СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
Н.А. МЕДВЕДЕВ, проф. каф. менеджмента и маркетинга МГУЛ, д-р экон. наук
Решающим условием в обеспечении экономического роста, а следовательно, и всей стратегии развития России в ближайшие годы становится инвестиционный прорыв. Он предполагает: форсированный рост капиталовложений, осуществление инвестиционного маневра в пользу секторов, способных обеспечить конкурентоспособность российской экономики в мировом хозяйстве; инвестиционную поддержку ряда ключевых секторов, не обладающих сегодня достаточным инвестиционным потенциалом, таких, как лесозаготовительная промышленность. Без этого будет воспроизводство устаревших технологий, консервация отсталости. Но чтобы инвестиции стали значимым фактором, существенную роль в их материальном обеспечении должно играть отечественное производство традиционных товаров. Это предполагает ускоренную модернизацию лесного сектора на основе отечественного и импортного оборудования и технологий.
Рыночная экономика изменила в корне систему межхозяйственных связей и финансовых отношений. Предприятия теперь самостоятельно планируют производственную программу, доходную и расходную часть своего бюджета.
Темпы роста должны быть средством достижения значимых для населения ориентиров благосостояния, успешного решения актуальных задач реализации дополнительных конкурентных преимуществ России на международной арене.
Необходимо подчеркнуть, что только модель экономического роста, ориентированная на повышение благосостояния большинства населения, сможет реально вывести страну из социально-экономического кризиса. Если же ставка будет сделана на рост ради роста, то обострение социальной обстановки будет препятствовать и росту производства, и нормальному развитию государства и общества в целом. При этом нужно учитывать ряд угроз экономической динамике. Важнейшими из них являются: недостаточность внутреннего спроса; внешний долг; неготовность к масштабным инвестициям. Необходимы задельные инвестиции, инициатором которых может быть государство, а участниками - представители бизнеса; прекратить непропорционально высокий рост цен на топливо, электроэнергию, транспортных тарифов, проявившийся с начала 2000 г., что резко ограничивает возможности экономического роста.
38
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2006
Стратегия инвестиционной деятельности лесопромышленного современного комплекса направлена на конкуренцию в области цен, оплаты и качества своей продукции, надежность, сокращение затратного механизма или дополнительные услуги (например, по кредитам). Кроме того, спрос не стимулируется нововведениями (НИОКР), а государство не осуществляет налоговую поддержку, В частности, в настоящее время в развитии лесобумажного комплекса отмечается негативная тенденция, выражающаяся в том, что при проектировании и строительстве новых предприятий, хотя и в единичном масштабе, широкое распространение получает конструкция состоящих из разнородных слоев теплоизоляционных материалов, которые резко отличаются между собой по долговечности, огнестойкости, комфортности, эколо-гичности и эксплуатационным свойствам. Самым уязвимым элементом таких конструкций, снижающим надежность всей конструкции в целом, является дорожающая в последующем эксплуатация предприятий.
Наметившиеся признаки стабилизации в лесопромышленном комплексе по выпуску продукции на предприятиях, рост заработной платы работников не улучшили финансовое положение, выросла доля убыточных предприятий, ухудшился финансовый результат деятельности предприятий, имеются случаи утраты предприятиями права на реструктуризацию кредиторской задолженности, платежеспособность организаций лесопромышленного комплекса остается низкой: сохраняется превышение кредиторской задолженности над дебиторской, особую озабоченность вызывает наличие просроченной задолженности по заработной плате. По прежнему имеющиеся проблемы и соотношения «цена-качество» обусловлены низким техническим уровнем лесоперерабатывающих предприятий, износом парка технологического оборудования, высокими издержками производства. Ассортимент продукции, производимой предприятиями отрасли, не отличается разнообразием и качеством, зачастую дороже, в связи с чем потребность организаций в значительной степени удовлетворяется за счет ввоза. Для решения этих проблем необходимо привлечь инвести-
ции в развитие собственной базы и организовать производство современных конкурентоспособных материалов. Это позволит средства, затрачиваемые на закупку (а это нескольких млрд долл. в год) вкладывать часть из них в производственную сферу отрасли.
Государственный протекционизм в области развития отрасли будет выражаться не только в дотациях, но и в отработке мер по дальнейшему реформированию и модернизации предприятий, их развитию, поддержке местных производителей, выпускающих качественную, конкурентоспособную продукцию. Наряду с этим предприятиям отрасли предстоит пройти жесткий отбор рынка, выжить смогут только производители качественной и экономичной продукции.
В целях сокращения ввоза и повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции лесной отрасли должны быть определены основные направления развития производственной базы отрасли на ближайшие годы: модернизация и перепрофилирование предприятий; производство современных долговечных материалов; модернизация производства на базе современной техники.
Главное, что определяет стратегию реализации действий, - фактор времени. Основополагающие причины, обусловливающие такой подход, связаны с тем, что инвестиции в отрасли незначительны, промышленный спад в лесозаготовительной отрасли достиг предела, за которым может последовать полное разрушение и потеря самостоятельности. Поэтому счет времени должен идти не на десятилетия, а на годы, чтобы тенденция спада была обращена в устойчивое функционирование и затем устойчивое развитие.
Следует отметить, что период экономического развития представляется как переход от периода выживания к периоду функционирования и затем дальнейшего развития. Сегодня не существует широкого пути к преодолению катастрофы, восстановлению полуразрушенной экономики и в дальнейшем прогрессу. Путь предельно узок и труден.
На первом этапе развития необходимо выполнить организационно-структурные преобразования и совершенствование систем управления. Для успешного решения этих серьез-
ных и ответственных задач организации должны быть вооружены современными методами и средствами управления своей деятельностью. Осуществление структурных преобразований без соответствующей экономической основы не может привести к успеху. Установление управленческой устойчивости этапа выживания может зависеть также от формирования информационно-правовой базы, что создаст трудности на пути неэффективного расходования средств. Более эффективное использование капитала предприятий и организаций связанно напрямую с восстановлением платежеспособности и оптимизации затрат, для чего рекомендуется инвентаризация предприятий, оптимизация дебиторской задолженности, реализация незавершенного строительства.
На следующем этапе развития лесного комплекса необходимо решение задачи увеличения инвестиционной активности предприятий и организаций, проведение скоординированной политики, направленной на максимально полное использование потенциала лесного комплекса, повышение конкурентоспособности, развитие государственной системы стандартов и нормативных документов, активизация работ перехода на новую сметно-нормативную базу ценообразования; повышение организационно-технического уровня производства с постепенным переходом от управления отдельных объектов к управлению крупными объединениями; повышение конкуренции в промышленности на отечественном рынке; активизация работы по вовлечению объектов незавершенного строительства в хозяйственный оборот. Инвестиционные программы необходимо формировать с учетом имеющегося задела, программа должна быть разработана по каждому объекту: достраивать за счет вложений государства или продавать частным инвесторам.
Любое из принятых решений должно подтверждаться соответствующим инвестиционным проектом. Ускорение модернизации промышленности с ориентацией на выпуск не уступающих по своим характеристикам эффективных ресурсосберегающих материалов необходима для роста конкурентоспособности лесного комплекса, т.к. конкурентоспособность - это интегрированный показатель
успешной деятельности не только отдельных предприятий, но и всей отрасли. Он потребует перехода на высшие российские и мировые стандарты в технологии, системе подготовки кадров в информационных системах и т.д.
Для достижения реальных результатов оздоровления необходимо проработавшим в условиях бартера и кризиса неплатежей в течение первых десяти лет перестройки: списать все пени, начисленные за неуплату налогов в бюджеты и внебюджетные фонды всех уровней; предоставить отсрочку по уплате задолженности по налогам и сборам сроком на один год с последующей реструктуризацией долгов в течение 5-10 лет; снизить ставки налогов и освободить от налога на имущество стоимости временно законсервированных невостребованных основных фондов; прекратить практику наложения ареста на имущество и его продажи по требованию налоговых органов и производить это только по решению суда; взвешенно подходить к процедуре принятия решений, инициирующих несостоятельность предприятий-должников, учитывая при этом их социальную значимость и текущие платежи.
Значительным решением является активное участие организаций в реализации инвестиционных программ в рамках федеральной целевой программы.
Третий этап привлечения инвестиций должен базироваться на инновационном потенциале предприятий и организаций. При этом должно соблюдаться в последующие годы известное в мировой практике правило опережающего развития лесоперерабатывающей промышленности. В частности, стимулирование деятельности всех структур, использующих инновации, в целях их эффективной реализации. Внедрение законодательной базы по стимулированию инновационной деятельности поможет решить проблему повышения устойчивости и эффективности развития ЛПК.
Формирование разумных механизмов кредитования населения, таких, как долгосрочные займы в рассрочку, использование налоговых льгот для инвесторов, программа ипотечного кредитования, где важную роль должны сыграть процентные, налоговые и иные рычаги, способствующие формированию долгосрочных ресурсов и их притоку в
реальную экономику, в т. ч. норма резервирования, механизмы гарантий и т. д., а также механизмы рефинансирования.
В рыночных условиях, чтобы экономика предприятий, всего комплекса развивалась устойчиво, необходимо выполнение следующих системных принципов:
- в систему должна поступать достоверная информация о состоянии внешней и внутренней среды; ее состоянии, а управляющая система должна быть гибкой и способной эту информацию перерабатывать и принимать разумные решения,
- разумное решение должно приниматься с учетом текущего и возможных будущих состояний системы;
- должен существовать эффективный механизм конкурентоспособности, который способен парировать всевозможные возмущения и удерживать систему в равновесии;
- система должна способствовать применению инноваций (нововведений), способных приносить отдачу и повышать общий уровень устойчивости;
- ресурсы системы должны распределяться между се элементами достаточно эффективно, чтобы не вызывать внутри антагонистических противоречий;
- система должна иметь перспективы развития, и (или) примерный план приоритетных мероприятий по развитию.
Таким образом, сущность проблемы обеспечения экономического развития состоит в том, чтобы систематически и своевременно вскрывать проблемы неустойчивости и, экономически обоснованно используя в производстве более эффективные методы и средства управления, обеспечивать за счет этого устойчивость функционирования предприятий и их дальнейшее развитие.
Инвестиционная стратегия относится к сумме ресурсов, человеческих и финансовых, которые должны дать конкурентные преимущества. Базовые стратегии обеспечивают конкурентные преимущества, однако их надо развивать и поддерживать. Дифференциация с этой точки зрения наиболее сложна, т.к. организация вкладывает ресурсы во многие функции (НИОКР, маркетинг) для развития отличительных преимуществ. Принимая ре-
шения по стратегии инвестиций, организации должны учитывать их отдачу при данной конкурентной стратегии. Два фактора являются критичными в выборе стратегии инвестиций: конкурентная позиция организации в отрасли и стадия жизненного цикла отрасли.
Каждая стадия жизненного цикла отрасли предъявляет различные требования к инвестициям.
На стадии зарождения требуются большие инвестиции, поскольку организация создает свои конкурентные преимущества. Она вкладывают средства в НИОКР, сбыт, сервис. Если организация вложила средства в создании конкурентных преимуществ, она займет сильную конкурентную позицию. Организациям со слабой конкурентной позицией на всех стадиях жизненного цикла придется принять меры для прекращения своих потерь.
В стадии роста естественна стратегия роста организации с расширением рынка. Организации требуются значительные вложения для поддержания своего успеха. Одновременно организации стараются консолидировать существующие маркетинговые ниши и войти в новые. Следовательно, организации должны вкладывать ресурсы в маркетинг, кроме того, они должны окончательно выбрать свою базовую стратегию.
Проблема стратегического руководства организации состоит в диагностике ситуации и выборе одного или нескольких путей владения ею. При этом можно выделить шесть основных действий:
1) оставаться на высоте того, что происходит, и искать пути лучших действий (контролировать ситуацию);
2) внедрять культуру, при которой действия организации по реализации стратегии становятся более энергичными;
3) поддерживать функционирование организации в изменившихся условиях, готовиться не упустить новые возможности и «зажигаться» инновационными идеями;
4) создавать консенсус мнений, участвовать в формулировке стратегии и политики ее реализации, сохраняя «борцовскую стойку»;
5) внедрять этические нормы в практику организации;
6) предпринимать корректирующие действия по выполнению стратегии и во всей стратегической области.
Последние исследования стратегического управления в девяти крупнейших компаниях США показали, что менеджерам лучше придерживаться следующей политики:
- позволять слабо поддержанным в фирме идеям постепенно исчезать;
- создавать хорошо поддержанным идеям, но неприемлемым для менеджера, дополнительные барьеры и тесты (это лучше, чем открытая оппозиция);
- для полностью неприемлемых предложений создавать обстановку, способствующую отрицательным заключениям подчиненных менеджера;
- стремиться к тому, чтобы основное число отрицательных решений составляло результат консенсуса различных групп менеджмента. Резервировать свое персональное вето для серьезных вопросов и критических моментов;
- руководить стратегией, а не диктовать ее (немного приказов, решений до достижения консенсуса);
- относиться подозрительно к символическим воздействиям и положениям, которые могут стимулировать нежелательные действия;
- заботиться о том, чтобы все главные силы, действующие в организации, были представлены в высшем менеджменте;
- включать новых людей и идеи в рассмотрение изменений, чтобы исключить возможность появления их в дальнейшем в
качестве систематического противостояния другим взглядам;
- минимизировать незащищенность своей собственной позиции в спорах, особенно в весьма спорных моментах и в ситуациях, которые оппозиция может использовать для нападения.
Любой стратегический план требует корректировки. Поведение менеджера при обсуждении путей его корректировки можно выразить через активные подходы. Когда есть определенное время для разработки предложений по корректировке, можно использовать активный подход:
- быть гибким, сохранять возможно дольше открытым список предложений;
- задавать как можно больше вопросов авторам предложений;
- получать возможно полную информацию от специалистов;
- поддерживать субординацию участвующих в обсуждении;
- стремиться узнать реакцию возможно большего числа людей по затронутой проблеме.
Финальное решение должно учитывать возможно больший объем информации, позволять предельно выкристаллизовывать ситуацию, основываться на учете мнений разных групп.
Стратегические направления развития инвестиционной деятельности лесопромышленного комплекса, совершенствование организационной структуры, социально-психологической базы, экономического механизма и ряда других вопросов рассмотреть в рамках одной статьи невозможно.