Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ'

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
человеческий капитал / образование / продуктивная занятость / дефицит кадров / инновационные компетенции / human capital / education / productive employment / deficiency of personnel / innovative competencies

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борисенко М.В.

Человеческий капитал является главным ресурсом новой системы общественно-экономических отношений, переход к которой происходит в настоящее время. В этой связи высокую значимость приобретают вопросы стратегического управления развитием этого важнейшего ресурса. Для территорий военного конфликта вопросы сохранения человеческого капитала имеют особое значение и отличаются значительной спецификой. В работе представлена общая логика изложения авторского видения стратегического управления человеческим капиталом Республики. Основное внимание сфокусировано на развитии сферы профессионального образования и занятости населения, как определяющих в значительной степени качество человеческого капитала и обеспечивающих реализацию человеческого потенциала. Определены направления стратегического развития и предложены мероприятия в разрезе каждого из направлений, подлежащие детализации в программах развития каждой из сфер, которые формируют человеческий капитал. В статье сформулированы целевое видение и задачи развития человеческого капитала Республики в рамках трех возможных сценариев развития. Обозначены предполагаемые результаты реализации стратегии и предложена система флагманских проектов республиканского уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC PRIORITIES OF HUMAN CAPITAL DEVELOPMENT IN THE DONETSK PEOPLE'S REPUBLIC

Human capital is the main resource of the new system of social and economic relations, the transition to which is currently taking place. In this regard, the issues of strategic management of the development of this most important resource are of high importance. For the territories of military conflict, the issues of preserving human capital are of particular importance and differ in significant specifics. The paper presents the general logic of the presentation of the author's vision of strategic human capital management of the Republic. The main attention is focused on the development of vocational education and employment of the population, as largely determining the quality of human capital and ensuring the realization of human potential. The directions of strategic development are determined and measures are proposed in the context of each of the directions to be detailed in the development programs of each of the spheres forming human capital. The article formulates the target vision and objectives of the development of the human capital of the Republic within the framework of three possible development scenarios. The expected results of the strategy implementation are outlined and a system of flagship projects of the republican level is proposed.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ»

Стратегические ориентиры социально-экономического развития Донецкой Народной Республики до 2033 года

УДК 331.101.262(477.62) JEL I25, J18

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ1

Борисенко М. В. канд. экон. наук, доцент, заведующий отделом социально-экономических исследований, ORCID 0000-0002-6738-8500, e-mail: grind.away@yandex.ru, ГБУ «Институт экономических исследований», г. Донецк, ДНР, Российская Федерация.

Аннотация. Человеческий капитал является главным ресурсом новой системы общественно-экономических отношений, переход к которой происходит в настоящее время. В этой связи высокую значимость приобретают вопросы стратегического управления развитием этого важнейшего ресурса. Для территорий военного конфликта вопросы сохранения человеческого капитала имеют особое значение и отличаются значительной спецификой. В работе представлена общая логика изложения авторского видения стратегического управления человеческим капиталом Республики. Основное внимание сфокусировано на развитии сферы профессионального образования и занятости населения, как определяющих в значительной степени качество челове-

ческого капитала и обеспечивающих реализацию человеческого потенциала. Определены направления стратегического развития и предложены мероприятия в разрезе каждого из направлений, подлежащие детализации в программах развития каждой из сфер, которые формируют человеческий капитал.

В статье сформулированы целевое видение и задачи развития человеческого капитала Республики в рамках трех возможных сценариев развития. Обозначены предполагаемые результаты реализации стратегии и предложена система флагманских проектов республиканского уровня.

Ключевые слова: человеческий капитал, образование, продуктивная занятость, дефицит кадров, инновационные компетенции.

STRATEGIC PRIORITIES OF HUMAN CAPITAL DEVELOPMENT IN THE DONETSK PEOPLE'S REPUBLIC

Borisenko M. V. Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Head of the Social and Economic Research Department, ORCID 0000-0002-6738-8500, e-mail: grind.away@yandex.ru, SFI "Economic Research Institute", Donetsk, Donetsk People's Republic, Russian Federation.

1 Статья подготовлена в рамках темы научных исследований I -01-23 0123Б000003 «Стратегические направления социально-экономического развития до 2033 года» ГБУ «Институт экономических исследований».

© М.В. Борисенко, 2023

Abstract. Human capital is the main resource of the new system of social and economic relations, the transition to which is currently taking place. In this regard, the issues of strategic management of the development of this most important resource are of high importance. For the territories of military conflict, the issues of preserving human capital are of particular importance and differ in significant specifics. The paper presents the general logic of the presentation of the author's vision of strategic human capital management of the Republic. The main attention is focused on the development of vocational education and employment of the population, as largely determining the quality of human capital and ensuring the realization of human potential. The directions of strategic development are determined and measures are proposed in the context of each of the directions to be detailed in the development programs of each of the spheres forming human capital.

The article formulates the target vision and objectives of the development of the human capital of the Republic within the framework of three possible development scenarios. The expected results of the strategy implementation are outlined and a system of flagship projects of the republican level is proposed.

Keywords: human capital, education, productive employment, deficiency of personnel, innovative competencies.

► Введение. В настоящий момент происходит переход к новой общественно-экономической формации, главным ресурсом которой является человек, как источник блага и роста в новых условиях. В этой связи вопросы управления человеческим капиталом становятся во главу угла нового понимания развития.

Жизнь в высокотурбулентной среде с беспрецедентной скоростью развития и

1 О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта -

проникновения во все сферы жизнедеятельности новых технологий значительно изменяют человека. В этих условиях негативное влияние военных действий на человеческий капитал (ЧК) усиливается кратно, поскольку вопросы численности населения встают особенно остро не только по причине ухудшения репродуктивного здоровья и деформации репродуктивного поведения, но еще и по причине физического уничтожения человека и связанных с этим негативных последствий. Это во многом усложняет уже воспринимающиеся традиционно задачи управления и развития ЧК и приводит к необходимости управления им в нескольких контурах одновременно.

Вопросы развития и поддержки ЧК на территориях военного конфликта в современных условиях еще только подлежат осмыслению, потому, несомненно, представляются актуальными. Невзирая на упомянутые сложности в Федеральном конституционном законе N 5-ФКЗ от 04.10.2022 г. поставлена задача к 1 января 2026 года завершить переходный период вхождения ДНР в состав РФ1. Это предполагает завершение интеграции ДНР как субъекта в правовое, социальное, экономическое и финансовое поле РФ. Иначе говоря, ДНР к обозначенному сроку должна иметь четкое видение своего развития в составе РФ и синхронизировать все жизненно-важные процессы, обозначенные в нормативном поле, а значит уже сегодня процесс интеграции должен происходить с учетом того образа будущего Республики, который планируется достичь. Традиционно такое видение отражают в документах стратегического характера. Стратегические ориентиры экономического развития ДНР представлены в работе [1].

Донецкой Народной Республики: Федеральный конституционный закон от 04.10.2022 N 5-ФКЗ (ред. от 28.04.2023) (ст.36)

Целью данного исследования является обозначение стратегических приоритетов развития человеческого капитала ДНР до 2033 года.

► Данные и методы. В ходе исследования использованы общенаучные методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, логический подход, метод декомпозиции.

► Результаты исследования. Сферами, формирующими ЧК, являются демография, здравоохранение, культура, образование и наука, занятость населения и социальная защита.

Целью развития человеческого капитала Республики является повышение численности населения, обеспечение достойного уровня и качества жизни.

Выше говорилось о необходимости управления развитием ЧК Республики одновременно в нескольких контурах ввиду наслоения проблем военного времени на проблемы сегодняшнего дня, обусловленные влиянием технологий: их масштабным вторжением в жизнь общества, спровоцировавшим, по сути, переход к новой общественно-экономической формации. Таких контуров для ДНР три:

контур обеспечения простого воспроизводства;

контур восстановления и переходного периода;

контур ускоренного воспроизводства.

Эти контуры (сценарии развития) могут существовать и реализовываться параллельно (по крайне мере, два из трех), но вероятнее всего, они будут последовательно переходить один в другой, пересекаясь в момент переходного этапа. Очевидно, что каждый последующий контур есть усиленная (и более предпочтительная с точки зрения развития) версия предыдущего. Переход от одного контура к другому не может быть одномоментным - это длительный процесс, к тому же возможен и возврат от более «высокого» контура к упрощенному.

В рамках каждого их контуров сформулированы задачи управления. Каждая из задач управления обозначает содержательный вклад конкретной сферы в формирование и развитие ЧК Республики. При этом задачи управления сформулированы в разрезе сфер, вносящих вклад в формирование ЧК.

Схематически логика изложения видения стратегического управления ЧК Республики представлена на рис. 1.

1) Мониторинг и диагностика кадровых потребностей Республики. Направление предполагает следующие мероприятия:

обеспечение отчетной и прогнозной информацией об объемах спроса и предложения рабочей силы на рынке труда в разрезе специальностей и уровней квалификации;

запуск системы мониторинга кадровой потребности социально-экономической сферы Республики;

анализ возможности действующей структуры системы профобразования подготовить кадры для экономики по необходимым направлениям;

пересмотр перечня должностей и профессий, по которым производится профессиональная подготовка, актуализация его в связи с внедрением новых технологий;

критический анализ эффективности функционирования каждого открытого направления подготовки кадров с точки зрения удовлетворения потребностей рынка труда.

2) Реализация профориентационной деятельности в современном эффективном формате. Мероприятиями данного направления видятся следующие:

организация движения «^огИБкИк» и проведение местных чемпионатов профессионального мастерства с перспективой выхода на международный уровень участия;

Рисунок 1 -Концептуальная схема стратегического управления человеческим капиталом ДНР Источник: составлено автором.

модернизация системы дополнительного профобразования для специалистов социально-экономической сферы, ориентированной на непрерывное профессиональное развитие;

изменение вектора в профессиональном развитии личности на профессиональное саморазвитие;

формирование спроса на управление карьерными изменениями и на создание карьерной траектории каждого занятого в экономике Республики;

создание условий для качественного профессионального выбора, предоставление возможности осознанной профессиональной реализации;

обеспечение удаленной цифровой занятости инвалидов и лиц, составивших избыточное предложение на РТ, владеющих невостребованными на сегодняшний день профессиями.

3) Практико-ориентированный подход к профессиональному обучению. Среди мероприятий данного направления:

реализация системы организационных решений для инкорпорации практико-ориентированного подхода к организации обучения и к самому обучению;

формирование пакета методического и регламентного обеспечения прак-тикоориентированного обучения;

анализ существующих возможностей состояния ресурсной базы и разработка предложений по созданию практико-ориентированных площадок на базе отдельных предприятий;

создание пилотных практико-ориен-тированных площадок на базе производственных предприятий;

масштабирование проекта «Прак-тико-ориентированные площадки»: широкое их распространение ОПК для различных сфер занятости и областей деятельности.

4) Независимая экспертиза профессиональной пригодности. В качестве

мероприятий данного направления выступают:

формирование спроса, в т.ч. со стороны отраслевых рынков на специалистов нового качества (сертифицированных профессиональным сообществом);

формирование институтов независимой оценки квалификаций;

поэтапный переход к системе независимой оценки квалификаций; полный отказ от «рынка дипломов»;

организация объективной и независимой оценки уровня овладения выпускниками образовательных учреждений профессиональными компетенциями согласно профстандартам;

обеспечение доминирования на РТ специалистов, сертифицированных профессиональным сообществом.

Для реализации стратегических задач необходимо встраивание в национальные проекты РФ: Образование (инициативы: «Выявление талантов», «Престиж рабочих профессий»); Малое и среднее предпринимательство; Цифровая экономика (инициатива «Кадры для цифровой экономики»).

Человеческий потенциал, формируемый системой профессионального образования, реализуется на рынке труда в форме занятости населения. Трудовые ресурсы в условиях знаниеориентированной экономики являются основным источником создания добавленной стоимости, уровень которой, в свою очередь, определяет возможности социального развития и общего благосостояния. Находясь в статичном качественном состоянии, рабочая сила не может удовлетворять постоянно меняющийся запрос рынка труда, поэтому необходимы условия для постоянного профессионального развития.

Целевое видение развития сферы занятости населения состоит в реализации трудового потенциала, адекватного современным запросам рынка труда.

Задачи простого воспроизводства состоят:

в поддержании в актуальном состоянии портфеля компетенций граждан трудоспособного возраста;

обеспечении государственного регулятора отчетной и прогнозной информацией об объемах спроса и предложения рабочей силы на рынке труда в разрезе специальностей и уровней квалификации.

К задачам восстановления и переходного периода относятся:

содействие осознанному профессиональному выбору на основе долгосрочных прогнозов;

формирование базы абитуриентов в разрезе перспективных специальностей и уровней квалификации;

преодоление трудовой бедности; поддержание конкурентных отношений среди работников (особенно в бюджетной сфере);

развитие системы профессиональных стандартов и постепенная аттестация занятых во всех сферах социально-экономической жизни общества;

стимулирование занятости в малых городах и сельских территориях путем реализации территориальных программ;

внедрение проектного финансирования для территориальных программ поддержки занятости;

создание и реализация программ поддержки социального предпринимательства.

К задачам ускоренного развития следует отнести:

прогнозирование и моделирование кадровых потребностей социально-экономической сферы на основе результатов их мониторинга и планирования структурных изменений экономики Республики;

создание устойчивой системы управления карьерными изменениями;

формирование спроса населения Республики трудоспособного возраста на построение карьерной траектории и управление карьерными изменениями;

формирование и удержание кадров высокой квалификации.

Государственному регулятору на рынке труда необходимо обеспечить компромисс между потребностями рынка и профессиональными претензиями соискателей рабочих мест, поскольку это не только решает проблему обеспечения кадровой безопасности территории, но и тесно связано с уровнем доходов населения.

Направлениями стратегического развития в сфере содействия занятости населения являются:

мониторинг и диагностика кадровых потребностей Республики. В рамках данного направления предполагается реализация следующих мероприятий:

запуск системы мониторинга кадровой потребности социально-экономической сферы Республики;

анализ возможности действующей структуры системы профессионального образования подготовить кадры для экономики по необходимым направлениям;

пересмотр перечня должностей и профессий, по которым производится профессиональная подготовка, актуализация его в связи с внедрением новых технологий;

критический анализ эффективности функционирования каждого открытого направления подготовки кадров с точки зрения удовлетворения потребностей рынка труда;

Реализация профориентационной деятельности в современном эффективном формате. Основными мероприятиями данного направления является формирование инфраструктуры нового рынка -рынка профориентационных услуг (организация профориентационных агентств полного и неполного цикла, кружков и секций дополнительного внешкольного образования, развитие движения World Skills и т.д.), методологического и методического инструментария;

Формирование системы профессиональных сообществ, системы и механизмов объективной оценки компетенций.

Развитие системы дополнительного профобразования. Действия в данном направлении позволят своевременно осваивать компетенции, необходимые бизнесу в текущий момент и поддержат систему перманентного профобучения и поддержания портфеля компетенций в актуальном состоянии.

Построение и реализация модели гибкого рынка труда. Мероприятия, предусмотренные в рамках данного направления: формирование законодательной базы для возможности широкого применения нестандартных форм занятости; стимулирование всех форм подвижности рабочей силы; развитие различных форм профессиональной подготовки и переподготовки кадров.

Поддержка социального предпринимательства (с учетом особенностей предложения на рынке труда Республики) на административном, законодательном, институциональном уровнях. К мероприятиям данного направления относятся: создание фонда поддержки социального предпринимательства; формирование портфеля программ поддержки социального предпринимательства.

Поддержка занятости в малых городах, на застойных и сельских территориях. Мероприятиями данного направления являются: развитие цифровых компетенций трудоспособного населения посредством системы дополнительного образования для возможности реализации удаленной занятости; мониторинг социальных проблем территории с целью превращения их в бизнес-идею с последующим воплощением в жизнь.

► Выводы и дальнейшая дискуссия. Очевидно, что для реализации ряда стратегических задач, не вошедших в национальные проекты, необходимы Республиканские программы.

В сфере образования необходима Республиканская программа формирования и развития кадрового потенциала, в рамках которой в качестве отдельных

инициатив целесообразна реализация следующих флагманских проектов:

«Прогнозис». Суть проекта заключается в регулярном наблюдении и фиксации кадровой потребности субъектов хозяйствования всех форм собственности и организационно-правовых форм в разрезе отраслей экономики и должностей / профессий, а также в прогнозировании дополнительной кадровой потребности на среднесрочный период (до 5 лет) для обеспечения возможности своевременной подготовки необходимых для экономики кадров и сокращения дисбалансов на рынке труда. Реализация проекта состоит в сборе и обработке специальной формы отчетности «Мониторинг кадровой потребности субъекта хозяйствования» и расчете посредством Аналитической системы дополнительной потребности в кадрах по широкому спектру аналитических признаков.

«Навигатор». Проект предполагает реализацию профориентационной работы на современном, адекватном потребностям целевой аудитории уровне. Одной из задач проекта является создание полноценного рынка профориентационных услуг (в частности, формирование спроса на построение карьерной траектории и управление карьерным развитием, помощь в навигации по миру профессий), а также формирование всевозможных субъектов, оказывающих профориента-ционные услуги. Отдельным направлением данного проекта является организация и развитие в Республике движения Worldskills.

Результатом реализации проекта станет осознанный подход школьников к выбору профессии, повышение уровня подготовки абитуриентов, поступающих в учреждения профессионального образования и повышение числа лиц, работающих по специальности после окончания учреждений профессионального образования, что приведет к сокращению дисбалансов на рынке труда.

«Наставник». Проект предполагает поглощение действующей системой профессионального образования нового подхода к организации учебного процесса. Цель - обеспечение реальной практической направленности профессионального образования. Суть проекта сводится к реализации практико-ориентированного подхода к профессиональному обучению посредством реализации специально спроектированной системы организационных решений. Реализация проекта состоит в организации тесного сотрудничества образовательных учреждений и реально функционирующих предприятий в форме социального партнерства. Предполагается, что обучение в течение первых двух лет происходит исключительно в стенах учебного заведения (курс теоретической подготовки). В последующие 2-4 года овладение профессией осуществляется на первых порах в учебных лабораториях предприятий, далее - под наблюдением наставников непосредственно на производстве.

Именно новый организационный подход к отработке навыков, умений и получению опыта позволит получить результат удовлетворительного качества в части овладения навыками обучающихся.

«Независимая экспертиза профессиональной пригодности». Проект предполагает проведение независимой экспертной оценки представителем профессионального сообщества уровня компетенций и квалификации выпускников системы профессионального образования. В РФ на сегодняшний день уже функционирует система НОК - независимой оценки квалификаций для специальностей, включенных в Национальный реестр специалистов. ДНР еще только предстоит создавать необходимую для целей этой системы инфраструктуру. Предлагаемый проект как раз направлен на создание системы независимой экспертной оценки квалификаций соискателей.

В результате реализации поставленных задач перед системой профессионального образования Республики ожидаемыми достижениями станут:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

смягчение структурно-квалификационного дисбаланса на республиканском рынке труда;

ориентация профессионального образования на реальные потребности действующих субъектов хозяйствования;

обеспечение вариативности образовательных траекторий;

вовлечение субъектов хозяйствования в процесс подготовки и финансирования подготовки кадров;

формирование в Республике системы независимой оценки квалификаций и соответствующих институтов, что существенно сократит компетентностный дефицит располагаемой рабочей силы;

существенный рост квалифицированных конкурентоспособных рабочих кадров.

В сфере занятости и социальной защиты населения необходима Республиканская программа поддержки и развития эффективной занятости, в рамках которой в качестве отдельных инициатив целесообразна реализация следующих флагманских проектов:

«Школа удаленных профессий». Целью реализации проекта является оказание помощи гражданам, проживающим на территории ДНР, и находящихся в поиске работы, в выборе и освоении новой актуальной и перспективной профессии, обусловленной влиянием цифровизации (так называемые, интернет-профессии), которая позволяет работать удаленно за пределами Республики, а также оказание помощи в трудоустройстве по профилю. Суть деятельности Школы состоит в ознакомлении заинтересованного круга лиц с возможностью удаленной работы путем освоения востребованных цифровых компетенций, помощи в выборе конкретного направления для обучения, овладении навыкам самопрезентации на

рынке труда и освоении конкретных инструментов для организации самозанятости в цифровой плоскости.

«Бизнес-инкубатор для социальных проектов». В рамках проекта предполагается решение социальных проблем путем создания, запуска и развития локальных сервисных экосистем или отдельных бизнес-единиц. Одной из целей проекта является стимулирование занятости сельских, заброшенных территорий, «умирающих» моногородов. С учетом наличия в Республике значительной доли пожилого населения и людей с ограниченными возможностями возрастает потребность в услугах социального характера. Современный подход к решению таких проблем - поставить высокие технологии на службу уязвимых категорий населения и обеспечить достойную занятость трудоспособным, но малообеспеченным гражданам, проживающих на экономически «сложных» территориях, поддержав таким образом развитие территорий.

Результатами реализации стратегических задач в сфере занятости населения должны стать:

повышение конкурентоспособности территории за счет постоянно развивающегося ЧК и формирование высокого человеческого потенциала;

► Литература

1. Половян А.В. Стратегические ориентиры экономического развития Донецкой Народной Республики [Электронный ресурс] // Вестник Института экономических исследований. 2023. № 2(30). С. 5-18. URL: https://jour-nals.econri.org/publ/index.php/journal/issue/view/ 35/42

2. Ягмур Е.А. Направления стратегической модернизации системы здравоохранения Донецкой Народной Республики [Электронный ресурс] // Вестник Института экономических исследований. 2023. № 2(30). С. 67-78. URL: https://journals.econri.org/publ/index.php/ journal/issue/view/35/42

смягчение структурно-квалификационного дисбаланса на рынке труда Республики;

конкурентоспособное качество производимого продукта;

повышение социальной ответственности населения Республики и социальной адаптации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, лиц предпенсионного и пенсионного возраста через дополнительное образование и подготовку;

профессиональное и дополнительное образование - как экспортная статья торгового баланса (можно экспортировать услугу);

ликвидация неэффективных рабочих мест;

существенный рост квалифицированных конкурентоспособных рабочих кадров;

существенное увеличение численности субъектов микробизнеса, занятых в социальной сфере.

Предлагаемые положения стратегического развития ЧК Республики должны получить развитие в программе социального (социально-экономического) развития Республики с разработкой организационных, правовых и финансовых механизмов их реализации.

► References

1. Polovyan A.V. (2023). Strategic guidelines for the economic development of the Donetsk People's Republic. Vestnik of the Institute of Economic Research, 2(30), 5-18. [In Russian] https://journals.econri.org/publ/index.php/) our-nal/issue/view/35/42

2. Yagmur E.A. (2023). Directions of strategic modernization of the healthcare system of the Donetsk People's Republic. Bulletin of the Institute of Economic Research, 2(30), 67-78. [In Russian] https://journals.econri.org/publ/index. php/journal/issue/view/35/42

Статья поступила в редакцию 20.10. 23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.