Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СФЕРЫ УСЛУГ НА УРОВНЕ РЕГИОНА'

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СФЕРЫ УСЛУГ НА УРОВНЕ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
73
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СФЕРА УСЛУГ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ / МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ / STATE REGULATION / SERVICE SECTOR / STRATEGIC MANAGEMENT / REGIONAL AUTHORITIES / REGULATORY MECHANISMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пшидаток А.Ю., Бритикова Е.А.

В статье раскрываются вопросы использования стратегического менеджмента в регулировании сферой услуг. Отражены алгоритм, а также перспективные формы и механизмы регулирования сферы услуг на уровне региона. Отмечается перспективность развития новых форм взаимодействия органов власти и субъектов предпринимательства в сфере услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC ASPECTS OF STATE REGULATION OF SPHERE OF SERVICES AT THE REGIONAL LEVEL

The article deals with the use of strategic management in the regulation of services. The algorithm, as well as promising forms and mechanisms of regulation of the service sector at the regional level are reflected. The prospects of development of new forms of interaction between authorities and business entities in the service sector are noted.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СФЕРЫ УСЛУГ НА УРОВНЕ РЕГИОНА»

с имиджем предприятия, повышать лояльность аудитории, продвигать и продавать товар. Это, конечно же, не является эффективным продвижением и международной рекламой. Такая стратегия продвижения , которая непосредственно в комплексе с раннее упомянутыми инструментами и подходом с большой ответственностью, дает высокие результаты.

Использованные источники:

1. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Маркетинг. - М.: Экономика, 2014.-465 с.

2. Виленский П.Л., Лившиц В. Н., Смоляк С.А. Оценка эффективности инвестиционных проектов: теория и практика. Учебное пособие. - М.: Дело, 2015. - 487 с.

3. Григорьев М.Н. Маркетинг: Учебное пособие. М.: Гардарики, 2015. - 366 с.

4. Котлер Ф. Новые маркетинговые технологии. Методики создания гениальных идей. - СПб.: Нева, 2016. - 451 с.

5. Стерхова С. А. Маркетинговый анализ основа программы продвижения нового товара на рынок. // Российское предпринимательство. - 2016. - № 4 (2). - с.16-19.

УДК 332.01

Пшидаток А.Ю. студент магистратуры 2 курса факультет «Управления» Бритикова Е.А., к.социол.н. Кубанский Государственный Аграрный Университет имени И. Т.

Трубилина Россия, г. Краснодар СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СФЕРЫ УСЛУГ НА УРОВНЕ РЕГИОНА Аннотация: В статье раскрываются вопросы использования стратегического менеджмента в регулировании сферой услуг. Отражены алгоритм, а также перспективные формы и механизмы регулирования сферы услуг на уровне региона. Отмечается перспективность развития новых форм взаимодействия органов власти и субъектов предпринимательства в сфере услуг.

Ключевые слова: Государственное регулирование, сфера услуг, стратегический менеджмент, региональные органы власти, механизмы регулирования.

spsPshidatok A. Yu. Master student 2 course, faculty «Management» Kuban State Agrarian University Russia, Krasnodar Britikova E.A.

Candidate of sociology Kuban State Agrarian University Krasnodar Russia

STRATEGIC ASPECTS OF STATE REGULATION OF SPHERE OF SERVICES AT THE REGIONAL LEVEL

Abstract: the article deals with the use of strategic management in the regulation of services. The algorithm, as well as promising forms and mechanisms of regulation of the service sector at the regional level are reflected. The prospects of development of new forms of interaction between authorities and business entities in the service sector are noted.

Keywords: State regulation, service sector, strategic management, regional authorities, regulatory mechanisms.

Важность регулирования сферы услуг со стороны органов власти обусловлена непосредственным воздействием данной сферы на качество и уровень жизни современного человека, а также тем фактом, что данная сфера является важным фактором социальной стабильности в обществе. Сбалансированность современного российского рынка услуг по ценам, количеству и качеству услуг определяет качество жизни населения, которое по регионам России имеет существенные отклонения. Можно сказать, что по степени развития рынка услуг также можно судить о степени социально-экономического развития той или иной территории Российской Федерации.

Стратегические аспекты государственного регулирования сферы услуг включают в себя элементы стратегического управления. Следует отметить, что сам характер использования стратегического управления предполагает, что целью государственного регулирования является получение стратегического преимущества в конкурентной деятельности субъектов предпринимательства сферы услуг путем постоянного усовер -шенствования процесса создания конечного продукта (развития сервиса).

В современных условиях реализация государственного стратегического управления развитием сферы услуг во многом ориентированно на стимулировании внедрения инноваций, что должно способствовать становлению эффективных изменений в процессе создания новых и совершенствовании существующих продуктов на российском рынке услуг, а также способствовать более рациональному использованию ресурсов, вовлеченных в хозяйственную деятельность [1].

В этой связи содействие территориальных государственных органов власти формированию инновационных процессов в сфере услуг будет способствовать решению современных проблем в развитии отечественного рынка услуг. Считаем, что данное направление регулирующего воздействия со стороны органов власти может рассматриваться с позиций одного из действенных направлений стратегического управления развитием сферы услуг, как в целом по стране, так и в отдельных регионах.

Исторический опыт развития сферы услуг свидетельствует о

целесообразности применения стимулов и регуляторов со стороны органов власти, направленных на достижение стратегических целей развития данного сектора экономики. Отмечая важность стратегически ориентированного регулирования сферы услуг, прежде всего, следует отметить возможность снижения социальной напряженности в регионе.

В тоже время следует отметить и тот факт, что стратегически ориентированное регулирование развития сферы услуг должно перспективе способствовать нивелированию негативных факторов [3], усугубляющих негативные процессы на рынке услуг в регионах:

- низкая покупательная способность большей части населения из -за низких заработных плат и прочих форм доходов;

- неразвитость рыночной инфраструктуры сферы услуг в ряде регионов России;

- значительная дифференциация покупательной способности и уровня жизни в сельской местности и городах;

- различные темпы социально-экономического развития регионов обуславливают разные темпы развития сферы услуг на территории страны.

Считаем, что в современных условиях стратегические аспекты государственного регулирования сферы услуг должны строиться с учётом региональных интересов, которые должны позволить активизировать цели, принципы и методы регионального управления данной сферой [2]. Представляется, что стратегическое управление комплексным развитием сферы услуг должно включать в себя ряд взаимосвязанных и последовательно решаемых задач, таких как:

- создание благоприятных условий для роста материального благо -состояния граждан, обеспечение равенства социальных возможностей;

- стимулирование роста занятости населения региона в сфере услуг;

- согласование интересов и потребностей услуг разных социальных групп населения;

- повышение эффективности социальной защиты местного населения за счет роста обеспеченности жителей региона широким ассортиментом услуг;

- поддержка развития рыночной инфраструктуры в сфере услуг.

Именно данные аспекты должны лечь в основу стратегического

управления развитием сферой услуг на уровне региона. Кроме того считаем важным формирование стратегического управления сферой услуг на основе внедрения алгоритма формирования цели и задач управления комплексным развитием сферы услуг с учетом региональных особенностей (рисунок 1).

Анализ сложившегося в регионе социально-экономического уровня развития

Реализация мероприятий по выявлению закономерностей и проблем социально-экономического развития региона и сферы услуг

Формирование среднесрочных и долгосрочных целей и направлений развития сферы услуг с учетом особенностей региона

_=£Х_

Выделение задач и мероприятий развития сферы услуг с учетом особенностей региона

Разработка организационно-экономического механизма управления развитием сферы услуг в регионе

Рисунок 1 - Алгоритм формирования цели и задач стратегического управления комплексным развитием сферы услуг на уровне региона Помимо предложенного алгоритма формирования цели и задач стратегического управления комплексным развитием сферы услуг на уровне региона, также предлагаем использовать систему форм и методов регулирования, отраженных в таблице 1.

Таблица 1 - Формы и методы регулирования развития сферы услуг с учетом современных аспектов стратегического менеджмента

Регулирующие органы Объект управления Формы и методы воздействия

Органы власти (региональные и муниципальные) - объем предоставляемых услуг - уровень цен и тарифов - качество услуг - уровень доходов населения - доступность услуг - регулирование цен и налогов - муниципальный заказ на услуги - приватизация помещений - финансово-кредитная поддержка - размер арендной платы

Кооперативные объединения субъектов предпринимательства - обеспечение конкурентоспособности услуг - качество услуг - степень свободы конкуренции - деловое консультирование - содействие в подготовке кадров - рост качества обслуживания - - финансово-кредитная поддержка

Союзы и объединения потребителей - качество услуг - доступность услуг - независимая экспертиза - проведение рекламы по бойкоту и антирекламе в СМИ - обращения в судебные органы

Анализ сложившихся в регионе условий развития сферы услуг

3

Считаем, что формы и методы регулирования развития сферы услуг должны максимально соответствовать задачам регионального развития данного сектора экономики. Согласование целей экономического развития региона и бизнеса в сфере услуг также является важным приоритетом стратегического управления развитием региональной экономики. В этой связи считаем важным выделить основные принципы регионального стратегического управления развитием сферы услуг (таблица 2).

Следует отметить, что региональные и муниципальные органы власти воздействуют на рынок услуг, прежде всего, с позиций управления качеством услуг за счет использования административных и контрольных механизмов регулирования, а именно за счет:

- формирования правил для хозяйствования субъектов торговли на территории региона, а также за счет предусмотренного законодательством лицензирования субъектов сферы услуг;

- развития эффективных форм взаимодействия субъектов сферы услуг с государственными органами санитарно-эпидемиологического надзора, торговой и ветеринарной инспекцией;

- создания муниципальных структур по защите прав потребителей в сфере услуг.

Таблица 2 - Принципы регионального стратегического управления развитием сферы услуг_

Принцип Содержание

партнерства предполагает отход от жесткой иерархической соподчиненности по вертикали - он диктует правила поведения объектов и субъектов регионального управления в процессе их взаимодействия как юридически равных партнеров

децентрализации обеспечивает экономическую свободу субъектов хозяйствования в регионе и полицентрическую систему принятия решений, а также делегирование функций управления сверху вниз

субсидиарности выделение финансовых ресурсов под заранее установленные цели - он реализуется в региональном управлении через формирование механизмов перераспределения финансовых ресурсов в целях обеспечения минимальных государственных социальных стандартов для всего населения региона, а также минимальной бюджетной обеспеченности

мобильности и адаптивности способность системы регионального управления чутко реагировать на изменения внешней среды - проявляется через постоянную трансформацию функциональной и организационной структур регионального менеджмента, позволяющую субъектам управления адаптироваться к быстро меняющимся рыночным условиям функционирования

выделенной компетенции дифференциация функций не между сферами территориального управления, а внутри них - по этому принципу осуществляется перераспределение функций субъектов регионального и муниципального управления, а также ресурсное обеспечение реализации каждой функции

Важно понимать, что в современных условиях дальнейшее развитие стратегического управления развитием сферы услуг предполагает тот факт, что субъекты предпринимательства должны предусматривать не только повышение конкурентоспособности своих организаций, но и возможность развития кооперации между фирмами для осуществления совместных слуг, формирования «правил игры на региональном рынке услуг». Такое направление развития сферы услуг может получить должную поддержку со стороны территориальных органов власти в рамках реализации принципов стратегического менеджмента, что также предполагает использование: информационных структур, образовательных программ, систем подготовки кадров, формирование рыночных соглашений, а содействие формированию в регионах комиссий по саморегулированию субъектов предпринимательства сферы услуг, объединяющихся в ассоциации.

Важным условием стратегического регионального управления развитием сферы услуг также является отслеживание действий фирм, которые не соблюдают принципы общепринятой стратегии в сфере услуг, и скоординированная реализация действий рыночных агентов, пресекающих подобные действия. Считаем, что межкорпоративное саморегулирование рынка может быть основано на совокупной заинтересованности рыночных агентов и органов власти в сдерживании индивидуальных действий, нарушающих принципы развития сферы услуг и имеющих низкую социальную ответственность.

Таким образом, актуальной задачей использования стратегического управления в регулировании развития сферы услуг является не адаптация под факторы внешнего воздействия, а деятельность по повышению эффективности форм и методов регулирования сферы услуг, направленных на предупреждение и оперативное реагирование с целью нивелирования негативных факторов, определяющих условия развития конъюнктуры рынка услуг на уровне региона.

Использованные источники:

1. Алимов А.Н. Стратегический менеджмент: учебно-методическое пособие / А.Н. Алимов. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2014. - 276 с.

2. Государственно-частное партнерство как форма взаимодействия государственного и частного секторов экономики / Ларина Н.В., Бочкова Т.А. // Экономика и управление: актуальные вопросы теории и практики. Материалы научно-практической конференции. - 2015. - С. 164-168.

3. Управление рисками и выполнение действий по реагированию на риски / Воргунова В.Р., Андреев С.Ю. // Вестник современных исследований. -2018. - №11-4 (26). - С. 110-112.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.