Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ДЛЯ СНИЖЕНИЯ УЯЗВИМОСТИ ЧЕЛОВЕКА ВСЛЕДСТВИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ВОДНОГО ФАКТОРА'

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ДЛЯ СНИЖЕНИЯ УЯЗВИМОСТИ ЧЕЛОВЕКА ВСЛЕДСТВИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ВОДНОГО ФАКТОРА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
46
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
Ключевые слова
безопасность водных ресурсов / микробиологическое загрязнение / уязвимость населения / управление рисками / safety of water resources / microbiological contamination / human vulnerability / risk management

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ю.А. Рахманин, О.Д. Доронина

Современные тенденции глобализации приводят к возникновению серьезных рисков для здоровья населения, связанных с проблемами обеспечения безопасности водных ресурсов, их интенсивным микробиологическим загрязнением в результате сброса сточных вод, потерей способности водных экосистем к самовосстановлению. Проблема обеспечения доступа населения к питьевой воде гарантированного качества и основным санитарным услугам рассматривается как одна из наиболее приоритетных задач международного сообщества, нашедших отражение в "Плане выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию“ утвержденном ООН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC APPROACHES ТО RISK MANAGEMENT TO REDUCE HUMAN VULNERABILITY DUE TO WATER FACTOR CHANGES

The current globalization tendencies give rise to serious human health risks associated with the problems in providing the safety of water resources, with their intense microbiological contamination due to sewage disposal, with the loss of capacity of water ecosystems for self-repair. To guarantee access to safe drinking water and basic sanitary services is considered to be one of the most priority tasks of the international community, which are embodied in the Plan of Implementation of the World Summit on Sustainable Development approved by the United Nations Organization.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ДЛЯ СНИЖЕНИЯ УЯЗВИМОСТИ ЧЕЛОВЕКА ВСЛЕДСТВИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ВОДНОГО ФАКТОРА»

С Ю. А. РАХМАНИН. О. Д. ДОРОНИНА. 2010 УДК 614.777:579.68

Ю. А. Рахманин, О. Д. Доронина

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ДЛЯ СНИЖЕНИЯ УЯЗВИМОСТИ ЧЕЛОВЕКА ВСЛЕДСТВИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ВОДНОГО ФАКТОРА

ГУ НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А. Н. Сысина РАМН, Москва

Современные тенденции глобализации приводят к возникновению серьезных рисков для здоровья населения, связанных с проблемами обеспечения безопасности водных ресурсов, их интенсивным микробиологическим загрязнением в результате сброса сточных вод, потерей способности водных экосистем к самовосстановлению. Проблема обеспечения доступа населения к питьевой воде гарантированного качества и основным санитарным услугам рассматривается как одна из наиболее приоритетных задач международного сообщества, нашедших отражение в "Плане выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию", утвержденном ООН.

Ключевые слова: безопасность водных ресурсов, микробиологическое загрязнение, уязвимость населения, управление рисками

Yu. A. Rakhmanin, О. D. Doronina. - STRATEGIC APPROACHES ТО RISK MANAGEMENT TO REDUCE HUMAN VULNERABILITY DUE TO WATER FACTOR CHANGES

The current globalization tendencies give rise to serious human health risks associated with the problems in providing the safety of water resources, with their intense microbiological contamination due to sewage disposal, with the loss of capacity of water ecosystems for self-repair. To guarantee access to safe drinking water and basic sanitary services is considered to be one of the most priority tasks of the international community, which are embodied in the Plan of Implementation of the World Summit on Sustainable Development approved by the United Nations Organization.

Key words: safety of water resources, microbiological contamination, human vulnerability, risk management

Современные тенденции глобализации, открывающие большие возможности для роста мировой экономики, не способствуют обеспечению безопасности водных ресурсов, так как рыночные механизмы не учитывают вероятность возникновения будущих необратимых последствий, связанных с потерями способности водных экосистем к самовосстановлению. Как показала практика, существующее мнение, что свободный рынок может самостоятельно без помощи государственных механизмов управления справиться с проблемами социального характера и обеспечить рациональное использование природно-ресурсной базы социально-экономического развития, оказалось крайне ошибочным. Сегодня практически все водные источники (поверхностные и подземные) продолжают подвергаться антропогенному воздействию различной интенсивности, что увеличивает совокупные риска и повышает уязвимость человека вследствие изменения водного фактора.

Принимая во внимание, что водные ресурсы, особенно используемые для питья и хозяйственно-бытовых целей, являются одним из главных факторов риска, оказывающим существенное влияние на популяционный уровень здоровья, решение такой глобальной и трансграничной проблемы, как обеспечение доступа населения к питьевой воде гарантированного качества, является одной из самых приоритетных задач международного сообщества.

Рахманин Юрий Анатольевич — д-р мед.наук, проф., акад. РАМН, МАН, вице-президент РАЕН, МСА, дир. ГУ НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А. Н. Сысина РАМН; Доронина Ольга Дмитриевна — д-р биол. наук, проф., вед. науч. сотр. научно-организационного отд. с группой международных научных связей ГУ НИИ ЭЧиГОС им. А. Н. Сысина (119833, Москва, ул. Погодинская, 10/15, стр. 1)

Это обусловлено тем, что неэффективность современной инфраструктуры по использованию водных объектов уже привела к серьезному истощению и загрязнению более 50% крупных рек мира. В настоящее время в странах, где водопотреб-ление на 10% превышает возобновляемое™ водных запасов, проживает 1/3 населения мира. Доступа к безопасной питьевой воде до сих пор не имеют более 1,3 млрд человек, в антисанитарных условиях проживают более 2,4 млрд человек. Серьезной проблемой остается централизованное водоснабжение и качество питьевой воды в городах. Например, за последние 50 лет только в Пекине спрос на воду возрос более чем в 100 раз, тем самым многократно увеличив сброс сточных вод с городских территорий.

В последние годы интенсивное микробиологическое загрязнение водных ресурсов в результате сброса сточных вод стало одной из основных причин, способствующих обострению глобального кризиса здоровья. Исследованиями отечественных и зарубежных ученых установлено, что риск смерти от известных патогенных микроорганизмов, содержащихся в неочищенной воде, в 100, а иногда и в 1000 раз превышает риск развития рака от воздействия химических веществ, образующихся при хлорировании воды.

По данным экспертов ООН, купание в морской воде, загрязненной сточными водами, является причиной возникновения 250 млн случаев заболеваний гастроэнтеритом ежегодно, причем многие заболевшие надолго утрачивают работоспособность, что приводит к экономическому ущербу в размере 1,6 млрд долл. США в год. В реках Юго-Восточной Азии, протекающих ниже крупных городов, концентрация фекальных колибактерий в среднем в 50 раз превышает стандарты ВОЗ, а микробиологическое загрязнение многих рек в 3 раза выше среднемирового уровня. При таких обстоя-

тельствах чрезвычайно важно проводить всестороннюю оценку микробиологического риска.

Современное состояние водных ресурсов и, в частности, питьевого водоснабжения России вызывает также серьезную озабоченность. Поданным статистической отчетности, в стране каждая пятая проба не соответствует гигиеническим требованиям по санитарно-химическим, а каждая десятая — по микробиологическим показателям. В настоящее время в таком суперобводненном государстве только 1% поверхностных водоисточников соответствует 1-му классу, рассчитанному на использование традиционных технологий.

Согласно прогнозам ООН, общемировое водо-потребление к 2025 г. увеличится в среднем на 60%, особенно это касается жителей мегаполисов. Например, в крупных городах Юго-Восточной Азии спрос на воду увеличится в 5 раз, а сброс загрязняющих веществ в водотоки возрастет в 4 раза. Прогнозируется, что при существующих тенденциях водопотребления к 2025 г. недостаток пресной воды будет испытывать уже 2/3 населения мира.

Характерные для современной модели развития России тенденции также способны в перспективе только усугубить кризис пресноводных ресурсов (их доступности и качества), поэтому ожидать существенного улучшения состояния питьевого водоснабжения населения страны в ближайшие десятилетия не представляется возможным.

В то же время государства—члены ООН взяли обязательства к 2015 г. вдвое сократить долю населения, не имеющего доступа к питьевой воде и к основным санитарным услугам. Достигнуты договоренности, что взятые обязательства должны выполняться, даже если внутригосударственные причины будут препятствовать политическому решению данных вопросов. Эти обязательства зафиксированы в "Плане выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию", утвержденном на 57-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (резолюция 57/253 от 20.12.02). Для перевода вопросов концептуального характера в разряд реально воплощаемых в жизнь ООН определила 5 приоритетных направлений деятельности на ближайшие десятилетия: водные ресурсы и санитария, энергетика, здравоохранение, сельское хозяйство, биоразнообразие.

Интеграция вопросов санитарии в стратегии по сохранению водных ресурсов рассматривается ООН не только с позиции обеспечения населения санитарными услугами, но и с позиции охраны и рационального использования водных ресурсов, включая сбор, очистку, повторное использование сточных вод и переброс их в естественную среду.

В условиях глобализации одним из приоритетных направлений при решении поставленных задач является гармонизация методологии идентификации и количественной оценки совокупных неблагоприятных факторов, влияющих на качество воды и ее безопасность для здоровья человека в соответствии с современными международными требованиями. Актуальность такого подхода обусловлена тем, что в последние годы увеличилось число территорий и районов, где наносимый экосистемам ущерб невосполним или потребуется очень дли-

тельное время для восстановления их функциональной способности к саморегуляции, особенно наряду с новыми угрозами антропогенного характера.

Обычно человек и общество не успевают самостоятельно адаптироваться к таким изменениям, а причиной несвоевременного принятия антикризисных мер социального характера часто становится научная неопределенность или дефицит необходимых знаний по проблеме. В результате резко возрастает уязвимость населения таких территорий вследствие снижения способности человека приспособиться к новому укладу жизни и тем более противостоять новым дополнительным уфозам. Поэтому любые профилактические и компенсационные гигиенические мероприятия должны сопровождаться эффективными мерами по укреплению адаптационных способностей организма, что способствует снижению уязвимости населения.

В настоящее время в рамках ООН терминологическое понятие уязвимости человека вследствие изменения окружающей среды рассматривается в качестве нового критерия принятия управленческих решений по вопросам охраны здоровья и роста благосостояния населения. Решение относительно того, что формирование единого комплекса мероприятий по оценке уязвимости человека вследствие изменения окружающей среды и его адаптационных возможностей должно стать одной из основных задач при планировании социально-экономического развития, зафиксировано в официальных документах Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию (Йоханнесбург, 2002).

Уязвимость человека характеризуется соотношением двух величин: вероятности развития угроз (риска) здоровью и благосостоянию человека вследствие изменения факторов среды обитания и способности человека и общества справиться с этими угрозами.

Оценка уязвимости человека является одним из действенных инструментов получения доказательных сравнительных данных о существующих проблемах в области гигиены окружающей среды, так как включает не только понимание вредного и безвредного, социально-гигиенические, управленческие, законодательные и экологические аспекты, но и учитывает комплекс мероприятий, одновременно предусматривающий профилактические, компенсационные и адаптационные меры.

В методологии оценки уязвимости важная роль принадлежит гармонизации современных подходов оценки рисков для здоровья человека и состояния экосистем, так как в противном случае невозможна корректная корреляция уровней рисков и адаптивных возможностей человека. Одним из обязательных компонентов при оценке уязвимости человека является прогнозирование адаптивных (приспособительных) возможностей человека на действие факторов окружающей среды, в частности водного фактора.

В условиях глобального кризиса пресноводных ресурсов стратегическое значение имеет создание эффективных структур, способных комплексно координировать деятельность по управлению риска-

ми для здоровья вследствие изменения водного фактора, с четким распределением функций и ответственности между соответствующими организациями локального, национального и глобального уровней, поскольку отсутствие согласованности действий по данным проблемам увеличивает уязвимость человека.

Несмотря на то что одним из действенных механизмов управления рисками является правовое регулирование, до сих пор существует огромный разрыв между принятыми обязательствами и конкретными действиями по их реализации. Например, для обеспечения безопасности водных ресурсов приняты 187 международных стандартов, руководства ВОЗ, директивы ЕС, более 100 взаимосвязанных документов федеральных органов исполнительной власти и другие многосторонние соглашения по проблемам окружающей среды. Так, принятая в рамках ЕС Европейская рамочная директива по воде направлена на обеспечение к 2015 г. высокого качества воды во всех водоемах, находящихся на территории Европы. Европейский протокол по проблемам воды и здоровья предусматривает решение задач по снижению уязвимости человека путем совершенствования управления водохозяйственной деятельностью, охраны водных экосистем и реализации профилактических мероприятий для сокращения распространения заболеваний, вызванных загрязнением воды.

Принятая ООН в 1995 г. Глобальная программа действий по защите морской среды от загрязнения в результате деятельности, осуществляемой на суше (ГПД), направлена на комплексное решение вопросов по рациональному использованию морских, прибрежных и пресноводных экосистем. В рамках ГПД реализуется стратегический план действий по городским сточным водам, включающий разработку основных принципов, комплексных показателей и нормативных положений, определяющих применение инновационного подхода к регулированию городских сточных вод.

Несомненно, сконцентрировать в едином техническом регламенте основной смысл всех существующих правовых документов поданной проблеме является чрезвычайно сложной и не всегда выполнимой задачей. Кроме того, трудности, возникающие при реализации принятых правовых документов, связаны как с отсутствием достаточно эффективной инфраструктуры, контролирующей их выполнение, так и с недостаточностью соответствующих действенных методов принуждения участвующих субъектов к выполнению принятых решений. При таких обстоятельствах целесообразно использовать принципиально новый подход, который в долгосрочной перспективе должен способствовать созданию внутренне непротиворечивой национальной правовой системы, гармонизируемой с международными обязательствами и многосторонними соглашениями, а в краткосрочной перспективе должен способствовать более эффективному функционированию существующей законодательной системы в интересах снижения уязвимости населения страны.

Управление рисками носит комплексный характер, так как включает чисто технические вопросы,

а также экономические и социальные аспекты жизнедеятельности населения. В силу этого принятие решений без предварительного научно обоснованного анализа риска может привести к необратимым последствиям. В целях минимизации рисков для здоровья и его ущерба крайне важно анализировать процессы, происходящие в экосистемах, и учитывать обстоятельства, явления и факторы, приводящие к их изменениям. Однако определить с высокой степенью достоверности факторы, вызывающие изменения состояния окружающей среды, и оценить их воздействие на человека не всегда возможно, поэтому принятие решений часто происходит в условиях неопределенности, связанной с неполнотой знаний о проблеме и с невозможностью прогнозировать результаты каких-либо действий и решений. В результате лица, принимающие решения, продолжают сталкиваться с новыми системными задачами при выборе наиболее эффективных мер управления рисками.

В международной практике в качестве эффективного механизма, обеспечивающего практическую основу при разработке мер по управлению рисками, широко используют принцип принятия мер предосторожности (15-й принцип Рио-де-Жа-нейрской декларации, 1992), отраженный во многих конвенциях и многосторонних соглашениях, принятых в рамках ООН. С 2000 г. принятие мер предосторожности является ключевым стратегическим подходом ЕС при решении вопросов охраны здоровья потребителей. В Соглашении ВТО по применению санитарных и фитосанитарных мер и в Соглашении ВТО по техническим барьерам в торговле этот принцип рассматривается в качестве защитной меры для обоснования торговых ограничений или при несоблюдении членами ВТО принятых обязательств.

Такой подход, сконцентрированный на неопределенности последствий от антропогенных воздействий и являющийся одним из методов прогнозирования в целях предотвращения еще не произошедших негативных событий, выдвигает на передний план необходимость учета возможного в будущем ущерба. Принятие мер предосторожности включает 4 совокупных компонента: риск, ущерб, научную неопределенность и дифференцированные возможности.

1. Анализ риска является определяющей характеристикой принятия мер предосторожности. Однако практически для всех основных этапов анализа риска до сих пор характерно большое число до конца не решенных проблем в основном по причине того, что риск по своей природе сам весьма неопределен. Поэтому достоверность результатов количественных и качественных оценок риска зависит от того, что используемая методология рассматривает неизвестное в дополнение к тому, что известно. Таким образом, любой процесс анализа рисков должен оценивать результаты неопределенности, что чрезвычайно важно для получения четких и достоверных данных по многим механизмам сопряженности здоровья человека и состояния экосистем. Основополагающей составляющей в методологии анализа риска должна являться динамичность изменения принципов и критериев в свя-

зи с появлением новых научных данных о влиянии факторов окружающей среды на здоровье населения. По мере совершенствования методологии анализа рисков постоянно совершенствуются и меры предосторожности, создавая таким образом наиболее оптимальные условия для ограничения рисков и управления ими.

2. Ущерб анализируется только в совокупности с риском и определяется понятиями серьезности и необратимости. Оценка ущерба здоровью представляет всестороннюю характеристику с использованием комплекса количественных методов влияния качества окружающей среды, политических и экономических решений на состояние здоровья населения или его подгрупп. В международной практике для решения таких задач обычно используют оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС). Важным аспектом оценки ущерба является его стоимостная характеристика. Однако при оценке возмещения и устранения ущерба часто возникают сложности, обусловленные финансовыми проблемами.

3. Научная неопределенность считается непременным условием для принятия мер предосторожности и является своего рода ответом на более глубокое понимание факторов неопределенности в вопросах управления рисками. Именно научная неопределенность определяет различия понятий предупреждение и предосторожность.

Меры предупреждения применяют, когда с научной точки зрения обеспечена достаточная степень объективности восприятия наступающих рисков. Меры предосторожности используют, когда в процессе принятия управленческих решений отсутствует однозначное научное понимание опасности наступающих рисков. Такой подход требует постоянной переоценки рисков и как следствие регулярных корректировок и пересмотра принятых ранее решений.

4. Дифференцированные возможности — возможности различных государств по соотнесению мер предосторожности с соразмерным подходом к управлению рисками в зависимости от уровня развития государства. Это означает, что надежность научных результатов по оценке рисков в государствах, находящихся на разных уровнях развития, будет обязательно различаться, так как они не могут использовать одинаковые методы определения рисков и ущерба. Соразмерность в данном случае — совокупность человеческих, финансовых, экономических возможностей и технических средств, имеющихся в распоряжении конкретного государства для управления рисками в целях предотвращения серьезного и необратимого ущерба.

В процессе управления рисками меры предосторожности следует использовать как: 1) подход, предусматривающий принятие корректирующих мер там, где существует потенциальная угроза нанесения ущерба здоровью человека, даже если возникновение угрозы однозначно недоказуемо; 2) условие, необходимое для того, чтобы ошибки совершались скорее в силу принятия чрезмерных мер по охране здоровья человека и сохранению экосистем, нежели в силу завышения предполагаемой способности противостоять неблагоприятным воздейст-

виям; 3) обязательство сделать все возможное для избежания угрозы нанесения ущерба здоровью человека и состоянию окружающей среды; 4) механизм перекладывания на конкретное физическое или юридическое лицо, желающее осуществить ка-кую-либо деятельность, бремени доказательства, что данная деятельность никому не причинит вреда; 5) концепция, предусматривающая необходимость сотрудничества государств для предотвращения угроз здоровью населения и деградации окружающей среды в свете научных неопределенностей.

Учитывая, что процесс принятия решений сопровождается анализом больших объемов разноплановой информации, установлением и гармонизацией критериев, на основе которых будет осуществляться выбор эффективного варианта действий, знания о том, когда и как вмешиваться в этот процесс, требуют профессиональных и всесторонних научных исследований. Принципиальное значение также имеет обеспечение каждого из этапов принятия решений наиболее полной, систематизированной и достоверной информацией, содержащей только научно-обоснованные данные, представленные в форме легко интерпретируемых показателей, которыми проще оперировать.

Эффективность решения вопросов по любым аспектам управления рисками зависит от качества информационных ресурсов, доступных лицам, принимающим решения на всех уровнях управления. Глобализация, явно ведущая к формированию единой глобальной среды обитания для всех, объективно привела к созданию единого мирового информационного пространства (ИП), тем самым способствуя существенному изменению информационных отношений при решении проблем управления рисками на внутригосударственном и межгосударственном уровнях.

Безусловно, единое ИП (ЕИП) России должно стать существенной составляющей мирового ИП, а интеграция национальных информационных ресурсов по таким областям знаний, как гигиена водных ресурсов и рациональное водопользование, представляется весьма актуальной задачей, так как Россия является одним из немногих государств, на территории которых сосредоточен огромный потенциал пресноводных ресурсов. Однако современное состояние ЕИП страны препятствует интеграции национальных информационных ресурсов в мировое И П.

Это связано в первую очередь с тем, что в последние годы работы по улучшению информационного обеспечения органов государственной власти и всего российского общества были сосредоточены главным образом на создании технических средств оперативной и целенаправленной передачи информации, при этом априори предполагалось наличие качественных информационных ресурсов. К сожалению, внедрение новых информационных технологий не дало ожидаемого эффекта, так как не позволило в полной мере удовлетворить потребности принимающих решение лиц в получении достоверной информации, необходимой для эффективной управленческой деятельности. Серьезными проблемами, препятствующими формирова-

нию качественных информационных ресурсов, также являются информационный монополизм и ведомственная разобщенность, приводящие к дублированию работ, отсутствию единой методологии сбора первичной информации, общих принципов и правил предоставления информации.

Кроме того, принятая в ООН основополагающая терминология по проблемам обеспечения безопасной окружающей среды до сих пор неадекватно воспринимается и неправильно применяется в некоторых научных кругах и институтах исполнительной и законодательной власти страны по причине недостаточного знания иностранных языков, собственных интересов и частных представлений о проблеме. Данное обстоятельство обычно приводит к неверному толкованию и применению терминологии/глоссария, искажая до неузнаваемости первоначально заложенный в конкретных терминах смысл, и способствует принятию некорректных и контрпродуктивных решений. Непонимание друг друга специалистами разных профилей и даже учеными-гигиенистами нередко связано именно с терминологическими проблемами.

В настоящее время работы по обеспечению полноты, точности, достоверности и своевременности предоставления информации по оценке риска нуждаются в координации, без которой невозможно устранить ведомственный монополизм, неоправданное дублирование, выявить и ликвидировать пробелы в законодательстве и подзаконных актах, повысить качество и эффективность гигиенических и природоохранных нормативов. Порядок и правила взаимодействия юридических и физических лиц при создании и использовании информационных ресурсов должны быть регламентированы законодательными и нормативными актами, устанавливающими, в частности, меры ответственности за сокрытие, противоречивость и недостоверность информации.

Учитывая, что формирование национальных информационных ресурсов — проблема межотраслевая и межрегиональная, принципиальная особенность заключается в необходимости установления при их создании жесткой технологической дисциплины, обязательной для всех субъектов информационных отношений. В качестве первоочередных мер целесообразно разработать единую методологию сбора первичной информации по рискам для здоровья вследствие изменения состояния окружающей среды; выработать комплекс унифицированных базовых и функциональных стандартов на основе международных и государственных стандартов, а также других нормативных документов; обеспечить участие специалистов в работе международных организаций при разработке документов, связанных с законодательным, правовым и нормативным регулированием в сфере создания и развития информационных ресурсов при решении комплексных проблем управления рисками для здоровья вследствие изменения водного фактора.

Ключевую роль в управлении рисками играют технологические решения, так как внедрение безопасных инновационных технологий способствует такому социально-экономическому развитию, которое не выходит за рамки ассимиляционного по-

тенциала экосистем, тем самым минимизируя риски для здоровья человека, прежде всего за счет снижения антропогенной нагрузки на природную окружающую среду. Современная мировая наука тесно связывает такой подход с развитием биотехнологий и нанотехнологий.

Анализ динамики основных показателей, характеризующих воздействие хозяйственной деятельности на природные ресурсы России, показал, что в стране до сих пор преобладают нерациональные модели производства и потребления, оказывающие прямое влияние на развитие угроз здоровью населения. Сложившаяся ситуация в первую очередь обусловлена следующими причинами: 1) слабая организационная база и недостаток квалифицированных кадров; 2) дробление и дублирование ответственности между министерствами и ведомствами; 3) несоблюдение установленных национальных стандартов и гигиенических нормативов при производстве и реализации продукции; 4) заимствование зарубежных стандартов, не всегда подходящих к применению в местных условиях; 5) неэффективный государственный и общественный контроль за соблюдением законов.

Более того, современные тенденции развития технологий все больше ориентируются на запросы рынка и на прибыльность, а вероятность возникновения потенциальных рисков для здоровья человека и состояния экосистем от использования этих технологий обычно не учитывают. В таких условиях подход к выбору и применению инновационных технологий должен базироваться на взвешенных решениях с учетом принятия мер предосторожности, что позволит избежать опасных побочных эффектов, часто сопутствующих научно-техническому прогрессу, и более эффективно использовать позитивные результаты научно-технических достижений.

Крайне важно также разработать комплексные эколого-гигиенические показатели эффективности организаций, производящих товары и услуги для населения, с учетом оценки жизненного цикла продукции. В международной практике при оценке жизненного цикла продукции на всех этапах, начиная от добычи сырья для ее производства, технологического изготовления, использования потребителем и заканчивая процессом утилизации, когда продукция становится отходом, анализируют риск для здоровья. Результаты таких оценок обычно используют в качестве основы для разработки комплексного системного подхода по сокращению антропогенной нагрузки от производства товаров и предоставления услуг на водные объекты.

Таким образом, в интересах снижения уязвимости населения страны вследствие негативного изменения водных факторов необходимо осуществлять комплексное управление деятельностью в области водопользования с учетом законодательных норм по регулированию качества других объектов окружающей природной среды, влияющих на здоровье человека и состояние пресноводных ресурсов. В качестве первоочередной меры целесообразно направить усилия законодательных органов на приведение своих действий в полное соответствие с положениями многосторонних соглашений по

проблемам охраны окружающей человека среды и создать в стране условия для реального их соблюдения.

В процессе принятия решений по управлению рисками следует использовать меры предосторожности, в соответствии с которыми санитарно-гигиенические мероприятия по предотвращению и ограничению степени распространения заболеваний, вызванных загрязнением водных ресурсов, не должны откладываться в связи с научной неопределенностью.

Принимая во внимание, что последствия глобализации выходят далеко за пределы экономики и финансов, представляется необходимым интегрировать вопросы управления рисками для здоровья вследствие изменения водного фактора в процесс принятия решений по экономическим вопросам. Для укрепления организационных структур управления рисками целесообразно персонифицировать ответственность в органах государственной власти, восстановить утраченную связь между интересами общества и процессом принятия управленческих решений, а также организовать действенные системы контроля их выполнения.

Л итература

1. Доронина О. Д., Кузнецов О. Л., Рахманин Ю. А. Стратегия ООН для устойчивого развития в условиях глобализации. — М., 2005. — С. 1—248.

2. Материалы научно-практических конгрессов III Всероссийского форума "Здоровье нации — основа процветания России", раздел "Питьевые воды России - 2007". - М., 2007. - Т. 2, ч. 1. - С. 159-244.

3. Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов № ПР-1694 от 23.11.1995. - М., 1995.

4. Красовский Г. И., Егорова Н. А. // Гиг. и сан. — 2005.

- № 2. - С. 10-14.

5. Онищенко Г. Г. // Вестн. РАМН. - 2005. - № 11. -С. 27-33.

6. Рахманин Ю. А., Новиков С. М., Иванов С. И. // Гиг. и сан. - 2005. - № 2. - С. 7-10.

7. Рахманин Ю. А., Михайлова Р. И., Кирьянова JI. Ф. и др. // Вестн. РАМН. - 2006. - № 4. - С. 9-17.

8. Федеральный закон № 74-ФЗ "Водный кодекс РФ" от 03.06.2006. - М., 2006.

9. Федеральный закон № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.99.

- М., 1999.

10. Федеральный закон № 184-ФЗ "О техническом регулировании" от 27.12.2002. - М., 2002.

11. Федеральный закон № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002. - М., 2002.

12. Arsenic: Contaminated Water in Asia Puts Millions At Risk. — New York: United Nations Foundation, 2001.

13. Precaution: from Rio to Johannesburg (Proceedings of the Environment Network Roundtable). — Geneva, 2002.

14. Report of the World Summit on Sustainable Development (Johannesburg, 26 August — 4 September 2002).

- New York, 2002.

Поступила 11.11.08

Гигиена окружающей среды и населенных мест

О Л. г. КОНЬШИНА. 2010 УДК 616-02:614.876]:312.2(470.54)

Л. Г. Коньшина

ПРИЧИНЫ СМЕРТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ПОСТРАДАВШЕГО ОТ АВАРИЙНЫХ РАДИАЦИОННЫХ СИТУАЦИЙ НА ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОБЪЕДИНЕНИИ "МАЯК"

Институт промышленной экологии УрО РАН, Екатеринбург

Установлено возрастание коэффициентов смертности населения после радиационных инцидентов в трех районах области: Каменском, Богдановичском и Камышловском. Наиболее высокие показатели характерны для Каменского района. Существенный рост смертности зарегистрирован в первое 10-летие после радиационных аварий, а также в 80-е и 90-е годы. Основными причинами, по которым на изучаемых территориях происходит рост смертности, являются болезни системы кровообращения, злокачественные новообразования, инфекционные болезни. Для детского населения характерно возрастание коэффициентов смертности от перинатальной патологии и врожденных пороков развития.

Ключевые слова: радиационные инциденты, рост смертности, заболеваемость

L. G. Konshina. - CAUSES OF DEATH IN THE SVERDLOVSK REGION'S POPULATION SUFFERED FROM EMERGENCY RADIATION SITUATIONS AT THE MAYAK PRODUCTION ASSOCIATION

Mortality rates were found to increase in three districts of the region (Kamensky, Bogdanovichsky, and Kamyshlovsky ones) after radiation accidents. The highest rate was characteristic of the Kamensky District. A substantial rise in mortality rates was recorded in the first decade following radiation accidents and in the 1980s and 1990s. In these study areas, the change in death rate was most evident for causes, such as circulatory diseases, malignancies, and infectious diseases. An increase in the rates of mortality from perinatal abnormalities and congenital defects was observed in children.

Key words: radiation incidents, increased mortality rates, morbidity

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.