЕДЖМЕНТ и подготовка менеджеров новой формации. Предполагается программа,
аналогичная «Земский доктор»
Подготовка специалистов в области ЖКХ, сельской энергетики и иных
востребованных специальностей в АПК и на селе
I
Научно-исследовательские работы, разработки бизнес-проектов и др. стратегических документов, способствующих развитию сельских
территорий и
сельхозтоваропроизводи телей
Государственные органы исполнительной власти, Муниципальные образования, работодатели
пУ
Рис. 3. Блок-схема подготовки специалистов для нужд АПК и сельских территорий 64 www.rppe.ru
Современная аграрная реформа показывает, что из всех направлений модернизации АПК наиболее сложным и противоречивым является кадровое [16]. «Знание превратилось в ключевой экономический ресурс и доминирующий, если не единственный, источник конкурентного преимущества» [19].
Без квалифицированных кадров не может быть современного, основанного на инновационных технологиях сельского хозяйства. Наличие высшего образования, как у главных, так и рядовых специалистов, влияет на итоговый показатель. Увеличение на 1% данных показателей приводит к повышению результативного признака на 0,16 и 0,24% соответственно [15]. При этом необходимо учитывать, что в федеральных программах занижена роль органов местного самоуправления по вопросу развития сельских территорий, не решается главная проблема, а именно — децентрализация межбюджетных отношений, что мешает муниципалитетам полноценно управлять процессом сельского развития [14].
Поэтому в отношении всех трудовых ресурсов сельских территорий должна быть выработана эффективная государственная политика обеспечения высококвалифицированными кадрами. В Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 г. определено создание благоприятных социально-экономических условий для выполнения сельскими территориями их общенациональных функций и решения задач территориального развития [4].
Выпускники вузов должны обладать необходимой для инновационной экономики компетенцией без дополнительного переучивания. Совершенствование системы управления процессами в агропромышленном комплексе должно проходить комплексно с обучением новым технологиям. По прогнозу корпорации RAND передовые технологии будут способствовать стремительному развитию целых отраслей, по крайней мере, в течение ближайшего десятилетия. В докладе [20] было выделено более 50 технологий. При этом комплексный подход к образовательному процессу предполагает подготовку для нужд АПК и сельских территорий наряду с агрономами и зоотехниками специалистов в области жилищно-коммунального хозяйства, сельской энергетики и др. (рис. 3). Поэтому необходимо новое направление, такое, как финансово-проектный менеджмент.
Необходимо улучшить систему информационного обеспечения сельхозтоваропроизводителей для создания им комфортных условий получения информации о новых технологиях, технике и оборудовании. Вместо финансово-затратных центров консультаций создать информационно-консультационную автоматизированную систему — ФАК (финансово-аграрный консалтинг), который позволит всем субъектам АПК в онлайн-режиме получить оперативный доступ к интересующей их информации
Выводы. Экономические составляющие агропромышленного комплекса Республики Саха (Якутия) показывают, что его развитие и повышение уровня продовольственного самообеспечения находятся в прямой зависимости от региональной системы управления. Текущее состояние аграрного сектора требует внедрения новых подходов, в т. ч. в изменении механизмов взаимодействия сельхозтоваропроизводителей с государственными органами, образовательными и научными учреждениями.
Литература
1. Алтухов, А. И., Дрокин, В. В., Журавлев, А. С. Продовольственная безопасность и импортозамещение — основные стратегические задачи современной аграрной политики // Экономика региона. 2015. № 3. С. 256266. doi 10.17059/2015-3-2.
2. Бондарева, Г. С., Бондарев, Н. С. Проблемы продовольственного обеспечения населения промышленного региона//Научный альманах «Экономические науки». 2015. № 8 (10). С. 86.
3. Бухвальд, Е. Актуальные вопросы развития муниципальных образований и реформирования института местного самоуправления. //Экономические и социальные перемены : факты, тенденции, прогноз. 2018. № 1. С. 133.
4. Глазовский, Н. Ф., Гордеев, Н. Ф., Сдасюк, Г. В. Устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий : зарубежный опыт и проблемы России. — М. : Товарищество научных изданий КМК, 2005. Вып. 2.
5. Голубев, А. В. Основы инновационного развития Российского АПК.—М. : РГАУ-МСХА, 2015. С. 219.
6. Коваленко, Е. Г. Проблемы и механизмы развития сельских территорий // Фундаментальные исследования. 2012. № 3-3. С. 687-690.
7. Полушкина, Т. М. Формирование рациональной системы государственного регулирования аграрной сферы экономики, отвечающей требованиям экономически эффективной аграрной политики // Фундаментальные исследования. 2012. № 9-4. С. 976-980.
8. Раст, Д. В. Муниципальное управление развитием сельских территорий региона //Проблемы современной
Роднина Н.В.
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ АПК ЯКУТИИ: ЕСТЬ ЛИ РЕЦЕПТЫ РЕШЕНИЯ?
экономики. 2015. M10. С. 211-215.
Я. Роднина, Н. В. Государственное регулирование продовольственного обеспечения регионов Севера // Современная экономика : проблемы и решения. 2017. M Я. С.104-113.
10. Роднина, Н. В. Внутренняя продовольственная помощь в Российской Федерации : проблемы и решения // Региональная экономика : теория и практика. 2018. Т. 16. M 3. С. 484-4Я4.
11. Самыгин, Д. Ю., Пронякин, И. С., Булычева, Ю. В. О стратегических мерах бюджетной поддержки сельского хозяйства. //Московский экономический журнал. 2017. M 1. С.1-11.
12. Сафин, У. З. Особенности продовольственного самообеспечения в регионах России // Экономика и экономическая безопасность. 200Я. M 5. С. 22.
13. Семин, А., Скворцов, Е. Трансформация трудовой деятельности в условиях применения робототехники в сельском хозяйстве //АПК : экономика, управление. 2018. M 11. С. 76-84.
14. Ушачев, И., Семкин, А., Воронин, Е. Зигзаги государственного и хозяйственно-экономического управления АПК на муниципальном уровне // АПК : экономика и управление. 2018. M 10. С. 46-57.
15. Шагивалиев, Л. Р, Барсегян, Н. В. Факторы, оказывающие влияние на формирование кадрового потенциала в аграрном секторе экономики // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2017. M 2. С. 54-58.
16. Шагивалиев, Л. Р. Оценка влияния показателей сельскохозяйственного производства и кадрового потенциала на результативность аграрного сектора // Сибирский вестник сельскохозяйственной науки. 2016. M 5. С. Я1-Я5.
17. Чупрякова, А. Г., Косинский, П. Д. Особенности устойчивого развития сельских поселений промышленного региона // Региональная экономика : теория и практика. 2013. M 23(302). С. 3Я-45.
18. Юнусова, П. С. Особенности формирования системы продовольственной безопасности региона // Региональные проблемы преобразования экономики. 2008. M 15. С. 5Я-64.
1Я. Drucker, P. F. Managing in a Time of Great Change. — NY. : Truman talley Books / Dutton, 1ЯЯ5. P. 31.
20. Silberglitt, R. The Global Technology Revolution 2020. In-Depth Analyses. [Электронный ресурс]. — URL : http://www.rand.org/pubs/technical_reports/TR303.html (дата обращения 23 августа 201Я г.).
21. Статистический ежегодник, 2017 (официальное издание). Республика Саха (Якутия). Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия).
References:
1. Altuhov, A. I., Drokin, V. V., ZHuravlev, A. S. Prodovol'stvennaya bezopasnost' i importozameshchenie — osnovnye strategicheskie zadachi sovremennoj agrarnoj politiki // Ekonomika regiona. 2015. M 3. S. 256-266. doi 10.1705Я/2015-3-2.
2. Bondareva, G. S., Bondarev, N. S. Problemy prodovol'stvennogo obespecheniya naseleniya promyshlennogo regiona // Nauchnyj al'manah «Ekonomicheskie nauki». 2015. M 8 (10). S. 86.
3. Buhval'd, E. Aktual'nye voprosy razvitiya municipal'nyh obrazovanij i reformirovaniya instituta mestnogo samou-pravleniya. // Ekonomicheskie i social'nye peremeny : fakty, tendencii, prognoz. 2018. M 1. S. 133.
4. Glazovskij, N. F., Gordeev, N. F., Sdasyuk, G. V. Ustojchivoe razvitie sel'skogo hozyajstva i sel'skih territorij : za-rubezhnyj opyt i problemy Rossii. — M. : Tovarishchestvo nauchnyh izdanij KMK, 2005. Vyp. 2.
5. Golubev, A. V. Osnovy innovacionnogo razvitiya Rossijskogo APK.—M. : RGAU-MSKHA, 2015. S. 21Я.
6. Kovalenko, E. G. Problemy i mekhanizmy razvitiya sel'skih territorij // Fundamental'nye issledovaniya. 2012. M 33. S. 687-6Я0.
7. Polushkina, T. M. Formirovanie racional'noj sistemy gosudarstvennogo regulirovaniya agrarnoj sfery ekonomiki, otvechayushchej trebovaniyam ekonomicheski effektivnoj agrarnoj politiki // Fundamental'nye issledovaniya. 2012. M Я-4. S. Я76-Я80.
8. Rast, D. V. Municipal'noe upravlenie razvitiem sel'skih territorij regiona //Problemy sovremennoj ekonomiki. 2015. M10. S. 211-215.
Я. Rodnina, N. V. Gosudarstvennoe regulirovanie prodovol'stvennogo obespecheniya regionov Severa // Sovremenna-ya ekonomika : problemy i resheniya. 2017. M Я. S. 104-113.
10. Rodnina, N. V. Vnutrennyaya prodovol'stvennaya pomoshch' v Rossijskoj Federacii : problemy i resheniya // Regional'naya ekonomika : teoriya i praktika. 2018. T. 16. M 3. S. 484-4Я4.
11. Samygin, D. YU., Pronyakin, I. S., Bulycheva, YU. V. O strategicheskih merah byudzhetnoj podderzhki sel'skogo hozyajstva. //Moskovskij ekonomicheskij zhurnal. 2017. M 1. S.1-11.
12. Safin, U. Z. Osobennosti prodovol'stvennogo samoobespecheniya v regionah Rossii // Ekonomika i ekonomich-eskaya bezopasnost'. 200Я. M 5. S. 22.
13. Semin, A., Skvorcov, E. Transformaciya trudovoj deyatel'nosti v usloviyah primeneniya robototekhniki v sel'skom hozyajstve //APK : ekonomika, upravlenie. 2018. M 11. S. 76-84.
14. Ushachev, I., Semkin, A., Voronin, E. Zigzagi gosudarstvennogo i hozyajstvenno-ekonomicheskogo upravleniya APK na municipal'nom urovne // APK : ekonomika i upravlenie. 2018. M 10. S. 46-57.
15. SHagivaliev, L. R, Barsegyan, N. V. Faktory, okazyvayushchie vliyanie na formirovanie kadrovogo potenciala v agrar-nom sektore ekonomiki //Ekonomika sel'skohozyajstvennyh i pererabatyvayushchih predpriyatij. 2017. M 2. S. 54-58.
16. SHagivaliev, L. R. Ocenka vliyaniya pokazatelej sel'skohozyajstvennogo proizvodstva i kadrovogo potenciala na rezul'tativnost' agrarnogo sektora // Sibirskij vestnik sel'skohozyajstvennoj nauki. 2016. M 5. S. Я1-Я5.
17. CHupryakova, A. G., Kosinskij, P. D. Osobennosti ustojchivogo razvitiya sel'skih poselenij promyshlennogo regiona //Regional'naya ekonomika : teoriya i praktika. 2013. M 23(302). S. 3Я-45.
18. YUnusova, P. S. Osobennosti formirovaniya sistemy prodovol'stvennoj bezopasnosti regiona // Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. 2008. M 15. S. 5Я-64.
1Я. Drucker, P. F. Managing in a Time of Great Change. — NY. : Truman talley Books / Dutton, 1ЯЯ5. P. 31.
20. Silberglitt, R. The Global Technology Revolution 2020. In-Depth Analyses. [Elektronnyj resurs]. — URL : http:// www.rand.org/pubs/technical_reports/TR303.html (data obrashcheniya 23 avgusta 201Я g.).
21. Statisticheskij ezhegodnik, 2017 (oficial'noe izdanie). Respublika Saha (YAkutiya). Territorial'nyj organ Feder-al'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki po Respublike Saha (YAkutiya).
66
www.rppe.ru