Научная статья на тему 'Стратегическая коммуникация Китая в рамках БРИКС'

Стратегическая коммуникация Китая в рамках БРИКС Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
838
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОПОЛИТИКА / GEOPOLITICS / КИТАЙ / CHINA / БРИКС / BRICS / ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КНР / FOREIGN POLICY OF CHINA / РОССИЯ / RUSSIA / НОВЫЕ МЕДИА / NEW MEDIA / СТРАТЕГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ / STRATEGIC COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лобанова Татьяна Николаевна

Страны БРИКС справедливо относят к новым, «восходящим», рынкам. Они играют все более весомую роль в современных международных отношениях. В статье проведен анализ некоторых аспектов геостратегической коммуникации Китая в трансформации системы международных отношений. Рассмотрены перспективы, вызовы увеличения роли и влияния Китая в мире; дана оценка возможных последствий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

China’s Policy in the BRICS: Strategic Aspects of Communication

BRICS countries are rightly considered to be the new emerging markets. BRICS countries play an increasingly important role in contemporary international relations. The author attempts to analyze some aspects of China’s geo-strategic communication in the transformation of the international system, as well as the prospects and challenges of increasing role and influence of China in the world and it’s possible consequences.

Текст научной работы на тему «Стратегическая коммуникация Китая в рамках БРИКС»

БРИКС: государственное управление, политика,

экономика

Лобанова Т.Н.

Стратегическая коммуникация Китая в рамках БРИКС

Лобанова Татьяна Николаевна — кандидат педагогических наук, доцент, социально-гуманитарный факультет, Тихоокеанский государственный университет; доцент, Центр изучения Юго-Восточной Азии, Хабаровская духовная семинария; член Федерации научной аналитики Российской Федерации (НФНАРФ), Хабаровск, РФ. E-mail: lobanovatv@mail.ru SPIN-код РИНЦ: 9539-0502

Аннотация

Страны БРИКС справедливо относят к новым, «восходящим», рынкам. Они играют все более весомую роль в современных международных отношениях. В статье проведен анализ некоторых аспектов геостратегической коммуникации Китая в трансформации системы международных отношений. Рассмотрены перспективы, вызовы увеличения роли и влияния Китая в мире; дана оценка возможных последствий.

Ключевые слова

Геополитика, Китай, БРИКС, внешнеполитическая деятельность КНР, Россия, новые медиа, стратегическая коммуникация.

На геостратегической карте XXI века происходят изменения: Москва развивает взаимовыгодное партнерство со странами АТЭС, Латинской Америки, Африки, Ближнего и Среднего Востока, играет весьма важную роль в новых международных и региональных организациях (Шанхайской организации сотрудничества — ШОС, группе Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка — БРИКС, Евразийском экономическом сообществе — ЕврАзЭс, Организации договора коллективной безопасности — ОДКБ, Организации исламского сотрудничества — ОИК и др.). Появились и окрепли новые центры силы (Китай, Индия, Россия), набирают силу региональные державы (Иран, Турция, Бразилия). Навязываемые другим странам извне «стандарты и модели западной демократии» все чаще терпят крах. Пример тому: прокатившаяся не без помощи западных стран волна «арабских революций» на Ближнем Востоке и вмешательство Вашингтона в дела Афганистана, Ирака, Сирии привели лишь к хаосу и росту насилия1. В этих условиях БРИКС как «международное объединение, не

1 Иванов С.М. События на Украине и в Сирии — яркий пример политики «двойных стандартов» США // NB: Мировая политика. 2015. № 1. С. 153-158. URL: http://e-notabene.ru/wi/article 12673.html (02.08.2014).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 47. Декабрь 2014 г.

имеющее привычной международно-правовой формализации»2, набирает обороты и

развивается стремительнее, чем это можно было предположить даже еще два года назад.

Цель статьи — рассмотреть роль Китая и его стратегической коммуникации в рамках альянса БРИКС.

В последние годы феномен стран БРИКС широко обсуждается в экспертном сообществе. В 2006 году Россия инициировала создание БРИК (Южно-Африканская Республика присоединилась к группе в 2011 году). Это явилось одним из наиболее значимых геополитических событий начала нового столетия. Данное объединение смогло за короткое время стать фактором, серьезно влияющим на мировую политическую и экономическую жизнь. Темы, которые обсуждаются партнерами, позволяют лучше обеспечивать совпадающие интересы, связанные как с задачами внутреннего развития, так и с созданием благоприятных для их решения внешних условий. БРИК существовал потому, что налицо было желание представителей стран-участниц встречаться на разных уровнях. Интенсивные контакты и мероприятия, которые страны проводили в последние годы, стали мощным фактором сплочения.

Нельзя не отметить работу, проводимую научными сообществами российских вузов при поддержке МИД РФ. Широкому кругу проблем международного сотрудничества КНР, политологического осмысления процессов внешнеполитической деятельности Китая, вопросов обеспечения национальной безопасности и стратегического планирования, а также БРИКС посвящены труды российских ученых: А.Д. Воскресенского, У.И. Берзини, М.Л. Титаренко, А.П. Девятова, А.М. Байочорова, С.Г. Лузянина, А.Н. Алексахина, В.Я. Портякова, Ю.М. Галеновича, Д.В. Кузнецова,

з

Н.В. Кухаренко, С.В. Кухаренко, Д.В. Кузнецова, Я.М. Бергера, К.С. Ануфриева , а также

2 БРИКС — Латинская Америка: позиционирование и взаимодействие / под. общ. ред. В.М. Давыдова. М.: ИЛА РАН, 2014. С. 12.

3 Титаренко М.Л. Россия и ее азиатские партнеры в глобализирующемся мире. М.: ИД «ФОРУМ», 2012; Он же. Геополитическое значение Дальнего Востока. Россия, Китая и другие страны Азии. М.: Памятники исторической мысли, 2008; Портяков В.Я. О некоторых особенностях внешней политики Китая в 2009-2011 гг. // Проблемы Дальнего Востока. 2012. № 2. С. 27-42; Он же. Становление Китая как ответственной глобальной державы. М.: ИДВ РАН, 2013; Воскресенский А.Д., Лузянин С.Г. Политика Китая в Центральной Азии // Южный фланг СНГ. Центральная Азия — Каспий — Кавказ: возможности и вызовы для России / отв. ред. М.М. Наринский, А.В. Мальгин. М.: Логос, 2003. С. 301-335; Лузянин С.Г. Шанхайская организация сотрудничества 2013-2015. Прогнозы, сценарии и возможности развития М.: ИДВ РАН, 2013; Берзиня У.И. К вопросу о политическом диалоге ЕС с Китаем: на примере перевода двух китайских фраз европейским экспертом // Общество и государство в Китае / редколл.: А.И. Кобзев и др. М.: Институт востоковедения Российской академии наук (ИВ РАН), 2013. Т. XLIII. Ч. 2. С. 398-403; Бергер Я.М. Экономическая стратегия Китая. М.: ИД «ФОРУМ», 2009; Ануфриев К.С. Политика России и Китая в Центральной Азии: опыт сравнительно-исторического анализа. Томск: Издательство Томского университета, 2011; Байчоров А.М. Китаизация: последствия роста мощи Китая для мира в XXI веке. М.: Международные отношения, 2013; ДевятовА.П. Практическое китаеведение. Базовый учебник. М.: Восточная книга, 2007; Галенович Ю.М. Китайские сюжеты: Чем доволен и

работы зарубежных ученых: Ф. Бергстена, Б. Гилла, Н. Ларди, Д. Митчелла, Дяо

4

Сюхуа, М. Олкотта и др.

Фундаментальное изучение в России китайского фактора в глобальном и региональном аспектах, особенно за последние годы, дает возможность исследователям рассмотреть ряд новых тенденций, связанных с Китаем. Новые стратегические подходы КНР: 1) постепенный переход от пассивной линии поведения к активной внешней политике, призванной превратить Китай в реального участника глобальных трансформаций, военной политики и энергетической безопасности; 2) переход от политики приоритетности двусторонних отношений к многосторонней дипломатии; 3) активная защита за рубежом интересов Китая, китайского бизнеса и китайских граждан; 4) увеличение роли общественной дипломатии Китая (например, через сеть институтов Конфуция).

«Вопреки мнению скептиков <...> БРИКС доказал свою жизнеспособность, а государства "пятерки" смогли преодолеть разногласия. БРИКС, и это принципиально важно, может укрепить независимую политику и экономику стран-участниц, а это сегодня может позволить себе не каждая страна. <...> За пять лет удалось добиться реформы Всемирного банка, сегодня речь идет уже о новой многополярной валютно-финансовой системе. Принято решение о Банке развития БРИКС и формировании валютно-финансового пула. <...> В целом, оценивая перспективы БРИКС, руководство России уверено, что у объединения большое будущее и значительный потенциал развития и совершенствования», — отмечалось в одном из сборников, посвященных группе БРИКС5.

Вместе с тем очевидно, что китайский фактор будет определяющим в системе международных отношений. Главная новость, касающаяся визита Си Цзиньпина в Бразилию летом 2014 года, заключалась не в его экономических заявлениях, а в политических договоренностях. Впервые Китай переходит от двустороннего формата в отношениях с латиноамериканскими странами к многостороннему, как он это уже делает в Африке. На этот раз Си Цзиньпин посетил страны, у которых не самые лучшие

недоволен Китай. М.: Восточная книга, 2010; Современный Китай: Социально-экономическое развитие, национальная политика, этнопсихология / отв. ред. Д.В. Буяров. М.: УРСС, 2011.

4 Бергстен Ф., Гилл Б. Китай. Что следует знать о новой сверхдержаве. М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2007; Дяо Сюхуа. Развитие и перспективы экономики Китая в контексте глобализации // Вестник Московского университета. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2012. № 4. С. 56-65; OlcottM.B. Central Asia's New States: Independence, Foreign Policy and Regional Security. Washington, DC: U.S. Institute of Peace Press, 1996.

5 БРИКС и Африка: сотрудничество в целях развития / Национальный комитет по исследованию БРИКС; Российский университет дружбы народов. М.: РУДН, 2013.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 47. Декабрь 2014 г.

отношения с США: Кубу, Венесуэлу и Аргентину6. Так, особые административные

районы (ОАР) Гонконг и Макао в составе Китая выделяются своим сложным

геоэкономическим и стратегическим статусом: «Макао позиционируется китайцами как

этнокультурный мост между Китаем и Ибероамерикой: португальцы и бразильцы

составляют основную часть португалоговорящих жителей Макао. В свою очередь, Белый

дом не только пытается ограничить экономическое влияние Китая, но главное —

стремится не допустить усиления его позиций в сфере политических отношений»7.

Создание банка БРИКС направлено на изменение глобальной финансовой архитектуры. Первую скрипку в фонде резервных валют будет играть Китай, который внесет в «кассу» 41 млрд долларов. По 18 млрд дадут Россия, Бразилия и Индия, доля Южной Африки составит 5 млрд. Фонд, первоначальный объем которого составит 100 млрд долларов, формируется с целью защиты национальных валют от волатильности финансовых рынков. То, что главную роль берет на себя Китай, не случайно. Несмотря на то, что в последние годы темпы экономического роста в Поднебесной замедлились, Китай по-прежнему является главным локомотивом мировой экономики. Китайская экономика занимает лидирующее место среди стран БРИКС, и на Китай приходится основной объем внешней торговли. «В такой ситуации вполне естественно, что, благодаря лидирующей роли Китая в мировой экономике, позиции Пекина в банке развития и Фонде резервных валют будут определяющими»8.

Рассмотрим некоторые стратегические аспекты коммуникации Китая в отношении альянса БРИКС. Под стратегическими аспектами коммуникации мы подразумеваем проецирование и навязывание аудитории определенных ценностей и позитивного имиджа своего государства с профессиональным коммуникационным сопровождением9. Отличительной особенностью китайской коммуникации выступает ее продуманный и долгосрочный характер.

Повышается роль общественной дипломатии Китая: автор статьи (китаист по базовому образованию) не раз проходила стажировки и повышала квалификацию в китайских университетах, и самыми многочисленными в группах оказывались

6 ОппенгеймерА. Китай укрепляет позиции в Латинской Америке // ИноСМИ.ги. 22.07.2014. URL: http://inosmi.ru/world/20140722/221829397.html (02.08.2014).

7 БРИКС — Латинская Америка: позиционирование и взаимодействие. С. 79.

8 Штейнберг Ф. Самая большая проблема БРИКС — Китай // ИноСМИ.ги. 22.07.2014. URL: http://inosmi.ru/world/20140718/221728657.html (02.08.2014).

9 Пашенцев Е.Н. Стратегическая коммуникация Китая в Латинской Америке и ее интерпретация в США // Государственное управление. Электронный вестник. 2013. № 36. С. 80-98. URL: http://e-iournal.spa.msu.ru/vestnik/item/36 2013pashentsev.htm (02.08.2014).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 47. Декабрь 2014 г.

представители стран Латинской Америки, Индии, Юго-Восточной Азии и России. До

2020 года Китай планирует довести число институтов Конфуция до 1 000. Однако

необходимо считаться с тем, что «мягкая сила» в Китае должна служить возвышению

«твердой силы».

Как глобальный геополитический игрок Китай выходит на лидирующие позиции в сфере информационных технологий. Все то, что мы подразумеваем под понятием «китайская специфика» необходимо проецировать на информационные технологии и правила рыночной экономики. Китаизация преподносится миру под эгидой альтернативы однополярному миру: союзники КНР определились, главным образом из объединения БРИКС. В этих условиях США воспринимает КНР как своего главного антагониста в Азиатско-Тихоокеанском регионе и предпринимает политику «сдерживания через интеграцию»10. Проблематика китайско-американских, равно как и тематика китайско-российских, отношений, подходы Китая к актуальным международным проблемам серьезно интересуют общественность и СМИ КНР11.

Т.Г. Добросклонская отмечает: «Развитие технических средств связи постоянно расширяет как общий объем текстопроизводства в сфере массовой коммуникации, так и совокупный объем повседневного речепользования. Особая роль в этом процессе, несомненно, принадлежит непрерывному текстообмену в виртуальном пространстве. Для описания нового типа мультимедийных текстов, органично сочетающих черты традиционных СМИ с возможностями новейших информационных технологий, включая различные виды мобильной телефонии, используется специальный термин — конвергентные тексты»12. Иероглифический характер письма сдерживает выработку простых терминов (отвлеченных имен) для точного закрепления абстрактно-понятийного и способствует развитию образного мышления, то есть главным в части специфики китайского языка будет обратное воздействие материальной формы (иероглифов) на идеальное содержание (китайскую мысль). То, что не «видно» западному читателю после перевода китайского текста, совершенно очевидно китайцу. Так, компонентный анализ (на уровне морфем) китайского аналога БРИКС «jinzhuan guojia» представляется как «слиток золота + страны». В этой связи актуально изучение

10 Крупянко М.И. Восточная Азия после «холодной войны»: зона конфронтации или сотрудничества? М.: Восточная литература, 2006. С. 135.

11 Чэнь Цзинли. Россия, США и Китай — новое «Троецарствие». В текущей системе отношений есть как опасности, так и благоприятные возможности // ИноСМИ.ги. 18.09.2014. URL: http://inosmi.ru/world/2014 0918/223083622.html (19.09.2014).

12 Добросклонская Т.Г. Методология анализа медиатекстов в условиях конвергентных СМИ // Развитие русскоязычного медиапространства: коммуникационные и этические проблемы. Материалы научно-практической конференции (26-27 апреля 2013 г.). М.: Издательство АПК и ППРО, 2013. С. 18-27.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 47. Декабрь 2014 г.

лингвосемиотических аспектов коммуникации и их использования для внутренней

читательской аудитории.

Аксиологически полюсное представление образов членов триады США —

Россия — Китай в текстах китайских изданий заключается в том, что альянс БРИКС

выступил своеобразной разменной монетой в геоэкономическом и геополитическом

раскладе лета 2014 года, что, очевидно, и предопределило так называемые сдвиги

геополитического плато. Сдвиг геополитического плато в нашем случае подразумевает

процессы, явления и события в 2014 году, спровоцировавшие отрицательный баланс в

соотношениях сил США — Россия — Китай и развязанную в связи с этим войну в

СМИ. Медиатопики, дискурсивный анализ и выявление специфически китайских

лингвомедийных средств и технологий в новых медиа КНР в период вооруженного

конфликта на Украине 2014 года обнаружили противостояние групп сил: Украина —

США и Китай — Россия13. Альянс БРИКС также выступил фактором того, что

политика Китая в отношении РФ и в отношении США уже не может больше оставаться

пассивной.

Именно информационно-коммуникационное оснащение любого политического интеграционного объединения обеспечивает его успешность. Исследователи указывают на отсутствие информационного менеджмента, отвечающего уровню и статусу данного объединения: «Такой внешнеполитический просчет дает хорошую почву для информационных операций, направленных на раскол БРИКС и расширение психологического влияния на целевые аудитории стран, входящих в данное интеграционное объединение»14. официальный сайт БРИКС15, как и все современные сайты, имеет выход в социальные сети Facebook и Twitter, но работа в них не ведется; домашняя страница не обновляется: последняя информация — о пятом сммите БРИКС в Дурбане, ЮАР, 26-27 марта 2013 года. МИД РФ разработал сайт «Россия в БРИКС» на русском языке с возможностью переключения на другие языки: можно ознакомиться с текстом Форталезской декларации, принятой по итогам шестого саммита БРИКС16.

Большой популярностью пользуются новостные и аналитические порталы, предлагающие информацию о политических, культурных и экономических событиях,

13 Лобанова Т.Н. Медиатексты политического дискурса Китая в условиях украинского кризиса: опыт сопоставительного и дискурсивного анализа // Тренды и управление. 2014. № 3 (7). С. 271-282.

14 Гулиева Э. Ф. Стратегический аспект политики Индии в БРИКС: информационное противоборство с США // Изменения в геостратегической карте Азии и Северной Африки в начале XXI века. М.: Центр стратегической конъюктуры, 2014. С. 269.

15 Fifth BRICS Summit [Official Site]. URL: http://www.brics5.co.za/ (02.08.2014).

16 Россия в БРИКС [Официальный сайт]. URL: http://www.brics.mid.ru/brics.nsf (02.08.2014).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 47. Декабрь 2014 г.

происходящих в странах объединения БРИКС. Возникает проблема отбора материала

для анализа. Речь идет о системах, позволяющих «фильтровать» информацию и быть в

курсе медиатопиков медийщикам, исследователям, аналитикам, вынужденным

«прокачивать» через себя большие информационные потоки. В нашем случае такими

инструментами могут выступить сайт «ИноСМИ», выпускаемый РИА Новости17,

всемирная справочная служба foreigntrade.polpred.com18, а также интернет-версии

центральных периодических изданий «ЛйВШ», «адвШ», « »,« »,

«Н^МШ», «Лй»», «ФИШ«», «Лй^Ё», «адвш»,

«^^Шй», «ФШ^МТУ», «ИЖЛ^Ш^». Эти ресурсы предлагают

медиатексты по проблемам БРИКС.

На сайте МИД КНР полно представлена вся информация о передвижениях и приоритетах китайского руководства во внешней политике, в том числе и в отношении БРИКС19. Китайская позиция выглядит достаточно последовательной.

Можно выделить следующие китайские новостные каналы, рассчитанные на зарубежные целевые аудитории:

• CCTV — международный телеканал «Центрального телевидения Китая» (ЦТК), имеет официальную страницу в Facebook.

• Китайский информационный интернет-центр Russian.China.org.cn20. Примеры заголовков: «Россия намерена активно использовать национальные валюты при осуществлении внешнеторговых расчетов»21; «Цзинь Чжунся: активное ведение дипломатии может помочь Китаю интернационализировать свою валюту»22; «Ван И: необходимо усиливать влияние стран БРИКС»23 и др.

17 ИноСМИ.ги [Сайт]. URL: http://inosmi.ru/ (04.08.2014).

18 «Внешняя торговля, политика в РФ и за рубежом» — отраслевой раздел базы данных Polpred.com. URL: http://foreigntrade.polpred.com/ (04.08.2014).

19 Ministryof Foreign Affairs of the People's Republic of China [Official Site]. URL: http://www.fmprc.gov.cn/rus/ (02.08.2014).

20 Russian.China.org.cn [Китайский информационный интернет-центр]. URL: http://russian.china.org.cn/ (06.10.2014).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21 Россия намерена активно использовать национальные валюты при осуществлении внешнеторговых расчетов — В. Путин // Russian.China.org.cn [Китайский информационный Интернет-центр]. 04.10.2014. URL: http://russian.china.org.cn/exclusive/txt/2014-10/04/content 33672479.htm (08.10.2014).

22 Цзинь Чжунся: активное ведение дипломатии может помочь Китаю интернационализировать свою валюту // Russian.China.org.cn [Китайский информационный интернет-центр]. 02.10.2014. URL: http://russian.china.org.cn/exclusive/txt/2014-10/02/content 33670494.htm (08.10.2014).

23 Ван И: необходимо усиливать влияние стран БРИКС // Russian.China.org.cn [Китайский информационный интернет-центр]. 26.09.2014. URL: http://russian.china.org.cn/international/txt/2014-09/26/content 33626506.htm (08.10.2014).

• Аналитико-информационный портал Shanghaiist 24.

К 2025 году наиболее динамичное развитие приобретут города на Востоке. Западные страны приходят в состояние упадка, снижается их доля в мировом ВВП. И большинство этих городов будет сосредоточено лишь в одной стране — Китае, говорится в докладе, подготовленном Глобальным институтом МеШтву25.

В связи с вышесказанным интерес исследователей к изучению китайского медиапространства, медиатопиков, лингвомедийных технологий, новых медиа и стратегической коммуникации будет только возрастать. В современных условиях перекраивания геополитической карты сфера коммуникаций — вопрос национальной безопасности.

***

1. Стратегическая коммуникация Китая способствует формированию особой медиакартины мира. Медийная повестка и наращивание медиатопика «БРИКС, Китай, Россия и страны Латино-Карбиской Америки (ЛКА)» в Китае свидетельствуют о том, что Пекин воспринимает БРИКС как трансконтинентальную коалицию, образовавшуюся по ряду геоэкономических и геополитических мотивов. Необходимо понимание того, что расширение присутствия КНР в странах альянса, информационно-коммуникативная составляющая Китая по вопросам БРИКС и кругу общих интересов стран-членов тщательно отслеживаются США.

2. Китай и Россия в числе других стран, не удовлетворенных уровнем своей влиятельности и включенности в мировые дела, выступают критиками однополярности: их не устраивает создание американоцентричных альянсов в Азии, а также несовершенство мировой финансовой архитектуры и доминирование европоцентричных моделей социального устройства. Дипломатии КНР и РФ необходимо избежать конкуренции: ШОС и БРИКС — средства сохранить статус-кво и не допустить перехода к «жесткой конкуренции». Россия испытывает естественную потребность в поддержании стабильных и эффективных политических, экономических и культурных отношений с Китаем, крупнейшей страной, близкой географически. Факторами, определяющими интенсивность взаимодействия России с КНР, выступили украинский кризис 2013-2014 годов, встреча руководителей стран-участниц БРИКС, создание нового банка.

24 Shanghaiist: Shanghai News, Food, Arts & Events [Site]. URL: http: //shanghaiist. com/ (08.10.2014).

25 Родригес А. Будущее принадлежит городам Востока // ИноСМИ.т. 06.10.2014. URL: http://inosmi.ru/world/20141006/223462323.html (06.10.2014).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 47. Декабрь 2014 г.

3. Требуют дальнейшего исследования тексты по проблематике БРИКС

интернет-изданий КНР, политических блогов, «многомерные тексты» различных

телеканалов, реализующие возможности семиотических систем. Перспективным

направлением, без сомнения, будет сравнение тем в новых медиа Китая, их возможная

интерпретация с привлечением лингвистического инструментария, дискурсивных

методов анализа, контент-анализа для получения статистически подкрепленных

результатов. Движение именно в этом направлении — в русле анализа взаимовлияния

лингвистических и политических аспектов коммуникации — представляется

актуальным для развития отечественной коммуникативистики, политлингвистики и

сравнительной политологии.

Список литературы:

1. Байчоров А.М. Китаизация: последствия роста мощи Китая для мира в XXI веке. М.: Международные отношения, 2013.

2. Бергер Я.М. Экономическая стратегия Китая. М.: ИД «ФОРУМ», 2009.

3. Бергстен Ф., Гилл Б. Китай. Что следует знать о новой сверхдержаве. М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2007.

4. БРИКС и Африка: сотрудничество в целях развития / Национальный комитет по исследованию БРИКС; Российский университет дружбы народов. М.: РУДН, 2013.

5. БРИКС — Латинская Америка: позиционирование и взаимодействие / под. общ. ред. В.М. Давыдова. М.: ИЛА РАН, 2014.

6. БРИКС: сотрудничество в целях развития // Информационный портал фонда «Русский мир». 27.05.2014. URL: http://russkivmir.ru/briks/news/120468/ (05.08.2014).

7. Виноградова Е.А. Информационная война: концептуальный анализ // Тренды и управление. 2014. № 3 (7). С. 283-292.

8. Воскресенский А.Д. Гоцзи шэхуэй лиши яньбянь цзи дуй Цзинчжуань гоцзя вэньхуа цзяоюй чжаньлюэ цзичу. International Strategies of Great Powers and Logic of BRICFS Allience // Элуосы вэньъи. Russian Literature and Arts. 2013. No 4. С. 100-106.

9. Галенович Ю.М. Китайские сюжеты: Чем доволен и недоволен Китай. М.: Восточная книга, 2010.

10. Гулиева Э.Ф. Стратегический аспект политики Индии в БРИКС: информационное противоборство с США // Изменения в геостратегической карте Азии и Северной Африки в начале XXI века. М.: Центр стратегической конъюктуры, 2014. С. 266-272.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 47. Декабрь 2014 г.

11. Добросклонская Т.Г. Методология анализа медиатекстов в условиях конвергентных СМИ // Развитие русскоязычного медиапространства: коммуникационные и этические проблемы. Материалы научно-практической конференции (26-27 апреля 2013 г.). М.: Издательство АПК и ППРО, 2013. С. 18-27.

12. Дяо Сюхуа. Развитие и перспективы экономики Китая в контексте глобализации // Вестник Московского университета. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2012. № 4. С. 56-65.

13. Иванов С.М. События на Украине и в Сирии — яркий пример политики «двойных стандартов» США // NB: Мировая политика. 2015. № 1. С. 153-158. URL: http://e-notabene.ru/wi/article 12673.html (02.08.2014).

14. Колдунова Е.В. Роль стран БРИКС в глобальном управлении // Сравнительная политика. 2014. № 1 (14). С. 60-64.

15. Лобанова Т.Н. Медиатексты политического дискурса Китая в условиях украинского кризиса: опыт сопоставительного и дискурсивного анализа // Тренды и управление. 2014. № 3 (7). С. 271-282.

16. Мамий И.П. Конфуцианская модель реформирования экономики: от аграрного сектора до энергетического комплекса // Вестник Московского университета. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2012. № 4. С. 66-76.

17. Оппенгеймер А. Китай укрепляет позиции в Латинской Америке // ИноСМИ.т. 22.07.2014. URL: http://inosmi.ru/world/20140722/221829397.html (02.08.2014).

18. Пашенцев Е.Н. Стратегическая коммуникация Китая в Латинской Америке и ее интерпретация в США // Государственное управление. Электронный вестник. 2013. № 36. С. 80-98. URL: http://e-iournal.spa.msu.ru/vestnik/item/36 2013pashentsev.htm (02.08.2014).

19. Россия в БРИКС [Официальный сайт]. URL: http://www.brics.mid.ru/brics.nsf (02.08.2014).

20. Штейнберг Ф. Самая большая проблема БРИКС — Китай // ИноСМИ.т. 22.07.2014. URL: http://inosmi.ru/world/20140718Z221728657.html (02.08.2014).

21. Fifth BRICS Summit [Official Site]. URL: http://www.brics5.co.za/ (02.08.2014).

22. Ministry of Foreign Affairs of the People's Republic of China [Official Site]. URL: http://www.fmprc.gov.cn/rus/ (02.08.2014).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 47. Декабрь 2014 г.

Lobanova T.N.

China's Policy in the BRICS: Strategic Aspects of Communication

Tatiana N. Lobanova — Ph.D., Associate Professor, School of Social Studies and Humanities, National Pacific University; Member of the Federation of Scientific Analysts of the Russian Federation, Khabarovsk, Russian Federation. E-mail: lobanovatv@mail.ru

Annotation

BRICS countries are rightly considered to be the new emerging markets. BRICS countries play an increasingly important role in contemporary international relations. The author attempts to analyze some aspects of China's geo-strategic communication in the transformation of the international system, as well as the prospects and challenges of increasing role and influence of China in the world and it's possible consequences.

Keywords

Geopolitics, China, BRICS, foreign policy of China, Russia, new media, strategic communication.

References:

1. Baichorov A.M. Kitaizatsiia: posledstviia rosta moshchi Kitaia dlia mira v XXI veke. Moscow: Mezhdunarodnye otnosheniia, 2013.

2. Berger Ia.M. Ekonomicheskaia strategiia Kitaia. Moscow: ID «FORUM», 2009.

3. Bergsten F., Gill B. Kitai. Chto sleduet znat' o novoi sverkhderzhave. Moscow: Institut kompleksnykh strategicheskikh issledovanii, 2007.

4. BRIKS i Afrika: sotrudnichestvo v tseliakh razvitiia / Natsional'nyi komitet po issledovaniiu BRIKS; Rossiiskii universitet druzhby narodov. Moscow: RUDN, 2013.

5. BRIKS — Latinskaia Amerika: pozitsionirovanie i vzaimodeistvie / pod. obshch. red. V.M. Davydova. Moscow: ILA RAN, 2014.

6. BRIKS: sotrudnichestvo v tseliakh razvitiia. Informatsionnyi portal fonda «Russkii mir», 27.05.2014. URL: http://russkiymir.ru/briks/news/120468/ (05.08.2014).

7. Vinogradova E.A. Informatsionnaia voina: kontseptual'nyi analiz. Trendy i upravlenie, 2014, 3 (7), pp. 283-292.

8. Voskresenskii A.D. Gotszi shekhuei lishi ian'bian' tszi dui Tszinchzhuan' gotszia ven'khua tsziaoiui chzhan'liue tszichu. International Strategies of Great Powers and Logic of BRICFS Allience. Eluosy ven 'i. Russian Literature and Arts, 2013, 4, pp. 100-106.

9. Galenovich Iu.M. Kitaiskie siuzhety: Chem dovolen i nedovolen Kitai. Moscow: Vostochnaia kniga, 2010.

10. Gulieva E.F. Strategicheskii aspekt politiki Indii v BRIKS: informatsionnoe protivoborstvo s SShA.

Izmeneniia v geostrategicheskoi karte Azii i Severnoi Afriki v nachale XXI veka. Moscow: Tsentr strategicheskoi kon"iuktury, 2014. Pp. 266-272.

11. Dobrosklonskaia T.G. Metodologiia analiza mediatekstov v usloviiakh konvergentnykh SMI. Razvitie russkoiazychnogo mediaprostranstva: kommunikatsionnye i eticheskie problemy. Materialy nauchno-prakticheskoi konferentsii (26-27 aprelia 2013 g.). Moscow: Izdatel'stvo APK i PPRO, 2013. Pp. 18-27.

12. Diao Siukhua. Razvitie i perspektivy ekonomiki Kitaia v kontekste globalizatsii. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 21. Upravlenie (gosudarstvo i obshchestvo), 2012, 4, pp. 56-65.

13. Ivanov S.M. Sobytiia na Ukraine i v Sirii — iarkii primer politiki «dvoinykh standartov» SShA. NB: Mirovaia politika, 2015, 1, pp. 153-158. URL: http://e-notabene.ru/wi/article 12673.html (02.08.2014).

14. Koldunova E.V. Rol' stran BRIKS v global'nom upravlenii. Sravnitel 'naiapolitika, 2014, 1 (14), pp. 60-64.

15. Lobanova T.N. Mediateksty politicheskogo diskursa Kitaia v usloviiakh ukrainskogo krizisa: opyt sopostavitel'nogo i diskursivnogo analiza. Trendy i upravlenie, 2014, 3 (7), pp. 271-282.

16. Mamii I.P. Konfutsianskaia model' reformirovaniia ekonomiki: ot agrarnogo sektora do energeticheskogo kompleksa. VestnikMoskovskogo universiteta. Ser. 21. Upravlenie (gosudarstvo i obshchestvo), 2012, 4, pp. 66-76.

17. Oppengeimer A. Kitai ukrepliaet pozitsii v Latinskoi Amerike. InoSMI.ru, 22.07.2014. URL: http://inosmi.ru/world/20140722/221829397.html (02.08.2014).

18. Pashentsev E.N. Strategicheskaia kommunikatsiia Kitaia v Latinskoi Amerike i ee interpretatsiia v SShA, Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyi vestnik, 2013, 36, pp. 80-98. URL: http://e-journal.spa.msu.ru/vestnik/item/36 2013pashentsev.htm (02.08.2014).

19. Rossiia v BRIKS [Ofitsial'nyi sait]. URL: http://www.brics.mid.ru/brics.nsf (02.08.2014).

20. Shteinberg F. Samaia bol'shaia problema BRIKS — Kitai. InoSMI.ru, 22.07.2014. URL: http://inosmi.ru/world/20140718/221728657.html (02.08.2014).

21. Fifth BRICS Summit [Official Site]. URL: http://www.brics5.co.za/ (02.08.2014).

22. Ministry of Foreign Affairs of the People's Republic of China [Official Site]. URL: http://www.fmprc.gov.cn/rus/ (02.08.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.