ДАДАБАЕВА Зарина Абдурахмановна
Доктор политических наук, ведущий научный сотрудник отделения международных экономических и политических исследований
Институт экономики РАН
117418, РФ, г. Москва, ул. Новочеремушкинская, 42а Контактные телефоны: (499) 120-91-70, (903) 119-82-91 e-mail: [email protected]
Страны Шанхайской организации сотрудничества: взаимные интересы и противоречия
Ключевые слова: Шанхайская организация сотрудничества; национальные интересы; политическое взаимодействие; политические противоречия; безопасность; военно-политическое сотрудничество; противодействие терроризму.
Аннотация. Рассмотрены взаимные интересы и противоречия стран, входящих в ШОС. Проблемы взаимодействия выстраиваются в соответствии с политико-экономической обстановкой и существующими угрозами национальной безопасности, включая экономическое, военное, экологическое сотрудничество, борьбу с международным терроризмом. Противоречивость интересов и неравномерность экономического развития стран - членов ШОС, необходимость противодействия силам сепаратизма и экстремизма усиливают роль ШОС в регионе.
Активизация деятельности региональных организаций с участием России в качестве их полноправного и лидирующего члена в последние годы свидетельствует о существенном потеплении отношений России со странами Центрально-Азиатского региона и усилении интеграционных процессов. Центрально-азиатское направление традиционно являлось одним из определяющих ориентиров внешней политики России.
Основные направления взаимодействия по линии Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), куда входят Россия, Китай, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан, имеют ряд аспектов. В настоящее время взаимоотношения между государствами выстраиваются в соответствии со сложившейся политико-экономической обстановкой и существующими угрозами национальной безопасности, включая экономическое сотрудничество, военное взаимодействие, борьбу с международным терроризмом и наркотрафиком, сотрудничество в проведении политических реформ.
На современном этапе для ШОС характерен высокий темп становления ее структур. Политическое взаимодействие в рамках организации строится на основе двусторонних и многосторонних договоров и соглашений.
Особый динамизм и эффективность этой организации придает активная роль Китая. При этом учитывается прежний изоляционистский внешнеполитический курс КНР и закрытость от внешнего мира республик Центральной Азии [1. С. 7-18].
Влияние ШОС растет, и связано это с тем, что для ее членов - эта организация стала главной в их совместной борьбе с сепаратизмом и религиозным экстремизмом. Китай преодолевает сопротивление сепаратистов в Синцьзян-Уйгурском автономном районе (СУАР), Россия с помощью ШОС пытается ослабить радикальное влияние в мусульманских регионах, Узбекистан, Киргизия и Таджикистан борются с исламскими экстремистами из Афганистана [2]. Кроме того, для России и Китая ШОС является реальным геополитическим инструментом в отстаивании своих стратегических интересов в мире.
Вместе с тем в ШОС существуют определенные расхождения и противоречия между странами-участницами. Китай хотел бы укрепить свое экономическое и политичес-
© Дадабаева З. А., 2009
кое влияние в Центральной Азии, России необходимо сохранить и усилить свое присутствие в регионе. Вероятно, что со временем долгосрочные интересы Китая могут вступить в противоречие с интересами Москвы [3. С. 206].
Несмотря на то, что «Хартия ШОС» не предусматривала наличие военной составляющей, проблемы безопасности в Центральной Азии тесно связаны именно с этой организацией.
Высокой степенью развития отличается военно-политическое сотрудничество России, Таджикистана и Киргизии. На территории двух центрально-азиатских республик расположены военные базы России. В состав базы в Таджикистане входят: авиагруппа военно-воздушных сил и уникальный оптико-волоконный комплекс обнаружения высокоорбитальных космических объектов «Окно», расположенный в 70 км от Душанбе (за этот объект Россия списала 242 млн дол. таджикского долга).
Важным нам представляется укрепление военного присутствия России в Кыргызстане на основе открывшейся в октябре 2003 г. военной базы в Канте. Достигнуты договоренности о создании мобильных военных формирований в рамках ОДКБ для оперативного реагирования на возможные угрозы, что очень важно в стратегическом плане. В то же время в республике на территории международного аэропорта «Манас», близ Бишкека, размещены группы американских военных. Эта военная группировка используется для тылового обеспечения и поддержки сил антитеррористической коалиции в Афганистане, но при необходимости авиабаза в техническом плане готова обеспечивать истребительную и штурмовую авиацию. Несмотря на заявления официального Бишкека в 2009 г. о выводе базы с территории республики, пока не решены процедурные вопросы.
В то же время Россию и Китай не может не беспокоить размещение на территории Таджикистана военно-воздушного контингента НАТО. Стремительными темпами внедряется американская программа иностранного военного финансирования. Значительная часть помощи Белого дома используется в расширении военного и военно-технического сотрудничества и переоснащения вооруженных сил Таджикистана, Кыргызстана и Узбекистана современной американской и натовской техникой и вооружением, что свидетельствует о вытеснении России с традиционного рынка сбыта вооружений в регионе.
Наряду с Россией военное присутствие США в регионе заботит и Пекин. Здесь прекрасно понимают, что контртеррористическая операция США - это часть долгосрочной стратегии по достижению глобального доминирования. Тем не менее китайское руководство увидело возможность строить отношения КНР и США путем возрождения «общего врага». Господствующим в Китае стало убеждение, что «однополярная гегемония» США продержится еще достаточно долго, возможно, до середины XXI века, поэтому Китаю нужно приспосабливаться к этой гегемонии.
Военно-политическое сотрудничество в регионе призвано решить проблему борьбы с незаконным оборотом наркотиков и охраной южных рубежей России. Уход российских пограничников с таджикско-афганской границы автоматически перенес границу непосредственно к ее рубежам. Вывод российских пограничников усилил риски трансформации региональных политических элит, которые превратились в мощные структуры, обеспечивающие политическое прикрытие, в том числе торговли героином.
Пока Таджикистану не удается осуществлять полный и эффективный контроль над транзитом наркотиков из Афганистана, поэтому положение в этом плане резко ухудшается. К сожалению, официальный Таджикистан не контролирует ряд приграничных территорий. Последние десять лет главная наркоугроза для всех центрально-азиатских стран исходила из Афганистана (ИГА), где из 32 провинций в 28 выращиваются наркосодержащие растения, а к наркоторговле причастны практически все неподконтрольные правительству вооруженные группировки. К тому же население вблизи таджикско-афганской границы открыто занимается переброской, а в некоторых местностях и выращиванием опиатов и растений, содержащих героин.
Кажущийся параллелизм ШОС и других субрегиональных организаций не исключает взаимодействия в решении некоторых проблем с помощью военной силы. Примером подобного партнерства является взаимодействие стран в рамках ШОС в борьбе с международным терроризмом, наркотрафиком и трансграничной организованной преступностью, воплощенное в Региональном антитеррористическом центре (РАТЦ) ШОС, расположенном в Ташкенте. Создание Центра было вызвано необходимостью объединения усилий шести стран перед лицом нараставшей угрозы со стороны Афганистана при режиме талибов.
Как отмечают специалисты, несмотря на американское военное присутствие в Афганистане после разгрома талибов, наркотрафик из этой страны в регионы Центральной Азии и Россию не только не уменьшился, а даже увеличился. Гуманитарная программа перевода афганских крестьян с производства опиатов на другие сельскохозяйственные культуры провалилась, а выращивание, производство и продажа наркотиков является экономической подпиткой «новых талибов» и других исламских экстремистов и террористов. Правительство Х. Карзая с большим трудом удерживает военно-политическую ситуацию в стране под контролем. Этим и вызвано стремление стран ШОС бороться с наркотрафиком на подступах к своим территориям, т. е. в пределах Афганистана [3].
Шанхайская организация сотрудничества играет важнейшую роль в развитии экономического сотрудничества Китая, России и стран Центрально-Азиатского региона. Республики Центральной Азии представляют потенциальный рынок для растущей экономики Китая, а также благодатный источник сырьевых материалов. Активно развиваются связи Китая в регионе по различным направлениям. Разработаны планы строительства газо- и нефтепроводов из стран Центральной Азии в Китай и дальше в страны Юго-Восточной Азии, строятся новые железнодорожные пути, автомобильные дороги, связывающие Китай с Центральной Азией, создаются совместные предприятия.
Географическая близость Китая к Центральной Азии, безусловно, важна для стран региона. Динамичный и доступный рынок Китая представляет интерес для экспорта товаров из стран Центральной Азии. Некоторые из стран региона тяготеют к Китаю, другие же более плотно сотрудничают с Ираном и Турцией. Но все центрально-азиатские страны неизменным союзником и главным экономическим партнером считают Россию.
Наблюдается повышенный интерес российского капитала к широкомасштабному инвестированию в узбекскую экономику, в первую очередь в такие отрасли, как добыча и переработка нефти и газа, телекоммуникации, металлургия, машиностроение, точное приборостроение, производство электроники, строительных материалов, переработка сельхозпродукции.
Расширение торгово-экономических и инвестиционных связей между Россией и Узбекистаном может оказать положительное воздействие на другие страны Центральной Азии и явиться серьезным шагом на пути к созданию общего рынка в регионе.
Наряду с традиционно успешными экономическими интересами России в Киргизии (имеется в виду промышленное сотрудничество в возрождении и сохранении уникальных предприятий: приборостроительного завода, Кара-Балтинского горно-металлургического комбината, Орловского химико-металлургического завода). Начало действовать российско-киргизско-казахстанское совместное предприятие по переработке урановых руд для топлива атомных электростанций.
В экономику Таджикистана Россия вложила 200 млн дол. прямых инвестиций в строительство Сангтудинской ГЭС. Российские компании в Таджикистане также планируют участвовать в сооружении Рогунской ГЭС, установленная мощность которой 3 млн 600 тыс. кВт/ч с водохранилищем 13 млрд куб. м. После окончания строительства этой ГЭС могла бы завершиться работа по многолетнему регулированию стока р. Вахш, а это решение энергетического спора в регионе. Участие в данном проекте предоставило бы России возможность влиять на политико-экономическую ситуацию в регионе.
Развитие регионального сотрудничества, в частности, инвестирование гидроэнергетических проектов, может принести реальную пользу не только населению Таджикистана, но и соседним государствам, в первую очередь Афганистану. Тех средств, которые выделяет мировое сообщество на уничтожение производства наркотиков в этой стране, явно недостаточно. Должна быть сформирована промышленная инфраструктура, чтобы население Афганистана перешло к нормальному экономическому развитию.
В течение 5-8 лет можно было бы обеспечить территорию Афганистана на Севере и Юге сетью линий электропередач и выдавать для освоения новых земель до 5-6 млрд кВт/ч электроэнергии. Организовать производство сельскохозяйственной продукции, в первую очередь, сбор и переработку хлопка в объеме 3-4 млн т в год.
В рамках программы международного сообщества по борьбе против наркотиков это позволило бы решить проблему искоренения производства наркотических веществ. При наличии электроэнергии нашли бы решение своих проблем и другие отрасли экономики страны. Даже восстановление разрушенных гидроэлектростанций Афганистана не может обеспечить дальнейшее развитие страны, так как мощность на самых крупных ГЭС (Сароби, Наглу, Махипар, Дорунта, Пули-Хумри) составляет всего 176 тыс. кВт/ч (и в мирное время они вырабатывали не более 230 млн кВт/ч).
Важным вопросом представляется обсуждение с афганской стороной вопроса об использовании стока р. Пяндж (30% стока р. Пяндж принадлежит афганской стороне) и сооружения на нем Даштиджумского гидроузла и гидростанции. Этот вопрос прорабатывался в 70-е годы XX века, но его решение всячески оттягивалось из-за интенсивного освоения земель в среднеазиатских республиках, особенно в Узбекистане и Туркменистане. В результате крупномасштабного освоения новых земель, наряду с увеличением сельхозпродукции, возникли большие экономические проблемы (поднятие уровня грунтовых вод и выпадение земель из сельхозоборота и т. д.).
Строительство Даштиджумской ГЭС считалось целесообразным увязать с предотвращением последствий возможного катастрофического прорыва Сарезского озера и сооружением на нем гидростанции мощностью 300-600 тыс. кВт/ч, с выработкой электроэнергии в 2 млрд кВт/ч в год. Ценнейшая в условиях Центральной Азии вода в объеме 19 млрд куб. м могла бы быть использована для накопления в водохранилище Даштиджумской ГЭС. Опасность прорыва воды из Сареза существует давно, и эта катастрофа может причинить больше ущерба Узбекистану, Афганистану, Казахстану, Таджикистану и Туркменистану, чем затраты на сооружение Даштиджумского гидроузла. Вовлечение гидроресурсов Пянджского каскада позволило бы решить проблему обеспечения дешевой, ежегодно возобновляемой электроэнергией соседних государствах. Промышленность России имеет возможность поставки уникального оборудования для Даштиджумской ГЭС. Строительство гидроузла и гидростанции можно было бы осуществить с помощью заводов, поставлявших оборудование для строительства Ток-тагульской, Нурекской, Байпазинской, Сангтудинской ГЭС.
Развитие энергетики Афганистана позволило бы в дальнейшем приступить к созданию крупного предприятия черной металлургии с использованием железорудного месторождения Ходжа Гек, которое оценивается в 2 млрд т. Можно было бы рассмотреть и обсудить с афганской стороной вопросы подачи природного газа по магистральному газопроводу от месторождения в провинции Шибирган до Килифа (Туркменистан) протяженностью 91,5 км, который был рассчитан на 4 млрд куб. м газа в год. Газопровод подавал с 1973 г. по 1985 г. по 3,5 млрд куб. м газа. В Афганистане с участием советских геологов разведаны и выявлены месторождения меди, свинца, цинка, кадмия, серебра, золота. По их оценкам, есть реальная возможность открытия новых месторождений нефти и газа на севере страны. Решение только этих вопросов дало бы возможность создать сотни рабочих мест и позволило бы вывести Афганистан из бедственного положения.
Интересы России в Центральной Азии перекликаются с национальными интересами государств региона в Российской Федерации, что, в свою очередь, приводит к противоречиям интересов центрально-азиатских республик внутри региона.
Интересы Казахстана ориентированы на экспорт казахской нефти и газа на Запад через российские трубопроводы.
Интересы Киргизии в борьбе с исламским экстремизмом состоят в том, чтобы не быть втянутой в борьбу, так как это может ухудшить и так слабую экономику республики и повлиять на социальные реформы. Стратегическая цель Киргизии - обеспечить безопасность страны, опираясь на дружбу и сотрудничество с РФ, КНР и взаимодействуя с Казахстаном, Узбекистаном и Таджикистаном.
Национальные интересы Узбекистана направлены на усиление возможности стать лидером в Центрально-Азиатском регионе, что явно противоречит интересам Казахстана, и особенно Таджикистана, который объединяет различные политические силы, в том числе исламскую оппозицию, и опирается на российскую военную базу, дислоцированную в республике.
Национальные интересы Китая, наряду с решением общих антитеррористических задач, сводятся к стремлению превратить ШОС в инструмент реализации своей экономической политики в Центральной Азии, ведь кроме ШОС у Пекина нет других структур в регионе, в отличие от России.
Существенную роль в усилении российского влияния в регионе, на наш взгляд, могут сыграть русские диаспоры. Пока имеются условия для их существования, у России сохраняются рычаги воздействия на политические элиты стран региона. Уменьшение русской и русскоязычной миграции за пределы Центральной Азии за счет улучшения экономической и политической обстановки в регионе может привести к осуществлению геополитических целей России. По своему стратегическому положению Центральная Азия позволяет контролировать обширный Азиатский регион с его недрами, богатыми природными ресурсами: нефтью, газом, золотом, полезными ископаемыми, ураном, гидроэнергетическими ресурсами и др. Она способна обеспечить российскому бизнесу доступ к топливно-энергетическим и иным ресурсам, к дешевой рабочей силе, рынкам сбыта товаров и услуг.
Как показывает опыт, значение русского языка на постсоветском пространстве постепенно уменьшается, что в течение ближайших 10-20 лет может негативно отразиться на экономическом развитии стран СНГ и Центрально-Азиатского региона, включая проблемы, которые связаны с преподаванием, с подготовкой квалифицированных специалистов.
Одним из направлений взаимодействия является экологическое. В первую очередь это «решение» важной и опасной проблемы, связанной с потреблением воды. Борьба за водные ресурсы может привести к дестабилизации обстановки внутри региона, а это рикошетом отразится на экономической составляющей межгосударственных отношений. Государства Центральной Азии нуждаются в действенной помощи для смягчения последствий глобальной экологической катастрофы и реализации Программы конкретных действий по улучшению экологической и социально-экономической ситуации в бассейне Арала, рассчитанной до 2010 г.
На развитие ситуации в Центральной Азии огромное влияние оказывают государства, расположенные довольно далеко от региона. Например, США и их западноевропейские партнеры сумели добиться значительных результатов в Центральной Азии.
Естественная смена поколений в политической элите республик Центральной Азии неизбежно должна была привести к появлению в ее рядах молодых акторов, мышление которых сформировалось в иных исторических реалиях, чем у прежних лидеров, родившихся и выросших в период существования Советского Союза. С учетом этого обстоятельства на Западе имеются надежды на умаление роли русского языка и вообще культурной близости с Россией в социализации новых элитных групп.
Эффективное взаимодействие стран - членов ШОС, как справедливо указывают российские эксперты, осложняется противоречиями в интересах России, Китая и стран Центральной Азии - «„двумя тяжеловесами“ и четверкой „средне-и легковесов“» по ряду подходов к обеспечению безопасности региона, из-за существенного влияния США, а также региональных держав, являющихся пока наблюдателями в ШОС» [3. С. 210].
Вместе с тем, на наш взгляд, именно противоречивость интересов и неравномерность экономического развития стран - членов ШОС, необходимость противодействия силам терроризма, сепаратизма и экстремизма усиливают роль ШОС в регионе.
Источники
1. Шанмергенов Т., Тусупбаева Г. Роль ШОС в формировании центрально-азиатской среды безопасности: геополитические аспекты // Центральная Азия и Кавказ. Ьиіеа. 2006. № 2.
2. Лузянин С. Г. Россия и Китай в евразийском энергетическом пространстве: Северо-Восточная и Центральная Азия. Режим доступа : Ьйр://™^№/ analitika.org/article.php. 2005 (дата обращения: 29 марта 2009 г.).
3. Россия и страны Центральной Азии: взаимодействие на рубеже тысячелетий. М. : Наука, 2006.