ЭКОНОМИКА В СНГ
САТТОРОВ А.Х., ЗОИДОВ З.К.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СТРАХОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВОДНЫМИ РЕСУРСАМИ КАК СОЦИАЛЬНЫМ БЛАГОМ
Рассматриваются вопросы управления водными ресурсами как природным и социальным благом. Показаны экономические и страховые механизмы, позволяющие обеспечить устойчивое водопользование в условиях увеличения нагрузки на водные системы, методы управления водными ресурсами, экологического страхования в Республике Таджикистан. Анализируется законодательная база и международные экологически значимые инициативы для решения проблемы обеспечения должного качества жизни людей путем снабжения их чистой водой для питья и бытовых целей.
SATTOROV A. КН., ZO1DOVZ. К.
ECONOMIC AND INSURANCE MECHANISMS OF WATER RESOURCES AS A SOCIAL WELFARE
The issues of water management as the natural and social good. Shows the economic and insurance mechanisms to ensure sustainable water management in conditions of increasing stress on water systems, water management, environmental insurance in the Republic of Tajikistan. Examines the legal framework and international environmentally significant initiatives to address the problem of providing adequate quality of life by providing them with clean water for drinking and domestic purposes.
Ключевые слова: экономика природопользования, страховые механизмы, управление, водные ресурсы, социальные блага, экологическое страхование, законодательная база, качество жизни.
Keywords: environmental economics, insurance mechanisms, management, water resources, social benefits, environmental insurance, legal framework, quality of life.
Устойчивое (неистощительное) управление возобновимыми природными ресурсами является важной предпосылкой перехода экономики и общества к устойчивому развитию. В последние десятилетия обострилась глобальная проблема обеспечения должного качества жизни людей путем снабжения населения чистой водой, а также борьба с загрязнениями водных бассейнов и экосистем предприятиями [1; 2]. Продолжающийся рост населения во многих странах (в том числе вододефицитных), их стремление повысить уровень благосостояния и развить экономику, ориентируясь на способы, использовавшиеся для достижения таких целей в прошлом, приводят к росту дефици-
та пресной воды. Инерционное развитие приводит к превышению допустимой нагрузки на водные источники, а это превышение усиливает деградацию гидро- и экосистем.
С другой стороны, в мире растет озабоченность водной безопасностью в связи с растущим водным дефицитом, который усугубляется климатическими изменениями и продолжающимся ростом населения, и, следовательно, ростом водопотребления в развивающихся странах. Водный дефицит вызывает социальную и политическую напряженность не только внутри стран, но и между странами, особенно в случае наличия трансграничных водотоков и озер. В качестве ответной реакции страны проводят меры по сокращению водопотребления и загрязнения водотоков, осуществляют импорт пресной воды, ввоз водоемкой продукции (вместо ее производства у себя), переход на водосберегающие технологии, заключают соглашения по использованию трансграничных водотоков. В то же время формируется как рынок водных экосистемных товаров и услуг, так и проявляется интерес международных организаций к введению международных платежей за эти товары и услуги [4;
5].
Как показывает анализ, водная безопасность является существенным фактором в обеспечении качества жизни человека. Об этом говорят исследования Всемирного банка и ЮНЕП. Воздействие на качество жизни является функцией экологических изменений, потенциала общества и уязвимости экономики. Исследования, проведенные для различных стран, показали, что дефицит пресной воды, обезлесение и деградация земель сами по себе или в сочетании с высокой плотностью населения увеличивают риск социальной напряженности в обществе [3]. С учетом мировой практики можно выделить следующие факторы, влияющие на характер использования водных ресурсов: социально-экономические факторы, включая темпы роста населения, ожидаемая продолжительность жизни, городское население, доля населения с доступом к безопасной питьевой воде, детская смертность, энергосбережение, открытость торговли, подушевой ВВП, неравенство в доходах [7], институциональные факторы, включая вопросы коррупции, расходы на науку и образование, число ученых и инженеров и др.
Экологические факторы, включая состояние атмосферного воздуха, подушевые выбросы С02, состояние земель - изменение лесистых земель в % к общей территории, посевные и обрабатываемые земли в % к общей территории, водные ресурсы - объем забора грунтовых и поверхностных вод в % к общему объему доступной воды, сбросы органических веществ в водные объекты в кг БПК на душу населения, площадь особо охраняемых природных территорий в % от общей территории. При этом водоемкость производства предлагается определять с помощью тех же показателей (натуральных и стоимостных), что и материалоемкость отраслей, а именно удельным расходом сырья и основных материалов на производство продукции, долей сырьевых затрат в себестоимости произведенной продукции.
В мире достаточно пресной воды для человечества, но так как она неравномерно распределена по нашей планете, ряд регионов хронически испытывает дефицит этого жизненно важного ресурса (см. табл. 1.).
Таблица 1
Ресурсы пресной воды и их использование по отдельным странам мира
Страна Ресурсы пресной воды в Объем среднегодового ис-
среднем на душу населе- пользования пресной во-
ния, куб. м ды, млрд. куб. м
Россия 30008 52,2
Австрия 6597 2,1
Азербайджан 935 12,2
Армения 2229 3,0
Беларусь 3843 2,8
Бельгия 1121
Болгария 2755 10,5
Германия 1303 47,1
Греция 5161 7,8
Дания 1092 1,3
Ирландия 11072 1,1
Испания 2441 35,6
Италия 3050 44,4
Казахстан 4812 35,0
Канада 85556 46,0
Киргизия 9275 10,1
Нидерланды 669 7,9
Польша 1406 16,2
Португалия 3577 11,3
Республика Мол- 275 2,3
дова
Великобритания 2361 9,5
США 9209 479,3
Таджикистан 9699 12,0
Туркмения 270 24,7
Узбекистан 598 58,3
Украина 1148 37,5
Финляндия 20138 2,5
Франция 2866 40,0
Швеция 18547 3,0
Источник: Охрана окружающей среды в России. 2010: Стат. сб. - М.: Росстат,
2010. - с. 286.
По критериям ООН слабый дефицит воды соответствует 1700-3000 куб. м /чел., средний - 1000-1700, а значительный - 500.
Как видно из данной таблицы, наименее обеспечены водными ресурсами на душу населения такие страны, как Туркмения, Республика Молдова, Нидерланды, Узбекистан. Таджикистан имеет относительно хорошее обеспечение водными ресурсами. Что касается других индикаторов по Таджикистану, то лесные земли занимают лишь 3,9% от общей площади земель, в стране
имеется 5 особо охраняемых природных территорий общей площадью 1749 тыс. га. Выбросы в атмосферу в стране на душу населения являются достаточно низкими (2009г.), кг на человека: диоксид серы - 0,2, оксид азота - 0,1, оксид углерода - 2,3. Для сравнения укажем, что данные выбросы загрязняющих веществ в атмосферу в Канаде соответственно составляют: диоксид серы - 64,0, оксиды азота - 73,6, оксиды углерода - 290,2.
Следует отметить, что производство электроэнергии в Таджикистане в 2008г. составило 16,1 млрд. кВт/часов, из которых 15,8 млрд. кВт./часов было получено на гидроэлектростанциях. В то же время потребление электроэнергии в расчете на душу населения в Таджикистане составило в 2008 г. 1922 кВт/ часов, что в несколько раз ниже данного показателя в экономически развитых странах.
По оценкам - в мире от 1 до 1,5 млрд. человек не имеют доступа к чистой питьевой воде, от 14 до 30 тыс. человек умирают каждый день от болезней, переносимых по воде. Из всей воды на планете только 3% составляют пресные воды, из которых 69% содержатся в ледниках и мерзлой почве, 30% - в грунтовых водах и менее 1% - в реках и озерах. Вода по своему значению для человека стоит на втором месте после кислорода. Тем не менее, для многих на Земле чистая питьевая вода является дефицитом. К 2025 году, по крайней мере, 3,5 млрд. чел., или почти половина населения Земли, будут испытывать дефицит воды.
Истощение водных ресурсов может угрожать устойчивому развитию. Нынешнее чрезмерное использование воды в связи с ростом населения, отходов и загрязнения делает воду ограниченным ресурсом. В нынешнее время развития глобализации, устойчивое развитие означает организацию в глобальном масштабе общего управления дефицитными ресурсами. Угроза нехватки воды, вызывающие тревогу проблемы глобального производства продовольствия, вкупе с ростом загрязнения и чрезмерной нагрузки на почву, приводящей к сокращению сельскохозяйственных земель, дефицит энергетических ресурсов и возможных последствий всего этого на климат, а также растущие горы отходов: все это - также часть комплекса проблем, которые предстоит решать каждой стране в отдельности и международным сообществам в целом. Как подчеркивается в докладах Программы ООН по окружающей среде - ЮНЕП по человеческому развитию за последние годы в предстоящие десятилетия возрастет конкуренция за воду [3; 4]. Рост потребности в воде вызывается ростом народонаселения, урбанизацией, промышленным развитием и потребностями сельского хозяйства. Основные проблемы водопользования связаны с: расточительным потреблением воды; неудовлетворительным качеством воды в водных объектах в связи с низкой эффективностью очистных сооружений; неудовлетворительным состоянием хозяйственно-питьевого водоснабжения из-за загрязнения поверхностных вод и недостаточного использования современных методов очистки воды; возрастанием материального ущерба от негативного воздействия вод в связи с ухудшением технического состояния защитных сооружений, нарушениями режима хозяйственной деятельности на паводкоопасных территориях; ухудшением техни-
ческого состояния основных производственных фондов водного хозяйства и, в первую очередь, водоподпорных гидротехнических сооружений; недостаточностью законодательной базы в области использования и охраны водного фонда.
Приоритетные направления развития водохозяйственного комплекса в долгосрочной перспективе включают: а) гарантированное обеспечение потребностей населения и экономики в водных ресурсах при осуществлении мер по рационализации водопользования с учетом прогнозируемого изменения климата и водности рек на территории России; б) снижение антропогенной нагрузки и загрязнения водных объектов, улучшение состояния и восстановление водных объектов и их экосистем, в первую очередь, в источниках питьевого водоснабжения; в) защиту населения и объектов экономики от наводнений, сведение к минимуму ущербов от негативного воздействия вод, включая обеспечение безопасного состояния водоподпорных гидротехнических сооружений; г) развитие системы мониторинга водных объектов и водохозяйственных систем, совершенствование прогнозирования и информационного обеспечения; д) внедрение эффективного экономического механизма рационального водопользования и охраны водных объектов, ориентированного на самофинансирование водохозяйственного комплекса.
Рассматривая воду как рыночный товар многим странам в своих стратегиях социально-экономического развития необходимо управлять водой как социальным благом (продуктом), создавать необходимые условия для удовлетворения основных потребностей населения в воде [2; 5]. Все жители определенного региона водоснабжения должны получать гарантированное количество воды. Удовлетворять основные потребности природных экосистем в воде. Основные требования к воде для пользователей должны быть обеспечены по субсидированным ставкам вплоть до бесплатного предоставления минимального количества воды, когда это необходимо для бедного населения и предприятий.
Важное значение при этом имеет использование эффективных экономических механизмов водоуправления. Вода и водные услуги должны предоставляться по справедливым и разумным тарифам. Вода и водоснабжение не могут быть бесплатными - кто-то должен за них платить. Соответствующие субсидии должны быть оценены и обсуждены публично. Тарифы должны способствовать эффективному и бережному использованию воды. По мере возможности необходимо увязывать повышение тарифов с договоренным улучшением качества водных услуг, используя осведомленность о готовности населения платить за это.
Юристы спорят о способности ВТО контролировать, лимитировать или регулировать торговлю водой. В частности, полагают, что крупномасштабную торговлю водой можно запретить в соответствии со статьей XX Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), в которой водные ресурсы считаются «невозобновимыми» и истощаемыми в случае излишнего и неэффективного использования, налагая ограничения на национальное производство и потребление, чтобы предотвратить неустойчивое (истощитель-
ное) использование воды. ГАТТ также мог бы ввести запрет на торговлю водой в больших объемах, когда ее экспорт ставит под угрозу устойчивое состояние экосистем и здоровье людей.
Особое значение имеет тесная увязка проблемы торговли водой в связи с предоставляемыми услугами экосистем. Речь идет о ценности услуг природной экосистемы, перерабатывающей отходы и фильтрующей загрязненную воду. Хотя реки, озера и водно-болотные угодья составляют всего лишь меньше 1% земной поверхности, глобальная ценность пресноводных «услуг» (фильтры для переработки отходов, места выращивания рыб и других биоресурсов) экосистем оценивается в триллионы долларов США; пока вода, как и экосистемные ресурсы, недооценена на мировых рынках [4; 5]. Источники пресной воды имеют огромное экологическое и биологическое значение, так как вода является основным элементом поддержания человеческой жизни и жизни экосистем.
Следует отметить, что источниками воздействия на ресурсы пресных вод являются их чрезмерная эксплуатация, а также деградация окружающей среды. Поскольку качество воды в значительной степени зависит от ее количества, увязка забора пресных вод с возобновлением их запасов является одним из центральных вопросов в рамках устойчивого управления ресурсами пресных вод. С помощью этого показателя можно узнать, в каких масштабах используются ресурсы пресных вод, а также определить, существует ли необходимость в корректировке политики по регулированию забора воды и ее использованию. Кризисная ситуация с обеспечением населения и основных отраслей экономики водой в ряде стран вынуждает их разрабатывать соответствующие стратегии водосбережения и экономические механизмы по охране и рациональному использованию водных объектов как социально-экономического и экологического блага. Так, к примеру, в Туркмении, 80% территории которой занимает пустыня Каракумы, впервые принят закон о питьевой воде. В сфере водопользования с 2003 года в Туркмении действует кодекс «О воде». Новый закон подтверждает введенную в 1993 году государственную льготу населению - выделение бесплатно питьевой воды в пределах установленного лимита, утверждаемого актом президента страны. Эта льгота, которая оплачивается из средств государственного бюджета, продлена до 2030 года. В соответствии с данным законом на бесплатной основе производится и отвод воды, использованной населением. Впервые отдельным законом устанавливаются как правовые гарантии удовлетворения потребностей физических и юридических лиц в питьевой воде, так и ответственность за правонарушения в области питьевого водоснабжения. Кроме того, определены государственные требования к осуществлению контроля за качеством питьевой воды и её безопасностью для здоровья человека. Системы питьевого водоснабжения, говорится в законе, могут находиться в государственной, общественной и других формах собственности. Вместе с тем в данном законе отмечено, что «централизованные и нецентрализованные системы по обеспечению питьевой водой населения городов и иных населённых пунктов, находящиеся в государственной собственности, приватизации не
подлежат». Обязательным является требование лицензирования и сертификации питьевого водоснабжения в связи с появлением большого количества производителей бутилированной воды. Недопустимо использовать питьевую воду в целях ирригации, что очень важно в условиях засушливого климата Туркмении. Основным источником питьевой воды для многих городов Туркмении является Каракумский канал, несущий воды приграничной Аму-дарьи на более 1300 км на запад страны, а также подземные источники.
В ноябре 2010 года в Министерстве финансов Республики Таджикистан состоялась церемония подписания Кредитного Соглашения между ГУП «Хо-чагии манзилию коммунали» и Европейским Банком реконструкции и развития, а также Соглашения по предоставлению гарантии Правительством Республики Таджикистан по проекту «Улучшение системы водоснабжения северных городов Таджикистана». Целью Проекта улучшения системы водоснабжения северных городов Таджикистана является улучшение систем водоснабжения и канализации северных городов Таджикистана. Основными компонентами проекта являются: восстановление водозаборных сооружений и биологических водоемов; восстановление насосных станций питьевого водоснабжения и сточных вод; строительство новых резервуаров для питьевой воды; реабилитация системы водоснабжения и водораспределения; реабилитация труб системы сточных вод высокого давления и системы сбора сточных вод; приобретение и установка счетчиков расхода воды; приобретение оборудования и механизмов; строительство новых резервуаров для питьевой воды в г. Канибадаме и г. Хороге. Проект охватывает города: Чкаловск, Га-фуров, Исфара, Канибадам, Кайраккум, Хорог, Табошар. Общая сумма проекта оценивается в размере 22,72 млн. долл. США, из которых кредитные средства ЕБРР составляют 10,0 млн. долл. США. В качестве дополнительных источников предусматривается финансирование на грантовой основе со стороны Правительства Швейцарии (SECO) и Глобального экологического фонда (GEF). Проект будет реализовываться до февраля 2014 года. Заемщиком Европейского банка реконструкции и развития по данному проекту является ГУП «Хочагии манзилию коммунали». Министерство финансов от имени Правительства республики Таджикистан выступает в качестве гаранта заемщика. Кроме того, для успешной реализации Проекта предусматривается тесное сотрудничество с органами власти рассматриваемых городов. Соглашение об оказании поддержки подписано отдельно по каждому городу.
В феврале 2010 года в Министерстве финансов Республики Таджикистан было также подписано Трехстороннее грантовое соглашение между Республикой Таджикистан и Европейским Банком Реконструкции и Развития по Проекту «Улучшение системы водоснабжения южных городов Таджикистана», на сумму 4,2 млн. долл. США. Средства гранта являются дополнительным финансированием к ранее выделенным кредитным средствам Европейского банка реконструкции и развития для того же проекта. Целью проекта является оказание помощи в улучшении услуг водоснабжения и отвода сточных вод в ряде городов и районов Хатлонской области, с общей численностью проживающего в них населения, превышающей 170 тыс. человек. Ос-
новными компонентами проекта являются: реабилитация водоочистных сооружений; разработка и реабилитация системы водозабора и защита источников в г. Дангаре и Кулябе; строительство и реконструкция насосных станции в г. Кулябе и Курган-Тюбе; реабилитация водораспределительной сети в г. Курган-Тюбе; биологические водоемы и системы сбора сточных вод; лабораторное оборудование для контроля качества воды; установка счетчиков расхода воды; эксплуатационное и ремонтное оборудование и установка для хлорирования воды. Общая сумма Проекта составляет 6,2 млн. долл. США, из них кредит - 2,0 млн. долл. США и грант - 4,2 млн. долл. США. Проект будет реализован до конца 2012 года. Заемщиком Европейского Банка Реконструкции и Развития по данному проекту является ГУП «Хочагии манзилию коммунали». Министерство финансов от имени Правительства Республики Таджикистан выступает в качестве гаранта заемщика.
В настоящее время вопросы природопользования и, в частности, водопользования в Республике Таджикистан регулируются в соответствии с Законом «Об охране природы» (в редакции Закона Республики Таджикистан от 1 февраля 1996г. N223). В соответствии со статьей 14 данного закона, экономический механизм охраны окружающей природной среды имеет своей задачей развитие материального и морального стимулирования деятельности министерств и ведомств, предприятий, учреждений, организаций, их работников, граждан в разработке, планировании и выполнении мер экологической безопасности, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Экономический механизм охраны окружающей природной среды в Республике Таджикистан предусматривает: а) планирование и финансирование природоохранительных мероприятий; б) установление лимитов использования природоохранительных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и размещение отходов; в) взимание платы за пользование природными ресурсами, сбросы и выбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия; г) материальное поощрение коллективов и работников организаций, предприятий, а также граждан; д) налоговые и кредитные льготы, предоставляемые предприятиям, учреждениям и организациям, а также гражданам при внедрении малоотходных и безотходных технологий и производств, использовании вторичных ресурсов, осуществлении другой деятельности, дающей природоохранительный эффект; е) поощрительные цены и надбавки на экологически чистую продукцию; ж) возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей среде и здоровью человека; з) введение специального налогообложения предприятий, учреждений, организаций за применение экологически опасных технологий и осуществление другой опасной для природной среды деятельности и др.
При этом финансирование мероприятий по охране окружающей среды производится за счет: а) республиканского и местных бюджетов, фондов предприятий, учреждений, организаций, независимо от форм собственности и подчиненности, кредитов банков; б) республиканского и местных фондов охраны природы; в) добровольных взносов населения и иных средств. В со-
ответствии со статьей 20 данного закона, для непредвиденных расходов, связанных с охраной и оздоровлением окружающей среды, восстановлением потерь в природной среде и компенсацией причиненного ей вреда, создаются государственные внебюджетные республиканские и местные фонды охраны природы. Указанные фонды образуются за счет отчислений от платежей за пользование природными ресурсами, платежей за выбросы (сбросы, размещение) вредных веществ в окружающую среду, средств, взысканных за нарушения природоохранительного законодательства, добровольных пожертвований населения и других источников.
В соответствии со статьей 21 данного закона в Республике Таджикистан создаются страховые фонды охраны окружающей среды. Они формируются при Правительстве Республики Таджикистан для покрытия непредвиденных расходов по восстановлению потерь в природной среде, возмещению ущерба, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате стихийных бедствий, аварий и катастроф. Указанные фонды создаются за счет ассигнований государства, отчислений предприятий, учреждений, организаций, независимо от форм собственности и подчиненности. В свою очередь, статья 22 данного закона предполагает страхование граждан от неблагоприятных воздействий окружающей среды, включая страхование своей жизни, здоровья, имущества от неблагоприятных воздействий окружающей среды, происходящих в результате хозяйственной или иной деятельности.
В целях управления водными ресурсами важное значение имеет Закон Республики Таджикистан о страховании (в редакции Законов Республики Таджикистан от 12 декабря 1997 года №498, от 14 мая 1999 года, №762,от 12 мая 2001г. №16, от 26 декабря 2005г. №120, от 20 марта 2008г. №378). Он регулирует отношения по страхованию между страховыми организациями и гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями, страховыми организациями между собой, а также устанавливает основные принципы государственного надзора за страховой деятельностью. В соответствии с данным законом (статья 4) объектами страхования являются имущественные интересы, связанные: 1) с жизнью, здоровьем, трудоспособностью страхователя или застрахованного лица (личное страхование); 2) с владением, пользованием, распоряжением имуществом (имущественное страхование); 3) с возмещением страхователем причиненного им вреда личности или имуществу физического лица, а также вреда, причиненного юридическому лицу (страхование ответственности). Страховое возмещение не может превышать размера прямого ущерба застрахованному имуществу страхователя или третьего лица при страховом случае, если договором страхования не предусмотрено иное. Страховщики для обеспечения выполнения принятых страховых обязательств и обеспечения своей деятельности образуют из полученных страховых платежей (взносов) и иных доходов необходимые страховые резервы (фонды) (статья 23). При этом по добровольным видам страхования указанные резервы (фонды) страховщиками образовываются самостоятельно, а по обязательным видам - в порядке и на условиях, установленных законодательными или нормативными актами Республики Таджикистан. В аналогич-
ном порядке страховщики вправе создавать резервы финансирования мероприятий по предупреждению несчастных случаев, утраты или повреждения застрахованного имущества. Средства, направляемые на эти цели, входят в себестоимость затрат страховых операций.
В последнее время предпринимаются попытки дать экономическую оценку показателей ущерба здоровью населения, обусловленного воздействием факторов среды обитания человека [6]. Такие оценки базируются на установлении удельных (базовых) величин экономического ущерба от воздействия на здоровье населения разных факторов среды обитания человека (источников риска). Эти значения предназначены для использования в методиках оценки экономического ущерба, обусловленного воздействием на здоровье населения разных источников риска, и используются для оценки ущерба (вреда) здоровью человека от воздействия факторов среды обитания, в том числе при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; для экономического анализа различных вариантов и способов управления риском (оценка «затраты - эффективность», «ущерб - выгода»), в том числе, для прогнозирования социальных и экономических последствий применения санитарных правил, санитарно-эпидемиологических нормативов и других профилактических мероприятий, оценки эффективности различных вариантов природоохранных и профилактических мероприятий; для сравнительной оценки прогнозируемых ущербов здоровью при различных санитарно-эпидемических ситуациях; для планирования природоохранных мероприятий ит.д.
Формула (1) иллюстрирует понятие удельной (базовой) величины, или параметра экономического ущерба. Экономический ущерб Zi от некоторого 1-го эффекта воздействия на здоровье из перечисленных выше вычисляется как
^ = 2 • (1) где: ^ - натуральный ущерб от проявления ¿-го эффекта воздействия, 21 -экономическая оценка единицы натурального ущерба - искомая удельная (базовая) величина экономического ущерба.
Концептуальный подход к установлению экономической оценки риска сводится в основном к двум подходам (приближениям): а) анализ желания общества (человека) платить за снижение риска, б) анализ желания (готовности) получать компенсацию за некоторый дополнительный риск.
Следует отметить, что вопросы экологического страхования получили определенное развитие в США еще в начале 90-х годов прошлого века [6]. Это было связано с необходимой законодательной поддержкой требований обязательного экологического страхования, что значительно повысило спрос на страховые услуги, а также с необходимостью соблюдения в соответствии с американским законодательством жестких норм экологической ответственности - режим строгой и солидарной ответственности в отношении очистки наиболее загрязненных территорий национального значения и новых объектов загрязнения. Экологическое страхование стало насущной потребностью
для инвесторов, вкладывающих средства в объекты с потенциальной экологической ответственностью, для подрядчиков, занятых проведением очистных работ, а также при совершении сделок с недвижимостью.
Таким образом, развитие экономических, финансовых и страховых инструментов в сфере природопользования и охраны окружающей среды, включая развитие рынка новых страховых продуктов, экономического стимулирования рационального природопользования, создание страховых экологических фондов, предоставление гарантий компенсации причиненного вреда и другие будут способствовать устойчивому использованию водных ресурсов как элемента природного капитала и социального блага.
_Литература_
1. Данилов-Данильян В.И. Водные ресурсы мира и перспективы водохозяйственного комплекса России. - М.: Институт устойчивого развития. Центр экологической политики России, 2009. - 88 с.
2. Данилов-Данильян В.И. Дефицит пресной воды и мировой рынок // Водные ресурсы, 2005, т. 32, №5. - С. 625-633.
3. Внутренние водные экосистемы: обзор, дальнейшая разработка и уточнение программы работы. UNEP/CBD/SBSTTA/8/8/Add.3, 28 November 2002).
4. Перелет P.A. Вода - право человека или рыночный товар?// Государственное управление ресурсами, 2006, №3 (март).
5. Перелет P.A., Ляпина A.A. Социальный капитал и проблема сохранения здоровья окружающей среды // На пути к устойчивому развитию. Бюллетень Центра экологической политики России, 2000, №4(15). - С. 27.
6. Моткин Г.А. Экономическая теория природопользования и охраны окружающей среды (лекции теоретической систематики). - М.: Издат. дом «Тиссо», 2009. - 347 с.
7. Устойчивое развитие: методология и методика измерения: Учебное пособие // Бобылев С.Н., Зубаревич Н.В., Соловьева C.B., Власов Ю.С. Под ред. Бобылева С.Н. - М.: Экономика, 2011. - 358 с.
8. Webber, Michael E. The water intensity of the transitional hydrogen economy. Environmental Research Letters, 20 September 2007.