Научная статья на тему 'Стратегические установки института дополнительного образования и программы развития университета'

Стратегические установки института дополнительного образования и программы развития университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
252
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INSTITUTION OF CONTINUING EDUCATION / STRATEGIC SETTINGS / UNIVERSITY / DEVELOPMENT PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волошина Ирина Анатольевна

Современный развивающийся университет как самообразующаяся организация должен соответствовать мировым требованиям к организации высшего образования и вписываться в условия мирового сосуществования с учетом современных тенденций цифровизации экономики и повседневной жизни людей и интернационализации учебного процесса, педагогической и научной деятельности преподавателей. Стратегические установки развития всех подразделений университета должны соответствовать этой общей тенденции и программе развития университета. В статье описаны стратегические установки деятельности института дополнительного образования (ИДО) в разные периоды развития университета: работа университета по федеральной программе мобильного повышения квалификации; функционирование национального исследовательского университета; участие в проекте 5-100. Показано их соответствие направлению развития университета в эти периоды. Охарактеризованы аспекты и стратегические направления деятельности института в современный период, подчеркнут аспект международной деятельности, показатели которой учитываются в определении рейтингов университета. Приведены статистические сравнительные результаты достижений ИДО, оформленные в виде диаграмм. Содержащиеся в них данные подтверждают эффективность выбранных и реализуемых стратегических установок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волошина Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC SETTINGS OF THE INSTITUTE OF CONTINUING EDUCATION AND THE UNIVERSITY DEVELOPMENT PROGRAM

A modern developing university as a self-forming organization must comply with world requirements for the organization of higher education and fit into the conditions of world coexistence, taking into account modern trends in digitalization of the economy and everyday life of people and the internationalization of the educational process, pedagogical and scientific activities of teachers. The strategic development guidelines for all departments of the university should be consistent with this general trend and the university development program. The article describes the strategic orientation of the institution of continuing education (ICE) at different periods of the university’s development: the university’s work under the federal program for mobile training; the functioning of a national research university; in the draft 5-100. Their correspondence to the direction of university development during these periods is shown. The aspects and strategic directions of the institute’s activity in the modern period are characterized, the aspect of international activity, indicators which are taken into account in determining university ratings, is emphasized. Statistical comparative results of the achievements of ICE are presented in diagrams. The data contained in them confirm the effectiveness of the selected and implemented strategic objectives.

Текст научной работы на тему «Стратегические установки института дополнительного образования и программы развития университета»

УДК 378.046.4

DOI: 10.14529/ped200203

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ

ИНСТИТУТА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

И ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТА

И.А. Волошина

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия

Современный развивающийся университет как самообразующаяся организация должен соответствовать мировым требованиям к организации высшего образования и вписываться в условия мирового сосуществования с учетом современных тенденций цифро-визации экономики и повседневной жизни людей и интернационализации учебного процесса, педагогической и научной деятельности преподавателей. Стратегические установки развития всех подразделений университета должны соответствовать этой общей тенденции и программе развития университета.

В статье описаны стратегические установки деятельности института дополнительного образования (ИДО) в разные периоды развития университета: работа университета по федеральной программе мобильного повышения квалификации; функционирование национального исследовательского университета; участие в проекте 5-100. Показано их соответствие направлению развития университета в эти периоды. Охарактеризованы аспекты и стратегические направления деятельности института в современный период, подчеркнут аспект международной деятельности, показатели которой учитываются в определении рейтингов университета. Приведены статистические сравнительные результаты достижений ИДО, оформленные в виде диаграмм. Содержащиеся в них данные подтверждают эффективность выбранных и реализуемых стратегических установок.

Ключевые слова: институт дополнительного образования, стратегические установки, университет, программы развития.

Постановка задачи

Стратегические установки Института дополнительного образования (ИДО) ЮжноУральского государственного университета (ЮУрГУ) всегда разрабатывались с учетом внешних требований к высшему образованию и в русле программы развития университета. ИДО вырос из структуры факультета повышения педагогической квалификации (ФППК), успешно функционировавшей в советском университете. Он долгое время входил в ИДО в качестве подструктуры. За 15 лет успешной деятельности ИДО прошел несколько значимых этапов развития, которые отвечали вызовам времени; пережил несколько реорганизаций, характерных для реформирования высшего образования. В условиях реформирования ИДО сохранил наработанный опыт прежних лет. Институт уточнил и модернизировал свой функционал таким образом, чтобы он в полней мере соответствовал стратегическим направлениям развития университета. В деятельности структуры можно выделить несколько этапов, естественным образом связанных, с одной стороны, с этапами развития университета в целом и, с другой стороны, с изменениями

в экономической и социальной ситуации в нашей стране. Современный период - когда университет многие годы работает в условиях интернационализации, участвует в программе 5-100, а мир вокруг становится цифровым -требует разработки новой стратегии.

Методы

В статье описаны вехи развития ИДО. Для этого использован исторический метод. Этапы выявлены таким образом, что они полностью соответствуют программе развития ЮУрГУ на разных этапах его функционирования. Представлена модель развития ИДО в современный период. Применен метод моделирования. В статье содержатся результаты функционирования, описанные графическим методом. Критерии измерения и описания: численность слушателей (общая и по категориям), число программ, объем заработанных средств.

Обзор литературы

Деятельность ИДО базируется и осуществляется в соответствии с современными достижениями педагогической науки. Сегодня дополнительное образование является составной частью непрерывного образования специалистов. Мы строим работу ИДО в соответ-

ствии с разработанными нами, а также другими исследователями и практиками дополнительного образования: методологическими и теоретическими основаниями непрерывного образования [12, 13, 17, ]; моделями управления дополнительным образованием [5, 6, 10, 14]; технологиями проектирования непрерывного профессионального образования [1, 2, 8, 9, 22]; моделями реализации дополнительного образования научно-педагогических работников и представителей работодателей [3, 4, 7, 11, 16, 19, 20]; современными педагогическими технологиями, используемыми для образования взрослых [15, 18, 21, 23].

Этапы развития ИДО в контексте

программы развития университета

Остановимся на главных достижениях каждого этапа.

Период создания. Возникновение ИДО назрело в крупнейшем университете страны в связи с рядом предпосылок и противоречий. В университете сложились 40 центров дополнительного образования, разнородных и не имеющих общего регламента деятельности. Существовали лаборатории и центры дополнительного образования в составе различных кафедр и факультетов, отдельные структуры на базе научно-образовательных центров, в которых проводилась иногда только одна дополнительная образовательная программа или весьма ограниченное число программ. Объективно сложились препятствия для развития дополнительного образования в университете:

• отсутствие единой стратегии развития дополнительного образования в университете;

• отсутствие единой университетской нормативной базы для оказания образовательных услуг в сфере дополнительного образования;

• отсутствие единообразия при подготовке и хранении документации, обеспечивающей проведение программ дополнительного образования (приказов на открытие программ, приказов о зачислении и отчислении слушателей);

• отсутствие единой базы регистрации и учета выдачи итоговых документов (удостоверений о повышении квалификации и дипломов о профессиональной переподготовке);

• отсутствие единого шаблона и единых требований при разработке учебно-методических комплексов программ дополнительного образования;

• отсутствие единых требований к качеству содержания программ дополнительного образования.

С созданием ИДО постепенно эти проблемы были разрешены. Была разработана единая нормативно-правовая база проектирования и реализации дополнительного профессионального образования (ДПО) в университете: возникли общие требования к учебно-методическим комплексам образовательных программ; был разработан единый стратегический план развития ДПО и сформулированы главные установки; разработаны требования и процедуры для повышения качества программ; разработаны единые шаблоны для оформления и хранения документов.

Период мобильного повышения квалификации. Во исполнение приказов Министерства образования и науки Российской Федерации «Об организации повышения квалификации научно-педагогических работников федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, подведомственных Министерству образования и науки Российской Федерации, в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, подведомственных Министерству образования и науки Российской Федерации» ЮУрГУ в течение ряда лет избирался одним из опорных (базовых) вузов в Российской Федерации. В период проведения программы мобильного повышения квалификации на базе ЮУрГУ в ИДО проводились дополнительные образовательные программы повышения квалификации по следующим направлениям:

• новые формы управления образовательным процессом: проектный подход к управлению качеством образования;

• современные образовательные технологии: реализация образовательных программ с применением современных образовательных технологий, в том числе дистанционных и электронного обучения;

• совершенствование образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС: разработка самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов; создание междисциплинарных дополнительных профессиональных образовательных программ с учетом требований работодателей.

ИДО ЮУрГУ стал структурным подразделением-координатором, ответственным за проведение мероприятий по обучению слушателей по вышеперечисленным направлениям. В круг задач, решаемых сотрудниками ИДО на данном этапе, входили следующие:

1. Обеспечение набора необходимого количества слушателей путем информационной работы с линейными вузами, подведомственными Министерству образования и науки Российской Федерации.

2. Оформление необходимых документов для оплаты труда профессорско-преподавательского состава, привлекаемого для реализации программ повышения квалификации по перечисленным направлениям за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания.

3. Расселение слушателей в местах временного проживания (номерах повышенной комфортности общежитий ЮУрГУ и гостиницах города).

4. Обеспечение культурной программы слушателей на период пребывания в городе в сотрудничестве с кафедрой «Туризм и социально-культурный сервис» Института спорта, туризма и сервиса.

5. Обеспечение экскурсионного доступа слушателей в научно-образовательные центры и лаборатории университета, такие как «Машиностроение и металлургия», «Строительство», «Суперкомпьютерный центр», «Нанотех-нологии», «Энергосберегающие технологии», «Аэрокосмические технологии», «Бережливое производство», «Учебная техника и технологии» по согласованию с руководителями данных структур.

6. Обеспечение безопасного и комфортного пребывания слушателей на территории помещений университета в сотрудничестве со службой безопасности ЮУрГУ.

7. Учебно-методическое сопровождение реализации программ повышения квалификации по перечисленным направлениям.

8. Работа с руководителями программ повышения квалификации по перечисленным направлениям (обеспечение слушателей программами курсов и методическими пособиями, представление в ИДО расписания занятий и списков преподавателей, а также контроль выполнения слушателями итоговой аттестационной работы с сохранением материалов ИАР в архиве кафедры).

9. Обеспечение слушателей необходимой литературой для выполнения итоговых аттестационных работ в сотрудничестве с Научной библиотекой ЮУрГУ.

10. Осуществление мониторинга качества обучения (очные контрольные посещения

занятий преподавателей, итоговый опрос и анкетирование слушателей с целью получения обратной связи).

11. Представление отчетности о проделанной работе в Министерство образования и науки РФ.

На данном этапе ИДО показал себя вполне сформированной, жизнеспособной и работоспособной структурой, эффективно решающей задачи организации и проведения дополнительных образовательных программ во всем их разнообразии. Сотрудники института приобрели неоценимый опыт организационно-методической деятельности. Деятельность ИДО в ходе реализации программы мобильного повышения квалификации вывела ЮУрГУ на уровень «уверенного игрока» в сфере дополнительного профессионального образования в нашей стране, именно в этот период были приобретены многие партнерские контакты, которые пригодились институту в будущем для расширения сферы своей деятельности, развития и укрепления академических контактов и организации международных научно-практических конференций.

Период обеспечения национального исследовательского университета (НИУ) высококвалифицированными кадрами. В этот период были разработаны дополнительные профессиональные образовательные программы по всем перспективным направлениям развития НИУ:

ПНР-1 «Энергосбережение в социальной сфере»;

ПНР-2 «Рациональное использование ресурсов и энергии в металлургии»;

ПНР-3 «Энерго- и ресурсоэффективные технологии в дизелестроении для бронетанковой техники и инженерных машин»;

ПНР-4 «Ресурсоэффективные технологии создания и эксплуатации комплексов морских баллистических ракет»;

ПНР-5 «Суперкомпьютерные и грид-технологии для решения проблем энерго- и ресурсосбережения».

Общее количество программ - более 140.

Программы реализовывались в современных высокотехнологичных научно-образовательных центрах, для которых в рамках финансирования НИУ было закуплено передовое оборудование. Партнерам центров (ЗАО «РПК «Системы управления», ФГУП «Завод «Прибор», ООО «Мечел Строй», ООО «За-

падный луч», ООО «КПД заказчик», ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК», ОАО «Курганмашзавод», АО «Уральский завод транспортного машиностроения», АО «Уралтрансмаш»; ПАО «Камаз»; Элметро-Групп; Копейский машиностроительный завод, ОАО «Вертолеты России», АО «Уральский завод транспортного машиностроения», ООО НПП «Полидор», ОАО «Миасский машиностроительный завод», ОАО ЧЧЗ «Молния», АО СКБ «Турбина», ООО НПО «Урал», ПАО НПО «Андро-идная техника», ОАО КБ «Биоморфные роботы», ЗАО ПГ «Метран», ООО НПО «Вектор», АО «Свэчел», ООО «ЛМЗ», ОАО «ЧМЗ», ГК «Крановые технологии», ООО «ЛИБХЕРР-Нижний Новгород», ЗАО «СММ», ООО «УЗМИ», ООО «Волжская кузница», ООО «Нефть-Сервис» АО СКБ «Турбина», ОАО «НПО «Сплав», АО «ЧРЗ «Полет», АО «Красноярский машиностроительный завод», ООО «СМС ЧЕЛТЕК», ООО «Уральский инжиниринговый центр», ЗАО «Региональный инжиниринговый центр аддитивных и лазерных технологий», НТО «ИРЭ-Полюс», АО «ОДК-Пермские моторы» и др.) была предоставлена возможность обучения сотрудников по программам ИДО, которые были разработаны по всем НПР.

Преподаватели дополнительных профессиональных программ вели исследования по направлениям ПНР НИУ и являлись наиболее квалифицированными специалистами в области предлагаемых программ.

Период участия университета в Проекте 5-100. Новый блок дополнительных профессиональных программ был разработан во второй декаде двадцать первого века. Это программы развития человеческого ресурса университета: программы подготовки кадров для ключевых направлений 5-100; программы, обеспечивающие возможность интеграции университета в международное научно-образовательное пространство. Требования к дополнительным профессиональным программам в современном мире растут, они должны становиться более мобильными, гибкими, а управление ими - оптимальным. Для этого разработана стратегия развития ИДО в условиях 5-100.

Стратегические установки

института дополнительного образования

Мы разработали стратегические направления (С) развития ИДО в условиях 5-100:

С1 «Развитие человеческого ресурса общества»;

С2 «Развитие и повышение конкурентоспособности центров дополнительного образования»;

С3 «Разработка и проведение программ ДПО, в том числе - опережающих, повышение их качества»;

С4 «Развитие человеческого ресурса университета»;

С5 «Научное обоснование деятельности ИДО» [6].

Отдельное направление деятельности -международная активность (МИ) ИДО:

МИ1 «Проведение международных конференций, встреч, стажировок; участие в международных конференциях, встречах, стажировках»;

МИ2 «Публикации в журналах, входящих в базы цитирования Scopus и Web of Science»;

МИ3 «Реализация программ с привлечением ведущих ученых и специалистов России и зарубежных стран»;

МИ4 «Реализация дополнительных профессиональных программ для зарубежных специалистов»;

МИ5 «Разработка и реализации блока программ (модулей), обеспечивающих развитие компетенций международной деятельности НПР».

Общая стратегическая модель деятельности ИДО представлена на рис. 1.

Результаты

Результаты функционирования ИДО в соответствии с намеченными установками оценивалась по критериям: число программ, число слушателей и доходы. На рис. 2-7 дана сравнительная характеристика ИДО и других центров дополнительного образования за прошедший 2019 г.

Большое количество программ в ИДО объясняется, по меньшей мере, двумя причинами. Во-первых, партнерами ИДО являются разнообразные организации и предприятия Челябинской области, которые систематически требуют реализации актуальных программ. Во-вторых, ранее разработанные программы актуализуются в новых экономических условиях. По критерию «число программ» данные представлены на рис. 2. Аналогичное распределение показано по критерию «число слушателей» (см. рис. 3).

со

ГО

т з

И I®

= 5?

0) О

С/> ! О

< < О Ф

го

? Ф -г

го ■

^ т

■О о.

■О С

со 2 о

о «

си ^

Он

си н

X

к «

к к о к =г

СЙ Он

о ^

к

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Банк кадрового обеспечения: НПР ЮУрГУ Ведущие ученые и специалисты России и зарубежных стран

НОЦы - современная лабораторная база для практико-ориентированных программ

Реклама:

СМИ

сайты

конференции выставки

700 препо давателей в год

Преимущества университета

Школьники

Студенты аспиранты

НПР,

сотрудники предприятий

Сотрудники предприятий

Технологии реализации: очная

дистанционная

электронная

смешанная

Научные исследования по непрерывному образованию Публикации в рейтинговых журналах

Банк базовых программ переподготовки и повышения квалификации (около 1300 модулей)

Банк данных

-► Академия школьников

Центр ^ студенческих компетенций

Подготовка НПР (около 1000 чел.)

Центр

переподготовки специалистов

Обучение 3250 физлиц в год Обучение сотрудников 100 предприятий в год

Субъекты реализации

Специалисты (эксперты) по разработке программ: на базе профстандартов; в соответствии

с приоритетными направлениями и перспективами научно-технического развития Российской Федерации

Аналитический центр по разработке компетенций Эксперты специалисты по анализу недостающих компетенций специалистов предприятий Проектная деятельность Реклама НОЦ

Разработка критериев качества программ

Оценка по критериям программ Удобный интерфейс пользователя

Коммуникационный центр по развитию дополнительного образования

Рис. 1. Реализация стратегической задачи дополнительного образования в программе 5-100: Непрерывное повышение кадров высшей квалификации от 16 до 100

№ О "О

0)

0)

0) 00

О О "О

0)

о 00 0)

№ 2

Рис. 2. Сравнение центров дополнительного образования ЮУрГУ по критерию «число программ»

Рис. 3. Сравнение центров дополнительного образования ЮУрГУ по критерию «численность обученных слушателей»

Рис. 4-6 позволяют понять специфику функционирования разных центров. Поскольку центры ВШЭУ и ИДО имеют большое число партнеров и специализируются на программах разносторонней направленности, по количеству обученных сотрудников организаций они занимают, соответственно, первое и второе места (см. рис. 4).

Тематики программ лингвистического центра, ИДО, ВШЭУ, Нижневартовского центра представляет интерес для физических лиц, поскольку направлены на освоение универсальных или наиболее востребованных в современном мире компетенций, включая лингвистические и цифровые. Поэтому по критерию «чис-

ло слушателей-физических лиц» они занимают наивысшие места (см. рис. 5). На рис. 6 показаны аналогичные данные по слушателям, обучающимся за счет бюджетных средств.

Таким образом, по всем перечисленным критериям ИДО занимает три первых и два вторых места (среднее 1,4), что является показателем эффективности и стабильности стратегического развития института. Экономическим показателем служит объем заработанных за год средств (рис. 7).

Показатель ИДО по данному критерию (1 место) коррелирует со средним значением 1,4 занимаемых мест по другим показателям и даже превышает его.

Рис. 4. Сравнение центров дополнительного образования ЮУрГУ по критерию «численность обученных слушателей организаций»

Рис. 5. Сравнение центров дополнительного образования ЮУрГУ по критерию «численность обученных слушателей - физических лиц»

Рис. 6. Сравнение центров дополнительного образования ЮУрГУ по критерию «численность обученных слушателей за счет бюджетных средств»

Объем средств за 2019 г., тыс. руб

35 30

Рис. 7. Сравнение центров дополнительного образования ЮУрГУ по критерию «объем средств»

Заключение

Выбранные критерии и рейтинги ИДО по этим критериям (см. рис. 2-7) показывают, что разработанная и реализуемая стратегия развития придает функционированию института стабильность, отвечает вызовам времени и способствует эффективному и устойчивому развитию согласно с программой развития всего университета.

Литература

1. Ваулин, С.Д. Компетенции управленческих и технических кадров в сфере энергосбережения как основание проектирования программ переподготовки / С.Д. Ваулин, И.А. Волошина, И. О. Котлярова // Инженер. образование. - 2014. - № 16. - С. 98-102.

2. Ведущие университеты: стратегии развития. - М.: Университет. кн. - 2016. -№ 1. - С. 52-56.

3. Волошина, И.А. Интеграция образования, науки и предпринимательства в повышении квалификации сотрудников предприятий / И.А. Волошина // Университет XXI века в системе непрерывного образования: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. -2017. - С. 59-66.

4. Волошина, И.А. Повышение конкурентоспособности университета средствами дополнительного образования / И.А. Волоши-

на // Университет XXI века в системе непрерывного образования: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. - 2016. - С. 74-80.

5. Волошина, И.А. Маркетинг в дополнительном образовании / И.А. Волошина, И.О. Котлярова, Ю.В. Тягунова // Высшее образование в России, 2010. - № 12/10. -С. 48-53.

6. Волошина, И.А. Стратегия и тактика развития подразделения дополнительного профессионального образования в конкурентоспособном университете / И.А. Волошина, И.О. Котлярова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2018. -T. 10. - № 1. - C. 20-26.

7. Волошина, И.А. Формирование корпоративных ценностей преподавателей и студентов университета в системе непрерывного образования / И.А. Волошина, И.О. Котлярова // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития: материалы 14-й междунар. конф. - 2016. - С. 394-397.

8. Волошина, И.А. Система переподготовки управленческих и технических кадров в сфере энергосбережения / И.А. Волошина, И.О. Котлярова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2017. -Т. 9. - № 1. - С. 94-102.

9. Итоги реализации программы конку-

рентоспособности университета (Проект 5-100) / https://www.susu.ru/sites/default/files/ bookAtogi_ppk_uch_sovet_30_12_1.pdf (дата обращения: 01.01.2020).

10. Котлярова, И.О. Управление корпоративным дополнительным профессиональным образованием в университете / И.О. Котлярова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - № 38 (255). -2011. - С. 21-25.

11. Котлярова, И.О. Модель развития готовности профессорско-преподавательского состава университета к международному сотрудничеству / И.О. Котлярова // Вестник культуры и искусств. - 2015. -№ 2 (42). - С. 161-168.

12. Лобанов, Н.А. Непрерывное образование как большая система: законы функционирования и развития / Н.А. Лобанов // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития: материалы XVII междунар. конф. - 2019. -С. 440-446.

13. Непрерывное образование: методология, технологии, управление / под ред. Н.А. Лобанова, Л.Г. Титовой, В.В. Юдина. -Ярославль: РИО ЯГПУ, 2018. - 298 с.

14. Университет как самообразующаяся организация / А.Л. Шестаков, С.Д. Ваулин, И.А. Волошина, И.О. Котлярова // Высокие интеллектуальные технологии и инновации в образовании и науке: материалы XVII Меж-дунар. науч.-метод. конф. - 2010. - С. 79-86.

15. Innovative technologies as a means of the development of future engineers' professional mobility abroad /M.B. Balikaeva, E.L. Chizhevs-kaya, G.Ya. Grevtseva, I.O. Kotlyarova, M.A. Vol-kova //IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. - 2018. - Vol. 441 (1), No. 012007.

16. Kotlyarova, I. Development of the aca-

demic staff corporate ethics / I. Kotlyarova, I. Voloshina, M. Prohazka // INTED2016 Proceedings. - 2016. - P. 7409-7415.

17. Kotliarova, I. Peculiarities of Formal, Nonformal and Informal Education of the Academic Staff /1. Kotlyarova // SGEM2016 Conference Proceedings. - 2016. - Book 1, vol. 3. -P. 731-735.

18. The Influence of the Information and Communication Technologies on the Future Electronics Engineers' Professional Mobility / M.B. Balikaeva, S.I. Lapitskaya, P.S. Medvedev et al. // International Conference "Quality Management Transport and Information Security, Information Technologies" (IT&QM&IS). -Sochi, Russia. - 2019. - P. 459-462.

19. Serikov, G. Continuing Development of Energy Saving Competence in Corporate Employees / G. Serikov, S. Vaulin, I. Voloshina // ICERI2015 Proceedings. - 2015. -P. 6797-6801.

20. Vaulin, S. Integration of education, science and entrepreneurship in student training and professional development of academic staff and enterprise employees / S. Vaulin // INTED 2017Proceedings. - 2017. - P. 2701-2704.

21. Voloshina, I. Elite engineering education in mixed project groups / I. Voloshina, I. Kotlyarova // Proceedings of the 14th International Conference Efficiency and Responsibility in Education, 8th-9th June 2017. - Prague, Czech Republic, EU. - P. 528-535.

22. Voloshina, I. Lifelong Learning for University Human Resource Development / I. Voloshina, I. Kotlyarova // INTED2017 Proceedings. - 2017. - P. 2669-2673. DOI: 10.21125/inted.2017.0734

23. Voloshina, I. Life-long learning for the academic staff of technical disciplines /1. Voloshina // EDULEARN Proceedings. - 2016. -P. 1064-1067.

Волошина Ирина Анатольевна, кандидат технических наук, доцент, директор Института дополнительного образования, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, via@susu.ac.ru.

Поступила в редакцию 17 февраля 2020 г.

DOI: 10.14529/ped200203

STRATEGIC SETTINGS OF THE INSTITUTE OF CONTINUING EDUCATION AND THE UNIVERSITY DEVELOPMENT PROGRAM

I.A. Voloshina, via@susu.ac.ru

South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation

A modern developing university as a self-forming organization must comply with world requirements for the organization of higher education and fit into the conditions of world coexistence, taking into account modern trends in digitalization of the economy and everyday life of people and the internationalization of the educational process, pedagogical and scientific activities of teachers. The strategic development guidelines for all departments of the university should be consistent with this general trend and the university development program.

The article describes the strategic orientation of the institution of continuing education (ICE) at different periods of the university's development: the university's work under the federal program for mobile training; the functioning of a national research university; in the draft 5-100. Their correspondence to the direction of university development during these periods is shown. The aspects and strategic directions of the institute's activity in the modern period are characterized, the aspect of international activity, indicators which are taken into account in determining university ratings, is emphasized. Statistical comparative results of the achievements of ICE are presented in diagrams. The data contained in them confirm the effectiveness of the selected and implemented strategic objectives.

Keywords: institution of continuing education, strategic settings, university, development programs.

References

1. Vaulin S.D.,Voloshina I.A., Kotlyarova I.O. [Competences of Management and Engineering Staff in the Sphere of Energy Conservation as a Base for Retraining Program Design]. Engineering Education, 2014, no. 16, pp. 98-102. (in Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Vedushchie universitety: strategii razvitiya [Leading Universities: Development Strategies]. Moscow, Universitetskaya Kniga Publ., 2016, no. 1, pp. 52-56.

3. Voloshina I.A. [Integration of Education, Science and Entrepreneurship in the Improvement of the Skills of Employees of Enterprises]. Universitet XXI veka v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya: materialy III Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [University of the XXI Century in the System of Continuous Education: Materials of the III International Scientific and Practical Conference]. 2017, pp. 59-66. (in Russ.)

4. Voloshina I.A. [Increase of Competitiveness of University by Means of Additional Education]. Universitet XXI veka v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya: materialy III Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [University of the XXI Century in the System of Continuous Education: Materials of the III International Scientific and Practical Conference]. 2016, pp. 74-80. (in Russ.)

5. Voloshina I.A., KotlyarovaI.O., TyagunovaYu.V. [Marketing in Additional Education]. Higher Education in Russia, 2010, no. 12/10, pp. 48-53. (in Russ.)

6. Voloshina I.A., Kotlyarova I.O. [Strategy and Tactics of the Development of the Unit of Continuing Education in a Competitive University]. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences, 2018, vol. 10, no. 1, pp. 20-26. (in Russ.) DOI: 10.14529/ped180103

7. Voloshina I.A., Kotlyarova I.O. [Formation of Corporate Values of University Teachers and Students in the Continuing Education System]. Obrazovanie cherez vsyu zhizn': nepreryvnoe obrazova-nie v interesakh ustoychivogo razvitiya materialy 14-y mezhdunarodnoy konferentsii [Lifelong Learning: Continuing Education for Sustainable Development Proceedings of the 14th International Conference]. 2016, pp. 394-397. (in Russ.)

8. Voloshina I.A., Kotlyarova I.O. [Retraining System for Managerial and Technical Personnel in the Field of Energy Conservation]. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences, 2017, vol. 9, no. 1, pp. 94-102. (in Russ.) DOI: 10.14529/ped170113

9. Itogi realizatsii programmy konkurentosposobnosti universiteta (Proekt 5-100) [Results of the University's Competitiveness Program (Project 5-100)]. Available at: https://www.susu.ru/sites/default/ files/book/itogi_ ppk_uch_sovet_30_12_1.pdf (accessed 01.01.2020).

10. Kotlyarova I.O. [Managing Corporate Continuing Professional Education at a University]. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences, 2011, no. 38 (255), pp. 21-25. (in Russ.)

11. Kotlyarova I.O. [University Development Facility Readiness Model for International Cooperation]. Bulletin of Culture and Arts, 2015, no. 2 (42), pp. 161-168. (in Russ.)

12. Lobanov N.A. [Continuing Education as a Large System: Laws of Functioning and Development]. Obrazovanie cherez vsyu zhizn': nepreryvnoe obrazovanie v interesakh ustoychivogo razvitiya: materialy XVII mezhdunarodnoy konferentsii [Lifelong Learning: Continuing Education for Sustainable Development: Proceedings of the 17th International Conference]. 2019, pp. 440-446. (in Russ.)

13. Lobanov N.A., Titova L.G., Yudin V.V. Nepreryvnoe obrazovanie: metodologiya, tekhnologii, upravlenie [Continuing Education: Methodology, Technology, Management]. Yaroslavl', RIO YaGPU Publ., 2018. 298 p.

14. Shestakov A.L., Vaulin S.D., Voloshina I.A., Kotlyarova I.O. [University as a Self-forming Organization]. Vysokie intellektual'nye tekhnologii i innovatsii v obrazovanii i nauke: materialy XVII Mezhdunarodnoy nauchno-metodicheskoy konferentsii [High Intellectual Technologies and Innovations in Education and Science: Materials of the XVII International Scientific and Methodological Conference]. 2010, pp. 79-86. (in Russ.)

15. Balikaeva M.B., Chizhevskaya E.L., Grevtseva G.Ya., Kotlyarova I.O., Volkova M.A. Innovative Technologies as a Means of the Development of Future Engineers' Professional Mobility abroad. IOP Conference Series: Materials Science and Engineering, 2018, vol. 441 (1), no. 012007. DOI: 10.1088/1757-899X/441/1/012007

16. Kotlyarova I., Voloshina I., Prohazka M. Development of the Academic Staff Corporate Ethics. INTED 2016Proceedings, 2016, pp. 7409-7415. DOI: 10.21125/inted.2016.0749

17. Kotliarova I. Peculiarities of Formal, Nonformal and Informal Education of the Academic Staff. SGEM2016 Conference Proceedings, 2016, book 1, vol. 3, pp. 731-735.

18. Balikaeva M.B., Lapitskaya S.L., Medvedev P.S., Pererva O.Y., Voloshina I.A. The Influence of the Information and Communication Technologies on the Future Electronics Engineers' Professional Mobility. International Conference "Quality Management Transport and Information Security, Information Technologies " (IT&QM&IS), Sochi, Russia, 2019, pp. 459-462. DOI: 10.1109/ITQMIS.2019.8928319

19. Serikov G., Vaulin S., Voloshina I. Continuing Development of Energy Saving Competence in Corporate Employees. ICERI2015 Proceedings, 2015, pp. 6797-6801.

20. Vaulin S. Integration of Education, Science and Entrepreneurship in Student Training and Professional Development of Academic Staff and Enterprise Employees. INTED 2017 Proceedings, 2017, pp. 2701-2704. DOI: 10.21125/inted.2017.0741

21. Voloshina I., Kotlyarova I. Elite Engineering Education in Mixed Project Groups. Proceedings of the 14th International Conference Efficiency and Responsibility in Education, 8th-9th June 2017, Prague, Czech Republic, EU, 2017, pp. 528-535.

22. Voloshina I., Kotlyarova I. Lifelong Learning for University Human Resource Development. INTED 2017Proceedings, 2017, pp. 2669-2673. DOI: 10.21125/inted.2017.0734

23. Voloshina I. Life-long Learning for the Academic Staff of Technical Disciplines. EDULEARN Proceedings, 2016, pp. 1064-1067.

Received 17 February 2020

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

FOR CITATION

Волошина, И.А. Стратегические установки института дополнительного образования и программы развития университета / И.А. Волошина // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2020. -Т. 12, № 2. - С. 30-40. БО!: 10.14529^200203

Voloshina I.A. Strategic Settings of the Institute of Continuing Education and the University Development Program. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences. 2020, vol. 12, no. 2, pp. 30-40. (in Russ.) DOI: 10.14529/ped200203

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.