СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ
ОРГАНИЗАЦИЕЙ
УДК 338.2+664.8.037
Смирнова Л.Н. обучающийся Научный руководитель: Свечникова Т.М., канд. экон. наук
доцент
ФГБОУВО Пермский ГАТУ Россия, г.Пермь
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ АО «МИЛКОМ» ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПЛОЩАДКА ПЕРМСКИЙ ХЛАДОКОМБИНАТ «СОЗВЕЗДИЕ»
Аннотация. В статье анализируется современное состояние холодильной отрасли в России и уровень зависимости от импортного оборудования. Для повышения эффективности производственных предприятий определены стратегические цели и направления развития, направленные на формирование технологического суверенитета холодильной промышленности.
Ключевые слова: стратегические цели, производство, холодильная отрасль, холодильная промышленность, производственная площадка.
Smirnova L.N. student
Scientific supervisor: Svechnikova T.M., Ph.D. in Economics
associate professor
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education Perm
State Agrarian University Russia, Perm
STRATEGIC DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF JSC «MILCOM» PERM REFRIGERATING PLANT «SOZVEZDIE» PRODUCTION SITE
Annotation. The article analyzes the current state of the refrigeration industry in Russia and the level of dependence on imported equipment. In order to increase the efficiency of production enterprises, strategic goals and development directions aimed at forming the technological sovereignty of the refrigeration industry have been identified.
Keywords: strategic objectives, production, refrigeration industry, refrigeration industry, production site.
В современных условиях развития экономики для повышения эффективности производства промышленных предприятий необходима стратегия развития бизнеса, направленная на формирование и максимальное использование конкурентных преимуществ с учетом влияния факторов внутренней и внешней среды. Такой подход позволяет концентрировать имеющиеся ресурсы, рационально использовать человеческий потенциал, учитывать потребности и запросы рынка [4]. Особое внимание уделяется вопросам стратегического развития промышленных предприятий холодильной отрасли.
Постановка проблемы. Вопросами импортозамещения и формирования технологического суверенитета в холодильной отрасли занимается Российский союз предприятий холодильной промышленности (далее - Россоюзхолодпром). Оценка современного состояния импортозависимости по холодильным машинам составляет: по холодильным компрессорам от 95 до 100%, по приборам холодильной автоматике и запорно-регулирующей аппаратуре 95%, по установкам сжиженного природного газа от 70 до 90%, по хладонам и маслам 100%. Большая зависимость от производственного оборудования импортного производства от наличия запчастей и комплектующих приводит к все чаще к остановке производств, снижает качество продукции и повышает ее себестоимость. При производстве самого мороженного также существует проблема, связанная с зависимостью от импортных пищевых красителей и упаковки. Поэтому в период до 2030 года Россоюзхолодпром определил стратегическую цель развития холодильной отрасли, связанную с координацией и объединением усилий государства и бизнеса в развитии отечественной холодильной промышленности [1]. В рамках данной цели было создано акционерное общество «МИЛКОМ» - флагманская компания агрохолдинга «КОМОС ГРУПП», объединившая несколько молокоперерабатывающих площадок на территории Удмуртии, Татарстана и Пермского края.
Результаты исследования. Под управлением «КОМОС ГРУПП» работает единый субхолдинг АО «МИЛКОМ» по переработке молока, представленный шестью производственными площадками - «Ижмолоко», «Сарапул-молоко», «Глазов-молоко», «Кезский сырзавод», Пермский хладокомбинат «Созвездие» и ООО «Казанский молочный комбинат» (рисунок 1).
Рисунок 1 - Структура компании АО «МИЛКОМ»
АО «МИЛКОМ» активно инвестирует средства в модернизацию, обновление производственных мощностей, увеличение объемов переработки и расширение номенклатуры выпускаемой продукции. Продукция производственных площадок субхолдинга поставляется в 73 региона России и несколько зарубежных стран.
Холдинг занимает четвертое место в топ-30 переработчиков молока в России по выручке за 2022 год и третье место по объему розничных продаж продукции молокопереработки (без учета мороженого) [2]. По темпам роста в 2023 году холдинг входит в тройку самых быстрорастущих молочных предприятий. Производственные площадки «МИЛКОМ» выпускают весь ассортимент цельномолочной и кисломолочной продукции, а также мороженое и десерты. Объем выпуска готовой продукции за 2023 достиг 430 тыс. тонн. Среди брендов компании: «Село Зелёное», «Топтыжка», «Молочная речка», Fitness Time, «Варвара краса», «Кезский сырзавод», «Ижмолоко», ANGELATO.
Над созданием флагманского бренда «МИЛКОМ» - «Село Зелёное» - специалисты компаний начали работу с 2010 года. Сегодня марка «Село Зелёное» является федеральной и входит в топ-3 брендов по знанию, потреблению и лояльности в традиционных молочных категориях. Более 80% потребителей молочной продукции знают бренд в целевых регионах присутствия, 60% покупают продукцию этой марки [3].
АО «МИЛКОМ» ПП «Пермский хладокомбинат «Созвездие» уже более 60-ти лет является одним из основных предприятий пищевой индустрии на Урале. Входит в реестр предприятий, представляющих страны - экспортеры в Китай, Монголию и ЕВРАЗЭС. Предприятие оснащено самыми большими в Пермском крае низкотемпературными
холодильными мощностями на 12000 тонн единовременного хранения продукции, железнодорожными подъездными путями и развитой инфраструктурой. Также на предприятии установлена одна из скоростных в РФ линия по производству мороженого SL-1100, Датской компании Tetra Pak.
Среди клиентов Пермский хладокомбинат «Созвездие» транснациональные, федеральные, региональные и локальные сети: «Ашан», «Метро», «Х5», «Тандер», «Лента», «Агат», «Гастроном», «Мясная компания». Собственный автопарк компании составляет более 300 единиц специализированного транспорта со спутниковой системой навигации GPS. Автомобили соответствуют всем стандартам и требованиям перевозки продуктов питания. Полуприцепы-рефрижераторы обладают объемом кузова 86 м3, грузоподъемностью 20 т., вмещают до 33 евро-паллеты и позволяют соблюдать температурные режимы перевозки от +20 до -25 °C. Эффективность эксплуатации транспорта повышается за счет единых требований к структурному составу автопарка и системе, регулирующей процессы логистики. Круглосуточный и ежедневный режим работы позволяет оперативно доставлять товары в торговые сети и соответствовать требованиям форматов розничной торговли в отношении логистики, доставки и сервиса.
В 2023 году на Производственной площадке Пермский хладокомбинат «Созвездие» успешно пройден надзорный аудит на соответствие требованиям FSSC v5.1, подтвержден сертификат, который подтверждает качество и безопасность выпускаемой продукции. Стратегические цели в области обеспечения качества и пищевой безопасности представлены на рисунке 2.
Стратегические цели АО «МИЛКОМ» 1111 «Пермский хладокомбинат «Созвездие» до 2030 г.
Войти в ТОП-3 лидеров FMCG-компаний в области продуктов питания
Повысить качество и безопасность продуктов компании
1Z
Расширение ассортимента и выпуск новых товарных линий
1Z
Сокращение всех
видов потерь и отходов пищевых продуктов
Рисунок 2 - Стратегические цели АО «МИЛКОМ» ПП «Пермский хладокомбинат «Созвездие» до 2030 г.
Стратегические направления развития АО «МИЛКОМ» ПП «Пермский хладокомбинат «Созвездие» связаны, прежде всего, с обеспечением качества продукции и удовлетворением все растущих потребностей клиентов, потребителей мороженного. Достижение
поставленных целей напрямую связано с соблюдением стандартов качества ISO 9001, ISO 14000, HACCP. Большое внимание должно уделяться проведению входного контроля молоко-сырья на соответствие физико-химическим и микробиологическим показателям, только в этом случае возможно обеспечить качество готовой продукции и снизить издержки производства [5].
Выводы и предложения. Стратегическое развитие предприятий холодильной промышленности необходимо для обеспечения продовольственной безопасности государства, для отечественного наращивания темпов технического перевооружения и модернизации производства, для внедрения передовых современных технологий производства готовой продукции и повышения производительности труда.
Использованные источники:
1. Дубровин Ю. Какой будет стратегия развития холодильной отрасли URL: https: //www.holodinfo .ru/rubrics/sobytiya/kakoj -budet-strategiya-razvitiya-holodilnoj-otrasl/ (дата обращения 09.07.2024).
2. Национальный союз производителей молока: официальный сайт. - URL: https://souzmoloko.ru/souzmoloko/ (дата обращения 09.07.2024).
3. Milknews - Новости молочного рынка: официальный сайт. - URL: https://milknews.ru/novosti-kompaniy-molochnoy-otrasli/MILKOM-iUpakovochnye-sistemy.html#_ftn4 (дата обращения 09.07.2024).
4. Организационно-экономический механизм повышения эффективности функционирования продуктовых подкомплексов в условиях импортозамещения: монография/ Труба А.С., Бетин О.И., Свечникова Т.М., Черданцев В.П., Давлетов И.И. - М.: Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии, 2023. -180 с. -I SBN: 978-5-85382-523-9.
5. Свечникова, Т.М. Региональная политика социально-экономического развития Пермского края/ Т.М. Свечникова// Международный правовой курьер: электронное сетевое издание. - 2022. - №7. - С. 83-86.