Научная статья на тему 'Стратегические направления развития современного дизайна в свете идей Саммита-2017'

Стратегические направления развития современного дизайна в свете идей Саммита-2017 Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
760
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙН / СОВРЕМЕННЫЙ ДИЗАЙН / ЗАДАЧИ ДИЗАЙНА / НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДИЗАЙНА / ПОТЕНЦИАЛ ДИЗАЙНА / САММИТ ДИЗАЙНА-2017 / ДЕКЛАРАЦИЯ ДИЗАЙНА / ВСЕМИРНЫЙ КОНГРЕСС ДИЗАЙНА / DESIGN / MODERN DESIGN / PROJECT TASKS / DESIGN CHALLENGES / DESIGN DEVELOPMENT DIRECTIONS / DESIGN POTENTIAL / DESIGN SUMMIT-2017 / DESIGN DECLARATION / WORLD DESIGN CONGRESS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Катаева Екатерина Аркадьевна, Быстрова Татьяна Юрьевна, Малышева Мария Сергеевна

В статье на основе материалов Саммита дизайна-2017 в Монреале (Канада) анализируются основные направления и цели развития дизайна, базовые концепты проектирования в различных сферах. С опорой на документы и доклады саммита показаны стратегические направления развития дизайна. Особое внимание уделяется комментариям к основным положениям Декларации дизайна, принятой на саммите. Работа выполнена в рамках фундаментальных НИР © Катаева Е. А., Быстрова Т. Ю., Малышева М. С., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC DIRECTIONS FOR THE DEVELOPMENT OF MODERN DESIGN IN THE LIGHT OF DESIGN SUMMIT (MONREAL) 2017 IDEAS

The article, based on materials of the Montreal Design Summit-2017, analyzes its key directions and developments for design while exploring basic design concepts in various fields. In addition, it discusses strategic directions for development in design based on the documents and reports from the summit. Particular attention is paid to comments on the main provisions of the Design Declaration adopted at the Summit.

Текст научной работы на тему «Стратегические направления развития современного дизайна в свете идей Саммита-2017»

%

_i_А

Катаева

Екатерина

Аркадьевна

магистрант Уральского федерального университета

e-mail: [email protected]

Быстрова

Татьяна

Юрьевна

доктор философских наук, профессор УрФУ, Заслуженный работник ВШ РФ, зав. лабораторией теории и истории архитектуры Филиала ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России» УралНИИпроект

e-mail: [email protected]

Малышева

Мария

Сергеевна

магистрант Уральского федерального университета

e-mail: [email protected]

УДК 74.01.09

КАТАЕВА Е. А. БЫСТРОВА Т. Ю. МАЛЫШЕВА М. С.

Стратегические направления развития современного дизайна в свете идей Саммита-2017

В статье на основе материалов Саммита дизайна-2017 в Монреале (Канада) анализируются основные направления и цели развития дизайна, базовые концепты проектирования в различных сферах. С опорой на документы и доклады саммита показаны стратегические направления развития дизайна. Особое внимание уделяется комментариям к основным положениям Декларации дизайна, принятой на саммите.

Ключевые слова: дизайн, современный дизайн, задачи дизайна, направления развития дизайна, потенциал дизайна, Саммит дизайна-2017, Декларация дизайна, Всемирный конгресс дизайна.

BYSTROVA T. Y., KATAYEVA E.A., MALYSHEVA M.S.

STRATEGIC DIRECTIONS FOR THE DEVELOPMENT OF MODERN DESIGN IN THE LIGHT OF DESIGN SUMMIT (MONREAL) 2017 IDEAS

The article, based on materials of the Montreal Design Summit-2017, analyzes its key directions and developments for design while exploring basic design concepts in various fields. In addition, it discusses strategic directions for development in design based on the documents and reports from the summit. Particular attention is paid to comments on the main provisions of the Design Declaration adopted at the Summit.

Keywords: design, modern design, project tasks, design challenges, design development directions, design potential, Design Summit-2017, Design Declaration, World Design Congress.

Как относительно молодой вид проектной профессиональной деятельности, дизайн только начинает осознавать свою специфику и стратегические цели. Их понимание уже неоднократно менялось и обсуждалось. Несколько упрощая, можно сказать, что если ранний этап «классического» рационалистического дизайна конца XIX — первой трети XX в. настаивает на эстетической природе формообразования и говорит о возможности улучшить повседневную жизнь многих людей, то развитие коммерческого дизайна середины и конца XX в. выдвигает на первый план маркетинговые цели — способность создавать аттрактивную «оболочку», подталкивающую потребителя к покупке [12]. Помимо появления целого ряда стилей и направлений, этот этап породил внимание к психологии восприятия, эмоциональной стороне дизайна, стайлингу, вопросам сменяемости форм. Современный период ознаменован вхождением дизайна в городскую среду [7,11], образование, музейные экспозиции, инклюзивные проекты. Это делает необходимым

уточнение стратегических ориентиров, базовых формулировок, рабочей терминологии дизайна.

В Монреале с 16 по 25 октября 2017 г. состоялись Всемирный конгресс и Саммит дизайна. Это первое в истории масштабное международное событие, по итогам которого специалисты-практики, представители академической среды и другие участники дизайн-процессов приняли Декларацию дизайна. Декларация является результатом сотрудничества более чем пятидесяти международных проектов и организаций, в том числе из сферы нон-дизайна. Она обращена не только к проектировщикам, но и правительственным структурам, профессиональным и образовательным организациям, заинтересованным представителям гражданского общества. Наряду с академической программой были проведены более 50 различных выставок, воркшопов и других мероприятий, продукты которых могут служить зримым воплощением базовых ценностей современного дизайна. В статье представлены и проиллюстрированы примерами основные тезисы Декларации. Это

© Катаева Е. А., Быстрова Т. Ю., Малышева М. С., 2018

Работа выполнена в рамках фундаментальных НИР

73

позволяет показать ценность и необходимость дизайна во всех сферах жизни человека (к чему, собственно, и стремился конгресс), а также перспективы развития этой сферы в ближайшем будущем.

Организаторы и участники представительного форума убеждены, что выразительные средства, инструменты и функции дизайна позволяют ему решать глобальные проблемы. Отсюда целью развития дизайна провозглашается создание экологически устойчивого, экономически жизнеспособного, социально справедливого и культурно разнообразного мира [10,13,14]. Эти амбициозые планы коррелируют с определением дизайна, сформулированным Т. Мальдо-надо еще в 1964 г., но далеко уходят от коммерциализованного определения, выведенного в начале 2000-х гг., где дизайну отводится роль драйвера исключительно экономических процессов. Одновременно заявленный круг тем и секций показывает расширительное толкование дизайна в сравнении с российской версией. Например, городское планирование тоже попадает в ряд «дизайнов», а меж-дисциплинарность дизайн-дискурса подчеркивается постоянно. «Дизайн для продажи?» занимает одну из шести основных позиций и, как видим, пишется со знаком вопроса.

Подобное крупное мероприятие — не единственное из тех, что подтверждают растущее значение дизайна и внимание к нему. Параллельно с канадской встречей в рамках V Санкт-Петербургского международного культурного форума в академии имени Штиглица проходил дизайн-саммит в формате круглого стола. Тема этого форума — «Дизайн: между искусством и повседневностью» — сформулирована уже, чем темы, поднятые на World Design Summit. Несмотря на это, российский форум объединяет более 300 участников и специальных гостей, включает научно-практическую конференцию. Как и в Монреале, в России прошли лекции звезд мирового и отечественного дизайна. Выставка дизайна, проводимая в Санкт-Петер-бурге, включала только отечественные экспонаты, а также показ выпускных работ кафедр промышленного дизайна и дизайна костюма.

Для понимания стратегических задач приведем несколько основных положений Монреальской декларации (перевод Е.А. Катаевой). Если дизайн станет развиваться в этом направлении, воплотится ее главный тезис о том, что «все люди заслуживают жить в хорошо спроектированном мире».

Во-первых, речь идет об «утверждении фундаментальной роли дизайна для создания и формирования мира вокруг нас сейчас и в будущем» [13]. Насколько обоснованы подобные намерения? Масштабы дизайн-про-дуктов ближе всего к человеческому измерению. Чем больше становятся города или здания, чем активнее происходит контакт с природой, тем выше актуальность дизайна, постоянно расширяющего список своих модификаций. Когда далее в документе говорится о ценности дизайна, то подчеркивается, что дизайн создает материальную, пространственную, визуальную и предметную среду; представляет собой «инструмент инновации и конкуренции, роста и развития, эффективности и процветания» [13]. Он приводит к трансформациям, «облегчает изменения». При этом отдельно подчеркивается, что «дизайн стал более пластичным и трансформируемым благодаря технологиям и материалам, но более уязвимым в тех случаях, когда дело касается глобальных проблем» [13].

Во-вторых, Декларация говорит о «принятии во внимание неизмеримой ценности местных и традиционных знаний для подходящих и инновационных дизайнерских решений» [13], т.е. связывает дизайн с региональными и локальными традициями, ценностями, технологиями. Если в период становления профессии, в первой половине XX в., дизайнеры, ища новое, делали акцент на соответствие возможностям и запросам промышленности, то сегодня основным ориентиром и источником создания новых форм признаются продукты отдельных культур и сообществ.

В-третьих, говорится об определенной координации проектных действий, в частности, о «признании необходимости стратегического руководства по вопросам проектирования. Политические структуры должны учитывать дизайн и опираться на него в случае необходимости» [13]. Такая постановка вопроса, на наш взгляд, слишком расплывчата и дискуссионна, особенно для дизайнеров бывших социалистических стран, уже прошедших период верховного руководства. Возможно, тема баланса индивидуальных (в том числе коммерческих) и стратегических (в том числе политических) активностей будет обсуждаться в дальнейшем, поскольку явно нуждается в конкретизации.

Из других пунктов отметим методологически важный тезис о «признании внутренней способности дизайна служить источником перемен и творческой трансформации» [13].

Это означает, что дизайн-проектирование превращается в универсальный инструмент создания нового, которым могут пользоваться самые разные специалисты, что сегодня широко подтверждается практикой урбанистических, коммуникативных и даже арт-проектов.

Не менее значима тема устойчивости дизайна как результата управления рисками «посредством всесторонних исследований, надежных методологий, прототипирования и рассмотрения последствий» [13]. Благодаря этой и подобным формулировкам дизайн как проектная деятельность расширяет свои границы до этапа использования продукта — а не просто его представления заказчику или рынку, как это чаще бывает.

Декларация дает право дизайну на влияние и поддержку в принятии решений на местном и глобальном уровнях, в том числе по вопросам политики и ресурсов. Она должна вдохновлять дизайнеров-производителей «лучше служить человечеству».

Конкретизация названных положений происходит в Декларации в виде «призывов к действию». Они задают спектр профессиональных ориентиров, по большей части сильно отличающихся от условий проектирования в XX в. Это:

— право каждого человека на жизнь в хорошо спроектированном мире;

— внедрение методологий проектирования, способствующих более устойчивому будущему. Стремление к сотрудничеству с языком правительств и сообществ во всем мире;

— расшифровка и понимание самого процесса дизайна (партиси-пация), за счет чего возникает эффективная коммуникация дизайнера с заказчиком, адресатом, обществом в целом. Проектный процесс мыслится именно как взаимодействие, что относительно ново для российских условий, но к чему все чаще приходят сами дизайнеры;

— сбор данных по оценке эффективности воздействия дизайна, подтверждающей его стратегическую ценность. Этот пункт тоже достаточно нов и непривычен, поскольку речь идет не о маркетинговых, а о «человеческих» эффектах от использования дизайн-продуктов;

— разработка стандартов проектирования, которые помогают поддерживать дизайнерские сообщества, развивать инфраструктуру и правовое поле дизайна;

— совершенствование проектного обучения. Формулировка авторов говорит только о «поддержке образо-

вательных учреждений, методов и процессов, специфических для проектного образования» [13], тогда как сегодня можно и нужно ставить вопрос о расширении пространства проектной культуры и проектного образования в силу их высокой адекватности вызовам современного мира;

— активное внедрение отзывчивого дизайна, который отвечает запросам физической, социальной, культурной среды, находящейся в состоянии деградации. Насколько можно понять эту, довольно обтекаемую формулировку, дизайн выступает в роли помощника в инклюзивных, экологических, урбанистических проектах, а также стремится снизить негативные последствия деградации всех видов живых систем. Этот аспект подробно рассмотрен, к примеру, в разделе саммита «Графический дизайн в публичной сфере», изучающем вопросы использования инфографики в школах, медицинских учреждениях, аэропортах и общественных местах;

— необходимость ответственного дизайна. Эта формулировка говорит о том, что дизайнер должен осознавать воздействие своих проектов на пользователей и нести ответственность за результат, способствующий совершенствованию качества жизни. Концепт рассматривается организаторами саммита на примере графического дизайна, используемого в городском пространстве. Например, хорошо спроектированные указатели и вывески дают возможность приводить людей в определенные части города и игнорировать другие. Они как бы задают новые направления перемещения по городу, позволяют переосмыслить его;

— бдительный дизайн. Эта формулировка, в конечном счете, тоже говорит об ответственности, прежде всего, в работе дизайнера с контентом, с вербальным и визуальным содержанием дизайн-продуктов. Так, в условиях стремительно развивающегося дистанционного обучения дизайнеры должны иметь влияние на алгоритмы и технологии, учитывать этическое, социальное, культурное и этническое разнообразие пользователей; не нарушать их эстетические, религиозные, нравственные и другие стандарты, равно как и не пытаться пропагандировать какую-либо идеологию посредством графических знаков;

— признание ценности дизайна и необходимости стимулировать и реализовать дизайн для общего блага.

Темы отзывчивости, ответственности, бдительности, партисипации относительно новы. Они демонстрируют нарастание гуманитарной и гуманистической составляющих в дизайне, приветствуют вовлечение людей в проектирование, учет их мнения, сценариев поведения, образа жизни, т. е. смещают фокусировку критериев профессионального дизайна с количественных на качественные показатели.

Многочисленные мероприятия конгресса имеют программный характер, и представленная на них продукция выражает общий дух Декларации. Поэтому далее будут приведены несколько тем и проектов из разных видов дизайна.

Чрезвычайно показательны представленные на Саммите дизайна 20 проектов, довольно широкие, обобщенные формулировки которых выглядят как слоганы и явно предполагают использование их другими дизайнерами в своих продуктах. Особенно интересны, с нашей точки зрения, следующие формулировки:

• «Creating a Common Cause» — «Создание общей причины/общего повода», предполагающее проект, фокусирующий на себя интересы многих разных людей. Сами организаторы довольно однозначно расшифровывают этот пункт как обеспечение поддержки дизайна в мире через распространение Монреальской декларации. В более «заземленных» ситуациях, однако, этот концепт может стать точкой рождения экологических

(сбор мусора), социальных (преодоление страха перед людьми с ограниченными возможностями здоровья), образовательных (удержание внимания обучающихся на онлайн-курсах) и других проектов;

• «Creating a common language». Организаторы понимают под этим, в первую очередь, создание базы данных о проектах, которая доступна правительствам, бизнесу и общественности. Речь идет о выработке общей системы оценки продуктов дизайна, что действительно очень актуально в мире с размывающейся системой эстетических, этических и других ценностных координат. На деле сюда вписывается и концепция «универсального дизайна», и коммуникативные или городские проекты;

• «Metrics — Making the Case» — «Сообщение о ценности дизайна для аудиторий через представление тематических исследований». Появление дизайн-кри-тики актуально для сферы, в которой большинство комментаторских текстов имеют рекламный характер и не показывают пользователю реальных достоинств и недостатков формы. Представление кейсов может стать хорошей формой неинсгитуционализированного дизайн-образования и включит в проектные процессы множество новых людей, уводя дизайнеров от моно-логичносги.

Наряду с названными, ряд тем («Policy and Government», «Design Community — Standarts» и др.) нацелены на большую информированность заказчиков из государственной сферы в отношении передовых и продуктивных материалов, методик, правил проектирования, продуктов. Распространение систем сертификации, аккредитации, экспертизы сегодня остро необходимо, поскольку дизайн часто оценивается предельно субъективно, притом неподготовленными людьми. Вместе с тем эти, в большей степени дисциплинарные, пункты уводят от вопросов формообразования, свойственных именно дизайну. Правда, достаточное количество форм демонстрировалось на других площадках мероприятия.

Так, одним из значимых действий, иллюстрирующих возможности дизайна в решении экологических проблем, стал международный конкурс упаковки Packplay 2, проходивший с 17 по 20 октября 2017 г. во Дворце конгрессов Монреаля [6]. Выставка ставит вопрос о том, нужно ли человечеству больше упаковки, чем существует и выпускается сегодня. Одним из ее результатов является буклет по экоупаковке с комментариями лучших проектов (Иллюстрация 1).

Еще одним специальным проектом World Design Summit является международная выставка французского дизайна «No Taste For Bad Taste» (Дворец Конгрессов, Монреаль, 16-25 октября 2017 г.), на которой около 300 компаний представили свои инновационные продукты (Иллюстрации 2,3). Они разделены на 10 групп, демонстрирующих основные ценности французского дизайна: искусство жизни, элегантность, роскошь, культурная открытость, традиции, мастерство, смелость и щегольство (воображение и оригинальность), инновации, баланс, креативность. Поскольку выставка была приурочена к саммиту и конгрессу, ее концепция говорит об интеграции дизайна в деятельность крупных компаний.

На саммите и конгрессе в первую очередь поднимались вопросы, касающиеся графического, индустриального, ин-терьерного дизайна, которые понимаются организаторами как часть более широкой деятельности по гармонизации предметно-пространственной среды. Особое внимание уделялось архитектуре и городскому планированию [14].

Представительный ряд докладчиков открывал в этой связи архитектор Моше Сафди (Moshe Safdie), который

PulwJ» mr hi

ALPINE

avs dOd

Sü itjrck, «s Üaufaullac.. ш Fimib pflJjn

НПИ №№

Щгzr

С

Иллюстрация 1. Аптечка для оказания первой помощи. Дизайнеры: Б. Хар-рис, Л. Макдональд. 100 % переработанный полиэтилен, биоразлагаемый текстиль, переработанные парашютные шнуры

Иллюстрация 2. Афиша выставки «No Taste For Bad Taste». Дизайн: студия «YOO CI». Канада. 2017 г. URL: https://worlddesignsummit.com/wp-content/ uploads/ 2017/10/NoTasteForBadTaste-1.png? 1513247506525 (дата обращения: 14.11.2017)

? G

/\ - ! M

— ■*. Щ 1 - Jf X, <Х /fl А ••

Hm 0 > Г;

«1 Л л Vi

Иллюстрация 3. Экспонаты выставки «No Taste For Bad Taste». Канада. 2017 г. URL: https://biilets.sommetmondialdesign.com/wp-content/uploads/2017/05/ NTFBT.jpg (дата обращения: 14.11.2017)

дебютировал на выставке ЕХРО-67 с проектом модульного жилищного комплекса Habitat-67 (Иллюстрации 4,5). С тех пор его архитектурное творчество тесно связано с Канадой. Будучи архитектором, городским дизайнером, педагогом, Моше Сафди является своеобразным «зримым воплощением» междисциплинарной международной миссии Всемирного саммита дизайна. Его концептуальное многоквартирное здание, тип которого на английском можно назвать нестандартным block of flats, демонстрирует возможности и перспективы многоквартирного жилья в мире, строительство которого является одним из самых актуальных вопросов современности.

Основным докладчиком секции графического дизайна был Рюди Баур (Ruedi Baur) из Франции. Тема его доклада — «Графический дизайн в публичной сфере» (Иллюстрации 5,6). Сам Р. Баур считает, что «указатель — это не просто указание пути и ориентации людей. Это и вопрос идентификации. Это вопрос визуального выражения места» [4,52].

В сфере ландшафтной архитектуры влиятельный ландшафтный архитектор из Канады Клод Кормье (Claude Cormier) [14] представил свои проекты «Pink Balls» (Иллюстрация 6) и «Ballade pour la Paix» (Иллюстрация 7).

Он известен стремлением к размыванию границ между естественно и искусственно создаваемой средой, и порой отдает предпочтение последней. «Конструирование ландшафта» в его проектах происходит, тем не менее, с постоянным учетом естественных условий, истории, культуры, характерных черт местности. Именно уникальность места диктует дизайнеру оригинальные проектные решения — в этом смысле позиция К. Кормье коррелирует с общими положениями саммита.

В качестве основного докладчика по индустриальному дизайну выступила архитектор и дизайнер Карлотта де Бевилаюсуа (Италия) [5]. Ее проекты (Иллюстрация 8) демонстрировались на многих международных выставках. Дизайнер продолжает исследования в области фотоники1, разрабатывает множество инновационных продуктов, удостоенных наград и патентов за высококачественное, высокопроизводительное и экологически чистое освещение. Целью ее работ является гармонизация отношений между человеком, природой и светом при нанесении минимального воздействия на окружающую среду.

1 Фотоника — дисциплина, занимающаяся фундаментальными и прикладными аспектами работы с оптическими сигналами, а также созданием на их базе устройств различного назначения.

Иллюстрация 4. Жилой комплекс Habitat 67. Арх. Моше Сафди. Монреаль, Канада. 1967 г. URL: https://worlddesignsummit. com/wp-content/uploads/2017/10/moshe1.jpg (дата обращения: 20.11.2017)

Иллюстрация 5. Указатель для Центра Помпиду. Мец, Франция. Дизайнер Р. Баур. 2010 г. URL: https://worlddesignsummit.com/ wp-content/ uploads/2017/05/ep_me_05.jpg (дата обращения: 18.11.2017)

NeuoHotvol ic^DOT Regular NouoHalvoliMDOT Medium Neoe Helvetica DOT Bold

t Uptown

Empire Slate BtikJing

п-дг

PlFülSl

Иллюстрация 6. Дизайн для визуальной идентификации Нью-Йорка. Дизайн: компания «Penta City Group», США. 2013 г. URL: https://worlddesignsummit.com/wp-content/uploads/2017/ 05/05.jpg (дата обращения: 18.11.2017)

Иллюстрация 7. Pink Balls. Городской дизайн. Дизайнер Клод Кормье. Канада. 2011 г. URL: https://worlddesignsummit.com/wp-content/uploads/2017/07/les-boules-roses-14-1.jpg (дата обращения: 07.12.2017)

Иллюстрация 8. «The art of the Human Light». Дизайнер Карлотта де Бевилаккуа. Италия. 2016 г. URL: https://worlddesignsummlt. com/wp-content/uploads/2017/09/carlotta1.jpg (дата обращения: 04.12.2017)

Иллюстрация 9. Grenfell Tower. Фото ВВС. Великобритания. 2017 г. URL: https://worlddesignsummit.com/wp-content/uploads/ 2017/07/3988-1024x614.jpg (дата обращения: 20.12.2017)

В рамках мероприятия прошла и выставка «Indigenize Montreal». Тема выставки «В другом месте и здесь» подталкивает профессионалов к размышлению о том, как обеспечить присутствие культуры коренных народов в общественном пространстве города.

Как уже говорилось, особое место на конгрессе отводилось вопросу о значимости дизайна, ценности его продуктов и процессов для общества. В Монреале она доказывалась тезисом о том, что дизайн представляет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

собой инструмент инноваций, развития и процветания и выражает ценности культуры. У дизайнеров есть особо значимая роль, которая заключается в обеспечении сохранения культурного наследия и создания культурного разнообразия в эпоху глобализации.

Используя и открывая новые технологии, дизайн повышает их ценность; он производит изменения для того, чтобы обеспечить лучшее качество жизни людей. Дизайн создает основу для совершенствования коммуникаций,

среды и качества жизни процветающих городов. Он способствует развитию творческих отраслей, дает возможность разрабатывать новые междисциплинарные решения в разных сферах. Ценность дизайна заключается в том, что с его помощью создается материальная, пространственная, визуальная и эмпирическая среда [13], но всегда нужно помнить об ответственности дизайнера, т. е. управлять риском посредством всесторонних исследований, надежных методологий, прототипирования и рассмотрения последствий.

Отрицательным примером может служить случай с башней Гренфелла в Северном Кенсингтоне в Лондоне (Иллюстрация 9), после которого качество дизайна в городах вышло на уровень политической проблемы. Из-за непрофессиональных проектных решений при строительстве этого здания 14 июня 2017 г. Гренфелл Тауэр охватило пламя, что вызвало по меньшей мере 80 смертей. Минимальная противопожарная безопасность и облицовка из хорошо горящего материала способствовали быстрому распространению огня. Ответственности проектировщиков уделяется все больше внимания, и монреальские документы здесь не стали исключением.

Все функции и критерии дизайна, представленные в Декларации, подтверждают основные ее положения, из чего можно сделать вывод, что дизайн, развиваясь, может создать мир, являющийся экологически устойчивым, экономически жизнеспособным, социально справедливым и культурно разнообразным.

Заключение

Проведенный в статье обзор материалов World Design Summit в Монреале, выступлений участников конгресса, инновационных проектов и главного итога этих событий — принятой Декларации WDS-2017 показывает переосмысление ценности дизайна, его продуктов и методов. Дизайн вписывается в коммуникативные процессы современности, решает экологические и социальные проблемы, способствует сохранению культуры. Дизайн — это инструмент инноваций и конкуренции, роста и развития, эффективности и процветания — важнейших составляющих жизни.

В 2018 г. в Сан-Франциско (США) будет проходить Всемирный саммит по культуре городов [9]. Представляется, что и для него актуальны положения монреальского Саммита дизайна. Высокая степень последовательности изложения основных идей, свойственная документам саммита, действительно облегчает их распространение и реализацию в мире.

Список использованной литературы

1 Alejandro Aravena: project Elemental [Электронный ресурс]. URL: http://alejandroaravena.com (дата обращения: 12.11.2017).

2 Barbero S. EcoDesign. Ottawa : Sourcebook Revised Edition, 2012.352 p.

3 Baur R. History of Graphie Design. Hoboken : John Wiley & Sons, 2015. №2. P. 88-91.

4 Baur R. Les 101 mots de Design graphique. Hoboken : John Wiley & Sons, 2013.164 p.

5 Carlotta de Bevilacqua // BasicDecorDesign [Электронный ресурс]. URL: https://designbd.ru/designer/carlotta-de-bevilacqua/ (дата обращения: 13.11.2017).

6 PackPlay 2 Catalog [Электронный ресурс]. URL: https:// www.academia.edu/35412225/PackPlay_2_Catalog (дата обращения: 06.01.2018).

7 Sijmons D„ HugtenburgJ„ Feddes F., Hoorn A. Landscape and Energy: Designing Transition. Charlotte : Journals-books, 2014.432 p.

8 Universal design award/TENTE MEDIA/[Электронный ресурс]. URL: https://www.tente.com/kr-en/cms/universal-design-award/374.html (дата обращения: 13.11.2017).

9 World cities culture forum [Электронный ресурс]. URL: http: //www.worldcitiescultureforum.com / news/san-francisco-to-host-world-cities-culture-summit-in-2018 (дата обращения: 13.11.2017).

10 108 тем, поднятых на саммите WDS [Электронный ресурс]. URL: https://worlddesignsummit.com/wp-content/uploads/2017/06/108-topics-final-2.pdf (дата обращения: 12.11.2017).

11 Гейл Я., Гемзо Л. Новые городские пространства. М.: Концерн «Кроет», 2000.264 с.

12 Глазычев В. Л. Дизайн как он есть. 2-е изд., доп. М.: Изд-во «Европа», 2006.320 с.

13 Монреальская декларация дизайна [Электронный ресурс]. URL: https://worlddesignsummit.com/wp-content/uploads/2017/10/20171004_WDSM2017_livret-40pages_declaration_65X9_AN-l.pdf (дата обращения: 12.11.2017).

14 Официальный сайт мероприятия WDS [Электронный ресурс]. URL: https://worlddesignsummit. com/congress/ — 2017 (дата обращения: 13.11.2017).

Spisok ispol'zovannoj literatury

1 Alejandro Aravena: project Elemental [Electronic resource]. URL: http://alejandroaravena.com (data obrashcheniya: 12.11.2017).

2 Barbero S. EcoDesign. Ottawa: Sourcebook Revised Edition, 2012.352 p.

3 Baur R. History of Graphic Design. Hoboken: John Wiley & Sons, 2015. №2. P. 88-91.

4 Baur R. Les 101 mots de Design graphique. Hoboken: John Wiley & Sons, 2013.164 p.

5 Carlotta de Bevilacqua // BasicDecorDesign/[Electronic resource]. URL: https://designbd.ru/designer/carlotta-de-bevilacqua/ (data obrashcheniya: 13.11.2017).

6 PackPlay 2 Catalog [Electronic resource]. URL: https:// www.academia.edu/35412225/PackPlay_2_Catalog (data obrashcheniya: 06.01.2018).

7 Sijmons D., Hugtenburg J., Feddes F., Hoorn A. Landscape and Energy: Designing Transition. Charlotte: Journals-books, 2014.432 p.

8 Universal design award/TENTE MEDIA/[Electronic resource]. URL: https://www.tente.com/kr-en/cms/ universal-design-award/374.html (data obrashcheniya: 13.11.2017).

9 World cities culture forum [Electronic resource]. URL: http: //www.worldcitiescultureforum.com/news/san-francisco-to-host-world-cities-culture-summit-in-2018 (data obrashcheniya: 13.11.2017).

10 108 tem, podnyatyh na sammite WDS [Electronic resource]. URL: https://worlddesignsummit.com/wp-content /uploads/2017/06/108-topics-final-2.pdf (data obrashcheniya: 12.11.2017).

11 Gejl Ya., Gemzo L. Novye gorodskie prostranstva. M.: Koncern «Krost», 2000.264 s.

12 Glazychev V.L. Dizajn kak on est'. Izd. vtoroe, dop. M.: izdatel'stvo «Evropa», 2006.320 s.

13 Monreal'skaya deklaraciya dizajna [Electronic resource]. URL: https://worlddesignsummit.com/wp-content/uploads/2017/10/20171004_WDSM2017_livret-40pages_declaration_65X9_AN-l.pdf (data obrashcheniya: 12.11.2017).

14 OficiaPnyj sajt meropriyatiya WDS [Electronic resource]. URL: https://worlddesignsummit.com/congress/ — 2017 (data obrashcheniya: 13.11.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.