Научная статья на тему 'ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ В СОЮЗНОМ ГОСУДАРСТВЕ: НАПРАВЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОССИИ И БЕЛАРУСИ'

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ В СОЮЗНОМ ГОСУДАРСТВЕ: НАПРАВЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОССИИ И БЕЛАРУСИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
551
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / САНКЦИИ / ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / НАУЧНО- ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ленчук Елена Борисовна

В условиях резкого ограничения поставок высокотехнологичной продукции, оборудования и технологий в связи с введением санкций со стороны Запада, серьезно обострилась проблема высокой импортозависимости экономик России и Беларуси. В результате возникают угрозы разрыва в производственных цепочках и остановки работы ряда производств и секторов экономики. Это не может не сказаться на общей экономической динамике развития двух государств уже в ближайшей перспективе. В таких условиях поиск путей эффективного импортозамещения продукции из западных стран становится одной из важнейших задач обеспечения устойчивости экономик России и Беларуси. Одним из таких путей является объединение усилий России и Беларуси в рамках Союзного государства и выход на новый уровень взаимодействия как в промышленной, так и в научно-технологической сфере. Реализация такого курса в рамках Союзного государства объективно требует формирования общей стратегии импортозамещения, реализация которой должна проводиться в рамках согласованной промышленной политики, разработки совместных программ и проектов. Накопленный опыт реализации союзных отраслевых и научно-технологических программ создает хорошую основу для этого процесса. Кроме того, особое внимание должно быть уделено выработке единой научно-технологической политики в рамках Союзного государства, обеспечивающей мобилизацию научно-технологических потенциалов России и Беларуси не просто на создание импортозамещающей продукции, а на разработку конкурентоспособной продукции и технологий в таких высокотехнологичных отраслях экономики, как микроэлектроника, станкостроение, машиностроение, авиация, космос, цифровые технологии, энергетика, фармацевтика и др. Эффективное взаимодействие в научно-технологической сфере требует наращивания научно-технологических потенциалов двух стран, увеличения инвестиций в эту сферу, формирования соответствующей институциональной среды, а также повышения качественного уровня подготовки исследователей, специалистов и инженерных кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ленчук Елена Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPORT SUBSTITUTION IN THE UNION STATE: DIRECTIONS FOR EFFECTIVE COOPERATION BETWEEN RUSSIA AND BELARUS

In the context of a sharp restriction in the supply of high-tech products, equipment and technologies due to the imposition of sanctions by the West, the problem of high import dependence of the economies of Russia and Belarus has seriously deteriorated. As a result, there exist threats of a break in production chains and shutdown of a number of industries and sectors of the economy. Already in the short term, this cannot but affect the overall economic dynamics of the development of the two states. Under such conditions, the search for ways of effective import substitution of products from Western countries is becoming one of the most important tasks for ensuring the sustainability of the economies of Russia and Belarus. One of such ways is to combine efforts in this area within the framework of the Union State and reach a new level of interaction in both industrial and scientific-technological sphere. The implementation of such a course within the framework of the Union State objectively requires the creation of a common strategy for import substitution, the implementation of which should be carried out within the framework of a coordinated industrial policy, joint programs and projects. The accumulated experience in the implementation of joint sectoral and scientific and technological programs in the Union State creates a good basis for this process. In addition, particular attention should be paid to the development of a common scientific and technological policy within the framework of the Union State, which ensures the mobilization of the scientific and technological potentials of Russia and Belarus not only in the creation of import-substituting products, but in the development of competitive products and technologies in such high-tech sectors of the economy as microelectronics, machine tool building, mechanical engineering, aviation, space, digital technologies, energy, pharmaceuticals, etc. Effective interaction in the scientific and technological deve- lopment requires building up the scientific and technological potential of the two countries, increasing investment in this area, creating an appropriate institutional environment, as well as improving the quality level of training of researchers, specialists and engineers.

Текст научной работы на тему «ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ В СОЮЗНОМ ГОСУДАРСТВЕ: НАПРАВЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОССИИ И БЕЛАРУСИ»

РОССИЯ ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА

RUSSIA YESTERDAY, TODAY, TOMORROW

DOI: 10.31249/rsm/2022.04.01

Е. Б. Ленчук

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ В СОЮЗНОМ ГОСУДАРСТВЕ: НАПРАВЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОССИИ И БЕЛАРУСИ

Аннотация. В условиях резкого ограничения поставок высокотехнологичной продукции, оборудования и технологий в связи с введением санкций со стороны Запада, серьезно обострилась проблема высокой импортозависимости экономик России и Беларуси. В результате возникают угрозы разрыва в производственных цепочках и остановки работы ряда производств и секторов экономики. Это не может не сказаться на общей экономической динамике развития двух государств уже в ближайшей перспективе. В таких условиях поиск путей эффективного импортозамещения продукции из западных стран становится одной из важнейших задач обеспечения устойчивости экономик России и Беларуси. Одним из таких путей является объединение усилий России и Беларуси в рамках Союзного государства и выход на новый уровень взаимодействия как в промышленной, так и в научно-технологической сфере.

Реализация такого курса в рамках Союзного государства объективно требует формирования общей стратегии импортозамещения, реализация которой должна проводиться в рамках согласованной промышленной политики, разработки совместных программ и проектов. Накопленный опыт реализации союзных отраслевых и научно-технологических программ создает хорошую основу для этого процесса. Кроме того, особое внимание должно быть уделено выработке единой научно-технологической политики в рамках Союзного государства, обеспечивающей мобилизацию научно-технологических потенциалов России и Беларуси не просто на создание импортозамещающей продукции, а на разработку конкурентоспособной продукции и технологий в таких высокотехнологичных отраслях экономики, как микроэлектроника, станкостроение, машиностроение, авиация, космос, цифровые технологии, энергетика, фармацевтика и др. Эффективное взаимодействие в научно-технологической сфере требует наращивания научно-технологических потенциалов двух стран, увеличения инвестиций в эту сферу, формирования соответствующей институциональной среды, а также повышения качественного уровня подготовки исследователей, специалистов и инженерных кадров.

Ключевые слова: импортозамещение; санкции; промышленная политика; научно-технологическое сотрудничество; научно-технологический потенциал.

Ленчук Елена Борисовна - доктор экономических наук, руководитель научного направления «Экономическая политика» Института экономики РАН. Россия, Москва. Е-mail: lenalenchuk@yandex.ru Scopus Author ID: 14121314400

Lenchuk E.B. Import Substitution in the Union State: Directions for Effective Cooperation between Russia and Belarus

Abstract. In the context of a sharp restriction in the supply of high-tech products, equipment and technologies due to the imposition of sanctions by the West, the problem of high import dependence of the economies of Russia and Belarus has seriously deteriorated. As a result, there exist threats of a break in production chains and shutdown of a number of industries and sectors of the economy. Already in the short term, this cannot but affect the overall economic dynamics of the development of the two states. Under such conditions, the search for ways of effective import substitution of products from Western countries is becoming one of the most important tasks for ensuring the sustainability of the economies of Russia and Belarus. One of such ways is to combine efforts in this area within the framework of the Union State and reach a new level of interaction in both industrial and scientific-technological sphere.

The implementation of such a course within the framework of the Union State objectively requires the creation of a common strategy for import substitution, the implementation of which should be carried out within the framework of a coordinated industrial policy, joint programs and projects. The accumulated experience in the implementation of joint sectoral and scientific and technological programs in the Union State creates a good basis for this process. In addition, particular attention should be paid to the development of a common scientific and technological policy within the framework of the Union State, which ensures the mobilization of the scientific and technological potentials of Russia and Belarus not only in the creation of import-substituting products, but in the development of competitive products and technologies in such high-tech sectors of the economy as microelectronics, machine tool building, mechanical engineering, aviation, space, digital technologies, energy, pharmaceuticals, etc. Effective interaction in the scientific and technological development requires building up the scientific and technological potential of the two countries, increasing investment in this area, creating an appropriate institutional environment, as well as improving the quality level of training of researchers, specialists and engineers.

Keywords: import substitution; sanctions; industrial policy; scientific and technological cooperation; scientific and technological potential.

Lenchuk Elena Borisovna - Doctor of Science, Economics,

Head of Economic Policy Department, Russian Academy of Science,

Institute of Economics. Russia, Moscow.

E-mail: lenalenchuk@yandex.ru

Scopus Author ID: 14121314400

Введение

В условиях беспрецедентного санкционного давления со стороны Запада, усилившегося в связи с началом спецоперации России на Украине и повлекшего за собой финансовые ограничения, разрыв торгово-экономических связей и логистических цепочек, для России и Беларуси возникли серьезные угрозы торможения экономического роста в обозримой перспективе. Причем наиболее болезненными и жесткими стали санкции в технологической сфере, связанные с ограничением доступа к импорту высокотехнологичной продукции и технологий, уходом иностранных высокотехнологичных компаний, приостановкой сотрудничества в рамках международных проектов. Цель таких санкций - экономическая изоляция России и Беларуси, возможность остановки отдельных производств, деятельность которых в значительной мере зависит от зарубежных технологий, импортного оборудования и комплектующих. Особенно значимы эти риски для наукоемких и высокотехнологичных секторов экономики, таких как авиастроение, автомобилестроение, фармацевтика, электротехника, машины и оборудование. Так, например, санкции сегодня затрагивают более 50% высокотехнологичного импорта в Россию. И можно ожидать, что рост дальнейших ограничений по поставкам будет нарастать, поскольку западные страны стремятся подорвать технологическую мощь России и Беларуси, снизить конкурентоспособность их экономик, нанести удар по стратегическим отраслям. По расчетам Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН, только ограничения по поставкам промежуточной машиностроительной и фармацевтической продукции, а также уход с российского рынка ряда потребительских компаний в условиях 2022 г. сократят российский ВВП примерно на 4% [Широв, Гусев 2022, с. 56]. В целом падение экономического роста может к концу года составить 6-8%. Примерно такое же сокращение ВВП ожидает и Беларусь. По оценкам международного агентства Fitch экономика Беларуси сократится на 5% в 2022 и на 1,2% в 2023 гг. [Fitch Affirms Belarus 2022].

В таких условиях проблема импортозамещения становится крайне значимой и определяющей, от скорости решения которой во многом будет зависеть динамика макроэкономического роста России и Беларуси. Для России и Беларуси как союзного государства, это предполагает концентрацию усилий на совместном решении проблем импортозамещения, усиления взаимодействия в научно-технологической, инновационной и промышленной сферах. Ставка на свои силы в условиях санкций очень важна, тем более, как неоднократно отмечали главы государств России и Беларуси, потенциал для решения этой проблемы имеется. За последние годы союзное государство сохранило и даже расширило свои компетенции в ряде высокотехнологичных отраслей [Как Беларусь и Россия 2022]. В частности, А. Лукашенко отмечал,

что именно промышленная, научная кооперация видится главным двигателем нашей интеграции, а углубленное партнерство с Россией - это единственный способ поддержания не только отечественной экономики, но и экономики в рамках строительства Союзного государства [Экономическое и научно-техническое развитие 2021].

Импортозависимость экономик

России и Беларуси

Хотя сегодня в мире не существует ни одной страны, которая развивается только за счет самообеспечения, и импорт никогда не считался абсолютным злом, в условиях разрыва торгово-экономических отношений со странами Запада, Россия и Беларусь попали в непростую ситуацию. Импортозависи-мость по ряду критически важных товаров в некоторых секторах экономики оказалась чрезвычайно высокой. Так, в России в ряде отраслей промышленности такая зависимость становится критической. Это отрасли электроники, станкостроения, приборостроения, где импортозависимость достигает 6090%, в тяжелом машиностроении - 60-80%, в фармацевтической отрасли -80%, медицинской промышленности - 70-80%, в то время как по оценке экспертов, угроза национальной безопасности уже возникает при доле импорта какого-либо стратегически важного товара во внутреннем потреблении выше 25% [Новая промышленная политика 2016, с. 90].

Не менее проблематичная ситуация складывается и в Беларуси, импорто-емкость экономики которой составляет около 40%. При этом отмечается высокая доля импорта в структуре промежуточного спроса - 36,4%. Так, предприятия БелАЗа и МАЗа получают от западных партнеров широкую номенклатуру комплектующих - на страны ЕС приходится 22% импорта двигателей внутреннего сгорания, свыше 75% - импорта шасси и 36% - коробок передач [Желиба 2021, с. 90].

Одновременно отмечается усиление зависимости экономики от готового потребительского и инвестиционного импорта. Расчеты свидетельствуют о том, что по ряду критически значимых позиций Беларусь практически утратила внутренний рынок. Доля импорта в конечном потреблении домашних хозяйств бумажной, химической продукции, резиновых и пластмассовых изделий, машин, электрического оборудования приближается к 100%. Удельный вес импорта готовых металлических изделий, компьютеров, электронного и оптического, электрического оборудования и машин в структуре валового накопления основного капитала превышает 80% [Рожковская 2022].

Усиление технико-технологической зависимости от импорта в условиях масштабного расширения санкционных мер в отношении белорусской и российской экономик прежде всего сказывается на работе крупных компаний,

деятельность которых значительно зависит от импортного оборудования и комплектующих и критическим образом «завязана» на поставки импортного высокотехнологичного оборудования из развитых стран.

С проблемой импортозамещения Россия столкнулась еще в 2014 г., когда к территории страны присоединился Крым, и были введены первые ограничительные санкции со стороны Запада на поставку ряда высокотехнологичной продукции и технологий. Ответом на эти вызовы явилась разработка государственной программы импортозамещения «Развитие промышленности и повышения ее конкурентоспособности», которая была запущена в апреле 2014 г. Документом были утверждены планы развития импортозамещения для каждого вида промышленности вплоть до 2024 г. на реализацию которых ежегодно выделяются миллиарды рублей. Так, например, в 2021 г. на эти цели было выделено 330 млрд руб. [Импортозамещение в России 2022].

Оценивая итоги реализации этой программы, нельзя не отметить положительные результаты, которые выражаются, прежде всего, в снижении критической зависимости от зарубежных поставок в таких отраслях, как ОПК, сельское хозяйство, энергетика, нефтепереработка, однако целый ряд секторов и отраслей экономики по-прежнему сохраняют высокую импортозависи-мость. Так, например, доля отечественной микроэлектроники на российском рынке не превышает 10%, доля импортных компонентов в судостроении -свыше 70% и т.п. Россия закупает по импорту высоких технологий на 600 млрд руб., а производит на 15 млрд руб.

Республика Беларусь стала испытывать санкционное давление на экономику после политических событий августа 2020 г., которое последовательно усиливалось с введением новых пакетов санкций - в 2021 г. после проведения президентских выборов в стране и в 2022 г. после начала военной спецоперации России на Украине. Ответом на ограничение импорта продукции и комплектующих в результате введенных санкций стал поиск новых поставщиков и локализация производства импортозамещающей продукции. Так, уже в 2020 г. в соответствии с Планом НАН Беларуси осуществлен выпуск импортозамещающей продукции (услуг) на сумму 474,3 млн долл. США (по 257 наименованиям) [Импортозамещающая продукция 2021, с. 4]. Вместе с тем ужесточающиеся санкции постоянно актуализируют необходимость поиска путей импортозамещения все новой и новой продукции.

Пути решения проблемы импортозамещения

Решение проблемы импортозамещения высокотехнологичной продукции и технологий лежит в плоскости реализации трех направлений: изменение географии импорта и поиск новых торговых партнеров из дружественных стран; параллельный импорт; локализация производства импортозамещаю-

щей продукции, т.е. собственная разработка продукции. Частично в рамках союзного государства Россия и Беларусь способны решить проблему импор-тозамещения за счет наращивания взаимопоставок, и прежде всего, в промышленной сфере.

В настоящее время активизировалось взаимодействие российских и минских автогигантов - КАМАЗа и БелАЗа. Как известно, из-за западных санкций белорусские производители вынуждены частично вернуться к выпуску более простых моделей грузовиков, но планируют развивать производство полного цикла, от штамповки рам до двигателей и высокотехнологичных систем АБС, других узлов, насыщенных электроникой, которые могут быть востребованы россиянами. Белорусские предприятия способны заменить импорт ряда продукции в сфере производства станков и оборудования, некоторых видов микроэлектроники. Заказы России на оборудование для микроэлектроники уже размещены и оплачены на площадке предприятия «Пла-нар», их стоимость составляет около 4 млрд руб. Это уникальные технологии, которые будут изготовлены в ближайшие годы [Минпром и НАН, 2022]. Россия, у которой есть заводы, производящие топливную аппаратуру, в свою очередь сможет помочь Беларуси в области топливных систем, также Россия может нарастить поставки электрических машин, пластмассовых изделий и т. п.

Конкретных направлений для расширения сотрудничества немало. К примеру, знаменитый «Интеграл» с белорусской стороны и подобные предприятия в России могли бы решить целый ряд проблем импортозамещения в микроэлектронике. Минский «Горизонт», который производит много продукции, связанной с управлением космическими аппаратами и самолетами, мог бы содействовать решению проблемы импортозамещения в России в сфере авиастроения. В совместной кооперации и сотрудничестве могут быть задействованы такие наукоемкие предприятия, как «БелОМО», «Пеленг». Есть хорошие перспективы и для взаимодействия в 1Т-сфере [Как Беларусь и Россия 2022].

На прошедшем в 2022 г. IX Форуме регионов Беларуси и России в г. Гродно отмечалось, что в некоторых российских регионах с помощью Беларуси удается закрыть более 500 из 850 критически значимых для региональной экономики товарных позиций, выпавших в результате санкций [Какие выгоды, 2022]. В рамках форума было подписано более 60 новых соглашений по выпуску продукции в сфере машиностроения и сельского хозяйства в целях совместного противостояния западным санкциям. Приоритетным направлением было выделено сотрудничество в сфере высоких технологий, прежде всего в сфере ИТ. Общая сумма заключенных контрактов достигла рекордной суммы - 65 млрд руб. [Более 60 различных соглашений 2022].

В рамках Союзного государства России и Беларуси должна формироваться общая политика импортозамещения. Важнейшим шагом для ее формирования должна стать оценка объемов и параметров импортозамещения, анализ доступности импорта, оценка степени критичности импортируемой продукции для экономик двух стран. Следует отметить, что странами уже сформированы «горячие списки» недостающих из-за санкций импортных товаров, по которым планируется оперативно организовать взаимные импортозамещающие поставки. Так, например, Беларусь планирует увеличить объемы производства импортозамещающей продукции в 2022 г. до 25 млрд долл. [В России раскрыли детали 2022].

В качестве приоритетной совместной задачи прежде всего рассматривается запуск перспективных программ, нацеленных на промышленное и технологическое обновление. Россия уже заявила о своей готовности поддержать реализацию целого ряда инвестиционных проектов Беларуси по созданию новых и модернизации действующих производств в рамках импор-тозамещения и выделить Беларуси на эти цели 1,5 млрд руб. Кроме того, часть средств на программы импортозамещения может быть выделена из Союзного бюджета. Уже сегодня отобраны 14 таких промышленных проектов, семь из которых находятся в высокой степени проработки и могут быть запущены уже в текущем году [В России раскрыли детали 2022].

Следует отметить, что и внутри каждого государства используется широкий инструментарий для поддержки крупных и малых компаний, занимающихся решением проблем импортозамещения. Среди них предоставление льготных займов на реализацию инвестиционных проектов промышленных предприятий по разработке перспективных технологий и производственной продукции, способной заменить зарубежные аналоги; льготное налогообложение высокотехнологичных компаний; расширение сети инновационной инфраструктуры в виде промышленных парков и технопарков, центров научно-технологической инициативы; создание специальных фондов поддержки высокотехнологичных производств и т.д.

Россия и Беларусь планируют частично покрывать критический импорт высокотехнологичной продукции и технологий через параллельный импорт, налаживая новые каналы поставок. В частности, в России принято Постановление Правительства РФ № 506 от 29 марта 2022 г., разрешающее ввоз в страну необходимой иностранной продукции без согласия правообладателей, перечень которой формируется Минпромторгом РФ [Постановление правительства 2022]. В российском перечне параллельного импорта уже значатся 289 товарных кодов ТН ВЭД ЕАЭС. Белорусское правительство также приняло решение о разработке проекта законодательного акта о легализации параллельного импорта [Принцип исчерпания 2022]. Такая схема закупок позволит на определенном этапе восстановить разорванные цепочки поставок и 12

избежать дефицита критически важной продукции, возникшего в ходе введения санкций. Однако параллельный импорт - это мера скорее временного характера. В дальнейшем необходимо стремиться к снижению импортозависи-мости, путем расширения локализации производства соответствующей продукции и обеспечению технологического суверенитета двух стран. Особенно важно это для тех направлений, которые обеспечивают рост технологического уровня экономики.

В связи с этим ключевой задачей Союзного государства России и Беларуси становится повышение их глобальной конкурентоспособности, что в современном мире практически невозможно без серьезного укрепления научно-технологических потенциалов двух стран, углубления взаимодействия в сфере инноваций и научно-технологического развития.

Готовность научно-технологических потенциалов

России и Беларуси к решению проблем импортозамещения

Россия и Беларусь несомненно обладают положительным опытом научно-технологического взаимодействия, реализуя ряд совместных программ союзного государства в научно-технической сфере. В рамках Союзного государства в настоящий момент уже реализовано более 60 союзных научно-технических программ в таких областях, как космические технологии, микроэлектроника, информационные технологии, машиностроение, медицина и мн. др. Сегодня в разработке находится целый ряд новых проектов концепций программ, шесть из которых - в высокой степени готовности. Эти программы соответствуют приоритетным направлениям формирования единого научно-технологического пространства и позволят в дальнейшем разработать современные технологии обнаружения и преодоления устойчивости микроорганизмов к лекарственным препаратам (программа «Преодоление») и новые медицинские клеточные продукты (программа «Союзбиомембраны»). Также в планах создание технологий, материалов и оборудования для 3Б-печати (программа «Аддитивность»), разработка комплекса на основе сверхпроводящих резонаторов (программа «Ускоритель-СПР») и инновационных технологий развития фотонной компонентной базы Союзного государства (программа «Компонент Ф»), в финальной стадии согласования проекта концепции - новая программа в области космоса - «Комплекс-СГ» [Беларусь и Россия 2021].

В условиях санкционного давления актуализировался вопрос о формировании единого научно-технологического пространства России и Беларуси в целях обеспечения глобальной конкурентоспособности и безопасности Союзного государства. В связи с этим Министерство науки и высшего образования РФ совместно с Российской академией наук и Курчатовским институтом

при взаимодействии с белорусскими коллегами приступило к разработке проекта стратегии научно-технологического развития Союзного государства. В рамках такой стратегии должны быть определены перспективы и направления дальнейшего сотрудничества двух стран с упором на решение проблем импортозамещения.

В свою очередь перед Россией и Беларусью встает задача повышения эффективности деятельности научной сферы, наращивания научно-технологических потенциалов, выведение научно-технологических и производственных компетенций на новый качественный уровень. Не секрет, что в последние два десятилетия Россия и Беларусь уступали западным странам по многим показателям научно-технологического развития (табл. 1).

Таблица 1

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕКОТОРЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ И БЕЛАРУСИ СО СТРАНАМИ-ЛИДЕРАМИ

Показатель Россия Беларусь Страны-лидеры

Внутренние затраты на НИОКР (в % к ВВП) 1,1 0,6 Израиль - 4,94, Южная Корея - 4,53, Тайвань - 3,46, Швейцария - 3,37.

Численность исследователей на 10 000 занятых в экономике 56 37 Израиль -174, Дания - 157, Южная Корея - 153, Швеция - 148.

Доля предприятий, осуществляющих инновационную деятельность (в % от общей численности) 10,8 26,2 Канада - 79, Швейцария - 72, Норвегия - 71, Бельгия - 68.

Число патентных заявок, поданных национальными заявителями в стране и за рубежом 29 829 1278 Китай - 1 441 085, США - 495 883, Япония - 423 254, Южная Корея - 260 610, Германия - 168 005.

Доля высокотехнологичного экспорта в общем объеме промышленного экспорта 9,0 5,2 Филиппины - 63, Малайзия - 54, Южная Корея - 36, Китай - 31, Израиль - 28.

Доля высокотехнологичных производств в выпуске обрабатывающей промышленности. 25,7 28,4 Швейцария - 68,5, Япония - 55,1, Китай - 48,5, США - 44,9.

Источник: составлено по: [Индикаторы науки 2022], [О научной 2021], [Business and Economic Data 2022]

Данные таблицы свидетельствуют, что Россия и Беларусь серьезно уступают западным странам и по уровню финансирования НИОКР, и по количеству исследователей, и по инновационной активности предприятий, и по выпуску высокотехнологичной продукции. Без положительной динамики этих показателей вряд ли возможно ставить вопрос о технологическом суверенитете двух стран и обеспечить конкурентоспособность их экономик.

Наращивание собственных научных компетенций России и Беларуси требует расширения сферы фундаментальных и прикладных разработок и прежде всего в тех областях, которые формируют долгосрочный потенциал импорто-замещения. К таким направлениям сегодня можно отнести микроэлектронику, сферу ИКТ, низкоуглеродные технологии, фармацевтику, и т.п. И если Беларусь сумела за последние два десятилетия сохранить связь науки с производством, и НАН Беларуси сегодня выступает в роли крупнейшего исследовательского центра, который развивается по типу научно-производственной корпорации, где на базе 55 научных учреждений функционирует более 230 производственных участков, секторов и лабораторий [Импортозамещающая продукция 2021], то Россия за это время практически утратила свою прикладную науку. Для нее задача увязки науки с производством остается одной из важнейших. Восстановление такой связи в первую очередь требует развития институтов прикладной науки, инжиниринговых центров, проектных офисов и опытных производств.

Однако нельзя не отметить, что сама научно-технологическая сфера двух государств также находится под санкциями. Сегодня Россия и Беларусь исключены из международных проектов, приостановлена поставка научного оборудования и реактивов в наши страны, также наши страны отключены от доступа к международным системам информации, возможности публикаций статей в международных рейтинговых журналах. Так, например, в России более 37% научного оборудования - импортное, серьезная импортозависи-мость существует и в области реактивов и комплектующих для лабораторного оборудования. В России есть несколько заводов, выпускающих узкую номенклатуру биореактивов, но этого недостаточно, чтобы заменить импорт как у себя в стране, так и в Беларуси. Безусловно, в условиях таких санкционных ограничений значительно сложнее проводить научные исследования и разработки, особенно на высоком мировом уровне.

Санкционные ограничения в научно-технологической сфере стимулируют отток высококвалифицированных специалистов и исследователей за рубеж. Только за два месяца после президентских выборов в Беларуси в 2021 г. с целью трудоустройства из страны уехали в Украину - около 3 тыс. человек, в Польшу - 10 тыс. человек, в Литву и Латвию - 4 тыс. человек [Шурубович 2021, с. 75]. Особенно показателен отток специалистов из сферы ИТ. В Украину переехали около 40 белорусских ИТ-компаний, более 2000 фрилансеров.

И это притом, что существующий спрос на специалистов в сфере ИТ в Беларуси превышает предложение более чем в 3 раза [Богдан 2018, с. 119].

Еще более массовый отток специалистов в сфере ИТ наблюдался в феврале-апреле 2022 г. из России. Страну покинули более 70 тыс. ИТ-кадров [Касперская 2022]. По оценкам Минцифры России, к 2024 г. дефицит квалифицированных кадров в IT-сфере может достичь 1 млн человек [Заседание Совета 2022]. Причем Запад стремится всячески ускорить процесс оттока умов из России, лишив ее наиболее талантливых ученых и исследователей. В частности, глава Белого дома уже обратился к американскому конгрессу об ускорении выдачи виз российским ученым, которые хотят покинуть страну в разгар вооруженного конфликта на Украине. Прежде всего США хотят привлечь россиян с опытом работы с полупроводниками, космическими технологиями, кибербезопасностью, современными вычислениями, ядерной инженерией, искусственным интеллектом и другими наукоемкими областями [Bloomberg 2022].

Направления активизации совместной работы

Решение проблемы импортозамещения в рамках Союзного государства России и Беларуси объективно требует выхода на новый уровень взаимодействия двух стран как в промышленной сфере, так и в сфере научно-технологического сотрудничества. В связи с этим целесообразно сформулировать основные направления совместных действий в целях снижения импор-тозависимости России и Беларуси в условиях постоянно нарастающего санк-ционного давления в технологической сфере, которые состоят в следующем.

Прежде всего необходимо формирование общей стратегии импортоза-мещения Союзного государства России и Беларуси, направленной на снижение технологической зависимости и импортоемкости экономик двух стран в долгосрочной перспективе, особенно в высокотехнологичных отраслях экономики. Реализация такой стратегии должна осуществляться в рамках согласованной промышленной и научно-технологической политики этих стран. В свою очередь это предполагает возрождение практики совместного долгосрочного стратегического планирования, развития проектного подхода.

Требуются корректировка программ союзного государства и разработка новых проектов, направленных на развитие кооперационных производственных цепочек в рамках Союзного государства и ориентированных на импорто-замещение продукции из третьих стран. Этому должно предшествовать формирование общих списков критического импорта, определение направлений локализации импортозамещающей продукции на территории Союзного государства с учетом имеющихся компетенций у двух стран, их производственных, научно-технологических и инвестиционных возможностей. Вместе с тем

для активизации взаимодействия в сфере промышленного развития нужны новые институты, работающие на запуск и развитие экономики.

Особое внимание должно быть уделено расширению взаимодействия в сфере научно-технологического развития, выработке общей стратегии научно-технологического развития Союзного государства России и Беларуси, обеспечивающей мобилизацию научно-технологических потенциалов на создании конкурентной продукции и технологий в таких высокотехнологичных отраслях экономики, как микроэлектроника, станкостроение, машиностроение, авиация, космос, цифровые технологии, энергетика, фармацевтика и др.

Успех в деле укрепления технологического суверенитета России и Беларуси во многом зависит от наращивания их научно-технологических потенциалов, расширения компетенций в сфере научно-технологического развития. Решение этой задачи требует серьезных инвестиций в сферу НИОКР, и выведение их на уровень 2-2,5% ВВП. Причем учитывая, что в условиях системных санкций, затрагивающих различные сферы экономики, привлечение дополнительного бюджетного финансирования весьма проблематично, требуется наращивание внебюджетных инвестиций в научные разработки. В свою очередь, для этого должны быть созданы соответствующие стимулирующие условия для таких инвестиций. Например, расширение налоговых преференций и льгот для науки и инноваций, формирование инструментов и механизмов для скорейшей коммерциализации научных разработок. Не последнюю роль в поддержке научно-технологических разработок в рамках решения проблем импор-тозамещения могут сыграть и финансовые институты развития. По оценкам экспертов ИНП РАН, увеличение внутренних затрат на НИОКР на 1% ВВП в текущих условиях компенсирует выпадение затрат на результаты НИОКР, поступавших по импорту [Широв, Гусев 2022, с. 59].

И, наконец, необходимо не просто сохранить и нарастить количество исследователей, инженеров и высококвалифицированных специалистов в России и Беларуси, но и повысить их качественный уровень. Сегодня в России уже планируется создание 30 передовых инженерных школ на базе ведущих вузов. На эти цели в 2022-2024 гг. в рамках государственной программы «Научно-технологическое развитие» уже предусмотрено выделение 36,6 млрд руб. [Постановление Правительства № 619 2022]. Также обозначен перечень вузовских специальностей и направлений подготовки, которые имеют важнейшее значение для решения задач научно-технологического развития. Всего выделено более 60 направлений - это математика, прикладная информатика, картография и геоинформатика, радиотехника, электроника и наноэлектроника, робототехника, авиастроение, кораблестроение и т.п. Для них обозначены и некоторые преференции в виде отсрочки от призыва на военную службу. Вместе с тем этими преференциями далеко не исчерпывается весь спектр мер, которые требуется принять для повышения качества кадрового потенциала

научно-технологической сферы. Над созданием системных условий для наращивания компетенций в высокотехнологичных секторах экономики с целью выхода по ним на лидирующие мировые позиции активно работают и государственные власти Республики Беларусь.

Вместе с тем в целях обеспечения экономик России и Беларуси высококвалифицированными специалистами, исследователями и инженерами, позволяющего укрепить технологический суверенитет двух стран и успешно решать задачи сокращения импортозависимости в отдельных секторах экономики, было бы целесообразно в рамках Союзного государства расширить научно-образовательный диалог и разработать общую программу подготовки научных и инженерных кадров в лучших российских и белорусских вузах на бесплатной основе в соответствии с общей стратегией импортозамещения Союзного государства.

Обозначенные направления - это лишь часть мер, необходимых для эффективного решения проблемы импортозамещения в условиях западных санкций и повышения уровня технологического суверенитета России и Беларуси. Однако их реализация безусловно позволит существенно продвинуться в решении проблемы снижения импортозависимости России и Беларуси, восстановить целый ряд производственных цепочек, придать устойчивость экономическому развитию Союзного государства.

Библиография

Bloomberg: США упростят въезд для научных специалистов из России // BFM.RU. 2022. 30 апр. URL: https://www.bfm.ru/news/498987 (дата обращения: 18.05.2022).

Беларусь и Россия планируют создать единый реестр технопарков Союзного государства // Белта. 2021. 29 июн. URL: https://www.belta.by/society/view/belarus-i-rossija-planirujut-sozdat-edinyj-reestr-tehnoparkov-sojuznogo-gosudarstva-448127-2021/?ysclid=l7uh85pwfd844853488 (дата обращения: 20.06.2022).

Богдан Н.И. Инновации и человеческие ресурсы для развития цифровой экономики // Белорусский экономический журнал. 2018. № 3. С. 110-123.

Более 60 различных соглашений подписано на Форуме регионов в Гродно // Первый канал. 2022. 1 июл. URL: https://www.1tv.ru/news/2022-07-01/432447-bolee_60_razlichnyh_soglasheniy_ podpisano_na_forume_regionov_v_grodno (дата обращения: 04.07.2022).

В России раскрыли детали программы имортозамещения с Беларусью // Рамблер. 2022. 15 июл. URL: https://finance.rambler.ru/business/49006542/?utm_content=finance_media&utm_medium= read_more&utm_source=copylink (дата обращения: 18.07.2022).

Желиба Б.Н. Влияние санкций Запада на экономику Беларуси // Стратегии развития экономики Беларуси: вызовы, инструменты реализации и перспективы. Национальная академия наук Беларуси. Институт экономики НАН Беларуси. Минск: Право и экономика, 2021. 640 с.

Заседание Совета по стратегическому развитию и национальным проектам. (18 июля 2022) // Kremlin.ru. Президент России. 2022. 18 июл. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/ news/69019 (дата обращения: 20.07.2022).

Импортозамещающая продукция НАН Беларуси 2020-2021: перечень важнейших для экономики направлений деятельности НАН Беларуси / Нац. акад. наук Беларуси. отв. ред. А.И. Иванец. Минск: Беларуская навука, 2021. 337 с.

Импортозамещение в России в 2022 г. // МТС Касса. URL: https://kassa.mts.ru/blog/for-business/importozameshchenie-v-rossii-v-2022-godu/ (дата обращения: 20.05.2022).

Индикаторы науки: 2022: статистический сборник Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2022. 400 с.

Как Беларусь и Россия решают задачи по импортозамещению // Российская газета. 2022. 18 май. URL: https://rg-ru.turbopages.org/rg.ru7s/2022/05/18/kak-belarus-i-rossiia-reshaiut-zadachi-po-importozameshcheniiu.html (дата обращения: 10.06.2022).

Касперская: в конце февраля из России выехали табуны ИТ-специалистов // Ведомости. 2022. 2 мар. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/news/2022/03/22/914629-kasperskaya-tabuni-it-spetsialistov (дата обращения: 20.05.2022).

Минпромторг и НАН планируют составить программу развития // Белта. 2022. 18 июнь. URL: https://www.belta.by/economics/view/minprom-i-nan-planirujut-sostavit-programmu-razvitija-508759-2022/ (дата обращения: 23.06.2022).

Новая промышленная политика России в контексте обеспечения технологической независимости / Под ред. Ленчук Е.Б. СПб.: Алетейя, 2016. 336 с.

О научной и инновационной деятельности Республики Беларусь в 2021 году // Национальный статистический комитет Республики Беларусь. URL: https://www.belstat.gov.by/ ofitsialnaya-statistika/realny-sector-ekonomiki/nauka-i-innovatsii/statisticheskie-izdaniya/index_50315/ (дата обращения: 06.05.2022).

Постановление Правительства Российской Федерации от 08.04.2022 № 619 «О мерах государственной поддержки программ развития передовых инженерных школ» // Правительство России. URL: http://government.ru/docs/all/140436/ (дата обращения: 20.05.2022).

Постановление Правительства РФ № 506 от 29 марта 2022 г. «О товарах (группах товаров), в отношении которых не могут применяться отдельные положения Гражданского кодекса Российской Федерации о защите исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выраженные в таких товарах и средствах индивидуализации, которыми такие товары маркированы» // Правительство России. URL: http://static.government.ru/media/files/wiACCKhlqBBRh LD0oPaC0xgnA4Y2mIAT.pdf (дата обращения: 20.05.2022).

Принцип исчерпания прав: как будет работать параллельный импорт в Беларуси? // Sputnik. 2022. 13 июн. URL:https://sputnik.by/20220613/printsip-ischerpaniya-prav-kak-budet-rabotat-parallelnyy-import-v-belarusi-1063579261.html (дата обращения: 20.06.2022).

Приходько А. Форум регионов: какие выгоды получает Беларусь от углубления связей с регионами России? // Евраzия Эксперт. 2022 29 июн. URL: https://eurasia.expert/kakie-vygody-poluchaet-belarus-ot-uglubleniya-svyazey-s-regionami-rossii/ (дата обращения: 30.06.2022).

Рожковская Е.А. Направления и механизмы реализации структурной политики в контексте вызовов и угроз экономической безопасности Беларуси // Первое экономическое издательство. Экономическая безопасность. 2022. Том 5. № 4. URL: https://1economic.ru/lib/114998? ysclid=l7uisrabet14718923 (дата обращения: 20.06.2022).

Широв А., Гусев М. Импортозамещение: стратегия и тактика успеха // Эксперт. 2022. № 27. С. 56-59.

Шурубович А.В. Экономика Белоруссии в период политической нестабильности // Россия и новые государства Евразии. 2021. № 1. С. 72-81.

Экономическое и научно-техническое развитие Беларуси в рамках Союзного Государства // Всем!Ру. Журнал Союзное государство. 2021. 12 окт. URL: https://wsem.ru/publications/razvitie_ belarusi_posle_sankcii_2021_488/ (дата обращения: 08.06.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Business and Economic Data for 200 Countries // The GlobalEconomy.com. URL: https:// ru.theglobaleconomy.com/rankings/industry_value_added/ (дата обращения: 08.06.2022).

Fitch Affirms Belarus at 'CCC' // FitchRatings. 2022. 29 Apr. URL: https://www.fitchratings. com/research/sovereigns/fitch-affirms-belarus-at-ccc-29-04-2022 (дата обращения: 20.05.2022).

References

Belarus' i Rossiya planiruyut sozdat' ediny'j reestr texnoparkov Soyuznogo gosudarstva [Belarus and Russia plan to create a unified register of technoparks of the Union State]. Belta. 2021. 29 Jan. URL: https://www.belta.by/society/view/belarus-i-rossija-planirujut-sozdat-edinyj-reestr-tehnoparkov-sojuznogo-gosudarstva-448127-2021/?ysclid=l7uh85pwfd844853488 (date of access: 20.06.2022). (In Russ.)

Bloomberg: SShA uprostyat v''ezd dlya nauchny'x specialistov iz Rossii [The United States will simplify entry for scientific specialists from Russia]. BFM.RU. 2022. 30 Apr. URL: https://www.bfm.ru/news/498987 (date of access: 18.05.2022). (In Russ.)

Bogdan N.I. Innovacii i chelovecheskie resursy' dlya razvitiya cifrovoj e'konomiki [Innovation and human resources for the development of the digital economy]. Belarusian Economic Journal. 2018. N 3. P. 110-123. (In Russ.)

Bolee 60 razlichny'x soglashenij podpisano na Forume regionov v Grodno [More than 60 different agreements signed at the Forum of Regions in Grodno]. Pervy'j kanal [The first channel]. 2022. 1 Jull. URL:https://www. 1tv.ru/news/2022-07-01/432447-bolee_60_razlichnyh_soglasheniy_ podpisano_na_forume_regionov_v_grodno (date of access: 04.07.2022). (In Russ.)

Business and Economic Data for 200 Countries. The GlobalEconomy.com. URL: https:// ru.theglobaleconomy.com/rankings/industry_value_added/ (date of access: 08.06.2022).

E'konomicheskoe i nauchno-texnicheskoe razvitie Belarusi v ramkax Soyuznogo Gosudarstva [Economic and scientific and technical development of Belarus within the framework of the Union State]. Vsem!Ru. Zhurnal Soyuznoe gosudarstvo. 2021. 12 Oct. URL: https://wsem.ru/publications/ razvitie_belarusi_posle_sankcii_2021_488/ (date of access: 08.06.2022). (In Russ.)

Fitch Affirms Belarus at 'CCC'. FitchRatings. 2022. 29 Apr. URL:https://www.fitchratings.com/ research/sovereigns/fitch-affirms-belarus-at-ccc-29-04-2022 (date of access: 20.05.2022).

Importozameshhayushhaya produkciya NAN Belarusi 2020-2021: perechen' vazhnejshix dlya e'konomiki napravlenij deyatel'nosti NAN Belarusi [Import-substituting products of the National Academy of Sciences of Belarus 2020-2021: a list of the most important areas of activity for the economy of the National Academy of Sciences of Belarus]. Nacz. akad. nauk Belarusi. otv. red. A.I. Ivanecz. Minsk: Belaruskaya navuka [Belarusian science], 2021. 337 p.

Importozameshhenie v Rossii v 2022 g. [Import substitution in Russia in 2022] // MTS Kassa. URL: https://kassa.mts.ru/blog/for-business/importozameshchenie-v-rossii-v-2022-godu/ (date of access: 20.05.2022). (In Russ.)

Indikatory' nauki: 2022: statisticheskij sbornik Nacz. issled. un-t «Vy'sshaya shkola e'konomiki» [Science Indicators: 2022: Statistical Compendium of the National. research University Higher School of Economics]. M.: NIU VShE', 2022. 400 p. (In Russ.)

Kak Belarus' i Rossiya reshayut zadachi po importozameshheniyu[How Belarus and Russia solve the problems of import substitution] // Rossijskaya gazeta [Russian newspaper]. 2022. 18 May. URL: https://rg-ru.turbopages.org/rg.ru/s/2022/05/18/kak-belarus-i-rossiia-reshaiut-zadachi-po-importozameshcheniiu.html (date of access: 10.06.2022). (In Russ).

Kasperskaya: v konce fevralya iz Rossii vy'exali tabuny' IT-specialistov [Kaspersky: at the end of February, herds of IT specialists left Russia] // Vedomosti. 2022. 2 Mar. URL: https://

www.vedomosti.ru/economics/news/2022/03/22/914629-kasperskaya-tabuni-it-spetsialistov (date of access: 20.05.2022). (In Russ.)

Minpromtorg i NAN planiruyut sostavit' programmu razvitiya [The Ministry of Industry and Trade and the National Academy of Sciences are planning to draw up a development program]. Belta. 2022. 18 Jun'. URL: https://www.belta.by/economics/view/minprom-i-nan-planirujut-sostavit-programmu-razvitija-508759-2022/ (date of access: 23.06.2022). (In Russ.)

Novaya promy'shlennaya politika Rossii v kontekste obespecheniya texnologicheskoj nezavisi-mosti [New industrial policy of Russia in the context of ensuring technological independence]. Pod red. Lenchuk E.B. SPb.: Aletejya, 2016. 336 p. (In Russ.)

O nauchnoj i innovacionnoj deyatel'nosti Respubliki Belarus' v 2021 godu [On scientific and innovative activities of the Republic of Belarus in 2021]. Nacional'ny'j statisticheskij komitet Respubliki Belarus'[National Statistical Committee of the Republic of Belarus]. URL: https:// www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/realny-sector-ekonomiki/nauka-i-innovatsii/statisticheskie-izdaniya/index_50315/ (date of access: 06.05.2022). (In Russ.)

Postanovlenie Pravitel'stva RF № 506 ot 29 marta 2022 g. «O tovarax (gruppax tovarov), v ot-noshenii kotory'x ne mogut primenyat'sya otdel'ny'e polozheniya Grazhdanskogo kodeksa Rossi-jskoj Federacii o zashhite isklyuchitel'ny'x prav na rezul'taty' intellektual'noj deyatel'nosti, vy'razhenny'e v takix tovarax, i sredstva individualizacii, kotory'mi takie tovary' markirovany'» [Decree of the Government of the Russian Federation N 506 dated March 29, 2022 «On goods (groups of goods) in respect of which certain provisions of the Civil Code of the Russian Federation on the protection of exclusive rights to the results of intellectual activity expressed in such goods, and means of individualization by which such goods are marked»]. Pravitel'stvo Rossii [Russian government]. URL: http://static.government.ru/media/files/wiACCKhlqBBRhLDOoPaC0xgnA4Y2mIAT.pdf (date of access: 20.05.2022). (In Russ.)

Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 08.04.2022 № 619 «O merax gosudarstven-noj podderzhki programm razvitiya peredovy'x inzhenerny'x shkol» [Decree of the Government of the Russian Federation N 619 dated 08.04.2022 «On measures of state support for programs for the development of advanced engineering schools»]. Pravitel'stvo Rossii [Russian government]. URL: http://government.ru/docs/all/140436/ (date of access: 20.05.2022). (In Russ.)

Princip ischerpaniya prav: kak budet rabotat' parallel'ny'j import v Belarusi? [The principle of exhaustion of rights: how parallel imports will work in Belarus]. Sputnik. 2022. 13 Iyun. URL: https://sputnik.by/20220613/printsip-ischerpaniya-prav-kak-budet-rabotat-parallelnyy-import-v-belarusi-1063579261.html (date of access: 20.06.2022). (In Russ.)

Prixod'ko A. Forum regionov: kakie vy'gody' poluchaet Belarus' ot uglubleniya svyazej s regionami Rossii? [Forum of Regions: What benefits does Belarus get from deepening ties with Russia's regions?]. Evraziya E'kspert. 2022 29 Iyun. URL:https://eurasia.expert/kakie-vygody-poluchaet-belarus-ot-uglubleniya-svyazey-s-regionami-rossii/ (date of access: 30.06.2022). (In Russ.)

Rozhkovskaya E.A. Napravleniya i mexanizmy' realizacii strukturnoj politiki v kontekste vy'zovov i ugroz e'konomicheskoj bezopasnosti Belarusi [Directions and mechanisms for the implementation of structural policy in the context of challenges and threats to the economic security of Belarus]. Pervoe e'konomicheskoe izdatel'stvo. E'konomicheskaya bezopasnost' [First economic publishing house. Economic security]. 2022. Tom 5. N 4. URL: https://1economic.ru/lib/114998? ysclid=l7uisrabet14718923 (date of access: 20.06.2022). (In Russ.)

Shirov A., Gusev M. Importozameshhenie: strategiya i taktika uspexa [Import substitution: strategy and tactics of success]. E'kspert [Expert]. 2022. N 27. P. 56-59. (In Russ.)

Shurubovich A.V. E'konomika Belorussii v period politicheskoj nestabil'nosti [Economy of Belarus in the period of political instability]. Rossiya i novy'e gosudarstva Evrazii [Russia and the New States of Eurasia]. 2021. N 1. P. 72-81. (In Russ.)

V Rossii raskry'li detali programmy' imortozameshheniya s Belarus'yu [[Details of import substitution program with Belarus revealed in Russia]. Rambler. 2022. 15 Jul. URL: https://finance. rambler.ru/business/49006542/?utm_content=finance_media&utm_medium=read_more&utm_source= copylink (date of access: 18.07.2022). (In Russ.)

Zasedanie Soveta po strategicheskomu razvitiyu i nacional'ny'm proektam. (18 iyulya 2022) [Meeting of the Council for Strategic Development and National Projects. (July 18, 2022)]. Krem-lin.ru. Prezident Rossii. 2022. Jull. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/69019 (date of access: 20.07.2022). (In Russ.)

Zheliba B.N. Vliyanie sankcij Zapada na e'konomiku Belarusi [[The Impact of Western Sanctions on the Economy of Belarus]. Strategii razvitiya e'konomiki Belarusi: vy'zovy', instrumenty' realizacii i perspektivy'. Nacional'naya akademiya nauk Belarusi. Institut e'konomiki NAN Belarusi [Strategii razvitiya e'konomiki Belarusi: vy'zovy', instrumenty' realizacii i perspektivy'. Nacional'naya academiya nauk Belarusi. Institute e'konomiki NAN Belarusi]. Minsk: Pravo i e'konomika, 2021. 640 p. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.