АИНА А. О., ХОДЫКОВА Н. В.
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НИГЕРИИ НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВВ.
Аннотация: стратегические ориентиры социально-экономического развития Нигерии на рубеже XX-XI вв определяются сложившимися особенностями внутри- и внешнеэкономического состояния страны.
Ключевые слова: стратегические ориентиры социально-экономического развития, Нигерия, африканский континент, геостратегическое положение государства.
Annotation: strategic guidelines of the socio-economic development of Nigeria at the turn of XX-XI centuries. determined by the prevailing characteristics of domestic and foreign economic conditions of the country.
Keywords: strategic guidelines of the socio-economic development of Nigeria, the African continent, geo-strategic position of the state.
Федеративная Республика Нигерия (англ. Nigeria) - западно-африканское государство, обладающее богатыми сырьевыми ресурсами, относящееся к классу развивающихся стран, граничащее с Бенином (на западе), Нигером (на севере), Чадом (на северо-востоке), с Камеруном (на востоке), со столицей в городе Абуджа (см. рис. 1). Нигерия - крупнейшее государство Африки по численности населения (около 200 млн. чел.) и уровню валового внутреннего продукта (с 2014 занимают первое место, обогнав Южно-африканскую Республику (ЮАР), является четырнадцатой на континенте по занимаемой площади территории (923 768 км ) [1]. Более того, очень часто Нигерию называют «Африкой «в миниатюре»: на протяжении всей истории своего развития она в полной мере разделила судьбу континента и других стран Тропической Африки. В этой связи, как нам представляется, ключевые стратегические ориентиры социально-экономического развития Нигерии, прежде всего, определяются сложившимися особенностями внутри- и внешнеэкономического состояния страны.
Рис. 1. Географическое положение Нигерии в Африке
Внутренняя экономика Нигерии, с одной стороны, имеет достаточно активные и доходные новые сектора (около 13), среди которых наиболее заметны «привязанные» к природным ресурсам - нефтяной, горнодобывающий, обрабатывающий, а также «новейшие» -телекоммуникационная промышленность, 1Т-сфера, электронная торговля, кинопроизводство (производственные мощности Нолливуда очень высоки) (см. рис. 2).
С другой, в стране наблюдаются крайняя нехватка воды и электроэнергии (на душу населения), ослабленный внутренний рынок товаров повседневного спроса, нестабильные рынок труда (показатели безработицы остаются угрожающими) и финансово-банковский сектор (национальная валюта найру очень чувствительна к колебаниям доллара, внутренние и внешние банковские резервы постоянно балансируют на грани критических порогов), высокая коррупционная составляющая, как следствие, - хронические институциональный, инвестиционный и инфраструктурный кризисные явления [2]. Как результат - практически 75% населения живет ниже уровня бедности (более того, по данным Всемирного Банка 84,2% нигерийцев живут на 2$ в день).
Рис. 2. Экономическая карта природно-ресурсного потенциала Нигерии
Внешнеэкономические позиции Нигерии также можно охарактеризовать отличающимися серьезной амплитудой как отрицательных, так и положительных колебаний
[3] :
• Львиная доля экспорта (порядка 46 млрд. долл.) состоит из нефти и нефтепродуктов (95%);
• Объемы добычи и экспорта нефтяной и горнодобывающей промышленностей падают;
• Импортируемая продукция (43 млрд. долл.) - потребительские товары, продовольствие, промышленная и химическая продукция, транспортные средства;
• Валютная политика государства неустойчива и не имеет четко выраженной стратегии как внутренней, так и внешней стабилизации;
• Активно развивается космическая индустрия (Нигерия - третья страна континента (после ЮАР и Алжира), имеющая собственный космический аппарат.
Общий обзор нигерийского законодательства показывает, что вместе с национальной промышленной политикой 1998 года, Нигерия в настоящий момент также руководствуется Концепцией развития Нигерии на период до 2020 года, которая в настоящее время, осуществляется путем реализации национальных планов развития [4]. Концепция развития Нигерии на период до 2020 года - это долгосрочная стратегия, нацеленная на трансформацию нигерийской экономики, и ее превращение в одну из 20 крупнейших экономик на основе роста выпуска страны со 173 млрд. долл. в 2009 году, до 900 млрд. долл. в 2020 году с душевым доходом в 4 000 долларов. Анализ показывает, что прошлые усилия по ускорению промышленного развития в Нигерии оказались неудачными во многом из-за отсутствия адресного характера внедрения технологий на уровне предприятий, отраслей и промышленности в целом. Предпринимаемые в настоящее время меры политики нацелены на устранение этого недостатка и учет этих факторов, что в конечном счете можно оценивать как весьма позитивный сдвиг.
Несмотря на правительственные усилия по принятию промышленной и инновационной политики, в стране до сих пор нет реального воздействия на характер инноваций, внедрение технологий и конкуренции на уровне предприятий. К сожалению, до сих пор основное внимание в их деятельности уделяется реализации и сбыту продукции, а не инновационной деятельности, способной создавать новые товары и технологии.
Многие фирмы не знают о принятой в стране инновационной политике или о предусмотренных в ней мерах стимулирования. Компании также не знают о новых учреждениях, которые недавно созданы для оказания им содействия в вопросах конкуренции, таких как Национальный совет по конкурентоспособности. Имеется недостаточно
информации о том, какого рода меры стимулирования предусмотрены для развития инноваций, внедрения технологий и конкурентоспособности на уровне предприятий. Предпринимательский сектор отмечает, что часто сталкивается с трудностями, пытаясь воспользоваться льготами там, где они предусмотрены, из-за связанных с этим забюрократизированных процессов.
Таким образом, базовым стратегическим ориентиром социально-экономического развития Нигерии на начало XXI в. должен стать перевод нигерийской экономики с «нефтяной иглы» на инновационный путь модернизации. Необходимо следующее:
1. частный сектор должен оказаться в фокусе стратегической политики и в сфере общеполитического дискурса Нигерии;
2. инновационная и промышленная политика должны надлежащим образом сопровождаться как деловыми, так и промышленными поддерживающими организациями, создающими стимулы для местных фирм (субсидии на НИОКР, кредиты на НИОКР, налоговые льготы и государственные заказы);
3. изменения в стратегической политике Нигерии должны сопровождаться надлежащим образом финансируемыми и прозрачными бюджетами и выделением кадров квалифицированных сотрудников для содействия таким изменениям;
4. должны быть обеспечены регулярные контроль и оценка за исполнением всех этапов модернизации вместе с открытыми оценками бюджетов и содействия, предоставленного различными учреждениями.
1. Википедия. Свободная энциклопедия: [ca&r] URL: https:// ru.wikipedia. org/wiki/ Нигерия (дата обращения 15.11.2016 г.).
2. Census.gov. Country Rank. Countries and Areas Ranked by Population: 201е. U.S. Department of Commerce ru.enc.tfode.com>Нигерия ). (дата обращения 12 июля 2016).
3. A nation divided - The Economist. URL: http://www.economist.com/news/middle-east-and-africa/21627646-africas4odestar-nation-has-weathered-ebola-extremist-takeover-has-exposed/(дата обращения 15.11.2016 г.).
4. База данных Института статистики ЮНЕСКО. URL: http://data uis unesco org/ (дата обращения 27.11.2016 г.).