Научная статья на тему 'Стратегическая концепция конкуренции теоретическая основа инновационного экономического развития'

Стратегическая концепция конкуренции теоретическая основа инновационного экономического развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
195
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
НОВАЯ ЭКОНОМИКА / КОНКУРЕНЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шелепова Н. С.

Эффективная деятельность организаций предопределяется клиентоориентированностью с наличием инновационной восприимчивости для выживания и достижения инновационного развития в новой экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шелепова Н. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегическая концепция конкуренции теоретическая основа инновационного экономического развития»

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2 (часть 3)

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ КОНКУРЕНЦИИ — ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИННОВАЦИОННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Н.С. ШЕЛЕПОВА

Ростовский государственный экономический университет (РИНХ),

аспирант

кафедра «Экономики и предпринимательства», e-mail: natali-kak@yandex.ru

Эффективная деятельность организаций предопределяется клиентоориентированностью с наличием инновационной восприимчивости для выживания и достижения инновационного развития в новой экономике.

Ключевые слова: новая экономика; конкуренция; инновационная активность.

Коды классификатора ^БЬ: 031, 032.

В трансформационном процессе необходимо обеспечить быстрое развитие рациональной структуры предпринимательства и конкуренции, правовое регулирование управления в процессе экономических реформ и др. Одновременно формирование эффективной конкурентной среды требует разукрупнения компаний и создания новых, стратегически ориентированных на инновационную активность фирм.

Важность предвидения перспектив развития предприятия заставляет осуществлять организационно-структурные изменения в направлении приоритетности производства новой продукции и экономии ресурсов, что будет способствовать повышению эффективности инновационной деятельности, а также быстрому реагированию на изменения потребностей рынка, уменьшению жизненного цикла изделия, ужесточению конкуренции с помощью успешного расширения альтернативной и качественной продукции. Во всех этих случаях конкуренции в целях сокращения цикла производства новой продукции и обеспечения гибкости в переориентации продукции на требования рынка время становится особо важным фактором.

В условиях жесткой конкуренции на мировых рынках своевременное внедрение инновационно-технологически прогрессивной и эффективной продукции является важнейшим способом завоевания лидирующих позиций в отдельных сегментах рынка. Однако рост затрат на разработку и внедрение инноваций в производство вынуждает фирмы, конкурирующие между собой, вступать сегодня в такие стратегические альянсы, которые ранее невозможно было даже представить. По мнению Ж. Аура, «...успех в конкурентной борьбе будет сопутствовать тем фирмам и странам, которые ориентируют свою технологическую стратегию на быструю адаптацию к меняющимся экологическим, экономическим и социальным условиям» [1].

Однако при выявлении потребностей рынка предприятия должны проявлять инновационную активность, стараясь дифференцировать стратегию — метод конкурентной борьбы, учитывающий фактор времени, чтобы опередить конкурентов в расширении альтернативных потребностей рынка. Поэтому при формировании механизмов мотивации инновационной активности предприятий с применением стратегии дифференциации потребностей рынка, ориентированной на время, надо уметь улавливать своевременное появление новизны на рынке и немедленно обеспечивать высокий уровень выпуска предприятием новой продукции для получения сверхприбыли.

Конкурентная борьба предприятий за фактор времени используется лишь в форме косвенной стратегии: в случае захвата конкурентов врасплох — успех обеспечен, при запаздывании же с внедрением новой стратегии акцент конкурентной борьбы смещается в сторону удовлетворения очередных запросов потребителя, что возможно лишь при внедрении наиболее прогрессивных инноваций или при сокращении этапов самого инновационного процесса. Фактически концепция конкуренции строится с учетом двух моментов: времени, которое подлежит количественной оценке, и ускорения жизненного цикла новшеств — как условия выигрыша в конкурентной борьбе. Время для организаций превращается в основной фактор конкурентной борьбы с гибкой адаптацией к меняющимся условиям для ускоренной разработки нового продукта.

Итак, предприятие, определившее время в качестве фактора конкуренции, формирует своей инновационной деятельностью мотивацию к инновационной активности других субъектов рынка, отставание для которых стало бы проигрышем. В отличие от вышеназванной, совершенно иной является стратегия оптимальности, ориентированная на текущий рыночный спрос конкретного кли ента.

© Шелепова Н.С., 2009

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ КОНКУРЕНЦИИ - ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА.

145

Предприятие в условиях трансформирующейся экономики стремится избрать такое направление стратегии развития и выживания, которое позволит ему избежать банкротства. В этой связи особенно важен поиск гибкой экономической модели, позволяющей более быстро и полно использовать потенциал возможности роста и решения хозяйственных и социальных проблем. Без совершенного машиностроения развитие экономики бесперспективно, необходима его коренная организационно-структурная перестройка, которая невозможна без финансовой поддержки государства. В таких условиях активизация инновационной деятельности становится влиятельнейшим фактором конкуренции в системе рынка. Решение проблемы конкурентоспособности в условиях формирования рынка инноваций предопределяет основные направления развития российской экономики.

Японская стратегическая концепция конкуренции имеет существенные преимущества, позволяющие сочетать решение внутренних и внешних задач за счет научно-технического прогресса и инновационных процессов, которые обеспечивают единство промышленной и внешнеэкономической политики государств.

Структурную перестройку предприятий машиностроения следует осуществлять в жесткой конкурентно-рыночной среде, постоянно совершенствуя продукцию, при этом конкуренция выходит на более высокий уровень, т. е. осуществляется переброс капитала из менее эффективных в более продуктивные производства, что содействует быстрой структурной переориентации предприятий на новационный путь развития. Основные факторы рыночно-инновационной активности предприятия характеризуют конкуренцию как главный рыночный двигатель инновационной деятельности, ресурс инновационного маркетинга, потенциал управления инновациями.

Поддержание требуемого уровня конкурентоспособности тре бует целенаправленных действий стратегического характера, где особенно нужна поддержка государства, роль которого в этой деятельности трудно переоценить. Оно предполагает создание конкретных преимуществ при рациональном использовании ресурсов страны, формирование побудительных мотивов обновления продукции на основе стимулирования спроса. Само динамичное обновление технологии и продукции ведет к конкурентному преимуществу, которое определяется способностью предприятий активизировать инновационную деятельность в сфере производства и реализации новой продукции.

Конкурентные преимущества России могут быть достигнуты лишь при осознании ее уникальных условий и национальных традиций, кроме того, наращивание их требует динамичного спроса на внутреннем рынке, поэтому государство одновременно должно проводить гибкую селективную конъюнктурную политику, оказывая прямое воздействие на условия спроса закупкой товара и услуг при высоком уровне требований к ним, что приведет к стимулированию появления новшеств [3].

Одновременно государство обязано проводить политику «поощрения» покупателей, делая из них потребителей изделий высокой сложности, что не только будет способствовать внедрению новшества, но и стимулировать конкурентное соперничество между предприятиями. Однако в условиях рыночной экономики государство не управляет конкурентоспособностью, а лишь воздействует на нее различными мерами регулирования — законодательными и экономическими рычагами. Фактически оно обязано создавать условия для повышения конкурентоспособности экономики и усиления инновационной активности предприятий в целях создания реализации новых изделий и услуг для потребителей.

В условиях рыночной экономики государства уделяют систематическое внимание вопросам воздействия на развитие национальной экономики и формирование механизмов мотивации инновационной активности предприятий в целях производства новой продукции, удовлетворяющей спрос потребителей. «Активное воздействие государства по укреплению позиций национального капитала как на внутреннем, так и внешнем рынках посредством повышения конкурентоспособности национальной экономики, но особенно ее ключевых секторов, стало в настоящее время фактором, определяющим содержание и характер макроэкономической политики государства» [2].

Не будучи явлением конъюнктурного характера, конкурентоспособность страны не может быть создана с помощью какой-нибудь комбинации мер конъюнктурной политики. Она — фактор структуры ее экономики. Формирование конкурентоспособности и инновационной активности предприятий осуществляется на уровне внутренних экономических структур и определяется их состоянием [4]. Отсюда, как считают аналитики, вытекает необходимость их преобразования при активном участии государства в данном процессе, что является фактором его гарантии и успеха. При этом конкурентоспособность диктует проведение своевременных структурных преобразований, которые предполагают непременное внедрение инноваций в соответствии с систематически меняющимися потребностями общества.

В условиях становления рыночных отношений, обеспечения конкурентоспособности национальной экономики при интернационализации мирового хозяйства задачей государства является проведение именно инновационной политики. Последняя предполагает наличие на макроэкономическом уровне системы экономических, правовых и управленческих методов, обеспечивающих ускорение процессов интеграции всех звеньев цепочки нововведений и стимули-

ТЕ1^А ЕС0\0М!СиБ (Экономический вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2 (часть 3)

ТЕ1^А ЕС0\0М!СиБ (Экономический вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2 (часть 3)

146

Н.С. ШЕЛЕПОВА

рование инноваций во всех областях производства и коммерческой деятельности, на микроэкономическом — динамическую систему обновления продукции предприятий, обеспечивающую рынок в соответствии с его конъюнктурой.

Истинный уровень конкуренции и ее роль в системе регулирования механизмов мотивации инновационной активности отечественных производителей проявляется в приоритетных направлениях развития отраслей промышленности России. В то же время опыт США, Японии и ФРГ подтверждает, что механизм воздействия государства на конкурентоспособность одновременно порождает в системе мотивационных отноше ний инновационную активность субъектов рыночной экономики.

В переходный период рыночных отношений необходима выработка государственного управления регулирования и координации деятельности предприятий, особенно таких, чья продукция является конкурентоспособной по сравнению с зарубежными аналогами.

В то же время важно постоянно способствовать развитию конкуренции, ибо только через ее механизм обеспечивается высокое качество продукции с ориентацией на потребности клиента — главный фактор успеха предприятия. На практике такая политика должна соответствовать требованиям рыночного хозяйства и способствовать сокращению пути к конкурентоспособной и эффективной новой экономике, основу которой составляет инновационное развитие.

ЛИТЕРАТУРА

1. Брайн Твисс. Управление научно-техническими нововведениями. М.: Экономика, 1998.

2. Инновационный менеджмент / под ред. П. Завалина, А. Казанцева, Л. Миндели. М.: ЦИСН, 2004.

3. Кокурин Д.И., Шепелев В.М. Инновации в России: институциональный анализ. М.: ИНИЦ Роспатента, 2002.

4. Экономический механизм развития современной организации (предприятия): подходы и инструменты: Моногр./ В.М. Джуха, К.Ф. Механцева, О.К.Карпова и др.; под ред. В.М. Джухи. Ростов н/Д, Рост. гос. эконом. ун-т «РИНХ». 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.