Научная статья на тему 'Стратегические цели и задачи создания Полифункционального информационно-аналитического центра в Кабардино-Балкарской республике'

Стратегические цели и задачи создания Полифункционального информационно-аналитического центра в Кабардино-Балкарской республике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
64
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТИЧЕСКИЙ РЫНОК / TOURISM MARKET / МАРКЕТИНГ / MARKETING / РЕКЛАМА / ADVERTISING / ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И МОДЕЛИ / ECONOMIC AND MATHEMATICAL METHODS AND MODELS / МОНИТОРИНГ / ИННОВАЦИИ / MONITORING AND INNOVATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трамова Азиза Мухамадияевна

В данной статье проведен анализ туристического рынка Кабардино-Балкарской республики и выявлены факторы тормозящие развитие турбизнеса в Республике. Для улучшения маркетинговой и рекламной деятельности, внедрения инноваций, а также преодоления выявленных тормозящих факторов, предлагается создать Единого Полифункционального Информационного Аналитического Центра. Выделены задачи Центра, а так же предложена структурно-функциональная схема.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategic goals and objectives of Poly-functional information-analytical center in Kabardino-Balkaria republic

This article analyzes the tourist market of Kabardino-Balkaria and identified factors hindering the development of tourist industry in the Republic. To improve marketing and promotional activities, innovate and overcome identified inhibiting factors, it is proposed to create a single Poly-functional Information and Analysis Center. Highlighted the problem of the Centre, as well as the proposed structural and functional layout.

Текст научной работы на тему «Стратегические цели и задачи создания Полифункционального информационно-аналитического центра в Кабардино-Балкарской республике»

Выпуск 4 - 2014

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Мир Науки

научный интернет-журнал

УДК 330

Трамова Азиза Мухамадияевна

ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский Государственный аграрный университет им. В.М. Кокова»

Россия, г. Нальчик Кандидат физико-математических наук

Доцент

E-mail: [email protected]

Стратегические цели и задачи создания Полифункционального Информационно-Аналитического Центра в Кабардино-Балкарской республике

Аннотация. В данной статье проведен анализ туристического рынка КабардиноБалкарской республики и выявлены факторы тормозящие развитие турбизнеса в Республике.

Для улучшения маркетинговой и рекламной деятельности, внедрения инноваций, а также преодоления выявленных тормозящих факторов, предлагается создать Единого Полифункционального Информационного Аналитического Центра. Выделены задачи Центра, а так же предложена структурно-функциональная схема.

Ключевые слова: туристический рынок; маркетинг; реклама; экономико-

математические методы и модели; мониторинг; инновации.

1

12KNMN414

Выпуск 4 - 2014

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Мир Науки

научный интернет-журнал

В настоящее время в Кабардино-Балкарской республике действует множество мелких туристических фирм, деятельность которых плохо координирована, а их бизнес неэффективен.

Для туристического рынка Кабардино-Балкарской республике характерна следующая ситуация:

1) значительная географическая изоляция фирм и потребителей туристических услуг;

2) огромное количество участников туристического рынка;

3) малое количество автоматизированных турфирм;

4) большие объемы чрезвычайно быстро обновляемой информации;

5) низкий уровень информативности о турпродукте;

6) рост потребностей турфирм в приемлемых технологических решениях для оперативного предложения, поиска и бронирования продуктов на базе современных информационных технологий;

7) отсутствие удовлетворительного предложения, объединяющего технологические разработки туристических информационных систем и ресурсы Интернета с учетом перспективных направлений развития отрасли.

По мнению автора, обеспечение большей скоординированности в работе фирм, улучшение маркетинговой и рекламной их деятельности на рынке, внедрение инноваций, а также преодоление выявленных ранее в исследовании факторов, тормозящих развитие турбизнеса в Республике, можно достичь в рамках Единого Полифункционального Информационного Аналитического Центра (ЕПИАЦ).

Предлагаемый центр должен отвечать целой совокупности требований. Он должен

быть:

1. Полифункциональным, то есть выполнять многие функции (оперативного и стратегического планирования, диспетчерские и справочные функции и т.д.).

2. Аналитическим, то есть производить анализ ситуации в отрасли и на

предприятии и вырабатывать рекомендации по наиболее эффективным

решениям.

3. Информационным, то есть осуществлять мониторинг, являться поставщиком

актуализированной и постоянно обновляемой информации, классифицированной по широкому набору признаков. В частности, в структуре центра должно быть два информационных блока для оперативной и

стратегической деятельности.

4. Инструментальным, то есть содержать различные инструменты принятия и поддержки принятия решения (методы и модели).

5. Инновационным, то есть включать в своей структуре блок инноваций и методов

их внедрения в практику, что обеспечивает модернизацию его

инструментальной составляющей.

6. Специфицированным, то есть учитывающим особенности рынка туристических услуг в КБР (см. перечисленные выше семь особенностей).

7. Т ехнологичным, то есть отражающим всю технологическую цепочку

взаимодействия субъектов рынка.

2

12KNMN414

Выпуск 4 - 2014 (499) 755 50 99

http://mir-nauki.com

ЕПИАЦ предполагается создать на базе уже имеющегося крупного ИАЦ, функционирующего в г. Нальчик. Созданный и функционирующий в настоящее время в туристическом бизнесе КБР единый информационно-аналитический центр (info-centre, IC) ориентирован, главным образом, на выполнение справочно-информационных функций и системы бронирования туристических путевок [2,3]. Он не является комплексным ИАЦ. Его функционирование направлено на выполнение следующих задач:

1. Предоставление клиентам доступа к единой системе бронирования туристических услуг, бесплатные on-line консультации (как соотечественников, так и зарубежных туристов);

2. Формирование единого информационного пространства в целях создания внутреннего рынка предоставления туристических услуг;

3. Расширение сферы влияния туризма КБР на зарубежном рынке туристских услуг;

4. Внедрение информационно-компьютерных технологий в сферу туристских услуг;

5. Повышение конкурентоспособности действующих в КБР туристских предприятий.

В настоящее время наиболее полно в IC реализованы только первые две задачи; процедура поддержки решений и инновационная составляющая туристской деятельности в нем представлены слабо. В связи с этим требуется его серьезная трансформация в полифункциональный центр ЕПИАЦ. Сформулированные автором методические принципы могут рассматриваться как основные направления модернизации и развития IC в более сложную организационную структуру, какой является ЕПИАЦ (рисунок 1).

Функционирование ЕПИАЦ предполагает осуществление трех видов деятельности -стратегической (формирующей цели и задачи на перспективу), оперативной (принятие решений на основе мониторинга ситуации в отрасли) и инновационной (разработка и внедрение инноваций в турбизнес) [3].

Важным блоком в составе ЕПИАЦ является блок экономико-математических моделей и методов (выделен на рисунке 1 двойной чертой). В числе этих методов может быть использован широкий спектр как уже имеющихся методов планирования и управления, адаптированных к условиям туристской отрасли, так и новые методы, предложенные автором.

Данный блок связан на схеме рисунка 1 стрелками со стратегической, оперативной и инновационной деятельностью, поскольку обеспечивает обоснование и поддержку принятия решений во всех этих блоках.

3

12KNMN414

Выпуск 4 - 2014

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Мир Науки

научный интернет-журнал

Рис. 1. Структурно-функциональная схема ЕПИАЦ

4

12KNMN414

Выпуск 4 - 2014 (499) 755 50 99

http://mir-nauki.com

Информационная база ЕПИАЦ имеет сложную структуру: в блоке 1 содержатся данные мониторинга ситуации, которые используются в оперативной деятельности; в блоке 2 содержится агрегированная и обобщенная информация, используемая для стратегического планирования; в блоке обмена осуществляется постоянное пополнение данных блока 2 с учетом обновления информации в блоке 1.

В ЕПИАЦ предусмотрен также блок корректировки деятельности этого центра на случай непредвиденной ситуации (форс-мажор, кризис на рынке туруслуг, значимый страховой случай). В этом случае решение принимается группой экспертов.

Основными выходными данными является рекламная и справочная информация для клиентов по широкому кругу вопросов.

Разработка и внедрение ЕПИАЦ будет способствовать повышению уровня обеспеченности региона ИТ в сфере туризма, позволит не только удешевить средства связи между фирмами и их клиентами, но и создает возможность работать всем участникам рынка туристических услуг как единому офису.

Главным результатом ЕПИАЦ будет являться создание конкурентоспособного туристического продукта в КБР, что приведет к росту эффективности туристического бизнеса в регионе, росту комфортабельности при потреблении услуг, расширению географии и увеличению многообразия туристских маршрутов.

Функционирование ЕПИАЦ окажет положительное влияние не только на туристскую отрасль, но и с учетом мультипликативных эффектов на развитие экономики КБР в целом [1]. Основные направления возникающих эффектов от работы ЕПИАЦ представлены на рисунке 2.

5

12KNMN414

Выпуск 4 - 2014

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Мир Науки

научный интернет-журнал

Рисунок 2. Структура воздействия ЕПИАЦ на экономику КБР

6

12KNMN414

Выпуск 4 - 2014

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Мир Науки

научный интернет-журнал

Таким образом, проведенный анализ свидетельствует о востребованности реализации такого проекта как ЕПИАЦ и его экономической целесообразности.

1. Учитывая очень высокий уровень безработицы в КБР («17-20%), наиболее важным социально-экономическим эффектом будет являться создание новых рабочих мест, снижение безработицы, повышение уровня благосостояния населения.

2. Улучшится качество жизни населения КБР за счет роста числа предприятий сферы обслуживания, транспорта, торговли, культуры, который будет обусловлен необходимостью развития инфраструктуры туризма.

3. Опыт создания ЕПИАЦ может быть распространен на другие регионы РФ, что позволит развить внутренний и выездной туризм в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воскресенский В.Ю. Международный туризм. Инновационные стратегии развития [Текст] /В.Ю. Воскресенский. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 255 с.

2. Трамова А.М. и др. «Единый info-centr» по КБР [Элек-тронный ресурс] /Киселева И.А., Трамова А.М. , Трамов И.М., Трамова Л.Х. //Системные проблемы надежности, качества, информационных технологий. Сетевой электронный научный журнал «Систематехника». - 2010. - №9.

3. Киселева И.А., Трамова А.М Стратегия инновационного развития туристского рекреационного комплекса региона [Текст] /Киселева И.А., Трамова А.М. - М.: МЭСИ, 2011. - 172 с.

7

12KNMN414

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выпуск 4 - 2014

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Мир Науки

научный интернет-журнал

Aziza Muhamadiyaevna Tramova

Kabardino-Balkaria State Agrarian University V.M. Kokova

Russia, Nalchik E-mail: [email protected]

Strategic goals and objectives of Poly-functional information-analytical center in Kabardino-Balkaria republic

Abstract. This article analyzes the tourist market of Kabardino-Balkaria and identified factors hindering the development of tourist industry in the Republic.

To improve marketing and promotional activities, innovate and overcome identified inhibiting factors, it is proposed to create a single Poly-functional Information and Analysis Center. Highlighted the problem of the Centre, as well as the proposed structural and functional layout.

Keywords: tourism market; marketing; advertising; economic and mathematical methods and models; monitoring and innovation.

REFERENCES

1. Voskrestyskion V.Y. International tourism. Innovative development strategy [Text] /V.YU. Voskrestyskion. - M .: UNITY-DANA, 2007. - 255 p.

2. Tramova A.M. and others. "One info-centr» CBD [Elec-throne resource] / Kiseleva I.A., Tramova A.M. , Tramov IM, Tramova LH // Systemic problems of reliability, quality and information technology. Network electronic scientific journal "Sistematehnika." - 2010. - №9.

3. Kiseleva I.A., Tramova A.M. Strategy of innovative development of tourist and recreational complex in the region [Text] / Kiseleva I.A., Tramova A.M. - M .: MESI, 2011. - 172 p.

8

12KNMN414

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.