Научная статья на тему 'Стратегические подходы Японии и Республики Корея к развитию регионов: уроки, полезные для России'

Стратегические подходы Японии и Республики Корея к развитию регионов: уроки, полезные для России Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1992
278
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ЯПОНИЯ / АБЕНОМИКА / РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ / РОССИЯ / АBЕNOMICS / REGIONAL STRATEGY / REGIONAL DEVELOPMENT / JAPAN / REPUBLIC OF KOREA / RUSSIA

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Атанов Николай Иванович, Мункодугарова Александра Баировна, Семёнов Филипп Владимирович

В статье анализируется опыт стратегирования регионального развития Японии и Республики Корея. Определены основные проблемы и задачи регионального развития двух стран. Выполнен обзор нормативно-правовых и институциональных механизмов и инициатив регионального развития. На основе анализа сформулированы выводы о возможной адаптации некоторых принципов и методов управления региональным развитием двух стран для регионов России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC APPROACHES OF JAPAN AND THE REPUBLIC OF KOREA TO DEVELOPMENT OF REGIONS: LESSONS, USEFUL FOR RUSSIA

The article analyzes strategies of regional development of Japan and the Republic of Korea. The authors identify main problems and objectives of regional development of two countries. An overview of legal and institutional mechanisms and initiatives of regional development have been done. Based on the analysis the authors have drawn conclusions on possible adaptation of some principles and management methods of two countries’ regional development for regions of Russia.

Текст научной работы на тему «Стратегические подходы Японии и Республики Корея к развитию регионов: уроки, полезные для России»

В то время как основной проблемой сельского хозяйства является дефицит собственного сырья, в перерабатывающей сфере - проблема технического вооружения существующих производственных мощностей, связанного с недостаточностью собственных средств организаций, а также резко выраженный сезонный характер организаций пищевой и перерабатывающей отрасли промышленности.

Таким образом, для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

- укрепление и развитие собственной базы для переработки сельскохозяйственной продукции местного производства для снижения влияния внешних факторов на ценообразование на продукты питания и непродовольственные товары;

- повышение эффективности использования земель;

- развитие государственной поддержки аграрного сектора;

- повышение привлекательности села для молодежи.

Все это требует комплексного подхода к решению данных задач, а также эффективного экономического взаимодействия и согласования интересов бизнес-среды и сельских поселений на основе комплексных программ социально-экономического развития сел Республики Бурятия.

Литература

1. Слепнева Л.Р., Цыренов Д.Д. Совершенствование организационно-хозяйственной инфраструктуры в сельском хозяйстве региона // Вестник Бурятского государственного университета. - 2012. - Вып. D. - С. 33-37.

2. Ширапов Ц.Д., Цыренов Д.Д., Сандитов Б.Д. Использование модели межотраслевого баланса в целях оптимизации отраслевой структуры региональной экономики // Вестник Бурятского государственного университета. - 2012. - №1. Экономика и менеджмент. - С. 88-95.

3. Рубан В.А. Управление развитием территориально-отраслевой системы на основе повышения качества использования экономических ресурсов // Вестник Бурятского государственного университета. - 2012. - №1. Экономика и менеджмент. - С. 82-88.

Ширапов Цырен Дашидоржиевич, аспирант, Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления. [email protected]

Shirapov Tsyren Dashidorzhievich, postgraduate student, East-Siberian State University of Technologies and Management, e-mail: [email protected]

УДК 332.142(510) © Н.И. Атанов, А.Б. Мункодугарова, Ф.В. Семенов

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ЯПОНИИ И РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ К РАЗВИТИЮ РЕГИОНОВ: УРОКИ, ПОЛЕЗНЫЕ ДЛЯ РОССИИ

В статье анализируется опыт стратегирования регионального развития Японии и Республики Корея. Определены основные проблемы и задачи регионального развития двух стран. Выполнен обзор нормативно-правовых и институциональных механизмов и инициатив регионального развития. На основе анализа сформулированы выводы о возможной адаптации некоторых принципов и методов управления региональным развитием двух стран для регионов России.

Ключевые слова: региональная стратегия, региональное развитие, Япония, Абеномика, Республика Корея, Россия.

N.I. Atanov, A.B. Munkodugarova, Ph.V. Semenov

STRATEGIC APPROACHES OF JAPAN AND THE REPUBLIC OF KOREA TO DEVELOPMENT OF REGIONS: LESSONS, USEFUL FOR RUSSIA

The article analyzes strategies of regional development of Japan and the Republic of Korea. The authors identify main problems and objectives of regional development of two countries. An overview of legal and institutional mechanisms and initiatives of regional development have been done. Based on the analysis the authors have drawn conclusions on possible adaptation of some principles and management methods of two countries' regional development for regions of Russia.

Keywords: regional strategy, regional development, Japan, аbеnomics, Republic of Korea, Russia.

Опыт Японии

В послевоенный период и до конца 1980-х гг. экономика Японии демонстрировала один из самых высоких мировых темпов роста. Однако схлопывание «пузыря» на рынке недвижимости и последующее «потерянное десятилетие» 1990-х гг. обнаружили уязвимость экономики страны. В последние годы, с реализацией макро-

экономических мер в рамках так называемой политики «Абеномики», в экономике страны наметились положительные тенденции. По расчетам кабинета министров Японии прирост ВВП в фискальном 2013 г. прогнозируется на уровне 2,8% [7]. Уровень безработицы в октябре 2013 г. с учетом сезонных колебаний составлял 4,0% [2].

Несмотря на макроэкономические успехи новой политики кабинета Синдзо Абэ, устойчивое региональное развитие остается одной из основных задач, стоящих перед Японией. Среди проблем регионального развития следует выделить:

• однополярность и моноосевую пространственную структуру национальной экономики, при которой промышленные и человеческие ресурсы концентрируются вокруг небольшого числа мегаполисов. Такая структура ведет к депопуляции и деградации экономической деятельности окружающих сельских территорий, стагнации или ухудшению условий проживания населения в городах и росту уязвимости от техногенных и природных катаклизмов;

• демографический кризис среди населения, обусловленный старением населения из-за роста продолжительности жизни вследствие улучшения качества и уровня жизни, с одной стороны, и снижения показателя ре-продуктивности населения детородного возраста - с другой. По расчету специалистов, к 2020 г. число пожилых людей составит 30%, а к 2050 г. - приблизится к 40%, против 20% в 2005 г. [6]. Кроме того, в 2020 г. численность населения прогнозируется на отметке 122,74 млн чел., в 2030 г. - 115,22 млн чел., в 2050 г. - 95,15 млн чел., против 127,8 млн человек в 2004 г. [6].

Для решения проблем регионального развития правительством Японии разработаны долгосрочные и комплексные пространственные планы развития, стратегические задачи которых можно сгруппировать следующим образом:

• развитие экономического сотрудничества с растущими экономиками Восточной Азии;

• поддержание сообществ в регионах;

• формирование устойчивого по отношению к природным катаклизмам общества;

• эффективное управление природными ресурсами;

• партнерство между государством и местными сообществами, НКО и частным сектором.

К примеру, Национальная стратегия пространственного развития, утвержденная кабинетом в 2008 г., делит территорию страны (за исключением Окинавы и Хоккайдо) на 8 макрорегионов: Канто, Тохоку, Токай, Кинки, Сикоку, Хокурику, Чугоку и Кюсю. Экономическая ситуация в них представлена в таблице 1, из которой следует, что во всех регионах, за исключением Окинавы, наблюдается ослабление и стагнация [4]:

Таблица 1

Экономическое состояние макрорегионов на декабрь 2012 г.

Макрорегион Общая оценка Индекс пром. производства (100 = 2005 г.) Коэффициент вакансий на соискателя (100 = 2005 г.)

12.2012 07.2012 12.2012 07.2012

Окинава Медленное улучшение 96,7 94,3 0,41 0,41

Хоккайдо Стагнация 87,2 91,1 0,62 0,60

Тохоку Признаки ослабления 87,2 89,9 0,89 0,90

Канто Ослабление 80,7 84,6 0,81 0,83

Токай Ослабление 86,5 92,6 0,99 1,07

Кинки Ослабление 88,2 90,0 0,77 0,78

Шикоку Стагнация 95,8 97,6 0,83 0,85

Хокурику Стагнация 103,3 107,0 1,00 1,04

Чугоку Ослабление 82,6 84,8 0,91 0,92

Кюсю Стагнация 99,5 101,6 0,68 0,71

В макрорегионах советы регионального планирования отвечают за развитие. В 2009 г. в каждом из них было разработано и принято 8 региональных пространственных стратегий. В правительстве Японии функции распределены следующим образом. Ответственность за пространственное развитие и планирование, городскую и региональную политику, а также развитие инфраструктуры несет министерство по делам земли, инфраструктуры, транспорта и туризма, в котором «Бюро национального и регионального планирования» отвечает за координацию работы среди линейных министерств, а также между центральным и местными правительствами. Министерство сельского, лесного и рыбного хозяйства отвечает за развитие сельских территорий. В своей работе министерство руководствуется «Основным планом по развитию продовольственной базы, сельского хозяйства и сельских районов», принятом в 2005 г. и охватывающим период до 2015 г. Этот план направлен на сохранение и управление природными ресурсами в сельских местностях, оживление сельской экономики на основе

региональных активов, развитие связей между селом и городом и улучшение условий жизни в сельских районах. Районы, затронутые депопуляцией, получают помощь от государства на основании закона, принятого с целью содействия экономической самодостаточности обезлюдевших территорий. Более того, правительством Японии был принят ряд законов с целью оказания помощи особым территориям, т. е. горным районам, районам с большим количеством снежных осадков, полуостровам и отдаленным островам, а также территориям с особыми почвенными условиями (например, вулканические почвы). Министерство экономики, торговли и промышленности отвечает за поддержку малого и среднего бизнеса и создание кластеров. Министерство внутренних отношений и коммуникаций отвечает за управление и финансирование местных правительств.

Для реализации стратегии регионального развития был разработан ряд нормативно-правовых механизмов. Во-первых, это национальные и региональные пространственные планы, принятые в соответствии с «Актом о национальном пространственном планировании» от 2005 года. Они являются долгосрочными и комплексными инструментами по развитию земельных ресурсов, прибрежных, городских и сельских территорий и регулируют месторасположение промышленных предприятий и инфраструктуры, развитие культуры и туризма и улучшение экологической ситуации. Кроме того, в этих планах прописаны механизмы реагирования на природные катаклизмы. В апреле 2005 г. вступил в силу «Закон о региональном оживлении», на основе которого создан новый финансовый механизм по реструктуризации системы субсидий в регионах, а с 2006 г. действует «Программа по оживлению местных академических хабов» для поддержки местных инициатив по социально-экономическому развитию, реализуемых совместно с университетами и другими научно-образовательными учреждениями.

Для реализации стратегии регионального развития внедрен ряд институциональных нововведений. Например, в 2001 г. было создано «Бюро городского возрождения», в 2002 г. - «Бюро по продвижению особых территорий структурного реформирования», в 2003 г. - «Бюро регионального оживления» для координации взаимодействий линейных министерств, направленных на комплексное региональное развитие и создание занятости в регионах. В 2006 г. в целях содействия развитию внутригородских районов было создано «Бюро по оживлению внутренних районов городов». В 2007 г. эти 4 бюро были объединены в единый орган - «Интегрированное бюро по региональному оживлению», находящийся непосредственно под управлением кабинета министров.

Вследствие крайне высокой степени урбанизации Японии и концентрации промышленности в нескольких крупнейших городских агломерациях - «двигателях» национальной экономики - их проблемы являются приоритетными для правительства. Основным инструментом социально-экономического развития агломераций является «Программа городского оживления», направленная на повышение конкурентоспособности городов за счет дерегуляции и повышения роли частного сектора в инвестиционной активности.

Японские стратегии регионального развития акцентированы на инновационное развитие. Для этого используются «Гранты по модернизации сообществ» (с 2004 г.), направленные на местные проекты развития, включающие такие компоненты, как история, культура и природные особенности конкретного региона. С 2001 г. министерством экономики, торговли и промышленности Японии реализуются «Проекты промышленного кластера» для создания промышленных кластеров и содействия инновационным разработкам и венчурному капиталу в регионах. Министерство образования, культуры, спорта, науки и технологии продвигает создание кластеров знаний в регионах.

Финансирование региональных инициатив развития осуществляется центральным правительством в рамках «Тройственной реформы»:

1. Передача источников налогообложения от центрального правительства - местным властям.

2. Пересмотр уравнительного налога.

3. Отмена и сокращение национальных грантов.

Анализ стратегий регионального развития Японии показал, что все они направлены на децентрализацию и рост ответственности регионов за ускорение эффективного роста и преодоление негативных последствий «потерянного десятилетия» 1990-х гг. Подобное направление регионального развития, как полагают авторы, может привести к созданию такой пространственной структуры экономики, которая базируется на автономно развивающихся макрорегионах. В то же время предусмотрено взаимодействие между макрорегионами для минимизации негативных последствий от моноцентричной пространственной структуры. Одним словом, региональные стратегии руководствуются принципами взаимопомощи и самостоятельности регионов, конкуренции идей и инноваций, создания устойчивых региональных сообществ посредством стимулирования местной экономики и создания местных рабочих мест. Регионы планируют и действуют самостоятельно, а национальное правительство выполняет поддерживающую функцию, т.е. пирамида вертикали управления направлена острием вверх, как и должно быть, тогда как в России - все наоборот.

Опыт Республики Корея

Республика Корея (РК) является одной из немногих стран в мире, которая в максимально короткий период времени достигла экономического успеха путем радикальной трансформации внутренней экономики из сельскохозяйственной в промышленную. Индустриализация и переход от легкой к тяжелой и химической промышленности способствовали быстрому росту и успешной интеграции на мировых рынках. В течение «Эры развития» (1960-1980-х гг.) страна преследовала экспортно-ориентированную и централизованно организованную политику развития с социалистическим принципом опережающего развития тяжелой промышленности (табл. 2) [5].

Таблица 2

Социально-экономическая динамика РК за 1960-2010 гг.

Показатели I960 1980 2010 % в 2010 к 1960

Территория, тыс. км2 98431 98992 100214 1,02

Население, тыс. 24989 37436 48875 1,9

Доход на душу населения, дол. США 79 1598 20759 262,8

Экспорт, 100 млн дол. США 0,3 175 4664 4220

Урбанизация, % 35,9 66,3 90,9 2,5

Площадь промышленных зон, км2 0,0 205 1336 1336

Длина автодорог, тыс. км 27,2 47,0 105,5 3,9

В парадигме регионального развития РК произошел ряд системообразующих сдвигов, обобщенных в таблице 31.

Таблица 3

Сравнение традиционной и новой парадигмы регионального развития

Показатели Традиционная парадигма Новая парадигма

Роль региональной политики Устранение пространственных проблем, созданных экономическим развитием Содействие экономическому развитию

Цели и задачи Увеличение размера производства, экономическая эффективность Стимулирование конкурентоспособности, улучшение условий жизни

Реализация Инициативы центрального правительства Инициативы местных правительств и частного сектора

Инвестиции Равные инвестиции в регионы Выборочные инвестиции в конкурентоспособные отрасли и регионы

Приоритет политики Экономический рост Укрепление инновационных возможностей

Трансформация парадигмы регионального развития начиная с 1960 г. можно описать следующим образом. Если в первое десятилетие она основывалась на создании полюсов роста и индустриализации, то в 1980-1990-х гг. основными задачами являлись контроль за концентрацией промышленности, ресурсов, человеческого капитала и т. д. в Столичном регионе (Сеуле) и стимулирование развития провинциальных регионов. Вследствие небольшой территории и высокой плотности населения (512,7 чел. на км2 в 2011 г.)2, в РК сложилась схожая с Японией однополюсная, моноосевая пространственная структура. Развитие производства концентрировалось в промышленном коридоре Гюнбу - по оси провинций Сеул, Пусан, Ульсан и Гюннам. Приток населения и промышленных предприятий в этот промышленный коридор привел к значительному региональному дисбалансу. Страна столкнулась с серьезными социальными проблемами из-за высокой концентрации ресурсов и экономической активности в Столичном регионе, где при площади, занимающей 12% территории страны, сконцентрировалось около 49% населения. Кроме человеческого капитала в Столичном регионе сконцентрированы культурные и социальные ресурсы, высокооплачиваемые рабочие места и высококачественные услуги. Поэтому региональное неравенство стало основной болевой точкой региональной политики.

В 1990-х гг. в стране началась масштабная реформа по децентрализации власти, основные элементы которой включали пересмотр в 1991 г. Акта о местной автономии от 1988 г. с целью создания правовой основы для воссоздания местных законодательных собраний. В 1995 г. вышел указ президента о прямых выборах глав местных исполнительных властей.

В 2000-х гг. на первое место выдвинулось сбалансированное развитие, мобилизация роста в периферийных регионах и продолжение политики децентрализации. В задачи регионального развития РК на этом этапе входило следующее: создание экономических зон, снижение неравенства между регионами, деконцентрация Столичного региона, региональное развитие на основе специализации регионов, децентрализация и местная автономия, межрегиональное сотрудничество и совместное развитие. Правительство увеличило ресурсы для регионального развития и разработало новые программы для содействия кросс-региональному сотрудничеству. В 2003 г. был создан Президентский комитет по правительственным инновациям и децентрализации, в 2004 г. принят Пятилетний план сбалансированного национального развития, который обозначил 47 стратегических

:Kim Y. Spatial Changes and Regional Development Policyin Korea. Chungnam: Development Institute, 2009.

2Всемирный банк.

целей, направленных на укрепление автономии, в 2006 г. - «Акт об особой автономии провинции Чжечжу», который интегрировал все ветви центрального правительства в правительство провинции Чжечжу.

В настоящее время (2010-е гг.) основной акцент регионального развития ставится на региональную конкурентоспособность, зеленое территориальное развитие и развитие экономики знаний. Примечательно в этом плане решение кабинета министров о преобразовании министерства экономики в министерство экономики знаний (2008-2009 гг.), подчеркивающее высший приоритет в развитии страны. Региональная политика строится на парадигме мобилизации неиспользованных источников роста и инновационного потенциала во всех регионах посредством стимулирования инициатив «снизу». Новая региональная политика следует принципу зеленого роста, преследующего следующие цели:

• смягчение негативных последствий от изменения климата и экологической деградации посредством экономии и эффективности использования энергии и ресурсов;

• создание новых двигателей роста посредством НИОКР в области чистой энергетики и зеленых технологий;

• создание новых рабочих мест, способствующих балансу экономики и экологии;

• поддержка региональной конкурентоспособности.

В промышленной политике также произошли сдвиги. Если при администрации президента Но Му Хёна (2003-2008 гг.) оказывалось содействие промышленному развитию во всех провинциях Кореи, то в период работы администрации Ли Мён Бака (2008-2013 гг.) промышленное развитие реализовывалось посредством стимулирования функциональных регионов (экономических макрорегионов, провинций)1.

Несмотря на усилия, направленные на фискальную децентрализацию, местные власти Кореи все еще зависят от целевых средств центрального правительства и не могут распоряжаться налогами в полной мере. Фискальный дисбаланс решается с помощью соглашений о распределении налогов и трансфертов центрального правительства. Некоторые налоги на добавленную стоимость собираются как местные потребительские налоги для увеличения налогооблагаемой базы муниципалитетов. В муниципалитеты также направляются целевые денежные субсидии центрального правительства, для того чтобы они смогли разрабатывать свои собственные проекты развития.

Пространственное развитие РК в определенной степени следует японской модели. Например, в 2008 г. центральное правительство РК приняло формулу регионального развития «5+2 экономических региона». В рамках этой пространственной модификации было создано 5 экономических макро-регионов (кроме 2 регионов - горная северо-восточная территория и остров Чжечжу - т. н. Свободный международный город). Каждый из этих пяти экономических макрорегионов имеет население более 5 млн человек и состоит из 2-3 провинций или провинциальных городов, связанных друг с другом общими историческими, экономическими и социальными связями. В 2009 г. для эффективного сотрудничества между провинциями в границах одного экономического макрорегиона были созданы автономные региональные штабы, которые разрабатывают планы регионального развития для своего макрорегиона и содействуют горизонтальному сотрудничеству среди местных властей.

Важным механизмом в достижении успеха политики регионального развития является система планирования регионального развития. В настоящее время реализуется 4-й Комплексный план развития национальной территории на период с 2011 до 2020 г., разработанный министерством по делам земли, транспорта и морских отношений в соответствии с Конституцией и основанный на Рамочном акте о национальной территории от 2009 г. Этот план определяет основное и долгосрочное направление для пространственного развития страны и пересматривается каждые 5 лет. Кроме этого стратегического плана в РК также применяются Пятилетние планы регионального развития, нацеленные на обеспечение глобальной конкурентоспособности регионов и улучшение условий жизни населения в этих регионах. Так, в 2010 г. был разработан и внедрен Пятилетний план по улучшению качества сельской жизни. Вызывают интерес стандарты обслуживания в сельских районах, а также новая система руководства по управлению сельскими территориями. Стандарты обслуживания определяют минимальный уровень каждой госуслуги, необходимой для сельских жителей. Система руководства контролирует политику правительства с целью предупреждения негативного воздействия на сельские территории и минимизации дискриминации. Дальнейшее развитие сельской политики мыслится в трансформации сельских территорий в территории народного творчества, двигающие сельское развитие. Эта политика концентрируется на творческом подходе в поиске регионального потенциала и идентичности, создает новые культурные, социальные и экономические ценности региона посредством содействия культуре, образованию, социальному благосостоянию и экологии, а также превращает сельские районы в места для комфортного проживания всех желающих.

Из институтов управления региональным развитием следует выделить следующее. В 2004 г. был создан Президентский комитет по сбалансированному национальному развитию, переименованный в 2009 г. в Президентский комитет по региональному развитию. Этот орган отвечает за комплексную координацию и оценку политики регионального развития, включая основное направление, пятилетние планы регионального развития, а также меры по их реализации, проектному управлению и оценке. Комитет состоит из 9 министров и 17 внеш-

1 Kim, D., Lee, D., Kim, G., Jung, S., Cho, M., 2011, Regional Industrial Policies in Korea.

них экспертов и играет ключевую роль в разработке стратегии, обозначении стратегического направления и приоритизации инвестиционных потоков в проекты регионального развития общегосударственного значения.

Для координации региональной политики на уровне экономических макрорегионов созданы комитеты по развитию экономических макрорегионов. Эти органы содействуют развитию своих регионов и определяют совместные проекты с городами и провинциями. В крупных городах и агломерациях мэры или губернаторы разрабатывают городские планы развития. Планы, затрагивающие развитие двух или более административных субъектов, должны пройти утверждение в министерстве по делам земли, транспорта и морских отношений.

Анализ регионального развития Республики Корея позволяет сделать следующие выводы. В настоящее время в региональном развитии акцент ставится на мобилизацию роста в регионах посредством увеличения ресурсов, направляемых на региональное развитие, и разработку программ кросс-регионального сотрудничества. Если ранее в политике регионального развития применялся принцип равного распределения инвестиций в регионы, то в рамках новой стратегии инвестиции выборочны и направляются только в конкурентоспособные отрасли и регионы. Инициатива регионального развития перешла от центрального правительства к местным властям и частному сектору. Вместо наращивания объемов и размеров производства и экономической эффективности основной задачей стало стимулирование конкурентоспособности, улучшение условий жизни и укрепление инновационных возможностей в регионах.

Возможные уроки для России

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стратегии регионального развития развитых стран Восточной Азии представляют принципиальный интерес для России. Каждая из проанализированных стран в своем управленческом арсенале обладает определенным количеством инновационных наработок и заделов, полезных для использования в отечественной методологии и практике. Из адаптивных нововведений следует выделить следующее.

Из опыта Японии возможна адаптация следующего: децентрализация доходов центрального бюджета и передача источников налогообложения от центрального правительства к местным властям; создание из нескольких смежных административно-территориальных единиц крупных экономических зон в целях стимулирования мобильности, децентрализации, решения демографических проблем, преодоления региональных фискальных ограничений; практика создания академических хабов для поддержки местных инициатив по социально-экономическому развитию, реализуемых совместно с университетами и другими научно-образовательными учреждениями; система грантов, направляемых на местные проекты развития для модернизации сообществ, включающих такие компоненты, как история, культура и природные особенности конкретного региона.

Из опыта Республики Корея возможна адаптация следующих особенностей: мобилизация роста в регионах посредством программ кросс-регионального сотрудничества и создания управленческих структур для поддержки инициатив «снизу»; выборочные инвестиции в конкурентоспособные отрасли и регионы для повышения региональной конкурентоспособности и территориального развития; создание новых двигателей роста НИОКР в области чистой энергетики и зеленых технологий; региональное развитие на основе специализации, децентрализации, местной автономии и инноваций.

На основе анализа вычленены передовые практики, которые в настоящий период в России невозможно адаптировать. Из опыта Японии: централизованное создание кластеров в регионах вследствие того, что промышленное развитие в периферийных регионах РФ по сути дисперсно, не наработаны и не отлажены механизмы общего и частного разделения труда (межотраслевые кооперированные связи), не выстроена иерархия и стабильные экономические отношения между крупными, средними, малыми и микробизнесами, не созданы высококлассный инженерный корпус, высококвалифицированная рабочая элита, не выстроена стабильная коммуникационно-инфраструктурная сеть, не развиты институты управления развитием. Из опыта РК: создание экономики знаний; превращение в ближайшем будущем национальной экономики в единый инновационный комплекс экономики знаний.

Литература

1. Банк Японии.

2. Бюро статистики Министерства внутренних дел и коммуникаций Японии.

3. Всемирный банк.

4. Министерство экономики, торговли и промышленности Японии.

5. Национальное управление статистики Республики Корея.

6. Национальный институт исследования проблем населения и социального обеспечения Японии.

7. Экономическая проекция на фискальный 2013 г. Кабинета министров Японии.

8. Kim, Y., 2009, Spatial Changes and Régional Development Policy in Korea, Chungnam Development Institute.

9. Kim, D., Lee, D., Kim, G., Jung, S., Cho, M., 2011, Regional Industrial Policies in Korea, background document elaborated for the OECD Development Center by the KIET, unpublished.

Атанов Николай Иванович, доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник отдела региональных экономических исследований БНЦ СО РАН, e-mail: [email protected]

Мункодугарова Александра Баировна, научный сотрудник отдела региональных экономических исследований БНЦ СО РАН, e-mail: [email protected]

Семёнов Филипп Владимирович, аспирант Бурятского государственного университета, социолог отдела региональных экономических исследований БНЦ СО РАН, e-mail: [email protected]

Atanov Nikolay Ivanovich, doctor of economic sciences, chief researcher, department of regional economic researches BSC SB RAS, e-mail: [email protected]

Munkodugarova Aleksandra Bairovna, science researcher, department of regional economic researches BSC SB RAS, e-mail: [email protected]

Semyonov Filipp Vladimirovich, postgraduate student, Buryat State University, sociologist, department of regional economic researches BSC SB RAS, e-mail: [email protected]

УДК 332.12 © О.Б. Ангапова

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИГРАНИЧНЫХ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Данная статья является продолжением предыдущей публикации автора о приграничных территориях [1]. В этой статье дана классификация приграничных регионов России, рассмотрены старые и новые границы РФ, выделены три региона, прилегающие одновременно к старым и новым границам России, рассмотрены типоло-гизации по географическому типу границ, по видам режима границ и уровни приграничья.

Ключевые слова: приграничный регион, классификация приграничных регионов России, старые и новые границы, географический тип границ, уровни приграничья.

O.B. Angapova

CLASSIFICATION OF CROSS-BORDER REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION

This article is a continuation of the previous publications of the author about the cross-border territories [1]. This article presents the classification of the cross-border regions of Russia, old and new borders of the RF are considered, three regions, adjacent to both the old and the new borders of Russia, are highlighted, typologies are considered by geographical type of borders by type of borders regime and levels of borderland.

Keywords: cross-border region, classification of cross-border regions of Russia, old and new borders, geographical type of borders, levels of borderland.

Россия имеет самую протяженную государственную границу в мире - более 60 тыс. км. Российская Федерация, гранича с 16 государствами, также занимает первое место по количеству стран-соседей. С распадом СССР и появлением на его территории новых государств в РФ большинство регионов стали приграничными.

На наш взгляд, наиболее полное определение приграничного региона дает Л.Б. Вардомский, согласно которому это «регионы, примыкающие к сухопутной границе, либо к пограничным или территориальным водам, по которым проходит линия разграничения территории государства; содержащие участок пограничной зоны» [3].

Приграничные регионы можно классифицировать по различным признакам, связанным с особенностями границ РФ. Первым признаком является давность границ. А.Г. Гранберг выделяет старые и новые границы России [4] (табл. 1). К приграничным регионам со старыми границами относятся 18 субъектов РФ, имевших границу с другими странами до распада СССР. Среди них Республика Бурятия и Забайкальский край.

Таблица 1

Приграничные регионы со старыми границами

№ Регион Сопредельная страна и акватория Протяженность границ, км

1 Мурманская область Норвегия 219,1

Финляндия 1325,8

2 Республика Карелия

3 Республика Тыва Монголия 3235

4 Республика Бурятия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.