Научная статья на тему 'Стратегическая Флатландия (теория и практика стратегического мышления)'

Стратегическая Флатландия (теория и практика стратегического мышления) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
334
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегическая Флатландия (теория и практика стратегического мышления)»

Семинар

управление эффективностью и результативностью

Владимир КРЮЧКОВ,

д. э. н., профессор кафедры

маркетинга

и рекламы Российского

государственного

торгово-экономического

университета,

член-корреспондент РАЕН

Стратегическая Флатландия

(Теория и практика стратегического мышления)

Назвав свой доклад «Стратегическая Флатландия», я воспользовался образом достаточно известной книги, в которой рассказано, насколько сложно людям в двухмерном измерении воспринимать трехмерное измерение. Трехмерное пространство, если правильнее сказать.

Я хотел бы сделать упор на несколько тезисов.

Тезис первый - что такое стратегия?

Поскольку это очень многозначный термин, сразу хочу объяснить, что я под этим термином буду иметь в виду (помимо общего понимания). Это формула или шаблон, по которым разрабатываются стратегические планы. Потому что у нас, как правило, под словом «стратегия» понимается именно стратегический план и набор мероприятий по его реализации. Я понимаю, что это сам шаблон, а на его основе уже разрабатываются стратегические планы. Например, можно рассматривать «Битву при Каннах» как стратегию - шаблон, который в реальном времени корректируется в зависимости от исходящих обстоятельств. Вот это - действительно стратегия, с моей точки зрения.

Следующий тезис, на который я буду опираться, - что такое стратегическое мышление?

Это мышление в пространстве большей размерности, чем это доступно обычным людям. Например, если вы едете по автомобильной трассе в однорядном движении и перед вами крупная фура, то вы не видите, что творится впереди. То есть вы поставлены в одномерное пространство. Если вы хотите заглянуть, что творится впереди, вы стараетесь выйти из этой линии, перейти в двухмерное пространство и посмотреть с другой стороны. И тогда вы видите, что творится впереди и сзади.

Другой пример. Если вы находитесь, например, на равнине, то вы - в двухмерном пространстве. Допустим, вы хотите сориентироваться на местности, так как вы потеряли дорогу. Вы поднимаетесь на дерево, то есть переходите в третье измерение - трехмерное пространство, и тогда вы можете ориентироваться лучше, чем в той двухмерной плоскости, на которой вы находились.

То есть само стратегическое мышление - это умение перейти в пространство размерности

20121№ 2 (71)

большей, чем то, в котором мыслят обычные люди. То есть стратег - это, с моей точки зрения, этакое сверхсущество.

Стратегическое мышление я разделил на несколько категорий, на несколько степеней. Первый уровень - это одномерное стратегическое мышление. Я назвал его уровнем стратегиста. Это сотрудник, который четко выполняет стратегические планы, занимается непосредственно оперативным управлением, операционным направлением. Следующий уровень - двухмерное и трехмерное пространство - это уровень стратега. Этот человек представляет ситуацию в двух-или трехмерном пространстве. А четырехмерное пространство - это уже высший пилотаж, это уровень стратагемнош мышления. Этот уровень свойствен пока только китайцам, к сожалению. Впрочем, более подробно я об этом расскажу несколько позже.

Третий тезис, которым я продолжу свое выступление, - что современное стратегическое мышление, к сожалению, пока только двухмерно. То есть оно только-только осваивает Декартову систему координат. И я считаю, что это освоение идет в виде фазовой плоскости. Именно поэтому, если вы вспомните стратегические матрицы, они, как правило, размерности «два на два». Меня заинтересовал вопрос, почему именно два на два, почему такая простота. Берем любую стратегическую матрицу - матрицу БКГ, матрицу Ансоффа, СВОТ-анализ - все они размерности «два на два». Я пришел к выводу - и у меня есть ряд работ по этому поводу, - что на самом деле пока стратеги дошли только до двухмерного представления - до представления стратегической матрицы в виде фазовой плоскости. Это обычная фазовая плоскость из теории колебаний, когда по одной оси представлена величина амплитуды, а по другой - первая производная от этой амплитуды. Вот эта фазовая плоскость, по сути дела, является основой всех стратегических матриц, которые мы с вами знаем.

Хочу дать некоторую справку по поводу стратегического мышления с точки зрения Элхонона Голдберга. Это достаточно известный нейропсихолог, нейрофизиолог, который недавно выдал несколько свежих идей по поводу лобных долей мозга человека и их роли в его мышлении. Две мысли я включил здесь в виде тезисов. Первая мысль - по поводу освобождения от прошлого. То есть стратег на самом деле не должен помнить одновременно оперативную информацию и информацию о будущем. Он должен вообще отбрасывать информацию о прошлом и больше ориентироваться в будущее, то есть уметь немножко забывать прошлое. И второй тезис, ко-

_ ффективное Антикризисное правление

торый следует из Голдберга, - стратегическое мышление дано не всем. Этот тезис достаточно интересен. Если мы посмотрим с вами практику разработки стратегий в крупных фирмах, холдингах - как это происходит? Обычно стратегию разрабатывают те, кому это полагается по должности: топ-менеджеры, собственники. Возникает вопрос: все ли из них способны действительно разрабатывать стратегию? Вот сейчас я работаю с одной фирмой, там четыре собственника: двое без высшего образования, двое с высшим образованием. Они разрабатывают стратегию.

Естественно, на том уровне понимания, на котором они находятся. Способны они это сделать или нет? - этим вопросом даже никто не задается.

Голдберг, исследовав эту проблему, пришел к выводу, что на самом деле способностью к такому мышлению обладает не более 10% людей. Этих людей надо тщательно выделять и именно с ними работать в области разработки стратегии.

То есть стратегическое мышление, как и музыкальный слух, дается не всем. Какие черты

ЧТО ТАКОЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ?

Тип мышления Содержание мышления Тип специалиста

Плановое Линейное(1 й) Л и нейная последовательность событий, параллельные линии развития событий Стратегист

Стратеги ческое Плоскостное (20) Объемное (30) Координатная плоскость, фазовая плоскость, стратегические матрицы. Управление скоростями (20) и ускорениями-силами (30). Управление темпами Стратег

Стратагемное Гиперобъемное (4Р) Конструированиеуравновешенного пространства 4 факторов и выбор оптимальных позиций и траекторий в этом пространстве Стратагемщик

присущи стратегическому мышлению? Визуаль-ность, объемность, последовательность и связность.

Известна градация на четыре типа восприятия, которую произвели нейролингвистические психологи. Мы видим, что визуалы составляют, по статистике, около 40% людей. То есть на самом деле способностью к визуальному представлению, вообще-то, обладают далеко не все. Это первый барьер, который отсекает тех, кто способен заниматься стратегией. Что касается объемности. Я взял за основу модель Александра Яковлевича Бродецкош, доцента Российской академии театрального искусства. Он давно занимается

Семинар

управление эффективностью и результативностью

ВСЕМ ЛИ ДОСТУПНО СТРАТЕГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ?

Основные черты стратегического мышления

ВИЗУАЛЬНОСТЬ

ОБЪЕМНОСТЬ

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ

КАУЗАЛЬНОСТЬ

организацией сценического пространства, восприятием этого пространства. И мне его модель показалась достаточно интересной. Он считает, что ментальное мышление имеет три измерения. Это вертикаль, это горизонталь и очень интересное измерение - саггиталь. Мы, как правило, привыкли думать, что наше мышление трехмерно и наше восприятие мира трехмерно, забывая, что на самом деле оно плоское, оно двухмерное. Третье измерение нам дано косвенно, через напряжение глазных мышц. То есть на самом деле физиологическая основа нашего мышления -двухмерная. Каждое из этих измерений отвечает за свою функцию. Так вот саггиталь, третье измерение глубины, которое выводит Бродецкий, на самом деле отвечает у нас за целеполагание. То есть получается, что именно то измерение, которое у нас в некотором роде искусственное, оно и отвечает за целеполагание. Мы получаем двойную сложность, двойную задачу, работая в этом направлении.

Ну и - заметка по ходу. В самом начале я сказал, что у китайцев особый подход к стратегии.

Об этом мало кто за-

36 СТРАТАГЕМ И СТРАТАГЕМНОЕ МЫШЛЕНИЕ

36 стратагем представляют собой 40 конструкцию:

2х2хЗхЗ-4 переменных,

2 из которых изменяются на двух уровнях и две - на трех

Китайцы мыслят 40-пространством, что дает им стратегическое преимущество

думывается, но мы с ними действительно видим мир по-разному, - у нас разный разрез глаз, картинка визуальная -другая. На самом деле у китайцев она более вытянутая. Кстати, одно из измерений у них ослаблено. Это как раз то самое измерение, которое отвечает за иерархию. Поэтому, с моей точки зрения, в китайской культуре столько значений придается ритуалам. То есть значение придается иерархической организации общества, поскольку они нуждаются в таком ментальном протезе, как сложно разработанная система ритуалов. Потому что изначально, повторяю, у них это измерение как бы ослаблено. Ну и следствием этого суженного поля зрения по-китайски является то, что у них усилена функция классификации: начиная с иглоукалывания, где обработан колоссальный статистический

массив, выведены эти точки иглоукалывания, -и заканчивая селекцией уникальных пород животных, вопросами искусства. Например, в Китае в Средние века могла проходить такая национальная конференция, как «Отттенки звучания одной ноты флейты», где обсуждалось до тысячи оттенков звучания одной этой ноты. Это способность китайцев.

Четвертый тезис, который я предлагаю на обсуждение, - что китайское мышление четырехмерно. Почему я пришел к этому выводу? Не просто так, умозрительно, а вот почему. Китайскому стратегическому мышлению свойственна так называемая стратагемность. Есть канон - 36 классических стратагем. 36 приемов поведения в сложной ситуации. Почему их именно 36? Не 32, не 38, не 40. Причем, что характерно, как только эти стратагемы попадают в руки нашим исследователям, у них тут же начинается исследовательский зуд. Им хочется разработать новые стратагемы. Сергей Фаер разработал 117 новых стратагем. Китайцы за три с половиной тысячи лет разработали всего 36, а Сергей Фаер легким движением руки выдает 117 собственных стратагем. Воеводин выдает 47 новых стратагем. Владимир Тарасов, уважаемый мною тренер, 43 стратагемы сочиняет с ходу. Меня заинтересовало, почему у китайцев именно 36. Я проконсультировался с Владимиром Вячеславовичем Малявиным - это пока наш лучший китаист, который работает на Тайване, в Тамкангском университете, и, по-моему, он глубочайший исследователь философии китайской культуры. Он в беседе со мной сказал: «Раз китайцы сказали 36 - значит, 36». Тогда возникает вопрос: почему китайцы уменьшали это количество с веками, оставили только 36? Образовалась некая четкая кристаллическая структура - 36. Я в свое время занимался планированием эксперимента. И, если рассматривать число 36 с этой точки зрения, получается полный план, который основан на четырех факторах, два из которых изменяются на двух уровнях, а два - на трех. Два-два-три-три, мы и получаем это число 36. То есть обратным счетом получаем, что на самом деле китайская модель стратагем представляет собой калькулятор, который основан на четырех факторах. Зная эти факторы, мы можем анализировать ситуацию и четко рассчитывать подходящую стратагему, нужный способ поведения. Чем китайцы на самом деле и занимаются. Они не гадают, они четко рассчитывают и пользуются этим инструментом.

Я попробовал, со своей стороны, переработать эти стратагемы, пользуясь тем материалом, который у меня был из литературы по стратагемам. Кстати, очень обширная литература. Последний сборник трудов о стратагемах в Китае был издан

2012 И№ 2 (71)

12-томным, хотя изначально составлял 20-стра-ничную книжку. Вот, получилось, что у меня четыре фактора, которые задают этот набор стратагем. Кто ведет действие? Когда это происходит? Деяние или недеяние выбрано основным методом управления?

Причем здесь надо сразу отметить, что кто не сталкивался вообще с восточной философией, тот не знает этой дилеммы «деяние -недеяние». Для восточной философии недеяние представляет собой такой же мощный способ действия, которым они активно пользуются. И четвертый уровень - это рефлексия: насколько четко я представляю ситуацию? Я это представляю с чьей-то подачи? Или, допустим, я думаю, что я это представляю с чьей-то подачи? Исходя из того, на каком уровне, вообще-то, у меня находится ситуация, которую я разбираю, я рассчитываю вот эти четыре фактора и получаю комбинацию из четырех знаков. По калькулятору определяю, какая стратагема в данном случае соответствует моей ситуации. Вот, например, стратагема, заданная Дэн Сяопином перед своей смертью на ближайшие 50 лет. Это стратагема номер 27: «притворяться сумасшедшим, не теряя равновесия». Эго стратагема, которой Китай следует до сих пор.

Что касается стратагемы России... я просто поупражнялся, попытался, повторяю, по этому калькулятору подобрать те стратагемы, которые сейчас наиболее подходят для России во внутриполитическом пространстве и во внешней политике. Первая стратагема - к сожалению, она требует очень длительного обсуждения, что имеется в виду, - это стратагема «обмануть императора, чтобы он переплыл море». И стратагема внешняя -это «украсть балку и заменить ее гнилыми подпорками» - то, чего мы должны придерживаться на внешнем рынке. Этот калькулятор позволяет рассчитать и контрстратагемы, то есть наиболее выгодные методы борьбы против нас. Эти контрстратагемы следующие: «превратить роль гостя в роль хозяина» и «убить чужим ножом». Кстати, вообще-то, зная, какова оптимальная стратагема для твоего противника, можно рассчитать третий шаг, то есть сделать трехходовку - рассчитать сопротивление этой стратагеме. Зная этот инструмент, можно быть достаточно хорошо вооруженным, подготовиться к борьбе с любым противником. Поэтому, с моей точки зрения, для выигрыша в «глобальной шахматной игре» это - очень удачная модель.

Мы должны уделить больше внимания профессиональному отбору и подготовке стратегов как на федеральном, так и на региональном уровне. Часто сталкиваясь с работой на региональном уровне, могу сказать, что там эта работа вообще

ведется из рук вон плохо. На федеральном, если ! Эффективное мы посмотрим, как разрабатываются федераль-ные программы стратегии, честно говоря, тоже ^

бледная картина. То есть речь о том, что у нас стратегов профессионально никто не готовит. Кафедры стратегии есть, но они просто пересказывают

ЧУ1

к

Ї

правление

КАНОН «36 СТРАТАГЕМ»

N Стратагема Кто Когда Деяние/ недеяние Реф- лексия

1 Обмануть императора, чтобы он переплыл море + + + -

2 Осадить Вэй, чтобы спасти Чжао + ■ + -

3 Убить чужим ножом ■ 0 + -

4 В покое ожидать утомленного врага + + 0 +

5 Грабить во время пожара + ■ + +

учение стратегического менеджмента - не наше, западное по большей части. По крайней мере, это мой опыт общения со стратегами, завкафе-драми, кто этим занимается. А этой подготовкой надо заниматься профессионально. Должна быть создана школа стратегов. Надо воспитывать стратегическое мышление. Сначала отбирать людей, способных к этому, потом их воспитывать, давать им методики, отрабатывать методы. И второе, с моей точки зрения, что нужно делать, - освоить еще и стратагемный подход. Повторяю, мы находимся только на полпути к двухмерному представлению. Китайцы работают с четырехмерным представлением, то есть мы очень серьезно от них отстаем. И проигрываем, - по крайней мере, это видно по Сибири и Дальнему Востоку, - на каждом шагу. Это, в частности, видно по нефтепроводу, который проведен в Китай и по которому мы теперь будем практически даром отдавать им нефть. Очень много примеров, которые показывают, как мы им проигрываем шаг за шагом. И, с моей точки зрения, именно из-за недостаточного уровня стратагемнош мышления.

Спасибо за внимание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.