Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОДВИЖЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ СТРАНЫ'

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОДВИЖЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ СТРАНЫ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
151
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ / СТРАНОВОЙ ИМИДЖ / "ОДИН ПОЯС - ОДИН ПУТЬ"

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Минаева Людмила Владимировна

Опираясь на коммуникативный подход к международным отношениям, статья демонстрирует возможности стратегической коммуникации для продвижения национальных интересов страны. Анализ сосредоточен на средствах и инструментах стратегической коммуникации, которые используются в процессе продвижения одного из особенно важных в геополитическом отношении проектов Китая - инициативе «Один пояс -один путь».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC COMMUNICATION AS A MEANS OF PROMOTING NATIONAL INTERESTS OF A COUNTRY

Drawing on insights from communicative approach to international relations, this article demonstrates how strategic communication tools are used to promote national interests of a country. The analysis focuses on the ways and means of strategic communication used to promote one of the most important in terms of geopolitics projects of Chana, namely the “Belt and Road Initiative”.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОДВИЖЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ СТРАНЫ»

УДК: 32.019.51; ГРНТИ 11.25.91; ВАК 10.01.10

Минаева Л.В.

Москва, Россия

Стратегическая коммуникация как инструмент продвижения национальных интересов страны

Аннотация. Опираясь на коммуникативный подход к международным отношениям, статья демонстрирует возможности стратегической коммуникации для продвижения национальных интересов страны. Анализ сосредоточен на средствах и инструментах стратегической коммуникации, которые используются в процессе продвижения одного из особенно важных в геополитическом отношении проектов Китая - инициативе «Один пояс -один путь».

Ключевые слова: стратегическая коммуникация, страновой имидж, «Один пояс - один путь»

Strategic Communication as a Means of Promoting National Interests of

a Country

Abstract: Drawing on insights from communicative approach to international relations, this article demonstrates how strategic communication tools are used to promote national interests of a country. The analysis focuses on the ways and means of strategic communication used to promote one of the most important in terms of geopolitics projects of Chana, namely the "Belt and Road Initiative".

Key words: strategic communication, country image, «Belt and Road Initiative»

Постановка проблемы

Стратегические коммуникации - относительно новое направление в теории и практике коммуникации, сформировавшееся в 1980-х годах как ответ на творческие поиски ученых и практиков США и Европы и дискуссию о компетентностном подходе в образовании 21 века [Boss, Richards, 2008]. Стратегическая коммуникация рассматривается как направление в сфере коммуникации, охватывающее такие дисциплины, как связи с общественностью, организационная коммуникация, маркетинговая коммуникация и реклама, которое имеет целью оптимизацию коммуникационной деятельности государственных, коммерческих и некоммерческих организаций.

По определению Е.Н.Пашенцева, стратегическая коммуникация - это проецирование государством определенных важных и долгосрочных ценностей, интересов и целей в сознание отечественной и зарубежной аудитории, которое осуществляется с использованием адекватной синхронизации многогранной деятельности во всех сферах жизни с профессиональной коммуникационной поддержкой [Пашенцев,2020]. Стратегическая коммуникация, таким образом, представляет собой новую концепцию достижения национальных интересов путем сочетания государственного управления и коммуникационной составляющей. Так, в Соединенных Штатах концепция стратегической коммуникации возведена в категорию государственной политики на самом высоком уровне (Национальная структура стратегической коммуникации 2010).

Анализируя роль стратегической коммуникации в деятельности организаций, К.Халлахан рассматривает ее как целенаправленное использование инструментов коммуникации организацией для выполнения своей миссии [Hallahan et al., 2007]. Согласно Ботану [Botan, 2017] последние два десятилетия стали свидетелями институционализации стратегической коммуникации в международном академическом сообществе. Было установлено, что стратегическая коммуникация

институционализируется двумя разными способами: (а) как поведенческая организационная модель и (б) как когнитивная управленческая перспектива. Таким образом, стратегическая коммуникация становится важным аспектом деятельности организации, интегрированным с планированием принятия решений, влияющих на ее развитие [Tench, 2009].

Важно подчеркнуть, что стратегическая коммуникация представляет собой сознательные организационные коммуникационные усилия для достижения общих целей [Falkhemer, Heide, 2018]. В бизнесе она рассматривается как совокупное достижение долгосрочных целей, контролируемое советом директоров как координационным центром, осознающим фундаментальную важность коммуникации для существования и обеспечения эффективности компании. Поскольку коммуникация является основной функцией любой организации [Botan, 2017], то коммуникационная деятельность организации, включенная в процесс осуществления бизнес-стратегии последней, является показателем того, что стратегическая коммуникация закладывает фундамент для эффективной работы и дальнейшего успешного развития всей организации.

На уровне государства стратегическая коммуникация проводится для достижения целей национальной политики. Необходимость в стратегической коммуникации вытекает из того факта, что продвижение политических, экономических и социальных интересов государства за рубежом становится возможным лишь при планомерной и целенаправленной коммуникационной деятельности государственных структур, бизнеса и некоммерческих организаций. В настоящее время стратегическая коммуникация на международной арене означает создание, преобразование и поддержание репутации государства, а также корректировку бренда страны. Она становится эффективным механизмом управления международной репутацией государства.

Целью настоящей статьи является рассмотрение механизма стратегической коммуникации для продвижения национальных интересов страны на международной арене на материале Китая.

Дипломатические каналы как инструмент стратегической коммуникации

В настоящее время международный имидж Китая, особенно на Западе, в основном, формируется глобальной системой распространения информации, ведущая роль в которой принадлежит США. Постоянно муссируются темы «китайской теории угроз», «китайской теории ответственности», «китайской жесткой теории» и теории «китайского «высокомерия», что серьезно подрывает международный авторитет КНР. Естественно, что Китай должен был принять меры, чтобы улучшить свой международный имидж.

Инициатива «Один пояс - один путь» является очень важным проектом не только в плане усиления политического и экономического влияния Китая на мировой арене, но и в аспекте улучшения его международного имиджа. Он, несомненно, чрезвычайно привлекателен и с точки зрения коммуникационного оформления, поскольку в своей политической риторике КНР принципиально отделяется от целеполагания и инструментария глобальной гегемонии.

Стратегическая коммуникация предполагает создание интегрированных систем связей между государственными организациями, бизнес-структурами и неправительственными организациями. Ведущая роль, однако, на первом этапе всегда принадлежит государству. Применительно к проекту «Один пояс - один путь» огромную работу по продвижению инициативы была проделана лидером страны Си Цзиньпином, а также другими членами правительства, выезжающими за рубеж с официальными визитами. Так, выступления Си Цзиньпина в ходе разнообразных дипломатических мероприятий, в которых он разъяснял концепцию проекта в странах Азии и Европы, подготовили почву для заключения первых

договоров. Например, в мае 2014 года Си Цзиньпин заявил на Совещании по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), что Китай будет сотрудничать со странами для ускорения продвижения Экономического пояса Шелкового пути и Морского Шелкового пути XXI века, что необходимо как можно скорее основать Азиатский банк инфраструктурных инвестиций.

Совместное осуществление ОПОП требовало тесного сотрудничества между странами вдоль всего маршрута, что диктовало необходимость установления более высокого уровня и политического сотрудничества между правительствами Китая и Центральной Азии. К моменту начала разработки проекта Китай установил стратегические партнерские отношения с пятью странами Центральной Азии. Проект ОПОП согласуется со стратегией Казахстана «Нурлы Жол», планом Узбекистана «Год благополучия и процветания», стратегией Кыргызстана «Национальная стратегия развития стабильности», стратегией Таджикистана «Энергетика, транспорт и продовольствие», а также стратегией развития Туркменистана «Эра сильного счастья».

Поскольку, как предполагает ОПОП, торговля между Китаем и Европой неизбежно возрастет, необходимо создание евразийского транспортного коридора, который возможен при активном участии в проекте перечисленных стран.

Россия является стратегическим партнером Китая. Лидеры России и Китая договорились о параллельном и скоординированном продвижении инициатив формирования Большого Евразийского партнерства и китайского «Одного пояса, одного пути», что будет способствовать развитию региональных объединений, а также двусторонних и многосторонних интеграционных процессов на благо народов Евразийского континента. 8 мая 2015 года две стороны подписали совместное заявление о сопряжении

строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шёлкового пути.

Фундаментом практического взаимодействия в сфере сопряжения планов развития ЕАЭС и инициативы «Пояса и пути» остается заключенное 17 мая 2018 г. Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и Китаем. 25 октября 2019 г. документ вступил в силу. Важнейшей текущей задачей видим начало его практической реализации, что, прежде всего, предполагает формирование предусмотренных им механизмов.

Вопросами комплексной координации интеграционных инициатив занимается российско-китайская Рабочая группа по сопряжению планов развития ЕАЭС и концепции «Один пояс - один путь». В Москве 19 декабря 2019 г. состоялось ее 6-е заседание, которое стороны оценивают как весьма результативное.

Инициатива формирования Большого Евразийского партнерства - один из приоритетов ЕАЭС. Это зафиксировано в решении Высшего Евразийского Экономического Совета от 1 октября 2019 г. об «Основных направлениях международной деятельности ЕАЭС на 2020 год», в котором ставится задача выстраивания новых форматов взаимодействия. Подчеркивается, что важными составляющими остается реализация проектов по линии сопряжения развития Союза и китайской инициативы «Один пояс - один путь», а также углубление сотрудничества с ключевыми региональными экономическими объединениями и крупнейшими национальными экономиками Евразии.

В 2015г. состоялся Форум сотрудничества Китай-Африка «Продвижение к взаимному выигрышу и совместному развитию», на котором был принят план совместных действий между государствами на 2016-2018гг. И вскоре между КНР и Африканским Союзом был подписан меморандум о взаимопонимании 54 государств Африки в области объединения транспортными коммуникациями внутри континента. Сотрудничество в рамках ОПОП, таким образом, уже имело определенную

дипломатическую основу. В дальнейшем используя эту инициативу, Китай стремился расширить связи с африканскими странами и достигнуть взаимовыгодного сотрудничества [Михайличенко, 2018].

Что касается Европы, то довольно продолжительное время европейские страны наблюдали со стороны, как развивается этот проект и высказывали много критических замечаний [Гемуева, Салицкий., Семенова, 2018]. Но уже в 2015 г. визит Си Цзиньпина в Великобританию, где ему был оказан поистине королевский прием, и откуда он привез финансовый багаж из 62 миллиардов долларов разнообразных контрактов, заставил европейские страны присмотреться к данному проекту. В 2019 году в ходе поездки Си Цзиньпина по Европе был подписан меморандум о присоединении к ОПОП Италии, а визит во Францию завершился четырёхсторонним диалогом, к которому присоединились канцлер Меркель и председатель Европейской комиссии Юнкер. Таким образом, несмотря на осторожную позицию европейских стран по отношению Китаю, что, в частности, отражается и в рекомендациях европейских экспертно-аналитических центров [Муратшина, 2018], ОПОП продвигается и в Европе.

Цифровые каналы стратегической коммуникации

Стратегическая коммуникация осуществляется в настоящее время согласованными действиями Министерства иностранных дел, Министерства торговли, Государственного Комитета по развитию и реформам КНР, Канцелярией рабочей группы по строительству «Одного пояса - одного пути» (ОПОП), Министерством образования, Министерством науки и технологий. Все документы размещаются на сайтах этих министерств и посольств в разных странах. С самого начала на сайте Госсовета КНР была сделана страница, где освещаются политическое, международное, экономическое и культурно-гуманитарное направления в рамках инициативы. Таким образом, цифровые технологии способствовали распространению информации, касающейся ОПОП, как внутри страны, так и за рубежом.

Для более полного информирования всех целевых аудиторий о ходе реализации проекта в 2017 г. Государственный информационный центр запустил специальную официальную платформу, руководящим организатором которой выступает Канцелярия руководящей группы по продвижению строительства ОПОП. Портал доступен как внутренней, так и внешней аудитории, поскольку существуют его версии на китайском, английском, русском, французском, испанском и арабском языках. Своя страница нового сайта также появилась в китайском микроблоге «Sina Weibo» и в популярной соцсети «WeChat» [Пекин создал, 2017].

На портале «Один пояс - один путь», помимо официальных документов, можно познакомиться с новостями, касающимися текущей стадии проекта, что особенно интересно для иностранных пользователей, выступлениями чиновников и экспертов, важными данными о политике и законоположениях в сферах инвестиции, торговли, налогообложения, таможенного дела, инспекции, карантина др. Здесь собрана гуманитарная информация о туризме, культурных мероприятиях (гастролях, выставках) и искусстве стран вдоль «Одного пояса - одного пути».

Важно отметить, что, при общих принципах отбора информации, которая отражает достижения ОПОП и преимущества участия в нем стран-партнеров и носит пропагандистский характер, разные версии портала различаются по контенту, который не переводится механически с одного языка на другой, а подстраивается под целевую аудиторию.

Так, анализ медиатопиков русскоязычной версии показал, что портал в директории «Важные новости» разместил информацию о переговорах и встречах Си Цзиньпина и Ван И с лидерами стран (Россия, Замбия, Сингапур, Таиланд, Ганы и т.д.), достижениях ОПОП в условиях пандемии, инициативе КНР преобразования Азиатского банка инфраструктурных инвестиций в новую платформу развития, культурных мероприятиях (конкурсах, выставках), проводимых в рамках ОПОП.

В директории «Бизнес» акцент делается на продолжении и развитии инициативы ОПОП: «Чанду намерен создать международный торговый коридор Азия-Чанду-Европа», «Китайский консорциум продолжает строительство Пелешацкого большого моста в Хорватии», «Банки России и Китая будут кредитовать проекты «Одного пояса, одного пути» в юанях», «В Москве состоялась презентация проектов международного сотрудничества по анимационному производству в рамках «Одного пояса, одного пути» и т.д.

В директории «Культура» рассказывается о выставках и китайских праздниках, которые отмечаются в разных странах.

В английской версии директория «Top News» охватывает более широкий круг тем, чем в русскоязычной версии. В ней размещены материалы, касающиеся технологических достижений Китая («Xi attends completion, commissioning ceremony for BDS-3 system»), сотрудничества с Великобританией («China, UK to continue science, technology, innovation cooperation: expert»), отношений с США («China-U.S. relationship can have a future only when based on dialogue, cooperation: ambassador»), перспектив Китая после пандемии («Chinese economy can cope with uncertainty: Justin Yifu Lin»).

Важно подчеркнуть, что создатели англоязычной версии учитывают особенности коммуникации низкоконтекстуальных культур, которые предпочитают факты, статистику и экспертный анализ. Поэтому прямо на домашней странице есть директория «Big Data Analysis», в которой представлен большой объем материала, посвященного текущей стадии реализация ОПОП. Практически все статьи опираются на мнение экспертов и изобилуют цитатами, придающими повествованию документальность. Хотя совсем избежать цветистости стиля не удается. Например, китайский эксперт так оценивает возможности Китая: «no matter how precarious the external environment is, China will still be able to "skip over the waves"».

Кроме того, вместо директории «Business» («Бизнес») вводятся директории «Cooperation Priorities» («Приоритеты сотрудничества») и «Enterprises» (Предпринимательство»), которые содержат обширный материал, описывающий конкретные шаги КНР по осуществлению ОПОП в соответствии с провозглашенными принципами инициативы.

Директория «Culture» («Культура») на домашней странице англоязычной версии отсутствует, что еще больше фиксирует внимание пользователя на деловых новостях и экономической политике Китая.

Франкоязычная версия близка структурно и содержательно русскоязычной. Помимо директории «Новости» есть и директория «Бизнес». Повторяются темы, касающиеся взаимоотношений Китая и Замбии («La coopération dans la lutte contre le COVID-19 contribue à renforcer les relations sino-zambiennes, déclare Xi Jinping» «Си Цзиньпин: сотрудничество в борьбе с COVID-19 помогает укрепить китайско-замбийские связи») и предложения Китая относительно функционирования Азиатского банка

инфраструктурных инвестиций («Xi Jinping appelle à faire de la BAII une nouvelle plate-forme pour construire une communauté de destin pour l'humanité2). Но добавляются материалы, касающиеся деятельности КНР в период пандемии («La Chine et Singapour assureront la fluidité de la chaîne d'approvisionnement et du commerce dans le contexte de la pandémie» - Китай и Сингапур обеспечат бесперебойную цепочку поставок и торговлю в условиях пандемии», «La Chine et le Japon devraient planifier et faire progresser leur coopération post-pandémique (MAE chinois)» - «Китай и Япония должны планировать и развивать сотрудничество в период после пандемии (китайский AEM)»).

Особое внимание уделяется отношениям Китая и Франции («Arrivée à Paris d'un train de fret chinois chargé de matériel de protection contre le COVID-19» - «Прибытие в Париж китайского грузового поезда, загруженного средствами защиты от COVID-19», «La Chine et la France devraient renforcer leur communication stratégique et préserver le multilatéralisme, selon le ministre

chinois des AE» - «Китай и Франция должны укреплять стратегические связи и сохранять многосторонность, заявил министр иностранных дел Китая»).

В директории «Commerce» («Бизнес») есть материалы, касающиеся непосредственно ОПОП (La Banque de Chine émet des obligations liées à « la Ceinture et la Route» - «Банк Китая выпускает облигации Belt and Road»), но и рассказывается об экономической политике Китая в целом. Так, подчеркивается, что КНР продолжает внимательно относиться к финансам и инвестициям («La Chine met l'accent sur la stabilisation du commerce extérieur et des investissements étrangers et la garantie de l'emploi» - «Китай делает упор на стабилизацию внешней торговли и иностранных инвестиций и обеспечение занятости», «Ouverture prochaine de la première banque chinoise dans le secteur manufacturier à l'étranger» - «В зарубежном производственном секторе скоро откроется первый китайский банк»).

Сразу после директорий «Новости» и «Бизнес» следует директория «Culture» («Культура»), которая рассказывает о многочисленных культурных мероприятиях, проходящих в разных странах с участием Китая.

В испаноязычной версии портала мы снова видим директории Más importantes («Важные новости»), Comercio («Бизнес») и Cultura («Культура»). Во всех директориях на передний план выходят политические, экономические и культурные события, касающиеся взаимоотношений Китая и Европы в целом. Например, в директории Más importantes («Новости») опубликованы материалы, касающиеся выставок, в которых могут принять участие все страны: «CIIE 2020 impulsará la economía global» («Китайская Международная выставка импорта будет стимулировать мировую экономику»), «Feria del Este de China se realizará en línea» («Восточно-китайская ярмарка пройдет онлайн»).

В директории Comercio «Бизнес» много материалов, демонстрирующих развитие экономического сотрудничества не смотря на пандемию - «Gao Xiaochuan habla sobre el impacto de la epidemia en las empresas chinas en Europa y las perspectivas de cooperación entre China-UE («Гао Сяочуань рассказывает

о влиянии эпидемии на китайские компании в Европе и перспективах сотрудничества Китая и ЕС»), «China y Europa aumentan los trenes de carga en medio de la pandemia» («Китай и Европа увеличивают количество грузовых поездов на фоне пандемии»), «El servicio de carga ferroviaria China-UE demuestra sus ventajas en la lucha contra la pandemia» («Железнодорожные грузоперевозки Китай-ЕС доказали свои преимущества в борьбе с пандемией»), «BAII emite "Bonos Panda " para minimizar el impacto de la pandemia» «АБИИ выпускает «Panda Bonds», чтобы минимизировать воздействие пандемии»).

Не забыты и испаноязычные страны на других континентах, с которыми сотрудничает КНР. Статья «Puente Parapetí, sueño de indígenas guaraníes hecho realidad en Bolivia» («Пуэнте Парапети, мечта коренного народа гуарани осуществилась в Боливии») рассказывает о строительстве моста Парапети на шоссе Эль-Эспино-Чарагуа-Бойибе в Санта-Крус в Боливии, который играет важную роль в регионе, так как связывает восточные департаменты Боливии с Парагваем и Аргентиной.

Директория Cultura («Культура») содержит информацию о специальных событиях, которые прошли, в основном, в европейских странах с участием Китая, например, «Espectáculo de arte para recibir al Año Nuevo Lunar chino en Berlín, Alemania» («Художественное шоу в честь китайского лунного Нового года в Берлине, Германия»), «Semana del Turismo y la Cu ltura de China comienza en Toronto» («Китайская неделя туризма и культуры начинается в Торонто»), «Exposición sobre el patrimonio cultural inmaterial a lo largo de la Ruta Marítima de la Seda en Quanzhou» («Выставка нематериального культурного наследия вдоль морского шелкового пути в Цюаньчжоу»).

Во всех версиях, где есть директория «Культура» широко используется визуализация. Яркий визуальный компонент - фотогалерея или видеоролик -создает особый праздничный, эмоционально приподнятый характер публикациям и привлекают пользователя.

Из сказанного следует, что портал «Один пояс - один путь» ориентирован на аудитории, принадлежащие разным национальным культурам и обладающие разными особенностями восприятия информации. При этом контент портала предоставляет как официальную информацию в виде документов, касающуюся зарождения инициативы, так и описывает текущее ее состояние, иллюстрируемое конкретными примерами, с учетом тех положений и принципов, которые декларированы «Видении совместного строительства экономического пояса Шелкового пути и Морского шелкового пути XXI века».

Таким образом, на сайтах Госсовета, министерств, задействованных в осуществлении проекта, посольств, а также специальных цифровых информационных ресурсах проект «Один пояс - один путь» получает основательную коммуникационную поддержку, причем в глобальном масштабе. Все основные направления сотрудничества представлены в полном объеме в режиме онлайн. Портал содействует информационной взаимосвязи, обмену и сотрудничеству между странами вдоль «Одного пояса - одного пути». При этом учитываются особенности межкультурной коммуникации, что важно при ориентировании на конкретные целевые аудитории, обладающие разными культурными ценностями.

Событийная стратегическая коммуникация

Одним из наиболее эффективных коммуникационных продуктов в связях с общественностью признано специальное событие. Что касается ОПОП, Китай организовал масштабное международное специальное событие, посвященное проекту - Форум «Один пояс - один путь». Было проведено уже два Форума (май 2017г. и апрель 2019г.), на которых были представлены результаты осуществления ОПОП.

На втором по счёту Форуме проекта присутствовали главы 37 государств, в том числе и президент России. Важность мероприятия подчёркивает не только присутствие лидеров разных стран, но и визит более 360 зарубежных министров, представителей более 150 стран и 90

международных организаций, в том числе МВФ и ООН. Всего на Форуме было около 5 тысяч зарубежных гостей.

Прямой контакт представителей разных стран-участниц проекта, возможность многосторонних обсуждений и переговоров, заключение соглашений и договоров делают Форум очень важной коммуникационной вехой. На Форуме присутствуют эксперты и журналисты, что в дальнейшем позволяет значительно расширить круг информированных людей.

В ходе Второго Форума, как отметил председатель КНР Си Цзиньпин, подводя его итоги, лидеры смогли обменяться мнениями по укреплению взаимодействия и взаимных контактов, изучению новых источников роста, укреплению взаимодополняемости, стимулированию "зеленого" и устойчивого развития, "мы смогли добиться широкого консенсуса по продвижению высококачественного и выгодного сотрудничества" [Си Цзиньпин подвел итоги, 2019].

Как видно из таблицы, масштабы Форума возрастают.

Число присутствующих лидеров государств и правительств Число иностранных участников Число достигнутых Решений

1 Форум 29 1600 279 в пяти категориях

2 Форум 38 6000 283 в шести категориях

В настоящее время подписано 195 соглашений о сотрудничестве со 130 странами и 30 международными организациями.

Медиа как канал стратегической коммуникации

Естественно, что как Форум, так и каждое дипломатическое достижение Китая получают широкое освещение в прессе КНР и в тех странах, с которыми подписывались документы. Таким образом, проект

фактически постоянно находится в поле зрения международных СМИ. И это еще один очень важный канал стратегической коммуникации.

В связи с вышесказанным требуется отметить, что до сравнительно недавнего времени традиционные СМИ (пресса, радио и телевидение), выступали главным инструментом формирования общественного мнения, причем не только внутри страны, но и на международной арене. В последние десятилетия к ним добавились новые медиа, которые позволяют установить прямой контакт с широкой общественностью за рубежом.

Что касается Китая, то в истории развития его иновещания можно выделить три этапа: международное радиовещание (1920-1940 годы); международное радио- и телевещание (1950-1990 годы); современный этап международное радио- и телевещание, цифровые медиа, включающие социальные сети.

Процесс конвергенции медиа не обошел и Китай. В результате многие популярные китайские газеты, например, «Жэньминь жибао» и China Daily, имеют электронные версии. Таким образом, старое медийное пространство расширяется «формируется новое медиапространство, представляющее собой: а) традиционные СМИ, интегрированные в пространство интернет-коммуникаций; б) СМИ, изначально созданные как интернет-медиа и в) в принципе вся система контента сетевых ресурсов, включая социальные сети, которые не обязательно квалифицируются (регистрируются) как средства массовой информации. Эти не относящиеся формально к СМИ ресурсы также следует включить в медийные, поскольку и по числу пользователей, и по влиянию сопоставимы с теми показателями, которые в предыдущую эпоху были прерогативой лишь СМИ» [Чумиков,2019:69].

В 2000 году в Концепции внешнеполитического развития КНР была отмечена важность организации китайского иновещательного телеканала для информационного сопровождения внешнеполитической деятельности страны. Такой канал появился в 2005 г. CCTV - глобальный информационный телеканал, вещающий на английском, арабском и

испанском языках. Китайские журналисты при разработке концепции канала взяли за образец таких уже известных игроков мирового информационного рынка, как BBC и CNN. Находясь в русле современных процессов конвергенции СМИ, канал имеет официальную страницу в Facebook.

В 2018г. путем слияния нескольких крупнейших китайских теле-и радиокомпаний в единый конгломерат была образована Медиакорпорация Китая, которая активно противодействует информационным вбросам США на мировой арене. На зарубежную аудиторию направлены также китайский информационный интернет-центр Russian.China.org.cn и Аналитико-информационный портал Shanghaiist.

Иновещательная система КНР находится под контролем государства и выполняет функции пропаганды, защиты национальных интересов, формирования имиджа страны, консолидации и поддержки контактов с соотечественниками и экспатриантами, а также занимается просвещением, поддержкой коммерческих связей, содействием туризму.

Публичная дипломатия как канал стратегической коммуникации

Помимо государственных связей с общественностью и контролируемых государством СМИ в состав стратегической коммуникации Китая входит публичная дипломатия, поскольку в процессе создания положительного имиджа страны объектом влияния КНР являются народы стран-партнеров, а эффективным методом формирования новых моделей поведения служит именно публичная дипломатия. Ее цель состоит в просвещении и в приобщении людей иной национальности к культурным ценностям Китая. В настоящее время даже народы стран Центральной Азии, соседей Китая и тем более народы стран Европы и Америки, по-прежнему недостаточно хорошо знакомы с его культурой традицией и историей, что может стать причиной непонимания и разного рода недоразумений.

Публичная дипломатия как инструмент влияния Китая осуществляется, прежде всего, через международную сеть культурно-образовательных центров Института Конфуция, который был создан Государственной

канцелярией по распространению китайского языка (Ханбань) по аналогии с Британским Советом Великобритании, испанским Институтом Сервантеса и немецким Институтом Гете. В настоящее время Институт Конфуция имеет отделения в наиболее развитых странах Запада, включая США, Канаду, Австралию, во влиятельных европейских странах (Франция, Италия, Швеция, Германия, Великобритания, Финляндия др.), в странах-соседях Китая (Таджикистан, Вьетнам, Узбекистан и др.), в крупнейших центрах силы (Россия, Бразилия, Индия), в странах, располагающих необходимыми для Китая ресурсами (Ангола, Казахстан, Венесуэла) [Михневич, 2015]. В настоящее время по всему миру открыто более 500 Институтов Конфуция и более 100 классов Конфуция, что значительно больше, чем центров Института Сервантеса или Британского Совета [Андреев, 2019: 94]. В России сейчас действует 22 офиса Института Конфуция.

Основные задачи Института включают в себя распространение китайской культуры, поддержку местного китайского обучения, предоставление стандартизированных и авторитетных современных китайских учебных материалов для изучающих китайский язык. Обучение китайскому языку используется Институтом в качестве основы для продвижения китайской культуры в мире.

При этом овладение китайской культурой происходит как на уровне видов культуры, существующих в других странах, так и на уровне культурных особенностей китайского образа жизни. Так, с одной стороны, они изучают китайскую литературу, прессу, телевидение, знакомятся с пекинской оперой, живописью, цирком и кинематографом, а с другой, узнают о традиционной китайской медицине и даже китайской кулинарии

Институт Конфуция эффективно выполняет функции «мягкой силы», поскольку он имеет некоторые преимущества перед аналогичными организациями других стран. Во-первых, благодаря давним дружеским связям, которые появились еще в период Советского Союза, китайские сотрудники Института Конфуция имеют больше возможностей для общения

с высокопоставленными лицами не только в России, но и в бывших советских республиках и странах социалистического лагеря. Общаясь с представителями местного правительства, бизнеса и образовательного сообщество, Институт Конфуция может значительно расширять круг своего влияния. Во-вторых, поскольку его поддерживает государство, Институт Конфуция располагает достаточными ресурсами для проведения различных культурных мероприятий в местных школах и общинах. В-третьих, в дополнение к национальному университету, на базе которого он образован, Институт Конфуция поддерживает отношения с рядом местных партнерских институтов, благодаря которым деятельность Института Конфуция в плане общественной дипломатии охватывает более широкую аудиторию.

Необходимо отметить, что помимо Института Конфуция публичная дипломатия, в целом, осуществляется Китаем через разветвленную систему культурных обменов как студентов, так и преподавателей и ученых. Однако в рамках инициативы «Один пояс - один путь» работа в данном направлении получила новый импульс. Была создана неправительственная и некоммерческая организация Университетский Альянс нового Шелкового пути, деятельность которой направлена на обеспечение открытости и международного сотрудничества в области высшего образования. Ее создание было инициировано Сианьским университетом коммуникаций именно для воплощения проекта «Один пояс - один путь». В настоящее время в Альянс входят 128 университетов из 31 стран и регионов.

Укрепляя связи стран-партнеров в области академического сотрудничества, Фуданьский университет, Пекинский педагогический университет, Ланьчжоуский университет, российский Уральский государственный экономический университет и ряд других китайских и зарубежных вузов создали Стратегический союз высших учебных заведений «Одного пояса - одного пути». В рамках Союза 47 вузов договорились о создании аналитического центра ОПОП. За первые пять месяцев своего

существования члены Союза опубликовали 9218 статьи [Отчет об оценке, 2020].

В целом, аналитические центры КНР ведут огромную работу по исследованию проекта, возникающих проблем и перспектив его развития. Количество статей, докладов и монографий, связанных с ОПОП, постоянно увеличивается. С точки зрения общего объема, есть больше статей, опубликованных государственными аналитическими центрами, и университетскими аналитическими центрами, а социальные аналитические центры и университетские аналитические центры опубликовали больше отчетов и монографий. Особенно в том, что касается публикации статей, число публикаций, связанных с ОПОП, продолжало увеличиваться с 2013 года и достигло 20550 в 2015 году.

Культурные обмены в академической среде дополняются расширением туристического сотрудничества, которое позволяет вовлечь в коммуникацию большие массы людей из разных стран. Этому способствует учрежденный Китаем в 2015 Туристический союз городов «Одного пояса и одного пути» и многочисленные встречи и конференции представителей туристической отрасли, на которых разрабатываются новые маршруты и обсуждаются способы привлечения туристов. Так, например в 2019г. в Туркестане прошел Международный туристический форум «One Way — One History», прошедший в Туркестане, на котором рассматривались возможности развитию туристического потенциала региона Центральной Азии в рамках проекта [На «Шелковом пути», 2019]. Если нельзя посетить страну лично, то можно это сделать виртуально: Международный Альянс телеканалов стран Шелкового пути, который объединяет 19 стран и 32 канала, суммарная аудитория которых составляет более полутора миллиардов зрителей в странах Европы и Азии, разработал международный телевизионный туристический проект «По Шёлковому пути» [Международный альянс, 2019]

Число туристов растет. Так, например, в 2018г. общее число туристов из России превысило 2 млн. человек, а до начала пандемии в 2019г. по данным Туристической Ассоциации «Мир без границ» и ФСБ России за первые 9 месяцев 2019 года число российских граждан, посещающих Китай, превысило 655 тысяч (рост на 22,4%) [Число посетивших Россию, 2019]. И это только одна страна-партнер. По данным агентства Синьхуа больше всего в Китай приезжает туристов из Азии. На нее приходится 60% всех приехавших туристов. Далее следуют Европа и Северная Америка [Доходы Китая, 2019].

К перечисленным коммуникационным продуктам следует добавить сложные коммуникационные программы, рассчитанные на довольно продолжительное время и включающие целую серию специальных событий. Так, Китай и страны Центральной и Восточной Азии, АСЕАН, Россия, Непал, Греция, Египет, ЮАР и другие страны и регионы мира совместно провели перекрестные Года культуры и искусства. Были проведены многочисленные фестивали искусств, кинофестивали, музыкальные фестивали, выставки культурных памятников, книжные ярмарки.

Культурному сотрудничеству в рамках ОПОП способствовало создание целой система профессиональных ассоциаций, например, Международная лига театров Шелкового пути, Международный союз дружбы музеев Шелкового пути, Международный союз библиотек Шелкового пути, культурных центров в странах, расположенных вдоль «Одного пояса, одного пути», а также сети сотрудничества народных организаций, расположенных вдоль Шелкового пути. В эту сеть уже включены 310 народных организаций из разных стран, расположенных вдоль указанного маршрута.

Китай подписал документы о сотрудничестве в области культурного наследия с Индонезией, Мьянмой, Сербией, Сингапуром и Саудовской Аравией.

Выводы

С начала ОПОП уже прошло несколько лет, и видны первые результаты. Конечно, Китай подчеркивает положительные аспекты инициативы, как на портале ОПОП, так и в СМИ, которые широко цитируют доклад Си Цзиньпина на Форуме и другие его речи, содержащие описание достижений ОПОП. Но критика звучит уже не только в западных медиа, поскольку есть и явные неудачи. В конце 2017 года общий долг стран по проектам в рамках ОПОП только перед Государственным банком развития Китая, согласно подсчетам экспертов, составил около $180 млрд.

Далеко не все проекты, задуманные и выполненные в рамка ОПОП, оказались успешными, что вызывает естественное недовольство со стороны стран-партнеров. Так, например, профинансированный на 81% и построенный Китаем порт Хамбантота на юге Шри Ланки стоимостью около $1,4 млрд. должен был стать крупным перевалочным хабом между Сингапуром и Дубаем, но оказался невостребованным: ежегодно 60 тыс. кораблей проплывают в Индийском океане мимо из-за отсутствия должных контейнерных терминалов с должным портовым оборудованием. Шри-Ланка, не сумев в срок выплатить огромные суммы за возведение, вынуждены были согласиться на его сдачу в аренду на 99 лет в счёт погашения долгов.

В Пакистане раздражённые условиями инвестиций в одном из районов страны военные напали в ноябре 2018 г. на консульство Пекина в Карачи и расстреляли 7 человек. Аэропорт Маттале с пропускной способностью в 1 млн пассажиров в год также был построен с помощью Китая и стоил $200 млн. Аэропорт оказался ненужным, и сейчас многие его терминалы используются для хранения риса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как отмечает эксперт, «предполагалось, что новыми движущими силами роста станут инвестиции в инициативу «Пояса и пути», которые возьмут верх над внутренним промышленным производством. Но большинство этих зарубежных проектов зашли в тупик, и слабая внутренняя

экономика теперь будет означать меньший объем капитала для инвестиций за рубежом. Сокращение внутренней экономики Китая будет также означать сокращение расходов на «Пояс и путь» и отток ПИИ из Китая» [Кендерлайн, 2020]. Тем не менее, Китай не собирается отказываться от реализации инициативы ОПОП, что требует продолжения коммуникационной кампании в ее поддержку.

Как показывают опросы, стратегическая коммуникация Китая весьма эффективно, поскольку доверие населения к Китаю в некоторых странах, в частности, в государствах Центральной Азии, растет, и там даже появилась группа экспертов и аналитиков, которая предлагает активнее идти на контакт с КНР и развивать с ней сотрудничество [Андреев, 2019].

Библиография

Андреев И.А. «Мягкая сила» Китая и ее проекция на пространство постсоветской Азии // Вестник Института социологии. 2019. №29. С. 90-106.

Гемуева К.А., Салицкий К.И., Семенова Н.К. Европейские дискуссии о китайской инициативе «Один пояс - один путь» // Восточная аналитика. 2018. Вып.3. С. 36-42.

Доходы Китая от въездного туризма могут превысить 130 млрд долларов

http://russian.news.cn/2019-11/28/c 138588050.htm

Кендердайн Тристан. Коронавирус заставит Китай снизить инвестиции в «Пояс и путь» - эксперт. https://eurasia.expert/koronavims-zastavit-kitay-snizit-investitsii-v-poyas-i-put-ekspert/

Китай запустил официальный сайт инициативы «Один пояс, один путь» -https://www.yidaiyilu.gov.cn.

Международный альянс телеканалов стран шелкового пути провел первое заседание в Пекине https://bigasia.ru/content/news/society/mezhdunarodnyy-alyans-telekanalov-stran-shyelkovogo-puti-provel-pervoe-zasedanie-v-pekine/

Михайличенко К.М. Роль Африки в инициативе Китайской Народной республики Один пояс, один путь // Вестник РУДН. Серия «Политология». 2018. Т. 20. №1. С. 6—68.

Михневич С.В. Мудрец помогает Поднебесной: развитие сети Институтов Конфуция как инструмент «мягкой силы» КНР в Большой Восточной Азии // Вестник

международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2015. Т.10. №1. С. 80117.

Муратшина К.Г. Китайская инициатива «Один пояс, один путь» в оценках экспертно-европейских аналитических центров (2013-2017гг.) // Вестник Волгоградского государственного университета. 2018. Серия 4. История. Регионоведение. Международные отношения. Т.23. №4. С.131-147.

На «Шелковом пути» разглаживают складки 2019

https://profi.travel/articles/44368/details

Отчет об оценке воздействия мозгового центра

«ОПОП»—[В Интернете] // ШШмЖФ'Ь. - 18 апрель 2018 г.. - 29 март 2020 г.. - http://www.sic.gov.cn/News/614/9737.htm.

Пекин создал государственный интернет-портал «Пояс и путь» https://russlancouncll.ru/blogs/yuri-kullntsev/pekln-sozdal-gosudarstvennyy-lnternetportal-poyas-i-put/

Си Цзиньпин подвел итоги второго Форума «Олин пояс - один путь» https://rla.ru/20190427/1553109814.html

Число посетивших Россию китайских туристов выросло за 9 месяцев на 20% https://rla.ru/20191106/1560635883.html#:~:text=%D0%92%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B 5%20%D1%81%20%D1%82%D0%B5%D0%BC%20%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82% D1%8B%20%D0%B8%D0%B7,%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%20%D0%BD%D0%B0%2022%2C4%25 ).

Чумиков А.Н. Эффективный контент медиакоммуниккаций // Российская школа связей с общественностью. 2019. Вып 12. С. 67-88.

Boss, B., Richards, J. (2008) American Academy of advertising - a century of advertising education. Aaaslte.org: http://www.aaaslte.org/page1557250 [Accessed 04. 02.2020].

Botan (2017) Strategic Communication Theory and Practice: The Cocreatlonal Model Willey-Blackwell.

Falkhelmer J., Helde M. (2018) Strategic Communication - an introduction" available accessed on 09.02.2020 [https://books.google.ru/books/about/Strateglc_Communlcatlon.html

Hallahan K. et al. (2007) Defining Strategic Communication. International Journal of Strategic Communication Volume 1, Issue1 Pages 3-35, Accessed online: 05 .12 2020 https://www.tandfonllne.com/dol/abs/10.1080/15531180701285244

Pashentsev E.N (2020) Strategic Communication of Russia in Latin America; Russia's Public Diplomacy: Evolution and Practice. In Vellkaya A, Simons G. (Eds) Cham: Palgrave Macmlllan, P. 193-214.

References

Andreyev I.A. «Myagkaya sila» Kitaya i yeye proyektsiya na prostranstvo postsovetskoy Azii // Vestnik Instituta sotsiologii. 2019. №29. p. 90-106.

Boss, B., Richards, J. (2008) American Academy of advertising - a century of advertising education. Aaasite.org: http://www.aaasite.org/page1557250 [Accessed 04. 02.2020].

Botan (2017) Strategic Communication Theory and Practice: The Cocreational Model Willey-Blackwell.

Chislo posetivshikh Rossiyu kitayskikh turistov vyroslo za 9 mesyatsev na 20% https://ria.m/20191106/1560635883.html#:~:text=%D0%92%D0%BC%D0%B5%D1%8^ %D1%82%D0%B5%20%D1%81%20%D1%82%D0%B5%D00/oBC%20%D1%82%D 1 %83%D 1%80%D0%B8%D 1%81%D 1%82%D1 %8B%20%D0%B8%D0%B7,%D1%80%D0%BE%D1 %81%D1%82%20%D0%BD%D0%B0%2022%2C4%25).

Chumikov A.N. Effektivnyy kontent mediakommunikkatsiy // Rossiyskaya shkola svyazey ^ obshchestvennost'yu. 2019. Вып. 12. p. 67-88.

Dokhody Kitaya ot v''yezdnogo turizma mogut prevysit' 130 mlrd dollarov http://russian.news.cn/2019-11/28/c_138588050.htm

Falkheimer J., Heide M. (2018), Strategic Communication - an introduction" available accessed on 09.02.2020 [https://books.google.ru/books/about/Strategic_Communication.html

Gemuyeva K.A., Salitskiy K.I., Semenova N.K. Yevropeyskiye diskussii o kitayskoy initsiative «Odin poyas - odin put'» // Vostochnaya analitika. 2018. Vyp.3. p. 36-42.

Hallahan K. et al. (2007) Defining Strategic Communication. International Journal of Strategic Communication Volume 1, Issue1 Pages 3-35, Accessed online: 05 .12 2020 https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/15531180701285244

Kenderdayn, Tristan. Koronavirus zastavit Kitay snizit' investitsii v «Poyas i put'» -ekspert https://eurasia.expert/koronavirus-zastavit-kitay-snizit-investitsii-v-poyas-i-put-ekspert/

Kitay zapustil ofitsial'nyy sayt initsiativy «Odin poyas, odin put'» -https://www.yidaiyilu.gov.cn.

Mezhdunarodnyy al'yans telekanalov stran shelkovogo puti provel pervoye zasedaniye v Pekine https://bigasia.ru/content/news/society/mezhdunarodnyy-alyans-telekanalov-stran-

shyelkovogo-puti-provel-pervoe-zasedanie-v-pekine/

Mikhaylichenko K.M. Rol' Afriki v initsiative Kitayskoy Narodnoy respubliki Odin poyas, odin put' // VestnikRUDN, seriya «Politologiya». 2018. T. 20. №1. p. 6-68.

Mikhnevich S.V. Mudrets pomogayet Podnebesnoy: razvitiye seti Institutov Konfutsiya kak instrument «myagkoy sily» KNR v Bol'shoy Vostochnoy Azii // Vestnik mezhdunarodnykh organizatsiy: obrazovaniye, nauka, novaya ekonomika. 2015. T.10. №1. p. 80-117.

Muratshina K.G. Kitayskaya initsiativa «Odin poyas, odin put'» v otsenkakh ekspertno-yevropeysklkh analiticheskikh tsentrov (2013-2017гг.) // Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. 2018. Seriya 4 Istoriya. Reglonovedenlye. Mezhdunarodnyye otnosheniya. T.23. №4. p.131-147.

Na «Shelkovom puti» razglazhlvayut skladkl 2019

https://profi.travel/articles/44368/details

Otchet ob otsenke vozdeystviya mozgovogo tsentra «OPOP»—[V Internete] // ИИШШФЬ - 18 aprel' 2018 g.. - 29 mart 2020 g.. -http://www.slc.gov.cn/News/614/9737.htm.

Pashentsev E.N (2020) Strategic Communication of Russia in Latin America; Russia's Public Diplomacy: Evolution and Practice. In Vellkaya A, Simons G. (Eds) Cham: Palgrave Macmlllan, P. 193-214.

Pekin sozdal gosudarstvennyy internet-portal «Poyas i put'» https://russlancouncll.ru/blogs/yurl-kullntsev/pekln-sozdal-gosudarstvennyy-lnternetportal-poyas-i-put/

Si Tszin'pin podvel itogi vtorogo Foruma «Olin poyas - odin put'» https://rla.ru/20190427/1553109814.html

Сведения об авторе

Минаева Людмила Владимировна - заведующая кафедрой международной коммуникации факультета мировой политики МГУ, доктор филологических наук, заслуженный профессор Московского университета. liudmila.minaeva@gmail.com

Minaeva Ludmila V. - chairman of department of the international communication of the department of the world policy of MGU, the doctor of philological sciences, the Honored Professor of Moscow University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.