Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА СТЕПЕНИ ГАРМОНИЧНОСТИ БИЗНЕС-АРХИТЕКТУРЫ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ'

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА СТЕПЕНИ ГАРМОНИЧНОСТИ БИЗНЕС-АРХИТЕКТУРЫ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
40
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / БИЗНЕС-АРХИТЕКТУРА / СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / ЗАКОН ГАРМОНИИ / ВНУТРЕННЯЯ ГАРМОНИЯ / ВНЕШНЯЯ ГАРМОНИЯ / ИНДЕКС ГАРМОНИЧНОСТИ / СТЕПЕНЬ ГАРМОНИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кочина Светлана Константиновна, Щетинина Екатерина Даниловна, Добкин Семен Геннадьевич

Данное исследование посвящено вопросу проведения стратегической диагностики степени гармоничности бизнес-архитектуры промышленного предприятия. С этой целью было предпринято сравнение имеющихся методологических подходов к анализу бизнес-архитектуры, по итогам которого выявлено, что на практике не принимается во внимание такой параметр бизнес-архитектуры (и в целом всего предприятия), как достижение гармоничных отношений во внутренней и внешней среде. Применялись следующие методы исследования: теоретического обобщения и сравнения, логический, научной абстракции, индукции и дедукции, группировки и обобщения, изучение источников научной литературы. Целями исследования выступили: обоснование использования стратегической диагностики для определения степени гармоничности бизнес-архитектуры промышленного предприятия, а также раскрытие сущности методики ее проведения. Представленная авторами методика была апробирована на ряде промышленных предприятий. По итогам диагностики предложены рекомендации по повышению степени гармоничности бизнес-архитектуры исследуемых организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC DIAGNOSTICS OF THE DEGREE OF HARMONY OF THE BUSINESS ARCHITECTURE OF AN INDUSTRIAL ENTERPRISE

This study is concerned with the issue of strategic diagnosis of the degree of harmony of business-architecture of the industrial enterprise. To this end, a comparison of the available methodological approaches to the analysis of business architecture was undertaken, which revealed that in practice such parameter of business architecture (and in general the whole enterprise) is not taken into account as achieving harmonious relations in the internal and external environment. The following research methods were used: the method of theoretical generalization and comparison, logical, scientific abstraction, methods of induction and deduction, methods of grouping and generalization, study of scientific literature sources. The aims of the study are: justification of strategic diagnosis use for determining the degree of harmony of business-architecture of the industrial enterprise, as well as disclosure of the essence of the methodology of its implementation. The methodology presented by the authors has been tested at a number of industrial enterprises, the results of which are presented in this article. Based on the results of the diagnostics, recommendations are proposed to increase the degree of harmony of the business architecture of the enterprises under study.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА СТЕПЕНИ ГАРМОНИЧНОСТИ БИЗНЕС-АРХИТЕКТУРЫ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ»

Научная статья УДК 65.01

https://doi.org/10.24158/pep.2023.7.7

Стратегическая диагностика степени гармоничности бизнес-архитектуры промышленного предприятия

Светлана Константиновна Кочина1, Екатерина Даниловна Щетинина2, Семен Геннадьевич Добкин3

1,2,3Белгородский государственный технологический университет имени В.Г. Шухова, Белгород, Россия

1swetakochina@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-6220-5082 2schetinina@inbox.ru, https://orcid.org/0000-0001 -6823-1807 3dobkin_sege@edu.bstu.ru

Аннотация. Данное исследование посвящено вопросу проведения стратегической диагностики степени гармоничности бизнес-архитектуры промышленного предприятия. С этой целью было предпринято сравнение имеющихся методологических подходов к анализу бизнес-архитектуры, по итогам которого выявлено, что на практике не принимается во внимание такой параметр бизнес-архитектуры (и в целом всего предприятия), как достижение гармоничных отношений во внутренней и внешней среде. Применялись следующие методы исследования: теоретического обобщения и сравнения, логический, научной абстракции, индукции и дедукции, группировки и обобщения, изучение источников научной литературы. Целями исследования выступили: обоснование использования стратегической диагностики для определения степени гармоничности бизнес-архитектуры промышленного предприятия, а также раскрытие сущности методики ее проведения. Представленная авторами методика была апробирована на ряде промышленных предприятий. По итогам диагностики предложены рекомендации по повышению степени гармоничности бизнес-архитектуры исследуемых организаций.

Ключевые слова: промышленное предприятие, бизнес-архитектура, стратегическая диагностика, закон гармонии, внутренняя гармония, внешняя гармония, индекс гармоничности, степень гармоничности

Финансирование: исследование выполнено за счет средств гранта А 28/22 «Развитие инструментария бизнес-диагностики промышленных систем в условиях цифровой и агломерационной реальности и смены социальных и рыночных приоритетов» в рамках Программы развития БГТУ им. В.Г. Шухова на 20212030 гг. «Приоритет 2030».

Для цитирования: Кочина С.К., Щетинина Е.Д., Добкин С.Г Стратегическая диагностика степени гармоничности бизнес-архитектуры промышленного предприятия // Общество: политика, экономика, право. 2023. № 7. С. 57-66. https://doi.org/10.24158/pep.2023.7.7.

Original article

Strategic Diagnostics of the Degree of Harmony of the Business Architecture of an Industrial Enterprise

Svetlana K. Kochina1, Ekaterina D. Schetinina2, Semyon G. Dobkin3

123Belgorod State Technological University named after V.G. Shukhov, Belgorod, Russia 1swetakochina@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-6220-5082 2schetinina@inbox.ru, https://orcid.org/0000-0001 -6823-1807 3dobkin_sege@edu.bstu.ru

Abstract. This study is concerned with the issue of strategic diagnosis of the degree of harmony of business-architecture of the industrial enterprise. To this end, a comparison of the available methodological approaches to the analysis of business architecture was undertaken, which revealed that in practice such parameter of business architecture (and in general the whole enterprise) is not taken into account as achieving harmonious relations in the internal and external environment. The following research methods were used: the method of theoretical generalization and comparison, logical, scientific abstraction, methods of induction and deduction, methods of grouping and generalization, study of scientific literature sources. The aims of the study are: justification of strategic diagnosis use for determining the degree of harmony of business-architecture of the industrial enterprise, as well as disclosure of the essence of the methodology of its implementation. The methodology presented by the authors has been

© Кочина С.К., Щетинина Е.Д., Добкин С.Г., 2023

tested at a number of industrial enterprises, the results of which are presented in this article. Based on the results of the diagnostics, recommendations are proposed to increase the degree of harmony of the business architecture of the enterprises under study.

Keywords: industrial enterprise, business architecture, strategic diagnostics, law of harmony, internal harmony, external harmony, index of harmony, degree of harmony

Funding: the reported study was funded by the grant A 28/22 "Development of Tools for Business Diagnostics of Industrial Systems in Conditions of Digital and Agglomeration Reality and Changing Social and Market Priorities" within the Development Program of Belgorod State Technological University named after V.G. Shukhov for 2021-2030, which is part of the "Priority 2030" program.

For citation: Kochina, S.K., Schetinina, E.D. & Dobkin, S.G. (2023) Strategic Diagnostics of the Degree of Harmony of the Business Architecture of an Industrial Enterprise. Society: Politics, Economics, Law. (7), 57-66. Available from: doi: 10.24158/pep.2023.7.7 (In Russian).

Введение. Современные промышленные предприятия осуществляют свою деятельность в непростых условиях, выражающихся в отрицательных и положительных последствиях цифро-визации, проявлениях гиперконкуренции, осуществлении процесса социализации экономических процессов и, в частности, ESG-трансформации (соблюдение принципов ответственного отношения к экологическим проблемам, социальной ответственности, прозрачного корпоративного управления). Все это в совокупности побуждает руководство предприятий взглянуть с несколько иного ракурса на цели, задачи и содержание бизнес-процессов, разрабатываемую стратегию развития, элементы применяемой системы менеджмента, миссию предприятия и т.д.

В качестве нововведения в области стратегического управления промышленным предприятием, позволяющего учитывать динамичность, сложность и турбулентность бизнес-среды, следует назвать разработку и использование такой инструментальной категории, как бизнес-архитектура (БА). Целью применения ее как нового управленческого понятия является оценка и выстраивание эффективной системы управления предприятием и его бизнес-процессами, формирование согласованных и взаимовыгодных отношений с обществом и всеми заинтересованными сторонами, то есть обеспечение гармоничных отношений.

Как известно, капитал есть отношения в процессе производства, распределения и потребления благ, таков же и предмет экономики как науки. Следовательно, для успешного функционирования предприятия в условиях нарастающей ESG-трансформации, представляющей собой комбинирование экологического, социального и корпоративного управления, важным атрибутом будет считаться гармонизация взаимодействий с природой, потребителями и различными стейк-холдерами, а также с персоналом (Кочина и др., 2023: 334).

Гипотеза и ключевой тезис нашего исследования: для достижения высокой эффективности современного промышленного предприятия необходимо использовать стратегический инструмент, который будет направлен на анализ и оценку степени гармоничности бизнес-архитектуры, каковым и является стратегическая диагностика (Курилова, Савенков, 2022: 46).

Методология исследования. Современный инструментарий в области разработки, использования и анализа бизнес-структуры промышленного предприятия весьма многогранен, но еще без применения термина БА как такового и его тезауруса. Мы полагаем, что бизнес-архитектура позволяет придать новую мерность обозначенному предмету исследования. Рассмотрим основные концепции построения, изучения и анализа БА:

1. Традиционная (классическая): представляет собой объединение всех уровней менеджмента, привлекаемых в процесс осуществления ключевых бизнес-процессов организации. Частным примером применения такой концепции может считаться управление проектами, где нужно четко определить ответственных лиц, круг их полномочий, сроки реализации проекта, его цели и задачи.

Таким образом, традиционная концепция анализа БА позволяет оценить уровень организационной структуры предприятия, а также систему менеджмента (Омарова, Магомедова, 2019: 38).

2. Технологическая - в основе ее лежит анализ основных компонент (слоев) бизнес-архитектуры предприятия, т.е. изучается структура, наполненность функциями, взаимосвязь слоев, эффективность их взаимодействия на благо предприятию. Чаще всего БА имеет следующий состав:

- архитектура данных;

- технологическая архитектура;

- ИТ-архитектура.

В конечном счете в рамках данного подхода к анализу БА больший уклон делается в сторону технологического слоя, который демонстрирует целостность, устойчивость, организованность всей БА промышленного предприятия (Шкаликова, 2019: 142).

3. Информационная: в рамках данной концепции анализ БА происходит в разрезе обеспечения необходимой информацией и сведениями процесса функционирования ИТ-инфраструктуры предприятия. Иными словами, упор делается на информационно-аналитическую деятельность промышленного предприятия (Гершанок, 2019: 40).

4. Цифровая - своим появлением данная концепция всецело обязана процессу трансформации бизнес-процессов предприятия на основе информационных технологий. Такого рода оцифровка, конечно, сказалась на комплексной деятельности предприятия, на характере построения и анализа БА. Она оценивается посредством изучения баз данных (определяется их наличие и уровень защищенности), информационно-цифровых каналов коммуникационного взаимодействия во внешней и внутренней среде, эффективности оцифровки тех или иных бизнес-процессов (Пименов, Кудрявцев, 2019: 107). По сути, цифровая концепция является дополнением к информационной, выступая при этом самым прогрессивным подходом к анализу бизнес-архитектуры предприятия (Овчаренко и др., 2022: 103).

Рассмотрев имеющиеся методологические подходы к построению и анализу БА промышленного предприятия, отметим отсутствие в них учета и анализа фактора внутренней гармонии, то есть установление соразмерности всех элементов БА и их соответствия целям и стратегии предприятия, а также внешней гармонии - слаженности и эффективности взаимоотношений с внешней средой.

В свете сказанного наша методологическая посылка основывается на необходимости создания гармоничной бизнес-архитектуры промышленного предприятия, выражающейся в ряде пропорций и - соответственно - обеспечивающей устойчивые конкурентные преимущества данному бизнес-актору.

Результаты и обсуждение. Как отмечалось ранее, компоненты бизнес-архитектуры промышленного предприятия определены на данный момент, но могут видоизменяться - это зависит от отраслевой принадлежности организации, ее специфики, уровня жизненного цикла, состояния рынка и т.д. Следовательно, БА предприятия подстраивается под конкретные условия и задачи, тем самым обеспечивая ему конкурентные преимущества, возможность уменьшить риски и угрозы деловой среды, формирование приемлемого уровня функционирования (Щетинина, Красноперова, 2021: 25).

При этом важно не забывать, что необходимо выстроить оптимальные отношения с покупателями, партнерами, поставщиками, государственными структурами, учреждениями и прочими стейкхолдерами - гармоничные и взаимовыгодные. Это если мы говорим о предпринимательской среде. Гармоничная бизнес-архитектура также характеризуется максимальной удовлетворенностью в плане реализации поставленных перед предприятием задач, целей и стратегии.

Таким образом, аксиоматичным будет утверждение, что бизнес-архитектура современного промышленного предприятия должна соответствовать закону гармонии (композиции и пропорциональности). БА имеет в своем распоряжении определенный задел ресурсов (материальные, технологические, кадровые, информационно-цифровые, отношенческие и др.), который композиционно находится в поле некоторых важных пропорций, и именно они обеспечивают слаженность и эффективность всего предприятия.

На рис. 1 представим схему гармоничного взаимодействия промышленного предприятия с элементами внешнего окружения или его бизнес-архитектуры, под которой мы подразумеваем определенную на том или ином этапе, но динамичную совокупность фундаментальных и конструктивных элементов системы «предприятие - внешняя среда», обеспечивающую устойчивость и эффективность деятельности этой системы. При этом мы исходим из того принципиального положения, что деятельность - это всегда сотрудничество.

Итак, бизнес-архитектуру можно представить как целостную и интегрированную модель предприятия, целью которой является эффективное соединение стратегических, структурных, технологических и информационных аспектов деятельности (Gat et al., 2019: 157). В случае недостижения гармонии между элементами, их несогласованности появляются отклонения в виде непропорциональности, дисбалансов, разрывов.

По отношению к внешней среде это замедляет осуществление ключевых бизнес-процессов, приводит к их удорожанию, снижению прибыли, ослабеванию рыночных позиций, ухудшению имиджа и репутации. По отношению к внутренней - наблюдается аналогичная ситуация, приводящая к более серьезным негативным последствиям, которые выражаются в несоответствии стратегии, целей предприятия имеющимся возможностям и потенциалу (на рис. 2 представлена схема внутренней гармонии).

Рисунок 1 - Схема гармоничного взаимодействия промышленного предприятия с внешней средой1 Figure 1 - Scheme of Harmonious Interaction of the Industrial Enterprise with the External Environment

Рисунок 2 - Схема выстраивания внутренней гармонии на промышленном предприятии2 Figure 2 - Scheme of Building Internal Harmony in an Industrial Enterprise

1 Составлено авторами.

2 Составлено авторами.

Построение и реализация гармоничной бизнес-архитектуры зависят от выполнения следующих принципов:

1) гибкого планирования: его сущность состоит в закреплении первоначального набора имеющихся ресурсов, элементов БА и их пропорций, которые должны сосредоточиваться на оперативном, тактическом и стратегическом уровнях;

2) ограничения: совокупность ресурсов, слоев, операций БА и их пропорциональность должны быть ограничены разумными пределами для достижения эффективности;

3) координирования: указывает на то, что бизнес-архитектура должна своевременно реагировать на изменения во внутренней и внешней бизнес-среде, внося соответствующие коррективы;

4) устойчивости: БА и пропорциональность ее элементов должны сохраняться в заданном уровне при воздействии различных негативных процессов;

5) согласования: стратегически важно соблюдать пропорции БА при вводе (или устранении) ее элементов, то есть нужно стремиться не нарушить положительную синергию («золотое сечение»);

6) полноты - состав бизнес-архитектуры и соотношение ее элементов должны обеспечивать работу всех бизнес-процессов и ключевых функций предприятия.

Текущая степень гармоничности БА и является в нашем случае предметом стратегической диагностики. Для разработки методики ее реализации определим совокупность основных пропорций, которые должны соблюдаться на предприятии (табл. 1).

Таблица 1 - Требуемые параметры пропорциональности бизнес-архитектуры промышленного предприятия1

Table 1 - Required Parameters of Proportionality of the Industrial Enterprise Business Architecture

Параметры пропорциональности Требуемое значение

Внешняя гармония

Число разовых / постоянных покупателей, чел. 1/3

Количество краткосрочных / долгосрочных договоров, шт. 1/5

Дебиторская / кредиторская задолженность, млн руб. 0,9-1,1

Объем трансакционных / трансформационных издержек, млн руб. 2/3

Объем традиционной / инновационной продукции, натур. ед. 2/3

Количество сорванных контрактов / общее число заключенных контрактов, шт. 1/10

Объем импортной / экспортной продукции, млн руб. 1/3

Количество реализованных / разработанных экологических проектов, шт. 1

Число рекламаций и негативных отзывов покупателей / общее число покупательских отзывов, шт. 1/8

Объем успешного инвестирования / общий объем инвестирования, млн руб. 2/3

Внутренняя гармония

Число вспомогательных / основных бизнес-процессов, ед. 1/2

Численность управленческого персонала / рабочих, чел. 1/4

Объем нематериальных / материальных ресурсов, млн руб. 1/2

Темп потребления / роста накопления, млн руб. 1/2

Численность компетентного персонала / общая численность персонала, чел. 2/3

Объем заемного / собственного капитала, млн руб. 1/2

Индекс производительности труда / заработной платы, % >1

Число оцифрованных бизнес-процессов / общее число бизнес-процессов, ед. 2/3

Мощность сбытовых / производственных процессов, натур. ед. 0,9-1

Число уволенных сотрудников / общая численность персонала, чел. 1/5

На первый взгляд может показаться, что диагностика гармоничности БА схожа с системой сбалансированных показателей (ССП), но это не совсем так. ССП предназначена для формулирования стратегических целей и оценки их достижения; охватывает такие параметры, как персонал, работа с покупателями, финансовая деятельность.

Стратегическая диагностика гармоничности БА включает более широкий перечень параметров, основной целью ее выступает определение несоответствия между ключевыми элементами БА, что нарушает ее устойчивость. В определенном смысле можно говорить об «эстетике» БА, при отсутствии которой последняя приобретает деструктивный характер для бизнеса.

1 Составлено авторами.

Логично, что чем больше достигнуто соответствий в пропорциях, тем устойчивее БА. Для определения индекса гармоничности необходимо воспользоваться формулой (1):

р

Нш=-п-100%, (1)

где Нба - индекс гармоничности бизнес-архитектуры промышленного предприятия;

Р - число соблюденных пропорций;

п - общее количество пропорций бизнес-архитектуры.

Итак, исходя из формулы (1), выделим возможные степени гармоничности бизнес-архитектуры промышленного предприятия:

- неудовлетворительная (0-25 % реализованных пропорций от их общего числа);

- удовлетворительная (26-50 %);

- средняя (51-75 %);

- высокая (76-100 %).

В качестве объектов для нашего исследования выступили следующие промышленные предприятия:

1) Михайловский ГОК им. А.В. Варичева, г. Железногорск (Курская область) - занимается добычей и обогащением железной руды;

2) Ярославский моторный завод (ЯМЗ Автодизель), г. Ярославль - осуществляет производство дизельных двигателей многоцелевого назначения, сцеплений, коробок передач, запасных частей к ним;

3) ООО «Ваш хлеб», г. Белгород - представитель рынка хлеба и хлебобулочных изделий.

В табл. 2 представим оценку гармоничности бизнес-архитектуры указанных предприятий

за 2022 г.

Результаты стратегической диагностики степени гармоничности следующие:

1. У Михайловского ГОК им. А.В. Варичева выявлена средняя степень гармоничности (55 %), причем внутренняя гармония чуть лучше реализована, чем внешняя. Бизнес-архитектура данного предприятия слабо отвечает требованиям пропорциональности в отношении взаимодействия с внешней средой.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Это можно объяснить санкционным давлением, которое ведет к трудностям формирования новых логистических цепочек, снижению спроса на продукцию, падению инвестиционной привлекательности. Возникают дополнительные трансакционные издержки, снижается экспорт производимой продукции, уменьшается число постоянных клиентов, соответственно, меньше заключается долгосрочных договоров.

В достижении внутренней гармонии проблемными местами предприятия являются такие параметры, как высокие расходы на осуществление деятельности, неоптимизированное число бизнес-процессов, слабая цифровая активность.

2. У Ярославского моторного завода индекс гармоничности составил 65 %, что тоже указывает на среднюю степень гармоничности. Завод активно включился в программу импортозамеще-ния после ухода с отечественного рынка зарубежных конкурентов. Вместе с этим пока не удается снизить трансакционные издержки по поиску новых партнеров, поставщиков.

Недостаточная инновационная активность, снижение экспорта готовой продукции, несоответствие параметрам экологической ответственности - все это слабые звенья в деятельности предприятия, препятствующие достижению им внешней гармонии БА.

На пути формирования гармонии БА внутренней встают такие проблемы, как несоответствие численности управленческого персонала числу рабочих, большое количество вспомогательных бизнес-процессов, осуществляемых предприятием, что сказывается на его расходах, сроках реализации задач и планов.

3. В отношении ООО «Ваш хлеб» мы наблюдаем удовлетворительную степень гармоничности (50 %). Внешняя гармония слабо реализована из-за отсутствия стратегии по формированию экологической ответственности, высоких трансакционных издержек, выраженной конкуренции на рынке (что находит отражение в снижении числа постоянных покупателей и заключенных долгосрочных контрактов), снижения объема экспорта собственной продукции, неуспешно реализованных инновационных проектов.

Причинами слабой внутренней гармоничности БА являются: недостаточная заинтересованность высшего руководства в реализации концепции социальной ответственности, превалирование материальных ресурсов над нематериальными, низкая цифровая активность, недостаточное использование интеллектуального потенциала, слабая сбытовая политика.

Таблица 2 - Результаты оценки гармоничности бизнес-архитектуры промышленных предприятий (Михайловский ГОК им. А.В. Варичева, Ярославский моторный завод, ООО «Ваш хлеб») за 2022 г.1

Table 2 - Results of Assessment of Business Architecture Harmony Industrial Enterprises (Mikhailovsky Mining and Processing Plant Named After A. V. Varichev, Yaroslavl Motor Plant, LLC "Your bread") for 2022._

Параметры пропорциональности Михайловский ГОК имени А.В. Варичева Ярославский моторный завод ООО «Ваш хлеб»

Внешняя гармония

Число разовых / постоянных покупателей, чел. X + X

Количество краткосрочных / долгосрочных договоров, шт. X + X

Дебиторская / кредиторская задолженность, млн руб. + + +

Объем трансакционных / трансформационных издержек, млн руб. X X X

Объем традиционной / инновационной продукции, натур. ед. X X X

Количество сорванных / заключенных контрактов, шт. + + +

Объем импортной / экспортной продукции, млн руб. X X X

Количество реализованных / разработанных экологических проектов, шт. + X X

Число рекламаций и негативных отзывов покупателей / общее число покупательских отзывов, шт. + + +

Объем успешного инвестирования / общий объем инвестирования, млн руб. + + +

Внутренняя гармония

Число вспомогательных / основных бизнес-процессов, ед. X X +

Численность управленческого персонала / рабочих, чел. + X +

Объем нематериальных / материальных ресурсов, млн руб. X + X

Темп потребления / роста накопления, млн руб. X X +

Численность компетентного персонала / общая численность персонала, чел. + + +

Объем заемного / собственного капитала, млн руб. + + +

Индекс производительности труда / заработной платы, % + + X

Число оцифрованных бизнес-процессов / общее число бизнес-процессов, ед. X + X

Мощность сбытовых / производственных процессов, натур. ед. + + X

Число уволенных сотрудников / общая численность персонала, чел. + + +

Индекс гармоничности 55 % 65 % 50 %

Степень гармоничности средняя средняя удовлетворительная

Примечание: «*» - пропорциональность нарушена; «+» - пропорциональность соблюдается.

Подводя общий итог стратегической диагностики степени гармоничности бизнес-архитектуры, отметим, что данным предприятиям, несомненно, необходимо гармонизировать отношения - как во внутренней, так и во внешней среде. Для этого нужно обеспечить:

- соответствие одного вида ресурсов другим (технические - кадровым и т.д.);

- пропорцию инвестирования в восполнение основных средств и их обновление за счет нематериальных активов;

- повышение инвестиционной привлекательности (соотношение «затраты - выгоды» для акционеров);

1 Составлено авторами.

- переориентацию на другие региональные и зарубежные рынки сбыта (соотношение между старыми и новыми рынками);

- гармонизацию соотношения между трансформационными и трансакционными издержками - за счет оптимизации логистической и сбытовой деятельности;

- формирование и реализацию концепции экологической ответственности (соотношение между реализованными экологическими проектами и общим количеством разработанных экологических проектов);

- ликвидацию несогласованности между внутренней (инсайдерской) и внешней (аутсай-дерской, нацеленной на внешние аудитории) информацией, так как в настоящее время наблюдается противоречивость между указанными типами бизнес-месседжей.

Иными словами, для гармонизации отношений в деловой среде предприятиям целесообразно воспользоваться таким современным инструментарием, как отношенческий маркетинг и бенчмаркинг (Семенова, 2022: 166; Абушева, Колосова, 2022: 23). Также руководству необходимо переосмыслить и переориентировать функционал ключевых бизнес-процессов, т.е. речь может идти о таких методах, как ребрендинг и реинжиниринг (Канарейко, 2021: 45; Шершнёва, Мезенцева, 2021: 63).

Для обоснования устойчивых пропорций как условий «эстетичности» БА целесообразно использовать принцип «золотого сечения» (спираль Фибоначчи), что отражено, например, в работе И.В. Соминой (Сомина, 2019: 317) и др.

Заключение. В ходе данного исследования обоснована необходимость выстраивания гармоничных отношений с различными представителями и элементами внешней и внутренней деловой среды, что обеспечивается формированием и развитием соответствующей бизнес-архитектуры. Эта управленческая категория позволяет увидеть «несущие» связи и конструкции системы «предприятие - среда», придав новую мерность традиционным концепциям диагностики. В этой связи возникает необходимость в методическом инструментарии оценки бизнес-архитектуры на предмет ее сбалансированности и оптимальности. В качестве такого инструмента авторами предлагается стратегическая диагностика степени гармоничности бизнес-архитектуры. Она основывается на учете пропорциональности между определенными показателями деятельности промышленного предприятия, что и формирует гармоничную БА. Следующим этапом является расчет индекса гармоничности и определение ее степени. Завершающий момент - выдача рекомендаций по повышению степени гармоничности бизнес-архитектуры. В этой связи, в частности, отметим, что одна из разновидностей наиболее современного маркетинга - это маркетинг отношений или взаимоотношений. Под ним следует понимать управление долгосрочными отношениями с клиентами, партнерами, включая поставщиков. В его целевой области - формирование и накопление капитала эффективных отношений между теми или иными структурами и их персоналом. Целесообразно также применение технологий реинжиниринга, ребрендинга, бенчмаркинга.

Дальнейшим шагом в исследовании поставленной научно-практической проблемы может стать выявление корреляции между нарушением пропорций БА и различными видами рисков предприятия.

Список источников:

Абушева В.Э., Колосова О.Г. Бенчмаркинг как эффективное направление современного анализа // Вестник экономики и менеджмента. 2022. № 2. С. 21-26.

Гершанок Г.А. Реинжиниринг при построении бизнес-архитектуры предприятия // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. № 5-1. С. 40-44.

Канарейко Д.А. Модель ребрендинга как инструмент позиционирования предприятия // Общество, экономика, управление. 2021. Т. 6, № 3. С. 44-48. https://doi.org/10.47475/2618-9852-2021-16306.

Кочина С.К., Брежнев А.Н., Осыченко Е.В. Диагностика деятельности промышленных предприятий в условиях ESG-транс-формации // Развитие современной науки и технологий в условиях трансформационных процессов. М., 2023. С. 331-339.

Курилова А.А., Савенков Д.Л. К вопросу о диагностике архитектуры предприятия // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2022. Т. 11, № 2 (39). С. 45-48. https://doi.org/10.57145/27128482_2022_11_02_09.

Овчаренко В.А., Шиболденков В.А., Дроговоз П.А. Импортосуверенная цифровая адаптация бизнес -архитектуры в условиях санкций // Горизонты экономики. 2022. № 6 (72). С. 99-109.

Омарова П.З., Магомедова К.М. Архитектурный подход к управлению предприятием // Научный альманах. 2019. № 41 (54). С. 38-40.

Пименов В.В., Кудрявцев Г.И. Об архитектуре как системном подходе к развитию предприятия при цифровой трансформации бизнеса // Экономические стратегии. 2019. Т. 21, № 7 (165). С. 106-117. https://doi.org/10.33917/es-7.165.2019.106-117.

Семенова С.В. Перспективы реализации концепции маркетинга отношений на промышленных рынках // Экономические науки. 2021. № 202. С. 164-170. https://doi.org/10.14451/1.202.164.

Сомина И.В. Актуализация структурно-динамического базиса гармонизации в контурах архитектоники инвестиционно-финансового обеспечения инновационных процессов в России // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. № 11. С. 316-319. https://doi.org/10.23672/SAE.2019.11.41502.

Шершнёва А.В., Мезенцева С.А. Реинжиниринг бизнес-процессов предприятия в условиях цифровой трансформации // Стратегия предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности. 2021. № 10. С. 61 -65.

Шкаликова А.А. Совершенствование архитектуры предприятия // Контентус. 2019. № 1. С. 140-148.

Щетинина Е.Д., Красноперова И.С. Деловая среда промышленного предприятия и принципы её изучения в новой экономике // Экономический вектор. 2021. № 1 (24). С. 23-29.

Gat, Kosasi S., Sulsatri K. Enterprise Architecture: Key to Successful Digital Business Transformation // 2019 1st International Conference on Cybernetics and Intelligent System (ICORIS). Denpasar, 2019. P. 156-161. https://doi.org/10.1109/IC0-RIS.2019.8874926.

References:

Abusheva, V. E. & Kolosova, O. G. (2022) Benchmarking as an Effective Direction of Modern Analysis. Vestnik of Economics and Management. (2), 21-26. (In Russian).

Gat, Kosasi, S. & Sulsatri, K. (2019) Enterprise Architecture: Key to Successful Digital Business Transformation. 2019 1st International Conference on Cybernetics and Intelligent System (ICORIS). Denpasar, рр. 156-161. Available from: doi:10.1109/IC0-RIS.2019.8874926.

Gershanok, G. A. (2019) Reengineering in the Construction of Business Architecture of the Enterprise. Vestnik Altajskoj akademii ekonomiki i prava. (5-1), 40-44. (In Russian).

Kanareiko, D. A. (2021) Rebranding Model as an Enterprise Positioning Tool. Society, Economy, Management. 6 (3), 4448. Available from: doi:10.47475/2618-9852-2021-16306. (In Russian).

Kochina, S. K., Brezhnev, A. N. & Osychenko, E. V. (2023) Diagnostics of the Activity of Industrial Enterprises in the Context of ESG-Transformation. In: Razvitie sovremennojnaukii tekhnologij v usloviyah transformacionnyh processov. Moscow, рр. 331 -339. (In Russian).

Kurilova, A. A. & Savenkov, D. L. (2022) On the Diagnosis of Enterprise Architecture. Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 11 (2 (39)), 45-48. Available from: doi:10.57145/27128482_2022_11_02_09. (In Russian).

Omarova, P. Z. & Magomedova, K. M. (2019) Architectural Framework of Enterprise Management. Nauchnyjal'manah. (4-1 (54)), 38-40. (In Russian).

Ovcharenko, V. A., Shiboldenkov, V. A. & Drogovoz, P. A. (2022) Import-Verified Digital Adaptationbusiness Architectures in the Conditions of Sanctions. Horizons of Economics. (6 (72)), 99-109. (In Russian).

Pimenov, V. V. & Kudryavtsev, G. I. (2019) About Architecture as a Systemic Approach to Enterprise Development in Digital Transformation of Business. Economic Strategies. 21 (7 (165)), 106-117. Available from: doi:10.33917/es-7.165.2019.106-117. (In Russian).

Schetinina, E. D. & Krasnoperova, I. S. (2021) The Business Environment of an Industrial Enterprise and the Principles of its Study in the New Economy. Economic Vector. (1 (24)), 23-29. (In Russian).

Semenova, S. V. (2021) Prospects for the Implementation of the Concept of Relationship Marketing in Industrial Markets. Ekonomicheskie nauki. (202), 164-170. Available from: doi:10.14451/1.202.164. (In Russian).

Shershneva, A. V. & Mezentseva, S. A. (2021) Reinzhiniring biznes-processov predprijatija v uslovijah cifrovoj transformacii [Reengineering of Business Processes of an Enterprise in the Context of Digital Transformation]. Strategiya predpriyatiya v kontekste povysheniya ego konkurentosposobnosti. (10), 61-65. (In Russian).

Shkalikova, A. A. (2019) Improving the Enterprise Architecture on the Example. Kontentus. (S11), 140-148. (In Russian).

Somina, I. V. (2019) Updating of Structural and Dynamic Basis of Harmonization in the Contours of Architectonics of Investment and Financial Support of Innovative Processes in Russia. Gumanitarnye, social'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki. (11), 316-319. Available from: doi:10.23672/SAE.2019.11.41502. (In Russian).

Информация об авторах

С.К. Кочина - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры теории и методологии науки Белгородского государственного технологического университета имени В.Г. Шухова, Белгород, Россия.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=680250

Е.Д. Щетинина - доктор экономических наук, профессор, профессор и заведующий кафедрой маркетинга Белгородского государственного технологического университета имени В.Г. Шухова, Белгород, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=486017

С.Г. Добкин - аспирант кафедры маркетинга Белгородского государственного технологического университета имени В.Г. Шухова, Белгород, Россия.

Вклад авторов:

С.К. Кочина - идея; сбор материала; развитие методологии; написание исходного текста; итоговые выводы.

Е.Д. Щетинина - идея; научное руководство; концепция исследования; развитие методологии; итоговые выводы.

С.Г. Добкин - написание исходного текста; итоговые выводы.

Конфликт интересов:

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors

S.K. Kochina - PhD in Economics, Associate Professor, Associate Professor at the Department of Theory and Methodology of Science, Belgorod State Technological University named after V.G. Shu-khov, Belgorod, Russia.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=680250

E.D. Schetinina - D.Phil. in Economics, Professor and Head of the Marketing Department, Belgorod State Technological University named after V.G. Shukhov, Belgorod, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=486017

S.G. Dobkin - PhD student, Marketing Department, Belgorod State Technological University named after V.G. Shukhov, Belgorod, Russia.

Contribution of the authors: S.K. Kochina - idea; collection of material; methodology development; source text writing; final conclusions.

E.D. Schetinina - idea; scientific leadership; research concept; methodology development; final conclusions.

S.G. Dobkin - source text writing; final conclusions.

Conflicts of interests:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 05.04.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 03.05.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 18.07.2023.

Авторами окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.