Научная статья на тему 'Страны Юго-Восточной Азии между Пекином и Вашингтоном: поиски баланса и трудности в сохранении единства'

Страны Юго-Восточной Азии между Пекином и Вашингтоном: поиски баланса и трудности в сохранении единства Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
342
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АСЕАН / США / КИТАЙ / РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / ASEAN / USA / CHINA / REGIONAL SECURITY / FOREIGN POLICY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мосяков Дмитрий Валентинович

В статье указывается, на проблемы, с которыми столкнулись страны АСЕАН, в связи с усилением американо-китайского соперничества за влияние в регионе. Автор отмечает, что от фундаментальной для блока АСЕАН идеи независимости региона, его освобождения от преобладающего влияния внешних сил к настоящему времени почти ничего не осталось. Речь сейчас идет не о вытеснении иностранного влияния и утверждения так любимого в этом блоке принципа «асеан сентралити», а о выживании АСЕАН как целостной и сплоченной региональной организации в условиях, когда борьба двух великих держав США и Китая за доминирование в Юго-Восточной, а шире в Восточной Азии, становится все более жесткой и принципиальной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The countries of South-East Asia between Beijing and Washington: in search of a balance and the difficulties in maintaining unity

The paper points out the problems facing ASEAN member-states in respect to the growing American-China competition for influence in the region. The author stresses that the fundamental ASEAN idea of the region independence, its liberation from the predominant foreign influence has almost disappeared by now. Today the urgent problem is not to oust foreign influence and maintain the so much cherished “ASEAN centrality” principle, but to ensure the survival of ASEAN as an integrated and cohesive regional organization under the condition when the struggle of the two great powers the US and China for domination in South-East Asia and wider in East Asia is getting more and more fierce and principled.

Текст научной работы на тему «Страны Юго-Восточной Азии между Пекином и Вашингтоном: поиски баланса и трудности в сохранении единства»

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ _Выпуск XXXIII (№ 33, 2016)_

© Мосяков Д.В.

ИВ РАН

СТРАНЫ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ МЕЖДУ ПЕКИНОМ и ВАШИНГТОНОМ: ПОИСКИ БАЛАНСА и ТРУДНОСТИ в СОХРАНЕНИИ ЕДИНСТВА

Сегодня страны Юго-Восточной Азии, объединенные в блок АСЕАН, переживают очень сложный период своей истории, когда вызовы их единству, сплоченности и процветанию высоки как никогда раньше. От фундаментальной для этого блока идеи независимости региона, его освобождения от преобладающего влияния внешних сил к настоящему времени почти ничего не осталось. Речь сейчас идет не о вытеснении иностранного влияния и утверждения так любимого в этом блоке принципа «асеан сентралити», а о выживании АСЕАН как целостной и сплоченной региональной организации, в условиях, когда борьба двух великих держав США и Китая за доминирование в Юго-Восточной, а шире - в Восточной Азии становится все более жесткой и принципиальной.

Началась эта борьба 1990-х, когда усилившийся Китай под лозунгом возвращения территорий и влияния, которые он якобы потерял в так называемую «эпоху исторической слабости», начал активно продвигаться в этот регион. Самим естественным ходом вещей такая политика на деле означала постепенное вытеснение США как традиционно доминирующей там после окончания Второй мировой войны военной, торгово-экономической и социокультурной силы.

США не сразу осознали масштабы китайских намерений, поэтому, еще когда в 1974 г. китайские войска захватывали Па-расельские острова, где оборонялись их ближайшие на тот момент союзники - южновьетнамцы, они ничего не сделали, чтобы помочь тем удержать эти островные территории. В тот момент после подписания Шанхайского коммюнике и встречи Никсона и Киссинджера с Мао и Чжоу Эньлаем в Вашингтоне рассчитывали на расцвет так называемой engage policy, то есть политики втягивания Китая в сферу американских интересов. Для американского руководства в той ситуации отношения с

Китаем, который разрешил США установить свои станции слежения за запуском советских ракет с Байконура на территории Синьцзяна, казались намного важнее защиты кучки полузаброшенных островов.

Только позже в Вашингтоне осознали, что захват Парасел имел для китайского флота огромное значение - дорога китайским ВМС дальше на юг на острова Спратли оказалась открыта. Там они на рубеже 80-х и 90-х годов стали захватывать один риф за другим, формируя плацдарм для своего военного присутствия в Юго-Восточной Азии. При этом процесс китайского продвижения носил, если так можно сказать, во многом дискретный характер: после каждого очередного прыжка на юг следовали переговоры со встревоженными китайским продвижением странами АСЕАН, подписание китайцами с ними правил поведения в ЮВА и даже декларации о безопасности в регионе.

Давление в акватории Южно-Китайского моря сочеталось с проведением активной экономической экспансии, когда Китай предлагал странам АСЕАН крайне выгодные экономические проекты. Суть китайского подхода можно назвать «политикой кнута и пряника». С одной стороны непрерывное военное давление, связанное с появление китайских рыбаков под прикрытием военных судов в районах рифов Мисчиф (Филиппины), островов Натуна (Индонезия), зонах контроля со стороны Вьетнама. С другой, активное продвижение в сфере экономики, ядром которого стала реализация идеи зоны свободной торговли Кафта (Китай-АСЕАН) Успех здесь оказался очень значительным. В 2005 г. взаимный товарооборот Китая и стран АСЕАН превысил 100 млрд долл. В 2006 г. он достиг 160,8 млрд долл., а в 2010 г. возрос до 292,8 млрд долл. В 2013 г. объем товарооборота с АСЕАН достиг 443,6 млрд долл., а к 2020 г. стороны планируют довести его до 1 трлн долл. Китай уверенно держится на первом месте среди основных торговых партнеров АСЕАН, которая для КНР - третий по величине торговый партнер, четвертый рынок экспорта и второй - импорта. Проблема Китая в таком сотрудничестве состоит в том, чтобы найти ту точку, когда можно будет этот экономический потенциал и верховенство Китая как главного экономического парт-

нера АСЕАН безболезненно конвертировать и перевести в сферу собственно политического доминирования. Китай уже не раз пытался это сделать, но особого успеха не добился. Страны АСЕАН пытаются сохранить свободу маневрирования и, поэтому, потолок перехода экономического влияния в политическое для Китая все время повышается. Максимум на что готовы пойти наиболее сильные страны АСЕАН, так это на ритуальное подписание соглашения об особом взаимном партнерстве между КНР, которое ни к чему их не обязывает.

Попытки стран АСЕАН вести свою игру и противостоять китайской экспансии вызывают подчас неприкрытое раздражение в КНР. Особенно злит Пекин непрерывная апелляция части асеановских элит к США в поисках зашиты и контрбаланса, а также призывы к внутренней сплоченности и единству, о чем почти непрерывно говорят асеановские политики, особенно представители самой крупной и влиятельной страны региона -Индонезии. В сфере экономики асеановцы предпринимали попытки разбавить зону свободной торговли с Китаем другой более широкой зоной свободной торговли, причем так, чтобы Китай был бы зависим от других стран-партнеров АСЕАН в лице Японии, Южной Кореи и даже Австралии.

Некоторое время назад Китай безуспешно пытался использовать проект Меконга в качестве еще одного направления продвижения в регион. Однако и здесь китайские предложения об инвестициях и строительстве новых плотин встретили очень настороженно, тем более, что это именно Китай, построивший шесть крупных плотин на Верхнем Меконге, серьезно уменьшил объемы зимнего стока и условия судоходства на реке. Более успешен Китай оказался в двусторонних отношениях особенно с такими наиболее бедными странами АСЕАН как Камбоджа и Лаос. Более того, сегодня электоральная революция в странах АСЕАН явно играет за Китай, ограничивая роль старых и традиционных политических элит и кланов, открывая дорогу популистам и прагматикам вроде Таксина Чиннавата в Таиланде или нынешнего филиппинского президента Дутерте. Основа китайского влияния здесь - выгодные кредиты, увеличение товарооборота и местного производства, плюс огромная роль местной китайской диаспоры.

Следует сказать, что американцы оказались явно не готовы к такой активности Китая. Они явно задержались со своим историческим поворотом в Азии с идеей Тихоокеанского дома, более того, под влиянием призывов филиппинских политиков и писем сингапурских бизнесменов, в которых капитаны сингапурского бизнеса буквально умоляли США вернуться, в Вашингтоне возникло ощущение что возвращение Америки в регионе ждут, что при наличии политической воли и не очень больших финансовых затрат, удастся создать из приграничных с Китаем стран АСЕАН, так называемый «санитарный кордон» на пути китайской экспансии. В теории Филиппины, Вьетнам, Таиланд и Бирма должны были противостоять этой экспансии, опираясь на поддержку США. Тем самым США получали мощный рычаг давления на Китай. Во всех этих странах американцы действуют чрезвычайно активно, так например, с Филиппинами во время прошлогоднего визита президента Обамы в эту страну они подписали соглашение о военном присутствии американских войск и подчеркнули свою приверженность заключенному еще в 1951 г. договору безопасности, по которому обязывались защищать филиппинский суверенитет. В Таиланде они оказывают непрерывное давление на власть, пытаются ускорить уход от власти таиландских военных и передать ее гражданскому правительству. В Бирме они, играя на страхах военной верхушки, относительно экспансии КНР активно продвигают свою креатуру - Аун Сан Сучжи нобелевского лауреата и убежденного друга США на роль неформального лидера бирманцев, а ее друга - на пост президента страны. Они же подталкивают бирманских военных к обострению конфликтов на границе с Китаем. Последние столкновения в районе Кокан-га, когда почти 40 тысяч китайских переселенцев вынуждены были уйти на китайскую территорию из-за обстрелов бирманской артиллерии, свидетельствуют о том, что и здесь американцам удается настраивать правящие круги против КНР и постепенно продвигать свой курс.

Сегодня, однако, явно складывается ощущение, что США оказались использованы странами АСЕАН для выстраивания системы контрбалансов. Ни о каком санитарном кордоне и речи нет, более того, если раньше можно было вполне четко

определить американских союзников - Филиппины и Таиланд, а также Сингапур, то сегодня этого просто нет. Есть страны АСЕАН настроенные на поиски баланса отношений с США и Китаем, и есть страны вроде Камбоджи, которая является, по сути, главным проводником китайских интересов внутри блока АСЕАН.

Сегодня даже Вьетнам, который, казалось бы, был на грани превращения в союзника США, вновь возвращается к многовекторному курсу внешней политики и ищет балансы в отношениях с США и Китаем. Здесь неудача американских политиков оказалась особенно болезненной, частично снято эмбарго на поставку во Вьетнам боевых видов вооружений и одобрено профильной комиссией Сената США соглашение, позволяющее американским компаниями продавать Вьетнаму оборудование для АЭС. Взаимная торговля Вьетнама и США превысила 36 млрд долларов, причем Вьетнам имеет в этой торговли значительный профицит, (около 80% - это вьетнамский экспорт), что позволяет несколько сбалансировать дефицит вьетнамской торговли с Китаем (общий товарооборот 54 млрд долл.). Американские инвестиции во Вьетнам превышают 11 млрд долларов. Кроме того, число вьетнамских студентов обучающихся в США превысило 16 тыс. человек и Вьетнам занимает сегодня 8 место по числу студентов в США.

Несмотря на все эти усилия Вьетнам, в традициях асеа-новской политики, все время повышает планку и не дает возможности перевести экономическое влияние в политическую плоскость.

В заключение хотелось бы сказать, что контригра АСЕАН, которая сумела вернуть в регион США и выстроить довольно успешную систему сдержек и противовесов между двумя полюсами в лице Вашингтона и Пекина, представляется очень рисковой. Американское военное присутствие в регионе растет, китайское тоже, с одной стороны - новые подводные лодки, с другой - непотопляемые острова-авианосцы. Ставки в вооруженном противостоянии все время растут и не факт, что страны АСЕАН смогут влиять на ситуацию в регионе и тем более держать ее под контролем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.