Научная статья на тему 'Стратегические приоритеты развития малых и средних инновационных предприятий чешской республики в условиях реализации концепции "Промышленность 4. 0"'

Стратегические приоритеты развития малых и средних инновационных предприятий чешской республики в условиях реализации концепции "Промышленность 4. 0" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
168
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕШСКАЯ РЕСПУБЛИКА / CZECH REPUBLIC / КОНЦЕПЦИЯ "ПРОМЫШЛЕННОСТЬ 4.0" / CONCEPT ''INDUSTRY 4.0'' / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ / STRATEGIC PRIORITIES / МАЛЫЕ И СРЕДНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ИННОВАЦИОННЫЙ ЦИКЛ / INNOVATION CYCLE / ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА / INNOVATION ENVIRONMENT / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / INNOVATIVE ENTERPRISES / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / SMALLAND MEDIUM-SIZED BUSINESS / SMALLAND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дражанова М., Садовски З.

Данная статья является результатом поэтапного выполнения Международного междисциплинарного научного проекта «Факторы развития конкурентоспособности и эффективности управления малыми и средними предприятиями (МСП) в локальной и глобальной среде», № MGA 04–01, проводимого Институтом экономических исследований и аналитики Академии STING. Статья акцентирует внимание на актуальных стратегических приоритетах ЕС в области исследований, разработок и инноваций (И&Р&И), на первоочередных направлениях реализации в Чешской Республике Концепции «Промышленность 4.0», реагирующей на 4-ю промышленную революцию, и Концепции поддержки малых и средних предприятий (МСП), включая инновационные, как основы проводимых трансформационных процессов. Рассмотрены механизмы функционирования МСП и управления ими в рамках инновационного цикла, включая МСП-разработчиков инноваций и МСП, использующих инновации, разработанные в других отраслях. Подчеркнута необходимость введения неординарных методов и инструментов для повышения эффективности управления, предложена интегрированная система контроллинга, позволяющая повысить обоснованность принимаемых решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дражанова М., Садовски З.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategic priorities in development of small- and medium-sized innovation enterprises the Czech Republic in the context of “Industry 4.0” concept implementation (Brno, Czech Republic)

This article results from a stage-wise implementation of the International interdisciplinary academic project “Factors to develop competitiveness and efficacy in managing smalland medium-sized enterprises in local and global environment,” ¹ MGA 04–01, conducted by the Institute for Economic Research and Analytics, STING Academy. The article emphasized strategic priorities of the European Union in the sphere of research, development and innovations; on the priority tasks in implementation of “Industry 4.0” project in the Czech Republic, aligned with the fourth industrial revolution; and on the Concept of support to smalland medium-sized enterprises as the basis of the transformation process mentioned above. The authors discuss mechanism characteristic to functioning of smalland medium-sized enterprises and their management within the frames of innovation cycles, including innovations that were developed in other industries. The article stresses the need to introduce non-ordinary methods and tools to increase managerial efficacy, and offers an integrated system of controlling that allows to increase the consistency of decisions taken

Текст научной работы на тему «Стратегические приоритеты развития малых и средних инновационных предприятий чешской республики в условиях реализации концепции "Промышленность 4. 0"»

проблемы теории и практики

предпринимательства

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ И СРЕдНИХ

инновационных предприятий чешской республики в условиях

РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ «ПРОМЫШЛЕННОСТЬ 4.0»*

М. Дражанова,

директор Института экономических исследований и аналитики, Академия STING (г. Брно, Чешская Республика),

доцент кандидат экономических наук mdrazan@volny.cz

З. Садовски,

ректор Академии STING (г. Брно, Чешская Республика), доцент, кандидат экономических наук sadovsky@sting.cz

Данная статья является результатом поэтапного выполнения Международного междисциплинарного научного проекта «Факторы развития конкурентоспособности и эффективности управления малыми и средними предприятиями (МСП) в локальной и глобальной среде», № MGA 04-01, проводимого Институтом экономических исследований и аналитики Академии STING.

Статья акцентирует внимание на актуальных стратегических приоритетах ЕС в области исследований, разработок и инноваций (И&Р&И), на первоочередных направлениях реализации в Чешской Республике Концепции «Промышленность 4.0», реагирующей на 4-ю промышленную революцию, и Концепции поддержки малых и средних предприятий (МСП), включая инновационные, как основы проводимых трансформационных процессов. Рассмотрены механизмы функционирования МСП и управления ими в рамках инновационного цикла, включая МСП-разработчиков инноваций и МСП, использующих инновации, разработанные в других отраслях. Подчеркнута необходимость введения неординарных методов и инструментов для повышения эффективности управления, предложена интегрированная система контроллинга, позволяющая повысить обоснованность принимаемых решений.

Ключевые слова: Чешская Республика, концепция «Промышленность 4.0», стратегические приоритеты, МСП, инновационный цикл, инновационная среда, инновационные предприятия, малый и средний бизнес

УДК 330 ББК У03(4Че)

Глобализация и конкуренция за ограниченные ресурсы вывели процесс исследований, разработок и инноваций (И&Р&И) на международный уровень, требуют концентрации инновационного потенциала, создания новых стратегий, адаптации политики и системы управления к нестабильным, постоянно изменяющимся экономическим условиям ЕС и в мире. Притом на первый план выходят, с одной стороны, проблемы создания собственного научно-исследовательского потенциала в странах-членах ЕС и стратегическое управление данным процессом, с другой стороны, необходимость управления инновационным циклом на международном уровне, организация для этих целей оптимальных институциональных структур, концентрация необходимых ресурсов на конкретных И&Р&И, в рамках меняющегося законодательства и предписаний. Как показали наши многолетние исследования, к решению указанных проблем необходимо подходить комплексно, рассматривая сферу И&Р&И как часть инновационного цикла [1], [2].

Как известно [5], исследования, разработки и инновации (И&Р&И) относятся к главным приоритетам стратегии ЕК «Европа 2020» (2010-2020г.г.), посвященной устойчивому хозяйственному росту на основе повышения эффективности инвестиций в образование, исследования, разработки и инновации, развитие

конкурентоспособности промышленности. Одной из главных инициатив стратегии ЕК «Европа 2020» в данном направлении является создание Инновационного союза, способного конкретизировать цели в сфере И&Р&И и обеспечить концентрацию ресурсов, в т.ч. финансовых, с целью реализации инноваций, ориентированных на организацию новых рабочих мест, повышение благосостояния и качества жизни населения.

К главным препятствиям динамического развития инноваций в ЕС были отнесены: недостаточный объем инвестиций стран-членов ЕС в создание и укрепление базы знаний; высокая степень распыленности ресурсов, инвестирование в решение незначительных задач, что не позволяет аккумулировать ресурсы на главных направлениях И&Р&И. Для устранения указанных препятствий в рамках Инновационного союза намечены следующие цели: дальнейшее инвестирование в образование, исследования, разработки и инновации, как на уровне ЕС, так и национальных государств; реформирование сферы И&Р&И для укрепления взаимосвязей структурных звеньев, устранения распыленности ресурсов, обеспечения эффективности управления; осуществление модернизации системы образования; стимулирование повышения инвестиций приватного сектора в систему инноваций; усиление сотрудничества общественного

* Статья является результатом поэтапного выполнения Международного междисциплинарного научного проекта «Факторы развития конкурентоспособности и эффективности управления малыми и средними предприятиями (МСП) в локальной и глобальной среде», № MGA 04-01, проводимого Институтом экономических исследований и аналитики Академии STiNG.

© ПСЭ, 2017 8 5

и частного сектора в области трансфера знаний и выведения инновационных продуктов на рынок, укрепление инновационной базы малых и средних предприятий. Предполагается, что устранение вышеприведенных препятствий, реформирование политики стран — членов ЕС в сфере образования, исследований, разработок и инноваций, сопровождаемое повышением уровня инвестиций в И&Р&И до целевой границы 3% ВВП ЕС до 2020 г., будет способствовать созданию 3,7 млн новых рабочих мест и повышению годового ВВП почти на 800 млрд EUR до 2025 г. [5].

Одним из ключевых инструментов финансирования Инновационного союза является Рамочная программа ЕС по науке и инновациям на период 2014-2020 гг. «Горизонт 2020» («Horizon 2020 — the Framework Programme for Research and Innovation») [10], утвержденная в декабре 2013 г., которая предполагает объединить средства поддержки И&Р&И (Рамочной программы научно-технологического развития ЕС, программы «Конкурентоспособность и инновации», средства Европейского института инноваций и технологий) и упростить условия участия и финансирования малых и средних предприятий и научных организаций. Предполагаемый бюджет данной Рамочной программы составляет 80 млрд EUR. Предложение финансовой поддержки предоставит возможность ведущим специалистам в сфере И&Р&И объединить усилия в поиске решения самых актуальных проблем современности, таких как энергетика, производство пищевых продуктов, изменение климата, здоровье и старение населения.

Философия концепции «Промышленность 4.0» (4-й промышленной революции) [7] затрагивает: огромное количество областей, связанных с развитием промышленности, научных исследований, разработок и инноваций (И&Р&И); системы образования; правовых вопросов; безопасности и сохранности информации; технической стандартизации; рынка труда; социальной системы; этики и морали. С одной стороны, это ведет к формированию комплекса требований, необходимых для трансформации этих областей, с другой, формирует интегрированную инновационную среду, дающую малым и средним предприятиям (МСП) исключительные возможности для своего развития, повышения эффективности и конкурентоспособности.

Как показали исследования [7], сформированные в настоящее время концепции, реагирующие на 4-ю промышленную революцию, проходящую в различных странах под различными названиями: в Германии — под названием 4. Industrie, в США-Industrial Consortium Smart Manufacturing Leadership Coalition, а также в Японии, Китае и др. — это, прежде всего, новая философия системного использования, интеграции и взаимного проникновения новейших технологий при их постоянном и непрекращающемся развитии.

На уровне правительства ЧР [7], возникло понимание того, что сравнительные преимущества, существующие в настоящее время в промышленности, носят кратковременный характер. В результате к первоочередным направлениям трансформации было отнесено: создание информационной и коммуникационной инфраструктуры; переориентация системы образования; внедрение новых инструментов рынка труда; адаптация общественного сознания к протекающим процессам; создание механизма фискальной системы поддержки МСП в случае инвестирования в новые технологии и know-how.

Инициатива Промышленность 4.0, с системной точки зрения, опирается на три ключевых подхода:

- Подход горизонтальной интеграции всех подсистем — в системы, обеспечивающие принятие и подтверждение заказа, его реализацию в производстве и отправку продукции, обеспечение гарантийного и после гарантийного сервиса, а также завершения жизненного цикла производимого продукта.

- Подход вертикальной интеграции всех подсистем — от нижнего уровня автоматического управления физическими процессами (требование реакции по времени составляет десятки миллисекунд) через управление производственными единицами до планирования ресурсов предприятия в ERP-сис-теме (Enterprise Resource Planning) с временными параметрами в течение нескольких часов и дней.

- Подход полной компьютерной интеграции всех инженерных процессов — от общего задания через дизайн, разработку, внедрение, тестирование, верификацию и планирование жизненного цикла продукта.

Предполагается, что элементы физического мира будут связаны друг с другом через подключение в Интернете, где каждый такой физический элемент будет иметь свой индивидуальный IP-адрес, и представлять Интернет вещей (Internet of Things — IoT). Программные модули, представляющие физические элементы в виртуальном пространстве, будут совместно решать необходимые задачи, координировать свою деятельность и принимать решения с использованием услуг, которые они будут предоставлять друг другу, или вызывать через Интернет услуг (Internet of Services — IoS). Для роботов и людей будут созданы специальные системы на основе мобильной связи, использования речи, визуальной информации, т.е. возникнет третий тип — Интернет людей (Internet of People — IoP). При таком подходе необходимо учитывать установление связей и взаимодействие двух миров — мира реальных физических объектов (машин, оборудования, роботов, продукции, людей) и мира виртуального.

Проведение изменений будет основано на принципах развития промышленности, образования, права, И&Р&И, технической стандартизации, безопасности, рынка труда, социальной системы, этики и морали; совокупности принципов формирования и функционирования открытых систем, а именно: взаимодействия, стандартизации, расширяемости, виртуальной мобильности, дружественности к пользователю, позволяющих создать интегрированную виртуальную среду, включающую в себя программные и аппаратурные средства, системы, службы и протоколы связи, интерфейсы, форматы данных. Базой такой среды будут развивающиеся доступные и общепризнанные международные стандарты, что позволит обеспечить значительную степень взаимодействия (Interoperability), переносимости (Portability) и масштабирования (Scalability) приложений и данных.

Указанные подходы коренным образом меняют механизмы функционирования МСП и управления ими с точки зрения комплексности и системности, встроенности в инновационную среду, развития реальных и виртуальных отношений в условиях глобализации. Для реализации вышеприведенных изменений в ЧР была разработана и утверждена Концепция поддержки МСП 2014-2020 [11], устанавливающая новые стратегические приоритеты, направленная на расширение инновационных ресурсов и инфраструктуры МСП, укрепление инновационного потенциала предприятий и предпринимателей, в т.ч. повышение значимости технического и естественнонаучного образования, усиление сотрудничества между предприятиями, академической и исследовательской сферой, с новым подходом к результативности и качеству предоставляемых услуг, уровню ответственности и компетенций, а также возможностей выхода на зарубежные рынки. Стратегические приоритеты Концепции ежегодно актуализируются и дополняются Министерством промышленности и торговли ЧР в Планах действий по поддержке МСП [9], фиксирующих актуальные потребности малых и средних предприятий, в т.ч. и расширение законодательной базы проводимых изменений. Реализация концепции поддержки МСП 2014-2020 будет обеспечиваться в рамках финансирования Операционной программы «Предпринимательство и инновации для конкурентоспособности (OP PIK) [8], Европейского фонда регионального развития (ERDF) [4], а также других национальных и европейских программ и проектов.

Как показали поэтапные результаты наших исследований в рамках Международного междисциплинарного научного проекта «Факторы развития конкурентоспособности и эффективности управления малыми и средними предприятиями (МСП) в локальной и глобальной среде», № MGA 04-01 [3], в настоящее время в ЧР действуют малые и средние организации и предприятия инновационного характера следующего типа: научно-исследовательские, проектные, инжиниринговые и технологические центры, научно-технические парки, инкубаторы, кластеры, стартапы, и др. Их функционирование на этапах

инновационного цикла носит двойственный характер: с одной стороны они используют инновации, созданные и уже существующие на этапах инновационного цикла, приспосабливая их для своих потребностей, с другой стороны, выдвигают требования, формируют инновационный цикл в пространстве и во времени и являются движущей силой его развитии (рис.1, 2).

рис.1. Структура инновационного цикла для МСП — разработчика инноваций

рис.2. Структура инновационного цикла для МСП — пользователя инноваций

Каждый новый виток развития инновационного цикла в МСП отталкивается от новых знаний, полученных на разных его этапах, от информационной составляющей и добавленной стоимости продуктов, технологий, материалов, а также полученного опыта. Данный процесс был и в настоящее время остается сложным, многоаспектным с высокой степенью неопределенности, с возможностью достижения отрицательного результата. Необходимо подчеркнуть существование обратной связи между этапами инновационного цикла. Развитие науки должно в значительной степени опережать разработку инноваций и производство, но одновременно промышленное производство и сфера потребления продуктов с высокой добавленной стоимостью, новых материалов и технологий должны быть гибкими, способными использовать полученные результаты и измениться под их влиянием. Причем сфера применения не только требует решения возникающих проблем, удовлетворения потребностей в системе инновационных технологий, новых материалов, в продуктах с высокой добавленной стоимостью (или при аппликации в социоэкономической области), но и создает основу для их реализации, формируя внутреннюю структуру сферы И&Р&И, способствуя развитию функциональных элементов: целей; процессов их достижения; ресурсов; результатов; представляющих подсистемы с явно выраженными локальными свойствами, сложной структурой и связями между ними.

Следует подчеркнуть, что реализация вышеприведенных потребностей вызывает необходимость в проведении комплекса научно-исследовательских программ и проектов: мега проектов, международных программ и проектов, в т.ч. европейских,

программ и проектов национальных государств. В инновационных МСП, в рамках матричной организационной структуры, творческие коллективы выполняют как инвестиционные, так и дотационные программы и проекты. Причем следует учитывать, что на каждом этапе инновационного цикла одновременно могут существовать как отдельные программы и проекты с разным уровнем новизны, научной значимости, приоритетов, финансового обеспечения, продолжительности проведения, так и циклы программ и проектов, конкурирующих за ограниченные ресурсы, вызывающих турбулентности, которые могут тормозить развитие данного направления.

Как показали наши исследования, введение в практику МСП инновационных продуктов, технологий, средств коммуникации и др. (табл.1) меняет содержание процесса управления, позволяя вывести его на новый уровень развития, с одной стороны, облегчая работу владельцев, исполнительных директоров, менеджеров проектов, которые могут выступать в одном лице. С другой стороны, предъявляет повышенные требования к уровню их аналитического мышления, компетентности, специализации, требуя ускорения и оптимизации принимаемых решений.

Следует подчеркнуть, что одной из важнейших задач руководства инновационного МСП является принятие стратегических решений, используя механизмы не только этапов инновационного цикла, но граничных состояний и переходов между ними, а также связей с конкурентной рыночной средой. Менеджмент на этапах инновационного цикла в каждом своем решении должен объединять цели, процесс их достижения, ресурсы и результаты, анализировать условия деятельности инновационного предприятия. Система управления инновационным циклом должна способствовать: формированию инновационно-креативного потенциала; созданию организационной системы, объединяющей участников инновационного процесса и поддерживающей их креативность; системы сбалансированного (непрерывного) планирования И&Р&И с установлением сферы полномочий и ответственности; менеджерской информационной системы и единой системы документации, поддерживающих принятие решений с обратной связью; формированию системы мотивации и стимулов достижения результатов установленного качества и в срок.

В таких условиях должна быть создана система неординарных методов и инструментов управления, позволяющая менеджменту повысить эффективность деятельности организаций-участников на этапах инновационного цикла и достичь в рамках программ и проектов уникальных результатов при создании инновационных продуктов, к ним относится контроллинг [6], [12]. Интегрированная система контроллинга, кроме своих классических задач, должна сосредоточить внимание на границах и связях между этапами инновационного цикла и коммуникации участников И&Р&И, в т.ч. и вспомогательных подразделений. Ядром контроллинга является аналитическая работа, направленная на диагностику тенденций, предупреждение кризисных ситуаций, установление будущих результатов и поиск методов и инструментов, позволяющих влиять на них в необходимом направлении. В целом организационная деятельность изначально ориентирована на достижение результатов высокого качества в установленные сроки, активное использование творческого и инновационного потенциала и формирование интегрированной системы. При этом необходимо учитывать, с одной стороны, комплексность, многогранность и многократное использование результатов в сфере потребления, с другой, изначальное действие предписаний, стандартов, норм и ограничений в различных странах при реализации международных проектов. Контроллинг включает в себя большое количество методов и инструментов, использование которых зависит от сферы деятельности МСП, позволяет сформировать цепочки методов и инструментов стратегического, нормативного и оперативного контроллинга для оценки реализации проектов на этапах инновационного цикла и деятельности МСП в целом.

Предлагаем следующие виды анализа, методов и инструментов оперативного контроллинга для обоснованности комплекса принимаемых решений МСП:

Таблица 1

Некоторые современные технологии и инновации в практике менеджеров

Инновации Применение Преимущества Недостатки

«Умный» мобильный телефон Коммуникация с окружением (коллеги, заказчики и др.) Ускорение связи, постоянный источник информации Снижение безопасности, потеря конфиденциальности, потеря информации без резервирования

Ноутбук Оформление документов, поиск информации, расчеты, коммуникация Ускорение реакции на события, концентрация информации, работ, расчетов, результатов в одном месте Снижение безопасности, Потеря информации без резервирования

Планшет (таблет) Портативный ПК без клавиатуры, применение как у ПК Портативность, те же функции как у ПК, простота обслуживания Ограниченная емкость аккумулятора, управление прикосновением, что усложняет введение информации

Skype (Скайп) Средство коммуникации Международная телефонная связь, видеопереговоры без ограничений Возможность прослушивания, снижение скорости связи

Облачное (cloudy) хранилище данных Хранение на серверах в сети больших объемов данных и их обработка Конфиденциальность; надежность хранения; удобство пользования; высокая скорость поиска; разграничение доступа для пользователей,отказоустойчивость Опасность отчуждения информации, снижение безопасности, невозможность использования в местах, где нет Интернета

Навигаторы для мобильных телефонов / автомашин Указание направления и трассы на карте в т.ч. и голосом Указывают трассу, время приезда, проблемы, пункты отдыха, заправки и др. Указание ошибочной и неоптимальной трассы

Банковские карты (в т.ч. бесконтактные) Используются для безналичной оплаты товаров и услуг, в т.ч. через Интернет, и снятия наличности. Удобство, универсальность, скорость платежа, пополнение счета Снижение безопасности, лимиты, курсовая разница, сложность применения, комиссия

Чиповые карты Служат для доступа в здания, комплексы или ареалы Удобство, заменяют связку ключей, простота идентификации доступа Опасность потери, механического повреждения, кражи кода доступа

Системы видеонаблюдения Охрана зданий, канцелярий, ареалов, с помощью системы видеонаблюдения 24 часа в сутки Доступ по интернету, возможность наблюдения, сохранение записи в случае проникновения, автоматическое сообщение охране, полиции и др. Уничтожение камер наблюдения преступниками, срок годности оборудования, вмешательство в записи камер

Составлено авторами на основе проведенных исследований

- Анализ АВС как инструмент установления приоритетов позволяет провести классификацию групп услуг, проектов, поставщиков, заказчиков, структурных подразделений и территорий, установить главных из них и разработать стратегии. В случае большой загрузки тайм-менеджмент позволит установить приоритеты и распределить задания, с т.з. их важности и срочности.

- Проведение анализа объема заказов дает возможность выявить малые заказы и разработать стратегию снижения их количества.

- Анализ затрат позволяет сформировать систему затратных или прибыльных центров.

- Анализ скидок является базой для разработки политики предоставления скидок и выбора необходимых видов.

- Расчет и анализ хозяйственных результатов дает возможность установить прибыль и осуществить анализ прибыльности групп услуг, заказчиков, структурных подразделений и территорий, разработать план устранения недостатков.

- Система целевого управления хозяйственными результатами как комплекс взаимосвязанных расчетов и анализов относится как к оперативным, так и стратегическим инструментам, направлена на формирование ценовой политики, оптимизацию затрат (затрат времени и ресурсов) и обеспечение финансирования.

- Система целевого расширения услуг, как комплекс взаимосвязанных расчетов и анализа, относится как к оперативным, так и к стратегическим инструментам, дает возможность установить — какой вариант с точки зрения потенциала будет для фирмы приоритетным.

- Анализ системы вознаграждения собственных и внешних сотрудников позволяет установить критерии оценки, связанные с результатами и качеством.

Предлагаем следующие виды анализа, методов и инструментов стратегического контроллинга для обоснованности комплекса принимаемых решений МСП:

- Анализ потенциала фирмы позволяет установить структуру потенциала и критерии его оценки, создать стратегию его развития и повышения эффективности использования.

- Анализ сильных и слабых сторон позволяет разработать каталог критериев, провести анализ, установить возможности предоставления услуг в рамках ЕС и создать программу устранения недостатков.

- Анализ конкуренции дает возможность разработать каталог критериев, провести анализ и создать программу устранения недостатков.

- Анализ предоставления собственных услуг или использования чужих_сравнивает альтернативы и предоставляет базу для принятия решения.

- Опытная кривая позволяет установить взаимосвязь времени и появления опыта у работников, сформировать систему эффективного использования времени.

- Стратегический разрыв — интервал между желаемым и вероятным развитием позволяет откорректировать существующие стратегии и др.

Таким образом, как показали наши исследования, реализация сформированных в ЕС и ЧР стратегических концепций, приоритетов и целей, реагирующих на 4-ю промышленную революцию, коренным образом меняет подходы к развитию экономики и требует: трансформации промышленности; развития научных исследований, разработок и инноваций (И&Р&И); новых подходов к системе образования, в частности, технического; решения правовых вопросов, проблем безопасности и сохранности информации; формирования на новых принципах системы стандартизации, рынка труда и социальной сферы, функционирующих с учетом этики и морали. С одной стороны, это позволяет сформировать комплекс требований, необходимых для проведения изменений, с другой стороны, дает исключительные возможности инновационным МСП обеспечить повышение творческого и инновационного потенциала. Отправной точкой устойчивого развития и конкурентоспособности МСП на современном этапе является способность использования на практике возможностей созданной инновационной среды, достижений сферы исследований, разработок и инноваций, развития инновационного менеджмента, поиск нетрадиционных путей, методов и инструментов для решения конкретных проблем.

Литература

1. Алымов А.Н., Гончарова Н.П., Дражан М.Г. (с 1993 г. Дражанова M.), Черванев Д.Н. Управление инновационным циклом. — Киев: Наукова думка, 1993. — 190 с.

2. Drazanová M. Konkurenceschopnost a vybrané aspekty strategickych rozhodnutí na etapách inovacního cyklu // Sborník mezinárodní védecké konference „Nová teorie ekonomiky a management organizací. Nová ekonomika, nové prístupy?". — Praha: VSE Oeconomica, CD ROM, 2011.

3. Drazanova M., Sadovsky Z., Marek K. New strategies EU and creation of system to manage R&D&I // Applied Sciences and technologies in the United States and Europe: common challenges and scientific findings, proceedings of the 4th International scientific conference. — N.Y.: Cibunet Publishing, 2013. — p.135-138.

4. Европейский фонд регионального развития (ERDF). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ec.europa.eu/regional_ policy/ (дата обращения: 12.07.2017)

5. ЕК «Стратегия Европа 2020»: цели, приоритеты, главные инициативы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ec.europa. eu/europe2020/ (дата обращения: 12.07.2017)

6. Eschenbach R., Siller Н. Profesionální controlling, 2. prepracované vydání. — Praha: Wolters Kluwer CR, a.s., 2012. — 392 s., ISBN: 978-80-7357-918-0.

7. Marik V. a kol. Národní iniciativa „Prúmysl 4.0". — Praha: Ministerstvo prumyslu a obchodu, 2015. — 42 s. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mpo.cz/dokument162351.html (дата обращения: 12.07.2017)

8. Операционная программа «Предпринимательство и инновации для конкурентоспособности (OP PIK). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.oppik.cz/ (дата обращения: 12.07.2017)

9. План действий по поддержке малых и средних предприятий на 2016 г., 2015. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mpo.cz/dokument167374.html

10. Рамочная программа ЕС по науке и инновациям на период 2014-2020 гг. «Горизонт 2020» («Horizon 2020 — the Framework Programme for Research and Innovation»). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.evropskyvyzkum.cz/cs/nastroje-spoluprace/ramcove-programy/horizont2020

11. Стратегия поддержки малых и средних предприятий 2014-2020, 2013. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.mpo.cz/dokument119071 .html

12. Vollmuth, H.J. Nástroje controllingu od A do Z, 2. vyd. — Praha: Profess Consulting, 2004. — 357 s.

развитие инновационной деятельности малых предприятий в регионе: концептуальные основы и поддержка

З.о. Адаманова,

зав. кафедрой мировой экономики и экономической теории Крымского инженерно-педагогического университета (г. Симферополь),

доктор экономических наук adamanova_zeyneb@mail.ru

В статье представлены концептуальные основы развития инновационной деятельности малых предприятий в Республике Крым. Выделены основные элементы развития региональной модели. Разработаны основы создания региональной экосистемы малого предпринимательства, определены ее функции и составляющие. В этой связи рассмотрены вопросы формирования инфраструктуры поддержки инновационных малых предприятий и консолидации экосистемы. Обоснована важность и выделены основные направления государственной поддержки инновационной деятельности в секторе малого бизнеса. Основное внимание уделяется ее формам и подходам реализации.

Ключевые слова: инновационная деятельность, малые предприятия, региональная экономика, экосистема, государственная поддержка, Республика Крым

УДК 332.1:334 ББК 65.5

Задачи наращивания экономического потенциала, ускорения структурных изменений и подъема реального сектора, актуальные для Республики Крым (РК), неотъемлемо включают повышение инновационной активности бизнеса, в том числе малых предприятий (МП). Сектор малого предпринимательства в регионе имеет значительные резервы роста, повышения продуктивности и расширения функций в экономике, что предполагает наращивание инноваций. Учитывая особенности и состояние экономики РК, а также новые условия, вызванные последствиями глобального финансового кризиса и трансформацией мирохозяйственной системы, возникает научно-практическая проблема выработки оптимальной региональной политики развития инновационной деятельности МП, что требует обновления концептуальных основ и подходов ее государственной поддержки.

Прежде всего, региону необходима долгосрочная стратегия инновационного развития, предполагающая превращение инновационного предпринимательства в новую движущую силу региональной экономики. Наиболее значимыми для экономики будут инновации, основанные на последних достижениях НТП,

что создает главные ориентиры развития инновационной деятельности МП. На базе малого бизнеса могут создаваться новые воспроизводственные циклы, ориентированные на внутренний региональный и национальный рынок, повышая уровень самодостаточности экономики. Также инновационные МП могут способствовать модернизации региональной экономики и, особенно, оживлению экономики периферийных районов, создавая новое производство.

Необходимо учитывать особенности современной экономики, а именно широкое использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и становление так называемой Интернет-экономики, что создает для МП более широкие трансакционные, оптимизационные, организационные, образовательные возможности.

«Конструирование» нового типа МП, как субъектов региональной экономики, включает несколько измерений: 1) мо-тивационное (предполагает повышение уровня мотивации предпринимателей к инновационной деятельности); 2) экзистенциальное (предполагает закрепление значимой роли МП в региональной экономике, в том числе как «источника» инно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.