Научная статья на тему 'Стратегические попытки дестабилизации экономики России и государств ЕАЭС средствами экономических и правовых конструкций. Соглашения Украины об ассоциации с ЕС'

Стратегические попытки дестабилизации экономики России и государств ЕАЭС средствами экономических и правовых конструкций. Соглашения Украины об ассоциации с ЕС Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
166
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОГЛАШЕНИЕ УКРАИНЫ ОБ АССОЦИАЦИИ С ЕС / ЕВРОПЕЙСКОЕ КОРПОРАТИВНОЕ И КОНКУРЕНТНОЕ ПРАВО АССОЦИИРОВАННОГО ЧЛЕНСТВА УКРАИНЫ С ЕС / ПРЕДЕЛЫ ДОПУСТИМОЙ ИНОСТРАННОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ И КАПИТАЛИЗАЦИИ АКТИВОВ УКРАИНЫ / ЗАЩИТА ОТ НЕКОНТРОЛИРУЕМОГО ИМПОРТА ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ ИЗ УКРАИНЫ И ЕС / AGREEMENT OF UKRAINE ABOUT AN ASSOCIATION WITH ЕU / EUROPEAN CORPORATE AND COMPETITION LAW / ASSOCIATED MEMBERSHIP OF UKRAINE WITH ЕU / LIMITS OF POSSIBLE FOREIGN CONCENTRATION AND CAPITALIZATION OF ASSETS OF UKRAINE / PROTECTING FROM THE OUT-OF-CONTROL IMPORT OF MILITARY-TECHNICAL PRODUCTS FROM UKRAINE AND ЕU

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Петрова Галина Владиславовна

В статье анализируются факторы напряженности в торгово-экономических отношениях России и Украины и отношения Украины с другими государствами членами ЕАЭС и СНГ из-за участия Украины одновременно в Зоне свободной торговли с ЕС и Зоне свободной торговли с СНГ. Возникает опасность нарушения Украиной платежнорасчетных межгосударственных договоренностей при поставках товаров и оказании услуг. Показано, что имеют место опасные факторы и тенденции возможного «манипулирования» Украиной правом международных договоров. Отмечено, что кооперационные действия Украины и России, связанные с созданием торгово-производственных совместных структур и связей в области производства судовой газотурбинной техники, будут вызывать «защитные, ограничительные меры и санкции» со стороны ЕС, вплоть до судебных споров в ВТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategic attempts of destabilization of economy of Russia and states of EAEU by facilities of economic and legal constructions of Agreement of Ukraine about an association with EU

In the article the factors of tension are analysed in the trade and economic relationships of Russia and Ukraine and relation of Ukraine with other states-members of EAEU and CIS from participating of Ukraine simultaneously in Free trade zone with EU and Free trade zone with the CIS. There is a danger of violation by Ukraine of pay-calculation intergovernmental agreements at supplying with commodities and providing of services. It is shown that dangerous factors and tendencies of possible «manipulation» Ukraine take place by a right for international agreements. It is marked, that the co-operation actions of Ukraine and Russia, related to creation of trade-productive joint structures and connections in area of production of ship gas-turbine technique will cause«protective, restrictive measures and approvals» from the side of EU, up to judicial spores in WTO.

Текст научной работы на тему «Стратегические попытки дестабилизации экономики России и государств ЕАЭС средствами экономических и правовых конструкций. Соглашения Украины об ассоциации с ЕС»

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО

Стратегические попытки дестабилизации экономики России и государств ЕАЭС средствами экономических и правовых конструкций Соглашения Украины об ассоциации с ЕС

ПЕТРОВА ТАЛИНА ВЛАДИСЛАВОВНА

Заместитель директора Института проблем безопасности СНГ, доктор юридических наук, профессор

В статье анализируются факторы напряженности в торгово-экономических отношениях России и Украины и отношения Украины с другими государствами — членами ЕАЭС и СНГ из-за участия Украины одновременно в Зоне свободной торговли с ЕС и Зоне свободной торговли с СНГ. Возникает опасность нарушения Украиной платежно-расчетных межгосударственных договоренностей при поставках товаров и оказании услуг. Показано, что имеют место опасные факторы и тенденции возможного «манипулирования» Украиной правом международных договоров. Отмечено, что кооперационные действия Украины и России, связанные с созданием торгово-производственных совместных структур и связей в области производства судовой газотурбинной техники, будут вызывать «защитные, ограничительные меры и санкции» со стороны ЕС, вплоть до судебных споров в ВТО.

Ключевые слова: Соглашение Украины об ассоциации с ЕС, европейское корпоративное и конкурентное право ассоциированного членства Украины с ЕС, пределы допустимой иностранной концентрации и капитализации активов Украины, защита от неконтролируемого импорта военно-технической продукции из Украины и ЕС.

Strategic attempts of destabilization of economy of Russia and states of EAEU by facilities of economic and legal constructions of Agreement of Ukraine about an association with ЕU

PETROVA GALINA VLADISLAVOVNA

Deputy Director, Institute of problems of safety of the CIS,doctor of law sciences, Professor

Abstract: In the article the factors of tension are analysed in the trade and economic relationships of Russia and Ukraine and relation of Ukraine with other states-members of EAEU and CIS from participating of Ukraine simultaneously in Free trade zone with EU and Free trade zone with the CIS. There is a danger of violation by Ukraine of pay-calculation intergovernmental agreements at supplying with commodities and providing of services.

It is shown that dangerous factors and tendencies of possible «manipulation» Ukraine take place by a right for international agreements. It is marked, that the co-operation actions of Ukraine and Russia, related to creation of trade-productive joint structures and connections in area of production of ship gas-turbine technique will cause «protective, restrictive measures and approvals» from the side of Е^ up to judicial spores in WTO.

Key words: agreement of Ukraine about an association with Е^ European corporate and competition law, associated membership of Ukraine with Е^ limits of possible foreign concentration and capitalization of assets of Ukraine, protecting from the out-of-control import of military-technical products from Ukraine and Е^

14

№1 2015

Торгово-экономические отношения России и Украины и отношения Украины с другими государствами - членами ЕАЭС и СНГ находятся в высокой степени напряженности из-за участия Украины одновременно в Зоне свободной торговли с ЕС и Зоне свободной торговли с СНГ. Россия предупреждала киевские власти, что если Украиной будет подписано Соглашение об ассоциации с ЕС, а оно уже ратицифировано украинским парламентом 16 сентября 2014 года, то в таком случае Россия будет вынуждена торговать с Украиной с применением тех же пошлин, что и с Европейским союзом. Пока Украина поставляла России большинство товаров без пошлин, но после подписания договора с ЕС и выхода из СНГ (если это произойдет) беспошлинная торговля прекратится и украинская экономика понесет колоссальные убытки, падение прибыли составит как минимум 30 процентов.

Соглашение Украины об ассоциации с ЕС и угроза ее выхода из СНГ являются стратегическими попытками не только Украины, но, в первую очередь, США и западноевропейских партнеров США по реализации мер «системной дестабилизации» экономики России и рынков государств Зоны свободной торговли СНГ (ЗСТ СНГ). Несомненно, такие попытки бесперспективны, но они требуют комплексного политического, экономического и правового анализа возможных негативных последствий для России, государств ЕАЭС и ЗСТ СНГ в целях их устранения, предотвращения и избежания. Опасным представляется наличие «двойственности» относительно двусторонних международных соглашений Украины и России, которые Украина не намерена расторгать, если ей это выгодно, несмотря на выход из ЗСТ СНГ. Предлагается осмыслить следующие факторы военно-политических, коммерческих, информационных, финансовых и других рисков.

1. Возникает опасность нарушения Украиной платежно-расчетных межгосударственных договоренностей при поставках товаров и оказании услуг военного назначения в рамках Соглашения

/

между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о порядке взаимных поставок вооружения и военной техники, комплектующих изделий и запасных частей, организации ремонта и оказания услуг военного назначения от 8 февраля 1995 года. В статье 3 Соглашения говорится, что порядок взаимных расчетов за поставки товаров и оказание услуг военного назначения и взаимные поставки, перевозку и сопровождение воинскими караулами определяется в договорах между хозяйствующими субъектами -юридическими лицами в соответствии с законодательством сторон, если иное не оговорено межправительственными соглашениями.

2. Возникают комплексные договорно-правовые, инвестиционные и компенсационные риски в области производства и поставки авиационной техники, инициированные обязательствами Украины как ассоциированного члена ЕС и связанные с возникновением антимонопольных и конкурентных претензий ЕС в целях «стимулирования» неисполнения Украиной гражданско-правовых обязательств поставки и производства авиатехники по кооперационным связям с Россией. Также ЕС рассматривает финансово-промышленную группу Украины и России «Международные авиамоторы» как «субсидируемую бюджетами государств», авиационная техника (продукция) которой не может быть предметом экспорта на рынках ЕС по правилам ВТО и Директивам ЕС. То есть Украина как ассоциированный член ЕС обязана «ориентироваться» на Директивы ЕС о защитных

15

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО

и компенсационных мерах по обеспечению конкурентоспособности рынка авиационной техники

3. Имеют место опасные факторы и тенденции возможного «манипулирования» Украиной правом международных договоров. Двусторонние соглашения в сфере военно-технического и экономического сотрудничества России с Украиной, подписанные высшими органами исполнительной власти Российской Федерации, действуют в рамках международно-правового режима заключения, исполнения и прекращения межгосударственных договорных обязательств сторон, предусмотренного Венской конвенцией о праве международных договоров от 23 мая 1969 года. Они во многом имеют общие подходы и предусматривают осуществление государствами Таможенного союза различных межгосударственных и коммерческих форм сотрудничества путем заключения международных договоров, разработки военно-технических программ между уполномоченными органами государств - участников соглашений, проведение заседаний рабочих органов с оформлением протоколов; заключение внешнеэкономических контрактов между уполномоченными органами государств, предприятиями, организациями в соответствии с национальными законодательствами государств, проведение консультаций, приглашение специалистов по конкретным вопросам военно-технического сотрудничества, обмен опытом и информацией.

4. Венская конвенция о праве международных договоров от 23 мая 1969 года устанавливает достаточно «гибкий» международно-правовой ре-

жим толкования условий изменения, прекращения и даже «корректировки» положений международных двусторонних соглашений государств в целях «защиты» экономических интересов третьих стран в имущественном обороте, а также «универсального действия» обычаев международного правопорядка, то есть «мягкого права».

На основе анализа договорно-правовых и инвестиционных рисков и последствий Соглашения об ассоциации Украины с ЕС, влияющих на исполнение двусторонних соглашений Украины и Российской Федерации в военно-технической сфере, в рамках зон свободной торговли выявлены возможные негативные факторы нарушения двусторонних договорных обязательств по обеспечению взаимовыгодного сотрудничества путем вмешательства третьих стран (ЕС) и нарушения принципа взаимовыгодного сотрудничества, принципа обеспечения равных экономических и правовых условий исполнения обязательств в рамках межгосударственной военно-промышленной кооперации.

К таким негативным факторам, «порожденным» Соглашением об ассоциации Украины с ЕС (согласно содержанию статьи 35 «Договоры, предусматривающие обязательства для третьих государств» и статьи 36 «Договоры, предусматривающие права для третьих государств» Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года), относятся возникающие обязательства и права для третьего государства (в данном случае для ЕС и государств - членов ЕС).

5. Последствия ассоциированного членства Украины в ЕС могут привести к массовым неконтролируемым поставкам компаниям и органам ЕС высокотехнологических компонентов, военно-технической информации и стратегически важных информационных ресурсов, полученных в рамках кооперационного сотрудничества Украины с Россией, если Российская Федерация не примет законодательные меры по защите от неконтролируемого экспорта отечественных разработок, содержащих высокотехнологическую ин-

16

№1 2015

формацию и научно-технические сведения, имеющие военно-техническое назначение.

6. Любые кооперационные действия Украины и России, связанные с созданием торгово-производственных совместных структур и связей в области производства судовой газотурбинной техники, будут вызывать «защитные, ограничительные меры и санкции» со стороны ЕС, вплоть до судебных споров в ВТО. Ассоциация Украины с ЕС практически сделает невыполнимым Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о сотрудничестве в области судового газотурбостроения от 18 ноября 1993 года в части осуществления межгосударственных торговых связей и создания производственных комплексов. Это можно аргументировать следующими выводами. Соглашение предусматривает в статье 5, что стороны будут способствовать созданию совместных предприятий и акционерных обществ для разработки, производства и сервисного обслуживания судовой газотурбинной техники и осуществлению совместной взаимовыгодной деятельности по экспорту и импорту готовой продукции и ее составных частей, организации производства, ремонта и эксплуатации, в том числе за рубежом.

7. Европейское корпоративное и конкурентное право, которое в условиях ассоциированного членства Украины с ЕС становится базовой частью права Украины, может рассматривать договорные обязательства в рамках российско-украинской кооперации по торговым поставкам судовой газотурбинной техники и созданию межгосударственных торговых и производственных структур как «принудительное давление на Украину с целью поглощения» Россией стратегически важных украинских товаров и активов в сфере судовой газотурбинной техники. Это обусловлено содержанием Директивы ЕС о поглощениях 2004 года и другими Директивами ЕС, например Директивой ЕС 2009/65 о координации законодательства и административных регламентах. Директивы предусматривают контроль в ЕС поряд-

ка коллективного инвестирования, устанавливая требования по раскрытию информации органам ЕС об основаниях и условиях объединения (поглощения) компаний, право органов ЕС проводить анализ и проверку объединения капиталов в ЗСТ ЕС и Украины. Думается, что это для России неприемлемо.

В соответствии со статьей 88 Соглашения об ассоциации Стороны ЕС и Украина взаимно предоставят после вступления Соглашения в силу в отношении создания и функционирования дочерних структур, отделений и представительств юридических лиц Украины и ЕС, режим не менее благоприятный, чем предоставленный Стороной ЕС и Стороной Украиной своим собственным юридическим лицам, отделениям и представительствам или любым юридическим лицам, отделениям и представительствам третьей страны в зависимости от того, что лучше.

С учетом оговорок, перечисленных в Приложениях XVI-A и XVI-D, Украина и ЕС не принимают каких-либо новых норм или мер, которые вносят дискриминацию по отношению к созданию юридических лиц Стороны ЕС или Украины на их территории или по отношению к их функционированию после создания, по сравнению с их собственными юридическими лицами.

8. Оговорки Приложений XVI-A и XVI-D Соглашения Украины и ЕС практически неограниченно расширяют возможности «манипулирования» движением капитала на территории Украины и ЕС для создания и функционирования дочерних структур, отделений и представительств юридических лиц Украины и ЕС на их территориях.

При этом правовой режим создания и функционирования дочерних структур, отделений и представительств юридических лиц может быть определен не только по законодательству ЕС или Украины, но и по законодательству «третьей страны», например США, если оно «лучше» отвечает интересам Сторон. На практике это означает возможность использования правовых норм как европейского, так и американского корпоратив-

17

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО

ного и финансового управления и надзора за капитализацией активов компаний, их «качеством» и «составом» в целях управления капитализацией, направленной преимущественно на создание энергоресурсных и военно-ориентированных американо-европейских дочерних структур, отделений, представительств при осуществлении полного контроля за движением капитала в Украине, тем самым создавая новые военные структуры у границы с Россией и Беларусью.

Кроме того, перспективы США посредством своего права влиять на рынок капиталов Украины и ЕС подтверждаются наличием в Соглашении возможности введения Сторонами «особенных правил», которые не применяются при создании отделений и представительств компаний ЕС.

Они предусмотрены статьей 91 «Стандарт режима для отделений и представительств» Соглашения об ассоциации Украины с ЕС. В ней указано, что статья 88 Соглашения не исключает применения одной из Сторон «особенных правил относительно создания и функционирования на его территории отделений и представительств юридических лиц другой Стороны», не зарегистрированных на территории первой Стороны, обусловленными юридическими и техническими различиями между такими отделениями и представительствами по сравнению с отделениями и представительствами компаний, зарегистрированными на его территории, или, в отношении финансовых услуг, по причинам благоразумности.

Список обязательств по трансграничной поставке услуг предусматривает либерализацию сферы услуг Украины в сотрудничестве с ЕС в соответствии со статьей 95 Соглашения и посредством оговорок, определяет правовой режим доступа к рынку и условия введения национальных ограничений режима, которые применяются к услугам и поставщикам услуг Украины в этих отраслях.

9. Режим наибольшего благоприятствования для создания и функционирования дочерних

структур, отделений и представительств на Украине иностранных юридических лиц, в первую очередь США и ЕС, подкрепляется достаточно благоприятными условиями приобретения прав собственности на землю. Данный подход Украины к праву собственности на землю, праву аренды земли, эксплуатации минеральных ресурсов позволяет компаниям ЕС и США практически без ограничений использовать минерально-сырьевую базу Украины, влиять на внешнюю энергетическую политику, включая военно-стратегическое партнерство с НАТО.

Право собственности на землю Украины иностранные юридические лица могут приобретать на земельные участки несельскохозяйственного назначения, на территории населенных пунктов в случае приобретения объектов недвижимости, связанных с предпринимательской деятельностью, осуществляемой в Украине, так и за пределами населенных пунктов в случае приобретения объектов недвижимости. Кроме того, Приложение XVI-Г к Главе 6 устанавливает, что не существует ограничений на аренду в Украине земли иностранцами и иностранными юридическими лицами.

Поиски, находка и добыча углеводородов в Украине разрешены как украинским, так и иностранным компаниям, которые должны соответствовать критериям статьи 279 (поиск, находка и добыча углеводородов в Главе 11 (Связанная с торговлей энергия) раздела IV Соглашения.

Приложение XVI-Е к Главе 6 Соглашения об ассоциации Украины с ЕС «Оговорки при договорных услугах поставщиков и независимых специалистов» содержит отраслевые услуги в соответствии со статьями 101 (2) и 102 (2) Соглашения об ассоциации, для которых применяются ограничения на договорных поставщиков услуг (ДУП) и независимых специалистов (НС). Оговорки включают отрасль или подотрасль и указывают вид ограничений. Хотя прямо в контексте этих положений не упоминается область военного сотрудничества, но механизм «сдерживания и раз-

18

№1 2015

рушения» коммерческого сотрудничества в оборонном секторе Украины с государствами Зоны свободной торговли СНГ и России нацелен на «скрытые меры» подрыва торговли продукцией военного назначения СНГ.

По Соглашениям Украины с Российской Федерацией о военно-техническом сотрудничестве Стороны обязуются обеспечивать эффективную защиту прав интеллектуальной собственности, не продавать и не передавать третьей стороне без предварительного письменного согласия передающей стороны вооружение, военную технику или техническую документацию по их производству, информацию по опытным и конструкторским работам в военно-технической области, полученную от передающей Стороны или совместно созданную в рамках Соглашения. Вопросы обмена информацией и защиты прав интеллектуальной собственности будут регулироваться отдельным соглашением.

Украина, являясь участником не только Зоны свободной торговли с СНГ, но и участником Зоны свободной торговли с ЕС, вынуждена будет пересмотреть подходы к выполнению своих обязательств в рамках двусторонних соглашений с Российской Федерацией о кооперации оборонных отраслей и военно-техническом сотрудничестве не в интересах России, а в интересах Украины как «друга» НАТО.

Украина как ассоциированный член Зоны свободной торговли ЕС будет нарушать практически большинство соглашений с Россией о военно-техническом сотрудничестве в целях осуществления экономической интеграции с ЕС, развития сотрудничества в оборонных отраслях промышленности ЕС, обеспечения свободного движения товаров,услуг и капитала на территориях государств - членов ЕС, повышения в расчетах регулирующей роли Европейского центрального банка (ЕЦБ) и усиления контроля за украинским оборонным комплексом во внешнеторговых и инвестиционных операциях оборонного на значения.

Международное сотрудничество Украины и Российской Федерации и новые реалии участия этих государств в различных зонах свободной торговли требуют осознания опасности, что предлагаемые товары и услуги, в том числе военно-технического назначения, будут контролироваться США. То есть безопасность Российской Федерации как государства - участника двусторонних соглашений с Украиной сможет обеспечить только создание независимой и самостоятельной евразийской производственной кооперации, а также интеграционной системы ЕАЭС, СНГ, БРИКС, ШОС в целях осуществления транспортных, финансовых, инвестиционных, коммерческих услуг, связанных с обеспечением потребностей оборонно-промышленного комплекса вне зоны вмешательства Запада.

В процессе «перестройки», а точнее «разрушения» кооперационных отношений в экономико-техническом сотрудничестве с Украиной необходимо стимулирование роста высокотехнологических и оборонных отраслей промышленности Российской Федерации и ее партнеров по Таможенному союзу. При этом в процессе институциональной трансформации обостряются многие ранее неизвестные виды производственно-кооперационных рисков, в частности, появляется новый риск бурного роста военно-технического сотрудничества Украины с ЕС при отсутствии в Российской Федерации и у ее стратегических и экономических партнеров РК и РБ продуманной стратегии межгосударственного контроля беспошлинных поставок продукции военно-технического назначения на территории государств ЗСТ СНГ и коммерциализации госзакупок в оборонном комплексе. В процессе растущей нестабильности связей России и Украины в сфере экономико-технического сотрудничества это может усугубить риск чрезмерной задолженности, операционных издержек (операционный риск), ухудшить структуру пассивов и активов предприятий оборонной промышленности (т.е. негативно отразиться на всех инвестиционных и финансовых

19

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО

рисках), а также повысить уровень недоверия Российской Федерации к сотрудничеству с Украиной в оборонном комплексе и повлечь прекращение кооперационных связей.

Устранение рисков системной дистабилизации экономики России, а также государств ЕАЭС, СНГ, возникающих как негативные последствия давления и санкций Запада, прекращающих или изменяющих характер двустороннего сотрудничества Украины и России вследствие подписания Соглашения об ассоциации Украины с ЕС, возможно путем реализации, в частности, следующих мер.

1. Необходимо создать унифицированный правовой режим регулирования взаимодействия трансграничных рынков капиталов, товаров и оборота технической продукции как самостоятельных товарных и финансовых рынков на территориях государств ЕС, Украины и государств ЕАЭС, ТС, ЗСТ СНГ.

2. Следует ввести согласованные нормы, принципы и стандарты по установлению единых требований к «прозрачности и ликвидности иностранных капиталов» при создании и функционировании дочерних структур, отделений и представительств юридических лиц Украины и ЕС, а также стандартных и согласованных цен на государственные закупки продукции военно-техниче-

ского назначения между государствами — членами ЕС, ЕАЭС, ТС.

3. Предусмотреть возможность государственного регулирования ввоза и вывоза иностранных капиталов Украины и ЕС через территорию России, ориентированных на военно-промышленный комплекс, установить согласованные цены между странами - членами ЕАЭС на импортную военно-техническую продукцию на трансграничном рынке ЕАЭС для защиты от неконтролируемого импорта военно-технической продукции из Украины и ЕС. Это важно по соображениям национальной безопасности и защиты национальных рынков при условии, что возникшие проблемы невозможно решить способом, имеющим меньшие негативные последствия для состояния конкуренции.

4. Четко определить в соответствии со статьей 18 Соглашения о единых принципах и правилах конкуренции ЕАЭС пределы допустимой иностранной концентрации и капитализации активов Украины и ЕС на территории государств ЕАЭС, возникающих посредством создания дочерних структур, отделений и представительств юридических лиц Украины и ЕС, косвенно или прямо связанных с производством и торговлей военно-технической продукцией.

20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.