ББК 65.9(2)30
С. В. Намысов Калмыцкий государственный университет Элиста
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) Республики Калмыкия является составной частью ТЭК России и призван способствовать решению задач энергообеспечения быстрорастущего хозяйства страны, наращиванию экспортного потенциала Российской Федерации.
Топливно-энергетический комплекс является базой развития экономики республики, инструментом решения социальных проблем. Он характеризуется наличием сырьевой базы (нефть, газ), действующей нефте- и газодобывающей промышленностью, отсутствием нефте- и газоперерабатывающей промышленности и собственных источников электроэнергии [1, с. 151].
Энергетический сектор обеспечивает жизнедеятельность всех отраслей народного хозяйства Республики Калмыкия, во многом определяет формирование основных финансовоэкономических показателей республики. Природные топливно-энергетические ресурсы, производственный и кадровый потенциал энергетического сектора экономики являются национальным достоянием. Его эффективное использование создает необходимые предпосылки для вывода экономики Калмыкии на путь устойчивого развития, обеспечивающего рост благосостояния и повышение уровня жизни населения.
Законодательная база, регулирующая хозяйственную деятельность в отраслях ТЭК, в настоящее время не способствует активизации геологоразведочных работ и увеличению темпов воспроизводства ресурсной базы ТЭК, привлечению высокоэффективных технологий извлечения энергоносителей, а также обеспечению гарантий риска неисполнения лицензионных обязательств. По этой причине бюджеты всех уровней, и в первую очередь Республики Калмыкия, несут огромные потери, а необходимых в правовом плане легитимных рычагов воздействия нет.
Сохраняется высокая нагрузка на окружающую среду, оказываемая топливноэнергетической деятельностью, несмотря на произошедшее снижение уровня добычи нефти и газа [2, с. 153-169].
К основным факторам, сдерживающим развитие ТЭК Республики Калмыкия, можно отнести также следующие:
— отсутствие действенных мер административно-экономических рычагов, нацеленных на удешевление транзитных энергетических ресурсов и доступ к ним в соответствии с региональной политикой использования собственных энергетических ресурсов;
— отсутствие законодательства, учитывающего в полной мере специфику функционирования предприятий ТЭК республики и сложившуюся структуру потребления энергоресурсов;
— деформация соотношения цен, не обеспечивающая равную эффективность для предприятий и организаций ТЭК, работающих на внутреннем и внешнем рынках топливноэнергетических ресурсов (ТЭР);
— наличие излишних нормативно-правовых и административных ограничений частной инициативы в ТЭК, препятствующих становлению и развитию малых и средних предприятий, занимающихся разработкой месторождений с мелкими и трудноизвлекаемыми запасами.
Принимая во внимание проблемы и факторы, сдерживающие развитие энергетического комплекса республики, необходимо отметить основные факторы, которые будут определять развитие ТЭК Республики Калмыкия в прогнозном периоде:
— возрастающая роль России на мировом рынке энергоресурсов как крупнейшего продавца углеводородного сырья и продуктов его переработки;
— растущий спрос на ТЭР со стороны развивающейся мировой экономики (до 3,5-4,5 % в год по оценке Международного валютного фонда) и постоянное общее увеличение доли нефти в общем потреблении энергоресурсов (в 2000 г. - 65 %);
— устойчивое развитие минерально-сырьевой базы на основе применения передовых технологий геофизических исследований;
— формирование благоприятного инвестиционного климата с учетом совершенствования налогового, ценового и таможенного регулирования;
— создание экономических стимулов для инновационного развития предприятий ТЭК;
— масштабы реализации ресурсо- и энергосберегающих технологий как в энергетическом секторе, так и в других секторах экономики;
— динамичное увеличение внутрироссийского спроса на топливно-энергетические ресурсы и углеводородное сырье, обусловленное прогнозируемым темпом роста национальной экономики (от 2,3 до 3,3 раза относительно уровня 2000 г.) и ее удельной энергоемкости, ценами на энергоносители, а также дальнейшей газификацией жилищного фонда, коммунального хозяйства [3, с. 436].
Заметную роль в развитии ТЭК Калмыкии, рационализации перспективных топливноэнергетических балансов сыграет возобновляемая энергетика, использующая нетрадиционные источники энергии - солнце, ветер. Для республики данное направление является экономически обоснованным, несмотря на высокую стоимость получаемой тепловой и электрической энергии по сравнению с традиционными источниками.
Обусловлено это как наличием соответствующих природных условий, так и следующими факторами:
— сложившейся дисперсной системой расселения, обусловливающей наличие обширных зон децентрализованного энергоснабжения с низкой плотностью населения;
— наличием зон с проблемами энергообеспечения индивидуального жилья, фермерских хозяйств, мест сезонной работы;
— повышением надежности энергообеспечения за счет создания резервных источников.
На современном этапе в структуре ТЭК республики ведущая роль принадлежит нефтедобыче. Выгодное экономико-географическое положение республики, близость к крупным индустриальным центрам с нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленностью, наличие транспортных артерий (газо- и нефтепроводы) позволяют рассматривать ее как потенциальный район России для создания территориально-производственных комплексов по добыче и переработке газа, нефти и конденсата.
Полномасштабная реализация предпосылок, имеющихся в настоящее время, позволяет рассчитывать, что уже к 2008-2010 гг. возможно добиться не только значительного роста объемов добычи нефти, но и обеспечить его на качественно иной основе. Прогнозируется за счет привлечения стратегических инвесторов, способных произвести техническое перевооружение нефтяной отрасли, существенно улучшить ситуацию в нефтедобывающем комплексе.
На весь период до 2020 г. главными районами прироста запасов углеводородного сырья будут шельф Каспийского моря, а также выявленные перспективные участки в пределах Сарпинско-го мегапрогиба, Каракульско-Смушковской зоны, кряжа Карпинского. Определенные перспективы имеет Совхозное месторождение природного газа. Известный прирост промышленных запасов нефти может быть обеспечен и при доразведке действующих месторождений с использованием новых технологий поиска и разведки. По самым скромным оценкам уже в ближайшие пять лет возможно увеличить рост ежегодных объемов запасов, подготовленных к промышленной добыче, в 3-4 раза. К концу прогнозного периода в рамках Федеральной программы геологоразведки необходимо довести уровень геолого-геофизической изученности территории Калмыкии до уровня не менее 15 %, что обеспечит устойчивое экономическое развитие республики, повысит ее вклад в решение общефедеральных задач социально-экономического роста страны. Это также предусмотрено «Энергетической стратегией России на период до 2020 года», прямо указывающей на продолжение поиска новых месторождений нефти и газа в нефтегазоносных провинциях с падающей добычей нефти - Волго-Уральской и Северо-Кавказской, а также шельфе Каспийского моря с разведанностью начальных суммарных ресурсов углеводородов менее 20 % [4].
Для обеспечения долговременных целей и задач развития ТЭК на первом этапе предполагается особое внимание уделить формированию инструментов правового регулирования следующих аспектов деятельности в сфере недропользования и добычи углеводородного сырья как основного направления развития ТЭК Республики Калмыкия:
— четкое распределение между Российской Федерацией и Республикой Калмыкия полномочий в области управления недропользованием на малых, низкорентабельных месторождениях углеводородного сырья, а также транзитных трубопроводах, принадлежащих иностранным компаниям;
— закрепление в лицензиях, лицензионных соглашениях на пользование нефте-, газоносными участками обязательств недропользователя по этапам и срокам освоения месторождений, выполнению объемов и видов работ, связанных с пользованием недрами;
— стимулирование применения передовых технологий разведки и добычи ТЭР, минимизации негативного воздействия на окружающую среду при проведении геологоразведочных работ;
— развитие системы государственного мониторинга геологической среды за выполнением условий лицензий и договоров на право пользования участками недр;
— обеспечение гарантий соблюдения интересов государства, республики и недропользователя.
Последовательное решение поставленных задач позволит в период до 2020 г. преодолеть
такие негативные тенденции и проблемы в развитии ТЭК Калмыкии, наблюдаемые на современном этапе, как:
— серьезное отставание прироста разведанных запасов, не компенсирующее извлечение запасов углеводородного сырья;
— избирательная отработка наиболее экономически привлекательной части месторождений углеводородного сырья;
— износ основных производственных фондов, неэффективные технологии добычи, рост фонда простаивающих скважин (более 40 % эксплуатационного фонда скважин);
— дефицит инвестиций;
— нестабильное финансовое положение производственных структур, необеспечение стабильности уровня налоговых изъятий;
— высокая нагрузка на окружающую среду.
Перспективные объемы добычи нефти будут существенно различаться в зависимости от конъюнктуры мирового рынка нефти, инвестиционных ресурсов и организационнотехнологических условий деятельности нефтяных компаний.
При сочетании благоприятных внутренних и внешних факторов (оптимистический вариант развития) добыча нефти в Калмыкии может составить 5 млн т в 2010 г. и увеличиться до 7 млн т к 2020 г.
При внешних и внутренних факторах, формирующих умеренный вариант социальноэкономического развития России, добыча нефти прогнозируется существенно ниже - до 2 млн т в 2010 г. и 5 млн т в 2020 г. (табл.).
Оптимистический вариант развития нефтедобывающей отрасли Республики Калмыкия
на 2007-2020 гг.
Добыча нефти, тыс. т Оценка 2006 г. Прогноз
2007 г. 2008 г. 2010 г. 2015 г. 2020 г.
Умеренный вариант 308,3 406,6 541,8 2 000 3 200 5 000
Оптимистический вариант - - 1 500 5 000 5 800 7 000
Однако при любой динамике добычи нефти стратегическими задачами развития отрасли остаются обеспечение добычи необходимой структурой запасов, постепенное наращивание добычи без преждевременного спада со стабилизацией достигнутого уровня добычи на максимально длительный срок.
В результате реализации предусмотренных мероприятий будут обеспечены рост эффективности использования потенциала энергетического сектора для социально-экономического развития республики, стабильное и эффективное удовлетворение потребностей развивающейся экономики и населения в топливно-энергетических ресурсах.
Основные ожидаемые результаты при этом характеризуются следующим:
— предусматривается более чем двукратное снижение удельной энергоемкости валового регионального продукта и почти пятикратный рост энергоэффективности экономики;
— предусматривается в 2007-2020 гг. уступающий росту доходов населения рост среднедушевых расходов на топливо- и энергосбережение населения в 1-2 раза против 3,5-4 раз;
— ежегодная выручка от деятельности ТЭК к 2010 г. возрастет в 5-6 раз с увеличением в 3,2-3,5 раза налоговых поступлений в государственный бюджет;
— экспорт и поставка энергетических ресурсов (нефти) за пределы республики увеличатся не менее чем на порядок, что резко укрепит экономическое положение республики, обеспечит развитие социальной инфраструктуры и повышение уровня жизни без малого в 3 раза.
Прогнозируемый внутренний рост спроса на энергоносители и рост их производства и добычи на 70 % будет осуществляться за счет собственных и заемных средств предприятий и компаний ТЭК. За счет государственных источников в основном будет осуществляться развитие сетевого хозяйства - распределительных электросетей и газоснабжения населения.
Поставленная задача - достижение качественно нового состояния ТЭК - требует вести целенаправленную работу по координации и обеспечению эффективного взаимодействия органов исполнительной власти Российской Федерации и Республики Калмыкия, диктует жесткие требования к нацеленности и точности осуществляемых мер, взаимной ответственности всех участников процесса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Калмыкия в цифрах: Стат. сб. - Элиста: АПП «Джангар», 2007. - 316 с.
2. Пашнанов Э. Л. Региональная экономика: история, проблемы и перспективы: Моногр. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005. - 254 с.
3. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2006: Стат. сб. - М.: Росстат, 2007. - 648 с.
4. Распоряжение Правительства РФ от 28 августа 2003 г. № 1234-р. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года // Правовая система «Г арант».
Статья поступила в редакцию 10.09.2007
STRATEGIC PRIORITIES OF FUEL AND ENERGY COMPLEX DEVELOPMENT IN THE REPUBLIC OF KALMYKIA
S. V. Namysov
The basic directions of the development of fuel and energy industry in the Republic of Kalmykia as one of the most prioritized industry are defined. The basic methods of influence of the state on oil and gas branch are determined. The forecast on oil production for the period 2007-2020 is made.