Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ'

СТРАТЕГИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

127
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / СТРАТЕГИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Волчкова Ирина Владимировна, Вотякова Ирина Викторовна, Недоспасова Ольга Павловна, Воробьева Екатерина Сергеевна, Недоспасов Анатолий Александрович

В статье рассмотрены теоретические и практические аспекты процесса стратегического управления инновационным развитием муниципальных образований (МО). Цель предлагаемого исследования заключается в изучении современных подходов к стратегическому управлению инновационным развитием МО. Предметом исследования выступает стратегически ориентированный подход к управлению инновационным развитием МО. В основу методологии исследования положены теории инновационного развития, теории стратегического управления, концепции отечественных и зарубежных ученых в сфере инновационного развития социально-экономических систем (СЭС). В предлагаемом исследовании систематизирована сущностносодержательная характеристика стратегии развития СЭС, представлена авторская трактовка понятия «стратегия инновационного развития МО», под которой предложено понимать совокупность действий, реализуемых целях формирования прогрессивных изменений в инновационной составляющей социально-экономической сферы МО в долгосрочной перспективе. Представлен авторский взгляд на алгоритм формирования и реализации стратегии инновационного развития МО, который можно представить в виде совокупности последовательных взаимосвязанных этапов реализации функций стратегического управления (планирование стратегии, организация и координация реализации стратегии, мотивация на достижение результатов, контроль за выполнением стратегии), воплощенных в конкретных результатах управленческой деятельности. В исследовании был проведен выборочный анализ содержания документов стратегического планирования региональных центров СФО на предмет наличия стратегии инновационного развития, либо полноты отражения ее отдельных элементов. В работе сделан вывод о том, что неотъемлемым условием возникновения прогрессивных изменений в инновационной составляющей социально-экономической сферы МО выступает формирование эффективной системы стратегического управления инновационным развитием. Отсутствие на муниципальном уровне полноценных стратегий инновационного развития может повлечь за собой не только противоречия в процессе инновационного развития МО, но и снижение эффективности функционирования инновационной системы на уровне региона. Практическая значимость результатов предлагаемого исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы органами местного самоуправления при разработке стратегии инновационного развития МО, а также научными коллективами, изучающими различные аспекты указанной научной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Волчкова Ирина Владимировна, Вотякова Ирина Викторовна, Недоспасова Ольга Павловна, Воробьева Екатерина Сергеевна, Недоспасов Анатолий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGICALLY FOCUSED APPROACH TO MANAGEMENT OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF MUNICIPALITIES

In article theoretical and practical aspects of process of strategic management of innovative development of municipalities are considered. The purpose of the offered research consists in studying of modern approaches to strategic management of innovative development of municipalities. Strategically focused approach to management of innovative development of municipalities acts as an object of research. Theories of innovative development, the theory of strategic management, the concept of domestic and foreign scientists in the sphere of innovative development of social and economic systems are the basis for methodology of a research. In the offered research the intrinsic and substantial characteristic of the strategy of development for social and economic systems is systematized, the author's interpretation of the concept "strategy of innovative development of the municipality" as which it is offered to understand set of actions, the realized purposes of formation of progressive changes in an innovative component of the social and economic sphere of the municipality in a long-term outlook is presented. The author's view of an algorithm of formation and realization of strategy of innovative development of the municipality which it is possible to present in the form sets of the consecutive interconnected stages of realization of the functions of strategic management (strategy planning, the organization and coordination of realization of strategy, motivation on achievement of results, strategy control over the implementation) embodied in concrete results of administrative activity is presented. In a research the selective analysis of contents of documents of strategic planning of the regional centers of Siberian Federal District regarding existence of strategy of innovative development, or completeness of reflection of her separate elements has been carried out. In work the conclusion is drawn that formation of effective system of strategic management of innovative development acts as the integral condition of emergence of progressive changes in an innovative component of the social and economic sphere of the municipality. Absence at the municipal level of full strategy of innovative development can cause not only contradictions in the course of innovative development of the municipality, but also decrease in efficiency of functioning of innovative system at the level of the region. The practical importance of results of the offered research consists that his results can be used by local governments when developing strategy of innovative development of the municipality, and also the research teams studying various aspects of the specified scientific problem.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ»

УДК 332.14

Стратегически ориентированный подход к управлению инновационным развитием

Волчкова И.В., Томский государственный архитектурно-строительный университет; Вотякова И.В., Воробьева Е.С., Недоспасов А.А.,

Северский технологический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»; Недоспасова О.П., Национальный исследовательский Томский политехнический университет

Ключевые слова: инновационное развитие, стратегия инновационного развития; стратегическое управление, муниципальное образование.

В статье рассмотрены теоретические и практические аспекты процесса стратегического управления инновационным развитием муниципальных образований (МО). Цель предлагаемого исследования заключается в изучении современных подходов к стратегическому управлению инновационным развитием МО. Предметом исследования выступает стратегически ориентированный подход к управлению инновационным развитием МО. В основу методологии исследования положены теории инновационного развития, теории стратегического управления, концепции отечественных и зарубежных ученых в сфере инновационного развития социально-экономических систем (СЭС). В предлагаемом исследовании систематизирована сущностно-содержательная характеристика стратегии развития СЭС, представлена авторская трактовка понятия «стратегия инновационного развития МО», под которой предложено понимать совокупность действий, реализуемых целях формирования прогрессивных изменений в инновационной составляющей социально-экономической сферы МО в долгосрочной перспективе. Представлен авторский взгляд на алгоритм формирования и реализации стратегии инновационного развития МО, который можно представить в виде совокупности последовательных взаимосвязанных этапов реализации функций стратегического управления (планирование стратегии, организация и координация реализации стратегии, мотивация на достижение результатов, контроль за выполнением стратегии), воплощенных в конкретных результатах управленческой деятельности. В исследовании был проведен выборочный анализ содержания документов стратегического планирования региональных центров СФО на предмет наличия стратегии инновационного развития, либо полноты отражения ее отдельных элементов. В работе сделан вывод о том, что неотъемлемым условием возникновения прогрессивных изменений в инновационной составляющей социально-экономической сферы МО выступает формирование эффективной системы стратегического управления инновационным развитием. Отсутствие на муниципальном уровне

полноценных стратегий инновационного развития может повлечь за собой не только противоречия в процессе инновационного развития МО, но и снижение эффективности функционирования инновационной системы на уровне региона. Практическая значимость результатов предлагаемого исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы органами местного самоуправления при разработке стратегии инновационного развития МО, а также научными коллективами, изучающими различные аспекты указанной научной проблемы.

Strategically focused approach to management of innovative development of municipalities

Volchkova I.V., Tomsk State University of Architecture and Building, Tomsk, Russia,

Votyakova I.V., Vorobyeva E.S., Nedospasov A.A., Seversk Technological Institute - branch of State Autonomous Educational Institution of Higher Professional Education «National Research Nuclear University «MEPhl», Seversk, Russia,

Nedospasova O.P., National Research Tomsk Polytechnic University, Tomsk, Russia

Keywords: innovative development, strategy of innovative development; strategic management, municipality.

In article theoretical and practical aspects of process of strategic management of innovative development of municipalities are considered. The purpose of the offered research consists in studying of modern approaches to strategic management of innovative development of municipalities. Strategically focused approach to management of innovative development of municipalities acts as an object of research. Theories of innovative development, the theory of strategic management, the concept of domestic and foreign scientists in the sphere of innovative development of social and economic systems are the basis for methodology of a research. In the offered research the intrinsic and substantial characteristic of the strategy of development for social and economic systems is systematized, the author's interpretation of the concept "strategy of innovative development of the municipality" as which it is offered to understand set of actions, the realized purposes of formation of progressive changes in an innovative component of the social and economic sphere of the municipality in a long-term outlook is presented. The author's view of an algorithm of formation and realization of strategy of innovative development of the municipality which it is possible to present in the form sets of the consecutive interconnected stages of realization of the functions of strategic management (strategy planning, the organization and coordination of realization of strategy, motivation on achievement of results, strategy control over the implementation) embodied in concrete results of administrative activity is presented. In a research the selective analysis of contents of documents of strategic planning of the regional centers of Siberian Federal District regarding existence of strategy of innovative develop-

ment, or completeness of reflection of her separate elements has been carried out. In work the conclusion is drawn that formation of effective system of strategic management of innovative development acts as the integral condition of emergence of progressive changes in an innovative component of the social and economic sphere of the municipality. Absence at the municipal level of full strategy of innovative development can cause not only contradictions in the course of innovative development of the municipality, but also decrease in efficiency of functioning of innovative system at the level of the region. The practical importance of results of the offered research consists that his results can be used by local governments when developing strategy of innovative development of the municipality, and also the research teams studying various aspects of the specified scientific problem.

К настоящему времени концепция стратегического управления социально-экономическим развитием (СЭР) территорий не только нашла практическое применение, но и доказала свою эффективность во многих муниципальных образованиях (МО). Используя опыт регионов, муниципалитеты успешно разрабатывают и внедряют стратегии СЭР, в рамках которых все больше внимания уделяется инновационной составляющей. Тем не менее, отсутствие системных представлений о процессе стратегического управления инновационным развитием, а также методического сопровождения указанного процесса, существенно затруднят реализацию стратегических направлений инновационной политики.

Говоря об эффективности функционирования и развития социально-экономической сферы МО в целом, нельзя не отметить тот факт, что в основу её достижения положено использование определенных форм, технологий и методов управления, обладающих высокой адаптивностью и гибкостью. Одной из подобных форм управления выступает стратегическое управление СЭР МО.

Теория стратегического управления как самостоятельное научное направление начала формироваться в 60-х гг. ХХ в. Вместе с тем, в настоящее время многие теоретические и практические аспекты по-прежнему остаются дискуссионными, несмотря на достаточную проработанность методологических основ теории управления. Так, до сих пор не сложилось единого мнения относительно сущности стратегического управления функционированием и развитием социально-экономических систем (СЭС) разного уровня (табл. 1).

Таблица 1

Сущностно-содержательная характеристика стратегического управления функционированием и развитием СЭС

Автор Трактовка термина

С.Ю. Глазьев (2000) Стратегическое управление - «метод управленческой деятельности региональных органов власти в условиях формирования рыночных отношений и инновационной экономики» [1].

Л.С. Шеховцева (2002) Стратегическое управление - «деятельность, содержанием которой является формулирование и количественно-качественная оценка желательных целевых ориентиров (миссии, глобальных целей развития), выбор путей и средств их достижения» [2].

Д.С. Львов, А.Г. Гранберг, А.П. Егоршин (2005) Стратегическое управление - «управленческая деятельность, направленная на достижение поставленных целей в условиях нестабильной, конкурентной, рыночной среды, включающая диагностический анализ состояния территории, стратегическое планирование и реализацию выбранной стратегии» [3].

И.Г. Сангадиева (2005) Стратегическое управление регионом - «динамическая совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых управленческих процессов, а именно: анализ внутренней и внешней среды региона; определение системной функции (миссии) региона и целей стратегии его развития; выбор стратегии функционирования и развития региона; реализация стратегии региона; оценки и контроля реализации стратегии развития региона» [4].

В.Б. Зотов (2005) Стратегическое управления МО - «процесс управленческой деятельности органов местного самоуправления по обеспечению устойчивого СЭР в долгосрочной перспективе» [5].

М.А. Аксенова (2007) Стратегическое управление СЭР региона - «управленческая деятельность, направленная на достижение поставленных стратегических целей в условиях нестабильной, конкурентной, рыночной среды, включающая диагностический анализ социально-экономического состояния региона, определение факторов управляющих воздействий и целевых факторов региона, планирование стратегии развития, реализацию выбранной стратегии и мониторинг результатов» [6].

В.П. Кайсарова (2008) Стратегическое управление - «комплекс мер, сфер деятельности по достижению долгосрочных целей в постоянно меняющихся условиях внешней среды» [7].

Ю.В. Кунах (2008) Стратегическое управление - «процесс принятия управленческих решений, основанный на разработке и реализации стратегических документов» [8].

И.С. Глебова, Р.Р. Хабибрахманова (2012) Стратегическое управление - «совокупность взаимосвязанных элементов, таких как анализ среды, определение миссии и целей, формирование стратегии, выполнение стратегии, оценка и контроль выполнения стратегии» [9].

Г.И. Бурдакова, В.В. Литовченко (2013) Стратегическое управление развитием МО - «осуществление целенаправленных управляющих воздействий в условиях нестабильной внешней среды, заключающихся в разработке и реализации стратегии развития с целью повышения совокупной ценности МО для населения, бизнеса, власти на основе анализа, контроля и согласования их интересов» [10].

И.Г. Пивень (2014) Стратегического управления развитием региона - «процесс изменения СЭС, направленный на повышение благосостояния населения, обеспечивающий устойчивость системы в настоящем и будущем, способствующий усилению конкурентоспособности региона» [11].

С.Х. Асланова, Ф.М.-Г. Топсахалова (2015) Стратегическое управление развитием региона - «целенаправленная деятельность всех заинтересованных субъектов управления и хозяйствования под руководством органов власти и управления региона по достижению намеченных рубежей развития на основе эффективной адаптации к изменяющимся параметрам внешней среды» [12].

Таким образом, под стратегическим управлением развитием СЭС исследователи, как правило, понимают определенную управленческую деятельность, заключающуюся в разработке и реализации стратегии развития СЭС.

Что касается стратегического управления инновационным развитием, по мнению М.А. Боровской, И.К. Шевченко, под стратегическим управлением инновационно-ориентированным развитием СЭС понимается процесс «подготовки, принятия и реализации управленческих решений, центральным звеном которого является стратегический выбор некоторого желаемого состояния системы, основанный на сопоставлении реальных условий функционирования системы и возможностях, предоставляемых имеющимся инновационным потенциалом территории, в его динамическом развитии и изменении, а также на гармонизации интересов всех стейкхолдеров инновационного развития» [13]. Применительно к хозяйственным системам экономики МО стратегического управления инновационным развитием заключается в «целенаправленном воздействии государственных и муниципальных органов управления, других заинтересованных субъектов управления и хозяйствования на инновационные изменения состава, содержания ее составных частей, существующих пропорций и связей между ними с целью создания достаточной и эффективно функционирующей экономической базы городского самоуправления, ориентированной на улучшение качества жизни населения» [14].

Нам представляется, что стратегическое управление инновационным развитием МО следует рассматривать как систему целенаправленных управленческих воздействий управляющей подсистемы, направленных на долгосрочное повышение результативности управляемой подсистемы, а именно совокупности явлений или процессов, обуславливающих прогрессивные изменения инновационной составляющей социально-экономической сферы МО.

Отметим, что в настоящее время в практику управления развитием социально-экономической сферы МО активно внедряются подходы, базирующиеся на концептуальных положениях стратегического менеджмента, а СЭР МО все больше обеспечивается применением инструментов стратегического управления. Одним из подобных инструментов выступает стратегия развития. В табл. 2 представлены различные точки зрения на сущностно-содержательную характеристику стратегии развития СЭС различного уровня.

Таблица 2

Сущностно-содержательная характеристика стратегии развития СЭС

Автор Трактовка термина

Б.С. Жихаревич (1995) Стратегия - «процесс, представляющий систему документов по стратегическому управлению, рассматриваемый в совокупности с организационными структурами и процедурами, задающими определенные, постоянно воспроизводимые схемы разработки и обеспечивающие реализацию стратегических целей и задач» [15].

А.М. Амутинов (2001) Стратегия СЭР региона - «документ, определяющий общие цели, задачи, направления развития региона, механизмы их реализации, вытекающие из анализа ресурсных возможностей, существующей социально-экономической ситуации и возможных сценариев развития внешних по отношению к региону условий» [16].

Д.С. Львов, А.Г. Гранберг, А.П. Егоршин (2005) Стратегия - «обобщающая модель действий, необходимых для достижения поставленных целей, управления на основе выбранных критериев (показателей) и эффективного распределения ресурсов» [3].

В.И. Видяпин, М.В. Степанов (2007) Стратегия экономического развития региона - «система мероприятий, направленных на реализацию долгосрочных задач СЭР государства с учетом рационального вклада регионов в решение этих задач, определяемого реальными предпосылками и ограничениями их развития» [17].

A.Е. Балобанов, B.А. Бескровная, К.Ю. Зендриков, Н.Е. Прянишников (2007) Стратегия развития МО - «система представлений о желательном будущем, приоритетах и направлениях работы по достижению этого будущего, инструментах и механизмах, которые дают возможность осуществить эту работу» [18].

И.В. Митрофанова (2010) Стратегия - «искусство руководства общественной, политической борьбой, а также вообще искусство планирования руководства, основанного на правильных и далеко идущих прогнозах» [19].

Н.В. Ходыкова, А.В. Болдырыва (2011) Стратегия - «комплекс установок, правил принятия решений и способов перевода системы из старого (существующего) положения в новое (целевое) состояние, обеспечивающее эффективное выполнение ее предназначения (миссии)» [20].

И.Г. Пивень (2011) Стратегия - «видение и выбор будущего в среднесрочной и долгосрочной перспективах, на конец которых определяются среднесрочные и долгосрочные цели и задачи стратегического развития социально-экономического объекта, направления деятельности по их реализации в соответствии с имеющимися и привлекаемыми финансовыми, инвестиционными, природными, производственными, трудовыми ресурсами» [21].

Н.А. Водопьянова (2012) Стратегия - «системное единство норм, качественное наполнение которых может целенаправленно меняться в зависимости от качества инновационного потенциала СЭС и внешней среды» [22].

А.И. Агеев, Ю.С. Зайцева, К.Р. Зендриков (2012) Стратегия МО - «общественно согласованная концепция, которая обеспечивает установление приоритетов среди возможных регулирующих мер для инвестиционной, социальной, экологической политики, муниципальных программ, градостроительства, бюджетного планирования» [23].

С.А. Ткачев (2016) Стратегия СЭР МО - «документ, определяющий долгосрочную политику деятельности органов местного самоуправления в различных областях и сферах экономической и социальной жизни МО, согласованную с интересами бизнес-сообщества, населения и стратегическими целями региона» [24].

Таким образом, стратегия развития рассматривается исследователями не только с позиции документа, определяющего долгосрочную политику субъект управления, но и в качестве системы действий, направленных на реализацию долгосрочных целей развития СЭС.

Разработка и реализация стратегии инновационного развития СЭС в настоящее время выступает достаточно эффективным инструментом достижения целей инновационной политики в рамках реализации стратегии СЭР. Под стратегией инновационного развития МО И.В Милькина понимает «совокупность целей, задач, методов их достижения, направленных на усиление конкурентоспособности территории в долгосрочном периоде путем воздействия на инновационные факторы ее экономического роста» [25].

По мнению Д.С. Львова, А.Г. Гранберга, А.П. Егоршина, помимо стратегии «ключевыми элементами системы стратегического управления являются механизм реализации стратегии, представляющий собой сбалансированную совокупность программно-проектных документов, а также обеспечивающих организационно-управленческих структур, процедур и действий» [3].

В процессе формирования и реализации стратегического вектора инновационного развития МО целесообразно последовательное прохождение логически взаимосвязанных этапов, характеризующихся определенными функциями и результатами. Раскроем авторское видение алгоритма формирования и реализации стратегии инновационного развития МО, разработанного на основе процессно-функционального подхода (рис. 1).

Таким образом, под стратегией инновационного развития МО будем понимать совокупность действий, реализуемых целях формирования прогрессивных изменений в инновационной составляющей социально-экономической сферы МО в долгосрочной перспективе.

Раскроем содержание представленного алгоритма формирования и реализации стратегии ИР МО.

Предварительный этап заключается в анализе внешних и внутренних факторов, определяющих возможность инновационного развития МО. Полученная в ходе анализа информация послужит основой для подготовки и принятия управленческих решений на последующих этапах алгоритма формирования и реализации стратегии ИР МО. Особо подчеркнем, что в ходе проведения анализа экзогенных факторов помимо оценки экономической, политической, правовой, финансовой, социальной, технологической, научно-технической макросреды необходимо изучить содержание и целевые ориентиры стратегий СЭР соседних МО, региона, входящих в единое инновационное пространство, а также инновационные установки Российской Федерации в целом. В процессе анализа внутренней среды особое внимание следует уделить оценке инновационного потенциала МО; исследованию факторов, оказывающих влияние на инновационную активность и восприимчивость элементов инновационной подсистемы МО, оценке инновационного климата и возможных инновационных рисков. По итогам проведенного анализа целесообразно подготовить рекомендации и аналитическую записку для субъекта управления ИР МО.

На этапе формирования стратегии ИР МО определяется миссия МО в контексте инновационного развития, формируется видение МО в перспективе; выделяются стратегические цели, приоритеты и критерии ИР МО в рамках предусмотренной

ПРЕДВАРИТБПЬНЫЙ ЭТАП

Формирование стратегии

ИР МО

Реализация стратегии

ИР МО

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Анализ едино го инновационного пространства (внешняя среда);

Анализ и диагностика социально-зконо мического со стояния МО, в т.ч. динамики инновационных процессов (внутренняя среда)

Определение миссии МО в контексте инновационного развития;

Формирования видения МО в будущем;

Определение стратегической цели ИР МО;

Определение стратегических приоритетов и критериев ИР МО;

Разработка системы индикаторов, подтверждающих достижение цели;

Разработка альтернативных сценариев ИР МО;

Разработка механизмов реализации стратегии ИР МО

Реализация и координация программных мероприятий предусмотренных документами стратегического планирования

Мониторинг, контроль и оценка реализации стратегии ИР МО;

Корректировка управленческих решений

Рис.1. Алгоритм формирования и реализации стратегии инновационного развития муниципального образования (ИР МО)

инновационной политики; разрабатывается система индикаторов, удостоверяющих достижение цели; определяются альтернативные сценарии ИР МО, формируется механизмы реализации стратегии ИР МО.

Этап реализации стратегии ИР МО предусматривает выполнение и координацию программных мероприятий, предусмотренных документами стратегического планирования.

На заключительном этапе целесообразно осуществить мониторинг, контроль и оценку полноты и социально-экономической эффективности реализации программных документов стратегии ИР МО, а также осуществить корректировку управленческих решений.

Таким образом, алгоритм формирования и реализации стратегии ИР МО можно представить в виде совокупности последовательных взаимосвязанных этапов реализации функций стратегического управления (планирование стратегии, организация и координация реализации стратегии, мотивация на достижение результатов, контроль за выполнением стратегии), воплощенных в конкретных результатах управленческой деятельности.

В исследовании был проведен выборочный анализ содержания документов стратегического планирования региональных центров СФО на предмет наличия стратегии (субстратеги) инновационного развития, либо полноты отражения ее отдельных элементов (табл. 3).

Таблица 3

Содержание стратегических документов региональных центов СФО в аспекте осуществления инновационного развития

МО Содержание документа

Томск В Стратегии СЭР МО г. Томск до 2030 г. в качестве одного из стратегических направлений развития г. Томска выделен «рост благосостояния населения на основе инновационного развития экономики» [26]. В качестве основных задач по данному направлению предусмотрено «содействие развитию инфраструктуры научно-образовательного комплекса; поддержка инноваций и наукоемкого бизнеса; создание условий для широкого внедрения инноваций» [26]. Согласно стратегии, приоритетами инновационного развития МО являются: «концентрация на территории МО высокопрофессиональных кадров и промышленных предприятий, выпускающих продукцию высоких переделов; создание перспективной технологической базы для обеспечения высокого качества жизни и отработки новой модели экономического роста» [26]. Инструментами инновационной политики МО в долгосрочной перспективе являются: «ориентация сектора исследований и разработок на решение актуальных задач промышленности; формирование системы научного обеспечения инновационной деятельности; реализация мер по созданию условий для привлечения и удержания высококвалифицированных специалистов; повышение инвестиционной привлекательности города; улучшение условий ведения бизнеса» [26].

Омск В Стратегии СЭР МО г. Омск до 2025 г. в качестве стратегической задачи развития г. Омска выступает «развитие инновационной деятельности» [27]. Одной из ключевых инициатив в данном направлении выступает «содействие в организации Центра молодежного инновационного творчества, деятельность которого направлена на создание благоприятных условий для развития малых и средних предприятий в научно-технической, инновационной и производственной сферах путем предоставления имущественной поддержки» [27].

Барнаул В Стратегии СЭР г. Барнаула до 2025 г. в аспекте улучшения имиджа города предусмотрена «организация мероприятий, способствующих формированию имиджа города, как инновационной территории, открытой для развития, контактов, инвестиций и пр.» [28]. По мнению разработчиков, «обеспечение конкурентной среды путем снижения и устранения административных барьеров входа на рынок является ключевым условием повышения инновационной и деловой активности субъектов малого и среднего бизнеса» [28].

Иркутск В Стратегии СЭР г. Иркутска до 2025 г. в качестве одной из задач развития города сформулировано «формирование инновационных высокотехнологичных кластеров, а также образовательной и инновационной инфраструктуры» [29]. Разработчики стратегии позиционируют Иркутск как «перспективный центр опережающего экономического роста с более высоким уровнем развития человеческого капитала и потенциалом развития инновационной экономики» [29]. Кроме того, администрацией города в рамках проекта «Аллея инноваций» решает задачу вывести МО на уровень крупнейшего потребителя инноваций. К основным направлениям развития Иркутска относятся «развитие инновационного сектора экономики на основе поддержки науки, образования, внедрения в практику передовых научных разработок, создание Байкальского центра нанотехнологий; модернизация промышленного производства города на основе использования инновационных разработок, в т. ч. в сфере авиастроения» [29].

Продолжение Таблицы 3

Новосибирск В Стратегическом плане устойчивого развития Новосибирска предполагается «развитие Новосибирска как центра науки и инноваций» и «формирование и реализация инновационных стратегий развития города на основе потенциала научного СО РАН, промышленных предприятий, образовательного комплекса и предпринимательства» [30]. По мнению разработчиков программы, «для перевода экономики Новосибирска на инновационный путь развития, обеспечения ему статуса крупнейшего инновационного центра России, развития преимущественно наукоемких высокотехнологичных производств, создания рабочих мест для высококвалифицированных специалистов, обеспечения конкурентоспособности продукции, выпускаемой в городе, целесообразно: заручиться поддержкой у соответствующих федеральных и региональных государственных органов, президиума СО РАН, др. научных центров, руководителей и представителей ассоциаций деловых кругов; сформировать систему взаимодействующих инновационных центров, бизнес-инкубаторов, технологических парков, демонстрационных зон, выставочных площадок и др. организаций, обеспечивающих непрерывный и устойчивый рост наукоемких производств малого и среднего предпринимательства; создать на базе высших учебных заведений и др. организаций целостную систему переподготовки кадров; сформировать целостную систему услуг для малого наукоемкого бизнеса; организовать мониторинг инновационного потенциала города [30].

Абакан В Стратегическом плане СЭР МО г. Абакан до 2021 г. в качестве цели повышения развития промышленного комплекса города выступает «повышение качества жизни населения на основе устойчивого, динамичного развития экономики и создания благоприятной окружающей среды» [31]. Для реализации поставленной цели разработчиками стратегии предусмотрено в т. ч. «создание новых инновационно-ориентированных и энергоэффективных производств высших технологических укладов, инновационных продуктов» [31]. По мнению разработчиков стратегии, для решения поставленных в Стратегическом плане задач необходимо «осуществить переход от эволюционного к инновационному развитию экономики города» [31]. Помимо повышения инновационной активности в сфере строительства, внедрение инноваций предусмотрено в образовательной, культурной, социальной сферах, а также при реализации молодежной политики

Кызыл В Стратегии СЭР городского округа г. Кызыл до 2025 г. в качестве стратегической цели указано «повышение качества жизни и достижения высокого уровня благосостояния населения на основе устойчивого развития экономики» [32]. В качестве одной из задач разработчики стратегии выделяют «диверсификацию экономики и развитие высокотехнологичных видов деятельности (в т. ч. структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития» [32]. В рамках реализации программных мероприятий планируется осуществить «подготовку к запуску крупных инвестиционных и инновационных проектов; интенсивную реализацию инновационных проектов в различных сферах деятельности; создание передовых производственных технологий в приоритетных секторах экономики, создание инновационной инфраструктуры для развития бизнеса» [32].

Улан-Уде В Стратегии СЭР г. Улан-Удэ до 2027 г. представлена миссия города как «современного многофункционального делового и культурного центра с элементами мирового города, интегрированного в глобальную экономику, встроенного в новейшие инновационные национальные и региональные процессы и создающего комфортную среду для обитания его жителей, обеспечивающего высокое качество жизни населения с опорой на комплекс инновационно-технологических производств, коммуникационно-транспортные узлы и сервисы, индустрию туризма» [33]. В качестве одного из стратегических направлений развития МО разработчики концепции выделяют «разработку перспективной инновационной политики и институциональная поддержка инновационного сектора» [33]. В рамках развития инновационно-технологического комплекса предусмотрено «проведение политики опережающего развития инновационной деятельности, формирования инфраструктуры инновационной системы и стимулирования масштабной, стратегически ориентированной технологической модернизации отраслей экономики» [33].

Чита В Комплексной программе СЭР городского округа г. Чита Читинской области на 2008-2022 гг. целью экономической политики выступает «стабилизация процессов в экономике и обеспечение высоких темпов экономического развития в направлении увеличения развития предприятий по производству товаров и услуг на основе инновационного развития» [34]. Для реализации поставленной цели планируется осуществлять «содействие развитию предприятий, обеспечивающих разработку и внедрение инновационных инвестиционных проектов, использующих технологии, обеспечивающие ресурсосбережение и экологическую безопасность, осуществляющие инновации с целью повышения конкурентоспособности своей продукции, производящие продукцию на местный рынок с условием наличия спроса на нее» [34]. Помимо этого, в документе предусмотрено развитие инновационных процессов о образовательной сфере, в сфере здравоохранения, культуре, социальной сфере [34].

Кемерово В Стратегическом плане СЭР г. Кемерово до 2025 г. в одном из векторов долгосрочного развития город представляется как «центр инновационного развития Кемеровской области» [35]. В качестве приоритетов СЭР и основных стратегических направлений отмечены «создание благоприятных условий жизнедеятельности населения на основе инноваций; формирование инновационных условий сохранения и укрепления здоровья населения; формирование инновационной системы развития интеллектуального потенциала и его использования» [35]. В долгосрочном периоде предусмотрено «обеспечение благоприятных экономических и финансовых условий для активизации инновационной деятельности; обеспечение организации инновационных центров как институтов будущего развития города» [35]. К задачам активизации инновационной деятельности отнесены: «разработка Программы инновационного развития г. Кемерова; создание Инновационного центра» [35]. В качестве задач инновационного развития г. Кемерово выделяются: «проведение инновационно-технологической модернизации образовательных, научных, научно-исследовательских, проектных организаций; развитие научного потенциала и инновационных производств; формирование условий для развития девелоп-мента и др.» [35].

Красноярск В Программе СЭР г. Красноярска до 2020 г. город позиционируется как «город с развивающейся инновационной экономикой, с высоким стандартом качества научно-образовательной инфраструктуры, городской среды и уровня жизни населения» [36]. Стратегическими приоритетами инновационного развития города являются: «развитие инновационной инфраструктуры; расширение сфер инновационного образования и экспорта образовательных услуг; развитие креативности мышления населения; усиление инновацион-ности сферы услуг; усиление инновационности традиционных отраслей города; создание условий для формирования инфраструктуры мультимодального транспортного узла и транспортных коридоров с инновационным сопровождением логистики; создание систем общественной поддержки инновационного развития экономики муниципалитета» [36]. Стратегической целью развития в рамках модернизации экономики выступает «развитие новой инновационной экономики и промышленного комплекса». В качестве приоритетных направлений выделены: «стимулирование инвестиционной и инновационной деятельности предприятий; создание и развитие инфраструктуры поддержки деятельности по разработке и внедрению инноваций; содействие формированию и развитию инновационных кластеров; применение инновационных технологий» [36].

Горно-Алтайск

В Комплексной программе СЭР г. Горно-Алтайск на 2008-2022 гг. в качестве одного из стратегических приоритетов устойчивого экономического развития МО выделяется «создание городского инкубатора малых инновационных предприятий, осуществление информационной поддержки малого бизнеса, обучения и тренинга» [37]. Помимо этого, в документе предусмотрено развитие инновационных процессов об образовательной сфере, в сфере здравоохранения, социальной сфере [37].

Обзор содержания документов стратегического планирования региональных центров СФО позволяет заключить, что в настоящее время на муниципальном уровне в представленных стратегических документах присутствуют лишь отдельные элементы стратегии инновационного развития. Так, документы стратегического планирования городов Томска, Новосибирска, Улан-Уде, Кемерово, Красноярска содержат систему стратегических целей и задач инновационного развития, возможные направления и приоритеты инновационного развития; альтернативные сценарии инновационного развития; инструменты инновационной политики. Вместе с тем, в большинстве анализируемых документов стратегического планирования не представлен анализ ключевых факторов внешней среды; слабо проработана или не представлена миссия МО в контексте инновационного развития; размыты приоритеты инновационного развития; отсутствует система индикаторов, подтверждающих факт достижения цели; не представлены инструменты инновационной политики; не выработаны альтернативные сценарии инновационного развития; отсутствуют механизмы осуществления управленческих воздействий; не представлены программные мероприятия.

Таким образом, резюмируя основные положения исследования, заключим следующее. Неотъемлемым условием возникновения прогрессивных изменений в инновационной составляющей социально-экономической сферы МО выступает формирование эффективной системы стратегического управления инновационным развитием. Категорию «стратегическое управление инновационным развитием МО» мы предлагаем трактовать как систему целенаправленных управленческих воздействий управляющей подсистемы, направленных на долгосрочное повышение результативности управляемой подсистемы, а именно совокупности явлений или процессов, обуславливающих прогрессивные изменения инновационной составляющей социально-экономической сферы МО.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проведенный в исследовании обзор содержания документов стратегического планирования региональных центров СФО выявил отсутствие на муниципальном уровне полноценных стратегий инновационного развития. Данное обстоятельство может повлечь за собой не только противоречия в процессе инновационного развития МО, но и снижение эффективности функционирования инновационной системы на уровне региона.

Признательность

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и администрации

Томской области в рамках научного проекта «Исследование теоретических и практических аспектов стратегического управления инновационным развитием муниципальных образований в условиях формирования территории опережающего социально-экономического развития (на материалах Томской области)», № 17-1270002 а(р), 2017 г.

Библиография

1. Глазьев С.Ю. О стратегии развития российской экономики. - М.: ЦЭМИ РАН, 2000. - 187 с.

2. Шеховцева Л.С. О некоторых понятиях стратегического управления // Менеджмент в России и за рубежом.

- 2002. - № 6. - С. 34-39.

3. Львов Д.С., Гранберг А.Г., А.П. Егоршин А.П. Стратегическое управление: регион, город, предприятие. -

М.: ЗАО Издательство «Экономика», 2005. - 603 с.

4. Сангадиева И.Г. Стратегическое управление региональными социально-экономическими системами // Из-

вестия Иркутской государственной экономической академии. - 2005. - № 1 (42). - С. 58-60.

5. Зотов В.Б. Система муниципального управления. - СПб., 2005. - 493 с.

6. Аксенова М.А. Стратегическое управление социально-экономическим развитием региона: дис...канд. экон. наук. - Тамбов, 2007. - 169 с.

7. Кайсарова В.П. Ценностно-ориентированный подход в стратегическом управлении крупнейшим городом //

Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2008. - №4. - С. 127-135.

8. Кунах Ю.В. Стратегическое управление предприятием на основе бюджетных моделей: дис.канд. экон. наук. - Ставрополь, 2008. - 183 с.

9. Глебова И.С., Хабибрахманова Р.Р. Стратегическое управление социально-экономическим развитием городов-миллионников современной России. - Казань: КФУ, 2012. - 220 с.

10. Бурдакова Г.И., Литовченко В.В. Организационный подход к сущности и управлению развитием муниципальных образований // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 11-5. - С. 975-981.

11. Пивень И.Г. Концептуальные основы стратегического управления устойчивым развитием региона // Новые технологии. - Майкоп: Майкопский государственный технологический университет, 2014. - № 3. - С. 58-64.

12. Асланова С.Х., Топсахалова Ф.М.-Г. Стратегическое управление социально-экономическим развитием на региональном уровне // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-11. - С. 2389-2393.

13. Боровская М.А., Шевченко И.К. Инновационные механизмы стратегического управления развитием социально-экономических. - Таганрог: Издательство Таганрогского технологического института Южного федерального университета, 2012. - 198 с.

14. Мигита В.А. Муниципальная система стратегического управления инновационным развитием хозяйственных систем: теоретико-методологический аспект // Социально-экономические явления и процессы.

- 2009. - № 4. - С. 108-117.

15. Жихаревич Б.С. Современная экономическая политика городских и региональных властей. - СПб.: ИСЭП РАН, 1995. - С. 137.

16. Амутинов A.M. Стратегия экономического развития региона. - М.: МАКС Пресс, 2001. - 180 с.

17. Видяпин В.И., Степанов М.В. Региональная экономика. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 666 с.

18. Балобанов А.Е., Бескровная В.А., Зендриков К.Ю., Прянишников Н.Е. Управление развитием муниципальных образований (Стратегическое планирование. Территориальное развитие. Раздел 3. Технологии разработки стратегического плана муниципального образования). - М.: АНХ, 2007. - 608 с.

19. Митрофанова И.В. Управляемое социально-экономическое развитие регионов и округов России: мифы и рифы стратегического менеджмента // Государтсвенное и муниципальное управление. - 2010. - №4. -С. 62-71.

20. Ходыкова Н.В., Болдырыва А.В. Методологические проблемы стратегического управления экономикой региона // Terra economicus. - 2011. - Т. 9. - № 1. - С. 130-133.

21. Пивень И.Г. Стратегическое управление социально-экономическим развитием региона как инструмент усиления его конкурентных преимуществ // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. - Воронеж: ВГТА. -2011. - № 5. С. 61-65.

22. Водопьянова Н.А. Возможно ли эффективно управлять инновационным развитием социально-

экономических систем? // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. -2012. - № 9 (73). - С. 119-122.

23. Агеев А.И., Зайцева Ю.С., Зендриков К.Р. Сценарный подход в стратегическом управлении муниципальным образованием // Экономические стратегии. - 2012. - №5-6. - С. 134-141.

24. Ткачев С.А. Совершенствование системы документов стратегического планирования на муниципальном уровне // Ученые записки СКАГС. - 2016. - № 3. - С.90-99.

25. Милькина И.В. Управление инновационным развитием муниципальных образований: автореф. дис. ... канд. экон. наук. - Москва, 2006. - 22 с.

26. Стратегия социально-экономического развития муниципального образования г. Томск до 2030 г. URL: http://www.admin.tomsk.ru/pgs/2ph (дата обращения: 20.05.2017).

27. Стратегия социально-экономического развития муниципального образования г. Омск до 2025 г. URL: http://www.city-strategy.ru/UserFiles/Files/0msk2025.pdf (дата обращения: 20.05.2017).

28. Стратегия социально-экономического развития г. Барнаула до 2025 г. URL: http://barnaul.org/upload/ medialibrary/3b5/buklet-strategiya.pdf (дата обращения: 21.05.2017).

29. Стратегия социально-экономического развития г. Иркутска до 2025 г URL: http://www.city-strategy.ru/ UserFiles/Files/Irkutsk2025.pdf (дата обращения: 21.05.2017).

30. Стратегический план устойчивого развития Новосибирска URL: http://novo-sibirsk.ru/municipal/plan/ (дата обращения: 21.05.2017).

31. Стратегический план социально-экономического развития муниципального образования г. Абакан до 2021 г URL: http://мэрия.абакан.рф/aboutcity/plan.html (дата обращения: 22.05.2017).

32. Стратегия социально-экономического развития городского округа г. Кызыл Республики Тыва до 2025 г. URL: http://www.mkyzyl.ru/ (дата обращения: 22.05.2017).

33. Стратегия социально-экономического развития города Улан-Удэ до 2027 г. URL: http://www.city-strategy. ru/upload/document/strategiya.pdf (дата обращения: 22.05.2017).

34. Комплексная программа социально-экономического развития городского округа г. Чита Читинской области на 2008-2022 гг. URL: http://www.city-strategy.ru/upload/document/Chita2022.doc (дата обращения: 22.05.2017).

35. Стратегический план социально-экономического развития г. Кемерово до 2025 г. URL: www.city-strategy. ru/upload/document/Kemerovo_conc2025.doc (дата обращения: 23.05.2017).

36. Программа социально-экономического развития г Красноярска до 2020 г. URL: http://www.admkrsk.ru/ citytoday/economics/social_situation/Pages/developmentprogram.aspx (дата обращения: 23.05.2017).

37. Комплексная программа социально-экономического развития г. Горно-Алтайска на 2008-2022 гг. URL: http://gornoaltaysk.ru/deyatelnost/ekonomika/munitsipalnye-programmy/kompleksnaya-programma-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-mo-gorod-gorno-altaysk-na-2008-2022-gody/ (дата обращения: 24.05.2017).

References

1. Glaz'ev S.Yu. About the strategy of development of the Russian economy. M.: CEHMI RAN, 2000, 187 p. (in Russ.).

2. SHekhovceva L.S. About some concepts of strategic control // Menedzhment v Rossii i za rubezhom [Management of Russia and abroad], 2002, no. 6, pp. 34-39. (in Russ.).

3. L'vov D.S., Granberg A.G., A.P. Egorshin A.P. Strategic control: region, city, enterprise. M.: ZAO Izdatel'stvo «EHkonomika», 2005, 603 p. (in Russ.).

4. Sangadieva I.G. Strategic control of regional social and economic systems // Izvestiya Irkutskoj gosudarstvennoj ehkonomicheskoj akademii [News of the Irkutsk state economic academy], 2005, no. 1 (42), pp. 58-60. (in Russ.).

5. Zotov V.B. System of municipal control. SPb., 2005, 493 p. (in Russ.).

6. Aksenova M.A. Strategic control of social and economic development of the region. PhD Thesis. Tambov, 2007,

169 p. (in Russ.).

7. Kajsarova V.P. Value-oriented approach in strategic control of the largest city // Vestnik Sankt-Peterburgskogo

universiteta [Bulletin of the St. Petersburg university], 2008, no. 4, pp. 127-135. (in Russ.).

8. Kunah Yu.V. Strategic business management on the basis of the budgetary models. PhD Thesis. Stavropol, 2008,

183 p. (in Russ.).

9. Glebova I.S., Habibrahmanova R.R. Strategic control of social and economic development of million-plus cities of

the modern Russia. Kazan': KFU, 2012, 220 p. (in Russ.).

10. Burdakova G.I., Litovchenko VV. Organizational approach to an entity and control of development of municipalities // Fundamental'nye issledovaniya [Basic researches], 2013, no. 11-5, pp. 975-981. (in Russ.).

11. Piven' I.G. Conceptual bases of strategic control of sustainable development of the region // Novye tekhnologii [New technologies]. Majkop: Majkopskij gosudarstvennyj tekhnologicheskij universitet, 2014, no. 3, pp. 58-64. (in Russ.).

12. Aslanova S.H., Topsahalova F.M.-G. Strategic control of social and economic development at the regional level // Fundamental'nye issledovaniya [Basic researches], 2015, no. 2-11, pp. 2389-2393. (in Russ.).

13. Borovskaya M.A., SHevchenko I.K. Innovative mechanisms of strategic control of development of social and economic. Taganrog: Izdatel'stvo Taganrogskogo tekhnologicheskogo instituta Yuzhnogo federal'nogo universiteta, 2012, 198 p. (in Russ.).

14. Migita V.A. Municipal system of strategic management of innovative development of economic systems: teoretiko-methodological aspect // Social'no-ehkonomicheskie yavleniya i process [Social and economic phenomena and processes], 2009, no. 4, pp. 108-117. (in Russ.).

15. ZHiharevich B.S. Modern economic policy of the city and regional authorities. - SPb.: ISEHP RAN, 1995, 137 p. (in Russ.).

16. Amutinov A.M. Strategy of economic development of the region. M.: MAKS Press, 2001, 180 p. (in Russ.).

17. Vidyapin V.I., Stepanov M.V. Regional economy. M.: INFRA-M, 2007, 666 p. (in Russ.).

18. Balobanov A.E., Beskrovnaya V.A., Zendrikov K.Yu., Pryanishnikov N.E. Management of development of municipalities (Strategic planning. Territorial development. Section 3. Technologies of development of the strategic plan of the municipality). M.: ANH, 2007, 608 p. (in Russ.).

19. Mitrofanova I.V. The operated social and economic development of regions and districts of Russia: myths and reeves of strategic management // Gosudartsvennoe i municipal'noe upravlenie [Gosudartsvennoye and municipal management], 2010, no. 4, pp. 62-71. (in Russ.).

20. Hodykova N.V., Boldyryva A.V. Methodological problems of strategic management of region economy // Terra economicus [Terra economicus], 2011, vol. 9, no. 1, pp. 130-133. (in Russ.).

21. Piven' I.G. Strategic management of social and economic development of the region as instrument of strengthening of his competitive advantages // FEHS: Finansy. EHkonomika. Strategiya [FES: Finance. Economy. Strategy]. Voronezh: VGTA, 2011, no. 5, pp. 61-65. (in Russ.).

22. Vodop'yanova N.A. Whether it is possible to operate innovative development of social and economic systems effectively? // Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [News of the Volgograd state pedagogical university], 2012, no. 9 (73), pp 119-122. (in Russ.).

23. Ageev A.I., Zajceva YU.S., Zendrikov K.R. Scenario approach in strategic management of the municipality // EHkonomicheskie strategii [Economic strategy], 2012, no. 5-6, pp. 134-141. (in Russ.).

24. Tkachev S.A. Improvement of system of documents of strategic planning at the municipal level // Uchenye zapiski SKAGS [Scientific notes of SKAGS], 2016, no. 3, pp. 90-99. (in Russ.).

25. Mil'kina I.V Management of innovative development of municipalities. PhD Thesis. Moscow, 2006. (in Russ.).

26. The strategy of social and economic development of the municipality Tomsk till 2030. URL: http://www.admm. tomsk.ru/pgs/2ph (data accessed: 20.05.2017). (in Russ.).

27. The strategy of social and economic development of the municipality Omsk till 2025. URL: http://www.city-strategy.ru/UserFiles/Files/0msk2025.pdf (data accessed: 20.05.2017). (in Russ.).

28. The strategy of social and economic development of the municipality Barnaul till 2025. URL: http://barnaul.org/ upload/medialibrary/3b5/buklet-strategiya.pdf (data accessed: 21.05.2017). (in Russ.).

29. The strategy of social and economic development of the municipality Irkutsk till 2025. URL: http://www.city-strategy.ru/UserFiles/Files/Irkutsk2025.pdf (data accessed: 21.05.2017). (in Russ.).

30. Strategic plan of sustainable development of Novosibirsk. URL: http://novo-sibirsk.ru/municipal/plan/ (data accessed: 21.05.2017). (in Russ.).

31. The strategic plan of social and economic development of the municipality Abakan till 2021. URL: http://мэрнa.

aöaKaH.p^/aboutcity/plan.html (data accessed: 22.05.2017). (in Russ.).

32. The strategy of social and economic development of the city district Kyzyl of the Republic of Tyva till 2025. URL: http://www.mkyzyl.ru/ (data accessed: 22.05.2017). (in Russ.).

33. The strategy of social and economic development of the city of Ulan-Ude till 2027. URL: http://www.city-strategy.ru/upload/document/strategiya.pdf (data accessed: 22.05.2017). (in Russ.).

34. The comprehensive program of social and economic development of the city district Chita of the Chita region for 2008-2022. URL: http://www.city-strategy.ru/upload/document/Chita2022.doc (data accessed: 22.05.2017). (in Russ.).

35. The strategic plan of social and economic development of Kemerovo till 2025. URL: www.city-strategy.ru/ upload/document/Kemerovo_conc2025.doc (data accessed: 23.05.2017). (in Russ.).

36. The program of social and economic development of Krasnoyarsk till 2020. URL: http://www.admkrsk.ru/ citytoday/economics/social_situation/Pages/developmentprogram.aspx (data accessed: 23.05.2017). (in Russ.).

37. The comprehensive program of social and economic development of Gorno-Altaysk for 2008-2022. URL: http://gornoaltaysk.ru/deyatelnost/ekonomika/munitsipalnye-programmy/kompleksnaya-programma-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-mo-gorod-gorno-altaysk-na-2008-2022-gody/ (data accessed: 24.05.2017). (in Russ.).

Авторы

Волчкова Ирина Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления городским хозяйством Томского государственного архитектурно-строительного университета (Соляная площадь, 2, г. Томск, Россия); e-mail: volchkovairma@bk.ru;

Вотякова Ирина Викторовна, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики, финансов и менеджмента Северского технологического института - филиала федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (проспект Коммунистический, 65, г. Северск, Томская область, 636036, Россия); e-mail: vivkart3h@yandex.ru;

Недоспасова Ольга Павловна, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики Национального исследовательского Томского политехнического университета (проспект Ленина, 30, г. Томск, 634000, Россия); e-mail: olgaeconomy@mail.ru;

Воробьева Екатерина Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, финансов и менеджмента Северского технологического института - филиала федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»; e-mail: Esvorobyeva@ mephi.ru;

Недоспасов Анатолий Александрович, студент, Северского технологического института - филиала федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»; e-mail: onotole.great@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.