Научная статья на тему 'СТРАНЫ С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ НАУКИ'

СТРАНЫ С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ НАУКИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
114
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Ключевые слова
наука / кадровый потенциал / частный капитал / государственное финансирование / исследования / разработки / science / human resources / private capital / public funding / research / development

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ирназарова А.Р., Галина Р.И., Мазин С.В., Иваненко И.А.

В статье представлены страны, достигшие пика уровня развития техники и их ключевые характеристики на заявленное время. Описывается влияние научного потенциала страны на образе жизни граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ирназарова А.Р., Галина Р.И., Мазин С.В., Иваненко И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COUNTRIES WITH HIGHEST LEVEL OF SCIENCE DEVELOPMENT

At the stated time, the issue of the scientific potential of the country noticeably affects the way of life of citizens. Countries that have reached the peak of the level of development of technology and their key characteristics.

Текст научной работы на тему «СТРАНЫ С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ НАУКИ»

УДК 303.1

Ирназарова А.Р. студент Галина Р.И.

студент Мазин С.В. студент

экономический факультет Стерлитамакский филиал БашГУ

г. Стерлитамак

Научный руководитель: доцент, к.п.н. Иваненко И.А.

Стерлитамакский филиал БашГУ

г. Стерлитамак СТРАНЫ С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ НАУКИ

Аннотация: в статье представлены страны, достигшие пика уровня развития техники и их ключевые характеристики на заявленное время. Описывается влияние научного потенциала страны на образе жизни граждан..

Ключевые слова: наука, кадровый потенциал, частный капитал, государственное финансирование, исследования, разработки.

COUNTRIES WITH HIGHEST LEVEL OF SCIENCE DEVELOPMENT

Annotation: at the stated time, the issue of the scientific potential of the country noticeably affects the way of life of citizens. Countries that have reached the peak of the level of development of technology and their key characteristics.

Keywords: science, human resources, private capital, public funding, research, development.

На современном этапе человеческого существования развитие национальных систем «науки и техники» стало наиболее востребовано, так как оно оказывает большое влияние а социальное и экономическое развитие государства и стран мира в целом. Именно стремление к высокому уровню развития науки, по мнению исследователей, стали основой благосостояния и хорошего уровня жизни населения.

Сильная разрозненность в качестве развития науки в отдельных странах естественна и понятна, так как она характеризуется особенностями исторического и социально-экономического развития каждого государства. Данные различия могут начинаться от организации научной деятельности, структуре и качестве кадрового потенциала и специфике исследований.

Рассматривая научный потенциал каждого государства можно сделать вывод, что каждое государство по-своему уникально, однако все-таки их возможно объединить в группы, а так же разделив их тем самым на несколько определенных типов. Для определения типа стран ученые вывели особые методики и показатели.

Страны с высоким уровнем развития науки выделяют в первую группу, которая в свою очередь подразделяется 3 подгруппы. В нее входят 20 государств, наиболее крупные из которых это Соединенные Штаты Америки, Япония, Германия, Великобритания и Франция.

Основными характеристиками данных стран являются: высокие расходы на НИОКР (более 2% от государственного бюджета), низкий уровень безработицы, привлеченность частного капитала в финансирование и проведение научных исследований, что в свою очередь облегчает бремя государства на крупные расходы, стабильное лидерство в научно-технических достижениях на мировой арене.

В данной группе можно выделить 3 подгруппы: А, В, С.

Подгруппа А объединяет в себе страны с высокими ресурсными затратами и эффективностью науки это США, Япония, Швейцария и Швеция.

Самыми передовыми научными системами считаются научные сектора США и Японии. Большой охват изучаемых проблем и техническая оснащенность, а также популярность статуса науки и техники в общественном сознании сделали их мировыми лидерами в проведении научных исследований.

Швеция и Швейцария находятся в группе мировых лидеров благодаря достигнутым в этих странах относительным показателям развития науки. Если рассматривать относительное соотношение их показателей, то наука этих государств более эффективна, чем в США и Японии. Например, по количеству Нобелевских лауреатов (в расчете на 1 млн человек населения) они примерно в 2-4 раза превышают показатели США и более чем в 100 раз показатели Японии. Однако если производить оценку в целом, то итоговый вклад этих государств в развитие мировой науки намного скромнее, чем их соседей по подгруппе и других отдельных стран Европы.

Подгруппа В характеризует страны с высокими ресурсными затратами, но более низкой эффективностью научных исследований. Их отличительной чертой являются высокие затраты в научной сфере, которые не всегда направлены на решение конкретных задач, а носят в себе исключительно познавательный, но дорогостоящий характер. К таким государствам относятся такие явные представители старого света как Германия и Франция, а также сравнительно недавний представитель на мировой арене как Израиль.

Большая доля затрат Германии и Франции направлена на теоретическое познание. Результаты проведенных исследований, которые существуют в дорогостоящих условиях научных центров и лабораторий могут быть оценены лишь через многие годы. Они характеризуются узкой направленностью, что иногда кажется нелепостью.

Касательно научной сферы Израиля практически все разработки области фундаментальных наук и базовая подготовка исследователей ведутся в университетах. Ключевым фактором выдающихся научных и

технологических достижений Израиля является большое количество квалифицированной рабочей силы.

Ограниченная направленность и неактуальная тенденция разработок и исследований приводит к тому, что данные страны не могут выбиться в подгруппу А, хотя финансирование данным стран мог бы позволить им занять лидерское положение среди остальных государств.

Подгруппа С обуславливается странами с высокой эффективностью научных исследований, но относительно невысокими ресурсными показателями науки.

К этому типу относятся небольшие развитые государства Европы, такие как Нидерланды, Финляндия, Бельгия, а также Великобритания, Республика Корея, Сингапур и др.

Особенной частью финансирования является преобладание частного капитала над государственным обеспечением.

Так, например, в Корее доля частного капитала в финансировании научных исследований является самой большой среди государств и составляет 82% от общей доли финансирования. Данная республика имеет высокий уровень эффективности исследований, так как для этого государства свойственно выраженная концентрация научного поиска в конечных областях НИОКР, специализация на отдельных областях знаний, включая прикладные исследования.

В Великобритании научно-технический потенциал формировался на основе проведения НИОКР в трех секторах: государственном, в университетах и в центрах, которого проводят исследования в основном фундаментального и прикладного характера; научно -технических подразделениях частных фирм, в которых сосредоточены основная часть прикладных исследований и разработок, производственное внедрение, распространение новой технологии и ее коммерческая реализация.

Подводя итог, можно сказать, что основной обобщающей характеристикой для стран с высоким уровнем развития науки является большое количество финансовых вложений и сильный кадровый состав и их потенциал. Лидерское положение подгруппы А характеризуется их серьезностью изучаемых вопросов и точностью получения положительных результатов своей научной деятельности, остальные же подгруппы имеют недостачу в идеи разработки или же большую зависимость от частного капитала, который финансирует их деятельность и сразу же направляет в коммерцию.

Использованные источники:

1. Рудакова О.В., Марченкова Л.М., Мерцалова А.И. Научно-технический потенциал ведущих стран мира в начале XXI века // Территория науки. 2016.

2. Рыбакова Ю.В., Емшанова Е.В. Научно-технический потенциал стран // Экономика и бизнес: теория и практика. 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.