Научная статья на тему 'Стратегические направления и экономическая оценка развития системы управления вторичными материальными ресурсами в Ростовской области'

Стратегические направления и экономическая оценка развития системы управления вторичными материальными ресурсами в Ростовской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
92
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВТОРИЧНЫЕ МАТЕРИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ТВЕРДЫЕ БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ / СТРУКТУРА РАСХОДОВ / СРЕДСТВА БЮДЖЕТА / ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ / SECONDARY MATERIAL RESOURCES / MUNICIPAL SOLID WASTE / STRUCTURE OF EXPENDITURES / BUDGET FUNDS / EXTRA-BUDGETARY FUNDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Согомонян Л.А.

В статье автором представлена экономическая оценка системы управления вторичными материальными ресурсами и отходами Ростовской области, включая анализ структуры расходов на создание комплексной системы управления отходами и вторичными материальными ресурсами на территории Ростовской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents economic assessment of management system of secondary material resources and waste Rostov region, including an analysis of the cost structure for the establishment of an integrated waste management and secondary material resources in Rostov region.

Текст научной работы на тему «Стратегические направления и экономическая оценка развития системы управления вторичными материальными ресурсами в Ростовской области»

Л. А. Согомонян

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВТОРИЧНЫМИ МАТЕРИАЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация

В статье автором представлена экономическая оценка системы управления вторичными материальными ресурсами и отходами Ростовской области, включая анализ структуры расходов на создание комплексной системы управления отходами и вторичными материальными ресурсами на территории Ростовской области.

Ключевые слова

Вторичные материальные ресурсы, твердые бытовые отходы, структура расходов, средства бюджета, внебюджетные фонды.

L. A. Sogomonyan

STRATEGIC DIRECTIONS AND ECONOMIC EVALUATION OF MANAGEMENT

SYSTEMS SECONDARY MATERIAL RESOURCES IN ROSTOV REGION

Annotation

The article presents economic assessment of management system of secondary material resources and waste Rostov region, including an analysis of the cost structure for the establishment of an integrated waste management and secondary material resources in Rostov region.

2016 № 2 (54) Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

Keywords

Secondary material resources, municipal solid waste, structure of expenditures, budget funds, extra-budgetary funds.

Ситуация, связанная с отходами в Ростовской области, является комплексной и касается всех сфер экономики и жизнедеятельности населения. Помимо возрастающего объема отходов, проблема усугубляется большим переходящим остатком отходов с прошлых лет. Для того чтобы решить данную проблему, необходимо организовать: население и общественные организации, инвесторов, координацию поведения местных и областных органов власти, программно-целевые методы по решению задач, единый подход к устранению проблемы [1].

Максимально продуктивным методом решения проблемы, связанной с отходами, является применение программно-целевого подхода в рамках разработки, а также реализации областной целевой долгосрочной программы «Формирование комплексной системы управления отходами и вторичными материаль-

ными ресурсами на территории Ростовской области на 2014-2020 гг.» [5].

Анализ современных методов управления отходами, которые используются в странах Евросоюза и регионах РФ, показывает, что в Ростовской области возможно использовать инновационный вариант формирования системы обращения с вторичными материальными ресурсами (ВМР) и отходами, который основан на создании восьми межмуниципальных экологических от-ходоперерабатывающих комплексов (МЭОК). В структуре каждого МЭОК содержатся следующие объекты: участок термического обезвреживания медицинских и биологических отходов, участок компостирования органической составляющей твердых бытовых отходов (ТБО), участок, содержащий механическую сортировку ТБО и участок, отвечающий за захоронение массы не утилизируемой части ТБО.

Таблица 1 — Дислокация межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих комплексов по Ростовской области

№ Межмуниципальные экологические отходоперераба-тывающие комплексы Наименование муниципального образования

1 Мясниковский Мясниковский, г. Ростов-на-Дону

2 Новочеркасский Весёловский, Багаевский, Кагальницкий, Аксайский, Азовский районы, города: Азов, Батайск и Новочеркасск

3 Неклиновский Куйбышевский, Матвеево-Курганский, Неклиновский районы и г. Таганрог

4 Красносулинский Усть-Донецкий, Константиновский, Белокалитвинский, Каменский, Родионово-Несветайский, Октябрьский, Красносулинский районы, города: Шахты, Новошах-тинск, Каменск-Шахтинский, Донецк, Зверево, Гуково

5 Сальский Егорлыкский, Зерноградский, Целинский, Песчанокоп-ский, Пролетарский, Сальский районы

6 Цимлянский Семикаракорский, Заветинский, Ремонтненский, Орловский, Дубовский, Зимовниковский, Мартыновский, Цимлянский, Волгодонский районы, г. Волгодонск

7 Морозовский Обливский, Советский, Тацинский, Милютинский, Морозовский районы

8 Миллеровский Верхнедонской, Шолоховский, Боковский, Тарасовский, Кашарский, Чертковский, Миллеровский районы

Между тем статус областного «Технопарка» следует отдать Красносу-линскому МЭОК, который будет производить переработку ВМР с территории всех субъектов Ростовской области. В структуру «Технопарка», помимо упомянутых объектов, должны входить следующие: производственная база, отвечающая за промышленную переработку ВМР; логистический центр, управляющий потоками ВМР и ТБО; информационно-мониторинговый центр, содержащий областную базу данных кадастра отходов; экспопло-щадки практической демонстрации оборудования и технологий; учебно-сертификационный центр.

Для реализации программы управления вторичными материальными ресурсами и отходами необходимо:

- заключить межмуниципальные соглашения о порядке введения и эксплуатации МЭОК;

- создать оптимальную организационную структуру межмуниципальных управленческих органов и регионального оператора (в виде акционерного общества или некоммерческого партнёрства или других);

- сформировать общую нормативно-правовую базу в сфере обращения с ВМР и отходами в пределах Ростовской области.

Развитие общей системы управления ВМР и отходами в пределах Ростовской области должно основываться на применении разнообразных источников инвестиций: внебюджетных, федеральных, областных или местных. Это позволит организовать комплексную переработку ВМР и отходов, путём внедрения системы сбора ВМР на специально предназначенных для этого

пунктах приёма, проведения сортировки ТБО и первичной переработки ВМР на специальных предприятиях, консервации части ТБО, не предназначенной для утилизации на полигонах, которые отвечают санитарно-эпидемиологическим и экологическим требованиям.

Такого рода муниципальные системы должны составить основу областной системы управления ВМР и отходами. Улучшение муниципальных систем сбора, переработки и транспортировки ВМР и отходов должно происходить с учётом условий локализации: финансовых возможностей, действующих объектов санитарной очистки, состояния дорожной сети, структуры расселения, численности населения, площади населения — путём реализации подобных муниципальных целевых программ.

Поэтапное формирование системы управления ВМР и отходами должно основываться на учете реальной экономической ситуации. Изначально следует оптимизировать сбор ВМР и ТБО, их перевозку, обработку и захоронение, при сохранении долгосрочной стратегии перехода от захоронения ТБО на свалках к их непосредственной переработке современными технологиями.

На процесс исполнения программы могут оказывать воздействие следующие риски: социальные, финансовые, макроэкономические, организационные, нормативно-правовые [3]. Характеристика рисков в процессе реализации программы по оптимизации процесса управления вторичными материальными ресурсами и отходами представлена в таблице 2.

Таблица 2 — Виды рисков и их характеристика в процессе реализации программы по оптимизации процесса управления вторичными материальными ресурсами и отходами

Риски Характеристика

Социальные Вероятность снижения эффективности ряда мероприятий программы из-за неготовности жителей города к реальному участию в их реализации

Финансовые Связаны с отсрочкой реализации ряда мероприятий программы и, как результат, образуется задержка финансирования или недофинансирования со стороны внебюджетных средств инвесторов, а также местных и областных бюджетов

Макроэкономические Обусловлены воздействием изменения состояния деловой активности и мировых финансовых рынков, заполняемости бюджетов всех уровней, отразившихся на величине бюджетного финансирования и уменьшить объём инвестиций, которые привлекаются для осуществления программных мероприятий

Организационные Появление проблемных ситуаций при взаимосвязи органов местного самоуправления РО (Ростовской области) и государственного заказчика программы, отсрочка осуществления мероприятий программы и, как следствие, некомпетентность действий ряда исполнителей мероприятий

Нормативно-правовые Отсрочка принятия намеченных нормативно-правовых актов способна значительно уменьшить эффективность программы, ужесточение экологических требований и стандартов способно привести к потребности значительного увеличения объёма инвестиций, которые привлекаются для реализации ряда мероприятий программы

Основные принципы и инструменты снижения рисков можно структурировать следующим образом.

1. Введение прогрессивных методов в процессы сбора, обезвреживания, применения и транспортировки ВМР и отходов, а также новой современной техники.

2. Улучшение разнообразных форм государственно-частного партнёрства для привлечения средства из внебюджетных источников и их вложения во внедрение системы сбора ВМР и проекты строительства МЭОК.

3. Субсидирование мероприятий из разнообразных источников, в том числе внебюджетных.

Хеджирование рисков реализации программы по оптимизации процесса управления вторичными материальными ресурсами и отходами требует решения ряда задач:

1. Улучшение системы экологического информирования, воспитания и образования жителей в сфере обращения с ВМР и отходами.

2. Восстановление действующих объектов распределения ТБО и возвращение нарушенных земель в хозяйственный оборот.

3. Исполнение инвестиционных проектов по возведению МЭОК в пределах Ростовской области.

4. Улучшение материальной базы совокупной системы управления ВМР и отходами.

5. Внедрение общей нормативно-правовой базы в сфере обращения с ВМР и отходами на территории Ростовской области.

Совокупный объём финансов из разных источников покрытия первоначально составил 9962,5 млн руб. на 2014-2020 гг., включая средства:

• инвестиций (внебюджетных источников) — 4499,49 млн руб.;

• местных бюджетов — 3589,26 млн руб.;

• областного бюджета— 1873,81 млн руб.

Из таблицы 3 и рисунка 1 видно, что наибольший расход бюджета приходится на обустройство контейнерных площадок в населенных пунктах области. Из общих расходов бюджета на это направление запланировано 47,4 % (2236,92 млрд руб.), источник финансирования — местные бюджеты. Другим значительным направлением расходо-

Проведем анализ структуры и динамики расходования средств на реализацию программы управления оборотом вторичных материальных ресурсов и твердых бытовых отходов по региону (табл. 3).

вания является приобретение мусороуборочной техники — запланировано приобретение на сумму 1424,56 млрд руб., или 30,2 %. Необходимо отметить, что 78,4 % — это средства из областного бюджета. Примерно по половине миллиарда направлено на создание приемных пунктов и приобретение контейнеров.

Таблица 3 — Направления расходов на совершенствование материально-технической базы комплексной системы управления отходами и ВМР по Ростовской области за период 2014-2020 гг., млн руб.

Направления расходов 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 Всего за период

1. Приобретение мусороуборочной техники, всего 284,91 284,91 284,91 284,91 284,91 - - 1424,56

в т. ч. за счет средств областного бюджета 223,45 223,45 223,45 223,45 223,45 - - 1117,26

за счет средств местного бюджета 61,46 61,46 61,46 61,46 61,46 - - 307,3

2. Приобретение контейнеров для сбора ТБО, всего 102,6 102,6 102,6 102,6 102,6 - - 512,8

за счет средств местного бюджета 102,6 102,6 102,6 102,6 102,6 - - 512,8

3. Обустройство контейнерных площадок 447,38 447,38 447,38 447,38 447,38 - - 2236,90

за счет средств местного бюджета 447,38 447,38 447,38 447,38 447,38 - - 2236,92

4. Создание приемных пунктов, всего 109,46 109,46 109,46 109,46 109,46 - - 547,29

в т. ч. внебюджетные фонды 109,46 109,46 109,46 109,46 109,46 - - 547,29

•Приобретение мусороуборочной

техники

Рисунок 1 — Структура расходов на совершенствование материально-технической базы комплексной системы управления отходами и вторичными материальными ресурсами по Ростовской области за период 2014-2020 гг., в млн руб.

Анализ расходования финансовых ресурсов на реализацию мероприятий по управлению отходами и вторичными материальными ресурсами по Ростовской области на период до 2020 г. позволяет

заключить, что значительная часть средств направлена на совершенствование материально-технической базы комплексной системы управления отходами ВМР — 47,4 % от общего бюджета.

Рисунок 2 — Мероприятия по управлению отходами и вторичными материальными ресурсами по Ростовской области на 2014-2020 гг.

На реализацию инвестиционных проектов по строительству МЭОК направлено 39,7 % общего бюджета (3952,2 млрд руб.) за счет внебюджетных источников, и, наконец, на рекуль-

Структура расходов на возвращение в оборот нарушенных земель и рекультивацию объектов размещения ТБО

Численный анализ результативности и ожидаемой эффективности выполнения программы следует проводить на основе целевых показателей, представленных по годам в зависимости от представленных итогов.

Итоговая экономическая оценка программы должна составить основу

тивацию объектов размещения ТБО всего направляется 12,9 % (1288,8 млрд руб.) общего бюджета средств. Источники финансирования — областной и местный бюджеты [5].

в Ростовской области на период 20142020 гг. представлена таблицей 4 и рисунком 4.

обоснования предоставления финансов для программы за счёт средств бюджета из области в каждом финансовом году. В целом запланированная к 2020 г. реализация Программы приведёт к большому экологическому и социально-экономическому эффекту.

Совершенствование МТБ комплексной системы управления отходами и ВМР

Реализация инвестиционных проектов по строительству МЭОК

Рекультивация объектов размещения ТБО

Рисунок 3 — Структура бюджета расходов на мероприятия по управлению отходами и вторичными материальными ресурсами по Ростовской области на 2014-2020 гг., в %

Таблица 4 — Структура расходов на возвращение в оборот нарушенных земель и рекультивацию объектов размещения ТБО в Ростовской области

на период 2014-2020 гг.

Виды работ 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 Всего

1. Рекультивация закрытых полигонов площадью 28,977 га 57,72 57,72 57,72 57,72 57,72 57,72 57,72 404,06

2. Рекультивация законсервированных свалок (165 шт.) 126,39 126,39 126,39 126,39 126,39 126,39 126,39 884,75

Всего 184,41 184,41 184,41 184,41 184,41 184,41 184,41 1288,81

Рисунок 4 — Структура расходов на возвращение в оборот нарушенных земель и рекультивацию объектов размещения ТБО в Ростовской области

на период 2014-2020 гг.

Рекультивация закрытых полигонов площадью 28,977 га

Рекультивация законсервированных свалок- 165 шт.

Внедрение и развитие аддитивной системы управления ВМР и отходами Ростовской области обеспечит:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- возврат в хозяйственный оборот и восстановление до 335,327 га испорченных земель;

- возврат до 1000 тыс. т ВМР в экономику области;

- формирование дополнительных рабочих мест;

- инвестиционное насыщение сферы обращения ВМР и отходов в объеме около 4499,493 млн руб. инвестиций, что будет способствовать улучшению социальных и экологических условий жизни населения Ростовской области.

Главным источником финансирования мероприятий должны стать платежи природопользователей за отрицательное влияние на биосферу в Ростовской области.

Библиографический список

1. Альбеков, А. У.Логистика в управлении коммерческим оборотом вторичных материальных ресурсов. — СПб. : изд-во СПбГУЭФ,1998.

2. Меликов, С. В. Обзор рынка переработки отходов // Твердые бытовые отходы. — 2010. — № 5. — С. 44.

3. Кочетов, О. С., Сажин, Б. С., Синев, А. В., Ходакова, Т. Д. Экономические аспекты переработки отходов // Экология и промышленность. — 2012. — № 4. — С. 38-39.

4. Давыдова, Р. Т. Развитие экологического предпринимательства // Экология и промышленность России. — 2012. — № 8. — С. 40-44.

5. Областная целевая долгосрочная программа «Формирование комплексной системы управления отходами и вторичными материальными ресурсами на территории Ростовской области на 20142020 гг.» : [Постановление правительства Ростовской области № 213 от 23.04.2013] [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://gigabaza.ru/doc/ 95344-pall.html.

Bibliographic list

1. Albekov, A. U. Logistics management of commercial turnover of secondary material resources. — SPb., 1998.

2. Melikov, S. T. Market waste // Solid waste household productions. 2010. — № 5. — P. 44.

3. Kochetov, O. S., Sazhin, B. S., Sinev, A. V., Hodakova, E. T. Economic aspects of waste // Ecology and Industry. — 2012. — № 4. — P. 38-39.

4. Davydov, R. T. Development of ecological business // Ecology and Industry of Russia. — 2012. — №8. — P. 40-44.

5. Regional target long-term program «The formation of an integrated waste management system and the second-

78

ary material resources in the territory of Rostov region for 2014-2020» : [Resolution of Government of Rostov region №213 from 23.04.2013] [Electronic resource], — Mode of access: http://gigabaza.ru/doc/95344- pall.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.