УДК 378:001.895
П. М. Бурак, кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой (БГТУ)
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ЗАКАЗОВ В РАЗВИТИИ ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье обосновывается необходимость включения в арсенал средств формирования инновационного потенциала образования стратегических принципов моделирования изменений в образовательной практике для преодоления системного кризиса общества и обеспечения стабильности его развития. К таким принципам относятся: мировоззренческая безопасность общества, ноосфе-ризация, опережающий характер обучения и воспитания, формирование коэволюционного стиля мышления, целостность многомерной природы человека, единство монодисциплинарной, междисциплинарной, полидисциплинарной и трансдисциплинарной подготовки специалистов.
The article substantiates the necessity to include into the set of means for formation of innovative education potential some strategic principles for modeling changes in educational practice to overcome a systemic crisis of society and to ensure stability of its development. Such principles comprise: world outlook safely of society, noospherization, forestalling character of education and upbringing, formation of coevolutionary style of thinking, integrity of multidimensional nature of man, unity of monodis-ciplinaru, interdisciplinary, polydisciplinary and transdisciplinary training of specialists.
Введение. Современное общество (цивилизация) переживает затяжной, всеобъемлющий кризис, общей причиной которого является исчерпание продуктивных возможностей потребительской направленности его развития, ставшего природоразрушительным, экологически опасным, что связано с отсутствием проектов, воли и знаний по формированию стратегии, нацеленной на будущую стабилизацию.
Как отмечал Н. Н. Моисеев, капитализм достиг невиданного экономического и социального прогресса. Эти достижения обеспечили лишь «сиюминутный гомеостаз» и оказались недостаточными для оценки перспектив общества. Возможности опоры на стимулы упомянутых достижений являются исчерпанными и «...становятся смертельно опасными для всего вида Homo sapiens. ... Любые долгосрочные планы развития должны опираться на ... доктрину о желаемом или возможном будущем... . Особенно это касается образования и воспитания, ибо это и есть главная работа на будущее. Система воспитания и образования должна исходить не столько из сиюминутных потребностей, сколько из концепции цивилизации наступающего века» [1, с. 8].
Важнейшими общими инновациями в контексте необходимости поиска новой, более стабильной стратегии развития современной цивилизации является решение следующих проблем: какое общество, на каких ценностных основаниях строить и, соответственно, какие человеческие качества и с помощью каких средств формировать у современной молодежи в системе образования, включая высшее. Важнейшим условием решения данных задач является формирование в вузах опережающего, инновационного интеллектуального потенциала будущих специалистов
совместными усилиями преподавателей и ученых. То есть для изменения разрушительной стратегии потребительской цивилизации необходимо заранее создавать интеллектуальный потенциал и формировать мировоззрение, основанное на ценностях более безопасной стратегии.
В этой связи требуется предварительная теоретическая разработка стратегических принципов моделирования соответствующих инновационных заказов для вузовского образования.
Однако реально сформировать инновационные заказы по изменению потребительской стратегии развития общества, приведшей к глобальному экологическому и антропологическому кризисам, по многим причинам представляется слишком сложной задачей. Заказы формируются для решения текущих технико-технологических задач, выпуска новой продукции, роста экономической эффективности, конкурентоспособности, финансовой состоятельности и материального благосостояния. Вместе с тем, как показывает история, выполнение подобных заказов, направленных в конечном счете на достижение высокого уровня потребления, не обеспечивает роста социальной стабильности и устранения социально-экономической несправедливости, что становится особенно заметным в условиях глобализации потребительского образа жизни.
В данной работе предпринята попытка раскрыть причины и обосновать необходимость выдвижения стратегических принципов инновационной деятельности вузов для формирования безопасной стратегии развития.
Основная часть.
Основные понятия и определения.
Стратегия — искусство осуществления какой-либо деятельности, основанной на точных и далеко идущих прогнозах.
По оценкам специалистов, современный кризис потребительской цивилизации во многом обусловлен ее односторонней ориентацией на создание социальных условий и возможностей роста потребления природных ресурсов, что сопряжено с разрушением естественной среды жизни общества. Эта социоцентристская стратегия противоречит известным положениям современной науки о том, что стабильность системы меньшего порядка зависит от стабильности системы более общего характера. Стратегия развития общества не должна ограничиваться ее собственным воспроизводством, но должна быть нацелена и на гармонизацию системы «общество-природа».
Стратегические принципы - долговременные, перспективные идеи, определяющие содержание и направленность деятельности в какой-либо сфере жизни общества с целью формирования условий его устойчивого будущего и выступающие, одновременно, отражением и организующим началом решения проблем, от которых зависит социальная стабильность. Формулирование стратегических принципов для инновационной деятельности в сфере образования является ответом на сложившиеся или складывающиеся тенденции в развитии общества, которые обусловливают долговременное и масштабное накопление опасных рисков и нерешенных проблем, создающих предпосылки расбалансированности, неуправляемости и катастрофичности в социальной жизни и социо-природном взаимодействии.
Инновационный заказ для вузовского образования — это сформулированная каким-либо субъектом социальной практики (госорганом, предприятием, государством в целом, создаваемой структурой и др.) новая функция в виде конкретного задания или плана перспективных организационно-управленческих, научных, учебных, учебно-научно-производственных проектов, обязательных для решения задач, выражающих потребности человека и общества и служащих целям их удовлетворения.
Моделирование инновационных заказов -совокупность организационных и мыслительных процедур по формулированию мировоззренческих, теоретико-методологических, научно-исследовательских и воспитательных задач, отражающих содержание кризисных тенденций развития общества, а также включающих обоснование путей и средств решения данных задач в учебной практике с целью развития стратегического творческого мышления, селективных способностей учащихся, привития им ценностных установок для активного конструирования путей стабильного социоприродного будущего в профессиональной деятельности.
Мировоззренческий кризис - это, прежде всего, несоответствие содержания и функциональных ролей знаний, убеждений, ценностей, идеалов, стиля мышления, способов познания природной и социальной реальности, как регу-лятивов общественной жизни, современным вызовам человечеству или основным тенденциям кризисного развития общества.
Вызовы цивилизации (тенденции, причины, проблемы), определяющие необходимость новой стратегии развития общества.
Эволюция капитализма: от раннего, который характеризовался как общество производства и накопления, к позднему, превратившемуся в общество потребления, ориентированное на сферу услуг, потребительский спрос, расширение границ потребления, престижность потребления и удовольствий. Данная тенденция привела к формированию массовой психологии с ее центральной установкой — мир, общество, природа для человека, его потребностей, блага, для того, кто, прежде всего, «умеет жить». Подобные изменения сопровождались ростом соответствующей агрессивности, проявлениями межпоколенного нигилизма, превращением огромного объема годных к потреблению продуктов питания в мусор. В развитых странах из-за перепроизводства продуктов питания наименее убыточным способом их реализации является отправка на свалку. По некоторым данным, на помойку выбрасывается от 30 до 50% пригодных в пищу продуктов и блюд [2].
Известный историк экономики Найалл Фер-посон (работает в Гарварде) отмечает: «...на протяжении почти 500 лет люди Запада по обе стороны Атлантики могли говорить, что у них лучшая экономическая система, что они создали лучшую политическую систему и т. д. Но в наше время эти утверждения звучат все более неубедительно... То, что мы наблюдаем в системе власти, это часть более обширного кризиса западных институтов».
Председатель форума «Давос - 2012» профессор Клаус Шваб констатировал, что капитализм находится в системном кризисе и «уже не соответствует миру вокруг нас».
Кризис трудовой мотивации как проявление цивилизационного кризиса (мотивации к продуктивной работе) среди всех слоев общества. Выражается в снижении значения челове-коформирующей роли трудовой деятельности, замене процесса превращения труда в первую жизненную потребность трудом как умением зарабатывать. Корень всех кризисных явлений -мировоззренческий кризис, в основе которого лежит смена системы ценностей в глобальном масштабе [3, с. 3-4].
Научный утилитаризм и отбрасывание целостного, системного, исторического мышления. Институт науки развивается как организация, нацеленная на производство преимущественно инструментального, прикладного знания. Производство же знания не технологизируемого — знания общих законов общества, природы, исторических тенденций их воспроизводства и развития — в должной степени не востребовано обществом потребления. Результатом подобной диспропорции в развитии науки является постоянный рост дефицита научного знания, а производство рисков устойчиво опережает производство материальных благ (Г. Бехманн).
Превращение системы профессионального образования в коммерциализированную сферу высокоотходного производства и репродукции гедонистических ценностей. Например, в США отсев студентов составляет 54%, в России — 21%. Высшая школа из института воспитания и обучения превращается в один из институтов системы потребления. Преподавательский состав эволюционирует в направлении возникновения нового слоя обслуживающего персонала, предлагающего знания как продукт для потребления за деньги потребителя (учащегося).
Для образования это имеет весьма негативные последствия. В Вашингтонском университете 42% студентов ответили, что для них самым главным в жизни является «хорошо выглядеть», 18% — «быть всегда пьяным» и только 6% - «получить знания о мире» [4, с. 49].
Финансово-экономический кризис, тенденция запредельного потребления и антигумма-низм виртуализации экономики - перманентно протекающий процесс опережающего роста производства денег в сравнении с ростом объема ВВП. В мире в целом в 2005 году объем застрахованной задолженности был равен 84,3 триллиона долларов, что составило 138% мирового ВВП. Происходит превращение цивилизации производства товаров в цивилизацию производства денег. Масштабы спекулятивного капитала постоянно растут [5, с. 253-256].
Виртуализация мировой экономики, в основе которой лежат специфические манипуляции в финансовой сфере, функционирует в силу преимущественно политических решений. Эти решения направлены на перераспределение финансовых, материальных, сырьевых и других ресурсов в пользу отдельных государств и международных транснациональных корпораций. Доля финансовых ценностей превышает 90% от общего мирового рынка (в середине XX века этот показатель не достигал 50%). К примеру, только объем финансовых фьючерсов на нефть превышает объем «физической» нефти (в ценовом выражении) в сотни раз. Вздувание финан-
сового рынка происходит чисто спекулятивным путем и не имеет никакой реальной связи с производством товаров и услуг [6].
По оценке международного энергетического агентства, рост потребления может вызвать коллапс мировой экономики к 2025 году, если не будет открыто достаточно крупных месторождений энергоносителей.
Экологический кризис - сокращающаяся продуктивная емкость биосферы при одновременном росте потребления, что является результатом долговременной тенденции превышения объемов потребляемых ресурсов природы скорости их восстановления. Например, ежегодно из севооборота выбывает 6 млн. гектар почвы, опустыненной сельскохозяйственной деятельностью человека.
Экзистенциально-антропологический, ценностный кризис — утрата смысла посвящения человеческой жизни максимально полному удовлетворению потребностей как средства сохранения и развития человека, что связано с одновременной утратой понимания исторического предназначения человека и заменой традиционных ценностей изображаемой реальностью в целях рекламы, формирования потребительского сознания и повышения продаваемости продукции.
В соцопросах (Республика Беларусь) 1983 года молодые люди на первое место ставили возможность заниматься любимым делом и на седьмое место — возможность хорошо зарабатывать. В 1998 году на первое место — возможность хорошо зарабатывать. В настоящее время около 40% молодых людей в Российской Федерации на первое место ставят возможность зарабатывать как можно больше.
Кризис традиционных ценностей, который является характерной приметой нашего времени, обусловлен массовым потреблением, созданием культа потребления с помощью производства образов, заменяющих реальные вещи, и рекламы этих образов. При этом изображение реальности для многих потребителей становится более привлекательной средой жизни, чем сама подлинная реальность. Последняя часто воспринимается как не столь значительная в сравнении с изображаемой, и ее свойства, знания о ней не становятся первостепенными. Это является одной из причин формирования ложного сознания людей, их неспособности выработать мировоззрение, которое бы явилось необходимым условием выхода из цивилизаци-онного кризиса [7].
Технико-технологический кризис - растущее системное отставание технологий и безопасности техники от спонтанного процесса (синергии) кооперирования и увеличения проблем, связанных
с растущим удовлетворением разносторонних потребностей. В результате во многих государствах складывается трудноразрешимый или вовсе неразрешимый узел проблем, связанных с ограниченностью экономических ресурсов и безопасностью жизни населения.
Производственно-экономический кризис -рост производственных фондов и экономик в целом обусловливают возникновение ситуации, когда на устранение экологических проблем требуется 90% всех финансов. Это означает, что современные глобальные проблемы практически не решаемы. Экологическая ситуация в мире в целом ухудшается.
Высшая школа должна строить процесс обучения и воспитания по принципу опережения, «смотреть» дальше решения текущих задач, используя мировой научный потенциал и оказывать эвристическую, конструктивную помощь государству в обеспечении перспективы развития общества с учетом необходимости изменения ценностных оснований современной потребительской цивилизации, ее кризиса.
Стратегические принципы моделирования инновационности образования.
Данные принципы являются долговременными идеями, служащими формированию (по наиболее важным направлениям цивилизаци-онного развития) качеств специалистов, необходимых для преодоления кризиса потребительской цивилизации во всех важнейших сферах жизни, и практическому построению более стабильной и перспективной модели общества.
К стратегическим принципам инновационности образования мы относим следующие.
Обеспечение мировоззренческой безопасности развития общества на перспективу. Мировоззренческая безопасность состоит, прежде всего, в построении стабильного общества в соответствии с новым знанием, продуктивно отвечающим на вызовы современности или кризисные тенденции, отмеченные выше.
Принцип общей целевой заданности образования или его ноосферизация. Главной задачей реализации этого принципа является знание закономерностей построения ноосферного общества. Это общество, которое опирается на принципы согласования законов природы и общества, на знание устойчивого развития системы «человек—культура—техника—природ а».
Опережающий характер образования должен опираться на знания общих закономерностей и возможных результатов развития всех важнейших сфер жизни современной цивилизации, включая и глобализацию, в контексте которых развивается и Республика Беларусь.
Императивность формирования коэволюци-онного стиля мышления студентов как наиболее соответствующего гуманистическим традициям построения внутриобщественных отношений, экологобезопасной стратегии развития системы «человек—культура—техника—природа».
Принцип формирования целостности многомерной природы человека. Задача образования и воспитания заключается в том, чтобы синтезировать подобную многомерность, многофункциональность человека в целостную личность, способную мыслить стратегически и решать общие проблемы развития общества. Решение данной задачи возможно на путях объединения в учебных практиках монодисциплинарного, междисциплинарного, полидисциплинарного, трансдисциплинарного знания для реализации перспективной единой цели — построение ноосферного общества, что требует синтеза всех основных тштов знания.
Заключение. Разработка (моделирование) инновационных заказов для развития вузовского образования с учетом необходимости преодоления кризисных тенденций современной цивилизации, определяющих ее нестабильность в длительной перспективе, что затрагивает и судьбы Республики Беларусь, связано с подготовкой современной литературы, систематизирующей новые знания об обществе.
Литература
1. Моисеев, Н. Н. Новая цивилизация начинается с образовательных программ / Н. Н. Моисеев // Экология и жизнь. - 2011. - № 8. - С. 4—8.
2. Фриганизм. - Режим доступа: http://ru.wiki-pedia.org.- Дата доступа: 24.02.2012.
3. Мирзоян, В. А. Кризис трудовой мотивации: опыт философского анализа / В. А. Мирзоян // Вопросы философии. - 2011. - № 11. - С. 3-13.
4. Хагуров, Т. А. Антропологический кризис современности в пространстве образования / Т. А. Хагуров, А. А. Остапенко // Народное образование. - 2011. - № 9. - С. 47-52.
5. Гринин, Л. Е. Глобальный кризис в ретроспективе: краткая история подъемов и кризисов: от Ликурга до Алана Гринспена / Л. Е. Гринин, А. В. Коротаев; отв. ред. С. Ю. Мал-ков. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. -336 с.
6. Небренчин, С. Глобальные вызовы и угрозы национальной безопасности. — Режим доступа: http://www.csef.ru./studies/defence/proects/Iшilitary_ ^^ёУ-Г^6^ - Дата доступа: 01.03.2012.
7. Цыгуля, Н. П. Кризис традиционных ценностей и проблема сокрального. — Режим доступа: http://www.zelife.пl/ekochel/cosumptioшIlan/7813-уа1иезсг1818.Ь1те. - Дата доступа: 30.03.2012.
Поступила 02.04.2012