Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ ЮФО'

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ ЮФО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
80
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / RETAIL / INVESTMENT ATTRACTIVENESS / DEVELOPMENT STRATEGY / COMPETITIVENESS / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кирокосян М.А., Стукалова Э.П.

В статье рассмотрены стратегические направления повышения инвестиционной привлекательности предприятий розничной торговли ЮФО. В ходе проведенного исследования, сделан вывод о необходимости полного учета факторов внешней и внутренней среды при разработке направлений стратегического развития торговых предприятий с целью обеспечения их эффективного функционирования и роста, повышения конкурентоспособности. Реализация стратегических направлений развития торговых предприятий в будущем будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности как торговых предприятий, так и отрасли розничной торговли в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC DIRECTIONS FOR INCREASING ATTRACTIVENESS OF INVESTMENTS REGARDING TO RETAIL TRADE ENTERPRISES IN THE SOUTHERN FEDERAL DISTRICT

The article describes the strategic directions for increasing attractiveness of investment regarding to retail trade enterprises in the Southern Federal District. Research has established that it is necessary to take into account factors of the external and internal environment when providing directions for the strategic development of trade enterprises in order to ensure their effective functioning, growth and competitiveness. The implementation of strategic directions for the trade development of enterprises will help to increase the investment attractiveness of both trade enterprises and the retail industry as a whole in the future.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ ЮФО»

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ ЮФО

М.А. Кироксян, канд. экон. наук, доцент Э.П. Стукалова, магистрант Кубанский государственный университет (Россия, г. Краснодар)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11128

Аннотация. В статье рассмотрены стратегические направления повышения инвестиционной привлекательности предприятий розничной торговли ЮФО. В ходе проведенного исследования, сделан вывод о необходимости полного учета факторов внешней и внутренней среды при разработке направлений стратегического развития торговых предприятий с целью обеспечения их эффективного функционирования и роста, повышения конкурентоспособности. Реализация стратегических направлений развития торговых предприятий в будущем будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности как торговых предприятий, так и отрасли розничной торговли в целом.

Ключевые слова: розничная торговля, инвестиционная привлекательность, стратегия развития, конкурентоспособность, эффективность.

Процессы трансформации национальной экономики находятся в тесной взаимосвязи с инвестиционной деятельностью, характерной особенностью которой на современном этапе развития является усиливающаяся детерминация глобализации мировых хозяйственных процессов и международного движения капитала.

Повышение уровня жизни населения (как на уровне отдельно взятой страны, так и в мировых масштабах) практически невозможно без привлечения максимального потока инвестиций [2, с. 25]. Благоприятный инвестиционный климат является основой обеспечения притока инвестиций и служит стимулом для развития инвестиций внутри страны и повышения инвестиционной привлекательности предприятий в различных отраслях экономики [4, с. 174].

В современных условиях розничная торговля является одной из основных отраслей, обеспечивающих рост экономики страны. В 2019 г. вклад отрасли в формирование валового внутреннего продукта составил 12,3% (для сравнения доля предприятий, осуществляющих деятельность по добыче полезных ископаемых составила - 11,3%) [7]. Несмотря на существенное замедление развития других отраслей экономики России, вызванное негативным влиянием снижения темпов роста мировой экономики на фоне торговых войн и ухудшения инвестиционного климата в стране, развитие предприятий розничной торговли характеризуется положительной динамикой (рис. 1) [3, с. 145].

2017 2018 2019 1 кв. 2020

Рис. 1. Индекс физического объема оборота розничной торговли за 2017 - 1 кв. 2020 гг.

За последние три года доля доходов пяти крупнейших российских ритейлеров увеличилась до 36,6%, что во многом обусловлено ростом вложения средств в развитие числа магазинов различных форматов, расширение ассортимента товаров, повышение эффективности обслуживания покупателей [8].

Развитие указанных направлений инвестирования способствовало повышению инвестиционной привлекательности российских ритейлеров. При этом максимальных показателей удалось достигнуть таким компаниям как «Магнит», X5 Retail Group, «Лента» и SPS-Холдинг [5].

Рассмотрим ПАО «Магнит», которое в настоящее время является одной из ведущих розничных сетей в Южном федеральном округе и в России в целом по торговле продуктами питания, лидером по количеству магазинов и географии их расположения. «Магнит» работает в мультифор-матной модели, которая включает в себя магазины у дома, супермаркеты, аптеки и магазины дрогери. По состоянию на 31.03.2020 г. сеть «Магнит» насчитывает 20860 магазинов в 65 регионах России [6].

АО «Тандер» является управляющей компанией сети магазинов «Магнит». В октябре 2019 г. руководство АО «Тандер» приняло обновленную стратегию развития, направленную на повышение инвестиционной привлекательности сети магазинов «Магнит», через расширение бизнеса и пересмотр подхода к распределению капитала. В рамках принятой стратегии, компания планирует инвестировать в развитие клиентоориентированного подхода к принятию решений, расширение продажи собственных торговых марок, модернизацию ИТ-инфраструктуры и внедрение современных ИТ-решений [6].

Клиентоориентированный подход к принятию решений позволит компании сконцентрировать внимание на повышении доступности товаров на полках, качестве и свежести товаров, поддержании широкого ассортимента товаров, концентрации на максимальном удовлетворении потребностей покупателей. В соответствии с меняющимися потребностями клиентов

внедряемое ценностное предложение будет регулярно обновляться.

Ключевым элементом стратегии развития сети магазинов «Магнит» является расширение портфеля собственных торговых марок. В 2019 г. «Магнит» обновил линейку продукции собственных торговых марок, в настоящее время текущий портфель компании включает 13 торговых марок (более 500 наименований товаров), доля доходов от реализации которых в общем объеме выручки составляет более 7%. В перспективе планируется расширить ассортимент собственных торговых марок до 26 наименований (более 2 тыс. товаров), что обеспечит компании до 20% выручки [6].

Развитию собственных торговых марок будет способствовать инвестиции в расширение собственного производства. Например, в настоящее время в структуре группы компаний «Магнит» действует 11 промышленных и 4 сельскохозяйственных предприятия, суммарная производственная мощность которых составляет около 200 тыс. тонн или 460 наименований продукции в год [6]. В перспективе планируется прирост производства продукции на 10% ежегодно.

Руководство АО «Тандер» планирует инвестировать в реализацию ИТ-проектов, позволяющих повысить не только доходность, но и инвестиционную привлекательность данного бизнеса.

В 2019 г. руководство АО «Тандер» утвердило ИТ-стратегию, ключевыми задачами которой являются [6]:

- повышение операционной эффективности (повышение скорости разработки за счет гибких методологий, подхода на базе производственных показателей и оптимизации модели сорсинга);

- создание цифровой экосистемы (развитие решений для использования сервисного подхода);

- повышение эффективности инфраструктуры (повышение надежности, безопасности и оптимизация стоимости эксплуатации оборудования);

- цифровое лидерство (реализация таких решений, как мобильность и облачные сервисы, омниканальность, программа ло-

яльности, e-commerce, управление инновациями, развитие стратегических парт-нерств и др.).

В 2020 г. компания рассматривает возможность сделать первые шаги в сфере электронной коммерции, которые станут

В 2020 г. для реализации направлений стратегического развития сети магазинов «Магнит» планируется инвестировать 51,8 млрд. руб. Вложение данных средств обеспечит прирост выручки в 11,5%. Рост рентабельности по EBITDA составит 0,4%. Рентабельность инвестиций увеличится на 5,93%.

Таким образом, по результатам изучения направлений стратегического развития сети магазинов «Магнит», можно сделать вывод, что, в современных условиях, повышение инвестиционной привлекательности предприятий розничной торговли ЮФО зависит от сочетания факторов внутренней и внешней среды [1, c. 123]. Поэтому розничные компании ЮФО могут применить апробированную АО «Тандер» инвестиционную стратегию в собственном бизнесе, то есть сделать акцент на развитии клиентоориентированно-го подхода, совершенствовании собственного производства и развитии электронной торговли. При этом основой финансирования могут стать как собственные средства, так и средства внешних инвесторов, для привлечения которых необходимо, не только обеспечить инвестиционную привлекательность конкретного предприятия, но и в целом отрасли розничной торговли в ЮФО. Для этого на законодательном уровне необходимо:

- внедрить механизмы формирования комфортной среды и развития многофор-

основой для потенциального развития в будущем.

Реализация данных направлений стратегического развития позволит компании достичь следующих результатов в 2020 г. (табл. 1) [6].

матной инфраструктуры, обеспечивающей стимулирование роста отрасли розничной торговли [8];

- обеспечить стабильные условия ведения бизнеса, в том числе за счет развития саморегулирования в торговле, самоорганизации и кооперации [8];

- минимизировать административное воздействие на предприятия отрасли;

- внедрить механизмы управления имиджем предприятий торговой отрасли.

В современных условиях ведущие экономики мира и высокоразвитые страны демонстрируют стремительное развитие электронных механизмов торговли, более того, информационные технологии активно применяются во всех сектора современной экономики. Поэтому торговая отрасль постепенно эволюционирует и переходит от традиционной модели продажи к электронной торговле. Следовательно, инвестирование в развитие электронной продажи товаров, может стать перспективным направлением, обеспечивающим прирост доходов компании.

В целом, успешная реализация рассмотренных стратегических направлений развития, является основой повышения инвестиционной привлекательности, эффективного и конкурентного развития предприятий розничной торговли, функционирующих на территории ЮФО в долгосрочной перспективе.

Таблица 1. Прогноз основных экономических показателей АО «Тандер» в 2020 г.

Наименование показателя 2019 г. (факт) 2020 г. (прогноз) Изменение

Рост выручки, в % к предыдущему году 10,67 11,5 0,83

Рентабельность по EBITDA,% 6,1 6,5 0,4

Инвестиции, млрд. руб. 59 51,8 -7,2

Рентабельность инвестиций, % 22,01 27,94 5,93

Библиографический список

1. Волик О.А., Солнцева О.Г., Цунаева Ю.О. Повышение инвестиционной привлекательности торговых предприятий // Вестник ГУУ. - 2018. - №6. - С. 123-128.

2. Инвестиции: учебник для вузов / под ред. Л.И. Юзвович, С.А. Дегтярева, Е.Г. Князевой. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. - 543 с.

3. Милета В.И., Сергеева А.А. Анализ состояния сферы розничной торговли в России // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2019. - №5-2. - С. 144-148.

4. Севастьянова М.В. Инвестиционная политика предприятия в современных условиях // Молодой ученый. - 2017. - № 50 (184). - С. 173-176.

5. Официальный сайт Информационного агентства «INFOLine». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://infoline.spb.ru (дата обращения 12.07.2020).

6. Официальный сайт ПАО «Магнит». Стратегия развития ПАО «Магнит». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://magnit-info.ru/about/strategy Дата обращения 12.07.2020

7. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gks.ru/folder/23457 Дата обращения 12.07.2020.

8. Проект развития стратегии торговли в Российской Федерации до 2025 г. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.solreg.ru/userdata/2025.pdf Дата обращения 12.07.2020.

STRATEGIC DIRECTIONS FOR INCREASING ATTRACTIVENESS OF INVESTMENTS REGARDING TO RETAIL TRADE ENTERPRISES IN THE

SOUTHERN FEDERAL DISTRICT

E.P. Stukalova, Graduate Student

M.A. Kirakosyan, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kuban State University (Russia, Krasnodar)

Abstract. The article describes the strategic directions for increasing attractiveness of investment regarding to retail trade enterprises in the Southern Federal District. Research has established that it is necessary to take into account factors of the external and internal environment when providing directions for the strategic development of trade enterprises in order to ensure their effective functioning, growth and competitiveness. The implementation of strategic directions for the trade development of enterprises will help to increase the investment attractiveness of both trade enterprises and the retail industry as a whole in the future.

Keywords: retail, investment attractiveness, development strategy, competitiveness, efficiency.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.