ЭКОНОМИКА
АГРОПРОМЫШЛЕННОГО
КОМПЛЕКСА
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ АПК
М.М. Галеев,
декан технологического факультета Пермской государственной сельскохозяйственной академии им. акад. Д.Н.Прянишникова, доктор экономических наук, профессор
А.С. Балеевских,
старший преподаватель Пермской государственной сельскохозяйственной академии им. акад. Д.Н. Прянишникова
А.И. Панышев,
старший преподаватель Пермской государственной сельскохозяйственной академии им. акад. Д.Н. Прянишникова
Статья посвящена исследованию конкурентоспособности продукции АПК. Качество и безопасность сельскохозяйственной продукции определяется множеством различных факторов, управлять которыми позволяет факторная диаграмма причинно-следственных связей. В статье определены наиболее значимые факторы, влияющие на конкурентоспособность продукции АПК.
Ключевые слова: конкуренция, оценка конкурентоспособности, качество, агропромышленный комплекс.
УДК (ББК) 658.562: 631.15 (65.29)
Принятый нашей страной курс на интеграцию в европейское пространство вносит свои коррективы на сельскохозяйственные рынки. Вступивший в силу летом 2003 г. закон о техническом регулировании предусматривает изменение нормативной документации и в аграрной сфере. Новые экономические принципы требуют от агропредприятий и новых стратегических подходов к повышению конкурентоспособности производимой ими продукции.
Конкурентоспособность продукции зависит от многочисленных факторов, между которыми существуют причинноследственные связи. [1] Такие связи трудно исследовать без знания их характера и структуры взаимоотношений. Структура представляет собой последовательность причин и результатов. Причинно-следственная диаграмма позволяет выразить взаимоотношения факторов, влияющих на конкурентоспособность продукции АПК, в наглядной, простой и доступной форме.
Причинно-следственная диаграмма — инструмент, позволяющий выявить наиболее существенные факторы (причины), влияющие на конечный результат. [2]
Исследование всей совокупности факторов конкурентоспособности нами проводилось после разделения их на группы по следующим признакам:
1. Человеческий фактор. Эффективность деятельности предприятия определяется сотрудниками предприятия и чиновниками, создающими условия для их функционирования. В условиях рыночной экономики особую ценность приобретают квалифицированные управленческие кадры;
2. Ценовые — непосредственное влияние на цену продукции. К ценовым факторам относятся: затраты на производство; цена реализации; затраты на сырье; эксплуатационные затраты. Цена выражает не только издержки производства и отношения производителей и потребителей, но и уровень доходов населения, маркетинговые системы управления, которые позволяют эффективно использовать различные ценовые стратегии;
3. Неценовые — опосредованное влияние на цену продукции. Неценовые факторы конкурентоспособности — это не только внутрихозяйственная информация, покупательная способность, но и временные границы, в которых принимаются управленческие решения. Время как неценовой фактор определяет все другие элементы и возможности организации оперативно реагировать на изменение факторов, мобилизовать ресурсы для сохранения или же существенного улучшения позиций предприятия на рынке. Временной фактор конкурентоспособности особенно выделяется в японском менеджменте;
4. Внутренние — влияние внутрихозяйственной деятельности. Эти факторы определяют возможности предприятия по обеспечению собственной конкурентоспособности. К внутренним факторам можно отнести потенциал маркетинговых служб, технический уровень, финансово-экономический и научно-кадровый потенциал, систему стимулирования, средства стимулирования сбыта, уровень сервисного и гарантийного обслуживания, условия хранения, транспортирования, упаковки продукции, обеспечение производства необходимыми материалами;
5. Внешние — влияние окружающей среды. Под внешними факторами следует понимать:
— меры государственного воздействия экономического (инвестиционная, амортизационная, налоговая политика) и административного характера (разработка, совершенствование и реализация законодательных актов, государственная система стандартизации и сертификации, система государственных закупок на основе конкурсного отбора; [6]
— основные характеристики самого рынка деятельности данного предприятия (его тип, емкость, наличие и возможности конкурентов);
— деятельность общественных и негосударственных институтов;
ЭКОНОМИКА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
— деятельность политических партий, движений, блоков, формирующих социально-экономическую обстановку в стране;
— систему коммуникаций, по уровню развития которой судят о статусе всей организации;
6. Качество — непосредственное влияние на качественные характеристики. Эта группа оказывала наиболее значительное воздействие на конечный результат и заслуживала детального исследования. [4]
Сюда отнесем такие факторы, как система управления, контроль качества, качество технологических процессов.
В настоящее время системы управления обеспечивают организациям рост уровня качества продукции, а значит и уверенность в повышении удовлетворенности потребителей. Пользоваться всеми преимуществами, которые дает внедренная система управления, можно при условии ее эффективного функционирования. Для эффективного использования систем управления необходимо уделять особое внимание таким моментам как: хорошо спланированная работа по их внедрению;
мотивация персонала, ориентированная на качество; возможность оперативного управления организацией.
Контроль качества — еще один из важных факторов, обеспечивающих планируемый уровень качества. Создание санитарно-безопасной продукции АПК гарантированного высокого качества невозможно без эффективного функционирования системы контроля качества и испытания продукции и технологических процессов по всей технологической цепочке производства. [5] При этом важно, чтобы результаты не просто фиксировались в соответствующих документах, а использовались для совершенствования механизма управления предприятием.
Важным фактором в обеспечении качества является качество технологических процессов. Без инженерно-технологических знаний управлять качеством продукции очень сложно.
Разработанная нами диаграмма причинно-следственной связи конкурентоспособности продукции АПК представлена на рис. 1.
Люди Ценовые Неценовые
факторы факторы
Сотрудники
предприятия
изготовителя
Затраты на сырье
Цена
реализации
Внутрихозяйственная
информация
Специалисты по управлению
Чиновники
Покупательная
способность
Затраты на производство
Внешние
особенности
(коррупция)
Временные
границы
Научно-кадровый
потенциал
Маркетинговые ^ службы
Материалы
Процесс обеспечения конкурентоспособности "1--------------------------?---------------
Контроль
качества
Уровень
сервисного
обслуживания
Качество
сырья
Конкуренты
Конкурентоспособность продукции АПК
Общественные
институты
А
Система *?і.
стимулирования /
Системы
управления
/Ч
Качество
технологических
процессов
Система
коммуникаций
Технический
уровень
Рынок сбыта
-У
/Ч
Политические
партии
Государственное
воздействие
Внутренние КАЧЕСТВО Внешние
факторы факторы
Рис. 1. Факторная диаграмма причинно-следственных связей конкурентоспособности продукции АПК
Нами была определена значимость каждого из факторов. Для этого был использован такой метод определения весомостей, как метод предпочтения. [3] Он является самым простым из всех экспертных методов оценки весомости свойств объектов. При использовании этого метода от каждого эксперта требуется пронумеровать весомости в порядке их предпочтения. При этом весомости наименее предпочитаемого свойства (наименее важного свойства) эксперт должен присвоить номер 1, следующему по важности свойству — номер 2 и т.д. В качестве экспертов выступили руководители среднего и высшего звена сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, ведущие преподаватели и ученые с профильными научными направлениями, сотрудники Министерства сельского хозяйства Пермского края. На основе полученных таким образом экспертных оценок были рассчитаны коэффициенты весомости всех выделенных для оценки свойств (табл. 1).
Весомость иго фактора определяем по формуле:
т =£ ъ/ ± ± *,
] =1 / I =1 ] =1
где Wij — место, на которое поставлена весомость иго фактора у j-го эксперта;
г — количество экспертов;
п — количество факторов.
Таким образом, разработанная диаграмма позволила определить причинно-следственные связи и систематизировать факторы, влияющие на конечный результат. Группировка по характерным признакам дала возможность структурировать весь комплекс факторов, взаимодействующих в процессе производства. Среди наиболее существенных, определяющих конкурентоспособность продукции АПК, были выявлены следующие:
— сотрудники предприятия изготовителя — коэффициент весомости = 0,43;
— цена реализации — коэффициент весомости = 0,35;
— покупательная способность — коэффициент весомости = 0,45;
— маркетинговые службы — коэффициент весомости = 0,36;
— качество сырья — коэффициент весомости = 0,27;
— конкуренты — коэффициент весомости = 0,28.
ЭКОНОМИКА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
Таблица 1
Весомость факторов, влияющих на конкурентоспособность продукции АПК
Факторы Эксперты Сумма Коэф. весомости
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Человеческий фактор Сотрудники предприятия изготовителя 2 3 3 3 3 2 2 2 3 3 26 0,43
Чиновники 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 0,17
Специалисты по управлению 3 2 2 2 2 3 3 3 2 2 24 0,40
Ценовые факторы Затраты на производство 3 3 4 1 2 3 4 2 2 4 28 0,28
Цена реализации 4 4 3 4 4 4 3 3 4 2 35 0,35
Затраты на сырье 2 1 2 3 3 2 1 4 3 3 24 0,24
Эксплуатационные затраты 1 2 1 2 1 1 2 1 1 1 13 0,13
Неценовые факторы Внутрихозяйственная информация. 1 1 1 1 1 2 2 2 1 1 13 0,22
Покупательная способность 2 2 3 3 3 3 3 3 2 3 27 0,45
Временные границы 3 3 2 2 2 1 1 1 3 2 20 0,33
Внутренние факторы Научно-кадровый потенциал 2 2 2 2 1 2 2 1 2 1 17 0,17
Материалы 4 4 4 3 4 3 3 3 3 3 34 0,34
Маркетинговые службы 3 3 3 4 3 4 4 4 4 4 36 0,36
Система стимулирования 1 1 1 1 2 1 1 2 1 2 13 0,13
Уровень сервисного обслуживания 2 1 1 1 2 2 1 1 1 2 14 0,07
Технический уровень 1 2 2 2 1 1 2 2 2 1 16 0,08
Качество Контроль качества 4 4 4 4 3 4 4 3 4 3 37 0,18
Системы управления 6 5 6 5 6 5 5 5 5 5 53 0,25
Качество сырья 5 6 5 6 5 6 6 6 6 6 57 0,27
Качество технологических процессов 3 3 3 3 4 3 3 4 3 4 33 0,16
Внешние факторы Конкуренты 6 6 6 6 6 5 6 5 6 6 58 0,28
Государственное воздействие 5 4 3 4 4 6 4 6 4 4 44 0,21
Общественные институты 3 3 4 3 3 3 3 3 3 3 31 0,15
Системы коммуникаций 2 2 2 1 2 2 1 2 2 2 18 0,09
Политические партии 1 1 1 2 1 1 2 1 1 1 12 0,06
Рынок сбыта 4 5 5 5 5 4 5 4 5 5 47 0,22
Следовательно, на эти факторы следует обращать особое внимание при производстве продукции АПК, чтобы получить продукт высокого качества.
Исходя из вышеприведенных исследований, нами определены ключевые факторы конкурентоспособности для тактики ве-
дения конкурентной борьбы в современных рыночных условиях. Это цена реализации и маркетинговые службы. Для успешного стратегического развития организациям необходимо улучшать качество сырья и повышать квалификацию сотрудников предприятия изготовителя.
Литература
1. Аристов О.В. Конкуренция и конкурентоспособность. — М.: Финстатинформ, 1999. — 237 с.
2. Всеобщее управление качеством / Под ред. О.П. Глудкина. — М.: Радио и связь, 1999. — 600 с.
3. Денисова А.Л., Зайцев Е.В. Теория и практика экспертной оценки товаров и услуг: Учебное пособие. — Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2002. — 72 с.
4. Прокопенко Н.Ф. Качество труда и продукции в сельском хозяйстве. — М.: Экономика. — 1984. — 199 с.
5. Симонов Ю.И. Нормативы и качество пищевой продукции // Стандарты и качество, 2006. — №12. — С. 10-11.
6. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность России: как ее повысить // Стандарты и качество. — 2004. — №1. — С. 25-28.