Митько О.А.,
д.э.н., профессор кафедры «Коммерция и логистика» РГЭУ (РИНХ) E-mail: mitkooa@yandex.ru Согомонян Л.А., аспирант кафедры «Коммерция и логистика» РГЭУ (РИНХ) E-mail: Sla791@gmail.com
ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЦИКЛИНГА ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
В статье автор раскрывает особенности логистической организации рециклинга твердых бытовых отходов в Ростовской области, рассматривая данный процесс в более широком ключе решения задачи обеспечения рыночной устойчивости и экономической эффективности межотраслевых производственно-распределительных цепей ре-циклинга в регионе.
Ключевые слова: твердые бытовые отходы, логистика движения отходов, рециклинг, обращение твердых бытовых отходов, переработка, сортировка.
Mitko O.A., Sogomonyan L.A.
LOGISTICAL ORGANIZATION RECYCLING MUNICIPAL SOLID
WASTE IN ROSTOV REGION
The author reveals the peculiarities of logistic organization of recycling of municipal solid waste in the Rostov region, considering this process in a broader way of solving the problem to ensure market stability and economic efficiency of cross-industry production and distribution circuits of recycling in the region.
Key words: municipal solid waste, waste flow logistics, recycling, treatment of municipal solid waste, recycling, sorting.
В современный период развитие отечественной отходоперерабатываю-щей индустрии характеризуется низким уровнем эффективности, который не соответствует более высокой степени включения бытовых отходов в дополнительный экономический оборот.
Увеличение объемов товарного импорта, активное развитие сферы товарного обращения, выход на рынок торговых сетей и реализаций технологий индустриализации в торговле привели к формированию новых методов продаж, обеспечивающих более высокую степень готовности товара. Это привело к возрастанию доли продукции, поступающей в упакованном виде при сохраняющейся инертности производственно-торговых компаний в части утилизации упаковки, которая вводится ими в обращение на внутренний рынок.
Сложившаяся система государственного регулирования в сфере обращения с отходами производства и потребления де-факто не выделяет переработку вторичных материальных ресурсов в качестве автономного объекта управления, используя для этого общие нормативно-правовые документы и регламенты, которые не отражают специфику отходоперерабатывающей отрасли.
Все это формирует системные предпосылки для ее глубокого реформирования, институционально-рыночную основу которого, должно составить формирование логистических цепей рециклирования отходов при условии расширения уровня регулятивного воздействия на конфигурацию и параметры их функционирования.
Решение данной задачи потребует обстоятельной корректировки существующего законодательства, которое должно обеспечивать субъекты Российской Федерации необходимыми нормативно-правовыми актами и регламентами, позволяющими полноценно реализовать процедуру выбора регионального оператора рынка коммунальных отхо-
дов. Необходимо также расширить систему преференций и условий с целью привлечения частного капитала в отрасль и снижения предпринимательских рисков в рамках формата государственно-частного партнерства.
Современная рыночная трансформация отходоперерабатывающей отрасли должна базироваться на формировании и развитии логистических цепей рециклинга отходов производства и потребления, рыночная устойчивость и эффективность функционирования которых могут быть обеспечены за счет расширения регулятивного участия государства, формирования необходимой законодательной базы, обеспечивающей возможность конфигурации оптимальных региональных цепей полного цикла переработки отходов.
Инвестиционное насыщение последних будет происходить в формате государственно-частного партнерства при доминирующем участии внебюджетного компонента капитальных инвестиций.
На наш взгляд, современное развитие отходоперерабатывающей отрасли характеризуется накоплением критической массы противоречий, разрешение которых требует формирования принципиально новых императивов и стратегических ориентиров в направлении рыночного реформирования отрасли, приход в которую частного капитала должен быть опосредован расширением теоретико-методической базы государственного регулирования. Его основу должен составить переход к научно-практической разработке механизмов многоступенчатого построения логистических цепей замкнутого цикла переработки отходов производства и потребления, обеспечивающих переход на новую траекторию рыночного преобразования экономической модели функционирования отходоперерабатываю-щей отрасли.
В настоящее время отечественная сфера обращения с отходами производства и потребления входит сегодня в новую фазу своего развития, обусловленную множеством проблем, эмпирическая диагностика которых позволяет идентифицировать системные предпосылки рыночного реформирования отрасли, институциональный ракурс научно-практической оценки которых является доминантным в процессе логистической организации рециклинга твердых бытовых отходов в наиболее адаптивном формате государственно-частного партнерства.
Результаты количественного анализа функционирования отходоперера-батывающей отрасли Ростовской области позволяют заключить, что существующая в регионе дискретная практика неэффективной утилизации отходов должна быть замещена развитием логистических цепей полного цикла, которое потребует значительных капиталовложений в сортировку и переработку твердых бытовых отходов. Процесс накопления стоимости в таких цепях потребует регулирования параметров их функционирования, проведения согласованной тарифной политики в условиях складывающейся рыночной конфигурации цепей в территориальных границах конкретной агломерации.
Как показало исследование, суще-ствующиий дисбаланс условий привлечения в отходоперерабатывающую отрасль региональных операторов и частных инвестиций опосредован системой сдерживающих и стимулирующих факторов современного развития логистических цепей рециклинга вторичных материальных ресурсов. Их определение и разграничение позволит выработать комплекс институциональных мер, открывающих возможности устойчивого развития логистики полного цикла, обеспечивающей опережающее развитие отрасли в рамках новой экономической модели.
В рамках рассматриваемого нами региона, формирование современного механизма рыночного преобразования сферы обращения с отходами производства и потребления требует разработки схемы комплексной логистической организации отходоперерабатывающего кластера, которая позволит упорядочить механику построения и развития межотраслевых производственно-распределительных цепей рециклинга, эффективность которых будет обеспечена за счет межмуниципального зонирования территории области, логистического выстраивания схем потоков с учетом оптимального размещения му-соросортировочных и мусороперераба-тывающих станций, а также межмуниципальных экологических отходопере-рабатывающих комплексов как центрального звена в логистике региональной цепи рециклинга.
Отправной точкой для создания такого кластера сегодня являются [ 1]:
- организация работы в сфере обращения с ТБО;- определение и фиксация императивов государственной политики в сфере обращения ТБО;
- регулирование деятельности регионального оператора;
- определение и утверждение порядка сбора ТБО, инвестиционных программ и нормативов накопления ТБО;
- разработка алгоритма расчета начислений для территории города Ростова-на-Дону и Ростовской области;
- создание нормативной базы для организации на территории области единой учетно-расчетной системы обращения с твердыми коммунальными отходами.
Первым звеном в логистической цепи кластера будет выступать региональный оператор, который должен решать вопросы организации сбора и транспортировки отходов. С точки зрения сквозной логистики речь идет о решении задачи сбора - транспортировки - захоронения отходов.
В связи с этим, в настоящее время производится разработка конкурсной документации и критериев выбора регионального оператора, формирование процедуры отбора регионального оператора, которые должны быть опосредованы утверждением нормативных актов, определяющих условия, порядок проведения конкурса и критерии отбора регионального оператора.
Промедление с решением данной задачи может привести к удлинению реальных сроков строительства на территории региона отходоперерабатыва-ющего кластера.
Агрегированное структурирование процесса построения кластера позволяет выделить в нем два основных этапа [2]:
- разработка логистики движения ТБО и выбор регионального оператора по сбору и транспортировке отходов;
- строительство отходоперераба-тывающих комплексов - как завершающий этап логистической организации кластера.
Плата за образование отходов не взымается за те объемы отходов, которые используются на самом предприятии в качестве сырья, были проданы или переданы другим предприятиям и специализированным заготовительным организациям.
На рисунке 1 разработана схема логистической организации отходопе-рерабатывающего кластера в Ростовской области, которая базируется на учете основных аспектов сквозной организации рециклинга в сфере обращения с отходами производства и потребления региона.
Выше мы обозначили основные концептуальные особенности построения и развития рециклинга ТБО, которые де-факто должны преломляться через сложности и специфику организации рециклинга на отдельно взятой территории.
ON
О
S X
su X п О
а Е
ф
s
п п
Ь ф
Ь о
а
»
X
X »
ю
1Л 0J «•—•г
N3 О M On
В процессе реализации схемы априори возникает ряд задач, которые требуют комплексного решения и взаимной увязки в рамках общей стратегии реформирования отходоперерабатывающей отрасли Ростовской области с участием частных инвесторов.
В настоящее время, в условиях построения кластера на конец 2016 г. произошли некоторые изменения, основными из которых являются [1]:
1. Корректировка законодательства и переход полномочий на уровень субъекта Федерации. Заметим, что введение ФЗ №458 практически ничего не изменило в работе отрасли за исключением введения понятия «региональный оператор», которое является стержневым при организации сквозной цепи ре-циклинга в Ростовской области.
Согласно требованиям нового законодательства, на региональном уровне введена новая коммунальная услуга - по обращению с ТБО. С 2017 г. вся логистическая цепь по сбору - транспортировке - утилизации - обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов будет выполняться одним региональным оператором, который выступит бенефициаром коммунальных платежей в рамках прямых договоров с каждым собственником отходов.
2. В Ростовской области разработана территориальная схема обращения с ТБО, в основу которой положено межмуниципальное зонирование территории области с учетом оптимальной логистики движения ТБО в процессе рециклирования. Данная схема включает несколько этапов движения ТБО по цепи с учетом планового введения в эксплуатацию мощностей по перегрузке, сортировке и переработке отходов, которые в полном объеме должны быть введены в эксплуатацию к 2019 г.
3. В регионе запущена процедура выбора региональных операторов, которая замедляется длительным принятием на федеральном уровне ряда законода-
тельных актов, определяющих процедуру и критерии конкурсного отбора региональных операторов. Как видно из схемы рисунка 1, в настоящее время в Ростовской области произведена корректировка стандартных критериев выбора оператора. Вместо минимума стоимости выполнения проекта в действие введен более комплексный критерий, который предполагает оценку наличия в регионального оператора полигона, специализированной техники и инвестиционной программы.
Таким образом, на территориальном уровне реализован более системный подход к выбору регионального оператора, который обеспечивает более «емкую» оценку его потенциальных возможностей по организации цепи движения ТБО в процессе их рециклирования [4, 5].
Заметим, что предложенное на схеме рисунка 1 формирование отход-оперерабатывающего кластера в Ростовской области обеспечивает его качественное преобразование за счет:
- формирования системы полного цикла переработки ТБО, что означает возможность их полного рециклирования и запуска в повторный экономический оборот;
- строительства мощностей по сортировке и переработке ТБО, которые представляют собой наиболее капиталоемкую часть цепи рециклинга;
- разработки оптимальной логистики рециклинга ТБО. В данном случае мы рассматриваем реальную практическую конвергенцию усилий региональных и муниципальных властей и бизнеса по построению оптимальной территориальной схемы обращения с ТБО, что обеспечит минимизацию издержек и времени на перемещение и переработку ТБО. Вне такого объединения эффект самостоятельного рыночно-ориентированного построения цепи ре-циклинга был бы менее значительным;
- формирования региональной системы по организации деятельности в сфере обращения с ТБО и проведению государственной политики в Ростовской области;
- и др.
На наш взгляд, в регионе реализуется полноценный формат государственно-частного партнерства, при котором инвестиции в более эффективную инфраструктуру переработки ТБО, оказались разделены между государством и бизнесом:
- региональные и муниципальные власти инвестируют в сбор ТБО;
- частные предпринимательские структуру в рамках достигнутых договоренностей запланировали значительный объем инвестиций в сортировку и переработку ТБО.
В целом реализация проектов в рамках ГЧП в сфере обращения отходов производства и потребления в регионе позволит фактически за счет связной логистики многоступенчатого перемещения ТБО по цепи сформировать межотраслевые производственно-распределительные цепи рециклинга ТБО. Развитие данных цепей на наш взгляд является одним из факторов повышения конкурентоспособности экономики Дона, поскольку любая современно-экономическая оценка отраслевых и межотраслевых новаций и решений базируется на экологическом аудите [6,7], который позволяет учесть важный компонент общего социально-экономического эффекта, которые несет наращивание отраслевых инвестиций и перестройка межотраслевых цепей создания добавленной стоимости. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Вагин В. О ходе реализации на территории области инвестиционных проектов по строительству МЭОК. Доклад министра ЖКХ Ростовской области В.С. Вагина «О ходе реализации на территории области инвестиционных проектов по строительству МЭОК» //
По данным портала Правительства Ростовской области. [Электронный ресурс]:
http://www.donland.ru/upload/440/2016_0 817_doklad_vagin.doc дата обращения (08.09.2016).
2. Областная долгосрочная целевая программа «Формирование комплексной системы управления отходами и вторичными материальными ресурсами на территории Ростовской области на 2014 - 2020 годы» / По данным официального портала правительства Ростовской области. [Электронный ресурс]:
http://www.mineconomikiro.ru/a3/a35/pla n/2013/postan_aro213_23.04.2013.pdf (дата обращения: 24.12.2015)
3. Садовничая И. Основные направления развития предпринимательской деятельности в сфере рецик-линга твердых бытовых отходов.//Ш Международная научно-практическая конференция «Социально-экономическое развитие регионов России»: Сборник научных трудов. - М.: МЭСИ, 2013.
4. Согомонян Л. Стратегические направления и экономическая оценка развития системы управления вторичными материальными ресурсами в Ростовской области / Л.А. Согомонян // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ).
- Ростов н/Д, 2016. - № 2 (54).
5. Согомонян Л. Особенности логистической организации отходопере-рабатывающего кластера в Ростовской области / Л. А. Согомонян // Успехи современной науки. - 2016. - № 10.
6. Попов А. Рециклинг и его значение в неоиндустриальной модели развития // Экономист. - 2015. - №9.
7. Фролов Д., Стрекалова А. Стратегическое планирование экологического развития регионов юга России: принципы, анализ, предложения // Региональная экономика: теория и практика.
- 2015. - №19.
BIBLIOGRAPHIC LIST
1. Vagin V. On the implementation in the region of investment projects on construction of MEOK. Report of the Minister of Housing of the Rostov region V. Vagina "On the implementation in the region of investment projects on construction of MEOK" // According to the portal of the Rostov Region Government. [Electronic resource]:
http://www.donland.ru/upload/440/2016_0 817_doklad_vagin.doc date of treatment (08/09/2016).
2. The regional long-term target program "Creating a comprehensive waste management system and the secondary material resources in the territory of the Rostov region for 2014 - 2020" / According to the official portal of the Government of the Rostov region. [Electronic resource]: http://www.mineconomikiro.ru/a3/a35/pla n/2013/postan_aro213_23.04.2013.pdf (reference date: 12/24/2015)
3. Sadovnichay. I. The main directions of development of entrepreneurship
in the field of recycling of municipal solid waste // III International scientific-practical conference "Socio-economic development of regions of Russia": Collection of scientific papers. - M .: MESI 2013.
4. Soghomonyan L. The strategic directions and economic evaluation of secondary material resources management system in the Rostov region / L.A. Soghomonyan // Bulletin of the Rostov State University of Economics (RINE). -Rostov n / d, 2016. - № 2 (54).
5. Soghomonyan L. Features logistical organization of waste recycling cluster in Rostov region / LA Soghomonyan // Successes of modern science. - 2016. - № 10.
6. Popov A. Recycling and its importance in neo-industrial model of development // The Economist. - 2015. - №9.
7. Frolov D., Strekalova A. Strategic planning environmental development of the regions of Southern Russia: principles, analysis, proposals // Regional economy: theory and practice. - 2015. - №19.