Научная статья на тему 'Стратегические угрозы для Российской Федерации на современном этапе: идентификация и оценка'

Стратегические угрозы для Российской Федерации на современном этапе: идентификация и оценка Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экспансия / стратегия / угроза / вторжение / бедность / санкции / возможная дестабилизация / expansion / strategy / threat / invasion / poverty / sanctions / possible destabilization

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — В.И. Малый, В.В. Гусев

Рассматриваются стратегические угрозы и вызовы, существующие для Российской Федерации на современном этапе развития. Анализируются действия российской власти, способные привести к идентификации и нейтрализации угроз национальной и экономической безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategic Threats to the Russian Federation at the Present Stage: Identification and Assessment

Strategic threats and challenges that exist for the Russian Federation at the present stage of its development are studied. Actions of the Russian authorities that can lead to the identification and neutralization of these threats to national and economic security are analyzed.

Текст научной работы на тему «Стратегические угрозы для Российской Федерации на современном этапе: идентификация и оценка»

УДК 338.24 ББК 65.050

DOI 10.22394/1682-2358-2023-5-14-22

V.I. Maliy, Doctor of Sciences (Sociology), Professor, Head of the Corporate Economy Department, Povolzhsky Institute of Management named after P.A. Stolypin, Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

V.V. Gusev, Candidate of Sciences (Economics), Docent of Corporate Economy Department, Po-volzhsky Institute of Management named after P.A. Stolypin, Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

STRATEGIC THREATS TO THE RUSSIAN FEDERATION AT THE

PRESENT STAGE: IDENTIFICATION AND ASSESSMENT

Strategic threats and challenges that exist for the Russian Federation at the present stage of its development are studied. Actions of the Russian authorities that can lead to the identification and neutralization of these threats to national and economic security are analyzed.

Key words and word-combinations: expansion, strategy, threat, invasion, poverty, sanctions, possible destabilization.

В.И. Малый, доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой корпоративной экономики Поволжского института управления имени П.А. Столыпина — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (email: sredd@email.ru)

В.В. Гусев, кандидат экономических наук, доцент кафедры корпоративной экономики Поволжского института управления имени П.А. Столыпина — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

(email: vladgus2006@yandex.ru)

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ УГРОЗЫ ДЛЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: ИДЕНТИФИКАЦИЯ И ОЦЕнКА

Аннотация. Рассматриваются стратегические угрозы и вызовы, существующие для Российской Федерации на современном этапе развития. Анализируются действия российской власти, способные привести к идентификации и нейтрализации угроз национальной и экономической безопасности.

Ключевые слова и словосочетания: экспансия, стратегия, угроза, вторжение, бедность, санкции, возможная дестабилизация.

В

настоящее время Россия находится в достаточно непростом периоде своего развития. Образовавшаяся после распада СССР и ставшая его правопре-

14

Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2023. Vol. 23. № 5

емницей, Российская Федерация заняла большую часть территории Советского Союза, поэтому оказалась объектом давления наиболее развитых стран коллективного Запада в силу обладания самым большим количеством природных ресурсов в мире, значительной площадью плодородной земли, огромными объемами питьевой воды, лесных угодий и биоресурсов. После распада СССР Россия вступила во Всемирную торговую организацию (ВТО) на условиях развитых стран Запада, прежде всего США и Европейского Союза. Как региональная держава она поставляла на мировой рынок ресурсы по достаточно доступным ценам, поэтому политические процессы и экономические сделки протекали без сбоев, и давление на Россию было минимальным. Вместе с тем осуществлялась постепенная экспансия военно-политического блока НАТО на Восток, в члены блока НАТО в нарушение прежних договоренностей принимались бывшие страны и республики социалистического лагеря, в частности независимые страны Прибалтики. Российская Федерация постепенно оказалась в поясе недружественных стран, главным образом на западных и южных рубежах. Попытки бороться с этой экспансией были, как правило, запоздалыми и непоследовательными. В знаменитой речи на Мюнхенской конференции по вопросам политики международной безопасности 10 февраля 2007 г. Президент РФ В.В. Путин заявил, что расширение блока НАТО в направлении Российской Федерации в нарушение прежних международных договоренностей не имеет никакого отношения к обеспечению политической и экономической безопасности в Европе: «Это серьезно провоцирующий фактор, снижающий уровень взаимного доверия. И у нас есть справедливое право откровенно спросить — против кого это расширение? И что стало с теми заверениями, которые давались западными партнерами после роспуска Варшавского договора? Где теперь эти заявления? О них даже никто не помнит» [1].

Когда же возник вопрос принятия в страны — участницы блока НАТО Украины, с которой у России имеются общая история — Киевская Русь, общая правящая в царский период истории династия — Рюриковичи, значительная взаимная экономическая и социокультурная интеграция, протяженная государственная граница, конфликт со странами Запада вышел на качественно новый уровень. Попытаемся проанализировать стратегию действий Российской Федерации на современном этапе развития и идентифицировать вызовы и угрозы, с которыми стране придется столкнуться в ближайшее время.

Известный экономист XX столетия Альфред Д. Чандлер, работавший в Гарвардской школе бизнеса в США, автор одной их первых работ в области стратегического управления «Видимая рука: управленческая

Вестник Поволжского института управления • 2023. Том 23. № 5 I

революция в американском бизнесе», считал, что «стратегия — определение основных долгосрочных целей и задач социально-экономической системы и утверждение курса действий, необходимых для достижения этих целей» [2]. Ведущий специалист в области стратегического планирования профессор Калифорнийского университета Игорь Ан-софф определял стратегию как «набор правил для принятия решений, которыми социально-экономическая система руководствуется в своей деятельности» [3]. Один из признаков ее разработки и последующего применения на практике — долгосрочный характер стратегических действий, а также значительный временной лаг реализации. Во всех возможных определениях стратегия представляет собой долговременный процесс, рассчитанный на много лет, а то и на десятилетия вперед. Правильно выбранная стратегия обеспечивает руководству социальной системы создание модели действий на длительный срок, дает основу для принятия решений, способствует снижению риска при принятии решений, обеспечивает интеграцию целей и задач всех структурных подразделений. Соответственно, стратегическая угроза — негативный фактор, который подвергает опасности устойчивое развитие социально-экономической системы (государства, региона, крупной корпорации) в длительном периоде, в среднесрочной и долговременной перспективе. Опасность стратегического негативного воздействия заключается в том, что оно угрожает перспективному устойчивому функционированию и жизнеспособности социально-экономической системы в целом. В настоящее время риски и угрозы в мире настолько высоки, что можно констатировать начало полномасштабного мирового конфликта, мировой прокси-войны за смену действующих правил и смыслов глобальной экономической системы.

На наш взгляд, важнейшими стратегическими угрозами для Российской Федерации в настоящее время являются следующие: угроза военного вторжения; масштабный политико-экономический кризис, способный привести к бедности и негативным социальным последствиям; угроза негативного внешнего действия экономических и торговых санкций; угроза дестабилизации обстановки внутри страны из-за сепаратистских тенденций и расчленения на множество несамостоятельных прокси-государств с внешним управлением; угроза размораживания застарелых конфликтов по всему миру и на этом фоне — рост международной политической и экономической напряженности во всех странах, включая Российскую Федерацию.

Проанализируем действие каждой названных угроз. По поводу оценки действия угрозы военного вторжения на территорию России складывается следующая ситуация. Российская Федерация, являясь самой значительной по площади страной мира, с большим количеством

16 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2023. Vol. 23. № 5

и добычей разведанных (пока нетронутых) запасов сырья и других минеральных и органических ресурсов, но при этом с относительно небольшим по отношению к территории населением, с немногочисленной армией, в случае развития мирового кризиса, который, на наш взгляд, неизбежен, и ожесточенной борьбы не только за энергоносители и металлы, но и за пресную воду и плодородные земли, подвергается возможной угрозе прямого военного вторжения со стороны недружественных стран. Подобная угроза становится также реальной в случае природных или рукотворных катаклизмов, в результате крупномасштабных военных конфликтов, техногенных катастроф типа аварий на АЭС «Фукусима» или Чернобыльской АЭС.

Мировые ресурсы и запасы ископаемых, драгоценных и редкоземельных металлов, лесных ресурсов, пресной воды во всем мире постепенно истощаются, при этом некоторые континенты играют роль сырьевой базы для развитых стран (например, страны Африки или Латинской Америки). Но в этих регионах активизируются национально-освободительные движения, направленные против политики «нового колониализма», и добывать в развивающихся странах ресурсы становится все сложнее из-за возрастающих рисков и угроз. Именно поэтому единственной нетронутой «кладовой мира» по-прежнему остается территория России. В подобных условиях возникает соблазн покорить страну, лишить ее политической воли и субъектности, а затем получить доступ к дешевой ресурсно-сырьевой базе и территории. Эту мысль развитые страны вынашивают с момента распада СССР, и частично подобная грабительская политика удалась в 1990-е годы в процессе рыночного реформирования. Однако здесь поддержкой Российской Федерации выступает так называемый ядерный щит, «зонтик» в виде стратегических ядерных вооружений, доставшийся России в наследство от Советского Союза. Данный фактор является основным сдерживающим параметром, который не позволяет смять российскую государственность и во многом сохраняет страну от прямого иностранного вторжения. Об этом, в частности, заявил Президент РФ В.В. Путин на Петербургском международном экономическом форуме 16 июня 2023 г.: «Говорить об использовании крайних средств нам следует только при угрозе существованию страны» [4].

Вторая идентифицированная угроза — проблема социальной несправедливости и вытекающей из нее бедности — является в современной России одной из самых значимых. Казалось бы, в стране, обладающей огромными запасами природных ресурсов, значительной площадью для возделывания сельскохозяйственных культур, богатыми водными и лесными запасами, не должно быть бедных граждан. Однако сложившийся «сырьевой» экономический механизм, наличие крупных

Вестник Поволжского института управления • 2023. Том 23. № 5 1у

корпораций и олигархических структур в экономике, экспорт сырья и вывод большой массы финансовых средств, в том числе в виде валютной выручки, за рубеж не приводят к социальной справедливости. Экономика функционирует в режиме большого напряжения, в то время как результаты ее деятельности (выручка, прибыль) не возвращаются в страну и оседают в иностранных банках. Функционирование многих российских отраслей по колониальной модели стран третьего мира во многом обеспечивается неэффективной с народнохозяйственной точки зрения экономической политикой и приводит к тому, что правящая российская элита становится богаче, а количество бедных при этом растет. Подобная ситуация не может сохраняться бесконечно, и в настоящее время многие процессы катализировались на фоне Специальной военной операции (СВО). Денежных средств в стране не хватает, за рубежом арестованы значительные российские активы государственного и частного бизнеса, санкции привели к девальвации рубля и удорожанию многих видов жизненно важной для населения продукции (автомобилей, бытовой и компьютерной техники, средств связи, энергоносителей, продуктов питания) [5]. Задача власти в отношении данной угрозы заключается в том, чтобы удержать социально-экономическую ситуацию под контролем и не допустить всплеска недовольства внутри страны.

Действие угрозы негативного внешнего воздействия экономических и торговых санкций заключается в следующем. Ни в период «шоковой терапии» в процессе реформирования экономики в 1990-е годы, ни при последующем нефтяном росте начала 2000-х годов в Российской Федерации не уделялось достаточное внимание развитию отечественной промышленной базы и производству важных с точки зрения государственных интересов и потребителя товаров. Российский правящий класс руководствовался доминирующей точкой зрения: «Все купим за нефтяные деньги». Однако беспрецедентные политические и экономические санкции, развернутые против России с началом СВО, обнажили многие внутренние хозяйственные проблемы. Выяснилось, что в стране имеются существенные недостатки в производстве микроэлектроники, навигационных систем, гражданских самолетов, морских и речных судов, беспилотных летательных аппаратов, современных средств связи, автомобилей, бытовой техники, химии и косметики, других важных для современного потребителя товаров. В настоящее время Российская Федерация пытается наверстать упущенное время и заместить непоставляемую продукцию товарами из других стран или продукцией собственного производства.

Например, в конце августа 2023 г. Министерство промышленности и торговли РФ представило отечественный самолет «Сухой» SJ-100, в котором импортные аналоги заменены на отечественное оборудова-

18 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2023. Vol. 23. № 5

ние примерно в сорока системах и агрегатах [6]. Показательна также ситуация на российском автомобильном рынке, куда массово выходят китайские и иранские производители [7]. Однако в целом действия в области импортозамещения осуществляются весьма медленно, и издержки данного процесса, как правило, перекладываются на российского потребителя, что выражается в постоянном удорожании цен.

Не потеряла своей актуальности и угроза дестабилизации обстановки внутри страны из-за сепаратистских тенденций регионов, давления на власть внешних и внутренних сил. В начале политико-экономического реформирования 1990-х годов в отношении регионов и национальных образований внутри Российской Федерации руководством государства был провозглашен лозунг: «Берите столько суверенитета, сколько сможете»

[8]. Однако некоторые регионы поняли этот лозунг буквально и вошли в фазу острого политического противостояния с федеральным центром, что вылилось в первую и вторую чеченские контртеррористические кампании, борьбу с бандитским подпольем в других республиках Северного Кавказа (Дагестан, Ингушетия, Карачаево-Черкессия), непростые отношения федерального центра с республиками Татарстан и Башкортостан.

С укреплением вертикали власти в 2000-е годы тенденции сепаратизма во многом ослабли, но игнорировать их полностью не следует, особенно при ослаблении федерального центра. В случае соединения внутренних рисков с факторами внешнего давления на Российскую Федерацию может возникнуть еще одна угроза — расчленение страны на множество регионов-государств с внешним управлением и контролем над ресурсно-сырьевой базой по принципу иракского или ливийского сценария. «У Запада одна цель — раскассировать бывший СССР и Россию, потом они могут принять Россию в так называемую семью цивилизованных народов, но каждую часть отдельно, разделить Россию на мелкие части Запад стремится, чтобы помыкать и поставить под свой контроль», — отметил В.В. Путин в интервью телеканалу «Россия» 26 февраля 2023 г. [9]. Именно поэтому укрепление федеральной власти и выстраивание новых отношений между центром и регионами в Российской Федерации являются вполне своевременными.

Угроза размораживания застарелых конфликтов по всему миру провоцирует эскалацию напряженности в отношениях многих стран, в частности Армении и Азербайджана, КНР и Тайваня, Израиля и Сектора Газа. России в ситуации актуализации подобных политических споров могут угрожать территориальные претензии со стороны стран-соседей. В настоящее время территориальные претензии к Российской Федерации существуют у государств Балтии, Финляндии, Украины, Японии.

Вестник Поволжского института управления • 2023. Том 23. № 5 IV

Размораживание территориальных споров и эскалация напряженности вокруг них в мировом сообществе может выступать потенциальным катализатором в обострении отношений Российской Федерации и соседних государств, вовлечении в современный мировой кризис новых регионов, вынужденном перемещении российских граждан из приграничных спорных территорий в глубь страны.

В 1990-е годы Россия уже была близка к своему распаду. Заместитель начальника штаба политического планирования Государственного департамента США Т. Грэм в книге «Россия: упадок и неопределенные перспективы возрождения» писал: «Для многих в эпоху Ельцина оставалось загадкой, как страна, не имеющая сильных, организованных властных центров, при неуклонно слабеющей в 1990-е годы центральной государственности давным-давно не распалась? Ряд факторов продолжал связывать страну воедино — и связывает до сих пор. Распаду России сопротивлялась базовая инфраструктура страны, экономическая и политическая. Естественные монополии — «Газпром», РАО ЕЭС, железные дороги — охватывают своими сетями всю Россию, тем самым скрепляя ее. Общенациональное телевидение, источник информации для подавляющего большинства россиян, также вносит свою лепту... Кроме того, большинство российских регионов зависит от финансирования из средств федерального правительства» [10, с. 66—67]. Данный анализ, сделанный еще в начале 2000-х годов, тем не менее подтверждает возможность такой угрозы и в настоящее время.

При нейтрализации перечисленных стратегических угроз, на наш взгляд, важно сосредоточиться на двух моментах, вытекающих из приведенных рассуждений. Во-первых, в настоящее время Российская Федерация из-за санкций и ограничений со стороны коллективного Запада тяготеет к восточным соседям и объединяет вокруг себя развивающиеся страны «глобального Юга». При этом возникает закономерный вопрос: Россия относит себя к западному или восточному экономическому сообществу, к глобальному «Северу» или глобальному «Югу»?

Следует отметить, что по менталитету, историческим и культурным традициям Россия тяготеет скорее к Европе, чем к Китаю и Индии. Вместе с тем она становится связующим звеном между Европой и странами Азии в рамках проекта «Один пояс — один путь», инициированного Китаем и возрождающего древний проект «Шелкового пути» как основного торгового коридора из стран Востока в Западную Европу. Однако Европа, безусловно, для России ближе. Развитие страны, начиная с правления Петра Первого, его попытки «прорубить окно в Европу» представляет собой усилия найти достойное и уважаемое место среди ведущих европейских держав. В таком контексте совре-

20 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2023. Vol. 23. № 5

менную ситуацию в соседнем государстве можно рассматривать как прокси-конфликт, борьбу с «коллективным» Западом за право быть равной среди равных, за то, чтобы не оставаться сырьевым придатком более развитых экономик.

Во-вторых, актуальным и до сих пор нерешенным представляется вопрос разработки и внедрения политической и социально-экономической модели развития Российской Федерации, способной интегрировать вокруг себя бывшие республики Советского Союза. Демонстрация инвестиционной, инновационной, инфраструктурной, социокультурной состоятельности могла бы стать моделью экономического поведения, которую дружественным странам хотелось бы копировать и находиться в сфере ее влияния. Российская Федерация в этом направлении все еще ищет свой путь, идеологию и социальные смыслы.

В настоящее время показатели качества жизни в Российской Федерации далеки от подражательных. По оценке международных финансовых институтов, Россия стала мировым «лидером» по количеству бедных граждан. В соответствии с ежегодным анализом британского аналитического центра Legatum Institute в 2023 г. она вышла лишь на 77-е место в мировом «рейтинге процветания» Legatum Prosperity Index среди 167 стран. Сравнение проводилось по ряду критериев: уровню развития экономики, бизнес-среды, эффективности государственного управления, доступности здравоохранения, уровню образования, безопасности и личной свободы, развития социального капитала и экологической среды. Тем не менее по сравнению с предыдущими годами позиции России улучшились: в 2017 г. она занимала 99-е, а в 2007 г. — 108-е место. В индексе Legatum Prosperity 2023 г. первые три места занимают Дания, Швеция и Норвегия, а замыкают рейтинг ЦАР, Йемен и Южный Судан [11].

Безусловно, Россия способна генерировать идеи, предлагать миру новые модели социально-экономического порядка по аналогии с альтернативной моделью развития, практиковавшейся в свое время в Советском Союзе. Стратегия новых смыслов, идеи «великого пробуждения» человечества формулируются в настоящее время известным российским философом А.Г. Дугиным и предлагаются формирующемуся многополярному миру [12].

На наш взгляд, не следует однозначно отвергать продуктивные технологии экономической и социальной жизни, положительно зарекомендовавшие себя в советский период:

— социальную справедливость и социальную защиту населения;

— многообразие форм собственности при доминировании государственной собственности в основополагающих отраслях;

— стратегическое экономическое и социальное планирование;

Вестник Поволжского института управления • 2023. Том 23. № 5 21

— инвестиции в территориальное пространство, обустройство страны;

— развитие инноваций и современных технологий;

— борьбу с бедностью;

— создание единого социокультурного пространства, объединенного русским языком, общей историей и культурой многонационального российского народа.

Российской Федерации необходимы значительные инвестиции со стороны государства и крупного капитала в развитие территорий, деятельность общественно активных групп, поддержку наименее защищенных слоев населения. Наряду с российскими городами, благоустроенными на уровне мировых стандартов (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань, Сочи), требуют поддержки неразвитые, отсталые, откровенно бедные территории, в которых достаточно трудные условия проживания. Не случайно Президент РФ В.В. Путин напрямую связывает рост реальных доходов граждан с борьбой с бедностью и ставит данное негативное социальное явление в ряд важнейших проблем внутренней политики Российской Федерации.

Библиографический список

1. Выступление и дискуссия на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/24034

2. Штапова И.С., Мельников В.В. Генезис понятия «стратегическое планирование». URL: https://science-education.ruru/article/view?id=16137&ysclid=lmhu19bp34548471059

3. Ансофф Игорь Х. Стратегическое управление. URL: http://library.lgaki. info:404/2020/D0%B5.pdf

4. Путин ответил на вопрос о возможности применения ядерного оружия. URL: https://ria.ru/20230616/oruzhie- 1878756037.html?ysclid=lmhvcbrna6443815567

5. Санкции в отношении России. URL: https://nauka.tass.ru/sankcii-v-otnoshenii-rossii?ysclid=lmhvhpe0rr408547160

6. Импортозамещенный «Суперджет» совершил первый полет. URL: https://ya-kovlev.ru/press-centre/releases/importozameshchennyy-superdzhet-sovershil-pervyy-polet/?ysclid=lmhvvcga65728531776

7. Иранские «ястребы» летят на российский авторынок. URL: https://expert.ru/ex-pert/2022/35/iranskiye-yastreby-letyat-na-rossiyskiy-avtorynok/?ysclid=lmhw5ctnrq114967950

8. Борис Ельцин. URL: https://yeltsin.ru/news/boris-elcin-berite-stolko-suverineteta-skolko-smozhete-proglotit/?ysclid=lnsm4517d0186573872

9. Запад стремится разделить Россию на мелкие части, заявил президент Владимир Путин. URL: https://ria.ru/20230226/putin-1854376206.html?ysclid=lmhx0dn7yc20 2332569

10. Грэм Т. Россия: упадок и неопределенные перспективы возрождения / пер. с англ. М., 2007.

11. Индекс процветания LEGATUMrM2023. URL: https://www.prosperity.com/rankings

12. Александр Дугин: «Великое пробуждение» против «Большой перезагрузки». URL: https://www.business-gazeta.ru/article/501610?ysclid=lnsmreaeqb873838026

2.2 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2023. Vol. 23. № 5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.