Научная статья на тему 'Стратегическая роль человеческих ресурсов в инновационной экономике'

Стратегическая роль человеческих ресурсов в инновационной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
149
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАННОСТИ / ПОКАЗАТЕЛИ ЗДОРОВЬЯ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / INNOVATIVE ECONOMY / INNOVATIVE POTENTIAL / LEVEL OF ERUDITION / PARAMETERS OF HEALTH / DEVELOPMENT OF THE PERSON

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михайлова Светлана Николаевна

В условиях инновационной экономики человек становится ключевым фактором развития. Инновационная деятельность тесно связана с умственной деятельностью человека, поэтому уровень образованности населения страны определяет инновационный потенциал. Инновационный тип развития экономики также предполагает наличие неразрывной связи образования с производственной деятельностью. Болевой точкой является недостаточное финансирование сферы образования и науки, в связи с чем в последние годы идет постоянный отток научных работников в другие сферы деятельности. Состояние здоровья населения России, как важная составляющая для интеллектуального развития личности, вызывает опасения. Изменение ситуации видится в увеличении ассигнований со стороны государства на данные социальные сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRATEGIC ROLE OF HUMAN RESOURCES IN INNOVATIVE ECONOMY

The man becomes the key factor of the development of the innovation economy at present. The innovation activity is closely connected with level of education of people of any country determines the innovation potential. The innovation type of the development of economy also supposes the presence of close contacts between the people's education and the industrial activity. The weak point of the economy of the present society is the lack of money for the further development of education and science. So this has become reason for the drain of scientists info other spheres or districts. The Russia's population health as the main part of the intellectual development of a person leaves much to be desired now. If the government paid more attention to these problems the situation would be changed greatly in no time.

Текст научной работы на тему «Стратегическая роль человеческих ресурсов в инновационной экономике»

С.Н. МИХАЙЛОВА

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ РОЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ В ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ

Ключевые слова: инновационная экономика, инновационный потенциал, уровень образованности, показатели здоровья, развитие личности.

В условиях инновационной экономики человек становится ключевым фактором развития. Инновационная деятельность тесно связана с умственной деятельностью человека, поэтому уровень образованности населения страны определяет инновационный потенциал. Инновационный тип развития экономики также предполагает наличие неразрывной связи образования с производственной деятельностью. Болевой точкой является недостаточное финансирование сферы образования и науки, в связи с чем в последние годы идет постоянный отток научных работников в другие сферы деятельности. Состояние здоровья населения России, как важная составляющая для интеллектуального развития личности, вызывает опасения. Изменение ситуации видится в увеличении ассигнований со стороны государства на данные социальные сферы.

THE STRATEGIC ROLE OF HUMAN RESOURCES IN INNOVATIVE ECONOMY Key words: innovative economy, innovative potential, level of erudition, parameters of health, development of the person.

The man becomes the key - factor of the development of the innovation economy at present. The innovation activity is closely connected with level of education of people of any country determines the innovation potential. The innovation type of the development of economy also supposes the presence of close contacts between the people's education and the industrial activity. The weak point of the economy of the present society is the lack of money for the further development of education and science. So this has become reason for the drain of scientists info other spheres or districts. The Russia's population health as the main part of the intellectual development of a person leaves much to be desired now. If the government paid more attention to these problems the situation would be changed greatly in no time.

В условиях инновационной экономики особое значение придается человеку как главной действующей силе современного рыночного производства. При переходе от индустриальной стадии развития общества к информационной ключевое значение будут иметь инновации и высокие технологии взамен доминировавших крупных механизированных машинных производств. Вступление в новую стадию предполагает экономику, основанную на знаниях, а также то, что основой конкурентоспособности на мировых рынках, источником долгосрочного экономического роста и решения многих социальных проблем являются инновации.

Родоначальником теории инновационного развития считается австрийский экономист Й. Шумпетер, который, рассматривал инновации как изменения в технологии и управлении, как новые направления в использовании ресурсов. Он в своих работах показал, что экономика успешно развивается не только благодаря вовлечению в производство все больших ресурсов, но и, главным образом, благодаря предпринимательской активности, инициирующей нововведения.

Понятие инновационной деятельности тесно связано с умственной деятельностью человека, потому что изначально именно человек является владельцем и распорядителем тех идей, которые рождаются в процессе этой деятельности. Хотя ведущая роль инноваций в экономическом развитии была известна давно, отличие современного подхода к инновациям и инновационным процессам заключается в том, что инновации в экономике знаний базируются не столько на новых комбинациях ресурсов и изобретениях, как это было в индустриальной экономике, сколько на потоках знаний и информации, прежде всего полученных в результате целенаправленного развития науки и технологий.

Много различных подходов к трактовке понятия «инновационная экономика» в современной науке. Например, Т. Исмаилов и Г. Гамидов определяют инновационную экономику как «экономику общества, основанную на знаниях, инновациях, на восприятии новых идей, систем и технологий, на готовности их практической реализации в сферах человеческой деятельности» [3].

Инновационная экономика в понимании Л. Ворониной и С. Ратнера - «это экономика, где знание и их коммерциализация играют решающую роль в устой-

чивом росте валового внутреннего продукта, а производство знаний становится основным ресурсом сохранения устойчивого роста» [1].

Замещение труда знаниями означает переход от чисто технических навыков к интеллектуальным - это признак нового социального устройства. Этот признак сторонники постиндустриальной теории выделяют в качестве основного, предопределяющего и обусловливающего все последующие. Глубина радикальных перемен, связанных с замещением труда знаниями, состоит в том, что в условиях, когда знания вовлекаются в практическую переработку ресурсов, именно знания, а не труд, начинают выступать в качестве источника стоимости. Трудовая теория стоимости заменяется теорией «стоимости, создаваемой знаниями». Как подчеркивает основоположник этой теории Т. Сакайя: «... мы вступаем в новый этап цивилизации, на котором движущей силой являются ценности, создаваемые знаниями» [8].

С замещением труда знаниями в деятельности предприятий, организаций на первый план выходит задача формирования такого человеческого капитала фирмы, которая способна интенсивно накапливать, распространять в своей среде информацию, опыт и широко внедрять их в производство.

Таким образом, можно выделить две составляющие инновационного производства: во-первых, наряду с «осязаемым» движением вещественных факторов производства, в нем осуществляется еще одно, «неосязаемое движение -движение информаций и знаний»; во-вторых, интеллектуальная активность человека приобретает в процессе производства функциональное назначение и выступает своего рода «неосязаемым» средством труда, интегрирующим знания. Интеллектуальный ресурс рабочего, специалиста превращается в капитал, который может быть использован организацией (фирмой), чтобы получить различного рода преимущества перед конкурентами.

На основании вышесказанного делаем вывод, что инновационный тип развития экономики обусловливает существенные особенности формирования человеческих ресурсов. Одной из них является объективная необходимость неразрывной связи образования с производственной деятельностью. Сегодня важно не только накопить новые знания и навыки в процессе трудовой деятельности, но и уметь их творчески применять, т.е., по существу, вырабатывать ноу-хау. И чем короче путь от момента изобретения до внедрения в производство новшества, тем конкурентоспособность фирмы будет выше.

Второй важной особенностью формирования человеческих ресурсов является требование непрерывного образования и активизации творческих возможностей не только отдельных работников, но и целых коллективов, составляющих персонал фирм и предприятий. Речь в данном случае идет не о простом суммировании человеческого капитала каждого сотрудника предприятия, а о синергическом их эффекте - творческом взаимодействии персонала в инновационном процессе, лежащем в основе экономики знаний.

На сегодняшний день в Чувашской Республике складывается благоприятная атмосфера для получения высшего профессионального образования. На рынке образовательных услуг функционирует 21 высшее учебное заведение, где общее число обучающихся в 2007-2008 учебном году составило 72,4 тыс. студентов, что составляет 565 студентов, приходящихся на 10 тыс. человек населения. Следует обратить внимание, что Чувашская Республика по данному показателю опережает многие регионы ПФО (за исключением Республики Татарстан, Нижегородской и Самарской областей) и РФ в целом (табл. 1).

Сравнительная характеристика показателя численности студентов на тысячу человек населения по странам мира представлена в табл. 2. Данные таблицы свидетельствуют о высоком образовательном потенциале России, темпы развития которого опережают аналогичный показатель в таких высокоразвитых странах, как Германия, США, Япония.

Численность студентов высших учебных заведений на 10 000 человек населения (на начало учебного года; человек) [9]

1995/1996 2000/2001 2005/2006 2007/2008

Российская Федерация 188 324 495 525

Республика Башкортостан 126 247 384 418

Республика Марий Эл 186 304 406 436

Республика Мордовия 261 333 508 498

Республика Татарстан 180 336 590 606

Удмуртская Республика 171 327 465 472

Чувашская Республика 154 320 553 565

Пермский край 142 231 347 372

Кировская область 106 223 418 422

Нижегородская область 157 276 530 570

Оренбургская область 130 254 386 407,5

Пензенская область 144 236 402 429

Самарская область 207 340 561 568

Саратовская область 196 309 477 488

Ульяновская область 139 232 407 422

Количество обучающихся студентов увеличивается, но образовательный, интеллектуальный уровень занятых в различных отраслях экономики остается невысоким. Надежда, что количество перейдет в качество, достаточно призрачна. Предпринятые меры реформирования сферы образования и введение двухуровневой системы подготовки специалистов с высшим образованием в конечном итоге должны поднять уровень подготовленности специалистов до мировых стандартов. Но в настоящее время ситуация такова, что только 5% экономически активного населения России имеет высшую квалификацию. Для сравнения, в Германии данный показатель составляет 56%, в США - 43%.

Таблица 2

Численность студентов учебных заведений на 1000 человек населения [6, с. 786]

1995 2000 2004

Россия 32 49 67

Болгария 30 30 31

Великобритания 31 35 38

Германия 26 28 28

Индия 6 10 11

Китай 5 7 16

Республика Корея 50 64 67

США 54 40 47

Швеция 30 40 47

Япония 31 31 32

Не секрет, что финансирование государственных и муниципальных образовательных учреждений оставляет желать лучшего. Согласно статистическим данным, учреждения образования в России обеспечены только на 25-40% от расчетной нормативной потребности. В профессиональном образовании (особенно в высшем) это частично дополняется внебюджетными поступлениями от платных услуг, а общеобразовательные школы практически не имеют возможности привлечь дополнительные средства. Реальное недофинансирование образовательных учреждений составляет примерно 50-60%.

Государственные расходы к валовому внутреннему продукту в России составляют: на образование - 3,0-3,5%, на здравоохранение - 2,0-3,0%. Тогда как в развитых странах эти показатели не опускаются ниже 5-7%.

Следует отметить, что неутешительны в России и показатели здоровья: наблюдается рост общей и первичной заболеваемости (табл. 3).

Заболеваемость населения по основным классам болезней (на 1000 человек населения) [7, с. 143-152]

Классы болезней 1992 1995 2000 2005 2006

Инфекционные и паразитарные 34,8 47,1 44,3 37,4 37,4

Новообразования 5,9 6,6 8,4 9,6 10,0

Болезни нервной системы и органов чувств 50,5 57,9 69,1 73,1 76,7

Болезни системы кровообращения 11,5 13,2 17,1 23,1 26,6

Болезни органов пищеварения 31,1 36,1 32,3 35,5 35,3

Все болезни 614,6 676,0 730,5 745,9 763,9

Продолжают оставаться высоким уровень смертности (особенно вызывает беспокойство рост смертности среди мужчин трудоспособного возраста) и низким - уровень рождаемости.

Продолжительность жизни низкая: у мужчин на уровне 60 лет, т.е. едва дотягивает пенсионного возраста (табл. 4).

Таблица 4

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (число лет) [7, с. 88]

Годы Всего Мужчины Женщины

1992 67,8 61,9 73,7

1995 64,5 58,1 71,6

2000 65,3 59,0 72,3

2005 65,3 58,9 72,4

2006 66,6 60,4 73,2

Все эти факты говорят об ухудшении состояния здоровья населения страны, что прямо и косвенно отражается на интеллектуальном уровне трудовых ресурсов. Общее снижение количества населения, в первую очередь в трудоспособном возрасте, ведет к увеличению нагрузки на работающую часть населения и, во-вторых, к недовыработке валового внутреннего продукта. На конец 2007 г. население РФ в трудоспособном возрасте составляло 89,7 млн человек (63,2%), а занятых в экономике 67,7 млн человек, что составляет 75,5% от числа трудоспособного населения.

В инновационной экономике ритм жизни меняется, происходит ускорение многих производственных процессов, что связано с внедрением нано- и биотехнологий. Эти структурные изменения производства согласно действию экономических законов неминуемо требуют изменения состояния трудовых ресурсов. Для своевременного усвоения огромного потока информации и рационального применения их по назначению в связи с «наступающей на пятки конкуренцией» предоставляется мало времени. Таким образом, человек в результате происходящих перемен как с количественной стороны (снижение числа трудоспособного населения), так и с качественной - интенсификация труда - подвергается с каждым годом все большим нагрузкам. Поэтому физическое здоровье становится важным элементом для интеллектуального развития индивидуума. Безусловно, образованный человек более чутко реагирует на инновации, изменение ситуации и обладает большими возможностями и способностями в решении задач по улучшению благосостояния и повышению качества жизни. Ему присуще и самосохрани-тельное поведение. А самосохранительное поведение конкретного индивида приведет к оздоровлению семьи, трудового коллектива, общества. Высокий образовательный уровень населения явится для этого благодатной средой, ключевым фактором в инновационной экономике.

Движущей силой инновационной деятельности, безусловно, является конкуренция, которая заставляет предприятия выбирать более совершенные способы развития, производства конкурентоспособных товаров, услуг. Спад инновационной активности в стране, произошедший в годы перестройки, привел к тому, что в на-

стоящее время внедрением инноваций занимается лишь около 11% отечественных предприятий, тогда как в Германии, США, Франции, Японии - от 70 до 80% [2].

Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, в стране ежегодно снижается (табл. 5).

Таблица 5

Численность занятых НИОКР в России (тыс. человек) [6, с. 609]

Численность персонала 1995 2000 2005 2006 2006 г. в % к 1995

Всего 1 061,0 887,8 813,2 807,0 76,0

В том числе исследователи 518,6 425,9 391,1 388,0 74,8

техники 101,3 75,1 65,9 66,0 65,1

Данные табл. 5 удручающие: за последние 10 лет число ученых и специалистов, занимающихся научными исследованиями и разработками, сократилось на 76%. И это происходит на фоне роста численности ученых в развитых странах мира, уже имеющих хорошо сформулированную структуру НИОКР.

Причина оттока исследователей в другие сферы деятельности проста: сокращение государственных ассигнований на развитие науки и техники.

В своем докладе «О стратегическом развитии России до 2020 года» В. Путин подчеркнул, что «единственной реальной альтернативой является стратегия инновационного развития страны, опирающаяся на одно из наших главных конкурентных преимуществ - на реализацию человеческого потенциала, на наиболее эффективное применение знаний и умений людей для постоянного улучшения технологий, экономических результатов, жизни общества в целом».

На современном этапе развития экономики, отличительной чертой которой является инновационная направленность, максимально возрастает роль человека как генератора новых идей, рационализатора, новатора. Только создание условий для успешной творческой деятельности с соответствующим достойным финансированием социальной сферы способно вывести науку на новый виток развития. В ближайшей перспективе переход к инновационно-активному обществу должен рассматриваться как необходимое условие для экономического роста страны и конкурентоспособности экономики, как инструмент преодоления трудностей социальной, политической и духовной жизни, как инструмент укрепления государства и выравнивание уровня жизни в регионах.

Литература

1. Воронина Л.А. Инновационный путь развития экономики России / Л. А. Воронина, С.В. Ратнер // Финансы и кредит. 2006. № 12. С. 40.

2. Ивантер В.В. Перспективы и условия инновационно-технологического развития экономики России /

B.В. Ивантер, Н.И. Комков // Проблемы прогнозирования. 2007. № 3. С. 13.

3. Исмаилов Т.А. Инновационная экономика - стратегическое направление развития России в XXI веке / Т.А. Исмаилов, Г. С. Гамидов // Инновации. 2003. № 1. С. 17.

4. Михайлова С.Н. К вопросу об особенностях формирования человеческих ресурсво в современных условиях /

C.Н. Михайлова / Вестник Чувашского университета. 2008. № 1. С. 422-427.

5. О стратегическом развитии России за 2020 г. Доклад Президента В. Путина. http://www.kremlin.ru.

6. Российский статистический ежегодник. 2007: стат. сб. / Госкомстат России. М., 2007.

7. Россия в цифрах. 2008: краткий стат. сб. / Госкомстат России. М.: Госкомстат России, 2008. С. 88.

8. Сакайя Т Стоимость, создаваемая знаниями, или история будущего // Новая индустриальная волна на Западе: Антология / Т. Сакайя; под ред. В.Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999. С. 337.

9. Чувашская Республика и регионы ПФО, 2008: стат. сб. / Чувашстат. Чебоксары, 2008. С. 225.

МИХАЙЛОВА СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА - кандидат экономических наук, докторант кафедры экономической теории, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (pchelka.58@mail.ru).

MIKHAYLOVA SVETLANA NIKOLAYEVNA - candidate of Economic Sciences, doctoral candidate, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.