УДК 332.12
О. А. Бакуменко
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТОВАРНОГО НЕСЫРЬЕВОГО ЭКСПОРТА ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Рассматриваются стратегические направления развития экспорта товаров, произведенных на территории Псковской области. Предлагаемые меры по развитию рынков и экспортной товарной корзины позволят увеличить долю поступлений от экспорта в бюджет региона.
Ключевые слова: экспорт, экспортная деятельность региона, экспортная стратегия.
Актуальность исследования обусловлена приоритетным вниманием федерального центра к развитию экспортного потенциала регионов и внедрением регионального экспортного стандарта, в рамках которого предполагается разработка региональных экспортных стратегий. Целевые ориентиры развития экспортной деятельности страны и регионов установлены в основном направлении стратегического развития Российской Федерации «Международная кооперация и экспорт» и региональном экспортном стандарте [1]. Согласно Сценарию развития экспортной деятельности Псковской области, разработанному в соответствии с целевыми ориентирами, темп роста объема несырьевого неэнергетического экспорта Псковской области за период 2017-2020 гг. должен составить 20 % для того, чтобы обеспечить целевой объем в 112 млн дол. в 2020 году.
В российской научной литературе вопросам разработки стратегий экспортной деятельности регионов уделяется крайне недостаточное внимание. Так, отдельные условия развития экспортной деятельности на региональном уровне рассмотрены в работах И. А. Баглаенко [2], О. П. Матвеевой и Н. Н. Глаголевой [3], М. А. Николаева и М. Ю. Махотаевой [4]. В зарубежной литературе подобные исследования представлены шире. Например, роль региональных органов власти в развитии экспортного потенциала компаний раскрыта в работах [5, 6] еще в 2004-2005 гг. В связи с этим, в рамках данного исследования использованы классические теории стратегического международного маркетинга [7].
Целью настоящего исследования является выявление стратегических направлений развития экспортного потенциала Псковской области в товарном и страно-вом разрезе. Для достижения поставленной цели использована классическая матрица развития товара и рынка, предложенная И. Ансоффом [8] (см. табл. 1).
Таблица 1
Стратегическое поле экспортной деятельности Псковской области для товарного несырьевого экспорта
РЫНОК
новый существующий
новый внедрение новых экспортных товаров на новые рынки внедрение новых экспортных товаров на существующие рынки
О н существующий выведение существующих товаров на новые экспортные рынки расширение присутствия существующих экспортных товаров на существующих рынках
К существующим относятся рынки, средний годовой объем экспорта на которые превышает 1 млн дол. в год. Такие рынки могут быть сгруппированы по объе-
му экспорта за период 2013 год — первые три квартала 2017 г. (см. табл. 2).
Таблица 2
Группировка существующих экспортных рынков Псковской области
ДОЛЯ РЫНКА
Менее половины Более половины
ТЕМП РОСТА ДОЛИ РЫНКА Положительный Швейцария Нидерланды Германия Литва Финляндия Латвия Эстония -
Отрицательный Казахстан Украина Узбекистан Туркмения Белоруссия
Из таблицы 2 видно, что растущими экспортными рынками для Псковской области являются страны ЕС, имеющие относительно близкую транспортную доступность. Отрицательную динамику доли рынки имеют страны постсоветского пространства. Белоруссия, занимающая значительную долю экспортного рынка Псковской области, постепенно снижает объемы импорта из Псковской области.
Согласно ренкингу привлекательности зарубежных страновых рынков для российского экспорта несырьевых неэнергетических товаров, составленному АО «Российский экспортный центр», существующие экспортные рынки Псковской области могут быть проранжированы с точки зрения привлекательности их дальнейшего развития (см. табл. 3).
Таблица 3
Рэнкинг привлекательности существующих экспортных рынков Псковской области
для несырьевых неэнергетических товаров
№ п/п Страна Место в ренкинге РЭЦ
1 Узбекистан 1
2 Германия 3
3 Казахстан 7-8
4 Литва 11
5 Белоруссия 14
6 Украина 16
7 Латвия 17-19
8 Нидерланды 21
9 Эстония 23
10 Туркмения 51
11 Финляндия 52
12 Швейцария 73
Согласно данным таблицы 3, большая часть экспортных рынков Псковской области входит в первую двадцатку рэнкинга привлекательности существующих экспортных рынков АО «РЭЦ». Следует предпринять ряд усилий по расширению
присутствия существующих экспортных товаров на рынках Узбекистана, Украины и Казахстана, поскольку для Псковской области такие рынки характеризуются отрицательной динамикой, но имеют значительный потенциал роста.
Далее рассмотрим возможности вывода существующих экспортных товаров на новые рынки. Наиболее конкурентоспособными экспортными товарами Псковской области являются: пиломатериалы, рыбное филе и прочее мясо, рыбные консервы и другая готовая продукция, тракторы и тягачи, сигаретная бумага (см. табл. 4). В каждой ячейке таблицы товары расположены в порядке убывания суммарного объема экспорта за 2013-2016 гг.
Таблица 4
Матрица БКГ для экспортной корзины Псковской области
Суммарная доля в структуре экспорта 2013-2016 гг.
Менее 3 % Более 3 %
ТРУДНЫЕ ДЕТИ ЗВЕЗДЫ
О о гч и и Сигаретная бумага Пиломатериалы
Ч о и Рыбные консервы и другая готовая продукция Круглый лес
Медная проволока
С - чо о о гч 1 о о Подъемные краны и схожие машины Прочие пряности Фрукты и орехи замороженные Рыбное филе и прочее мясо
гч о Холодильное оборудование
СОБАКИ ДОЙНЫЕ коровы
гч ев Высоковольтная электрораспределительная аппара-
о тура
& о Электрические двигатели и генераторы
В § 1 о Запорная арматура
и Т 1Л Мебель не для сидения Прочее специальное механическое оборудование Дрова, щепа, отходы древесины Пластмассовая тара и упаковка
0-50 Водонепроницаемая обувь Низковольтная электрораспределительная аппаратура Лом черных металлов (средняя доля рынка 49 %) Кабельная продукция
За отчетный период значительно снизилась доля электротехнической продукции в структуре экспорта Псковской области, что связано с системными проблемами развития данной отрасли в регионе. При этом производство электрооборудования занимает значительную долю в структуре обрабатывающих производств Псковской области (см. рис. 1). Повышению конкурентоспособности электротехнической продукции Псковской области на зарубежном рынке может способствовать созданный в 2016 году электротехнический кластер Псковской области.
Лидерами роста являются рыбная промышленность и деревообрабатывающая промышленность, которые можно рассматривать в качестве точек роста экспортного потенциала Псковской области.
Кроме того, неплохие темпы роста при достаточно высокой доле рынка (выше 1%) за отчетный период показали такие товары как сигаретная бумага, медная проволока, подъемные краны и схожие машины. Высокие темпы роста при незначительной доле рынка свойственны прочим пряностям, рыбным консервам и другой готовой продукции, холодильному оборудованию, фруктам и орехам замороженным.
1,28 4,78 0,06
■ Производство пищевой продукции, включая напитки, и табака
■ Производство транспортных средств и оборудования Прочие производства
■ Целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность
■ Производство машин и оборудования
Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви
■ Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий Производство резиновых и пластмассовых изделий
■ Текстильное и швейное производство
■ Производство электрооборудования, электрического и оптического оборудования
■ Обработка древесины и производство изделий из дерева Производство прочих неметаллических минеральных продуктов
■ Химическое производство
Рис. 1. Структура обрабатывающих производств Псковской области суммарно за 2013-2016 гг., %
Далее рассмотрим, на каких перспективных зарубежных рынках востребованы товары экспортной корзины Псковской области. Для этого сделана выборка из 25 стран верхних строчек ренкинга экспортной привлекательности АО «РЭЦ». Из 19 товаров экспортной корзины Псковской области (см. табл. 4) в перспективных зарубежных странах импортируется 12. Не пользуются спросом: рыбное филе и прочее мясо, сигаретная бумага, рыбные консервы и другая готовая продукция, прочие пряности, фрукты и орехи замороженные, дрова, щепа и отходы древесины, пластмассовая тара и упаковка. Высоковольтная электрораспределительная аппаратура и водонепроницаемая обувь импортируются только в Саудовской Аравии. Остальные товары экспортной корзины были ранжированы по страновому охвату спроса.
Таким образом, перспективными экспортными рынками для Псковской области являются:
- Польша (2-е место в ренкинге РЭЦ);
- Турция (4-е место в ренкинге РЭЦ);
- Сербия (5-е место в ренкинге РЭЦ);
- ОАЭ (6-е место в ренкинге РЭЦ);
- Румыния (7-е место в ренкинге РЭЦ);
- Вьетнам (7-е место в ренкинге РЭЦ);
- Китай (9-е место в ренкинге РЭЦ);
- Испания (15-е место в ренкинге РЭЦ);
- Таджикистан (17-е место в ренкинге РЭЦ);
- Киргизия (20-е место в ренкинге РЭЦ);
- Египет (24-е место в ренкинге РЭЦ);
- Израиль (26-е место в ренкинге РЭЦ);
- Франция (27-е место в ренкинге РЭЦ);
- Филиппины (27-е место в ренкинге РЭЦ);
- Азербайджан (30-е место в ренкинге РЭЦ);
- Марокко (32-е место в ренкинге РЭЦ);
- Саудовская Аравия (35-е место в ренкинге РЭЦ);
- Кот-д'Ивуар (36-е место в ренкинге РЭЦ).
Далее рассмотрим возможности внедрения новых товаров на существующие рынки. При этом следует ориентироваться на Приоритетное направление стратегического развития Российской Федерации «Международная кооперация и экспорт» включающее в себя следующие приоритетные экспортные отрасли: автомобилестроение, сельхозмашиностроение, железнодорожное машиностроение, авиастроение, формирование комплексной системы агропромышленного экспорта. В СЗФО Псковская область является лидером по производству пищевых продуктов (преимущественно, свинина) и производству электрооборудования. Кроме того, в регионе отмечается устойчивая тенденция увеличения производства мяса и субпродуктов пищевых убойных животных, рыбы и продуктов рыбных переработанных и консервированных, сыров и продуктов сырных. Данные отрасли можно считать точками роста экспортного потенциала региона. На рис. 1 видно, что наибольшую долю в структуре обрабатывающих производство занимает производство пищевой продукции, включая напитки, и табака (39,21 %). Этому способствует создание ряда агрохолдингов и мегаферм за рассматриваемый период на территории региона. На втором месте находится производство электрооборудования, электрического и оптического оборудования (25,28 %), что обусловлено исторической специализацией региона на электротехнической промышленности. На третьем месте находятся металлургическое производство и производство готовых металлических изделий (6,61 %) и производство машин и оборудования (5,6 %).
На рисунке 2 представлены темпы роста объемов отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности за 2013-2016 гг.
Положительные темпы роста за рассматриваемый период продемонстрировали производство пищевой продукции, включая напитки, и табака (177 %); произ-
водство транспортных средств и оборудования (164 %); целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность (149 %); производство машин и оборудования (125 %); производство кожи, изделий из кожи и производство обуви (114 %), а также металлургическое производство и производство готовых металлических изделий (104 %).
Таким образом, к устойчиво развивающимся отраслям промышленности региона можно отнести производство пищевой продукции, включая напитки, и табака; производство машин и оборудования; металлургическое производство и производство готовых металлических изделий. Увеличение объемов производства обуви произошло, в основном, за счет развития производства водонепроницаемой обуви заводом «Псковполимер». Развитие целлюлозно-бумажного производства обусловлено созданием на территории региона совместного предприятия «ТАНН-Невский», специализирующегося на выпуске сигаретной бумаги. Можно сделать вывод, что данные отрасли обладают относительным экспортным потенциалом, однако характеризуются узкой специализацией.
-120
Производство прочих н Обработка древесины и пр< Производство электрооборудования,... Текстильное и швейное производство | Производство резиновых и пластмассовых. Металлургическое производство и. Производство кожи, изделий из кожи и. Производство машин и оборудования Целлюлозно-бумажное производство;
Прочие производства Производство транспортных средств и Производство пищевой продукции, -100 -80 -60 -40 -20
0
20
40
60
80
100
Рис. 2. Темпы роста объемов отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности, Псковская область, 2013-2016 гг., %
Таким образом, в разрезе Приоритетного направления стратегического развития Российской Федерации «Международная кооперация и экспорт» в Псковской области в перспективе возможно развитие сельхозмашиностроения (в настоящее время регион экспортирует тракторы и тягачи), что в том числе, будет поддерживать сельское хозяйство региона. Мультипликативный эффект от одного рубля, ин-
вестированного в сельскохозяйственную отрасль машиностроения, составляет 3 рубля. Крупнейшими производителями сельхозтехники в России являются комбайновый завод «Ростсельмаш», концерн «Тракторные заводы» и Петербургский тракторный завод. Примечательно, что эти предприятия используют минимум импортных комплектующих: уровень локализации их продукции составляет более 90%.
Перспективным на сегодняшний день направлением является формирование комплексной системы агропромышленного экспорта в рамках приоритетного проекта «Экспорт продукции АПК», утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 г. № 11). К системе агропромышленного экспорта относится экспорт мяса (02 ТН ВЭД), масложировой промышленности (15 ТН ВЭД), зерна и продукции мукомольно-крупяной промышленности (10 и 11 ТН ВЭД), готовой продукции АПК (09, 16-21, 23 ТН ВЭД).
В Псковской области возможен экспорт мяса, в основе которого лежит экспорт свинины. Исследование показало, что перспективными для Псковской области рынками сбыта сельскохозяйственной продукции являются Китай, Киргизия, Азербайджан, Армения, Польша, ОАЭ, Сербия, Румыния, Таджикистан.
В таблице 5 представлено стратегическое поле экспортной деятельности Псковской области в страновом разрезе.
Таблица 5
Стратегическое поле экспортной деятельности Псковской области
_в страновом разрезе_
РЫНОК
новый существующий
ТОВАР новый Китай, Киргизия, Азербайджан, Армения, Польша, ОАЭ, Сербия, Румыния, Таджикистан Нидерланды, Германия, Литва, Латвия, Эстония
существующий Польша, Турция, Сербия, Индия, ОАЭ, Румыния, Вьетнам, Китай, Испания, Таджикистан, Киргизия, Египет, Израиль, Франция, Филиппины, Азербайджан, Марокко, Саудовская Аравия, Кот-д'Ивуар Казахстан, Украина, Узбекистан
Перспективы дальнейших исследований заключаются в формировании тактических решений по расширению присутствия Псковской области на рынках стран-стратегических партнеров, а также в разработке системы мер по целевой поддержке производителей товаров экспортной корзины региона. Развитие экспорта как за рубеж, так и в другие субъекты Российской Федерации, является одной из точек роста экономики Псковской области как приграничного региона, поскольку обеспечивает расширение рынков сбыта небольшой территориальной системы.
Литература
1. Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятных условий для развития экспортной деятельности
(Региональный экспортный стандарт) // [Электронный ресурс]: URL: https ://www. exportcenter.ru/upload/iblock/be0.pdf
2. Баглаенко И. А. Проблема создания условий для развития экспортных операций региона // Вестник Межрегионального открытого социального института. 2015. № 2 (2). С. 63-67.
3. Матвеева О. П., Глаголева Н. Н. Экспорт товара в контексте импортозамещения: региональный аспект // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2017. № 1 (62). С. 78-87.
4. Николаев М. А., Махотаева М. Ю. Формирование экспортного потенциала региона // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Экономика. Право. Управление. 2017. № 6. С. 3-11.
5. Pankaj Ghemawat. Regional strategies for global leadership // Harvard Business Review. Economy. The December 2005 issue.
6. Nora Lado, Ester Martínez-Ros, Ana Valenzuela. Identifying successful marketing strategies by export regional destination // International Marketing Review, 2004. Vol. 21 Issue: 6, Р. 573-597 [Электронный ресурс]: URL: https://doi.org/10.1108/02651330410568024
7. Котлер Ф., Келлер К. Л. Маркетинг менеджмент. 14-е изд. СПб.: Питер. 2015. 800 с.
8. Ansoff. I.: Strategies for Diversification, Harvard Business Review, Vol. 35 Issue 5, Sep-Oct 1957, Р. 113-124.
Об авторе
Бакуменко Ольга Аркадьевна — кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и международного бизнеса, финансово-экономический факультет, Псковский государственный университет, Россия. E-mail: [email protected]
O. A. Bakumenko
STRATEGICDIRECTIONSOFTHEPSKOVREGIONGOODS EXPORT DEVELOPMENT
The strategic directions of development of export of goods produced in the territory of the Pskov region are considered. The proposed measures to develop markets and export market basket will increase the share of export earnings to the regional budget. Key words: export, export activities of the region, export strategy.
About the author
Bakumenko Olga Arkadievna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of World Economy and International Business, Finance and Economics Faculty, Pskov State University, Russia. E-mail: [email protected]