Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2023. Т. 23, вып. 3. С. 284-288 Izvestiya of Saratov University. Sociology. Politology, 2023, vol. 23, iss. 3, pp. 284-288
https://soziopolit.sgu.ru https://doi.org/10.18500/1818-9601-2023-23-3-284-288, EDN: RPWAMF
Научная статья УДК 316.334:338.245
Имитационная деятельность в сфере инноваций и оборонно-промышленного комплекса как угроза экономической безопасности современной России
В. И. Малый, В. В. Гусев к
Поволжский институт управления имени П. А. Столыпина - филиал РАНХиГС при Президенте РФ, Россия, г. Саратов, 410012, ул. Московская, д. 164
Малый Вадим Игоревич, доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой корпоративной экономики, 346023@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-3694-6899
Гусев Владимир Владимирович, кандидат экономических наук, доцент кафедры корпоративной экономики, vladgus2006@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-6634-1663
Аннотация. В статье говорится об актуальных проблемах опытно-конструкторской и инновационной деятельности в Российской Федерации, о необходимости перевода производственного сектора России на современные высокотехнологичные рельсы. Однако, несмотря на то что высшее руководство страны подчеркивает курс на инновационное развитие как безальтернативный, на местах, в профильных министерствах, крупных государственных и негосударственных корпорациях по-прежнему большую роль играют факторы, которые мешают внедренческой деятельности или придают ей имитационный характер. Деятельность заинтересованных акторов часто носит откровенно имитационный характер, вместо настоящих научных изобретений, способных дать синергетический эффект и привести к появлению прорывных технологий во многих отраслях экономики, уполномоченные субъекты рынка, технико-внедренческие фирмы и фонды занимаются заимствованием инновационных технологий или работают в сфере псевдоинноваций, улучшая уже сделанные ранее изобретения и выдавая их за результаты своей деятельности. По этой причине в Российской Федерации наблюдаются откровенные провалы в производстве отдельных видов вооружений, продукции двойного назначения, микроэлектроники, машиностроения и в других важных отраслях. Санкционная политика в отношении Российской Федерации со стороны промышленно развитых государств, запрет на поставку в Россию многих видов высокотехнологичной продукции, транспортных средств, запасных частей, промышленного и навигационного оборудования, станков, микроэлектроники, технологий для сельского хозяйства вызывают в настоящее время острую необходимость развития собственной производственной базы, восполнения объемов непоставляемой техники за счет отечественного производства или по «параллельному импорту». Особенно актуальной проблема имитационной деятельности в сфере инноваций становится в современных условиях политической нестабильности и военно-технических рисков, так как она непосредственно влияет на национальную и экономическую безопасность государства. В статье говорится об объективных и субъективных факторах, действовавших до недавнего времени в Российской Федерации, по которым высокотехнологичная деятельность была отброшена в недавнем прошлом на многие годы назад.
Ключевые слова: инновации, оборонно-промышленный комплекс, имитация, космос, «утечка мозгов», Болонская система, риски, импортозамещение
Для цитирования: Малый В. И., Гусев В. В. Имитационная деятельность в сфере инноваций и оборонно-промышленного комплекса как угроза экономической безопасности современной России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2023. Т. 23, вып. 3. С. 284-288. https://doi.org/10.18500/1818-9601-2023-23-3-284-288, EDN: RPWAMF
Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0) Article
Imitation activity in the field of innovation and the military-industrial complex as a threat to the economic security of modern Russia
V. I. Maliy, V. V. Gusev K
Stolypin Volga Region Institute of Administration of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, 164 Moskovskaya St., Saratov 410012, Russia
Vadim I. Maliy, 346023@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-3694-6899 Vladimir V. Gusev, vladgus2006@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-6634-1663
© Малый В. И., Гусев В. В., 2023
В. И. Малый, В. В. Гусев. Имитационная деятельность в сфере инноваций
Abstract. This article considers the current problems of development and innovation activities in the Russian Federation and the need to transfer the Russian manufacturing sector to modern high-tech rails. However, despite the fact that the country's top leadership emphasizes the course of innovative development as having no alternative, the relevant ministries, large state and non-state corporations, hinder implementation activities or imitate them still play an important role. For this reason, there are outright failures in the production of certain types of weapons, dual-use products, microelectronics, mechanical engineering and other important industries in the Russian Federation. The problem of imitation activity becomes urgent under modern conditions of political instability and military-technical risks which influence national and economic state security. The article reveals objective and subjective factors that caused high-tech activities to be pushed back in the recent past for many years. Keywords: innovations, military-industrial complex, imitation, space, "brain drain", Bologna system, risks, import substitution For citation: Maliy V. I., Gusev V. V. Imitation activity in the field of innovation and the military-industrial complex as a threat to the economic security of modern Russia. Izvestiya of Saratov University. Sociology. Politology, 2023, vol. 23, iss. 3, pp. 284-288 (in Russian). https://doi. org/10.18500/1818-9601-2023-23-3-284-288, EDN: RPWAMF
This is an open access distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0)
В настоящее время довольно много разговоров о развитии в Российской Федерации технико-внедренческой, инновационной сферы, о необходимости перевода экономики страны на высокотехнологичную основу. Например, Президент РФ Владимир Путин в апреле 2022 г. подписал Указ «Об объявлении в Российской Федерации десятилетия науки и технологий», в котором говорилось о необходимости привлечения в сферу исследования и разработок в ближайший период (2022-2031 гг.) талантливой, способной молодежи, о содействии вовлечению исследователей и разработчиков в решение важнейших задач общества и страны [1]. По мнению В. В. Путина, необходимо основательно заниматься технико-внедренческой деятельностью, наращивать инновационный потенциал как государства в целом, так и отдельных регионов, внедрять элементы программного обеспечения и компьютерного интеллекта во все сферы социально-экономической жизни [2]. При этом необходимо, чтобы соблюдалось четкое разделение: традиционные и инновационные отрасли экономики следует развивать с помощью активного привлечения частных инвесторов, а государственный капитал, средства бюджета должны эффективно использоваться в тех отраслях, где потенциал негосударственного сектора объективно ограничен, - в оборонно-промышленном комплексе и инфраструктурном секторе. В России в настоящее время проводится схожая политика - активно создаются негосударственные и государственные инновационные фонды, внедренческие площадки, технопарки и технополисы, руководителями которых назначаются крупнейшие российские чиновники и предприниматели (фонд и технопарк «Сколково», госкорпорация развития «ВЭБ.РФ», АО «Рос-нано», Потанинская школа, Московский инновационный кластер и т. д.), которые пользуются всеми доступными инструментами бюджетной, финансовой и налоговой поддержки.
Однако, несмотря на существование столь серьезных институтов, при тщательном, детальном анализе может показаться, что деятельность в сфере инноваций в Российской Федерации является имитационной. Специалисты в области новых технических решений могут приблизительно оценить колоссальный ущерб от вывоза технологических идей, проектной и конструкторской документации в зарубежные страны за последние тридцать лет начиная с 1991 г. Многие российские технические приемы, созданные еще в СССР, в настоящее время часто подвергаются ребрендингу и лишь немного совершенствуются, представляясь чем-то новым и уникальным. Ряд технологий в области производства высокотехнологичной техники, например в авиа- и судостроении, автомобильной промышленности, машиностроении, микроэлектронике, биотехнологиях и селекции растений, безвозвратно утрачен (например, производство оборонной и гражданской техники, беспилотных летательных аппаратов на Саратовском авиационном заводе). Многие советские предприятия закрыты, а их персонал, инженеры и квалифицированные рабочие ушли в другие сектора экономики.
Вызывают вопросы и конкретные методы ведения инновационной деятельности. Основные российские акторы, развивая инновационную деятельность в стране, часто регистрируют дочерние компании в офшорных зонах и зарубежных странах, через которые сначала финансируются инновационные проекты, а в дальнейшем за рубеж выводятся выручка и прибыль (наиболее показательный пример в данной сфере - деятельность акционерного общества «Роснано» во времена руководства Анатолия Чубайса). При этом проблему частой имитации инновационной деятельности признают и российские должностные лица, и ведущие отечественные ученые. Например, заместитель директора Института прикладной математики
имени Келдыша РАН профессор Георгий Ма-линецкий прямо заявил на научном семинаре по вопросам инновационной деятельности: «В России совершен переход от реальной работы к имитации инновационной деятельности» [3]. Так почему же в России технико-внедренческая деятельность продолжает носить несистемный, хаотичный и имитационный характер, что в целом угрожает национальной и экономической безопасности страны? Рассмотрим данную проблему.
Непоследовательная технологическая политика 1990-х гг., сознательный отказ от прежних знаковых достижений являются первоначальной и основной причиной снижения выразительности инновационной деятельности в Российской Федерации. Новые разработки в СССР опирались во многом на автономную научно-техническую и технологическую базу и достижения в сфере оборонно-промышленного комплекса. При развале Союза, который во многом был вызван искусственными причинами, при переходе к рыночной модели развития и проведении курса на международную экономическую интеграцию прорывные технологии СССР были принесены «в жертву» новой сложившейся политической ситуации. Характерный пример - космическая программа «Буран - Энергия». Советский многоразовый челнок «Буран» совершил свой единственный полет в режиме автоматического управления 15 ноября 1988 г., а затем научные исследования по невыясненным причинам были свернуты. В 2004 г. официальные лица Роскосмоса публично признались, что данная программа опередила время, а Министерство обороны страны оказалось не готово к ее практическому использованию. Практические работы по программе «Буран - Энергия» были приостановлены в 1990 г., а в мае 1993 г. - окончательно закрыты. Всего по данной программе в России работали 1200 предприятий, и за время разработки космического челнока «Буран» было получено 230 уникальных, абсолютно новых, не имеющих аналогов в мире технологий [4].
Аналогично свертыванию программы «Буран - Энергия» сложилась ситуация в производстве и поставке на вооружение атомных подводных лодок, наиболее высокотехнологичной отрасли российского военно-промышленного комплекса. В начале 1990-х гг. в Российской Федерации в рамках межгосударственного соглашения с США была проведена комплексная программа по утилизации инновационных атомных подводных крейсеров, в том числе
боеспособных единиц с не закончившимся сроком эксплуатации. К Соединенным Штатам по данному соглашению присоединились и другие страны коллективного Запада - Италия, Канада и Норвегия. В совокупности было выведено из эксплуатации 197 подлодок, в том числе на Северном Ледовитом океане - 120, на Тихом океане - 77 подводных лодок, их них было утилизировано 137 лодок: на Севере - 92, на Тихом океане - 45 [5]. В результате столь опрометчивой военной политики в 1990-е гг. Российской Федерации в настоящее время в спешном порядке приходится восстанавливать значительно нарушенный ядерный паритет, в том числе за счет строительства и ввода в эксплуатацию новых подводных крейсеров. Оборонные силы России в этой области колоссальными усилиями постепенно восстанавливаются.
Аналогичная ситуация - сворачивания деятельности и утраты технологий - складывается в производстве металлорежущих станков, сложного промышленного оборудования, морских и речных судов, микроэлектроники, бытовой техники, автомобилестроении, химической и легкой промышленности, в других важных для народного хозяйства отраслях.
Вторая причина переломного момента инновационной деятельности в России следует из первой - это «утечка мозгов» и российских промышленных секретов, начавшаяся с распадом Советского Союза в 1990-е гг. и продолжающаяся до сих пор. По актуальным данным Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, в результате начала специальной военной операции (СВО) из России за 2022 г. выехали примерно 100 тысяч специалистов 1Т-сферы, при этом 80% уехавших специалистов продолжают работать на российские компании [6]. Несколько тысяч российских инженеров и программистов в настоящее время работают в Силиконовой долине (США). В общей сложности потери России от «утечки мозгов», а именно высококвалифицированных кадров, инженеров и программистов, расцениваются аналитиками российского Центра гуманитарных технологий в 50 млрд долл. ежегодно [7].
Третья значимая причина «перелома» инновационной активности в России - деградация российской системы образования. Общеизвестно, что советская система среднего и высшего образования была одной из лучших в мире. Внедрение Болонской системы, предпринятое Министерством образования РФ на фоне интеграции России в мировое сообщество, в совре-
В. И. Малый, В. В. Гусев. Имитационная деятельность в сфере инноваций
менных условиях показывает свою нецелесообразность и несостоятельность. В результате укороченного обучения бакалавров будущие выпускники вузов не получают требующегося уровня знаний (прежде всего, в области научной и производственной практики на предприятиях) и целостного представления о профессии, поэтому не без причины многие российские высшие учебные заведения стали снова применять у себя полноценные образовательные программы с пятилетним сроком обучения, а военные и медицинские вузы вовсе не переходили на бакалаврские варианты подготовки кадров. На наш взгляд, в результате перевода специали-тета на усеченный вариант подготовки - бакалавриат - в ходе образовательной реформы во многом пострадала отечественная инженерная мысль, обучение конструкторов и инженеров, проектировщиков продукции, и на выходе экономика страны получает бакалавров-недоучек, которые часто не в состоянии генерировать сложные технические идеи. Что же касается второго уровня обучения, то, как показывает практика, в магистратуру на обучение идет далеко не каждый бакалавр, многие выпускники сразу идут работать в компании реального и финансового секторов экономики.
Общеизвестно, что специальная военная операция России на территории Украины в феврале 2022 г. возникла как симметричный ответ на попытку создания странами коллективного Запада во главе с США антироссийского проекта в соседней стране. Предпосылки начала СВО - нацификация идеологии соседней страны, необъявленная «гибридная» война Украины против восточных регионов, преследование и фальсификация русской культуры и истории, геноцид русскоязычного населения и законы против использования русского языка, стремление украинской власти разработать собственное ядерное оружие и вступить в блок НАТО. Безусловно, СВО явилась весьма рисковым, но во многом вынужденным шагом со стороны военно-политического руководства РФ, поэтому среднесрочные и долговременные последствия данного решения в настоящее время невозможно оценить. По нашему мнению, наиболее значимыми последствиями (рисками в стадии развития) СВО для российского общества именно в инновационной сфере являются: приостановка сотрудничества с развитыми странами, в том числе в ряде инновационных и высокотехнологичных областей (исследование космоса, ракето- и самолетостроение, нефте- и газодобыча, электроэнергетика, автомобиль-
ная промышленность, производство компьютерной и бытовой техники); запрет на поставку в РФ многих видов высокотехнологичной продукции, в том числе самолетов и запчастей к ним, микроэлектроники, промышленных станков и оборудования, гидро- и газовых турбин, автомобилей, программного обеспечения; значительное удорожание подобной продукции при поставках в РФ по системе параллельного импорта и т.д.
В конечном итоге практический результат отрицательного действия рассмотренных выше причин говорит о том, что реализация в российскую действительность новых технико-внедренческих приемов представляется в настоящее время проблематичной и сомнительной. Научный результат главных российских «инновационных» проектов нашего времени -«Роснано», «Сколково» и «Роскосмос» - остается весьма скромным. Финансовые средства, выделяемые на развитие данных платформ, часто тратились на приобретение изобретенных на Западе технологий предыдущих инновационных укладов. Вследствие СВО выявилось катастрофически недостаточное производство в Российской Федерации современных видов вооружений, например беспилотных летательных аппаратов, тепловизоров, средств связи последнего поколения, приборов ночного видения и т.д. Поэтому можно сделать вывод, что на практике часто имеет место полномасштабная имитация инновационной деятельности, заимствование отсталых (не-прорывных) технологий и псевдоинновации. В России не хватает настоящих, базовых технологий отечественной школы, а также опыта Советского Союза, который, будучи во враждебном внешнем окружении, смог создать самостоятельную индустриальную базу, выжить в ходе Второй мировой войны и холодной войны с развитыми странами Запада. На наш взгляд, потенциал РФ в области технологического развития в настоящее время достаточно велик, и можно предположить, что данные темпы развития сферы высоких технологий смогут существенно ускориться перед лицом внешних вызовов и геополитических угроз.
Подводя итог вышесказанному, мы можем отметить, что будущее Российского государства во многом зависит от грамотной, правильно выстроенной инновационной политики, особенно в сферах, касающихся стратегических приоритетов развития и обороноспособности страны. Как подчеркнул в своей речи на совещании по вопросам развития оборонно-промышленного
комплекса 20 сентября 2022 г. Президент РФ Владимир Владимирович Путин, «России нужно стопроцентное импортозамещение в сфере ОПК, поэтому нужно нарастить производственные возможности, сократить сроки производства, не снижая при этом качества. Также необходимо решить проблему своевременного и полного обеспечения предприятий отечественными материалами» [8].
По нашему мнению, экономика Российской Федерации может не только приобретать или заимствовать - она может генерировать, порождать новые технологии. Об этом во многом свидетельствует опыт советских инженерных школ в области космоса, авиастроения, судостроения, атомной и гидроэнергетики, развития железнодорожного и автомобильного транспорта, медицины и фармакологии, селекции и генетики растений. Высокий уровень образования населения России, значительное наследие фундаментальной науки, наличие сохранившихся со времен СССР конструкторских традиций, база опытного и экспериментального производства - все эти факторы обязательно необходимо задействовать, возрождать их там, где это еще возможно. Сможет ли экономика России использовать свой внедренческий потенциал, оставшийся с периода существования СССР, открыть для себя новые инновационные направления, или данные возможности так и не будут реализованы - все эти вопросы найдут ответы в ближайшее время.
Список литературы
1. Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий : указ Президента РФ от 25.04.2022 № 231. URL: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/47771 (дата обращения: 01.02.2023).
2. Путин призвал массово внедрить в этом десятилетии искусственный интеллект во все отрасли. URL: https://tass.ru/ekonomika/16418761?ysclid=ldmq2zl6 tq797426528 (дата обращения: 01.02.2023).
3. Реальные инновации и их имитации в России // Московский гуманитарный университет : [сайт]. URL: https://rikmosgu.ru/publications/3559/4272/?ysclid=ld mpmwoobn104090308 (дата обращения: 02.02.2023).
4. «Буран»: история русского шаттла. URL: https:// naked-science.ru/article/nakedscience/buran-istoriya-russkogo?ysclid=ldms956vtg335479186 (дата обращения: 02.02.2023).
5. Уничтожение атомных подводных лодок на Северо-Западе России. URL: http: //slavyanskaya-kultura. ru/news/voennoe-delo/unichtozhenie-atomnyh-podvodnyh-lodok-na-severo-zapade-rossii (дата обращения: 03.02.2023).
6. Глава Минцифры сообщил, что порядка 100 тыс. айтишников покинули РФ в этом году. URL: https://www.interfax.ru/russia/877771 (дата обращения: 04.02.2023).
7. «Утечка мозгов» как глобальное явление. Причины и последствия. URL: http://gtmarket.ru/laboratory/ expertize/2008/1653 (дата обращения: 07.02.2023).
8. России нужно стопроцентное импортозамещение в ОПК. URL: https://ria.ru/20220920/opk-1818150566. html?ysclid=ldt14saw9i606292589 (дата обращения: 08.02.2023).
Поступила в редакцию 03.03.2023; одобрена после рецензирования 10.05.2023; принята к публикации 16.05.2023 The article was submitted 03.03.2023; approved after reviewing 10.05.2023; accepted for publication 16.05.2023