Научная статья на тему 'Розничная торговля Кузбасса: состояние и перспективы развития'

Розничная торговля Кузбасса: состояние и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
625
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ КУЗБАССА / ФАКТОРЫ / ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ТОРГОВЛИ / УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ / ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ТОРГОВЛИ В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ / ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ РАЗВИТИЯ ТОРГОВЛИ / RETAIL TRADE OF KUZBASS / FACTORS AFFECTING THE DEVELOPMENT OF REGIONAL TRADE / STANDARD OF LIVING OF THE POPULATION OF THE KEMEROVO REGION / TRADE DEVELOPMENT PROGRAM IN THE KEMEROVO REGION / TARGET INDICATORS OF TRADE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сандракова Ирина Валерьевна, Стратиенко Любовь Алексеевна

Аналитический обзор состояния розничной торговли в Кемеровской области (Кузбассе) содержит основную информацию о динамике товарооборота в действующих и сопоставимых ценах за период 2014-2016 гг., основных тенденциях организации и развития розничной торговли региона. Среди факторов, влияющих на развитие региональной торговли, выделены высокий уровень конкуренции со стороны сетевых организаций розничной торговли из других регионов, уровень жизни населения области, недостаток собственных финансовых средств у торговых организаций и проблемы привлечения инвестиций. Авторы оценивают достижение целевых индикаторов Программ развития торговли Кемеровской области, принятых в 2011 и 2015 гг. Это позволило выявить основные перспективы развития розничной торговли Кузбасса. Информация, полученная в ходе проведенного в статье анализа, позволит руководителям торговых предприятий разработать эффективную стратегию их развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Retail Trade of Kuzbass: State and Prospects of Development

Analytical review of the state of retail trade in the Kemerovo region (Kuzbass) contains basic information on the dynamics of trade in current and comparable prices for the period 2014-2016, the main trends in the organization and development of retail trade in the region. Among the factors influencing the development of regional trade, a high level of competition from retail network organizations from other regions, a standard of living of the population of the region, a lack of own financial resources from trade organizations and problems of attracting investments are highlighted. The achievement of target indicators of the Kemerovo region Trade Development Programs adopted in 2011 and 2015 is assessed. This allowed to identify the main prospects for the development of retail trade in the Kuzbass. The information obtained during the analysis carried out in the article will allow the heads of trade enterprises to create an effective strategy for their development.

Текст научной работы на тему «Розничная торговля Кузбасса: состояние и перспективы развития»

Аналитический обзор состояния розничной торговли в Кемеровской области (Кузбассе) содержит основную информацию о динамике товарооборота в действующих и сопоставимых ценах за период 2014-2016 гг., основных тенденциях организации и развития розничной торговли региона. Среди факторов, влияющих на развитие региональной торговли, выделены высокий уровень конкуренции со стороны сетевых организаций розничной торговли из других регионов, уровень жизни населения области, недостаток собственных финансовых средств у торговых организаций и проблемы привлечения инвестиций. Авторы оценивают достижение целевых индикаторов Программ развития торговли Кемеровской области, принятых в 2011 и 2015 гг. Это позволило выявить основные перспективы развития розничной торговли Кузбасса. Информация, полученная в ходе проведенного в статье анализа, позволит руководителям торговых предприятий разработать эффективную стратегию их развития.

Ключевые слова: розничная торговля Кузбасса; факторы, влияющие на развитие региональной торговли; уровень жизни населения Кемеровской области; Программа развития торговли в Кемеровской области; целевые индикаторы развития торговли.

РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ КУЗБАССА: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Сандракова Ирина Валерьевна,

кандидат технических наук, доцент, декан факультета заочного обучения, Кемеровский институт (филиал) Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, 650992, г. Кемерово, пр. Кузнецкий, 39 sandrin_rgtu@mail.ru

Стратиенко Любовь Алексеевна,

Директор по маркетингу и рекламе АО «Гулливер», 650070, г. Кемерово, пр. Молодежный, 11 lubava@gmail.com

Розничная торговля — одна из важнейших сфер обеспечения населения.

На предприятиях розничной торговли происходит превращение товарной формы стоимости в денежную и создается экономическая основа для возобновления производства товаров. Здесь происходят постоянные количественные и качественные изменения, вызванные применением передовой технологии, совершенствованием техники и оборудова-

ния, методов управления, обеспечивающих повышение эффективности работы торговых предприятий и повышение культуры торговли.

Торговля — один из социально значимых видов экономической деятельности Кузбассе, удовлетворяющий потребности отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечивающий доступность товаров для населения, формирующий конкурентную среду и поддержку местных про-

изводителей товаров. Торговля является своего рода индикатором существующих в экономике социальных и экономических проблем, так как на долю потребительских расходов, включая услуги, приходится около 70% всех денежных расходов населения региона.

Динамика розничного товарооборота в Кемеровской области в действующих и сопоставимых ценах представлена в таблице 1.

Таблица 1

Товарооборот розничной торговли Кемеровской области в действующих и сопоставимых ценах (куровню 2014 г.)

Показатель В действующих ценах В сопоставимых ценах Отклонение, %

2014 г. 2015 г. 2016 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2016/2015 2015/2014

в действ. ценах в сопост. ценах в действ. ценах в сопост. ценах

Розничный товарооборот, млн руб. 335 091 343 368 339 147 335 091 325 776 316 392 98,8 97,2 102,4 97,1

Товарооборот на душу населения, руб. 122 765 126 178 124 997 122 765 119 714 116 611 99,1 97,4 102,8 97,5

Как видно из информации, представленной в таблице, региональный товарооборот розничной торговли в действующих ценах в 2015 году вырос по сравнению с 2014 годом на 2,4%, а в 2016 по сравнению с 2015 годом сократился на 1,2%. Анализ товарооборота в сопоставимых ценах с учетом индекса цен показал его снижение на 2,9 и 2,8% в 2015 и 2016 годах по отношению к предыдущему периоду соответственно.

Графически изменение розничного товарооборота региона представлено на рисунке 1.

К факторам, оказавшим негативное влияние на развитие Кузбасской торговли, относятся:

♦ недостаточный платежеспособный спрос;

♦ высокая конкуренция со стороны сетевых торговых организаций из других регионов;

♦ высокая арендная плата;

♦ недостаток собственных финансовых средств;

♦ проблемы привлечения инвестиций.

Значительное влияние на деятельность торговых компаний оказывают факторы, связанные с уровнем жизни населения.

Проведенный по материалам Ке-меровостата анализ показал, что в 2016 году объем денежных доходов населения сложился в размере 691,0 млрд рублей и снизился на 3,1% по сравнению с 2015 годом. Население израсходовало средств на покупку товаров и оплату услуг 459,2 млрд рублей.

Реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен), по предварительной оценке, в 2016 году по срав-

нению с 2015 годом снизились на 11,0%.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в 2016 году составила 29 828 рублей и по сравнению с 2015 годом возросла на 5,3%.

Просроченная задолженность по заработной плате (по организациям учитываемых видов деятельности, кроме субъектов малого предпринимательства) на 1 февраля 2017 года составила 79,9 млн рублей и возросла за прошедший месяц в 1,8 раза*.

Сокращение доходов населения в 2015 году в совокупности со сжатием потребительского кредито-вания,отказом населения от приобретения дорогих товаров оказало негативное влияние на потребительский спрос. Расходы на конечное потребление домохо-зяйств в начале 2015 года резко сократились.

Динамику товарооборота на душу населения можно увидеть на рисунке 2.

Товарооборот розничной торговли Кемеровской области на душу населения в действующих ценах увеличился в 2015 году по сравнению с 2014 годом на 2,8%, а в 2016 году, по сравнению с 2015 годом, снизился на 0,9%. Анализ товарооборота на душу населения в сопоставимых ценах продемонстрировал его снижение в анализируемом периоде на 2,5% и 2,6% в 2015 и 2016 годах соответственно.

Ведущая роль в удовлетворении покупательского спроса в Кузбассе принадлежит предприятиям организованной торговли. Структура организации розничной торговли представлена в таблице 2**.

Можно отметить постоянное сокращение в структуре торговых

350 000 345 000 340 000 335 000 330 000 325 000 320 000 315 000 310 000 305 000 300 000

343 368,0

335 091,6 335091 339 146,0

325776,1

316392,3

2014 год

2015 год

2016 год

□ В действующих ценах

□ В сопоставимых ценах

Рис. 1. Розничный товарооборот Кемеровской области в 2014—2016 гг. в действующих и сопоставимых ценах, млн руб.

128 000 126 000 124 000 122 000 120 000 118 000 116 000 114 000 112 000 110 000

126 178,0

122 765,0

122 765,0

□ 2014 год

□ 2015 год

□ 2016 год

116 610,6

В действующих ценах

В сопоставимых ценах

Рис. 2. Товарооборот розничной торговли Кемеровской области на душу населения

в 2014—2016 гг., руб.

* Территориальный орган государственной статистики по Кемеровской области [Электронный ресурс] / Уровень жизни. URL: http://kemerovostat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/kemerovostat/ru/statistics/standards_of_life/.

** Федеральная служба госстатистики [Электронный ресурс] / URL: www.gks.ru.

124 997,0

119 713

организаций доли рынков и рост доли организованных предприятий розничной торговли. В 2016 году они обеспечивали 97,9% оборота розничной торговли, на долю розничных рынков и ярмарок приходится 2,1%. Причем доля рынков в Кемеровской области ниже, чем в целом по России.

Современная торговля в последние 5 — 7 лет претерпела серьезные структурные изменения: произошло стихийное сокращение организованных рынков, укрупнение розничных сетей, обострение конкуренции между крупными розничными сетями.

Состояние потребительского рынка характеризуется жесткой структуризацией, новыми форматами и подформатами организаций торговли, таких как гипермар-кеты, супермаркеты, торговые центры, торговые комплексы, моллы, магазины-склады, диска-унтеры, магазины «у дома», интернет-магазины.

Современные тенденции развития розничной торговли опираются, прежде всего, на изменение соотношения магазинных и внема-газинных форм продажи товаров.

Количество торговых объектов в Кемеровской области по состоянию на 01.01.2017 г. составило 15 082 единиц, в том числе 670 гипер-и супермаркетов, 4 717 минимарке-тов, 1 852 павильонов, 1 528 киосков и палаток. Торговая площадь составила 2 293 209 кв. м3*.

Одним из наиболее успешных и быстрорастущих сегментов рынка в последние годы стали торговые сети.

Интенсивное развитие сетевых структур в Кузбассе связано с тем, что в условиях высокой конкуренции на потребительском рынке они имеют определенные преимущества. Розничные торговые сети обеспечивают возможность быстро, удобно, с минимальной затратой сил и времени приобретать нужные товары,предлагают широкий ассортимент товаров, обеспечивают высокий уровень обслуживания, внедряют новейшие торговые технологии, применяют современные методы работы с клиентами. Доля торговых сетей в Кемеровской области представлена в таблице 3.

Как видно из представленной информации, доля торговых сетей

в Кемеровской области значительно превышает долю аналогичных предприятий в целом по Российской Федерации. Однако в 2016 году количество сетевых предприятий в Кузбассе сократилось на 4,7%. По-видимому, это связано с уходом с регионального рынка такого крупного ретейле-ра, как ГК «РегионМарт», представленного предприятиями «Чибис», «Поляна».

Сокращение доли торговых сетей связано как с удорожанием компонентов инвестиционного спроса в связи с изменением курсовых отношений, так и с высокой степенью неопределенности, высокими ставками кредитов для конечных заемщиков.

Несмотря на снижение темпов строительства и ввода в действие крупных объектов торговли, обеспеченность населения предприятиями отрасли в настоящее время составляет в среднем по Кемеровской области 846,6 кв. метров на 1 тыс. человек, или 149% к нормативу минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов4*.

Таблица 2

Организация розничной торговли в Кемеровской области и Российской Федерации, %

Торговые организации 2014 г. 2015 г. 2016 г. Отклонение 2016/2015 гг.

Кемеровская область РФ Кемеровская область РФ Кемеровская область РФ Кемеровская область РФ

Доля торговых организаций 97,3 91,3 97,8 92,1 97,9 92,9 0,1 0,8

Доля рынков 2,7 8,7 2,2 7,9 2,1 7,1 -0,1 -0,8

Таблица 3

Доля торговых сетей в Кемеровской области, %

Регион 2014 г. 2015 г. 2016 г. Отклонения, %

2015 г. к 2014 г. 2016 г. к 2015 г.

Кемеровская область 42,7 48,1 43,4 5,4 -4,7

Российская Федерация (справочно) 25,8 27,9 30,7 2,1 2,8

3* Территориальный орган государственной статистики по Кемеровской области [Электронный ресурс] / Предпринимательство. - URL: http://kemerovostat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/kemerovostat/ru/statistics/ enterprises/.

4* Об утверждении региональной программы «Развитие торговли в Кемеровской области» на 2016—2020 годы» [Электронный ресурс] - URL: http://docs.cntd.ru/document/432848449.

Наибольшее развитие в Кемеровской области получили розничные продуктовые сети, среди них есть как областные — «Золотой Флорин» (магазины сети «Корочка»), «Торговый дом Колибри» (магазины сети «Бегемот»), так и пришедшие на наш рынок из других регионов, например, «Магнит» (Краснодар), «Мария-Ра» (Барнаул), «Светофор» (Красноярск), «Монетка» (Екатеринбург), «Ярче» (Томск).

Иностранные торговые сети представлены ООО «Лента» (гипер-маркеты «Лента» в городах Кемерово, Новокузнецке, Юрге, Новокузнецком районе), ООО «Метро Кэш энд Керри» (торговые центры «Метро» в городах Новокузнецке и Кемерово).

На продуктовом рынке отчетливо заметны следующие тенденции:

♦ крупные сети начинают развиваться уже внутрь своих же территорий, то есть новые магазины отбирают продажи у старых;

♦ развиваются специализированные сети — только мясо, только фермерские продукты и т.п.;

♦ появляется и активно развивается формат «жесткий дис-каунтер»;

♦ увеличивается количествотова-ров с очень низким качеством;

♦ растут доли частных марок;

♦ улучшается качество цепочки поставок (развитие логистики) для снижения издержек. Развитие сети оптовых предприятий, в том числе логистических центров, продолжается. В 2015 году на базе потребительской кооперации Кемеровской области был создан логистический центр. Данный центр обеспечивает сбор сельскохозяйственной продукции, в том числе овощей и картофеля, у местных производителей

и ее реализацию в торговые предприятия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 2016 году построен распределительный (логистический) центр АО «Магнит», общая площадь которого составляет примерно 163 тыс. кв. метров (село Ягуново, Кемеровский район).

В настоящее время в Кузбассе продолжает развиваться мелкорозничная торговля, несмотря на установленные законодателем ограничения. На всей территории Кемеровской области утверждены схемы размещения нестационарных торговых объектов.

При этом даже в малых населенных пунктах население обеспечено услугами торговли посредством выездной торговли (автолавки, торговля по заявкам покупателей), торговли на дому, доставки жителей в крупные населенные пункты и т. д. В Кемеровской области продолжается реализация социальной политики в сфере торговли, которая выражается в первую очередь в создании сети губернских торговых предприятий.

В городах и районах Кемеровской области регулярно проводятся продовольственные ярмарки с реализацией товаров по ценам на 10 —15% ниже сложившихся. Скидки предоставляются предприятиями на добровольной основе без возмещения затрат из областного бюджета.

Кроме того, местные сельхозтоваропроизводители имеют также возможность реализовывать свою продукцию без посредников напрямую населению на постоянно действующих ярмарках (торговых площадках). Всего на территории Кемеровской области выделено 216 таких торговых площадок.

С целью развития торговли в Кузбассе Департамент по развитию предпринимательства и по-

требительского рынка Кемеровской области один раз в пять лет разрабатывает региональную программу «Развитие торговли в Кемеровской области». Программа определяет основные направления развития областной торговли. Постановлением коллегии Администрации Кемеровской области № 462 от 30.1 2.2015 г. была утверждена региональная программа «Развития торговли в Кемеровской области на 2016— 2020 годы». Ранее действовала программа «Развитие торговли в Кемеровской области на 2011— 2015 годы». Программы устанавливают целевые индикаторы, которые должны быть достигнуты в результате реализации Программы соответствующего периода.

В ходе реализации Программы целевые показатели могут быть не достигнуты вследствие неблагоприятных внешних и внутренних условий развития экономики (рост инфляции, падение денежных доходов населения, рост безработицы, сокращение инвестиционного спроса). В связи с этим нами был проведен анализ достижения целевых индикаторов Программ 2011 и 2015 годов, характеризующих обеспеченность населения области площадью торговых объектов и повышение доступности товаров для населения, представленный в таблице 4.

Как видно из представленных данных в анализируемом периоде был достигнут только показатель, характеризующий обеспеченность населения области площадью торговых объектов. Его выполнение составило 103,2%.

Показатели, характеризующие доступность товаров для населения, ниже планируемых в 2014 году по темпам роста оборота на 13,9% и по обороту на душу населения — на 15,1%, в 2015 году —

Таблица 4

Анализ достижения целевых индикаторов Программ 2011 и 2015 гг.

Показатели Ед. изм. 2014 год факт/ план, % 2015 год факт/ план, % 2016 г. факт/ план, %

план факт план факт план факт

1. Достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (норматив в 2016 г. в Российской Федерации- 550 кв. метров на 1 000 человек)

Обеспеченность населения Кемеровской области площадью торговых объектов кв. м. на 1 000 чел. 642 756 117,8 674 808 119,9 820 846,6 103,2

2. Повышение доступности товаров для населения

Темп роста оборота розничной торговли к предыдущему году % 106,0 91,3 86,1 107,0 97,2 90,8 96,6 98,8 102,2

Оборот розничной торговли на душу населения руб. 144 600 122 765 84,9 161 800 120 957 74,8 132 000 124 997 94,7

на 9,2 и на 25,2% соответственно. В 2016 году на 2,2% перевыполнен показатель роста оборота розничной торговли в % к предыдущему году, а показатель оборота розничной торговли на душу населения ниже планируемого на 5,3%. По-видимому, невыполнение данного показателя связано со снижением реально располагаемых денежных доходов населения.

Целью Программы на 2016 — 2020 гг. является содействие развитию торговли в Кемеровской области, определение основных направлений развития региональной торговли.

Дополнительными (промежуточными) целями Программы являются:

♦ реализация государственной политики в области торговой деятельности в целях создания условий для повышения ценовой и территориальной доступности товаров, качества и культуры торгового сервиса для населения Кемеровской области, обеспечение качества и безопасности товаров;

♦ создание на территории Кемеровской области современной торговой инфраструктуры;

♦ создание благоприятной среды для развития многоформатной торговой деятельности на

территории Кемеровской области;

♦ создание организационно-экономических условий для эффективной деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, по удовлетворению потребностей населения Кемеровской области в товарах и услугах, а также потребностей отраслей экономики в реализации потребителям производимой продукции;

♦ формирование конкурентной среды на территории Кемеровской области;

♦ повышение качества торгового обслуживания населения Кемеровской области. Задачами Программы, обеспечивающими достижение поставленных целей, являются:

♦ совершенствование правового регулирования в сфере торговли;

♦ развитие торговой инфраструктуры и оптимальное размещение торговых объектов;

♦ развитие многоформатной торговой инфраструктуры;

♦ развитие торговли в сельской местности;

♦ определение и реализация комплекса мер, направленных на повышение ценовой и террито-

риальной доступности товаров, качества и культуры торгового сервиса для населения Кемеровской области, обеспечение качества и безопасности товаров;

♦ развитие конкуренции в сфере торговой деятельности;

♦ привлечение инвестиций в развитие торговли на территории области;

♦ обеспечение взаимодействия хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и сельхозтоваропроизводителей Кемеровской области.

В результате реализации Программы ожидается:

♦ повышение ценовой и территориальной доступности товаров для населения Кемеровской области;

♦ формирование торговой инфраструктуры с учетом многообразия видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли, потребностей населения;

♦ рост физических объемов розничного товарооборота в сопоставимых ценах;

♦ рост оборота розничнойторгов-ли в расчете на душу населения до 196,0 тыс. рублей к 2020 году;

♦ рост обеспеченности населения Кемеровской области площадью

торговых объектов до 900 кв. метров на 1 000 человек в 2020 году;

♦ создание ежегодно около 5 000 новых рабочих мест на предприятиях торговли;

♦ привлечение более 45 млрд рублей инвестиционных ресурсов из внебюджетных источников на развитие инфраструктуры, строительство и реконструкцию предприятий оптовой и розничной торговли за 2016 — 2020 годы5*.

Целевые индикаторы Программы 2015 года представлены в таблице 5.

Как видно из представленной информации, в 2016—2020 гг. планируется ежегодный прирост товарооборота, оборота на душу населения в среднем на 5 — 7%.

Ниже приведены данные о реализации целей Программы в первом полугодии 2017 года.

В первом полугодии 2017 года оборот розничной торговли составил 47,7 млрд рублей, что в товарной массе на 14,7% меньше первого полугодия 2016 года.

Торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в стационарной торговой сети, формировалось 98,0% оборота розничной торговли и 2,0% — за счет продажи товаров на розничных рынках и ярмарках6*.

В структуре оборота розничной торговли крупных и средних организаций всех видов деятельности пищевые продукты, включая напитки, и табачные изделия составили 51,9%, непродовольственные товары — 48,1%.

Продолжается работа по введению новых торговых предприятий. В начале 2017 года введено 150 объектов торговой сети (заново открыты 10 объектов, после реконструкции — 140 объектов). Торговая площадь введенных в эксплуатацию объектов составляет 151,0 тыс. кв. м, также было создано 757 рабочих мест.

Площадь объектов торговли в целом составила 782 кв. м на 1 000 человек населения, что на 10,0% превышает норматив (712 кв. м на 1 000 человек).

На губернских торговых предприятиях реализуется ассортимент товаров по ценам на 10—15% ниже цен розничной торговли. Ассортимент Губернского сельского рынка включает 90 наименований социально важных продуктов питания.

Проводятся регулярные проверки губернских предприятий по соблюдению утвержденного ценового и ассортиментного перечня, а также на правильность применения торговой надбавки. Случаи несоблюдения порядка ценообразования на социально значимые продукты питания отсутствуют.

Значимый вклад в формирование и развитие потребительского рынка вносят и местные производители. В Кемерово действуют 76 цехов малой мощности и 52 мини-пекарни, предоставляющие широкий ассортимент продуктов питания (мясные и рыбные продукты, макаронные и кондитерские изделия, безалкогольные напитки и др.).

В первом полугодии 2017 года состоялись 4 сельскохозяйственные ярмарки при участии

Таблица 5

Целевые индикаторы эффективности реализации Программы 2015 г.

Целевой индикатор Единица измерения 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

1. Достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов

Обеспеченность населения Кемеровской области площадью торговых объектов кв. м на 1 000 чел. 820 845 864 886 900

2. Повышение доступности товаров для населения

Темп роста оборота розничной торговли к предыдущему году процентов 96,6 100,5 102,2 114,5 104,0

Оборот розничной торговли на душу населения тыс. руб. 132 000 139 000 148 000 179 000 196 000

3. Формирование торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли, потребностей населения

Создание новых рабочих мест на предприятиях потребительского рынка единиц 5 000 5 000 5 000 5 000 5 000

Привлечение инвестиционных ресурсов из негосударственных источников на развитие инфраструктуры, строительство и реконструкцию предприятий оптовой и розничной торговли млн руб. 7 700 8 400 8 900 10 600 11 200

5* Об утверждении региональной программы «Развитие торговли в Кемеровской области» на 2016—2020 годы» [Электронный ресурс] / http://docs.cntd.ru/document/432848449. 6* Федеральная служба госстатистики [Электронный ресурс] / URL: www.gks.ru.

предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, сельского хозяйства, областного потребительского союза, оптовой торговли. Состоялось открытие ярмарки «Все для сада, огорода», где жители города имели возможность приобрести семенной картофель, саженцы плодово-ягодных и декоративных культур, овощи и цветочную рассаду, удобрения, укрывной материал, садовый инвентарь и др.

С начала 2017 года индекс потребительских цен составил 103,2%.

В Кемерово минимальный набор продуктов питания в июне 2017 года увеличился на 124,37 рубля относительно предыдущего месяца и составил 3 453,84 рубля на одного человека (по Кемеровской области — 3 617,35 рубля).

Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время в сфере торговли Кузбасса сформировалась конкурентная среда, способствующая развитию разнообразных форм обслуживания, активному появлению современных типов предприятий.

Экономические показатели отрасли в целом удовлетворитель-

ные и свидетельствуют о наличии потенциала для ее дальнейшего развития.

Однако механизмы рыночной экономики зачастую нестабильны и подвержены внешним воздействиям, которые могут выражаться в изменении уровня доходов населения, увеличении или уменьшении спроса на товары и услуги, активизации инфляционных процессов, изменении других экономических показателей. Таким образом, перспектива развития сферы торговли определяется уровнем потребительского спроса, развитием конкурентной среды, финансовым и кадровым потенциалом.

Необходимо создание условий для расширения ассортимента товаров и услуг, снижения ценового диапазона потребительских цен на товары и услуги.

Развитию сферы торговли будут также способствовать развитие многоформатной инфраструктуры торговли посредством стимулирования роста любых форм предпринимательской активности, улучшение транспортной доступности, рост денежных доходов населения, формирование по-

требностей в новых товарах и услугах со стороны предприятий и населения.

К перспективным направлениям развития торговой деятельности на территории Кузбасса относятся следующие:

♦ стимулирование и реализация инвестиционных проектов, направленных на строительство новых объектов торговой инфраструктуры;

♦ создание благоприятных условий для развития многоформатной инфраструктуры торговли;

♦ оптимизация размещения торговых объектов на территории Кемеровской области, повышение эффективности их деятельности;

♦ стимулирование деловой активности торговых предприятий и организация взаимодействия между хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, и хозяйствующими субъектами, осуществляющими производство (поставки) товаров, путем организации и проведения выставок, ярмарок, иных мероприятий.

Retail Trade of Kuzbass: State and Prospects of Development Sandrakova Irina Valeryevna,

Associate Professor, Dean of the Faculty of Distance Education, Kemerovo Institute (branch) of the Plekhanov Economic University, Kuznetskiy Ave. 39, Kemerovo, 650992, Russia (sandrin_rgtu@mail.ru)

Stratienko Lubov Alekseevna,

Director for Marketing and Advertising of JSC «Gulliver», Molodezhny Ave. 11, Kemerovo, 650070, Russia (lubava@gmail.com)

Analytical review of the state of retail trade in the Kemerovo region (Kuzbass) contains basic information on the dynamics of trade in current and comparable prices for the period 2014-2016, the main trends in the organization and development of retail trade in the region. Among the factors influencing the development of regional trade, a high level of competition from retail network organizations from other regions, a standard of living of the population of the region, a lack of own financial resources from trade organizations and problems of attracting investments are highlighted. The achievement of target indicators of the Kemerovo region Trade Development Programs adopted in 2011 and 2015 is assessed. This allowed to identify the main prospects for the development of retail trade in the Kuzbass. The information obtained during the analysis carried out in the article will allow the heads of trade enterprises to create an effective strategy for their development.

Keywords: retail trade of Kuzbass; factors affecting the development of regional trade; standard of living of the population of the Kemerovo Region; Trade Development Program in the Kemerovo Region; target indicators of trade development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.