Стратегические приоритеты внедрения технологий информационного моделирования в управление инвестиционно-строительными проектами
Чепелева Кристина Викторовна
кандидат экономических наук, доцент, Красноярский государственный аграрный университет, [email protected]
со см о см
Шпенькова Татьяна Александровна
магистрант, Сибирский федеральный [email protected]
университет,
Киль Елизавета Андреевна
магистрант, Сибирский федеральный университет, [email protected] Филиппов Александр Геннадьевич,
магистрант, Сибирский федеральный университет, [email protected] Косцова Светлана Александровна
магистрант, Сибирский федеральный университет, [email protected]
Технологии информационного моделирования одно из ведущих направлений развития строительной отрасли последних лет. Статья посвящена определению стратегических приоритетов управления инвестиционно-строительными проектами на основе технологий информационного моделирования в РФ. В статье предпринята попытка раскрыть основные причины, сдерживающие их развитие в РФ. Предложенные стратегические приоритеты основаны на комплексном исследовании федеральных и региональных документов стратегического планирования, анализе внутренних и внешних факторов, влияющих на строительные проекты, а также изучении заинтересованных сторон, определении их роли и значимости в управлении проектами. В соответствии с результатами проведенной работы сформулированы основные стратегические приоритеты для ускорения темпов процесса цифровизации строительной отрасли. Обоснована мысль о том, что только при наличии четкого плана действий и совместных усилий различных участников процесса управления инвестиционно-строительными проектами можно вывести строительную отрасль на новую ступень развития и перевести ее «в цифру».
Ключевые слова: технологии информационного моделирования (ТИМ), жизненный цикл, инвестиционно-строительные проекты, анализ внутренней и внешней среды, заинтересованные стороны, стратегические приоритеты.
О Ш
т х
Введение. Процесс цифровой трансформации предприятий сейчас активно набирает обороты в каждой отрасли, включая строительство. Этот процесс может не просто затрагивать и трансформировать продукт, производимый компанией, но и потребовать кардинальной перестройки внутренних бизнес-процессов с помощью внедрения специализированных цифровых решений.
В строительной индустрии внедрение технологий информационного моделирования (далее - ТИМ) является ключевым элементом на пути к цифровой трансформации. Технологии предоставляют возможность создания виртуального прототипа здания или сооружения, что позволяет оптимизировать все этапы строительства, начиная от проектирования и заканчивая эксплуатацией объекта.
Цель данного исследования заключается в определении приоритетов и комплекса мероприятий, которые позволят осуществить трансформацию строительной отрасли и перевести ее «в цифру».
В рамках поставленной цели были поставлены следующие задачи: анализ стратегических документов, регулирующих цифровое пространство в строительстве РФ, изучение внутренних и внешних факторов, которые влияют на процесс внедрения технологии информационного моделирования в управление инвестиционно-строительными проектами (далее -ИСП), а также оценка заинтересованных сторон процесса управления проектом.
Объект исследования - инвестиционно-строительные проекты.
Предмет исследования - стратегическое управление инвестиционно-строительными проектами.
Материалы и методы исследования. Теоретической основой исследования послужили научные труды отечественных авторов: Абакумов Р.Г. [1], Александрова Е.В. [2], Бачурина С.С. [3,4], Каллаур Г.Ю. [5], Куприяновский В.П. [6], Ларионов А.Н. [7], Ожгибесова К.Е. [8], Рахматуллина Е.С. [9] и др.
Информационными данными послужили открытые источники сети Интернет, электронный фонд правовых и нормативно-технических документов, официальный портал Минстроя РФ, официальный портал Национального объединения организаций в сфере технологий информационного моделирования (НОТИМ), а также статьи электронной библиотеки e-НЬга^.
В ходе исследования были использованы следующие научные методы: общенаучные (обобщение и систематизация материала), методы ситуационного анализа (SWOT-анализ, PEST-анализ), контент-анализ стратегических и программных документов.
<
т о х
X
Результаты исследования. Сегодня перед строительной индустрией стоят проблемы, решение которых может внести значительный вклад в процесс реализации национального проекта России «Цифровая экономика» [10]. Три ключевых аспекта трансформации строительства должны задать новый вектор его развития.
Во-первых, административное направление, которое включает управление и контроль со стороны органов власти.
Во-вторых, цифровое направление подразумевает расширение рынка информационных технологий и программного обеспечения (далее - ПО), пригодных для внедрения в управление ИСП.
В-третьих, кадровое направление предполагает изменение квалификации, навыков и знаний специалистов, которые позволят им эффективно выполнять свою работу в соответствии с требованиями современной индустрии строительства.
Эффективное управление ИСП зависит от менеджеров проектов, которые должны обладать актуальными знаниями о стратегических направлениях развития строительной отрасли, разработанных исполнительными органами власти. Для определения данных направлений был проведен содержательный анализ стратегических документов (таблица 1).
Таблица 1
Контент-анализ документов стратегического планирования в сфере управления инвестиционно-строительными проектами (составлено на основе источников [11-13])
Полное наименование документа, дата утверждения, сроки реализации Приоритеты развития Целевые показатели развития
1 2 3
Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года; утверждена распоряжением правительства РФ от 31 октября 2022 г. № 3268-р [11] Сокращение инвестиционно-строительного цикла; Добиться сокращения инвестиционно-строительного цикла объектов капитального строительства на 30% по сравнению с 2019 годом за счет сокращения перечня требуемых документов и перевода оказания услуг в электронный формат.
Формирование и развитие цифровой системы управления жизненным циклом объекта капитального строительства Завершить формирование государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, подключить 100% всех диспетчерских служб к системам мониторинга аварий на объектах ЖКХ, а также оснастить не менее половины многоквартирных домов интеллектуальными системами общедомового учета ресурсов.
Стратегическое направление в области цифровой трансформации строительной отрасли, городского и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2030 года, утверждено распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2021 года № 3883-р (с изменениями на 13 октября 2022 года) [12] Достижение «цифровой зрелости» строительной отрасли и внедрение сквозных цифровых технологий на всем жизненном цикле объектов. Произвести переход на исключительно электронный обмен информацией между участниками строительной отрасли за счет разработки отраслевых цифровых систем поддержки принятия управленческих решений и перевода нормативно-правовой базы в машиночитаемый формат.
Национальная программа «Цифровая экономика РФ» [13], включая: Обеспечение выполнения показателей национальной цели «Цифровая трансформация» Увеличить в 4 раза вложения в отечественные решения в сфере информационных технологий, что станет одним из факторов, которые приведут к цифровой зрелости ведущих отраслей экономики.
направление «Кадры для цифровой экономики» Совершенствование системы образования Провести обучение муниципальных служащих, увеличить бюджетные места в ВУЗах по ИТ-специальностям, провести повышение квалификации преподавателей ВУЗов.
направление «Цифровые технологии» Развитие отечественных ИТ-разработок Разработать программы, которые удовлетворяют запросам отрасли для дальнейшего внесения в реестр отечественного программного обеспечения.
Кроме того, были проанализированы следующие документы.
Региональный проект «Кадры для цифровой экономики (Красноярский край)», срок реализации 31.12.2024 [14].
Региональный проект «Цифровые технологии (Красноярский край)», срок реализации 31.12.2024 [15].
Проект цифровой трансформации «Развитие применения технологии информационного моделирования на всех этапах жизненного цикла объектов капитального строительства и инфраструктуры (Красноярский край)», срок реализации - до 2030 года [16].
Отраслевая программа «Развитие строительной отрасли Красноярского края на 2023-2025 годы» [17].
Собрав необходимую информацию из стратегических документов, были получены следующие выводы.
Стратегии по развитию строительства как экономического сектора содержат положения по внедрению сквозных технологий в управление инвестиционно-строительными проектами.
1. Стратегические документы содержат неточность формулировок и механизмов реализации цифровой трансформации строительной отрасли.
2. Документы содержат недостаточное количество целевых показателей, а в некоторых из них они полностью.
3. Приоритетные мероприятия деятельности написаны для исполнительных органов власти, среди них мало таких, которые коммерческие компании могли бы применить для реорганизации своих внутренних бизнес-процессов.
4. Отсутствие критериев для оценки «цифровой зрелости» отдельного предприятия.
В целом, недостаток эффективности документов стратегического планирования в России может быть вызван несколькими факторами.
Во-первых, нехватка целевых показателей приводит к невозможности оценить проделанный уровень работы.
Во-вторых, в настоящее время прослеживается тенденция непонимания необходимости в изменении управленческого подхода на уровне управленцев компаний. В результате, стратегия так и остается на бумаге из-за недостаточной интеграции ее в операционные процессы компании.
Третий фактор заключается в том, что отсутствие долгосрочного планирования и недостаток инвестиций в перспективе может привести к снижению конкурентоспособности компаний и невозможности реализации ими стратегических целей.
Изучение представленных документов позволяет сделать заключение о том, что на текущий момент основной стратегической тенденцией инновационного развития строительного сектора до 2030 года считается внедрение ТИМ и применение цифровых информационных моделей на протяжении всего жизненного цикла объекта для осуществления видов деятельности по этапам жизненного цикла: инициация, планирования, реализация и эксплуатация.
Для внедрения технологии информационного моделирования в управление инвестиционно-строительными проектами необходимо проанализировать и проработать данную область, оценить внутренние и внешние факторы, сильные и слабые стороны, возможности и угрозы, осуществить анализ заинтересованных сторон. Данные процессы способствуют разработке стратегии и приоритетов развития проектных решений на основе ТИМ.
По информации портала НАШДОМ.РФ на 11.07.2023 г. в России работают 3 679 застройщиков объектов жилищного строительства. Только 18% из них пилотируют или применяют тИм, что не соответствует планам Минстроя о повсеместном внедрении и обязательном применении при выполнении государственных заказов (рисунок 1).
X X
о
го А с.
X
го т
о
м о м
Сл>
со см о см
о ш т
X
<
т О X X
# Применяют 9 Не применяют
Рисунок 1 - Применение ТИМ застройщиками РФ [18]
Применение ТИМ происходит в основном на этапах проектирования (67%) и строительства (29%) объектов капитального строительства (рисунок 2).
Факторы
Политические факторы:
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020г. №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [20].
Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [13].
Постановление Правительства РФ от 5 марта 2021 г. №331 «Об установлении случая, при котором застройщиком, техническим заказчиком, лицом, обеспечивающим или осуществляющим подготовку обоснования инвестиций, и (или) лицом, ответственным за эксплуатацию объекта капитального строительства, обеспечиваются формирование и ведение информационной модели объекта капитального строительства» [21]._
- Требования правительства к проектированию и строительству обязывают компании адаптироваться к предъявляемым условиям.
- Государственная поддержка и финансирование способствуют увеличению процента внедрения ТИМ в управленческую деятельность.
Экономические факторы
Нахождение РФ под санкциями западных стран._
Влияние на управление ИСП
Развитие импортонезависимой эко номики и собственных производств.
- Уровень потока инвестиций в строительный сектор. - Высокая стоимость внедрения. - Недостаток квалифицированных кадров. - Высокие затраты на внедрение ТИМ могут стать препятствием для малых и средних компаний, в то время как крупные компании смогут воспользоваться экономическими преимуществами. Однако при долгосрочном планировании использование ТИМ может снизить затраты на управление проектами.
Социальные факторы: - Демография (численность населения, прирост населения, уровень рождаемости и смертности). - Уровень доходов населения. - состояние социальной инфраструктуры. Влияют на количество государственных заказов, финансируемых за счет бюджета страны или региона, что влечет за собой развитие конкретного региона и повышение его «цифровой зрелости»
Технологические факторы: - Разработка собственных ИКТ и ПО. - Изменение в бизнес-процессах управления проектами на основе цифровизации.
- Уход с отечественного рынка западных вендеров. - Технологическая сложность проектов. - Использование новых технологий в управлении проектами.
Рисунок 2 - Уровень применения ТИМ на этапах жизненного цикла объекта капитального строительства [18]
Профессиональные сообщества считают, что цифровизации строительства мешает кадровый вопрос. Статистика рекрутинго-вых порталов в недвижимости показывает, что на ргс^сИ-рынке не хватает квалифицированных 1Т-специалистов [19]. Данную проблему необходимо решать на государственном уровне, только в этом случае можно говорить о процессе цифровизации рынка недвижимости и строительной отрасли.
Технологии информационного моделирования являются фундаментом для цифровизации строительной отрасли и находятся под влиянием значительного числа факторов, определяющих социально-экономическое и технологическое развитие страны, а также факторов, определяющих политическую стабильность. Рассмотрим факторы влияния (политические, экономические, социальные, технологические) на управление ИСП с применением технологии информационного моделирования с помощью метода PEST-анализа (таблица 2).
Таблица 2
РБЭТ-анализ управления ИСП на основе ТИМ (составлено на основе источников [13, 20,21])
Таким образом, значительное влияние на управление инвестиционно-строительными проектами с применением технологии информационного моделирования оказывает наличие проработанной нормативно-технической базы (постановления правительства, указы президента и др.), которая является основополагающей при осуществления законной строительной деятельности. В настоящее время многие компании столкнулись с ситуацией, когда государственные заказчики требуют формирование цифровых информационных моделей (далее -ЦИМ) при работе с государственными заказами, а программы для создания ЦИМ отсутствуют. Из-за санкций стало невозможно использовать западное ПО, а отечественное - еще не развилось до уровня зарубежных конкурентов. Проектировщикам необходимо время, чтобы обучиться работе и приспособиться к особенностям нового ПО, а некоторым из них и вовсе требуется полностью перестроить работу с классического 2D-проектирования на проектирование цифровых трехмерных моделей.
Анкетирование, проведенное в рамках изучения вопроса препятствий к внедрению ТИМ у застройщиков, выявило основную причину отказа от ТИМ - это высокая стоимость внедрения и дефицит квалифицированных кадров [22]. В стране отсутствуют программы государственного софинансирования компаний, применяющих технологии в организации ведения строительных проектов, поэтому все финансовые затраты на пО и обучение специалистов несет исключительно генеральная проектная организация или генеральный подрядчик. Все эти причины тормозят процесс цифровой трансформации строительной отрасли.
С целью формирования плана внедрения технологии информационного моделирования в процесс управления инвестиционно-строительными проектами необходимо также провести анализ внутренней среды. Он поможет решить следующие задачи: определить преимущества и недостатки этой технологии, а также возможности и угрозы, связанные с ее применением. На основе результатов анализа можно дать оценку, как внутренние сильные и слабые стороны управления проектами с помощью ТИМ соотносятся с внешними возможностями и угрозами, выделенные ранее. Результат данной работы представлен в таблице 3.
Результаты возможных вариантов действий при сочетании сильных и слабых сторон с внешними факторами формируют основные стратегические направления по внедрению ТИМ в управление инвестиционно-строительными проектами.
Таблица 3
в^/ОТ-анализ управления инвестиционно-строительными проектами на основе технологии информационного моделирования (составлено на основе источников [1-5, 7])_
1. Сокращение времени на разработку проектной документации.
2. Прозрачность процесса управления проектом в среде общих данных.
3. Увеличение точности оценки стоимости проекта.
4. Улучшение показателей функциональных областей управления проектом на всем жизненном цикле.
5. Снижение рисков и увеличение безопасности строительства
Сильные стороны (Strengths)
1. Высокая стоимость внедрения.
2. Специальные технические требования к программному обеспечению и компьютерам.
3. Риск потери данных и угроза конфиденциальности.
4. Сложность внедрения технологии в компаниях с устаревшими методами управления проектами.
Возможности (Opportunities)
1. Увеличения удовлетворенности заказчиков и инвесторов за счет повышения прозрачности расходов и точности оценки стоимости проектов.
2. Увеличение показателей уровня цифровизации экономики.
3. Привлечение инвестиций в строительный сектор.
4. Преобразование строительной отрасли с акцентом на автоматизацию
5. Упрощенное взаимодействие с гос. органами через государственную информационную систему обеспечения градостроительной деятельности.
Слабые стороны (Weaknesses)
Угрозы (Threats)
1. Нежелание заказчиков переходить на новые технологии.
2. Отсутствие единого ТИМ-стандарта для РФ.
3. Ограниченность в использовании (не рационально для линейных объектов).
4. Не рентабельны в малых проектах.
5. Необходимость дополнительного времени на обучение.
Основными стратегическими направлениями по организации работ для включения строительной отрасли в экосистему цифровой экономики Российской Федерации могут стать:
проактивный проектный менеджмент полного цикла; индустриализацию строительства; цифровую трансформацию;
инновационные технологии, материалы, проектные ре-
1.
2.
3.
4.
шения;
5. эффективные инвестиции и проектное финансирование на условиях партнерских отношений и гибкой социально ориентированной финансово кредитной политики банковского сектора.
Первоочередными задачами по внедрению технологии информационного моделирования в сфере градостроительной деятельности являются:
1) моделирование основных бизнес-процессов с переходом на цифровой формат обмена данными:
- по жизненному циклу объекта капитального строительства на его ответственных стадиях;
- для ключевых участников ИСП;
- при представлении государственных услуг;
- при автоматизации государственных услуг.
2) разработка эффективных бизнес-моделей и организационно-правовых механизмов планирования и реализации инвестиционных строительных проектов при условии перевода в цифровой формат основных документопотоков;
3) формирование требований к программно-вычислительным средам и используемым ИКТ для создания единой информационно-коммуникационной среды реализации инвестиционных строительных проектов и программ с управлением и равным доступом к данным в интересах всех участников;
4) подготовка и развитие системы кадрового обеспечения инновационного развития строительной отрасли с участием академических, научных институтов, профессиональных объединений работодателей;
5) совершенствование системы нормативного и технического регулирования для осуществления прорывного научно-технического развития и реализации национальных приоритетов.
На основании проведённого ситуационного анализа можно выделить ключевые проблемы в сфере управления проектами в строительстве с использованием технологии информационного моделирования:
- высокая стоимость ПО;
- отсутствие единого ТИМ-стандарта и сводов правил моделирования основных бизнес-процессов с переходом на цифровой формат обмена данными;
- нехватка специалистов в области разработки и управления проектами с применением ТИМ;
- отсутствие зрелых аналогов программного обеспечения взамен ушедших с российского рынка.
На основании выделенных проблем разработаем ключевые решения для их устранения или минимизации. Постановление правительства №331 [21] обязывает к формированию и ведению информационной модели объекта капитального строительства, финансируемых за счет средств бюджетной системы страны, в случаях, если договор на подготовку проектной документации заключен с 1 января 2022 г. С 1 июля 2024 года постановление распространяется на организации, которые работают по Федеральному закону №214 [23] в отношении объектов, которые подлежат прохождению экспертизы в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, а с 1 января 2025 г. постановление затрагивает объекты, относящиеся к индивидуальным жилым домам и требующие обязательной подготовки проектной документации. Эти требования свидетельствуют о твердых намерениях внедрения технологии в управление инвестиционно-строительными проектами.
Основным фактором, от которого зависит успешность инвестиционно-строительного проекта, является налаженное взаимодействие между заинтересованными сторонами («стейкхолдерами»). Участники этих групп обеспечивают возможности для работы всей системы, направлений ее развития, а также являются источником требований. В таблице 4 приведены группы заинтересованных сторон и их интересы в результате применения технологии информационного моделирования в управлении ИСП.
Таблица 4
Группы заинтересованных сторон и их интересы в управлении ин-
Заинтересованные стороны Интересы
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой РФ) Развитие строительной отрасли РФ
Национальное объединение организаций в сфере технологий информационного моделирования (НОТИМ, общество юридических лиц) Представление и защита общих интересов, направленных на содействие формированию государственной политики по широкому внедрению и развитию ТИМ
Экспертные организации Повышение уровня контроля за соблюдением технических регламентов и нормативов; сокращение сроков выдачи экспертных заключений
Инвестор Оптимизация инвестиций, сокращение стоимости проекта
Заказчик Получение информации о проекте, необходимую для принятия решения, в удобном и наглядном виде
Проектная организация Выпуск документации в установленные сроки; повышение производительности
X X О го А С.
X
го m
о
м о м
CJ
со см о см
о ш т
X
<
т О X X
Застройщик Точность оценки строительства; контроль сроков
Эксплуатирующая организация Эффективное управление недвижимостью, контроль технического состояния объекта
СМИ (независимые площадки, официальные страницы регулирующих организаций) Создание контента для популяризации ТИМ в строительной отрасли
Разработчики программного обеспечения Увеличение финансовых показателей за счет продаж ПО, необходимого для качественного перехода к ТИМ
Учебные организации Совершенствование методов подготовки (обучения) и переподготовки специалистов
Для каждого типа заинтересованных сторон требуется своя стратегия взаимодействия (рисунок 3).
Уровень создаваемых стейкхолдером возможностей
«Поддерживающие»
стейкхоллеры Наступательная стратегия Стейкхоллеры «больших возможностей и больших угроз»
нотам Стратегия маневрирования
Учебные организации Минстрой РФ
Проектные организации
Разработчики ПО
«Угрожающие» стейкхоллеры
Стейкхоллеры «второй линии» Защитная стратегия
Выжидательная стратегия Инвестор
Экспертные организации Заказчик
СМИ Застройщик Эксплуатирующая организация
Уровень создаваемых стейкхолдером угроз
Рисунок 3 - Матрица стратегии взаимодействия между участниками ИСП (составлено авторами)
Ведущую роль в развитии применения технологий информационного моделирования в управлении инвестиционно-строительными проектами оказывает Министерство строительства РФ, которое является силой, способной вывести строительную отрасль на уровень тех показателей, которые предусмотрены в программе «Цифровая экономика РФ». В рамках своей деятельности по данному направлению перед министерством стоят задачи по контролю над сроками реализации государственных стратегий, совершенствованию системы нормативного и технического регулирования, а также ведение статистики и своевременное предоставление отчетов по реализации стратегии в регионах.
Важная роль отводится «поддерживающим стейкхолде-рам». Это те организации, с которых начинается процесс циф-ровизации строительной отрасли. К ним относятся: национальное объединение организаций в сфере технологий информационного моделирования (далее - НОТИМ), учебные и проектные организации, а также разработчики программного обеспечения.
Команда НОТИМ является одной из ключевых организаций, обеспечивающих разработку и внедрение стандартов ТИМ, проводит обучение и сертификацию специалистов в области информационного моделирования, а также занимается разработкой методических рекомендаций и доработкой классификатора строительной информации. Высшие учебные заведения и средние специальные учебные заведения задействованы в организации профессиональной трансформации за счет реализации мероприятий по созданию государственных программ подготовки и переподготовки квалифицированных кадров, разработки курсов повышения квалификации, проведения учебных практикумов для специалистов отрасли.
Именно с проектных организаций в России начался процесс цифровизации. На данном этапе 68% применения ТИМ приходится на этап проектирования фазы инициации жизненного цикла объекта капитального строительства [18]. Проектировщики уже сейчас могут поделиться опытом со своими коллегами и дать обратную связь для разработчиков программного обеспечения о нюансах работы в том или ином софте. Только совместными усилиями возможно получить инструмент, который будет отвечать требованиям, необходимым для разработки проектной документации.
Защитной стратегии придерживаются «угрожающие» заинтересованные стороны. Это те лица, которые не всегда понимают значимость реинжиниринга процессов внутри организации. Одной из важных задач при реализации политики цифро-визации является донесение значимости изменений. Так инвестор сможет оптимизировать инвестиции с помощью формирования комплексной бизнес-модели проекта. Заказчик получает возможность эффективной организации деятельности застройщика и контроль над корректировками хода реализации проекта. Застройщик, в свою очередь, на основании данных из цифровой информационной модели планирует график снабжения ресурсами и выстраивает логистику таки образом, чтобы минимизировать затраты на поставки. Управление объектом после его сдачи в эксплуатацию занимает большую часть жизненного цикла объекта, поэтому управляющие организации могут применять технологии для гарантийного обслуживания и отслеживания сроков косметического и капитальных ремонтов.
Также среди заинтересованных сторон есть и те, кто не обладает достаточной властью для продвижения изменений, но они являются неотъемлемой частью процесса. Средства массовой информации вносят свой вклад в публикацию статьей и статистики о текущем состоянии преобразований, занимаются проведением конференций и публичных слушаний совместно с исполнительными органами власти. Экспертные и консалтинговые организации помогают заказчикам построить их собственную траекторию развития, изменить их бизнес-процессы под требования государственных органов.
Проектное управление, организованное в соответствии с научным подходом, обеспечивает подготовку инвестиционно-строительных проектов с использованием возможностей цифровой среды для взаимодействия исполнителей и публичной власти. Это позволяет обеспечить наиболее оптимальный, предпочтительный и надежный результат по оценке эффективности и потребительской ценности проекта для всех его участников.
Обсуждение. На основании проведенных исследований можно сформировать стратегические направления внедрения технологии информационного моделирования в управление инвестиционно-строительными проектами. Реализация стратегических направлений предполагает два уровня управления: государственный и корпоративный.
В круг ответственности государственного управления входит стратегический приоритет № 1 - это корректировка нормативно-технической документации. Без подготовленного нормативно-правового поля не имеет смысла рассуждать о цифро-визации в сфере девелопмента недвижимости.
Стратегический приоритет № 2 - подготовка кадров для «цифрового строительства» должна реализовываться в синергии государственных органов и частных организаций. Правительство обеспечивает наличие образовательных программ, курсов повышения квалификации, а руководители компаний должны придерживаться позиций опережения внешних вызовов и интегрировать обучение в текущую деятельность организации.
Параллельно с процессом подготовки кадров можно приступать к реализации стратегического приоритета № 3 - это внедрение ТИМ на всех этапах жизненного цикла объекта капитально строительства. Отечественные разработчики программного обеспечения смогут получать подробные технические задания от компаний, в штате которых имеются ТИМ-специалисты, что позволит качественнее воплощать в жизнь требуемый запрос. Органы государственной власти также задействованы в реализации данного приоритета в качестве инструмента проектного финансирования.
После того, как будет получена система, состоящая из нормативно-правовых документов и специалистов, способных работать в условиях новых вызовов, а также инструмент, с помощью которого пройдет процесс «оцифровки» строительной отрасли, можно говорить о реинжиниринге внутренних процессов компаний. Внедрение цифровых технологий информационного моделирования - это инновационный проект, который необходимо связать с целями основного бизнеса и не рассматривать его как отдельный 1Т - проект.
Заключение. В настоящее время российская экономика переживает сложные времена из-за ситуации на международной арене. Несмотря на это, политика государства должна быть направлена на создание условий поддержки строительной отрасли в РФ, в том числе ее цифровизации. Для поддержки этого процесса необходим четкий план действий, учитывающий сложившуюся ситуацию. Внедрение технологий информационного моделирования в управление инвестиционно-строительными проектами способствует развитию технологий и инноваций, повышает конкурентоспособность как отдельной компании, так и государства в целом. Только совместными усилиями исполнителей и публичной власти можно вывести строительную отрасль на новую ступень развития, готовить проекты, отвечающие современным требованиям всех участников - местной администрации, граждан и застройщика, инвестора и заказчика, а главное - для приобретателей прав на будущий объект недвижимости.
Корректировка нормативно-технической документации, подготовка кадров для «цифрового строительства» и внедрение ТИМ на всех этапах жизненного цикла объекта, являясь стратегическими приоритетами, способствуют повышению темпов и эффективности внедрения технологий информационного моделирования в управление инвестиционно-строительными проектами. Среди основных мероприятий для реализации стратегических приоритетов это обучение специалистов, доработка программных продуктов, введение новых актуальных технических регламентов, а также развитие системы электронной среды обмена информацией.
Каждая из заинтересованных сторон получает свою выгоду от инновационного проекта. Инвестор получает оптимизированный процесс инвестиций в проект и сокращает его стоимость; заказчик в режиме реального времени получают информацию, необходимую для принятия решений; проектные организации подготавливают проектную документацию в срок, быстрее исправляют замечания экспертизы и, соответственно, раньше получают положительное заключение экспертов; разработчики программного обеспечения увеличивают финансовые показатели за счет продаж, а также имеют возможность получить узнаваемость своих продуктов за рубежом, и, наконец, Минстрой РФ выполнит указы президента и достигнет установленных показателей «цифровой трансформации» и т.д.
Литература
1. Абакумов Р.Г., Наумов А.Е., Зобова А.Г. Преимущества, инструменты и эффективность внедрения технологий информационного моделирования в строительстве // Экономические науки. - 2017. - №6. - С. 25-30.
2. Александрова Е.В. Минимизация рисков инвестиционно-строительных проектов с использованием BIM-технологий // Инновации и инвестиции. - 2018. - №11. - С. 15-18.
3. Бачурина С.С., Информационное моделирование: методология использования цифровых моделей в процессе перехода к цифровому проектированию и строительству. Ч.1: Цифровой проектный менеджмент полного цикла в градостроительстве. Теория. - М.: ДМК Пресс, 2021. - 112 с.
4. Бачурина С.С., Информационное моделирование: методология использования цифровых моделей в процессе перехода к цифровому проектированию и строительству. Ч.2: Переход к цифровому проектированию и строительству. Методология. - М.: ДМК Пресс, 2021. - 128 с.
5. Каллаур Г.Ю. Обоснование инвестиций в технологии информационного моделирования // Инвестиционная деятельность. - №1 (49). - С. 27-38.
6. В.П. Куприяновский, С.А. Синягов, Д.Е. Намиот, Ю.В. Куприяновская Экономические выгоды применения комбинированных моделей BIM-ГИС в строительной отрасли. Обзор состояния в мире // International Journal of Open Information Technologies. - 2016. - №5
7. Ларионов А.Н. Оценка перспектив использования ТИМ в жилищном строительстве в России до 2030 года // Экономика строительства. - 2022. - №9. - С. 67-78.
8. Ожгибесова К.Е., Мингареева Р.Р. Технологии информационного моделирования (ТИМ) в строительстве рф: особенности применения на различных стадиях жизненного цикла объекта // гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2021. - №11-1. - С. 157-159.
9. Рахматуллина Е.С. BIM-моделирование как элемент современного строительства // Российское предпринимательство. - 2017. - №19. - С. 2849-2865.
10. Цифровая экономика РФ // Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации: официальный сайт. - 2021. URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/ (дата обращения: 15.09.2023)
11. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.10.2022 г. № 3268-р «Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года» // Минстрой России. - 2022
12. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.12.2021 г. № 3883-р «Стратегическое направление в области цифровой трансформации строительной отрасли, городского и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2030 года (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 13.10.2022 № 1817)
13. Паспорт национального проекта «Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации"» // Официальный интернет-портал правовой информации
14. Региональный проект «Кадры для цифровой экономики (Красноярский край)» // Красноярский край. Проектное управление URL: http://project.krskstate.rU/nacprojects/digital/regproject/0/id/43086 (дата обращения: 11.09.2023).
15. Региональный проект «Цифровые технологии (Красноярский край)» // Красноярский край. Проектное управление URL:
http://project.krskstate.rU/nacprojects/digital/regproject/0/id/43087 (дата обращения: 11.10.2023).
16. Проект цифровой трансформации «Развитие применения технологии информационного моделирования на всех этапах жизненного цикла объектов капитального строительства и инфраструктуры» // Красноярский край. Проектное управление URL:
X X
о го А с.
X
го m
о
м о
M
со
fO
es о es
о ш m
X
<
m О X X
http://project.krskstate.rU/nacprojects/digital/regproject/0/id/43086 (дата обращения: 11.10.2023).
17. Отраслевая программа «Развитие строительной отрасли Красноярского края на 2023-2025 года» // Красноярский край. Проектное управление URL: http://www.krskstate.ru/dat/bin/docs_attach/162700_709_r.pdf (дата обращения: 11.10.2023).
18. Технологии информационного моделирования // Единая информационная система жилищного строительства URL: https://наш.дом.рф/site/binaries/content/assets/domrf/тим/ана-литические-материалы/уровень_тим_в_жилищном_строи-тельстве_11_07_2023^ (дата обращения: 10.10.2023).
19. На конференции Сбера Оксана Дунина рассказала, что мешает российским застройщикам цифровизироваться // Единый ресурс застройщиков URL: https://erzrf.ru/publikacii/na-konferentsii-sbera-oksana-dunina-rasskazala-chto-meshayet-rossiyskim-zastroyshchikam-
tsifrovizirovatsya?utm_medium=email&utm_source=UniSender&u tm_campaign=296837714 (дата обращения: 06.10.2023).
20. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» от 21.07.2020 № 474 // официальное интернет-представительство президента России. - 2020
21. Постановление Правительства РФ от 05.03.2021 № 331 «Об установлении случаев, при которых застройщиком, техническим заказчиком, лицом, обеспечивающим или осуществляющим подготовку обоснования инвестиций, и (или) лицом, ответственным за эксплуатацию объекта капитального строительства, обеспечиваются формирование и ведение информационной модели объекта капитального строительства» (с изменениями и дополнениями от 01.09.2023 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации. - 2021
22. Шпенькова Т.А. Оценка процесса внедрения технологии информационного моделирования застройщиками г. Красноярск // Проспект Свободный - 2023: материалы XIX Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2023. - С. 22162218.
23 Федеральный закон №214-ФЗ от 30.12.2004 «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (в редакции федерального закона от 04.08.2023 №421-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации. - 2004
Strategic priorities for the implementation of information modeling technologies
in the management of investment and construction projects Chepeleva K.V., Shpenkova T.A., Kil E.A., Filippov A.G., Kostsova S.A.
Krasnoyarsk State Agrarian University, Siberian Federal University JEL classification: L61, L74, R53
Information modeling technologies are one of the leading trends in the development of the construction industry in recent years. The article is devoted to determining strategic priorities for managing investment and construction projects based on information modeling technologies in the Russian Federation. The article attempts to reveal the main reasons hindering their development in the Russian Federation. The proposed strategic priorities are based on a comprehensive study of federal and regional strategic planning documents, analysis of internal and external factors influencing construction projects, as well as a study of stakeholders, determining their role and significance in project management. In accordance with the results of the work carried out, the main strategic priorities were formulated to accelerate the pace of the digitalization process of the construction industry. The idea is substantiated that only with a clear action plan and joint efforts of various participants in the process of managing investment and construction projects can the construction industry be brought to a new stage of development and transferred "to digital". Keywords: information modeling technologies (IM), life cycle, investment and construction projects, analysis of the internal and external environment, stakeholders, strategic priorities.
References
1. Abakumov R.G., Naumov A.E., Zobova A.G. Advantages, tools and efficiency of
introducing information modeling technologies in construction // Economic Sciences. - 2017. - No. 6. - P. 25-30.
2. Aleksandrova E.V. Minimizing the risks of investment and construction projects
using BIM technologies // Innovations and investments. - 2018. - No. 11. - pp. 1518.
3. Bachurina S.S., Information modeling: methodology for using digital models in the
process of transition to digital design and construction. Part 1: Full cycle digital project management in urban planning. Theory. - M.: DMK Press, 2021. - 112 p.
4. Bachurina S.S., Information modeling: methodology for using digital models in the
process of transition to digital design and construction. Part 2: Transition to digital design and construction. Methodology. - M.: DMK Press, 2021. - 128 p.
5. Kallaur G.Yu. Justification of investments in information modeling technologies //
Investment activity. - No. 1 (49). - pp. 27-38.
6. V.P. Kupriyanovsky, S.A. Sinyagov, D.E. Namiot, Yu.V. Kupriyanovskaya Economic
benefits of using combined BIM-GIS models in the construction industry. Review of the state of the world // International Journal of Open Information Technologies.
- 2016. - No. 5
7. Larionov A.N. Assessing the prospects for using TIM in housing construction in
Russia until 2030 // Construction Economics. - 2022. - No. 9. - pp. 67-78.
8. Ozhgibesova K.E., Mingareeva R.R. Information modeling technologies (IM) in the
construction of the Russian Federation: features of application at various stages of the life cycle of an object // humanitarian, socio-economic and social sciences.
- 2021. - No. 11-1. - pp. 157-159.
9. Rakhmatullina E.S. BIM modeling as an element of modern construction // Russian
Entrepreneurship. - 2017. - No. 19. - pp. 2849-2865.
10. Digital economy of the Russian Federation // Ministry of Digital Development, Communications and Mass Communications of the Russian Federation: official website. - 2021. URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/ (access date: 09.15.2023)
11. Order of the Government of the Russian Federation dated October 31, 2022 No.
3268-r "Strategy for the development of the construction industry and housing and communal services of the Russian Federation for the period until 2030 with a forecast until 2035" // Ministry of Construction of Russia. - 2022
12. Decree of the Government of the Russian Federation dated December 27, 2021
No. 3883-r "Strategic direction in the field of digital transformation of the construction industry, urban and housing and communal services of the Russian Federation until 2030 (as amended by Decree of the Government of the Russian Federation dated October 13, 2022 No. 1817 )
13. Passport of the national project "National Program "Digital Economy of the Russian
Federation"" // Official Internet portal of legal information
14. Regional project "Personnel for the digital economy (Krasnoyarsk Territory)" //
Krasnoyarsk Territory. Project management URL:
http://project.krskstate.ru/nacprojects/digital/regproject/0/id/43086 (access date: 09/11/2023).
15. Regional project "Digital Technologies (Krasnoyarsk Territory)" // Krasnoyarsk Territory. Project management URL: http://project.krskstate.ru/nacprojects/digital/regproject/0/id/43087 (access date: 10/11/2023).
16. Digital transformation project "Development of the use of information modeling technology at all stages of the life cycle of capital construction and infrastructure objects" // Krasnoyarsk Territory. Project management URL: http://project.krskstate.ru/nacprojects/digital/regproject/0/id/43086 (access date: 10/11/2023).
17. Industry program "Development of the construction industry of the Krasnoyarsk
Territory for 2023-2025" // Krasnoyarsk Territory. Project management URL: http://www.krskstate.ru/dat/bin/docs_attach/162700_709_r.pdf (access date: 10/11/2023).
18. Information modeling technologies // Unified information system for housing construction URL: https://nash.dom.rf/site/binaries/content/assets/domrf/tim/analytical-materials/level_tim_in_housing_construction_11_07_2023.pdf (access date: 10/10/2023 ).
19. At the Sbera conference, Oksana Dunina told what is preventing Russian developers from digitalizing // Unified resource for developers URL: https://erzrf.ru/publikacii/na-konferentsii-sbera-oksana-dunina-rasskazala-chto-meshayet-rossiyskim-zastroyshchikam -tsifrovizirovatsya?utm_medium=email&utm_source=UniSender&utm_campaign =296837714 (date of access: 10/06/2023).
20. Decree of the President of the Russian Federation "On the national development
goals of the Russian Federation for the period until 2030" dated July 21, 2020 No. 474 // Official Internet representation of the President of Russia. - 2020
21. Decree of the Government of the Russian Federation dated 03/05/2021 No. 331
"On establishing cases in which the developer, technical customer, the person providing or preparing the feasibility study for investments, and (or) the person responsible for the operation of a capital construction project ensures the formation and maintenance of information capital object models