Научная статья на тему 'Формирование инновационной системы развития малого предпринимательства в рамках стратегического развития территории'

Формирование инновационной системы развития малого предпринимательства в рамках стратегического развития территории Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
64
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / РЕГИОН / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / SMALL BUSINESS / REGION / INNOVATION / INNOVATIVE DEVELOPMENT / REGIONAL ECONOMICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Джуха Владимир Михайлович, Боев Василий Юрьевич

В статье автор делает попытку в направлении определения целей и задач реформирования государственной инновационной политики России, основополагающей целью которой должно стать формирование инновационной системы развития малого предпринимательства на мезоуровне национальной экономики. Идентифицирует наиболее существенные проблемы, связанные с развитием малого предпринимательства, а также делает попытку сформировать рациональные рекомендации по устранению сложившихся барьеров в формировании рабочей модели инновационной системы развития малого предпринимательства на уровне региона

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In this article the author try to defines the purposes, problems and objectives of reforming the state innovation policy in Russia, the fundamental aim of which should be the formation of the innovation system of small business development at the mesolevel of the national economy. Identifies the most significant problems associated with the development of small businesses, as well as attempts to form a rational recommendations to address existing barriers to the formation of a working model of the innovation system of small business development at the regional level.

Текст научной работы на тему «Формирование инновационной системы развития малого предпринимательства в рамках стратегического развития территории»

В. М. Джуха, В.Ю. Боев

ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РАМКАХ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ

Аннотация

В статье автор делает попытку в направлении определения целей и задач реформирования государственной инновационной политики России, основополагающей целью которой должно стать формирование инновационной системы развития малого предпринимательства на мезоуровне национальной экономики. Идентифицирует наиболее существенные проблемы, связанные с развитием малого предпринимательства, а также делает попытку сформировать рациональные рекомендации по устранению сложившихся барьеров в формировании рабочей модели инновационной системы развития малого предпринимательства на уровне региона.

2012 № 1

Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

Annotation

In this article the author try to defines the purposes, problems and objectives of reforming the state innovation policy in Russia, the fundamental aim of which should be the formation of the innovation system of small business development at the mesolevel of the national economy. Identifies the most significant problems associated with the development of small businesses, as well as attempts to form a rational recommendations to address existing barriers to the formation of a working model of the innovation system of small business development at the regional level.

Ключевые слова

Малое предпринимательство, регион, инновации, инновационное развитие, ре-

гиональная экономика

Small business, region, innovation,

В настоящее время в России одним из наиболее актуальных остается вопрос перевода экономики страны на инновационный путь развития, особенно учитывая вступление России в ВТО. Одной из предпосылок к этому является то, что ресурсоориентированный, перерабатывающий тип национальной экономики неспособен достичь желаемых темпов роста без ущерба для социальной и экологической обстановки России. Решение поставленной задачи по увеличению объема ВВП и усилению конкурентоспособности России на мировых рынках в условиях мировой инновационной экономической конъюнктуры также невозможно без использования высокого инновационного потенциала страны, обеспеченного мощным научным сектором. И прежде всего, формирование глобальной инновационной системы необходимо начать на региональном уровне, активно используя все динамические преимущества малого сектора экономики как инструмента внедрения данной системы в реальный сектор.

Единственным субъектом, которому под силу запустить процесс инновационного развития, является государство, а алгоритм решения поставленной задачи заключен в инновационной по-

Key words

innovative development, regional economics

литике, проводимой как федеральными органами власти, так и правительствами регионов.

Заложить данный алгоритм формирования актуальной инновационной политики возможно уже в Стратегии развития территории на долгосрочную перспективу («Стратегия социальноэкономического развития Южного федерального округа на период до 2020-го года»). Она определяет стратегические цели, задачи, приоритеты, научно обоснованный и сбалансированный сценарий социально-экономического развития, пути и механизмы достижения поставленных целей, обеспечивающих постоянное повышение уровня и качества жизни населения, а также устойчивое развитие экономики территории.

Реализация целей и задач инновационного развития осуществляется посредством инновационных проектов и программ, в которых регионы должны стать полноправными участниками разработки и реализации государственной инновационной политики.

Главным документом, определяющим понятие инновационной политики, является Федеральный закон «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике»: «Государственная инновационная поли-

тика - определение органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации целей инновационной стратегии и механизмов поддержки приоритетных инновационных программ и проектов».

Действительно, в сущности, посредством инновационной политики государство определённым образом позиционирует инновационную деятельность, определяет её место и роль в общем экономическом механизме страны, регламентирует приоритетные направления в её развитии, а также обозначает меры, принимаемые для поддержания инновационного процесса.

Не секрет, что формирование инновационной системы развития требует от территории наличие определенного фундамента и потенциала в развитии. Следует отметить, что Ростовская область обладает вышеуказанным потенциалом и относится к ограниченному числу регионов Российской Федерации, демонстрировавших высокие темпы роста ВРП на протяжении 2005-2011 гг. (110% в среднем ежегодно, хотя средний показатель по РФ на рассматриваемый период составил 107,46%), см. рисунок 2 (см. ниже).

Инновационная политика заключается не только в осуществлении регулирующей деятельности государства, а ещё и в организации собственной инновационной деятельности:

^Организация и финансирование инновационной деятельности на государственных предприятиях (финансирование НИОКР).

^Государственные закупки объектов инновационной деятельности на внешнем рынке.

>Реализация на рынке результатов инновационной деятельности, находящихся в собственности государства [6].

Таким образом, следует расширить понятие государственной инновационной политики, указав также на ор-

ганизационно-экономические действия по осуществлению собственной инновационной деятельности.

Государство определяет инновационную деятельность как одну из важнейших областей национальной экономики и, следовательно, должно разработать систему соответствующего законодательного обеспечения.

К мерам, принимаемым в рамках конституционных обязанностей государства, можно отнести разработку государственных программ развития (программ социально-экономического развития на установленную перспективу, отраслевых программ развития, целевых отраслевых программ инновационной деятельности) и создание нормативноправовой базы, регулирующей рынок объектов инновационной деятельности и стимулирующей ее развитие.

Ключевыми документами в этой сфере являются программы «Основы инновационной политики Российской Федерации на период до 2010-го года и дальнейшую перспективу» (Приняты

Советом безопасности, Госсоветом РФ, Советом при Президенте РФ по науке и высоким технологиям 30-го марта 2002го г.), «Основы промышленной политики Российской Федерации на период до 2010-го года и дальнейшую перспективу» и Проект Федерального закона «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Российской Федерации» и «О науке и государственной научно-технической

политике», а также статьи Бюджетного, Гражданского, Налогового и Таможенного кодексов РФ. На региональном уровне также принимаются соответствующие программы и законы.

Инновационная политика основывается на приоритетных направлениях развития экономики, поэтому деятельность в рамках приоритетных направлений, сформулированных достаточно абстрактно, приводит к размыванию границ преференций. Как следствие, про-

исходит распыление финансовых ресурсов и неэффективное их использование. В условиях высокой стоимости научных исследований, неопределенности их результатов и рискованности их промышленного освоения, значительно возрастает цена ошибочного выбора тупикового направления исследований. Помимо крупных материальных, финансовых и трудовых затрат, такая ошибка влечет и потери времени, обусловливающие отставание от конкурентов. Поэтому для снижения риска неэффективного инвестирования государственные приоритеты, как показывает опыт экономически развитых стран, следует выбирать в «точках пересечения» различных стратегий и направлений научнотехнического и промышленного развития. Такие «точки» должны стимулировать не только появление новых научнотехнологических прорывов, но и обеспечить возможность переключения с одной научно-технической стратегии на другую.

Одним из ключевых вопросов совершенствования российского законодательства в области инновационной деятельности является также прогнозирование развития России в сфере инновационной деятельности. Порядок принятия и содержание данных документов регламентированы Федеральным законом от 20-го июля 1995-го г. №115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации».

Данный закон имеет существенный недостаток - отсутствие инновационной политики государства в числе обязательных разделов прогноза развития Российской Федерации.

Это негативно сказывается на прогнозировании инновационной политики Российской Федерации и, следовательно, выявлении направлений и перспектив развития сферы инноваций в стране. В связи с этим особое внимание следует уделить оценке инновационных потенциалов регионов.

Необходимо внести уточнения в базовый инструментарий правовых понятий, используемых в области инновационной и научно-технической деятельности. В Федеральном законе «О науке и государственной научнотехнической политике» должны быть законодательно закреплены такие понятия, как: «национальная инновационная система», «инновация», «инновационная деятельность», а также примерный перечень видов соответствующей деятельности.

В сфере государственных и частных фондов поддержки инновационной деятельности необходимо определение правоспособности и видов их деятельности, организация порядка проведения конкурсов по отбору проектов для финансирования и распределения средств, обеспечение предоставления льгот фондам поддержки научной, научнотехнической и инновационной деятельности, а также разработка порядка финансирования государственных фондов и распоряжения бюджетными средствами.

Наиболее целесообразным представляется утверждение новой организационно-правовой формы некоммерческой организации (государственного фонда), которая будет содержать в себе как признаки фонда, так и признаки финансируемого собственником учреждения.

Рис.1. Место инновационного потенциала в совокупном региональном

потенциале

Рис. 2. Динамика ВРП Ростовской области в сравнении со средними показателями по ЮФО и РФ в целом (составлен по [3])

Ключевой сферой правового регулирования можно считать права собственности (право интеллектуальной собственности и право владения) на инновационную продукцию. Относительно чего необходимо:

^ формирование прав интеллектуальной собственности (например, патенты, договоры о патентном сотрудничестве);

^ разработка и законодательное обеспечение механизма передачи прав на использование технологий лицам, не являющимся первичными правообладателями.

Критичность инновационной ситуации в России обусловлена, прежде всего, свойственными российским условиям высокой степенью риска и неопределенностями российского законодательства, а инновационная политика заключается фактически лишь в декларировании общих намерений государства.

Ключевыми проблемами, сдерживающими дальнейшее развитие малого предпринимательства, являются:

1. Ограниченные стартовые финансовые возможности предпринимателей.

2. Трудности с получением банковских кредитов, связанные с обеспечением кредита; заниженной оценкой банками залогового имущества, рассматриваемого в качестве обеспечения кредита; высокими ставками по кредитам.

3. Административные барьеры.

4. Низкий уровень обеспечения необходимой инфраструктурой.

5. Несмотря на реализацию различных государственных программ поддержки и развития малого бизнеса для большинства предпринимателей информация о средствах поддержки остается неизвестной.

6. Высокие арендные ставки на офисные, производственные и складские помещения, а также за пользование земельными участками.

7. Ограниченные возможности получения лизинговых услуг.

8. Практическая невозможность представления продукции в торговых сетях, притом, что сетевая торговля занимает все большую долю в общем объёме розничного товарооборота.

9. Недостаточный уровень профессиональной подготовки руководителей малого бизнеса и дефицит квалифицированных кадров, прежде всего, рабочих специальностей.

10. Использование устаревших технологий и отсутствие предложения долгосрочных кредитов для модернизации.

11. Отсутствие должной социальной защищенности.

12. «Теневые» зарплаты.

13. Недостаточная инновационная активность малого и среднего предпринимательства.

Основной угрозой для малого бизнеса является ужесточение конкуренции вследствие глобализации мировой экономики и недостаточно высокий уровень инновационной активности.

Группировка проблем в сфере инновационной деятельности предприятий малого бизнеса представлена на рисунке 3 (см. ниже).

Среди прочих проблем развития малого предпринимательства следует назвать проблемы институционального характера: монополизацию рынков; высокие тарифы на энергетические ресурсы.

Кроме того, актуальны проблемы налогообложения малого бизнеса. Несмотря на фискальную поддержку малого бизнеса, в регионе имеются проблемы налогообложения малого бизнеса. Объективный анализ налоговой системы, составной частью которой являются налоги на доходы от индивидуальной предпринимательской деятельности и малого бизнеса, позволяет выявить основные негативные факторы в ее функционировании:

- до настоящего времени, не взирая на принятие Налогового кодекса РФ (часть первая и часть вторая), не завершено комплексное реформирование налоговой системы;

- не закончено формирование структуры налогов, поэтому в законодательство о налогах и сборах постоянно вносятся отдельные изменения;

- не установлен оптимальный уровень налоговой нагрузки, что сдерживает инвестиционную активность потенциальных отечественных и зарубежных инвесторов;

- отсутствует научно обоснованное разграничение полномочий в системе межбюджетных отношений, что приводит к значительному количеству дотационных регионов не столько из-за неэффективной их работы, сколько из-за отсутствия стабильных источников доходов региональных и местных бюджетов для финансирования целевых комплексных программ и покрытия расходов на развитие их инфраструктуры;

- нормативные документы по налогам и сборам не всегда позволяют трактовать их однозначно;

- неоднозначно высок уровень информационных технологий;

- по-прежнему является тормозом недостаточный уровень налогового администрирования и как следствие этого

- не обеспечивается равенство конкурентного режима для добросовестных налогоплательщиков;

- низкий уровень правовой информированности и подготовленности налогоплательщиков;

- велики временные затраты у налогоплательщиков по ведению налогового учета, отчетности, заполнению налоговых деклараций, особенно для малого предпринимательства.

В число нормативно-правовых и организационных барьеров ранее входила

проблема доступа предпринимателей к кредитным ресурсам. Сегодня она частично решена. Трудности вызывает получение долгосрочных инвестиционных кредитов. Анализ проблем, возникающих у предпринимателей в процессе их работы, показал, что делятся они на те, которые связаны с действующим законодательством, и те, которые возникают вследствие недобросовестного отношения работников различных ведомств к выполнению своих обязанностей.

Достижение положительных результатов региональной политики возможно при государственном управлении научной, научно-технической и инновационной деятельностью. Схема управления предусматривает в качестве основных элементов управления организации и объединения юридических лиц научно-технической и инновационной сферы и населения области, субъектов федерации с учетом их взаимодействия в соответствии с рыночным механизмом.

Применение прямых и косвенных управляющих воздействий к субъектам территориального управления в сфере науки и техники позволит органам государственной власти региона повлиять на объемы и направленность научнотехнических работ, осуществление инновационной деятельности, уровень цен на научно-техническую и инновационную продукцию в интересах повышения уровня жизни населения.

Органы государственной власти региона должны использовать определенные формы и методы государственного регулирования инновационной деятельности на основе состава наиболее предпочтительных мер региональной государственной поддержки для каждого этапа инновационного процесса.

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МИП

УРОВЕНЬ ГОСУДАРСТВА

Невостребованность инновационной продукции вследствие главенства экстенсивных факторов развития

Отток высококвалифицированных кадров

Отсутствие экономикоорганизованного механизма коммерциализации инноваций

Отсутствие законодательного механизма стимулирования инновационной деятельности

Отсутствие законодательно закрепленных преференций малым инновационным компаниям в системе госзаказа

УРОВЕНЬ КОМПАНИИ

Трудности со стартовым капиталом

Отсутствие предпосылок для развития инновационных компаний

Недостаток высококвалифицированных кадров и менеджмента

Временной провал в реализации инновационной продукции

Рис. 3. Основные проблемы малого инновационного предпринимательства (составлено авторами по [1, с.23])

В заключение хотелось бы отметить, что инновационная система развития малого предпринимательства должна представлять плотное сплетение в сфере развития не только малых инновационных предприятий, но также действовать и в направлении формирования прогрессивных механизмов законодательного обеспечения инновационной деятельности.

Библиографический список

1.Юдаев И.Г., Медведева Л.Н. Малое и среднее предпринимательство: региональный аспект // Управление экономическими системами. - 2010. - №4. - С. 22-28.

2.Интернет-проект «Инновации и предпринимательство» www.innovbusiness.ru 3.Официальный сайт администрации Ростовской области - www.donland.ru

4.Проект «Наука и коммерциализация

технологий» - www.ras-stc.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5.Конкурс русских инноваций -

www.inno.ru

6.Официальный сайт журнала «Эксперт» - www.expert.ru

Bibliographic list l.Yudaev I.G., Medvedev, L.N. Small and medium enterprises: a regional perspective / Management / economic systems. - 2010.

- № 4. - S. 22-28.

2.Internet-project "Innovation and Entrepreneurship" - www.innovbusiness.ru 3.Official site of the Rostov region -www.donland.ru

4.The "Science and Technology Commercialization» - www.ras-stc.ru

5.Competition of Russian Innovations -www.inno.ru

6.Official website of the journal "Expert» -www.expert.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.