УДК 330.15+338.27
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АЛЬЯНСЫ В ФОРМИРОВАНИИ ГАЗОХИМИЧЕСКИХ КЛАСТЕРОВ НА ВОСТОКЕ РОССИИ: ВОЗМОЖНОСТИ И РИСКИ
Елена Олеговна Гречина
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, 630090, Россия, г. Новосибирск, пр. Академика Лаврентьева, 17, инженер, тел. (913)989-25-49, e-mail: [email protected]
Предлагается анализ возможностей и рисков стратегических альянсов компаний для проектного финансирования газохимического кластера на Востоке России. Оцениваются варианты консолидации прибылей добывающих проектов для реализации проектов газохимии и определяются наиболее эффективные условия создания стратегического альянса нефтегазовых компаний.
Ключевые слова: стратегический альянс, мегапроект, Восточно-Сибирский нефтегазовый комплекс, инвестиционный проект, риски инвестирования, маркетинговая стратегия, согласование интересов.
STRATEGIC ALLIANCES IN THE FORMATION OF GAS-CHEMICAL CLUSTERS IN THE EAST OF RUSSIA: OPPORTUNITIES AND RISKS
Elena O. Grechina
Institute for Economics and Industrial Engineering, Siberian Branch of RAS, 630090, Russia, Novosibirsk, 17 Akademik Lavrentiev Prospect, engineer, tel. (913)989-25-49, e-mail: [email protected]
Offers an analysis of the opportunities and risks of strategic alliances of companies for project financing of a gas-chemical cluster in the East of Russia. Evaluated consolidation of income producing projects for the implementation of projects of gas chemistry and determine the most effective conditions for the creation of a strategic Alliance oil and gas companies.
Key words: strategic alliance, mega-project, East-Siberian oil and gas complex, investment project, investment risks, marketing strategy, coordination of interests.
Большинство месторождений углеводородов в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке нефтегазовые, в связи с этим требуется освоение ресурсов в рамках единой национальной программы - комплексного мегапроекта. Важное условие эффективности мегапроекта - консолидация усилий и финансовых ресурсов государства и компаний для обеспечения синхронности и комплексности выполнения проектов добычи и переработки углеводородного сырья и эффективного выхода конкурентоспособной продукции газохимии на российский рынок и на рынки стран АТР [1].
В условиях неопределенности спроса на мировом рынке на углеводороды и полимерную продукцию становится актуальным создание стратегических альянсов компаний добывающего и газохимического сектора. Целью партнерства является эффективное использование сильных сторон участников, воз-
можность разделения рисков в реализации инвестиционных проектов газохимического кластера и кооперация усилий по выходу на рынки сбыта продукции с максимальной добавленной стоимостью. Стратегические альянсы позволяют осваивать проекты с большой капиталоемкостью, получить доступ к запасам и новым, не доступным ранее технологиям и занять более устойчивое положение на рынке [2].
В данном докладе предлагается к обсуждению формирование методического подхода к оценке эффективности и рисков вариантов стратегических альянсов компаний для проектного финансирования газохимического кластера, с учетом инвестиционных и маркетинговых стратегий компаний по продвижению на рынок углеводородов и полимеров. Подход позволяет оценить множество альтернативных сценариев и инвестиционных проектов участников с учетом изменений рыночных факторов, неопределенности и вероятностного характера ожидаемых экономических, экологических и социальных эффектов.
В модели оцениваются варианты консолидации прибылей добывающих проектов и привлечения заемных средств в проекты газохимии с расчетом эффективности инвестиционной программы мегапроекта, а также прибыльности вложений добывающих компаний. В задаче каждый участник руководствуется своим критерием. Используется имитационная модель финансово-экономической оценки отдельных проектов и мегапроекта в целом.
Варианты участия компаний в стратегическом альянсе формируются на основе анализа динамики и объемов чистой прибыли получаемой в проекте от добывающих компаний и потребности в заемных инвестициях проектов газохимии.
Для выявления наиболее эффективных условий стратегического альянса компаний в реализации проекта газохимии, был проведен анализ ранее существующих альянсов в нефтегазовой отрасли и предложена система критериев для оценки эффективности и рисков возможных форм альянсов компаний ПАО «Газпром», «СИБУР» и ПАО «Роснефть». Для наиболее эффективного партнерства, важно учитывать интересы каждого из участника альянса и просчитывать риски компаний в случае прекращения сотрудничества. Процесс согласования интересов позволяет выявить возникающие разногласия и четко прописать возможные пути их разрешения, которые закрепляются в договорах между государством и участниками мегапроекта. По мировым показателям, не более 50% альянсов оказываются успешными среди всех созданных. При формировании системы управления стратегическими альянсами следует учитывать их двойственный характер, связанный с действием процессов сотрудничества и конкуренции.
В практической части исследования проверены основные гипотезы о возможных альянсах компаний для разной конъюнктуры цен на углеводороды и получены следующие результаты [3].
Интересы компаний в формировании стратегического альянса заключаются в создании нового продукта с высокой добавленной стоимостью, в диверси-
фикации присутствия на мировом рынке за счет продукции газохимии и разделении рисков инвестирования в проекты газохимического кластера [4].
В частности, для компании СИБУР ключевым экспортером полимеров является Китай и по последним данным спрос на полимерную продукцию возрастает. Компания заинтересована в увеличении присутствия на рынке за счет расширения производственных мощностей, и как следствие заинтересована в реализации проекта газохимии на Востоке России. В свою очередь компании ПАО «Роснефть» и ПАО «Газпром» заинтересованы в реализации конечной продукции вместо экспорта сырьевых ресурсов, также как следствие в снижении степени зависимости от экспортеров нефти и газа.
Условия соглашения альянса. Компания СИБУР - оператор проектов газохимических кластеров, имеющая богатый опыт маркетинговых исследований, обеспечивает производственные технологии и рыночную реализацию продукции газохимии. Привлекает заемные средства с финансового рынка под реализацию проекта. Компания ПАО «Газпром» обеспечивает сырьем, необходимыми производственными логистическими связями и участвует в финансировании проектов газохимии, за счет чистой прибыли получаемой в добывающих проектах ВСНГК. Компания ПАО «Роснефть» предоставляет финансовые ресурсы за счет чистой прибыли в добывающих проектах ВСНГК и сырье.
На основании выполненных расчетов выявлена принципиальная возможность консолидации чистой прибыли проектов добывающих компаний и достаточность этих ресурсов для реализации проектов газохимии. Свободные денежные средства из проектов добычи покрывают капиталовложения в размере 14,65 млрд. долл. в проект газохимии на период строительства. Важным моментом является строительный лаг. Так, в нефтяной и газовой промышленности лаг капиталовложений равен 1 году, тогда как в проекте газохими - 5 лет. Таким образом, существует возможность инвестирования свободных денежных средств добычи, как в расширение собственного производства, так и в проекты газохимического кластера.
Выбор варианта участия компаний в финансировании проектов газохимии зависит от ценовых рисков на нефтегазовом рынке. За последние 5 лет внешние цены на нефть и внутренние цены на газ снизились практически вдвое, что значительно сократило чистую прибыль проектов добычи нефти и газа. Так в сценарии цен на углеводороды и продукцию газохимии 2012 года был возможен вариант финансирования проекта с привлечением только газодобывающей отрасли, в связи с высоким уровнем цен на углеводороды, как на внешнем, так и на внутреннем рынке. В ценовом сценарии 2017 года для финансирования возникает необходимость в привлечении финансовых ресурсов нефтедобывающих компаний, так как чистая прибыль газодобывающих компаний не в состоянии покрыть расходы на строительство газохимического комплекса.
Если исходить из предположения, что проект газохимии осуществляется за счет привлечения с внешнего рынка иностранного кредита под 5% годовых, затраты на проект составят 18,7 млрд. долл., что на 4 млрд. больше требуемых инвестиций в строительство. Инвестируя в проект газохимии, добывающая
компания получит 2 млн. долл. сверх вложенных в проект средств (в целом 16,7 млрд. долл.). Но есть альтернативный вариант у добычи газа, вложение свободных денежных средств в увеличение объемов добычи нефти, что принесет проекту дополнительно 24,840 млрд. долл. (таблица).
Таблица
Альтернативные сценарии инвестиционной деятельности нефтедобывающей компании
Инвестирование в проект газохимии
Ежегодные инвестиции добычи нефти в проект газохимии (млн. долл.) 2929,88
Общий объем инвестиций (млн. долл.) 14650
Дополнительная прибыль (млн. долл.) 16700
Процент с чистой прибыли проекта газохимии (млн. долл.) 8140
Инвестирование в расширение добычи нефти
Капиталовложения на ед. добычи (млн. долл.) 67,95
Ежегодный рост добычи (с единицы капвложений) (млн. тонн) 43,12
Общий рост добычи за 5 лет (млн. тонн) 215,6
Дополнительная прибыль (млн. долл.) 24840
Исходя из полученных результатов, интерес в инвестировании добывающей компании в проект газохимии возможен лишь при доле из чистой прибыли проекта газохимии не ниже 71 %. Но в таком случае существуют риски отказа от участия в альянсе компании «СИБУР», так как наиболее предпочтительным является вариант заемных денежных средств. Одним из вариантов решения данной проблемы является государственное участие в реализации проекта газохимии. Стратегия реализации проекта и механизмы государственной поддержки нефтегазохимических проектов эффективны, если достигается приемлемая для участников альянса и государства коммерческая эффективность проекта. Государственная поддержка должна способствовать реализации проекта в планируемые сроки, чтобы обеспечить комплексное использование углеводородного сырья. Государственная координация инвестиционных решений проектов компаний, основанная на оценке влияния форм государственного участия и методов поддержки на показатели эффективности проектов участников, позволяет сформировать поле для переговоров об условиях участия компаний в реализации комплексных проектов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Пляскина Н.И., Харитонова В.Н. Механизмы управления и согласования стратегических интересов институциональных участников ресурсных мегапроектов // ВСПУ, 2014. -С.5785-5796.
2. Буряк В. Рынок полимеров в Азиатско-Тихоокеанском регионе // Пластикс: индустрия переработки пластмасс. - 2003. - № 7 (8). - С. 13-14.
3. Куценко А.В. Современные формы стратегического взаимодействия - слияния и поглощения и создание стратегических альянсов на примере нефтегазовой отрасли // Российское предпринимательство. - 2011. - № 6 (2). - С. - 71-75.
4. Василенкова Н.В., Перепечкина Е.Г. Стратегический альянс как модель партнерских отношений // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 11 (1). - С. 435-437.
© Е. О. Гречина, 2017