Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ВЫЗОВЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ РЕГИОНА В ПАРАДИГМЕ BANI -МИРА'

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ВЫЗОВЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ РЕГИОНА В ПАРАДИГМЕ BANI -МИРА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательные системы / регион / субъекты образовательного процесса / социальные регуляторы / стратегические вызовы / стратегические приоритеты / парадигма BANI -мира / educational systems / region / subjects of the educational process / social regulators / strategic challenges / strategic priorities / the paradigm of the BANI world

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Леухова Мария Геннадьевна

Развитие образовательных систем должно опираться на тренды и цели систем более высокого уровня. Поэтому для формулировки стратегических вызовов и приоритетов субъектов образовательного процесса необходимо оценить влияние социальных регуляторов более высокого уровня. Цель исследования – выявить стратегические вызовы и приоритеты для региональной образовательной системы, обусловленные становлением и развитием BANI-трендов современного мира. Проанализировано воздействие основных компонентов BANI -мира на образование, сформулированы стратегические вызовы, даны практические рекомендации по развитию региональных образовательных систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC CHALLENGES TO THE REGION'S EDUCATIONAL SYSTEM IN THE BANI-WORLD PARADIGM

The development of educational systems should be based on the trends and goals of higher-level systems. Therefore, in order to formulate strategic challenges and priorities of the subjects of the educational process, it is necessary to assess the influence of higher-level social regulators. The purpose of the study is to identify strategic challenges and priorities for the regional educational system caused by the formation and development of the BANI trends of the modern world. The impact of the main components of the BANI-world on education is analyzed, strategic challenges are formulated, practical recommendations for the development of regional educational systems are given.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ВЫЗОВЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ РЕГИОНА В ПАРАДИГМЕ BANI -МИРА»

III. ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

УДК 37.014

DOI: 10.24412/2308-7196-2024-1-72-77

Леухова Мария Геннадьевна

кандидат исторических наук, доцент, проректор по молодежной политике и общественным коммуникациям, заведующий кафедрой стратегии регионального и отраслевого развития

ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», Кемерово, Россия 650000, г. Кемерово, ул. Красная, 6, e-mail: kaf-strategy@kemsu.ru

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ВЫЗОВЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ РЕГИОНА В ПАРАДИГМЕ BANI-МИРА

Maria G. Leukhova

Associate Professor, Vice-Rector for Youth Policy and Public Communications, Head of the Department of Regional and Sectoral Development Strategy

Kemerovo State University, PhD, Kemerovo, Russia 650000, Kemerovo, Krasnaya st., 6, e-mail: kaf-strategy@kemsu.ru

STRATEGIC CHALLENGES TO THE REGION'S EDUCATIONAL SYSTEM

IN THE BANI-WORLD PARADIGM

Аннотация. Развитие образовательных систем должно опираться на тренды и цели систем более высокого уровня. Поэтому для формулировки стратегических вызовов и приоритетов субъектов образовательного процесса необходимо оценить влияние социальных регуляторов более высокого уровня. Цель исследования - выявить стратегические вызовы и приоритеты для региональной образовательной системы, обусловленные становлением и развитием BANI-трендов современного мира. Проанализировано воздействие основных компонентов BANI-мира на образование, сформулированы стратегические вызовы, даны практические рекомендации по развитию региональных образовательных систем.

Ключевые слова: образовательные системы, регион, субъекты образовательного процесса, социальные регуляторы, стратегические вызовы, стратегические приоритеты, парадигма BANI-мира.

Abstract. The development of educational systems should be based on the trends and goals of higher-level systems. Therefore, in order to formulate strategic

72

challenges and priorities of the subjects of the educational process, it is necessary to assess the influence of higher-level social regulators. The purpose of the study is to identify strategic challenges and priorities for the regional educational system caused by the formation and development of the BANI trends of the modern world. The impact of the main components of the BANI-world on education is analyzed, strategic challenges are formulated, practical recommendations for the development of regional educational systems are given.

Key words: educational systems, region, subjects of the educational process, social regulators, strategic challenges, strategic priorities, the paradigm of the BANI world.

В соответствии с основными положениями системного подхода образовательный комплекс региона как объект исследования обладает свойствами внутреннего единства, гомеостаза, динамики, обмена с окружающей средой. Вместе с тем он выступает в качестве компонента систем более высокого уровня (отрасли, субъекта Российской Федерации, страны). Тренды и целеполагание этих метасистем задают основные ориентиры для стратегии развития региональной образовательной системы. Их также можно рассматривать как ключевые социальные регуляторы развития образования в том или ином регионе, определяющие действия стейкхолдеров образовательного процесса. Иными словами, в сложной системе отдельные компоненты должны исходить из логики развития систем более высокого уровня, а не противоречить им [5, с. 77-80].

Так, в современных представлениях о стратегировании азбучным стало положение о том, что «при разработке стратегий для субординированных подразделений - цехов завода или регионов страны - важно руководствоваться стратегией интегрирующей системы - завода или страны соответственно» [3, с. 59]. Поэтому образовательные системы России, в частности региональные, должны быть и стратегически, и тактически скоординированы с системами более высокого уровня. Это предполагает, в свою очередь, определение вызовов и стратегических приоритетов на основе некоторой целостной парадигмы, позволяющей понять, как будут развиваться социум, общественные отношения, подходы к управлению. Применительно к системе образования региона это даст возможность определить основные направления конкретных действий и стратегические приоритеты в долгосрочной перспективе.

В настоящее время широкое признание получила парадигма BANI-мира [8]. Поэтому цель данной работы - выявить стратегические вызовы и приоритеты для региональной образовательной системы, обусловленные становлением и развитием BANI-трендов современного мира.

Как известно, в 2010-х гг. стало постепенно размываться и уходить в прошлое представление о VUCA-мире (акроним от англоязычных терминов, обозначающих соответственно изменчивость, неопределенность, сложность, неоднозначность), актуальное для 1990-2000-х гг. [4]. В 2016 г. известный футуролог Ж. Кашио Cascio) выдвинул парадигму BANI-мира, получившую

ВЕСТНИК ПГГПУ

Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки

особую популярность с 2020 г., с началом распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19. Она включает четыре переменные: хрупкость (англ. brittle), тревожность (англ. anxious), нелинейность (англ. nonlinear), непостижимость (англ. incomprehensible) [9].

Как нетрудно заметить, это скорее негативные характеристики окружающего мира, которые существенно затрудняют деятельность любого человека или организации. Вместе с тем собственно сам Ж. Кашио сформулировал стратегические приоритеты развития, которые позволяют рассчитывать на успех в BANI-мире. Например, беспокойство может быть парировано развитием эмпатии [6]. Рассмотрим основные положения парадигмы BANI-мира для формулировки и уточнения ключевых стратегических вызовов региональным системам образования на ближайшие годы, а также их стратегических приоритетов.

1. Первая из переменных, описывающих BANI-мир, - это его хрупкость, то есть большая уязвимость, значительная подверженность различным воздействиям, высокая вероятность спонтанного разрушения системных связей, структур, материальных и информационных потоков. Иными словами, любые привычные способы деятельности, контакты, каналы обмена могут потерпеть внезапную катастрофу, признаков которой еще «вчера» не просматривалось.

В образовании это, например, запрет на традиционные форматы работы в классах, учебных аудиториях с переносом учебной деятельности в онлайн, в экономике - деглобализация и резкий разрыв выстроенных десятилетиями цепочек поставок вследствие эскалации международной напряженности и «санкционных войн». Хрупкость затрагивает и образовательные системы, отдельные образовательные организации, которые могут столкнуться с подрывными технологиями или «черными лебедями» (так же, как рынки и компании рискуют исчезнуть за один день).

В данной ситуации основной стратегический приоритет образовательных систем - это повышение адаптивности, готовность к изменениям форматов работы. Иными словами, нужно не сопротивляться изменениям, сохраняя существующую систему (как понималась устойчивость ранее), а быть готовым изменить свою форму, перестроиться, перейти в новую нишу. Например, не сопротивляться внедрению дистанционных курсов и падению спроса на традиционное образование, а стать лидером в предоставлении таких учебных курсов через Интернет. Необходимо быть готовым к вхождению в Сеть, коллаборации, кластеры, единые цепочки создания ценностей и самому привлекать партнеров для создания конкурентоспособного образовательного продукта. Немаловажно в данном контексте изменение организационной культуры образовательных систем, создание команд с разными опытом, компетенциями и взглядами, которые наиболее продуктивны в BANI-мире.

2. BANI-мир способствует росту тревожности, беспокойства отдельных людей и коллективов, что, в свою очередь, подталкивает их к пассивности, апатии. Например, по данным опроса фонда «Общественное мнение» «ФОМнибус», в мае 2023 г. 53 % опрошенных оценили настроения среди

родных, друзей, коллег, знакомых как «тревожные» (как «спокойные» - 42 %) [2], что довольно много. Конечно, это не чисто российская, а глобальная особенность BANI-мира.

Частным, но важным аспектом тревожности стал феномен думскроллинга (думсёрфинга) (от англ. doom - «злой рок», «гибель» и scroll - «прокручивать, листать»), когда люди зацикливаются на поиске и чтении в своей ленте именно новостей, большая доля которых имеет негативный характер, а часть является «фейковой» (мистифицированной) либо дезориентирующей, выдающей случайное за массовое или массовое за случайное («за деревьями не видно леса»). Все это, мягко говоря, не способствует высокому качеству жизни и продуктивному труду.

Стратегическим ответом на вызов тревожности может быть только развитие эмпатии и осознанности, а также критического мышления, навыков работы с информацией. Для образовательных систем регионов это определяет следующие перспективные форматы стратегического развития:

- массированное внедрение в основной образовательный процесс на разных уровнях таких элементов, как навыки осознанного мышления, стрессоустойчивость, адаптация к новой реальности, забота о своем ментальном здоровье, т. е., по сути, формирование личности, готовой к жизни и труду в условиях перманентного стресса и тревожности на различных уровнях;

- развитие компетенций критического мышления, работы с большими массивами информации, фактчекинга (проверки достоверности и значимости фактов), логики, аналитических навыков в соответствии с особенностями обучающихся на различных уровнях;

- развитие дополнительного образования для широких кругов жителей региона по направлениям как критического мышления, так и осознанности, ментального здоровья.

3. Третья особенность BANI-мира - нелинейность, то есть диспропорция причин и следствий, усилий и результатов. Это затрудняет планирование деятельности, распределение ресурсов, дезориентирует при принятии решений. В такой ситуации Ж. Кашио рекомендует более глубоко понимать контекст своей деятельности и, опять же, становиться более адаптивным.

Что касается контекста, то следует понимать, что при стратегировании образовательных систем на различных уровнях потребуется изменить подход к установке временных горизонтов достижения неколичественных целей и количественных задач. В силу институциональных факторов (государственная собственность, использование бюджетных средств, требования нового публичного менеджмента) образовательные системы и их компоненты, безусловно, не могут полностью отказаться от долгосрочного планирования с формализованными конечными результатами, хотя многие авторы в BANI-мире рекомендуют либо не использовать его вообще, либо, по крайней мере, не устанавливать конкретные долгосрочные цели [7].

Поэтому требуется развитие более гибких управленческих подходов, при

ВЕСТНИК ПГГПУ

Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки

которых так или иначе фиксируются видение будущего, качественные стратегические цели, а конкретные количественные индикаторы планируются на ограниченный срок и могут быстро пересматриваться (в Netflix планируют на месяц или квартал, не дольше). Разумеется, при этом придется менять традиционные подходы к разработке и реализации государственных программ развития образования, выполнению стратегических проектов развития. Однако в современном мире изменение методологии долгосрочного планирования образовательных систем государством и регионами объективно необходимо, особенно если учитывать серьезную и во многом обоснованную критику нового публичного менеджмента.

4. Непостижимость BANI-мира вытекает из его нелинейности и означает, что мир довольно плохо познаваем, а избыток информации только затрудняет понимание. В этой ситуации человек с «нулевым» типом мышления в принципе отказывается от рефлексии и заимствует готовые мнения из СМИ, Интернета, от каких-либо авторитетных для него лиц (иллюстрация такого мышления блестяще показана К. Чапеком в романе «Война с саламандрами»). Человек с аналитическим складом ума, в свою очередь, сталкивается с тем, что оценка и выводы в условиях информационной избыточности требуют больших временных затрат и интеллектуальных усилий. Соответственно, чрезвычайно затруднительно анализировать и выявлять действительно значимые для стратегического развития образовательных систем факторы.

Очевидным выходом из ситуации можно назвать использование искусственного интеллекта и технологий анализа больших данных, которые по своим аналитическим возможностям, включая поиск неявных закономерностей, существенно превосходят человеческий мозг. Однако наряду с общими опасениями по поводу бесконтрольной деятельности совершенно новых технологий сами эти системы вызывают у сотрудников дополнительный стресс, тревогу, дезориентируют их. Поэтому в соответствии с рекомендациями Ж. Кашио и других экспертов в образовательных системах у лиц, принимающих решения, нужно развивать трансцензуальное мышление, во многом основанное на прозрачности и интуиции (мышление озарения, инсайта) [1]. Поэтому еще одним важнейшим стратегическим приоритетом образовательных систем регионов по праву должно считаться развитие такого типа мышления как для «собственных нужд» руководителей и специалистов образовательных организаций, так и для обучающихся и всех заинтересованных лиц.

Список литературы

1. Акперов И.Г., Мартынов Б.В., Прокопенко Е.С. Роль цифрового сознания в управлении изменениями // Вестник Южного университета. - 2022. - № 11. -С. 5-10.

2. Доминанты. Поле мнений. Социологический бюллетень. Опрос: неделя № 20. Вып. 25 мая 2023 г. [Электронный ресурс]. -URL:https://media.fom.m/fom-bd/d202023.pdf (дата обращения: 25.05.2023).

3. Квинт В.Л. Концепция стратегирования. - Кемерово : Изд-во Кемеров. гос. ун-та, 2022. - 170 с.

4. Обухова Н.И. VUCA-мир и образовательная среда // Калининградский вестник образования. - 2021. - № 3. - С. 11-22.

5. Садовский В.Н. Основания общей теории систем. Логико-методологический анализ. - М. : Наука, 1974. - 280 с.

6. Федченко А.А., Филимонова И.В., Ярышина В.Н. Инструментарий оценки и подбора работников в условиях BANI-мира // Социально-трудовые исследования. - 2022. - Т. 47. - № 2. - С. 98-105.

7. Федькина Ю.В. Ребрендинг в стиле BANI // Бренд-менеджмент. - 2022. -№ 3. - С. 162-169.

8. Чуланова О.Л., Санайков В.Р. Профессиональное выгорание персонала в условиях гибридного офиса и вызовов BANI-мира: результаты исследования и разработка диджитал-инструмента по предупреждению // Журнал исследований по управлению. - 2023. - Т. 9. - № 1. - С. 45-61.

9. Cascio J. Facing the Age of Chaos [Electronic resource]. - URL: https://medium.com/@castio/facmg-the-age-of-chaos-b00687b1f51d?roistat_visit=1074790 (date of accessed: 20.05.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.