Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА В НОВЫХ УСЛОВИЯХ'

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА В НОВЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
779
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стратегия развития / национальный проект / внутренний туризм / изменения / кризис / новые факторы / санкции / development strategy / national project / domestic tourism / changes / crisis / new factors / sanctions

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Симонян Гарник Айкарамович, Сарян Акоп Айгазович

В статье рассматриваются вопросы стратегического развития туризма, находящегося в состоянии неопределенности долгосрочных перспектив в результате действия трудно прогнозируемых факторов, которые сформировались в результате обострения международного положения и возникновения в 2022 г. очередной волны распространения коронавируса. Новая реальность внутри и вне России порождает проблему корректировки стратегических целей и задач развития туризма, которые определены Национальным проектом «Туризм и индустрия гостеприимства» и в производных от него региональных проектах. В исследовании актуализируется необходимость обновления стратегических ориентиров развития внутреннего туризма в условиях наращивания западными странами системных санкций по отношению к России в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Симонян Гарник Айкарамович, Сарян Акоп Айгазович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC GOALS AND OBJECTIVES OF THE DEVELOPMENT OF DOMESTIC TOURISM IN NEW CONDITIONS

The article deals with the issues of strategic development of tourism, which is in a state of uncertainty of long-term prospects as a result of the action of difficult-to-predict factors that have formed as a result of the aggravation of the international situation and the emergence in 2022 of the next wave of the spread of coronavirus. The new reality inside and outside Russia creates the problem of adjusting the strategic goals and objectives of tourism development, which are defined by the National Project "Tourism and the Hospitality Industry" and in regional projects derived from it. The study actualizes the need to update the strategic guidelines for the development of domestic tourism in the context of increasing systemic sanctions by Western countries against Russia in modern conditions.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА В НОВЫХ УСЛОВИЯХ»

УДК 338.486 DOI: 10.24412/2308-264X-2022-6-266-273

СИМОНЯН Г.А., САРЯН А.А. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА В

НОВЫХ УСЛОВИЯХ1

Ключевые слова: стратегия развития, национальный проект, внутренний туризм, изменения, кризис, новые факторы, санкции.

В статье рассматриваются вопросы стратегического развития туризма, находящегося в состоянии неопределенности долгосрочных перспектив в результате действия трудно прогнозируемых факторов, которые сформировались в результате обострения международного положения и возникновения в 2022 г. очередной волны распространения коронавируса. Новая реальность внутри и вне России порождает проблему корректировки стратегических целей и задач развития туризма, которые определены Национальным проектом «Туризм и индустрия гостеприимства» и в производных от него региональных проектах. В исследовании актуализируется необходимость обновления стратегических ориентиров развития внутреннего туризма в условиях наращивания западными странами системных санкций по отношению к России в современных условиях.

SIMONYAN, G.A., SARYAN, A.A.

STRATEGIC GOALS AND OBJECTIVES OF THE DEVELOPMENT OF DOMESTIC TOURISM IN NEW

CONDITIONS

Key words: development strategy, national project, domestic tourism, changes, crisis, new factors, sanctions.

The article deals with the issues of strategic development of tourism, which is in a state of uncertainty of long-term prospects as a result of the action of difficult-to-predict factors that have formed as a result of the aggravation of the international situation and the emergence in 2022 of the next wave of the spread of coronavirus. The new reality inside and outside Russia creates the problem of adjusting the strategic goals and objectives of tourism development, which are defined by the National Project "Tourism and the Hospitality Industry" and in regional projects derived from it. The study actualizes the need to update the strategic guidelines for the development of domestic tourism in the context of increasing systemic sanctions by Western countries against Russia in modern conditions.

В настоящее время национальные проекты развития приоритетных сфер деятельности находятся под пристальным вниманием регулятора. Проекты нацелены в основном на реализацию стратегических задач социально-экономического развития России по приоритетным направлениям деятельности, в том числе по туризму. В отношении этой сферы концептуально-стратегическое обеспечение является относительно полным, но не достаточным в контексте, насколько оно адекватно современным вызовам, возникшим в результате изменения геополитической ситуации в мире. По сути, концепция, как документ, определяет модель развития и стратегические цели, которые необходимо достигнуть. До разработки национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» в 2018 г. распоряжением Правительства РФ от 5 мая 2018 г. № 872-р была утверждена Концепция Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019 - 2025 годы)» (Концепция).

В настоящее время Концепция реализуется в рамках «Стратегии развития туризма в РФ до 2035 г.» (Стратегия), утвержденная 20.09.2019 г. № 2129-р (ред. от 23.11.2020 г.). Перечисленные документы были разработаны и приняты до пандемии коронавируса. В 2021 г. был принят и начал внедряться Национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства» на период до 2030 г. (Нацпроект).

Исследование проведено с целью актуализации проблем стратегического развития внутреннего туризма с учетом изменений и формирующихся новых тенденций на туристском рынке в период эскалаций санкций и обострения отношений РФ с западными странами. Объектом исследования является внутренний туризм, предметом - факторы, определяющие стратегические ориентиры развития внутреннего туризма в современных условиях.

Обзор литературы. Много публикаций по инерции посвящено традиционным проблемам развития туризма и несоразмерно мало публикаций по поводу влияния на состояние внутреннего туризма со стороны следующих новейших факторов, несмотря на их очевидную остроту:

• санкции, сокращающие выездной туристский поток;

• давление на внутренний туристический рынок неудовлетворенным и отложенным туристским спросом;

1 Публикация подготовлена в рамках реализации ГЗ ФИЦ СНЦ РАН № 1021052404499-3-5.2.1 по тематике «Теоретико-методологические основы стратегического управления инновационным развитием рекреационно-туристской сферы РФ» (FGRW-2022-0001).

запреты и критические ограничения россииских граждан в получении шенгенскои

визы;

• отток туристов из Крыма и сокращение их потока после обстрелов полуострова.

В основном публикации на проблемные темы по развитию туризма касаются генезиса кризиса в отрасли, его негативного воздействия на социально-экономическую сферу. Отмечается, что сочетание неэкономических шоков с экономическим кризисом формирует уникальную ситуацию [1]. Ершов М. В. обращает внимание на особенности кризиса, усложняющих определение стратегии развития государства и территорий [2]. Кувалин Д. Б. и другие авторы отмечают фронтально-отрицательное влиянии кризиса на туристические предприятия. Это подтверждается Росстатом и результатами опроса предприятий о потерях [3]. Устоявшимся мнением является, что туризм - наиболее пострадавший вид деятельности и поэтому нуждается в государственной поддержке, многими авторами признается неопределенность перспектив развития туризма [2,5-9].

Стратегические аспекты развития туризма рассматриваются редко, реализация долговременных задач увязывается с окончанием кризиса. Отмечается, что он не препятствует реализации некоторых стратегий. Логунцова И. В. относит к ним цифровизацию и экологизацию туристских технологий, создание центра маркетинговых компетенций [10]. Многие стратегические решения, принятые ранее, «перечеркнуты» сначала СОУГО-19, а затем и действием внешних факторов, а именно: непрекращающейся эскалацией и расширением санкций, критическими ограничениями и запретами выдачи шенгенских виз. Однако вопрос об их новом осмыслении и корректировке на официальном уровне в настоящее время пока не ставится. Рассматриваются варианты и сроки восстановления туризма до уровня 2019 г., когда кризиса еще не было [11,12]. Скрябина Н. А. и другие исследователи утверждают, что туристские компании в новых условиях должны менять стратегию, не ожидая высказываний государства по этому поводу [13].

Здесь уместно отметить, что значения стратегических параметров развития туризма были уточнены в результате разработки и принятия в 2021 г. Национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» и Государственной программы «Развитие туризма». Эксперт Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Алексей Кожевников при подведении итогов первого года реализации Проекта 17 мая 2022 г., выразил мнение, что оставаться в рамках его стратегических целей в новой реальности нельзя. Причина - так как эти цели были сформулированы в условиях 2021 г. [14]. И с этим даже по истечении 2022 г. невозможно не согласиться. В контексте этой проблемы Всемирная туристская организация (UNWTO) рекомендует создавать кризисный менеджмент для разработки стратегий в быстро меняющихся условиях [15].

Направления стратегии развития туризма определяются его трендами. Сейчас накапливается информация об изменениях в туризме, формирующих долгосрочные тенденции. В некоторых публикациях при анализе состояния туризма осуществляется подмена понятий «тенденция» и «тренд». Верным является подход, когда выявляются изменения объекта исследования, определяются долгосрочные тенденции, генерирующие действительные тренды [16, 17] (см. рис.1).

Анализ состояния объекта исследования

Выявление очевидных изменений состояния объекта

Формировани

е

тенденций развития объекта

Действительные тренды развития объекта исследования

Рис. 1. Схема формирования трендов, определяющих стратегию развития туризма .

Перспективам туризма посвящены публикации: «Развитие туризма и гостеприимства: временная остановка или новый путь?» и «Проблемы и перспективы развития туризма в условиях пандемии». Джанджугазова Е.А. обращает внимание на изменения, служащие отправной базой новых направлений развития туризма [18]. Карпова Г.А. и Валеева Е.О. предложили классификацию из нескольких агрегированных групп изменений, предопределяющих стратегические ориентиры туризма [19]. Исследователи Гавва Р.В. и Ложкомоева Е.Н. в статье «Стратегическое планирование и прогнозирование в туристической индустрии» замечают, что «достижение стратегических целей на основе реализации стратегических планов обеспечивает повышение экономического и социального эффекта развития туризма» [20]. Ханина А.В. считает, что санкции западных стран стали катализатором развития внутреннего и индивидуального туризма и играют относительно высокую роль, воздействуя на число туристов [21].

Анализ публикаций показывает, что подавляющее их число исследуют природу кризиса в туризме, его последствия, сроки окончания, воздействие на общество и граждан. Основное внимание уделяется текущим вопросам преодоления кризисных явлений в отрасли. Влиянию таких факторов на российский туризм, как установление неопределенных по срокам санкций на трансграничное перемещение российских граждан, влияние трансформации внешних туристских потоков на внутренние, запреты и ограничения в получении туристических виз и то, как это изменяет стратегию развития внутреннего туризма, посвящены единичные научные статьи. Отдельные заметки на эту тему публикуются в сети интернет.

Результаты исследования. Относительно низкое качество российского туристского продукта создает негативный эффект «потери ресурса страны». За прошлые годы выездной туризм трансформировался в канал безвозвратного увода из страны валюты. Проблема отрицательного чистого экспорта туристского продукта не решена и в настоящее время, что не соответствует стратегическим задачам социально-экономического развития государства.

В Концепции стратегическую цель развития внутреннего туризма предусматривается достичь повышением квалификации персонала, эффективностью продвижения туристского продукта на рынках, развитием инфраструктуры, стимулов и информационно-коммуникационных платформ. Документ не содержит постановки ключевой комплексной задачи оптимизации соотношения цены потребления и качества национального туристского продукта. Без нее невозможно трансформировать выездной туристский поток в поток внутренний, увеличить количество иностранных туристов, приносящих валюту стране. Сейчас эта проблема отягощается не только санкциями, но и тем, что до сих пор не функционирует «электронная виза». В настоящее время туризм развивается в изменившихся условиях, это актуализирует вопрос корректировки стратегии его развития, которая, конечно, не может соответствовать новым реалиям. Концепция и национальные проекты нацелены на реализацию конкретных долговременных задач.

Из стратегических программных документов последнего поколения по развитию отрасли исчезли некоторые актуальные в прошлом задачи, такие как инновационное развитие, экологическая модернизация процессов в туризме, перехода на принципы «зеленой экономики» и т. д. Это, безусловно, всегда актуальные задачи, но с учетом сложившихся в настоящее время долговременных условий регулятор делает однозначные акценты на прорывном росте внутренних туристских поездок (региональных туристских потоков), развитии инфраструктуры туризма (пространственном развитии), повышении уровня занятости в отрасли и доступности туристского продукта для всего общества. Эти стратегические задачи четко обозначены в национальном проекте по туризму и государственной программе по развитию туристской инфраструктуры. При этом следует выделить планирование до 2030 г. рекордных по значению количественных показателей развития внутреннего туризма (см. табл. 1).

Таблица 1.

Динамика значений количественных показателей Национального проекта _«Туризм и индустрия гостеприимства» (2021-2030 гг.)_

№ п/п Динамика показателей. Финансирование затрат Количественные значения показателей

1 Увеличить туристский поток с 65,0 млн. в 2019 г. до 140,0 млн. к 2030 г. туристских поездок в год по стране

2 Увеличение рабочих мест в туризме с 2,5 млн. в 2019 году до 4,7 млн. к 2030 г.

3 Увеличение экспорта туристских услуг с $11млрд. в 2019 г. до $22 млрд. в 2030 г.

4 Построить новые средства размещения 300 гостиниц и санаториев

5 Построить комплексные туристические объекты до 284 единиц

6 Финансирование затрат федеральным бюджетом ориентировочно 529,0 млрд. рублей

7 Финансирование затрат региональными бюджетами 72,0 млрд. рублей

8 Привлечь внебюджетные средства 2,0 трлн. рублей

Таблица составлена по источникам: Чумак А. Нацпроект «Туризм»: цифры, факты и выводы. 29 апреля 2021. [Электронный ресурс]. URL: https:// profi.travel/articles/50639/details; В Москве состоялась презентация Национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». Федеральное агентство по туризму. [Электронный ресурс]. URL: https://tourism.gov.ru/news/17319/ (дата обращения 08.04.2022)

Туристский поток к 2030 г. возрастет в 2,15 раза. Планируется построить до 582 туристических объектов, удвоить экспорт туристских услуг. Такие масштабные цели невозможно реализовать без концентрации всех ресурсов, разбросанных по разным программам и национальным проектам, поэтому эффективная координация их использование может вызвать затруднения [22].

При разработке национального проекта по туризму, на наш взгляд, избран ошибочный подход. В достижении его стратегических целей сделана ставка на расширение предложения туристских услуг, при этом нет обоснованного ответа на вопрос, а «хватит» ли на них потребительского спроса в складывающихся условиях? Перераспределением части выездного потока туристов на внутреннее направление, ростом молодежного туризма и использованием субсидий туристам невозможно прирастить количество туристских поездок более двух раз. Для этого потребуется существенно увеличить туристский спрос, что невозможно без достаточного повышения располагаемых доходов граждан.

По данным Аналитического центра при Правительстве РФ в 2020 г. они оставались ниже уровня 2014 г. [23]. Ситуация не меняется, поэтому сейчас нет ответа на вопрос, как сформировать рыночный спрос на 140,0 млн. туристских поездок? Аналогичный вопрос можно задать по 584 новым объектам, учитывая, что располагаемые доходы в лучшем случае останутся прежними, а стоимость туристских услуг на курортах повышается за редким исключением, среднегодовая загрузка средств размещения далека от 100%, а численность населения еще и не растет. Таким образом, туристский спрос пока не имеет оснований для увеличения. Даже при росте доходов нет гарантий, что они будут использованы в туристических целях, а не на покупку товаров первой необходимости и погашение кредитов.

Из сказанного напрашивается вывод, что в настоящее время предпосылки для устойчивого роста туристского спроса еще не сформировались, чтобы добиться стратегических целей в этой сфере. Другой вывод состоит в том, что программы стратегии развития отрасли должны предусмотреть конкретные меры по выходу туризма на уровень 2019 г., активизации туристского спроса путем повышения доходов населения, особенно той страты общества, представители которой в настоящее время не могут осуществить туристские поездки из-за нехватки денежных средств. Возможны предложения по активизации туристского спроса путем переориентации части туристов с перегруженных морских курортов в сельскую местность.

Недооценка проблемы несоответствия рыночного спроса предложению туристского продукта повышает риск того, что стратегические цели развития туризма до 2030 г. будут труднодостижимы, скорее всего, потому что эти цели в большей степени определены на предположениях об увеличении соответствующих туристских услуг без достаточного их покрытия туристским спросом среднестатистического туриста. Основываясь в основном на расширении предложения туристских услуг, экономически некорректно ставить стратегическую задачу удвоения внутренних туристических поездок. Справедливости ради нужно отметить, что эту задачу отчасти можно решить увеличением частоты поездок платежеспособных граждан, что не равнозначно увеличению внутреннего туристского потока за счет тех, кто не может стать туристами из-за дефицита денежных средств.

Продолжает оставаться нерешенной проблема несбалансированного вывоза из страны значительного количества валюты в результате заграничных туристических поездок российских граждан [24]. Основная причина -несоответствие цены потребления и качества внутреннего туристского продукта, существенно уступающего по этому параметру туристскому сервису за рубежом, продуцирующего еще в некоторых случаях безальтернативный спрос у российских

граждан. Понимание сути этой ключевой во многом экономико-организационной проблемы должно привести государство к обоснованному выбору приоритетов в стратегии развития туризма, без которого эту задачу не решить, так как «невидимая рука рынка» с этой проблемой не справляется.

В Национальном проекте «Туризм и индустрия гостеприимства» удвоение туристических поездок к 2030 г. предусматривается получить путем развития системы управления туризмом, инфраструктуры и инвестиционными вложениями в эту сферу. В таком подходе отсутствует понимание, что динамика туристских поездок внутри страны зависит от потребительского спроса - ключевого факторного ресурса и гаранта эффективного производства, формирования, продвижения и реализации туристского продукта на внутреннем рынке, на котором сложилась, на наш взгляд, экономика, ориентированная на предложение туристского продукта без необходимой увязки его со спросом. В этом же русле задаются стратегические ориентиры туризма. При данном подходе, когда ресурсы приоритетно используются в целях развития производства и предложения туристского продукта без требуемого роста объема туристского спроса и соответствующего его потребностям и требованиям его структуры, возможны эффекты несоответствия этих параметров объему и составу товарного предложения. В результате иногда туристский рынок оказывается под давлением неудовлетворенного спроса.

Накапливаемый неудовлетворенный спрос - потенциальный фактор возникновения шокового состояния рынка и роста выездного туристского потока. При избыточном спросе, который также характеризует рынок как шоковый, возможно возникновение двух отрицательных эффекта: «эффект зарождающегося овертуризма» и «эффекта критического туризма». Эффект зарождающегося овертуризма - это процесс формирования предпосылок возникновения чрезмерных туристских потоков, предшествующих овертуризму, требующий проведения упреждающих мер противодействия его возникновению. Эффект критического туризма -пиковая ситуация, когда овертуризм сопровождается туризмофобией и разными формами протеста.

Проблему предлагается устранять путем создания на договорных началах системы межведомственного мониторинга и регулирования региональных туристских потоков. Система должна работать на упреждение, чтобы рынок не стал шоковым, для этого недостаточно отслеживать фактически складывающиеся туристские потоки: их необходимо формировать в пределах пропускной способности туристской инфраструктуры. Для этого потребуется информация о туристском спросе и предложении, о прогнозных значениях этих показателей на стратегическую глубину. Экономически правильно балансировать между этими рыночными факторами и инвестициями в развитие инфраструктуры и на другие цели. Инвестиции без балансовой их увязки с рыночным спросом и предложением туристского продукта увеличивает риски объемного и структурного несоответствия между ними, создают проблемы в загрузке средств размещения и транспорта, нарушает рыночное равновесие.

В условиях длительного кризиса и под воздействия новых факторов (санкций) внутренний туризм рискует потерять стратегический вектор развития, который был задан Национальным проектом «Туризм и индустрия гостеприимства», был разработан до появления новых жестких санкций и нового цикла распространения коронавируса в 2022 г. Сегодня можно сделать вывод, что прошлые прогнозы окончания кризиса оказались несостоятельными, вдобавок появились новые неблагоприятные внешние факторы, направленные на ограничение или полный запрет трансграничных перемещений российских граждан.

В этих условиях основные усилия регулятора направлены на развитие внутреннего туризма при непрекращающемся давлении потребительского спроса на выездной туризм. Потребуется проведение чрезвычайных мер адаптации внутреннего рынка к изменяющимся условиям. Гибридный характер изменений, отягощенный геополитической напряженностью, способен вызвать эффект удлинения сроков перехода к новым условиям. Чтобы его минимизировать, предлагается классифицировать ситуацию как острую и повысить роль государства в регулировании региональными туристскими потоками. Рекомендуется также диверсифицировать государственную поддержку туризма, несколько сбалансировать очевидную политику приоритетного инвестирования на развитие туристской инфраструктуры, усилив ее по отношению

к группе населения, которая из-за нехватки денежных средств не имеет возможности совершать туристские поездки.

В настоящее время не существует единого механизма адаптации туризма к наступившим новым условиям. По-прежнему, система управления туризмом на всех уровнях нацелена на ежегодный линейный рост приростов показателей его развития. Оценка регионов осуществляется исходя из этого критерия, поэтому они заинтересованы завышать фактические размеры региональных туристских потоков. Предлагается изменить такой подход к планированию показателей развития отрасли, применив в этих целях обоснованные прогнозные значения показателей динамического развития потребительского спроса на внутренний туристский продукт и его рыночного предложения.

За время после разработки и принятия национальных проектов условия и факторы развития въездного и внутреннего туризма существенно изменились. В этой связи предлагается провести промежуточную ревизию стратегических целей и задач этого развития с учетом тех факторов, которые сформировались в настоящее время. Решение этой задачи невозможно без углубления факторного анализа современных изменений в туристском пространстве, чтобы определить какие из них играют первостепенную роль в определении траектории развития туризма в целом и его региональных потоков.

Рекомендуется разработать механизм адаптации внутреннего туризма к изменяющимся внешним и внутренним условиям, которые определяют, что нужно перенаправить в систему управления этой сферой, чтобы она функционировала с возможной эффективностью.

Учитывая результаты анализа прошлых и современных факторов, которые определяют состояние и динамику развития туризма, можно заключить, что в настоящее время предпосылки для существенного роста туристского спроса за счет подключения к туризму граждан, не имеющих возможность совершать поездки с этой целью, еще не сформировались, чтобы добиться планируемых стратегических результатов в этой сфере.

Другой вывод состоит в том, что необходимо решить задачу активизации туристского спроса путем целевого повышения располагаемых доходов населения страты общества, которая в настоящее время не может себе позволить осуществить туристские поездки из-за нехватки денежных средств. Без этого, предусматривающие в этом отношении меры Национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» явно недостаточны, чтобы к 2030 г. российские граждане смогли совершить 140,0 млн. туристических поездок [25, с. 2].

Литература и источники

1. Мау В.А. Пандемия коронавируса и тренды экономической политики // Вопросы экономики. - 2021. - №3. - С. 5-30.

2. ЕршовМ.В. Мир в 2020 году: новые проблемы обнажают системные изменения в экономике // Вопросы экономики. - 2020.

- № 12. - С. 1-19.

3. Кувалин Д.Б., ЗинченкоЮ.В., Лавриненко П.А. Российские предприятия весной 2020 года: реакция на пандемию COVID-19 и мнения о роли государства в экономике // Проблемы прогнозирования. - 2021. - №1. - С. 164-176.

5. Данилова Н.И., Коновалова Е.Е. Туристический сектор российской экономики в период всеобщего кризиса 2020 года. Перспективы восстановления туриндустрии в Российской Федерации // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. - 2020.

- Т. 14. - №2 . - С. 4-10

6. Джанджугазова Е.А. Развитие туризма и гостеприимства: временная остановка или новый путь? // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. - 2021. - Т.7. - №1. - С. 15-22.

7. Заруцкая В.С. Развитие туристического рынка России: проблемы и потенциал // Теоретическая и прикладная экономика. -2021. - № 1. - С. 21-38.

8. Концептуальная записка: COVID-19 и перестройка сектора туризма. Август 2020 // URL: https://www.un.org/sites/un2.un.org/files/policy_brief_covid-19andtransformingtourism _russian.pdf. [Concept Note: COVID-19 and Restructuring the Tourism Sector. August 2020]

9. Отраслевая справка МОТ: COVID-19 и сектор туризма. Май 2020. // URL: https://roscongress.org/upload/medialibrary/0bc/wcms_749186. pdf (дата обращения: 28.06.2021). [ILO Industry Briefing: COVID-19 and the Tourism Sector. May 2020]

10. Patterson B. Crisis Impact on Reputation Management. Public Relations Journal. 1993. Vol. 49. № 11. Pp. 47-48 URL: https:// www.semanticscholar.org/ paper/Crises-Impact-on-Reputation-Management-Patterson/029629b760b59d7515 880f52d93e02 1ee021e 51659515 (дата обращения 04.05.2022)

11. Логунцова И.В. Индустрия туризма в условиях пандемии коронавируса: вызовы и перспективы // Государственное управление. Электронный вестник. - 2020.- № 80. - С. 51-67.

12. Гуревич О.Ю. Туризм в эпоху COVID-19: меры поддержки и траектории восстановления // Вестник ВГУЭС Владивостокский государственный университет экономики и сервиса. Территория новых возможностей. - 2020. - №2. - С. 61727.

13. СкрябинаН.А., КобзеваЗ.С., Шерстобитова Т.И. Пути преодоления кризиса индустрии туризма // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2015. - № 1. - C. 238-243.

14. Основной турпоток в России генерируют чиновники, причем на бумаге. // [Электронный ресурс]. URL: https://hotel.report/tourism/osnovnoj-turpotok-v-rossii-generiruyut-chinovniki-prichem-na-bumage (дата обращения 10.09.2022)

15. UNWTO подготовила рекомендации для правительств по преодолению кризиса в туротрасли // URL: https://tourism.interfax.ru/ru/analytics /market_overview /68621/ [UNWTO has prepared recommendations for governments to overcome the crisis in the tourism industry] (дата обращения 05.06.2022)

16. Гараева Д.Р. Долговременные тренды и циклы развития экономики России и их прогнозирование // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). Санкт-Петербург: Свое издательство, 2017. С. 14-17.

17. Марков А.О. Сущность и значение мировых трендов для экономического развития стран // Молодой ученый. - 2016. - № 9 (113). - С. 649-654.

18. Джанджугазова Е.А. Развитие туризма и гостеприимства: временная остановка или новый путь? // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. - 2021. - Т.7. - №1. - С. 15-22.

19. Карпова Г.А., Валеева Е.О. Проблемы и перспективы развития туризма в условиях пандемии // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. - 2021. - №1(127). - С. 97-104

20. Гавва Р.В., Ложкомоева Е.Н. Стратегическое планирование и прогнозирование в туристической индустрии // Вестник университета. - 2021. - №1. - С. 42-48.

21. Симонян Г.А., Сарян А.А. О новых подходах к расширенному пониманию сущности овертуризма// Вестник Академии знаний. - 2020. - №37(2). - С. 293-300.

22. Ханина А.В. Пандемия COVID-19 и санкции: особенности влияния на туристическую отрасль России // Сервис в России и за рубежом. - 2021. - Т.15. - №3. - С. 199-208.

23. КомаровВ.М., МосквитинаН.А., Саргсян Л.М. Национальный проект «Туризм»: перспективное видение // Экономическое развитие России. - 2020. - №11. - С. 69-81.

24. Из страны ежегодно с туристами «улетают» 35 млрд. долларов// URL: https://zen.yandex.ru/media/fingazeta/iz-strany-ejegodno-s-turistami-uletaiut-35-mlrd-dollarov-5f7da243dee 6654398eabc53

23. Бюллетень о текущих тенденциях российской экономики Аналитического центра при Правительстве РФ. - 2020. - Февраль.

- Вып. №58.

References and Sources

1. Mau V.A. Pandemiya koronavirusa i trendy ekonomicheskoj politiki // Voprosy ekonomiki. - 2021. - №3. - S. 5-30.

2. Ershov M.V. Mir v 2020 godu: novye problemy obnazhayut sistemnye izmeneniya v ekonomike // Voprosy ekonomiki. - 2020. - № 12. - S. 1-19.

3. Kuvalin D.B., Zinchenko YU.V., Lavrinenko P.A. Rossijskie predpriyatiya vesnoj 2020 goda: reakciya na pandemiyu COVID-19 i mneniya o roli gosudarstva v ekonomike // Problemy prognozirovaniya. - 2021. - №1. - S. 164-176.

5. Danilova N.I., Konovalova E.E. Turisticheskij sektor rossijskoj ekonomiki v period vseobshchego krizisa 2020 goda. Perspektivy vosstanovleniya turindustrii v Rossijskoj Federacii // Vestnik associacii vuzov turizma i servisa. - 2020. - T. 14. - №2 . - S. 4-10

6. Dzhandzhugazova E.A. Razvitie turizma i gostepriimstva: vremennaya ostanovka ili novyj put'? // Nauchnyj rezul'tat. Tekhnologii biznesa i servisa.

- 2021. - T.7. - №1. - S. 15-22.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Zaruckaya V.S. Razvitie turisticheskogo rynka Rossii: problemy i potencial // Teoreticheskaya i prikladnaya ekonomika. - 2021. - № 1. - S. 21-38.

8. Konceptual'naya zapiska: COVID-19 i perestrojka sektora turizma. Avgust 2020 // URL: https://www.un.org/sites/un2.un.org/files/policy_brief_covid-19andtransformingtourism _russian.pdf. [Concept Note: COVID-19 and Restructuring the Tourism Sector. August 2020]

9. Otraslevaya spravka MOT: COVID-19 i sektor turizma. Maj 2020. // URL: https://roscongress.org/upload/medialibrary/0bc/wcms_749186. pdf (data obrashcheniya: 28.06.2021). [ILO Industry Briefing: COVID-19 and the Tourism Sector. May 2020]

10. Patterson B. Crisis Impact on Reputation Management. Public Relations Journal. 1993. Vol. 49. № 11. Pp. 47-48 URL: https:// www.semanticscholar.org/ paper/Crises-Impact-on-Reputation-Management-Patterson/029629b760b59d7515 880f52d93e02 1ee021e 51659515 (data obrashcheniya 04.05.2022)

11. Loguncova I.V. Industriya turizma v usloviyah pandemii koronavirusa: vyzovy i perspektivy // Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyj vestnik. -2020.- № 80. - S. 51-67.

12. Gurevich O.YU. Turizm v epohu COVID-19: mery podderzhki i traektorii vosstanovleniya // Vestnik VGUES Vladivostokskij gosudarstvennyj universitet ekonomiki i servisa. Territoriya novyh vozmozhnostej. - 2020. - №2. - S. 61-727.

13. Skryabina N.A., Kobzeva Z.S., SHerstobitova T.I. Puti preodoleniya krizisa industrii turizma // Modeli, sistemy, seti v ekonomike, tekhnike, prirode i obshchestve. - 2015. - № 1. - C. 238-243.

14. Osnovnoj turpotok v Rossii generiruyut chinovniki, prichem na bumage. // [Elektronnyj resurs]. URL: https://hotel.report/tourism/osnovnoj-turpotok-v-rossii-generiruyut-chinovniki-prichem-na-bumage (data obrashcheniya 10.09.2022)

15. UNWTO podgotovila rekomendacii dlya pravitel'stv po preodoleniyu krizisa v turotrasli // URL: https://tourism.interfax.ru/ru/analytics /market_overview /68621/ [UNWTO has prepared recommendations for governments to overcome the crisis in the tourism industry] (data obrashcheniya 05.06.2022)

16. Garaeva D.R. Dolgovremennye trendy i cikly razvitiya ekonomiki Rossii i ih prognozirovanie // Problemy i perspektivy ekonomiki i upravleniya: materialy VI Mezhdunar. nauch. konf. (g. Sankt-Peterburg, dekabr' 2017 g.). Sankt-Peterburg: Svoe izdatel'stvo, 2017. S. 14-17.

17. Markov A.O. Sushchnost' i znachenie mirovyh trendov dlya ekonomicheskogo razvitiya stran // Molodoj uchenyj. - 2016. - № 9 (113). - S. 649654.

18. Dzhandzhugazova E.A. Razvitie turizma i gostepriimstva: vremennaya ostanovka ili novyj put'? // Nauchnyj rezul'tat. Tekhnologii biznesa i servisa.

- 2021. - T.7. - №1. - S. 15-22.

19. Karpova G.A., Valeeva E.O. Problemy i perspektivy razvitiya turizma v usloviyah pandemii // Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta. - 2021. - №1(127). - S. 97-104

20. Gavva R.V., Lozhkomoeva E.N. Strategicheskoe planirovanie i prognozirovanie v turisticheskoj industrii // Vestnik universiteta. - 2021. - №1. - S. 42-48.

21. Simonyan G.A., Saryan A.A. O novyh podhodah k rasshirennomu ponimaniyu sushchnosti overturizma// Vestnik Akademii znanij. - 2020. - №37(2).

- S. 293-300.

22. Hanina A.V. Pandemiya COVID-19 i sankcii: osobennosti vliyaniya na turisticheskuyu otrasl' Rossii // Servis v Rossii i za rubezhom. - 2021. -T.15. - №3. - S. 199-208.

23. Komarov V.M., Moskvitina N.A., Sargsyan L.M. Nacional'nyj proekt «Turizm»: perspektivnoe videnie // Ekonomicheskoe razvitie Rossii. - 2020.

- №11. - S. 69-81.

24. Iz strany ezhegodno s turistami «uletayut» 35 mlrd. dollarov// URL: https://zen.yandex.ru/media/fingazeta/iz-strany-ejegodno-s-t^ristami-uletaiut-35-mlrd-dollarov-5f7da243dee 6654398eabc53

23. Byulleten' o tekushchih tendenciyah rossijskoj ekonomiki Analiticheskogo centra pri Pravitel'stve RF. - 2020. - Fevral'. - Vyp. №58.

СИМОНЯН ГАРНИК АИКАРАМОВИЧ - доктор экономических наук, вице-президент «НИИ истории, экономики и права» (sgar@yandex.ru).

САРЯН АКОП АЙГАЗОВИЧ - кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник, Федеральный исследовательский центр «Субтропический научный центр Российской академии наук» (ФИЦ СНЦ РАН), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3652-5701. Scopus Author ID: 57216826147 (akopsar@rambler.ru).

SIMONYAN, GARNIK A. - Doctor of Economics, Vice-President, History, Economics and Law Research Institute (HELRI). SARYAN, AKOP A. - Ph.D. in Economics, Leading Researcher, Federal Research Center "Subtropical Scientific Center of the Russian Academy of Sciences" (FRC SNC RAS), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3652-5701. Scopus Author ID: 57216826147

УДК 930.25 DOI: 10.24412/2308-264X-2022-6-273-277

БЕСПАЛОВА Л.Н., ЧЕКЛЕЦОВА Е.Ю. АВТОМАТИЗАЦИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ЗАПРОСОВ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА АРХИВАМИ ОБЩЕСТВ ГРУПП ПАО «НК РОСНЕФТЬ» В ПЕРИОД

ПАНДЕМИИ

Ключевые слова: архив, коронавирус, пандемия, COVID-19, социально-правовые запросы, обращение гражданина, электронный документооборот, программный комплекс, ViPNet Client.

В статье рассматривается деятельность по исполнению запросов социально-правового характера архивами обществ групп ПАО «НК «Роснефть» в период пандемии коронавируса. Автор уделяет основное внимание автоматизации исполнения запросов и переходу архивов ПАО «НК-Роснефть» на единую систему удаленного взаимодействия с Пенсионным фондом Нижневартовска при их обработке. Утверждается, что переход к электронному документообороту позволяет оперативно и своевременно справляться с поставленными задачами, не привлекая дополнительные трудовые ресурсы. На примере опыта обществ групп ПАО «НК-Роснефть», полученного в период пандемии, авторы исследуют возможности и перспективы автоматизации исполнения запросов. В статье подробно представлены технические и функциональные характеристики специализированного программного комплекса ViPNet Client, позволяющего оптимизировать работу по исполнению запросов и улучшить взаимодействие ПАО «РН» и государственного Пенсионного фонда г. Нижневартовска в период карантинных ограничений.

BESPALOVA, L.N., CHEKLETSOVA, E.Yu.

LEGAL REQUESTS' FULFILLMENT AUTOMATION BY THE ARCHIVES OF ROSNEFT GROUPS COMPANIES

DURING THE PANDEMIC PERIOD

Key words: archive, coronavirus, pandemic, COVID-19, social and legal inquiries, citizen's appeal, electronic document management, software package, ViPNet Client.

The article touches upon the activities for social and legal requests by Rosneft archives during the coronavirus pandemic. The author focuses on the automation of the requests execution and the transition of the Rosneft archives to a unified system of remote interaction with the Pension Fund of Nizhnevartovsk during their processing. It is argued that the transition to electronic document workflow allows coping the tasks set without attracting additional labor resources. Based on the Rosneft experience obtained during the pandemic, the author explores the possibilities and prospects for automating the requests execution. The article presents in detail the technical and functional characteristics of the specialized software package - ViPNet Client, which allows to optimize the work on the requests execution and to improve the interaction with the State Pension Fund of Nizhnevartovsk during the quarantine restrictions period.

Пандемия коронавируса оказала влияние на экономику и общественную жизнь во всем мире. Угроза распространения COVID-19 и объявленный карантин осложнили ситуацию в бизнесе и, соответственно, на рынке труда. Множество крупных и малых российских предприятий были вынуждены уменьшить продолжительность рабочего времени или сократить часть персонала. Отдельные представители малого бизнеса прекратили свою деятельность [1]. Следует отметить также значительное влияние пандемии на государственные и муниципальные учреждения, в частности, на архивы. В 2020 г. граждане Российской Федерации столкнулись с необходимостью самоизоляции, обусловленной пандемией. С учетом требований Роспотребнадзора, ужесточились правила посещения общественных учреждений, в том числе архивов.

Ограничения влекут нарушение прав человека на доступ к достоверной информации. При этом, согласно принципам ООН, государство должно стремиться к расширению возможностей граждан по доступу к достоверной информации, в связи с чем в период пандемии большую актуальность приобрели не только вопросы цифровизации архивов, но и совершенствования правового регулирования доступа к архивным материалам. Автоматизированные архивы сделали информацию более доступной для граждан, став частью информационного пространства в глобальной сети Интернет.

Кризис потребовал от организаций (учреждений) оперативного перехода к цифровым коммуникациям. Для сохранения здоровья своих работников и адаптации бизнеса к сложившимся условиям они перешли на онлайн-формат предоставления товаров и услуг. Сотрудники, имевшие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.