Научная статья на тему 'Российско-украинская дезинтеграция'

Российско-украинская дезинтеграция Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
95
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УКРАИНА / UKRAINE / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / ДЕЗИНТЕГРАЦИЯ / DISINTEGRATION / ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / FOREIGN TRADE / ДВУСТОРОННЕЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / BILATERAL COOPERATION / СНГ / CIS / ЕС / ЕАЭС / EEU / EU

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Косикова Лидия Серафимовна

Европейский выбор Украины ведет к разрушению прежних связей с Россией и другими участниками ЕАЭС. Но это не компенсирует ей огромных потерь на российском направлении. Россия тоже несет потери, но они значительно меньше. При более благоприятных политических условиях внутренних и внешних Украина может вновь развернуться в сторону евразийских интеграционных объединений, но в каком формате пока не ясно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian-Ukrainian disintegration

The European choice of Ukraine leads to the destruction of former relations with Russia and other members of EEU. But it doesn't compensate Ukraine’s huge losses on the Russian direction. Russia suffers losses too, but they are significantly less. Ukraine may again turn toward the Eurasian integration associations under more favorable internal and external political conditions, but it is not clear yet in what format.

Текст научной работы на тему «Российско-украинская дезинтеграция»

Л.C. Косикова

РОССИЙСКО-УКРАИНСКАЯ ДЕЗИНТЕГРАЦИЯ

Косикова Лидия Серафимовна - кандидат географических наук, ведущий научный сотрудник Центра исследований международной макроэкономики Института экономики РАН.

Экономическое взаимодействие России с Украиной за последние два года (после «евромайдана») вошло в кризисную фазу, охватывающую все основные сферы двустороннего сотрудничества: торговлю, взаимные инвестиции, транзитные услуги, приграничный обмен, кредитные отношения. Этот кризис не временный, он имеет тенденцию к дальнейшему обострению и ведет к полной дезинтеграции экономик обеих стран, к разрушению остаточных советских и постсоветских взаимосвязей, без ясной пока перспективы их восстановления.

Деградация взаимной торговли

Неблагоприятная макроэкономическая ситуация в России и на Украине, общая нестабильность в регионе и военно-политическая конфронтация между Москвой и Киевом, а также долгосрочная внешнеэкономическая переориентация Украины на рынки ЕС отрицательно сказываются в первую очередь на двусторонней торговле. Взаимный товарооборот между Украиной и РФ стремительно сокращается в объемах и заметно деградирует в структурном отношении. По данным Госстата Украины, товарооборот между двумя странами упал по стоимости на 39% - с 38,2 млрд долл. в 2013 г. до 22 млрд долл. в 2014 г.1 Эти данные, однако, учитывают только торговлю товарами, без обмена услугами, в том числе транспортно-транзитными, важными для обеих сторон. По российской статистике, двусторонняя торговля с Украиной оценивалась в 39,6 млрд долл. в 2013 г. и в 27,9 млрд долл.

1. Данные Госслужбы статистики Украины (Госстат). Официальный сайт — www. ukrstat. org/

в 2014 г. Прогноз на конец 2015 г., сделанный Министерством экономического развития РФ, дает цифру двустороннего товарооборота в пределах 1214 млрд долл. [4]. При таких темпах торговли ее объем в 2016 г. между РФ и Украиной составит не более 10 млрд долл., с учетом изменившегося режима торговли. Речь идет о том, что с 1 января 2016 г. Россия отказалась от преференциальной торговли с Украиной в рамках зоны свободной торговли стран СНГ и перешла к обычному режиму наибольшего благоприятствования (РНБ) в рамках ВТО, поскольку не удалось достигнуть компромисса в торговой сфере на трехсторонних переговорах по ассоциации Киева и ЕС с участием российской делегации.

Более подробные данные об экспорте и импорте приводятся в годовом отчете торгово-экономического отдела Посольства Украины в России (см. табл. 1).

Таблица 1

ПОКАЗАТЕЛИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ ТОВАРАМИ И УСЛУГАМИ МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И УКРАИНОЙ ЗА ПЕРИОД 2011-2014 гг. (млн долл. США)

Годы Весь товарооборот Экспорт Импорт

2011 55 523,8 25 444,9 30 078,9

2011 в % к 2010 133,5 136,9 130,8

2012 51 402,1 22 997,2 28 404,9

2012 в % к 2011 92,6 90,4 94,4

2013 44 960,0 20 489,9 24 470,1

2013 в % к 2012 87,4 89,1 86,1

2014 26 872,8 13 320,0 13 552,8

2014 в % к 2013 59,8 65,0 55,4

Источник: [5].

Исходя из этих данных, двусторонний товарооборот по товарам и услугам между РФ и Украиной в 2014 г. составил 26,9 млрд долл. (что ближе к российской оценке в 27,9 млрд долл.). Спад по сравнению с 2013 г. был более 18 млрд долл., или 40,2%. Двусторонний обмен товарами в 2014 г. составлял 22,48 млрд долл. (что соответствует данным Госстата РУ), но спад оценивается в 41,3%, поскольку уровень двустороннего товарооборота в 2013 г. этот источник дает более высокий - 38,3 млрд долл.

В 2014 г. весь украинский экспорт в Россию (с учетом услуг) составлял 13,3 млрд долл., а импорт - 13,6 млрд долл. Сократив общий объем торговли с Россией, Украина уменьшила свое отрицательное сальдо по двустороннему обороту: с 3,98 млрд долл. в 2013 г. до 232,8 млн долл. в 2014 г.

Товарный экспорт из Украины в Россию уменьшился за год на 5,9 млрд долл. и составлял в 2014 г. 9,8 млрд долл. Импорт товаров из РФ на Украину в тот же год был равен 12,68 млрд долл., что на 10,56 млрд долл. меньше, чем в 2013 г. Весь товарооборот (по товарам) между РФ и Украиной составил 22,48 млрд долл. [5]. Доля российского рынка в украинском экспорте товаров за 2011-2014 гг. уменьшилась с 29 до 18,2%. За этот период объем товарного экспорта по стоимости сократился вдвое.

Украинские аналитики из Национального экспертного института стратегических исследований (НИСИ, Киев) оценили недополученную выручку на российском рынке в 17 млрд долл. [3, с. 684]. По их мнению, главная причина заключается в ограничительной торговой политике России, которая, якобы, пыталась оказывать таким образом политическое давление на Украину, начиная с 2010 г., принуждая к вступлению сначала в Таможенный союз (вместе с Белоруссией и Казахстаном), а затем в Единое экономическое пространство и, наконец, в Евразийский экономический союз вместе с Россией и ее ближайшими партнерами. Но поскольку Украина последовательно стояла на позициях сближения с ЕС, вплоть до заключения Соглашения об ассоциации между ЕС и Украиной (2014), то Россия все более ужесточала свою политику и расширяла круг ограничений для украинской продукции, осложнивших ее выход на рынки России. К этому следует добавить потери экспортных поставок Украины в другие страны СНГ, доля которых снизилась с 39,2 до 28,5% за 2011-2014 гг. [3, с. 684].

В результате утраты традиционных внешних рынков сбыта своей продукции в России и СНГ, на фоне внутренней стагфляции в экономике Украины ведущие экспортно-ориентированные отрасли страны понесли значительные убытки, не сумев компенсировать их за счет рынков других стран. Расчеты на ЕС явно не оправдались.

Основу украинского экспорта в РФ многие годы составляли: продукция машиностроения, черные металлы, минеральные продукты, химические товары, электрические машины, железнодорожные локомотивы продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (см. табл. 2).

По итогам 2014 г., выручка от экспорта украинских товаров в РФ снизилась в 2,4 раза до 7 млрд долл. Сократился экспорт украинской высокотехнологичной продукции (в 2014 г. на рынок РФ приходилось 27,8%) и средне-высокотехнологичных товаров (зависимость от рынка РФ в отдельные годы достигала 50%). Рынок РФ оставался крупнейшим рынком сбыта товаров конечного потребления (в 2014 г. на РФ приходилось 30,3% экспорта таких

товаров из Украины)2. Также в РФ продолжает экспортироваться наибольшая доля украинской продукции с высокой добавленной стоимостью, поэтому поиск альтернативных рынков сбыта, в условиях сворачивания российско-украинских связей, является приоритетной задачей.

Таблица 2

ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА ЭКСПОРТА УКРАИНЫ В РОССИЮ, 2014 г.

Товарные позиции Стоимость, млн долл. %

Весь экспорт 13 320 100,0

В том числе:

Услуги, работы 3520 26,4

Товары: 9799 73,6

84 - ядерные реакторы, котлы, машины 1678 17,1

72 - черные металлы 1441 14,7

28 - продукты неорганической химии 736 7,5

85 - электрические машины 672 6,9

73 - изделия из черных металлов 617,5 6,3

86 - железнодорожные локомотивы 601 6,1

48 - бумага и картон 584,5 6,0

25 - соль; сера; камень строительный 366 3,7

39 - пластмассы, полимерные материалы 232 2,4

94 - мебель 219 2,2

27 - топливо; нефть и нефтепродукты 152 1,5

Другие товары 2500 25,6

Источник: [5].

В последние годы Украина проводит полномасштабную диверсификацию импорта энергетических товаров, снижая зависимость от России, прежде всего по поставкам газа, но также и по нефти и нефтепродуктам. В результате доля РФ в украинском экспорте минеральных продуктов уменьшилась в 2014 г. до 39,2% (доля СНГ - 63,8%), тогда как еще в 2011 г. на РФ приходилось 70,9% таких поставок (на СНГ - 87%).

С начала 2015 г. сокращение взаимной торговли между РФ и Украиной приобрело обвальный характер. За первые четыре месяца 2015 г. (январь-апрель) товарооборот между Украиной и Россией составлял, по данным Госстата Украины, всего 3,41 млрд долл., что методом экстраполяции позволяет прогнозировать скромные годовые итоги - не более 11-12 млрд долл. двустороннего товарооборота к концу 2015 г. За первое полугодие 2015 г.

2. Торговый разрыв с Россией лишил Украину 17 млрд долл. (Официальный доклад). — segodnya.ua/economics/enews/torgovyy-razryv-s-rossiey-lishil-ukrainu-1 7-mlrd-oficialnyy-doklad-621147.html

Украина сократила экспорт своих товаров в Россию на 59,4%, а импорт -на 65%.

Тем не менее Россия пока продолжает оставаться самым крупным торговым партнером Украины как по суммарному объему торговли (в первой «тройке», кроме РФ, находились Китай и Германия), так и по объемам экспорта и импорта. Украинский экспорт товаров в Россию составил по итогам 2014 г. 9,8 млрд долл., а импорт из РФ - 12,68 млрд долл. Более быстрыми темпами сокращался импорт из России - падение составило 43% за год, или около 11 млрд долл., что объясняется в первую очередь снижением закупок природного газа и даже временным прекращением его поставок (с июня по декабрь) по причине неоплаченной задолженности «Газпрому». Украинский экспорт сократился чуть меньше, но и падение на 31% за год, или порядка 7 млрд долл., стало весьма ощутимым. Весь двусторонний товарооборот Украины - РФ снизился по стоимости на 39%.

За 9 месяцев 2015 г. импорт из Украины в Россию, по данным ФТС РФ, сократился в 2,1 раза к аналогичному периоду предыдущего года - до 4,2 млрд долл., а российский экспорт в Украину сократился в 2,2 раза -до 6,6 млрд долл.3

С момента подписания экономической части соглашения с ЕС торгово-экономические связи между Россией и Украиной не могут далее регулироваться исключительно на двусторонней основе, поскольку отныне режим внешней торговли Украины подчиняется директивам Брюсселя. В связи с этим российская сторона настойчиво пыталась еще на стадии подготовки СА донести свои «озабоченности» до украинской стороны и европейских партнеров, предупреждая о том, что может фактически отменить режим свободной торговли с Украиной, предусмотренный Договором о зоне свободной торговли в СНГ (2011), если после вступления в силу соглашения о ГВЗСТ между Украиной и ЕС условия торговли для российских экспортеров и импортеров ухудшатся. В итоге удалось сформировать трехсторонний формат консультаций по торговым вопросам на уровне министров экономики и торговли РФ - Украины - ЕС. На одной из встреч в таком формате, состоявшейся 12 сентября 2014 г., были приняты принципиальные решения, касающиеся торговых режимов Украины с ЕС и с РФ.

• Вступление в силу (имплементация) договора о ГВЗСТ между Украиной и ЕС было отложено до начала 2016 г.

3. Коммерсантъ,19.11.2015.

• ЕС сохранил до конца 2014 г. и на весь 2015 г. режим автономных торговых преференций для украинских экспортеров, введенный в одностороннем порядке4.

• Россия утвердила за собою право отменить режим ЗСТ с Украиной и перейти к режиму наибольшего благоприятствования (РНБ), или к общим ставкам импортного тарифа для стран ВТО, если Украина начнет досрочную имплементацию положений торгового договора с ЕС, т.е. ранее 31 декабря 2015 г.

Достигнутые в формате «треугольника» договоренности юридически создали на два года (2014-2015) наилучшие условия для Украины в торговой сфере: ей одновременно был предоставлен и беспошлинный доступ на рынок ЕС (без открытия до конца 2015 г. своего рынка для европейских экспортеров), и сохранялся режим зоны свободной торговли с Россией и другими странами СНГ. Это сделано с учетом сложнейшей экономической ситуации в стране. Таким образом, Украина получила дополнительное время, чтобы адаптироваться к новым условиям и требованиям торговли с Евросоюзом, а Россия - лучше подготовиться к защите собственного рынка от недобросовестного реэкспорта европейских товаров с территории Украины, имея уже достоверную информацию о содержании Соглашения об ассоциации и имея возможность отслеживать процесс имплементации.

Однако следует иметь в виду, что задолго до вышеупомянутых сентябрьских договоренностей, начиная с марта 2014 г., между Украиной и Россией развернулась настоящая торговая война, сопровождающаяся полным запретом на торговлю определенными товарами. Причинами стали санкции Украины в отношении России после «аннексии Крыма», особенно запрет на экспорт военно-технической продукции, в том числе в рамках двусторонней кооперации, а также ответные меры России. В течение года Россия вводила запреты на импорт молока и молочных продуктов (сыров), свинины, овощных и рыбных консервов, соков, картофеля, конфет с фабрик «Рошен», «Кнти», пива компании «Оболонь» и др., а также был запрещен транзит через территорию России для украинских авиалиний. В итоге только за первое полугодие 2014 г. потери экспортной выручки Украины на российском

4. По условиям двустороннего соглашения между ЕС и Украиной, вступившего в силу с 23 апреля 2015 г., украинские эксперты освобождаются от уплаты пошлины при ввозе своей продукции в страны ЕС. Это условие распространяется на 94,7% промышленных, 83,4 — продовольственных и на 82,2% сельскохозяйственных товаров. Воспользоваться этими льготами в торговле смогут только поставщики, получившие европейские сертификаты на свою продукцию.

направлении составили 7 млрд долл. (по оценке премьер-министра А. Яце-нюка)5.

За весь 2014 г. различными ограничениями в доступе на российский рынок были затронуты 87% товарных позиций украинского экспорта6. Имея в виду негативный эффект таких ограничений, важно учитывать не только прямые потери на стоимостных объемах экспорта, но и сопутствующие им структурные сдвиги в экспортных отраслях украинской промышленности.

Украинский эксперт В. Сиденко (Центр имени А. Разумкова, Киев) подсчитал, что примерно треть - 32,3% товарных позиций в экспорте Украины в Россию испытали «существенное сокращение» (на 10-20%); еще 41,2% товарной продукции экспорта пережили в 2014 г. «сильный кризис» (падение экспорта на 20-40%); а 13,4% из экспортной номенклатуры попали под определение «деструкция рынка» (снижение экспорта на 40-70% за год)7. В последней группе товаров, фактически потерявших российский рынок, находятся сахар и кондитерские изделия, молоко и молочные продукты, мясо и мясные продукты, алкогольные и безалкогольные напитки, суда, железнодорожные локомотивы и мн. др. Существенное падение объемов поставок в РФ затронуло такие крупные статьи украинского экспорта, как ядерные реакторы и котлы для АЭС (17% в товарном экспорте в РФ за 2014 г.), продукция неорганической химии (7%), черные металлы и изделия из них (14,6 и 6,4% соответственно), электрические машины (6,7%), железнодорожные локомотивы (6,3%)8.

Необходимо учитывать чрезвычайно высокую, иногда доминирующую долю российского рынка в общем экспорте названных видов продукции и, следовательно, повышенные риски для соответствующих отраслей. Так, например, в Россию поступает около 58% экспорта продукции всего украинского машиностроения, а в российском машиностроительном импорте «украинская» доля составляет всего 3,8%. В экспортных поставках железнодорожного оборудования из Украины на российский рынок приходится более 70% (1,7 млрд долл. из 2,4), по продукции неорганической химии этот показатель составляет 53% (0,9 млрд долл. из 1,7)9. Данные отрасли еще сохраняют эле-

5. Торговые войны Украины. 29-07-2014 и 9-07-2014. — http://nedelya-ua.com/media/ torgovye-voyny-ukrainy

6. Национальная безопасность и оборона, № 5—6, 2014, с. 92 (на укр. языке).

7. Там же. — С. 93.

8. Рассчитано по: Государственная служба статистики Украины. Экспорт-импорт отдельных видов товаров по странам мира за январь—октябрь 2014 г. — http://www. ukrstat.gov.ua

9. Дмитрий Минин. В Киеве принят закон об экономическом самоубийстве Украины. — http://www.fondsk. ru/news/2014/08/22/v-kieve-prinjat-zakon-ob-ekonomicheskom-samoubistve-ukrainy-29095.html

менты высоких технологий, в них создается достаточно высокая добавленная стоимость. Из-за катастрофического падения внутреннего спроса и невостребованности продукции этих отраслей на других внешних рынках многие предприятия придется закрыть, а персонал уволить. Вместе с ними отпадет надобность в конструкторах и ученых, в научных разработках и школах. Повернуть вспять этот процесс будет крайне сложно или вообще невозможно. Рассчитывать на сотрудничество с ЕС в высокотехнологичных отраслях также не приходится, что наглядно показал опыт адаптации к европейскому рынку новых членов ЕС (стран Центральной и Восточной Европы, Балтии).

Статистические итоги внешней торговли Украины за 2014 г. показали, что потери российского рынка для Украины не могут быть компенсированы либерализацией торговых отношений с ЕС. Все преференции украинским экспортерам позволили сэкономить около 500 млн евро, тогда как экспортные потери на рынке РФ оценивают в пределах 7-11 млрд долл. за год. В то же время внешнеторговая переориентация Украины в пользу Евросоюза становится все более заметной: товарооборот в 2014 г. составил 35 млрд долл. (против 22 млрд долл. с Россией), экспорт Украины в ЕС за год вырос на 7% и составил 16 млрд долл., на фоне стремительного сокращения экспорта в Россию. Правда, импорт из ЕС - 19 млрд долл. превышает экспорт и создает отрицательное торговое сальдо с этим регионом. Эксперты также отмечают, что товарная структура украинского экспорта в ЕС типична для аграрных стран, в ней преобладают сельскохозяйственные культуры и продовольствие. Впервые в 2014 г. Украина вывезла в ЕС больше сельскохозяйственной, чем металлургической продукции.

Взаимная кооперация и взаимные инвестиции

Российская сторона существенно обеспокоена снижением уровня военно-технической и промышленной кооперации с Украиной, хотя процессы импортозамещения в этой сфере начались задолго до 2014-2015 гг. По оценке специалистов Всероссийского научно-исследовательского конъюнктурного института (ВНИКИ, Москва), производственно-технологическая кооперация между Россией и Украиной практически уже разрушена: оборот машино-технической продукцией упал на 42,4%10. В целом же «потеря Украины как торгового партнера остается главным риском России во внешней торговле»11. Что же касается украинских оценок, то, по мнению военных экспертов

10. Доклад к экспертному совету Центра международной торговли. — М.: ВНИКИ МВЭС, май 2015. (руководитель — А.Н. Спартак). — Цит. ш: http://top.rbc.ru/econom-Ш27/05/2015/5564987819a79408f007

11. Там же.

Украины, свертывание военно-технического сотрудничества с Россией и вытекающие отсюда потери в области экспорта военной техники можно считать некритическими - это всего 300 млн. долл. в год, поскольку доля РФ в суммарном объеме экспорта вооружений и спецуслуг Украины не превышает 15%12. Здесь в качестве компенсации Украина рассматривает возможность расширения военно-технического сотрудничества с США на двусторонней основе, содействие и взаимодействие с США и ЕС на рынках третьих стран. США также не исключают возможность передачи Украине военной техники стран НАТО, включая средства радиолокации и авиацию, в том числе для защиты границы. Еще одним направлением американской помощи может стать размещение на оборонных мощностях в Украине ремонтных заказов западных компаний.

Взаимное инвестиционное сотрудничество за последнее время также крайне «сжалось». Все предыдущие годы именно Российская Федерация, а не офшорный Кипр, как считала официальная статистика, была главным инвестором Украины. Объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) из РФ в экономику Украины сократился при президенте П. Порошенко за один только год более чем в 1,5 раза: с 4,3 млрд долл. в 2013 г. (7,4% от общего объема ПИИ) до 2,7 млрд долл. в 2014 г. (5,9% от всех ПИИ)13. Прямые инвестиции Украины в российскую экономику и вовсе были малозаметны -196,9 млн долл. (на 31.12.2014), только 3,1% от общего объема инвестиции РУ в страны мира14. В первом полугодии 2015 г. эта тенденция углубилась: объем прямых инвестиций в Украину из Российской Федерации по состоянию на 01.07.2015 г. составил 2685,6 млн долл. США, или 6,3% общего объема, который поступил в Украину.

Объем прямых инвестиций из Украины в Российскую Федерацию по состоянию на 01.07.2015 г. составлял 155,2 млн долл. США, или 2,5% от общего объема инвестиций Украины в экономики стран мира.

Отношения в сфере «газ-транзит»

Такая важная сфера двусторонних связей, как поставки и транзит природного газа из России на Украину и в Европу, через территорию РУ претерпела существенные изменения. Импорт газа из России для нужд собственного газового баланса Украины сократился с 25,8 млрд м3 в 2013 г. до 14,5 млрд м3 в 2014 г. Украина не выбирает импортный объем газа, зафиксированный в соглашении от 2009 г. - примерно 40 млрд м3, что создает финансовые

12. glavred.info,23/06/2014

13. По данным Госстата РУ.

14. Данные Торгово-экономического отдела Посольства РУ в РФ.

проблемы российскому «Газпрому». Недополученная прибыль оценивается российской стороной в 27 млрд долл. и соответствующие иски поданы в Стокгольмский арбитражный суд.

Можно ли считать происходящий разрыв и деградацию двусторонних связей только следствием внешнеполитической и внешнеэкономической переориентации Украины на ЕС? - Конечно, нет. Политическая и военная конфронтация между Киевом и Москвой - главные факторы дезинтеграции. Поэтому перспективы улучшения отношений, отвечающие экономическим интересам обеих сторон, связаны с успехом политического урегулирования спорных вопросов при участии крупных геополитических игроков в регионе -США и Евросоюза.

О перспективах российско-украинских отношений

в контексте взаимодействия ЕАЭС и ЕС

Сегодня еще не ясно, как будет урегулирована в двусторонних отношениях проблема Крыма, каков будет статус непризнанных Донецкой и Луганской республик (ДНР и ЛНР), в каких границах Украина будет выполнять подписанные с ЕС Соглашение об ассоциации и Договор об углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли. Однако крупные потери от разрыва связей между Россией и Украиной, не компенсируемые ни политикой импортозамещения, ни выходом на новые рынки, заставляют задуматься о возможных вариантах будущего сотрудничества. Очевидно, что экономика взаимных связей в ближайшие годы теснейшим образом будет связана с геополитикой и способностью России, США и Евросоюза договориться по «украинскому вопросу».

На экспертном уровне обсуждаются следующие концептуальные подходы.

1. Идея выстраивания «треугольника» отношений: ЕС - страны «Восточного партнерства» (в том числе Украина) - ЕАЭС. Впервые подобная идея была высказана еще в 2005-2006 гг. после появления европейской политики соседства для стран СНГ, но тогда она подразумевала согласование интересов в треугольнике «Евросоюз - страны-соседи ЕС в СНГ -Россия» и во многом повторяла концепцию Общего европейского экономического пространства. Имелось в виду, что Россия заключит соглашение о зоне свободной торговли с Евросоюзом, а ее партнеры по СНГ будут инкорпорированы в эту зону.

Теперь же речь идет о скоординированном взаимодействии ЕС и Украины с государствами всего Евразийского экономического союза, а не только с Россией. Ситуация за 2005-2015 гг. в Восточной Европе и на постсоветском пространстве принципиально изменилась. Украина и некоторые другие «Восточные партнеры» ЕС (Молдова, Грузия) сегодня не просто «промежу-

точные страны» между ЕС и Россией, как это было на начальной стадии реализации европейской политики соседства, а являются ассоциированными с ЕС государствами, вовлеченными в процессы экономической интеграции с ЕС через договоры о зонах свободной торговли. Россия также действует не самостоятельно, а как участница международной организации - Евразийский экономический союз (ЕАЭС), созданной для целей региональной интеграции. В рамках ЕАЭС Россия согласовывает свою внешнеэкономическую политику с другими партнерами - участниками нового экономического союза: с Белоруссией, Казахстаном, Арменией и Киргизией. В организации ЕАЭС создан Таможенный союз, формируется единое экономическое пространство, отраслевые товарные рынки и рынки услуг. Многие решения во внешних связях Россия отныне не вправе принимать без согласования в рамках наднационального органа ЕАЭС - Евразийской экономической комиссии.

С учетом новых условий нам представляются интересными предложения экспертов Комитета гражданских инициатив, высказанные в докладе «Тупик борьбы интеграций» [1]. Авторы доклада раскритиковали Евросоюз за предложенную им Украине модель интеграции в рамках «Восточного партнерства». По условиям экономической части Соглашения об ассоциации с ЕС Украина должна привести свое законодательство в полное соответствие с законодательством Евросоюза. В исследовании отмечается, что участие Киева в проекте «Восточное партнерства» неприемлемо, как и продолжение этого интеграционного проекта Евросоюзом, который в текущих условиях долгового кризиса не может себе позволить тратить значительные средства. В качестве альтернативы предлагается «выстраивание взаимосвязанного и совместимого пакета договоренностей в "треугольнике" ЕС - страны "Восточного партнерства" (прежде всего, Украина) - Евразийский экономический союз с перспективой выхода на глубокие и всеобъемлющие соглашения интеграционного характера... от Лиссабона до Владивостока».

2. Идея двухвекторной интеграции. «Второе дыхание» сейчас получила идея двухвекторной интеграции для так называемых промежуточных стран «Восточного партнерства», включая Украину. Речь идет о налаживании параллельного взаимодействия и с ЕС, и с СНГ преимущественно через механизмы свободной торговли. Любопытно, что в канун подписания соглашений об ассоциации Евросоюза с восточными партнерами в СНГ идея возможного одновременного участия Украины в двух союзах (на тот момент - в ЕС и Таможенном союзе) категорически отвергалась в Брюсселе. Тогда стояла задача, во что бы то ни стало перетянуть «геополитический канат» в сторону Запада, оторвав Украину от России и включив ее в систему евроатлантиче-ской безопасности (НАТО) и европейской интеграции (ЕС). Но сегодня всем стало очевидно, что такой вариант не проходит. Украина в глубоком кризисе,

а Запад, поддерживая политически украинскую власть, на деле не готов к масштабной экономической помощи.

Поэтому западные эксперты начали выдвигать «новые» предложения о необходимости сочетания во внешнеэкономической политике Украины европейского и евразийского направлений внешнеэкономических связей. Большой резонанс в экспертном сообществе получило заявление исполнительного секретаря Европейской экономической комиссии ООН Кристиана Фриис Баха. В статье для Reuters он отмечал: «Экономика Украины зависит от торговых отношений с Евразийским союзом (ЕАЭС) не меньше, чем от торговли с Евросоюзом, и любая попытка отказаться от одного из партнеров может привести к негативным последствиям для страны. ...Решение может быть найдено в сбалансированных нормах и правилах торговли. Именно они могут обеспечить доверие и открытость между Россией и Евросоюзом. Несмотря на всю сложность задачи, она вполне реализуема - множество государств являются членами более чем одного торгового соглашения»15. Представитель ООН пишет, что «если Украине удастся объединить соглашения о зонах свободной торговли с Таможенным союзом ЕАЭС и с ЕС, она получит значительные преимущества. Кроме того, в перспективе их получит и весь регион»16.

Таким образом, предложено дополнить соглашение о ЗСТ Украины с ЕС новым соглашением о ЗСТ между Украиной и ЕАЭС, но по «сбалансированным правилам» торговли. Очевидно, это означает, что в ходе переговоров о ЗСТ между Украиной и ЕАЭС необходимо будет учитывать «правила игры», установленные уже в рамках Евросоюза и его связей с «Восточными партнерами». При всей очевидной логике такого предложения, трудно представить, что в нынешних условиях Россия вместе с партнерами по ЕАЭС пойдут на согласование условий торговли с Украиной, оглядываясь на ЕС.

3. Идея использования «двойных» технических стандартов в производстве на Украине: Для кооперации с Россией и для экспорта в ЕС. Концепцию двухвекторного сотрудничества применительно не только к торговле, но и к производственной интеграции Украины развивают эксперты международного Венского института сравнительных исследований [6]. Они предлагают обеспечить функционирование в Украине «двойных» технических стандартов: для экспортеров в ЕС - стандарты CEN, CENELEC; а для экспортеров в СНГ и ЕАЭС - прежних ГОСТов. Тем самым можно не только обеспечить сохранение важных схем производственной кооперации, но и сэкономить на очень затратном процессе гармонизации технических норм и стандартов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. http://blogsreuters/com/great-debate/2015/03/06/can-new-trad-deals-help-solve-the-ukrainien-conflikt

16. Там же.

Эти предложения выглядят очень привлекательными, но процесс разрушения производственно-технологической кооперации зашел слишком далеко, а внедрение технических стандартов на Украине уже запущено. Очевидно, идея могла бы быть применима только к новым программам кооперации, если когда-нибудь российская и украинская стороны о них договорятся.

Итак, европейский выбор Украины ведет к разрушению ее прежних связей с Россией и другими участниками ЕАЭС. Внешнеэкономическая переориентация Украины на ЕС не компенсирует стране огромных потерь на российском направлении: прирост экспорта в ЕС менее 450 млн долл. против сокращения в Россию на 7-10 млрд долл. или даже на 17 млрд долл. (по разным оценкам). Украина стремительно теряет российский рынок сбыта средне- и высокотехнологичной продукции и соответствующий производственный потенциал. Россия также несет потери: они менее существенны по импорту машиностроительной, химической, пищевой и сельскохозяйственной продукции, но крайне болезненны в сфере военно-технической кооперации, в атомном машиностроении и атомной энергетике, в ракето- и авиастроении, в поставках российского газа, в банковской сфере. Негативный прогноз касается также перспектив выплаты Украиной российского долга в объеме 3 млрд долл., номинированного в еврооблигациях. В самой ближайшей перспективе Россия столкнется с утратой крупного сегмента украинского рынка сбыта энергоресурсов, с необходимостью досрочного пересмотра (до 2019 г.) условий газового соглашения, потерей кооперационных возможностей и полного ограничения для российских инвесторов в сфере украинской приватизации.

Однако сближение Украины с ЕС не поставило окончательную точку в поиске оптимальных вариантов участия страны во внешних связях и в интеграционных процессах на пространстве новой Евразии. При более благоприятных политических условиях - внутренних и внешних - Украина может вновь развернуться в сторону евразийских интеграционных объединений, но в каком формате - пока неясно.

Евразийский вектор внешних связей Украины до последнего времени поддерживался участием страны в зоне свободной торговли - ЗСТ с СНГ (Договор 2011 г.). По заявлениям официальных лиц, в частности заместителя министра экономического развития и торговли Украины Н. Микольской, Республика Украина не собирается выходить из этого соглашения, считая его при всех «изъятиях» экономически выгодным17. Но этот формат с 1 января 2016 г. уже видоизменен: Россия в одностороннем порядке прекратила применять к Украине режим ЗСТ, а также ввела продовольственное эмбарго

17. Торговый представитель Украины о проблемах с Россией и ЕС и потерях из-за Донбасса. — http://apostrophe.com.ua/article/economy/2015-08-11

в ответ на присоединение Украины к санкциям Запада против РФ. Украинская сторона подсчитала возможные потери от этого шага для своей экономики: по данным правительства, экспорт в Россию сократится на 600 млн долл.18

В сложившейся ситуации критически важно поддерживать новый переговорный формат отношений в треугольнике: Украина - ЕС - Россия как постоянный процесс консультаций по ключевым проблемам взаимных интересов и «озабоченностей». Пока он задействован в виде периодически проходящих министерских встреч с целью урегулировании торговых отношений, а также взаимодействия в сфере энергообеспечения Евросоюза и Украины российским газом.

До кризиса в Украине Евросоюз наотрез отвергал предложения России рассматривать отношения с общими соседями в восточноевропейском секторе СНГ в формате «треугольника», считая это недопустимым вмешательством России в отношения Евросоюза со своими восточными соседями. Масштабный украинский кризис и начальный этап переориентации Украины на рынок ЕС показали, что зависимость Украины от России в экономической сфере очень велика, а либерализация торговли с ЕС не способна компенсировать украинские потери на российском направлении.

Интересам России, очевидно, отвечало бы более тесное взаимодействие Евразийского экономического союза (ЕАЭС) с Европейским союзом в духе концепции Общеевропейского экономического пространства, и формирование между этими региональными союзами зоны свободной торговли, в которую предстоит «вписать» и других восточноевропейских партнеров, в частности уже ассоциированных с ЕС Украину, Молдову и Грузию.

Литература

1. Винокуров Е.Ю., Кулик С.А., Спартак А.Н., Юргенс И.Ю. Экономические вопросы взаимодействия между Европейским союзом, Россией, Таможенным и Евразийским экономическим союзом // Аналитический доклад. - М., 2014.

2. Данные торгово-экономического отдела Посольства Республики Украина в Российской Федерации. - М.

3. О внутреннем и международном положении Украины в 2015 г. // Аналитический доклад к ежегодному Посланию Президента Верховной раде. - Киев, 2015.

4. Слепнев А. Прогноз Министерства экономического развития Российской Федерации. -Сентябрь, 2015.

5. Справка торгово-экономического отдела Посольства Республики Украина в Российской Федерации. - М., 2015. - январь.

6. The Vienna Institute for International Economic Studies «How to Stabilize the Economy of Ukraine» (Background Study, 15 April 2015).

18. Коммерсантъ, № 231, 19.11.2015. 120

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.