Научная статья на тему 'Стратегические креативно-инновационные трансформации в современном менеджменте и инвестиционный ресурс'

Стратегические креативно-инновационные трансформации в современном менеджменте и инвестиционный ресурс Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
92
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегические креативно-инновационные трансформации в современном менеджменте и инвестиционный ресурс»

УДК 330.115

Галица И.А.,

д.э.н., заведующий кафедрой менеджмента предприятий туристической индустрии Киевского университета туризма, экономики и права,научный советник по инновационным вопросам Международной ассоциации хозяйственного права,

академик Украинской технологической академии

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ КРЕАТИВНО-ИННОВАЦИОННЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ И ИНВЕСТИЦИОННЫЙ РЕСУРС*

Внутрикорпоративное управление (далее - ВКУ) и внутрифирменное управление (далее - ВФУ) как в теоретическом, так и в практическом плане в последние два десятилетия не стояло на месте. В этой сфере произошли крупные прорыв. До 1980-ых годов в ВКУ и ВФУ доминировали в основном две концепции:

• во-первых, это безусловный приоритет высшего руководства в решении всех и, прежде всего, стратегических вопросов при минимально необходимом учете творческой инициативы сотрудников;

• во-вторых, функционирование сотрудников фирм и корпораций исключительно в пределах своих должностных компетенций и административное пресекание любого несанкционированного выхода за пределы этих компетенций, то есть инициатива сотрудника, если она выходила за пределы его должностных компетенций, не приветствовалась.

После 1980-ых годов концепция ВКУ и ВФУ управления кардинально изменилась и начала базироваться на двух принципиально иных основополагающих принципах: максимальное стимулирование и максимально возможный учет творческой инициативы сотрудников при решении всех вопросов (и особенно стратегических); стимулирование любой инициативы сотрудников, в том числе выходящей за пределы его должностных компетенций.

С чем же были связаны такие революционные изменения? 0ни были связаны прежде всего с кардинальным изменением производства в глобально-постиндустриальную эпоху и увеличение роли знаний, как основного фактора повышения эффективности.

В индустриальную эпоху производство представляло собой десятки и сотни системообразующих связей. Поэтому для учета этих связей достаточно было интеллекта руководства предприятия и отдельных специалистов, которые занимались инновационным процессом. В современных условиях производство (и особенно высокотехнологическое) представляет собой тысячи (а иногда десятки и сотни тысяч) системообразующих связей. Не учет хотя бы одной из этих связей может привести к существенному снижению конкурентоспособности. Руководство предприятия и отдельные специалисты (даже имеющие громадные способности) не могут учесть все системообразующие связи на современном производстве. Для решения этой задачи необходимо привлекать коллективный интеллект сотрудников предприятий. То есть без привлечения такого интеллекта невозможно обеспечить высокую конкурентоспособность предприятия. Возникает закономерный вопрос: каковы же основные направления стимулирования и использования креативного потенциала?

Как видно из табл. в концепциях ВКУ и ВФУ ведущих корпораций мира произошли существенные и можно даже сказать революционные изменения. И в основе этих изменений лежит максимальное использование креативного потенциала, который постепенно превращается в основной конкурентный ресурс.

0дним из важнейших направлений стимулирования креативного потенциала является предоставление максимально возможной свбоды творчества на внутрикорпоративном и внутрифирменном уровне. В крупных корпорациях наиболее отличившимся инноваторам предоставляется право определенную часть бюджета подразделения и фонда рабочего времени тратить по своему усмотрению, на разработки, которые они считают перспективными, без согласования с вышестоящим руководством.

Причем такая мера воспринимается как существенная привилегия, предоставляемая наиболее отличившимся со-

Основные стратегические направления стимулирования и использования креативного потенциала в ведущих корпорациях мира

До 1980-ых годов После 1980-ых годов и по настоящее время

Регламентация деятельности в пределах должностных обязанностей Предоставление максимально возможной свободы для творчества на внутрифирменном и внутрикорпоративном уровне

Предоставление информации, как правило, лишь в пределах должностных компетенций Широкая внутрифирменная и внутрикорпоративная диверсификация потоков информации

Применение эксперементаторства как отдельного исключительного явления Широкое развитие внутрикорпоративного и внутрифирменного экспериментаторства как важнейшего элемента повышения конкурентоспособности субъектов хозяйствования

0тсутствие толерантного отношение к "объективным" инновационным неудачам Толерантное отношение к "объективным" инновационным неудачам

Состалено по: Капиталистическое управление: уроки 80-х/Грачев М.В., Соболевская A.A., Кузин Д.В., Стерлин А.Р. / Под.ред. A.A. Дынкина. - М.: Экономика, 1991. - 127с.; Галиця I.O. Потенциал 1нноватор1в: механ1зми використання. За ред. акад. HAH Украни Б.В. Буркинського- Одеса: 1ПРЕЕД HAH Укра'1'ни, 2005. - 298 с.; Галиця I.O. Основнi змни у механизмах актив1зацИ i використання творчого потенциалу сп1вроб1тник1в пдприемств розвинутих кран напри^нц XX столiття // Вiсник Донецького унiверситету. Серiя В "Економiка i право". - 2005. - №1.- С. 66-71, а так же по результатам исследований автора 2010-2012гг.

* Данный доклад написан на основе следующих источников: Капиталистическое управление: уроки 80-х /Грачев МБ., Соболевская A.A., Кузин ДБ., Стерлин АР. / Под.ред. A.A. Дынкина. - М: Экономика, 1991. - 127с; Галиця 1.0. Потенц)ал ¡нноватор)в: механ)зми використання. За ред. акад. HAH Укра)ни Б.В. Буркинського. - Одеса: 1ПРЕЕД HAH Укра)ни, 2005. - 298 с.; Галиця 1.0. Основн зм¡ни у механзмах активзац))'¡ використання творчого потенцалу сп)вроб)тник)в п)дприемств розвинутих кран наприк)нц) XX столття // Всник Донецького ун)верситету. Сер)я В "Економ)ка ) право". - 2005. - №1.- С. 66-71, а так же исследований автора 2010-2012гг.

42 Економ1чний вюник ушверситету | Випуск № 18/2

© Галица И.А., 2012

трудникам, которую нужно заслужить, показав высокие инновационные результаты. Причем, чем больший инновационный результат дает сотрудник, тем большая свобода творчества ему предоставляется.

Еще пол века тому назад нельзя было и помыслить, что в пределах крупных корпораций, имевших жесткие административно-командные структуры, инноваторам будет предоставляться максимально возможная степень свободы. Этот шаг казался невиданным и полностью противоречащим основным принципам менеджмента. 0днако в конце XX ст. ведущие корпорации мира пошли на него и он полностью себя оправдал.

Дело в том, что творческая личность в силу своих чисто психологических особенностей может полностью раскрыться лишь в условиях максимально возможной творческой свободы. Тем более, что очень часто многие важные факторы и нюансы видит лишь отдельная творческая личность, которая непосредственно с ними работает. В тоже время зачастую они скрыты от высшего руководства, загруженного различными текущими делами. А чтобы творческая личность раскрылась ей нужна максимально возможная свобода.

Причем предоставление творческой свободы инноваторам - это не только эффективный инструмент современного менеджмента, это еще и мощный конкурентный ресурс предприятия, ибо возникает следующая причинно-следственная цепочка: "предоставление максимально возможной творческой свободы инноваторам - максимальное раскрытие творческой личности - прирост креативного потенциала - прирост инноваций - прирост конкурентоспособности предприятия".

Вторым важнейшим моментом активизации креатива является диверсификация потоков информации. Раньше потоки информации направлялись только тем сотрудникам и подразделениям, которым они непосредственно предназначались. Сейчас же во ВФУ и ВКУ происходит максимальная диверсификация потоков информации. И это, с точки зрения активизации креативного потенциала, абсолютно закономерно. Когда индивидуум находится в "своем информационном поле" довольно длительное время, то совершенно очевидно, что его потенции по генерации новых идей снижаются, увеличивается лаг между двумя последовательно генерируемыми идеями, в структуре новых сгенерированных идей удельный вес радикальных идей снижается.

В тоже время, когда происходит диверсификая информационных потоков и пересекается несколько информационных полей, то существенно повышается вероятность того, что увеличится количество вновь генерируемых идей и среди них повысится доля радикальных идей.

Третьим важнейшим направлением стимулирования и использования креативного потенциала является развитие в ВКУ и ВФУ широкого и постоянного экспериментаторства. Раньше экспериментаторство быль уделом специализированных научно-исследовательских и опытно-конструкторских структур. Сейчас оно стало неотъемлемой составляющей любой уважающей себя корпорации. Ибо только с помощью экспериментаторства можна найти и апробировать новые подходы к технологиям, продукции, системам и методам управления. Причем используя во ВКУ и ВФУ такие малые структуры экспериментаторства как внутренние венчуры, можно апробировать многие продукты и технологии, не подвергая риску основной капитал предприятия и не внося существенных изменений в производственные и управленческие процессы.

Еще одним важнейшим направлением стимулирования креативного потенциала является толерантное отношение к объективным неудачам, то есть к неудачам, которые произошли по объективным причинам, независящим от разработчиков инноваций. Инновационный бизнес, кроме обычного коммерческого риска содержит громадный инновационный риск. То есть, когда разрабатывается инновационный проект, никогда неизвестно будет ли он завершен. И даже, если он будет завершен, нет никакой гарантии, что его результаты будут коммерциализированы. Поэтому, толерантное отношение к объективным неудачам - важнейшая составляющая стимулирования креативного потенциала.

В последние годы передовые украинские предприятия стали все более обращать внимание на креативный потенциал своих сотрудников. Так, концерн "Стирол" используя японский опыт внедрил у себя систему "кружков качества". Но концерн "Стирол" пошел значительно дальше японцев, так как он не только создал "кружки качества", но и организовал постоянное соревнование между ними.

Подводя итог данного доклада можно констатировать, что в современном менеджменте произошла если не креативная революция, то по крайней мере креативный переворот. Суть его состоит в том, что креативный потенциал превращается из вспомогательного в основной ресурс обеспечения конкурентоспособности и система менеджмента трансформируется таким образом, что бы обеспечить максимальную генерацию, аккумуляцию и использование креатива. Причем креативный потенциал - это не только конкурентный ресурс, это также мощнейший объект для инвестиций и инвестиционный ресурс. 0бщеизвестно, что несмотря на повышенный инновационный риск, в случае успеха, ни один вид бизнеса не может дать такой нормы прибыли как инновационный бизнес.

УДК 330.115

Гудкова A.A.,

к.э.н., Центр исследований и статистики науки (г. Москва)

МОДЕРНИЗАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Все последние годы главным драйвером экономического роста российской экономики была сырьевая модель развития. До 50% ВВП Российской Федерации образуется во внешнеэкономической деятельности; в составе экспорта примерно 40% составляют природные ресурсы, нефть, газ, что свидетельствует о том, что страна является частью мировой экономики. Чтобы быть конкурентными, необходимо обеспечить рост производительности труда, повысить качество институтов и создать соответствующие рамочные условия для инноваций.

© Гудкова A.A., 2012

Економ1чний вюник университету | Випуск № 18/2 43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.