Научная статья на тему 'Стратегические приоритеты региональной экономической политики'

Стратегические приоритеты региональной экономической политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
462
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ИНСТРУМЕНТ / РАЗВИТИЕ / СТРАТЕГИЯ / REGION / INSTRUMENT / DEVELOPMENT / STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Прохорова Виктория Владимировна, Илющенко Надежда Андреевна

Развитие региональных экономических систем современной России базируется на страте-гических приоритетах формирования особых эконо-мических зон и реализации потенциала государст-венно-частных партнерств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRATEGY PRIORITY OF REGIONAL ECONOMIC POLICY

The development of regional economic sys-tems is basing on strategy priority of the formation of especial territory locations and realizing the potential of state and private partnership.

Текст научной работы на тему «Стратегические приоритеты региональной экономической политики»

Прохорова В.В. Илющенко Н.А.

14.8. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

Прохорова Виктория Владимировна, к.э.н., доцент, Кубанский государственный технологический университет

Илющенко Надежда Андреевна, доцент, Южный институт менеджмента

Аннотация. Развитие региональных экономических систем современной России базируется на стратегических приоритетах формирования особых экономических зон и реализации потенциала государственно-частных партнерств.

Ключевые слова. Регион, инструмент, развитие, стратегия.

THE STRATEGY PRIORITY OF REGIONAL ECONOMIC POLICY

Prohorova Viktoria Vladimirovna, the candidate of economy, docent, CubGTU,

Iliuschenko Nadezda Andreevna, The docent, YulM,

Annotation. The development of regional economic systems is basing on strategy priority of the formation of especial territory locations and realizing the potential of state and private partnership.

Key words. region, instrument, development, strategy.

Кризисная ситуация в экономике России обозначила новые приоритеты развития, которые должны найти свое адекватное отражение в функциональном содержании и структурной организации региональной экономической политики. К числу таких приоритетов относится преодоление асимметрии в распределении ресурсов, ответственности и полномочий между федеральным центром и регионами. Не обладающие необходимой конкурентоспособностью и зависящие от предоставления федеральной финансовой помощи регионы не могут внести вклад в модернизацию национальной экономики. Мезо- уровень организации экономических отношений становится определяющим для решения всего комплекса задач преобразования огромного хозяйственного пространства современной России, поскольку воспроизводственные процессы, локализованные в конкретных территориальных экономических системах, образуют своеобразную элементную базу национальной хозяйственной системы.

Первостепенное значение приобретает стратегическая ориентация территориального развития на длительную перспективу. Принятые перед самым началом глобального кризиса стратегии социально-экономического развития до 2020 года были построены на основе автоматической пролонгации ранее установившихся тенденций. При этом игнорировался переломный характер современного этапа экономического развития.

Указанная пролонгация не могла обеспечить повышение конкурентоспособности региональных экономических систем, приобретающей первостепенное значение в огромном хозяйственном пространстве России. Если территориям принадлежит второстепенная роль в процессе формирования и реализации региональной экономической политики, то они не смогут обеспечить собственную конкурентоспособность в ус-

ловиях динамичных преобразований в мировом хозяйстве. Поэтому под стратегией следует понимать интегрированную модель перспективных действий, предназначенных для обеспечения эффективного и устойчивого развития региона.

Рациональная стратегия экономического развития дает возможность определить общие и секторальные ориентиры развития региона, учесть и согласовать интересы и планы отдельных хозяйствующих субъектов, точно взвесить и реализовать ресурсный, инфраструктурный и финансово-экономический потенциал, получив, таким образом, возможности для извлечения синергетического эффекта на длительный период времени.

Стратегия экономического развития позволяет согласовать деятельность органов государственного управления, коммерческих организаций, различных сообществ людей, оказывающих влияние на развитие региона, в целях формирования результирующего вектора развития. Этот вектор учитывает территориальные особенности развития, в том числе, обеспеченность трудовыми и природными ресурсами, сложившуюся социальную ситуацию, закрепившуюся производственную специализацию и др. [1]

Стратегия развития позволяет сконцентрировать инвестиционные ресурсы на приоритетных направлениях, определить те «точки роста», развитие которых принесет наибольший эффект. В свою очередь, точки роста позволят создать в регионе активные кластеры -группы взаимосвязанных, территориально сконцентрированных организаций (производителей, поставщиков комплектующих, услуг, научно-исследовательских учреждений и других организаций, взаимодополняющих и усиливающих конкурентные преимущества друг друга). Развитие ключевых элементов кластера позволяет стимулировать развитие взаимосвязанных секторов экономики, эффективно концентрировать ограниченные ресурсы регионального бюджета, источники федерального центра и частных инвесторов на ключевых направлениях [2].

При разработке стратегии социально-экономического развития региона его администрация должна исходить из принципа соответствия стратегической цели и направлений развития региона целям и приоритетам макро- уровня национальной экономики России.

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года было определено, что стратегической целью является превращение России в одного из глобальных лидеров мировой экономики, ее выход на уровень социальноэкономического развития высокоиндустриальных стран. К 2020 году Россия должна войти в пятерку ведущих стран мира по такому параметру, как производство валового внутреннего продукта.

Осуществление целей Правительства Российской Федерации на региональном уровне предусматривает:

реализацию принципа устойчивого развития, основанного на сбалансированности экономических, социальных и экологических приоритетов развития региона, и их соответствие целям Правительства Российской Федерации;

обеспечение комплексного и системного подхода (учет и максимальное использование эффектов, обусловленных взаимовлиянием целей, наличием сопряженных результатов в реализации целевых проектов различной направленности, мультипликативных эффектов, обеспечивающих рост экономики);

преемственность программных документов (федеральных и краевых целевых программ, локальных отраслевых программ);

реализацию потенциала региона для формирования «зоны роста» в соответствующем федеральном округе России на основе взаимовыгодного межрегионального и международного сотрудничества.

Стратегия социально-экономического развития какого-либо региона - система представлений о стратегических целях и приоритетах его социально-экономической политики на долгосрочный период, о важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей [3]. Как правило, стратегия разрабатывается на 5-10 лет вперед, а в дальнейшем конкретизируется в различного рода проектах, программах, практических действиях и практически реализуется в процессе их выполнения.

Так в Краснодарском крае принята программа социально-экономического развития Краснодарского края до 2012 года, целями и задачами которой являются повышение эффективности использования ресурсов и инновационное развитие экономики Краснодарского края, обеспечивающей формирование благоприятной социальной среды, рост реальных доходов и повышение уровня жизни населения Краснодарского края. К сожалению, глобальный финансовый кризис существенно скорректировал многие параметры данной программы, лишив регион значительной части финансовоинвестиционных ресурсов.

Отметим, что стратегия ориентирована на максимальное развитие межрегионального сотрудничества в первую очередь с основными регионами-соседями (Ростовская область, Ставропольский край и Республика Адыгея), в частности: взаимные поставки продуктов и услуг, кооперация в сферах промышленного производства, транспорта, строительства, научнотехнической и инновационной деятельности, сотрудничество в АПК, в сфере образования и подготовки специалистов, в спортивной и туристской деятельности, реализация инвестиционных проектов, имеющих важное межрегиональное значение, решение общих проблем социально-экономического развития и др. [4]

Выделим ключевые проблемы экономического развития Краснодарского края, на решении которых необходимо сконцентрировать усилия в рамках реализации рассматриваемой стратегии:

- недостаточная эффективность деятельности товаропроизводителей и, как следствие, недостаточная конкурентоспособность производимой продукции, товаров и услуг. В определенной степени это касается уровня предоставляемых услуг в курортном и туристско-рекреационном комплексе, но имеет также особое значение и для стабилизации положения в АПК края;

- недостаточный уровень развития транспортной и коммунальной инфраструктур, что серьезно сдерживает дальнейшее развитие морских портов и курортов. Кроме того, недостаточное развитие транспортной инфраструктуры негативно влияет на мобильность населения, снижая его эффективную трудовую активность;

- недостаток энергоресурсов и высокая зависимость края от цен на энергоносители;

- наличие ограничений роста в долгосрочной перспективе, во многом обусловленных инерцией реализуемой модели роста. Преодоление этих ограничений потребует перехода к инновационному развитию;

- низкий уровень доходов населения, значительная доля населения края (до 25-30%) обладает доходами ниже прожиточного минимума.

Выделим социальные ограничения дальнейшего роста экономической системы Краснодарского края:

- дифференциация доходов, относительно высокая доля населения с доходами ниже прожиточного минимума (22,9% против 16% по России в целом по итогам 2008 года);

- старение и относительно высокая естественная убыль населения;

- низкое качество жилищного фонда, дефицит жилья повышенного стандарта;

- слабая обеспеченность детскими садами.

Поэтому дальнейший экономический рост должен

быть подкреплен мерами по повышению качества и продолжительности жизни, формированию условий и стимулов для развития человеческого капитала, развитию специальной инфраструктуры здравоохранения, образования и коммунальной инфраструктуры. Особо отметим необходимость преодоления угрозы депопуляции территории. Известно, что существуют возможности преодоления депопуляции за счет трех факторов: увеличения рождаемости; снижения смертности населения в трудоспособном возрасте до уровня не ниже конца восьмидесятых годов; реализации современной миграционной политики, которая должна обеспечить компенсацию сокращения численности населения. Последнее направление явно доминирует на практике, хотя с ним связано формирование ряда значимых социальных угроз.

Интенсивное развитие экономической системы региона предполагает активное формирование в его внутренней среде ряда приоритетных локализаций, для которых характерны концентрация наиболее ценных факторов и ресурсов экономического роста, создание новых высоко эффективных видов бизнеса, накопление человеческого капитала и т.п.

Одной из перспективных форм развития таких региональных локализаций является особая экономическая зона (ОЭЗ). Необходимость формирования и развития особых экономических зон существует именно потому, что они, как показывает жизнь, являются достаточно эффективным инструментом кластерного развития. Данный инструмент наиболее востребован на региональном уровне, т.к. сеть особых экономических зон ускоряет интеграцию России в мирохозяйственные связи и притягивает потоки товаров и капиталов, пока что направляющихся в аналогичные зоны зарубежных стран.

В силу эффективности свободных экономических зон, а также их способности содействовать привлечению иностранных и стимулированию национальных инвестиций, положительно влиять на развитие предпринимательской активности, обеспечивать занятость, увеличивать в соответствии с этим бюджетные поступления, улучшать торговый и платежный балансы, нужно признать целесообразным формирование зон на уровне субрегиональных образований. Локальные ОЭЗ должны стать территориями новой экономики -точками роста, обеспечивающими реализацию задач стратегии инновационного развития современной России. Создание ОЭЗ служит «полюсом» роста территории, оказывающим положительное воздействие на сопредельные территориальные образования и экономику всей страны, а также является «воротами» страны в мировой финансовый и товарный рынок [5].

Прохорова В.В. Илющенко Н.А.

ОЭЗ стали одним из приоритетных и эффективных инструментов развития хозяйственного производства России. Их создание призвано способствовать расширению инвестиционного потока, модернизации и диверсификации региональных экономических систем страны, а также обеспечению новых конкурентных преимуществ в условиях глобальной интеграции и обострения конкуренции на мировом рынке.

Формирование в России нескольких типов ОЭЗ обозначило комплекс первостепенных проблем их дальнейшего развития, как перспективных форм структуризации производства:

- распределение преференций между резидентами и нерезидентами;

- создание специальной инфраструктуры зон;

- обновление действующей территориальной инфраструктуры и т.п.

Оценивая потенциал ОЭЗ, необходимо исходить из того, что в большинстве случаев его реализация сопряжена с высокими рисками и неустойчивостью получаемых финансовых результатов. Отсюда - потребность в таком инструменте, как государственночастное партнерство (ГЧП).

ГЧП представляет собой институционально-экономический механизм взаимодействия органов государственной власти и управления со структурами частного бизнеса, обеспечивающий реализацию приоритетных для общества проектов.

Преимуществами ГЧП выступают возможность ускоренного формирования инфраструктуры особых экономических зон, а также согласование интересов различных участников инвестиционных проектов, реализуемых в их рамках. При этом государственное участие позволяет существенно снизить риски на начальном, наиболее трудном этапе развития ОЭЗ.

ГЧП зарекомендовало себя как эффективная форма взаимодействия государства и частного бизнеса. В современной кризисной ситуации ГЧП становится инструментом для создания предпосылок выхода из рецессии и подготовки последующего экономического роста, их корректное стратегическое обеспечение закладывает основу для устойчивого развития ОЭЗ.

Мировой опыт показывает, что для регионов с туристической специализацией оказывается крайне важным участие государства в развитии отрасли. Традиционно роль государства сводится к реализации наиболее важных инфраструктурных проектов, предоставлению льгот компаниям, участвующим в туристическом бизнесе, а также к содействию в централизованном позиционировании курортных территорий. Пример таких стран, как Турция, Марокко, Египет, Португалия, Бразилия и т. д., позволяет сделать вывод о том, что активная поддержка туристической индустрии со стороны государства приводит к росту частных инвестиций в туризм, улучшению имиджа курортных территорий среди туристов, развитию туристической инфраструктуры и транспортного сообщения.

В настоящее время развитие ОЭЗ в рекреационнотуристических районах Краснодарского края столкнулось с проблемами, обусловленными рецессией: снижением притока инвестиций, ограничениями бюджетного характера и др. В частности, одна из перспективных ОЭЗ - «Новая Анапа» - не вышла за пределы проектной стадии.

Вместе с тем, трудности на пути развития ОЭЗ не должны приводить к недооценке данной формы интенсификации региональной экономической политики.

Следует согласиться с В. Овчинниковым и Ю. Колесниковым в том, что новые условия развития лишь обостряют назревшую проблему смены парадигмы региональной политики: «Экономическое поведение любого региона, а также хозяйствующих субъектов фокусируется сегодня на повышении конкурентоспособности путем сохранения и использования имеющихся, а также создания и реализации новых конкурентных преимуществ» [2, с.91].

В условиях поиска качественно новых ресурсов повышения своей конкурентоспособности регионы современной России стремятся совершенствовать свою внутреннюю структуру и способы организации хозяйственного пространства, находить и развивать в своей внутренней среде точки и зоны перспективного роста. При этом необходимо решать две научнопрактические задачи:

- исходить из естественно складывающихся зон роста, обладающих достаточным потенциалом для саморазвития;

- адекватно обустраивать такие зоны в пространстве региона, обеспечивая им необходимую свободу развития (можно сказать, что внутри региона не должна воспроизводиться известная асимметричная модель взаимодействия федерального центра и регионов). Именно в данном отношении востребованы возможности ГЧП.

Отметим, что для внутренней среды экономической системы Краснодарского края вполне оправдан поиск ресурсов повышения конкурентоспособности региона, связанных с его уникальными естественными возможностями, и прежде всего, двумя потенциалами:

- плодородия, который сконцентрирован в ряде сельскохозяйственных районов края;

- рекреации, который сконцентрирован в нескольких зонах побережья и предгорных районах края.

Однако возможности Краснодарского края отнюдь не ограничены одними только природными ресурсами, поскольку сложившиеся в его внутренней среде промышленный комплекс и сфера услуг обладают своими особыми эволюционными возможностями. Необходимо иметь в виду, что субрегиональные системные формирования складываются, чтобы акцентировать и усилить рыночную оценку экономического потенциала, накопленного на определенной части территории региона (если использовать терминологию У. Изарда, в данном случае мы имеем дело с феноменом пространственно локализованной спецификации рыночных отношений) [6].

Примером такой успешной локализованной спецификации может служить развитие Белгорода, в котором региональные и местные власти, а также бизнес сообщество сумели за счет адресных опережающих инвестиций в городскую инфраструктуру, жилищное строительство, а также за счет умелого маркетинга привлечь в свое пространство крупных стратегических инвесторов и запустить проекты, выделившие их в пространстве соответствующего региона.

При этом не был реализован потенциал такой формы, как ОЭЗ, что свидетельствует о многообразии вариантов развития субрегиональных локализаций в рамках интенсификации региональной экономической политики России [7].

Список литературы:

1. Керашев А.А. Функциональное содержание и принципы управления макрорегиональным хозяйственным комплексом как интеграционным образованием. Ростов - на - Дону: СКНЦ Вш, 2005.

2. Овчинников В.Н., Колесников Ю.С. Силуэты региональной экономической политики на Юге России. Ростов - на - Дону: ЮФУ, 2008.

3. Закон Краснодарского края от 10 июля 2001 г. № 384-КЗ «О прогнозировании, индикативном планировании и программах социально-экономического развития Краснодарского края». Краснодар, 2003.

4. Львов Д.С. Экономика развития. М.: Экзамен, 2002.

5. Экономика знаний и инноваций: перспективы России / Под ред. А.В. Бузгалина. М.: ТЕИС, 2007.

6. Изард У. Методы регионального анализа: введение в науку о регионах. М.: Прогресс, 1966.

7. Овчинников В.Н. Концепция взаимодействия центра и регионов в парадигме экономического федерализма // Модернизация Экономики Юга России и новые стратегии региональной экономической политики / Материалы Ш Всероссийской научной конференции (Домбайские чтения). Черкесск: КГЧТА, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.