Научная статья на тему 'Резервы роста экспорта машиностроительной продукции в регионах России'

Резервы роста экспорта машиностроительной продукции в регионах России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
88
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ / ЭКСПОРТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ РЕГИОНЫ / НЕСЫРЬЕВОЙ ЭКСПОРТ / МАШИНОСТРОИТЕЛЬНАЯ ПРОДУКЦИЯ / REGIONAL ECONOMY / STRUCTURE OF ECONOMY / EXPORT-ORIENTED REGIONS / NON-RESOURCE EXPORT / ENGINEERING PRODUCTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Широкова Елена Юрьевна

Во время предкризисной ситуации на мировой арене негативное влияние на региональные экономические системы возрастает. В этих условиях поиск инструментов для восстановления нормального функционирования экономики становится одной из приоритетных целей в субъектах Российской Федерации. Снижение спроса на сырьевые товары и падение цен на основную экспортную для страны продукцию указывает на необходимость структурных изменений. Автор поддерживает необходимость реализации структурных реформ на региональном уровне и в качестве предварительного этапа их осуществления предлагает выявить потенциальные источники несырьевого экспорта. На примере Северо-Западного федерального округа и субъектов, входящих в его состав, определены виды производств машиностроительной продукции, несырьевой экспорт которых нуждается в мерах поддержки. В качестве информационной основы для работы взяты данные Росстата по региональным обрабатывающим производствам: объемы произведенной и отгруженной на экспорт продукции за 2018 год. Автором выдвинуто предложение о необходимости ввести законодательные ограничения на экспорт сырья и продукции с низкой степенью переработки. Для того чтобы увеличить эффективность функционирования предприятий, предлагается создать между ними кооперационные связи, которые позволили бы снизить транспортные и логистические издержки и способствовали росту прибыли предприятий и региональных бюджетов. Научный вклад работы состоит в определении потенциальных возможностей для развития регионального машиностроительного экспорта, что даст импульс к началу структурных реформ в региональных социально-экономических системах. Выводы статьи будут полезны для органов исполнительной власти при корректировке мер управления экономикой регионов и для исследователей, занимающихся проблемами развития региональных систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPORT GROWTH RESERVES OF ENGINEERING PRODUCTS IN THE REGIONS OF RUSSIA

During the pre-crisis situation on the world stage the negative impact on regional economic systems is increasing. Under these conditions, the search of tools for recovering the normal functioning of the economy becomes one of the priority goals in the entities of the Russian Federation. The decline in demand for primary commodities and the drop in prices for the country's main export products indicate the need for structural changes. The author supports the necessity of implementing structural reforms at the regional level and makes a proposal to identify potential sources of the non-resource export as a preliminary stage of their implementation. Through the example of the Northwestern Federal District and its entities, the author identifies the types of production of engineering products, the non-resource export of which needs support measures. As the information basis of the study the researcher uses the Rosstat's data concerning the regional manufacturing: the volumes of products produced and shipped for export over 2018. The author has presented the proposal on the necessity of introducing legislative restrictions on the export of raw materials and products with a low degree of processing. In order to increase the efficiency in functioning of enterprises, it is proposed to create cooperative links between them that would allow to reduce transport and logistical costs and contribute to the growth in profit of enterprises and regional budgets. The scientific contribution of the work consists in identifying potential opportunities for developing the regional engineering export, which will give a boost to the start of structural reforms in the regional socio-economic systems. The conclusions of the article will be useful for executive authorities in adjusting the measures regarding the management of regions' economy and for the researchers dealing with the issues of regional systems' development.

Текст научной работы на тему «Резервы роста экспорта машиностроительной продукции в регионах России»

ЭКОНОМИКА ТЕРРИТОРИИ

DOI: 10.15838/tdi.2020.3.53.2 УДК 332.1 | ББК 65.04

© Широкова Е.Ю.

РЕЗЕРВЫ РОСТА ЭКСПОРТА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ В РЕГИОНАХ РОССИИ1

ЕЛЕНА ЮРЬЕВНА ШИРОКОВА

Вологодский научный центр Российской академии наук Российская Федерация, 160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а E-mail: shir11@bk.ru

ORCID: 0000-0002-7457-7844; ResearcherID: B-7294-2019

Во время предкризисной ситуации на мировой арене негативное влияние на региональные экономические системы возрастает. В этих условиях поиск инструментов для восстановления нормального функционирования экономики становится одной из приоритетных целей в субъектах Российской Федерации. Снижение спроса на сырьевые товары и падение цен на основную экспортную для страны продукцию указывает на необходимость структурных изменений. Автор поддерживает необходимость реализации структурных реформ на региональном уровне и в качестве предварительного этапа их осуществления предлагает выявить потенциальные источники несырьевого экспорта. На примере Северо-Западного федерального округа и субъектов, входящих в его состав, определены виды производств машиностроительной продукции, несырьевой экспорт которых нуждается в мерах поддержки. В качестве информационной основы для работы взяты данные Росстата по региональным обрабатывающим производствам: объемы произведенной и отгруженной на экспорт продукции за 2018 год. Автором выдвинуто предложение о необходимости ввести законодательные ограничения на экспорт сырья и продукции с низкой степенью переработки. Для того чтобы увеличить эффективность функционирования предприятий, предлагается создать между ними кооперационные связи, которые позволили бы снизить транспортные и логистические издержки и способствовали росту прибыли предприятий и региональных бюджетов. Научный вклад работы состоит в определении потенциальных возможностей для развития регионального машиностроительного экспорта, что даст импульс к началу структурных реформ в региональных социально-экономических системах. Выводы статьи будут полезны для органов исполнительной власти при корректировке мер управления эко-

1 Статья подготовлена в соответствии с государственным заданием для ФГБУН ВолНЦ РАН по теме НИР № 0168-2019-0005 «Исследование факторов и методов устойчивого развития территориальных систем в изменяющихся мировых геополитических и геоэкономических условиях».

номикой регионов и для исследователей, занимающихся проблемами развития региональных систем.

Региональная экономика, структура экономики, экспортно ориентированные регионы, несырьевой экспорт, машиностроительная продукция.

Российская внешняя торговля на протяжении многих лет имела свои специфические особенности. Доминирующие доли в экспорте и импорте занимают сырьевые товары и высокотехнологичная продукция соответственно. Во время стабильного развития мировой экономики эти диспропорции являлись тревожным сигналом, говорящим о несбалансированной структуре экономической системы страны. После усиления негативного внешнего влияния из-за введения западными странами санкционной политики и снижения цен на товары с низкой добавленной стоимостью на глобальных рынках сохранение стабильного роста экономики России оказалось под угрозой. С возникновением новой опасности глобального масштаба, от которой страдают все страны, пандемии коронавируса СОУГО-19, Российская Федерация была вынуждена ограничить внешние связи с другими государствами, что резко уменьшило объемы экспортных и импортных потоков. Дополнительное отрицательное влияние на состояние страны оказало падение цен на нефть2, после чего котировки российской валюты также начали резко снижаться3. Пока деловая активность во всем мире находится на минимуме, а государства тратят огромные суммы из бюджетов на финансирование сферы здравоохранения, в РФ появился серьезный стимул решить важную задачу - осуществить переход к инновационному типу развития экономики, который приведет к диверсификации внешнеторговых потоков. Глобализация превратила весь мир в единое производство, поэтому разорванные связи между предприятиями, странами и континентами способствуют сильным спадам в экономических системах. При улучшении эпидемиоло-

гической ситуации необходимо возобновить нормальное функционирование всех предприятий и организаций, вследствие чего приоритетными задачами для государства станут расширение товарооборота и активизация грузоперевозок с восстановлением соответствующей инфраструктуры. Для региональных властей на первый план выйдет восстановление локальных предприятий, наращивание объемов производств которых в дальнейшем позволит задуматься о возобновлении внешних связей. Таким образом, важнейшую роль в выведении страны и регионов из кризисной ситуации будут играть предприятия, которые смогут оперативно восстановить свою деятельность и взаимодействие с зарубежными партнерами.

Цель исследования - выявление резервов роста экспорта машиностроительной продукции в регионах Северо-Западного федерального округа. Для достижения цели требуется решить следующие задачи: сопоставление структуры производства товаров в субъектах макрорегиона со структурой товаров, отгруженных на экспорт; определение основных видов машиностроительных производств в структуре экономики региона. По итогам работы будут даны рекомендации для органов исполнительной власти регионов по реализации дополнительных мер развития несырьевого экспорта.

Научная новизна и значимость исследования состоят в определении опорных точек, регионов-катализаторов развития несырьевого экспорта макрорегиона. На основе выявленных несырьевых отраслей во всех субъектах могут быть расставлены приоритеты стимулирования для возобновления активного экономического функционирования всей страны и выполнения

2 Цена российской нефти Urals упала до уровня 1999 года // Ведомости. URL: https://www.vedomosti.ru/ business/articles/2020/03/30/826623-tsena-nefti (дата обращения 08.04.2020).

3 Падение рубля - это надолго // Ведомости. URL: https://www.vedomosti.ru/finance/articles/2020/03/09/ 824758-padenie-rublya (дата обращения 08.04.2020).

целей национальных проектов и государственных программ.

Задача определения приоритетных путей регионального развития рассматривалась в ряде работ [1-2]. Для решения региональных проблем исследователи определили необходимость поиска источников роста и развития [3-5]. В свое время академик Л.А. Абалкин высказывал мнение о том, что для появления конкурентности между регионами в них должны быть созданы «зоны прорыва» [6]. Для активного развития региональных предприятий необходим рост внутреннего спроса, однако существующие тенденции говорят об его отсутствии4, поэтому большинство отечественных производителей, рассматривающих перспективу увеличения производства, обращаются на зарубежные рынки. Поддерживали активизацию внешней торговли для решения региональных проблем в своих работах В.М. Полтерович, И.В. Шевченко, А.Г. Аганбегян и др. Вопросами региональной внешнеторговой деятельности занимались С.Г. Синельников-Мурылев, А.Ф. Линецкий, В.П. Оболенский, И.С. Гладков, Е.Л. Андреева, Н.С. Воловик.

Выход на зарубежные рынки связан с дополнительными расходами и реорганизацией производственной деятельности из-за адаптации к потребителям с иными требованиями и ожиданиями. Помощь в минимизации административных барьеров для таких организаций оказывает Российский экспортный центр (РЭЦ). Его филиалы располагаются во многих регионах страны. РЭЦ является государственным институтом поддержки несырьевого экспорта и помогает экспортно ориентированным компаниям в их внешнеэкономической деятельности. После начала реализации национальных

проектов, один из которых прямо нацелен на рост и диверсификацию экспортных потоков («Международная кооперация и экспорт»5), приоритетным направлением внешнеторговой деятельности России стал рост конкурентоспособной продукции для продажи ее на внутреннем и внешнем рынках. На проходившем с 28 по 30 марта 2019 года Красноярском экономическом форуме в выступлении заместителя председателя Правительства России Дмитрия Коза-ка прозвучала фраза о том, что «экспортно ориентированная продукция - это не самоцель. Речь идет о технологическом развитии нашей страны, выпуске конкурентоспособной продукции. Экспорт для нас - это маркер конкурентоспособной продукции»6.

Ведущие экономисты обсуждают возможности активизации отечественной высокотехнологичной промышленности за счет нацпроектов [7], дают рекомендации по обеспечению выполнения задачи, связанной с созданием высокопроизводительного экспортно ориентированного сектора, поставленной Президентом в Указе от 7 мая 2018 года7 [8].

Структура экономической системы региона является базисом для выбора путей ее развития, от основных отраслей, развивающихся на территории субъекта, зависят структура внешней торговли, образования, наличие транспортной инфраструктуры, скорость привлечения инновационных технологий и др. В Российской Федерации подавляющую долю доходов бюджета составляют доходы от продажи сырьевых товаров. Согласно данным Росстата, с 1995 по 2018 год доля минеральных продуктов в экспорте страны выросла на 22,8 п. п. (с 42 до 64,8%), а доля машин и оборудования за тот же период снизилась на 3,4 п. п.

4 Признаки роста внутреннего спроса отсутствуют // Эксперт Online. URL: https://expert.ru/expert/2020/10/ priznaki-rosta-vnutrennego-sprosa-otsutstvuyut (дата обращения 21.04.2020).

5 Международная кооперация и экспорт // Будущее России. Национальные проекты. URL: https://futurerussia.gov.ru/mezhdunarodnaya-kooperaciya-i-eksport (дата обращения 20.04.2020).

6 Экспорт: дорога к себе // Эксперт Online. URL: https://expert.ru/siberia/2019/20/eksport-doroga-k-sebe (дата обращения 21.04.2020).

7 Президент подписал Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Официальный сайт Президента России. URL: http://kremlin.ru/events/president/ news/57425 (дата обращения 21.04.2020).

Подобные диспропорции в начале 2020 года на фоне сорванной сделки ОПЕК+, резкого снижения цены на нефть до минимальных за двадцать лет значений и падения курса рубля сильно ударили по бюджету страны. В этой ситуации необходимо восстанавливать экономику, ориентируясь на производство и экспорт конкурентоспособных несырьевых товаров. В связи со снижением мирового спроса и цен на нефть вектор развития внешнеторговой деятельности должен измениться в сторону услуг и товаров с большей добавленной стоимостью.

В то же время активизация экспорта встречает на своем пути препятствия и вне сильного негативного внешнего воздействия. Так, одним из них назван «коммуникационный разрыв» для малых и средних предприятий региона [9]. Их производственные мощности превышают внутренний спрос, а первой задачей по выходу на внешние рынки является установление контактов с потенциальными потребителями. По-прежнему остается актуальной проблема диверсификации экспорта [10], учет зарубежного опыта по стимулированию внешней торговли несырьевыми товарами [11] представляется необходимым в рассматриваемом контексте. Анализ современных зарубежных исследований позволяет отметить повышение интереса к активизации экспортной деятельности путем снижения торговых барьеров [12], в ряде работ выявляются побочные эффекты от выхода на внешние рынки [13]. Рассматриваются различия в получаемых эффектах от прямых иностранных инвестиций, помощи в торговой деятельности и модернизации экспорта для стран с низкими доходами [14]. Анализируется процесс интенсификации экспортных потоков как для предприятий [15] и регионов [16], так и для стран [17]. Исследуются ситуации ухода от экспорта к внутренней торговле [18], проводится анализ экспортно ориентированного пути развития страны [19].

Ориентация на экспорт для регионов страны является важной частью поддержания внешних связей. Положительный внешнеторговый баланс позволяет обеспечивать не только импорт необходимых товаров, но и обмен технологиями, опытом и современным оборудованием. В зависимости от качества транспортной инфраструктуры, наличия и расположения природных ресурсов объемы внешнеторгового оборота в некоторых регионах отличаются в несколько раз.

В качестве информационной основы для исследования выбраны данные Росстата по объемам произведенной и отгруженной на экспорт продукции обрабатывающих производств Северо-Западного федерального округа за 2018 год. Согласно общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) в кодовое обозначение С входят все отрасли обрабатывающих производств, которые содержат 24 уточняющих кода. Сфера машиностроения включает в себя пять из них:

- 26: производство компьютеров, электронных и оптических изделий;

- 27: производство электрического оборудования;

- 28: производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки;

- 29: производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов;

- 30: производство прочих транспортных средств и оборудования.

Экспортные товары классифицируются по товарным группам в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС). В состав товарной группы «Машины, оборудование и транспортные средства» включены коды с 84 по 90, в соответствии с которыми нами определены доли некоторых видов машиностроительной продукции в экспорте.

Для исследования выберем следующие показатели.

1. Эобр - доля экспорта в производстве обрабатывающих отраслей региона (1):

Экспорт обрабатывающих отраслей

Г\ V 11 « 1 .-4 г\ г\ /■ ^ \

Эобр = —--—--— * 100 (1)

Объем производства обрабатывающих отраслей

2. Эмаш - доля экспорта в выпуске машиностроительных производств региона (2):

Объем экспорта машиностроительной продукции

Эмаш = —-* 100 (2)

Объем выпуска машиностроительных производств

Аналогично будут рассчитаны доли экспорта каждого вида машиностроительных производств для уточнения экспортной специализации региона.

Наиболее распространенное понятие экспортной ориентации региона подразумевает преобладание доли стоимостного объема экспорта в товарообороте. Однако четкого определения этого понятия нет (табл. 1).

Для того чтобы охарактеризовать понятие экспортно ориентированного производства, рассмотрим также термин Всемирной торговой организации (ВТО) - экспортно ориентированная политика8. Определение подразумевает помощь государства, оказываемую отечественным производителям товаров для вывоза своей продукции на внешний рынок. Исходя из существующих подходов, в нашем исследовании экспортно ориентированными производствами будем считать те, которые продают значимую долю своей продукции на внешних рынках9.

Тип экспортной ориентации зависит от состава экспорта - сырьевые товары (древесина, минеральные продукты) или высокотехнологичная продукция (станки, оборудование). Один регион может быть экспортно ориентированным в ряде отраслей. Для нашего исследования из совокупности обрабатывающих производств вычленим наиболее показательные - машиностроительные производства.

В 2018 году доля экспорта в товарообороте СЗФО составляла 57% - макрорегион является экспортно ориентированным. Стоимость экспортных поставок увеличилась на 13,9%, большая их часть была вывезена

в страны дальнего зарубежья (92%). Основными торговыми партнерами по экспорту макрорегиона в этом году стали Нидерланды с удельным весом в экспорте 20,4%, Китай (7,4%), Германия (6,0%), Соединенные Штаты Америки (5,7%) и Финляндия (5,1%).

Большую долю в товарной структуре экспорта занимают минеральные продукты (49,6%), существенная часть приходится на металлы (14,3%). Таким образом, большая часть экспортных поставок состоит из сырьевых товаров и продукции низкой степени переработки. На товарную группу машиностроительного оборудования, по данным таможенной службы, приходится всего 8,1% от объема всего экспорта. Среди субъектов Российской Федерации, входящих в СЗФО, в экспорте лидируют Санкт-Петербург (52,1%), Ленинградская (14%) и Вологодская (9,3%) области.

В структуре импортируемых товаров 47,6% от всего объема импорта в 2018 году приходилось на продукцию машиностроения и 21% - на продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье. В географической структуре импорта также преобладают страны дальнего зарубежья (94,7%): Китай (18,0%), Германия (9,7%), Республика Корея (8,2) и США (5,0%).

Исходя из таможенной статистики, отметим, что макрорегион зависит от внешнеэкономических связей со странами дальнего зарубежья, учитывая объем товарооборота с ними. Основу экспорта составляют сырьевые товары, импорта - высокотехнологичная продукция. Столь сильные диспропорции в товарообороте макрорегиона создают

8 Экспортно ориентированная торговая политика // Всероссийская академия внешней торговли. URL: http://www.vavt.ru/wto/wto/ExportOrientedCommercialPolicy (дата обращения 08.05.2020).

9 В словарях нет определения сочетанию слов «экспортно ориентированный», отмечаются только особенности орфографии. Переформулировка словосочетания в «ориентированный на экспорт» позволяет выделить главное слово -«ориентировать» - направить (направлять) на дocтижeниe кaкoй-нибyдь цели, пoмoчь ^oMora^) ^му-нибудь paзoбpaтьcя в чем-нибудь // Толковый словарь русского языка. URL: http://ozhegov.textologia.ru/ definit/orientirovat/?q=742&n=191479 (дата обращения 11.02.2020).

Таблица 1. Подходы к определению понятия «экспортная ориентация»

Автор Определение

Сморгунов Л.В. Экспортная ориентация региона предполагает введение экспортно ориентированной политики органами исполнительной власти: наличие институтов развития, специальные меры поддержки экспорта. Экспортная ориентация региона является вторым этапом развития после активизации импортозамещающих производств

Миролюбова Т.В. Экспортно ориентированный регион, по аналогии с экспортно ориентированным сектором экономики, представляет собой субъект со значительной долей экспорта в объемах продаж и высокой долей экспорта в ВРП

Левин С.Н., Каган Е.С., Саблин К.С. Экспортно ориентированными являются регионы, основу экономики которых составляют экспортно ориентированные отрасли

Суходолов Я.А. Экспортно ориентированным называется регион, в товарообороте которого преобладает доля экспорта

Балаганская Е.Н., Денисов М.С., Колыханов Д.А. В экспортно ориентированном регионе наблюдается ежегодный стабильный прирост стоимостного объема экспорта

Белоусова А.В. Экспортно ориентированным является регион, в котором высока степень зависимости объемов производства от экспорта

Составлено по: [20-25].

риски для устойчивости его социально-экономической системы, в первую очередь связанные с ситуацией на мировой арене. Изменение мировых цен и снижение спроса на экспортируемые товары, волатильность валют, политические конфликты - все это создает угрозу стабильному функционированию СЗФО и территорий в его составе.

Определим регионы, которые могли бы удовлетворить внутренний спрос на высокотехнологичную продукцию, реализовать потенциал импортозамещения и производить конкурентоспособную продукцию, в том числе и на экспорт. Для этого рассмотрим доли экспорта в производстве обрабатывающих отраслей СЗФО и субъектов, входящих в него (табл. 2).

Российский экспорт в 2018 году состоял из продукции обрабатывающих отраслей на 23,4%, из них машиностроительная продукция занимала всего 8,2%. Эти показатели сопоставимы с экспортными поставками из СЗФО (24,4 и 5,7% соответственно). Обнаружена разница в уровнях экспорта для двух видов машиностроительных производств СЗФО и России, соответствующих 28 и 30 коду ОКВЭД. Доля экспорта машин и оборудования для макрорегиона превышает четверть от всех его экспортных поставок в

сфере машиностроения, в то время как среднероссийский уровень не превосходит 8,9%. К тому же экспорт прочих машин и оборудования для макрорегиона в общем машиностроительном экспорте ниже, чем средний по стране, на 15 п. п.

Ситуация в регионах более разнообразна: в некоторых из них экспорт продукции машиностроения находится на низком уровне (Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская, Мурманская и Вологодская области), из г. Санкт-Петербурга идут поставки всей номенклатуры отрасли. В остальных субъектах макрорегиона осуществляется продажа за рубеж 2-3 видов продукции машиностроения.

Таким образом, не во всех регионах СЗФО отмечена значимая доля экспорта обрабатывающих производств, только в Псковской области 30,7% продукции машиностроения поставляется на зарубежные рынки. Производство компьютеров, электронных и оптических изделий в Калининградской области продает за рубеж 86,3% от всего машиностроительного экспорта, меры для его поддержки необходимы в Санкт-Петербурге (3,9%). В Ленинградской (53,0%), Новгородской (55,9%) и Псковской (92,3%) областях находятся хорошо развитые производства

Таблица 2. Доля экспорта в промышленности регионов СЗФО* (2018 год), %

Регион Эобр Эмаш ОКВЭД

26 27 28 29 30

СЗФО 24,43 5,67 4,37 8,42 26,48 11,36 49,37

Калининградская область 11,05 2,41 86,26 - 13,74 - -

Ленинградская область 31,50 1,18 - 53,05 46,66 - 0,28

Новгородская область 40,79 0,60 - 55,92 44,08 - -

Псковская область 1,54 30,72 - 92,31 7,69 - -

г. Санкт-Петербург 18,23 11,26 3,87 5,62 33,07 14,82 42,62

Справочно: Российская Федерация 23,42 8,17 4,95 8,30 8,86 13,49 64,39

* Часть регионов СЗФО (Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская, Мурманская и Вологодская области) имеют Эмаш ниже 0,5%, в связи с чем отсутствуют данные в разбивке по кодам ОКВЭД. Составлено по: данные Росстата.

электрического оборудования, доля его экспорта в г. Санкт-Петербурге составляет 5,6%.

В макрорегионе находятся три производства машин и оборудования с высокой долей экспорта: Ленинградская, Новгородская области и г. Санкт-Петербург (46,7; 44,1 и 33,1% соответственно). В Калининградской и Псковской областях экспорт этого типа продукции составляет 13,7 и 7,7% от объема отгрузки. В Санкт-Петербурге располагается производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов, доля экспорта в объеме выпуска которого требует дополнительных мер по стимулированию (14,8%). В то же время на его территории выпускаются транспортные средства и оборудование, 42,6% которых идет на экспорт.

Таким образом, было выявлено, что в Псковской области находится развитое производство электрического оборудования с высокой долей экспорта. В других субъектах тоже присутствуют ориентированные на экспорт производства: в Калининграде -производство компьютеров, электронных и оптических изделий; в Ленинградской и Новгородской областях - производство электрического оборудования и машин, в г. Санкт-Петербурге - машин и прочих транспортных средств и оборудования.

По данным таможенных служб, структура экспорта машиностроительной продукции в 2018 году в регионах СЗФО была следующей (табл. 3).

По сравнению с российским уровнем, в СЗФО доля машиностроительной продукции в экспорте оказалась больше на 1,7 п. п. Основными субъектами, имеющими значимые экспортные поставки высокотехнологичных товаров, являются Калининградская область (16,6%), г. Санкт-Петербург (12,1%), Псковская и Архангельская области (11,1 и 8,5% соответственно). Почти не представлено в экспорте макрорегиона производство летательных, космических аппаратов и их частей. Из-за обилия расположенных на территории округа судоходных рек и озер наиболее частые товары в экспортных поставках - суда, лодки и плавучие конструкции (45,2%).

В Республике Коми, Новгородской, Вологодской и Псковской областях основную часть экспорта машиностроительных производств составляют ядерные реакторы, котлы, оборудование и механические устройства (71,5; 62,0; 53,8 и 32,3% соответственно). Экспорт электрического оборудования, аппаратуры для записи и воспроизведения звука в Республике Коми и Псковской области занимает 73,7 и 59,3% от всех экспортных поставок машиностроительного оборудования. Самую большую долю экспорта подвижных составов и оборудования для железнодорожных перевозок среди всех регионов СЗФО имеет Ленинградская область (21,5%). На ее территории расположены три вагоностроительных завода, отрасль является одной

Таблица 3. Структура экспорта машиностроительной продукции в регионах СЗФО (2018 год), %

Регион Доля экспорта машиностроительной продукции в общем объеме экспорта Доля в экспорте машиностроительной продукции (код ТН ВЭД ЕАЭС)

84 85 86 87 88 89 90

СЗФО 8,2 18,9 16,1 1,6 13,7 0,0 45,2 4,5

Республика Карелия 1,8 20,1 73,7 2,8 2,5 0,0 0,1 0,9

Республика Коми 0,5 71,5 11,1 0,7 0,4 0,0 0,9 15,4

Архангельская область 8,5 12,9 5,9 0,0 0,1 0,0 76,3 4,9

Вологодская область 3,2 53,8 2,2 1,3 10,6 0,0 0,1 32,2

Калининградская область 16,6 9,5 5,6 0,1 1,5 0,1 85,1 1,7

Ленинградская область 2,7 34,4 28,6 21,5 13,8 0,0 0,2 1,4

Новгородская область 1,8 62,0 22,1 4,9 5,3 0,0 0,1 5,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мурманская область 0,7 5,5 5,3 0,0 0,1 0,0 87,4 1,8

Псковская область 11,1 32,3 59,3 1,5 5,3 0,0 0,1 1,5

г. Санкт-Петербург 12,1 18,6 16,7 0,6 16,5 0,0 42,9 4,6

Справочно: Российская Федерация 6,5 31,5 17,0 3,1 14,6 7,3 20,5 6,0

Составлено по: данные Федеральной таможенной службы.

из системообразующих, но для увеличения объемов экспорта требуются дополнительные средства поддержки.

Санкт-Петербург, Ленинградская и Вологодская области имеют перспективное производство наземного транспорта (16,5; 13,8 и 10,6% соответственно). Развитое производство судов, лодок и плавательных конструкций в одних регионах почти полностью отсутствует, в других - доля его экспорта занимает от 42,9 до 87,4% выпуска. Лидерами в экспорте товаров этой группы являются Мурманская, Калининградская и Архангельская области - в этих субъектах функционирует множество судостроительных и судоремонтных заводов.

Довольно малую долю в экспорте регионов занимают измерительные, оптические, фото- и кинематографические аппараты

и инструменты: большой объем таких товаров экспортирует Вологодская область (32,2%), на втором месте с отрывом почти в два раза - Республика Коми (15,4%).

Следовательно, можно отметить минимальный объем производства летательных и космических аппаратов в макрорегионе, а наиболее крупными являются производства ядерных реакторов, котлов, оборудования и механических устройств. В субъектах СЗФО представлено множество машиностроительных производств, нуждающихся в мерах поддержки для расширения экспорта продукции. В связи с этим можно предположить, что машиностроительная продукция отечественных производителей обладает рядом недостатков. В их числе малый объем инновационных разработок, неконкурентоспособность по цене с зарубежными произ-

Таблица 4. Доля отгруженной продукции в машиностроительной промышленности регионов СЗФО (2018 год), % от обрабатывающих производств

Регион ОКВЭД

26 27 28 29 30

Республика Карелия 0,29 2,14 1,02 0,00 1,44

Республика Коми 0,24 0,07 0,20 0,00 0,04

Архангельская область 0,07 0,06 0,59 0,01 56,3

Вологодская область 0,06 0,12 1,24 0,04 0,21

Калининградская область 3,71э* 0,82 0,72э 40,56 2,56

Ленинградская область 0,80 2,86э 1,19э 1,53 7,92э

Новгородская область 4,38 3,20э 2,52э 0,92 0,01

Мурманская область 0,28 0,01 0,57 0,00 0,73

Псковская область 2,18 22,30э 4,78э 0,43 1,88

г. Санкт-Петербург 4,24э 3,05э 5,02э 14,41э 2,98э

* э - экспорт уже осуществляется. Составлено по: данные Росстата.

водителями и др.10. Также можно отметить специализации регионов, например производство судов и лодок, предполагающее наличие определенной инфраструктуры.

Каждый субъект в составе СЗФО имеет потенциал для развития производств, которые рассматривают выход на внешние рынки лишь в будущем. Для реализации этих возможностей необходимы меры государственной поддержки и активная позиция органов исполнительной власти региона по продвижению экспортной ориентации отраслей. Например, на территории Республики Карелии располагаются производства машиностроительной продукции. Однако объем каждого из них очень мал: наибольшая его доля - у электрического оборудования (2,1%). Остальные регионы также имеют потенциал для развития производства конкурентоспособной продукции не только для внутреннего, но и для внешнего рынка (табл. 4).

Экспортная ориентация отрасли не зависит от доли ее производства в общем объеме отгрузки обрабатывающих производств. Так, в Калининградской области производятся экспортные поставки машин и оборудования, занимающие менее 1% в структуре, однако производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов с долей в 40,56% поставляет продукцию только на внутренний рынок. В связи с этим необходимо отметить большую роль организаций, которые помогают предприятиям малого и среднего бизнеса выходить на внешние рынки (например, Российский экспортный центр).

Для субъектов СЗФО характерен ряд ограничений для экономического роста [1], в их числе устаревшая производственная база, недостаток финансирования инновационных разработок, использование преимущественно экстенсивных факторов. Несмотря на это, машиностроительные

10 Станок требует льгот // RG.RU. URL: https://rg.ru/2018/10/28/minpromtorg-sprognoziroval-rost-obema-proizvodstva-v-stankostroenii.html (дата обращения 28.05.2020).

предприятия продолжают функционировать и находят потребителей как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Так, в ходе анализа структуры обрабатывающих производств в субъектах макрорегиона был выделен ряд из них, которые имеют потенциал для перехода в разряд экспортно ориентированных. Например, Республика Карелия имеет значимый объем отгрузки компьютеров и периферийного оборудования, станков, железнодорожных подвижных составов, техники для сельского и лесного хозяйства. Республика Коми производит медицинское оборудование, бытовую электронику, генераторы и другое распределительное оборудование, машины для сельского и лесного хозяйства и т. д.

В Архангельской области, помимо производства локомотивов, крупные объемы отгрузки отмечены в производствах машин и оборудования общего и специального назначения. В Вологодской области представлены все виды машиностроительных производств, наиболее крупными являются производства машин общего и специального назначения, подвижного железнодорожного состава. Широкая номенклатура изготавливаемого в ней электрического оборудования включает в себя как лампы и осветительное оборудование, так и кабели, аккумуляторы и измерительные приборы. Необходимо отметить, что в Ленинградской области имеют экспортный потенциал производства измерительных и навигационных приборов, облучающего и электротерапевтического оборудования для медицины, а также крупное производство комплектующих для автотранспорта.

В Новгородской области производится большой объем контрольно-измерительной и навигационной техники, оптического, фото- и кинооборудования; кузовов и комплектующих для автотранспорта. Мурманская область имеет резервы для экспорта в производствах транспортных средств и оборудования общего и специального назначения. Новгородская область - в производствах автотранспортных средств, железнодорожных локомотивов и подвижного состава.

Судя по данным Росстата и таможенных служб, процент машиностроительных производств в СЗФО незначителен, что объясняется ориентацией на экспорт в основном сырьевой продукции. Некоторые виды машиностроения не представлены в регионах, другие - имеют большую долю в общем объеме производства, но не реализуют свой экспортный потенциал по ряду причин. Существенные объемы производства машиностроительной продукции в субъектах СЗФО отмечены на территориях, где располагаются крупные заводы. Объемы их экспорта зависят от конкурентоспособности выпускаемой продукции как по качеству, так и по цене. Для его развития необходимы комплексные меры поддержки со стороны налоговых, банковских организаций и органов исполнительной власти.

Выводы исследования подчеркивают: важно учитывать специфику функционирования регионов. Обобщение показателей на уровне макрорегионов и на федеральном уровне не позволяет использовать меры для точечной корректировки экономической политики и не дает представления о реальном положении дел на местах. Результаты работы показывают, что производство машиностроительной продукции в СЗФО направлено в основном на удовлетворение внутреннего спроса. В связи с этим необходим учет всех ограничений, мешающих реализации товаров этого типа на экспорт: низкая конкурентоспособность по цене и качеству, несоответствие современным стандартам и др. Приоритетное развитие отраслей промышленности должно найти отражение в экономической политике, а проблемы отрасли - стать первоочередными.

Подводя итоги исследования, можно утверждать, что основой восстановления в послекризисный период для страны станет активное функционирование добывающих и обрабатывающих отраслей. Снижение рисков влияния внешних факторов возможно после проведения структурных реформ экономических систем, увеличения диверсификации производств и внешнеторговых потоков.

Структура российского производства напрямую отражена в структуре внешней торговли, поэтому для диверсификации товарных потоков нужно разрабатывать программу мер для стимулирования производств высокотехнологичной продукции и вводить квоты на экспорт сырьевых товаров и продукции с низкой добавленной стоимостью. Для реализации этих предложений потребуются законодательные изменения и ограничения на внешнеторговую деятельность: в рамках развития текущей ситуации они позволят повысить эффективность функционирования предприятий и организаций региона. Для упрочения создающейся структуры экономики эти меры должны быть введены как минимум на временной основе. Построение кооперационных связей между предприятиями, взаимодействующими в процессе создания цепочек добавленной

стоимости, поможет минимизировать затраты на логистические перемещения продукции. Ориентация на экспорт подразумевает максимальное соблюдение международных стандартов и получение необходимых лицензий и сертификатов на выпускаемые товары, поэтому нужно активизировать работу государственных структур, в частности Российского экспортного центра.

Исследование вносит вклад в поиск потенциальных источников несырьевого экспорта регионов. Представлены рекомендации по активизации функционирования предприятий в субъектах страны. В связи с существенными изменениями, произошедшими на мировом рынке и затронувшими все страны, конкурентоспособность и качество производимой продукции необходимо положить в основу восстановления экономической активности для каждого региона.

ЛИТЕРАТУРА

1. Проблемы экономического роста территории: монография / Т.В. Ускова [и др.]; под рук. Т.В. Усковой. Вологда: Ин-т соц.-экон. развития территорий РАН, 2013. 170 с.

2. Зонова А.В., Кислицына В.В. Инновационный путь развития регионов: объективная реальность // Вестн. Моск. ун-та им. С.Ю. Витте. Сер. 1: Экономика и управление. 2017. № 1 (20). С. 60-67.

3. Ильин В.А., Поварова А.И. Проблемы регионального развития как отражение эффективности государственного управления // Экономика региона. 2014. № 3 (39). С. 48-63.

4. Myslyakova Yu.G., Shamova E.A. Export-oriented industrial technologies as drivers of regional economic growth. Journal of New Economy, 2019, vol. 20, iss. 2, pp. 166-179.

5. Татарникова М.А., Бажаева Т.С. Обеспечение устойчивого экономического роста регионов в условиях изоляции России от внешних рынков // Экономика и предпринимательство. 2017. № 8-1 (85). С. 205-208.

6. Абалкин Л.А. Спасти Россию. М.: Институт экономики РАН, 1999. 254 с.

7. Брыкин А.В. Могут ли национальные проекты стать катализатором развития российской высокотехнологичной промышленности? // Экономист. 2020. № 3. С. 3-8.

8. Абрамов М.Д. Рекомендации по обеспечению роста экономики и выполнению Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. // Экономист. 2020. № 3. С. 9-23.

9. Борцов Д.В. «Коммуникационный разрыв» как сдерживающий фактор роста российского экспорта и пути его преодоления // Вопросы экономики. 2019. № 9. С. 123-134.

10. Сапожникова Т.А., Брезе О.Э., Менх Л.В. Диверсификация российского экспорта: необходимость, направления и проблемы // Экономика и предпринимательство. 2017. № 9-3 (86). С. 68-71.

11. Кузнецова Г.В., Цедилин Л.И. Стимулирование несырьевого экспорта: международный опыт и российская практика // Мировая экономика и международные отношения. 2018. Т. 62. № 5. С. 72-79.

12. Lopez R., McOueeney K. Does Foreign Trade Facilitation Improve Firms' Export Performance? A Micro-economic Analysis of Chilean Manufacturing Plants. Brandeis University, Department of Economics and International Business School, 2017. 35 р.

13. Abegaz M., Lahiri S. Entry and Survival in the Export Market: Spillovers from Foreign and Outward-Looking Domestic Firms in Ethiopia. The European Journal of Development Research, 2019, pp. 1-26. URL: https://link.springer.com/article/10.1057/s41287-019-00242-2. DOI: 10.1057/s41287-019-00242-2

14. Gnangnon S.K., Roberts M. Aid for trade, foreign direct investment and export upgrading in recipient countries. Journal of International Commerce, Economics and Policy, 2017, vol. 8 (02). URL: https://socionet.ru/publication.xml?h=repec:wsi:jicepx:v:08:y:2017:i:02:n:s1793993317500107. DOI: 10.1142/S1793993317500107

15. Kiss A.N., Fernhaber S., McDougall P.P. Slack, innovation, and export intensity: implications for small and medium sized enterprises. Entrepreneurship Theory and Practice, 2018. URL: https://journals.sagepub.com/doi/10.1111/etap.12276. DOI: https://doi.org/10.1111/etap.12276

16. Rialp-Criado A., Komochkova K. Innovation strategy and export intensity of Chinese SMEs: The moderating role of the home-country business environment. Asian Business & Management, 2017, vol. 16 (3), pp. 158-186.

17. Pelau C., Chinie A.C. Cluster Analysis for the Determination of Innovative and Sustainable Oriented Regions in Europe. Studia Universitatis "Vasile Goldis" Arad - Economics Series, 2018, vol. 28 (2), pp. 36-47.

18. Boehe D.M., Oian G., Peng M.W. Export intensity, scope, and destinations: Evidence from Brazil. Industrial Marketing Management, 2016, vol. 57, pp. 127-138.

19. Yang C., Fu T. From exports to sell in China: Transformation of the export-oriented furniture firms in the Pearl River Delta. Geografiska Annaler: Series B, Human Geography, 2017, vol. 99 (4), pp. 380-398.

20. Dokholyan S.V., Makaryan A.R. Export-oriented growth path for the pharmaceutical industry in Armenia from 2018 to 2020. Economics and management, 2018, vol. 10, pp. 21-32.

21. Сморгунов Л.В. От импортозамещения к экспортно-ориентированной политике в российских регионах // Среднерус. вестн. общ. наук. 2019. Т. 14. № 5. С. 15-34. DOI: 10.22394/2071-2367-2019-14-5-15-34

22. Миролюбова Т.В. Взаимосвязь экспорта и регионального экономического развития // Фундамент. исслед. 2006. № 8. С. 89-89.

23. Левин С.Н., Каган Е.С., Саблин К.С. Регионы «ресурсного типа» в современной российской экономике // Журн. институц. исслед. 2015. Т. 7. № 3. С. 92-101. DOI: 10.17835/2076-6297.2015.7.3.092-101

24. Суходолов Я.А. Внешняя торговля Байкальского региона: современное состояние и основные тенденции развития // Рос.-кит. исслед. 2019. Т. 3. № 3. С. 25-31. DOI: 10.21209/2227-9245-2019-25-7-131-142

25. Балаганская Е.Н., Денисов М.С., Колыханов Д.А. Региональные аспекты развития экспортного потенциала (на примере Кемеровской области) // Вестн. Алт. акад. экономики и права. 2016. № 2 (44). С. 108-113.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Елена Юрьевна Широкова - младший научный сотрудник, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Вологодский научный центр Российской академии наук». Российская Федерация, 160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а; e-mail: shir11@bk.ru

Shirokova E.Yu.

EXPORT GROWTH RESERVES OF ENGINEERING PRODUCTS IN THE REGIONS OF RUSSIA

During the pre-crisis situation on the world stage the negative impact on regional economic systems is increasing. Under these conditions, the search of tools for recovering the normal functioning of the economy becomes one of the priority goals in the entities of the Russian Federation. The decline in demand for primary commodities and the drop in prices for the country's main export products indicate the need for structural changes. The author supports the necessity of implementing structural reforms at the regional level and makes a proposal to identify potential sources of the non-resource export as a preliminary stage of their implementation. Through the example of the Northwestern Federal District and its entities, the author identifies the types of production of engineering products, the non-resource export of which needs support measures. As the information basis of the study the researcher uses the Rosstat's data concerning the regional manufacturing: the volumes of products produced and shipped for export over 2018. The author has presented the proposal on the necessity of introducing legislative restrictions on the export of raw materials and products with a low degree of processing. In order to increase the efficiency in functioning of enterprises, it is proposed to create cooperative links between them that would allow to reduce transport and logistical costs and contribute to the growth in profit of enterprises and regional budgets. The scientific contribution of the work consists in identifying potential opportunities for developing the regional engineering export, which will give a boost to the start of structural reforms in the regional socio-economic systems. The conclusions of the article will be useful for executive authorities in adjusting the measures regarding the management of regions' economy and for the researchers dealing with the issues of regional systems' development.

Regional economy, structure of economy, export-oriented regions, non-resource export, engineering products.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Elena Yu. Shirokova - Junior Researcher, Federal State Budgetary Institution of Science "Vologda Research Center of the Russian Academy of Sciences". 56A, Gorky Street, Vologda, 160014, Russian Federation; e-mail: shir11@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.