Научная статья на тему 'О некоторых аспектах финансирования национальных инновационных программ в развитых странах'

О некоторых аспектах финансирования национальных инновационных программ в развитых странах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
109
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / INNOVATION / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / NATIONAL INNOVATIVE SYSTEM / ФИНАНСЫ / FINANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Демин Александр Вячеславович

В статье рассматриваются вопросы реализации правительствами ведущих зарубежных стран национальных программ инновационного развития. Анализируются различные модели и подходы к реализации задачи формирования и развития национальной инновационной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About some aspects of financing of national innovative programs in the developed countries

In article deals with the questions of realization are considered by the governments of leading foreign countries of national programs of innovative development. Various models and approaches in realization of a problem of formation and development of national innovative system are analyzed.

Текст научной работы на тему «О некоторых аспектах финансирования национальных инновационных программ в развитых странах»

ЛИТЕРАТУРА

1. Билибин Д.П. О планируемом в Российском университете Дружбы народов эксперименте по переходу к «асинхронной» организации учебного процесса и использованию системы кредитов URL: http://edu.tltsu.ru/sites/sites_content/site2077/litml/media28753/l_bil.pdf (дата обращения: 13.02.2011).

2. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (ред. от 03.12.2011 г.).

3. Переход российских вузов на уровневую систему подготовки кадров в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: нормативно-методические аспекты / В.А. Богословский, Е.В Караваева, E.H. Ковтун и др. М.: Университетская книга, 2010. 248 с.

4. Письмо Минобразования РФ от 28 ноября 2002 г. № 14-52-988ин/132.

5. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» от 19 марта 2001 г. № 196 (ред. от 10.03.2009 г.).

6. Разъяснения разработчикам ООП при реализации ФГОС ВПО. Письмо директора Департамента государственной политики в образовании И.М. Ремореко от 13 мая 2010 г. № 03-956. URL: http://www.fgosvpo.ru /uploadfiles/mo/20110706155950.pdf (дата обращения: 23.12.2010).

7. Филиппович А.Ю. Кредитные системы в образовании: аспект автоматизации. М.: УМК по специальности НТО, 2005. 204 с.

A.B. ДЕМИН

Александр Вячеславович ДЕМИН — аспирант кафедры финансов СПбГУЭФ

В 2008 г. окончил СПбГУЭФ. Автор 5 публикаций.

Область научной специализации — государственное финансирование инноваций.

^ ^ Ъ

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ФИНАНСИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОГРАММ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ*

Осознанием важности влияния инноваций на стратегическое развитие страны объясняется произошедший в последние десятилетия качественный переход от научно-технической к инновационной политике развитых государств. Если первая распространяется преимущественно на сфер)' создания нового знания, то вторая предполагает комплексный подход и распространяется на все стадии инновационного процесса, образуясь за счет объединения и интеграции научной, промышленной, экономической и образовательной политики.

Активные действия правительств ряда стран, являющихся в настоящее время признанными инновационными лидерами, по построению собственной модели инновационного развития заняли порядка двух десятилетий и относятся к 60-80-м годам XX в. (США — с начала 1960-х гг., Тайвань — с начала 1970-х гг., Израиль, Сингапур и Южная Корея — с начала 1980-х гг. и т. д.) [2]. Таким образом,

ГРНТИ 06.73.21 ©A.B. Демин, 2012 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. В.Е. Леонтьева.

сейчас в мире накоплен значительный практический опыт реализации государственных программ поддержки инноваций. Представляется, что возможность учета данного опыта при проведении аналогичных реформ в нашей стране — это серьезное преимущество, использование которого позволит сократить сроки реализации задачи по построению в России инновационной экономики.

Успех функционирования и конкурентоспособность национальной инновационной системы (НИС) в значительной степени определяется эффективностью ее финансовой поддержки. Как показывает опыт развитых стран, в финансировании инновационных проектов (программ) ключевыми поставщиками инвестиционных ресурсов, помимо государства, выступают специализированные фонды, бизнес-структуры, инвестирующие собственные средства, финансовые и кредитные организации, венчурные инвесторы и бизнес-ангелы. В целом по странам — членам ОЭСР доля средств предпринимательского сектора превышает 60 %. Однако именно от приоритетов, которые определены государством при финансировании фундаментальных исследований и академической науки, зависит успех инновационной идеи.

В связи с этим особенностью финансовой политики в сфере инноваций является то, что, во-первых, приоритет в ее формировании принадлежит государству, а во-вторых, сложно провести четкую границу между стадиями цикла «наука — производство». В противном случае может произойти нарушение в процессе функционирования финансового механизма инновационной деятельности. Можно выделить четыре варианта (модели) финансовой политики в области инноваций в разные периоды и у различных стран. Характеристики моделей финансовой политики представлены в таблице.

Таблица

Классификация моделей финансовой политики

Название модели Отличительные особенности Страны

Политика «технологического толчка» Наука и техника воспринимаются как основные импульсы нововведений. Государственные программы поддержки направлены на финансирование фундаментальной науки, промышленности ВПК СССР, Франция, Великобритания (1950-1960-е гг.)

Политика «ориентации на спрос» Главенствующая роль рыночного механизма в распределении финансовых ресурсов и определении направлений развития. Ограничение всех форм регулирования государством и сокращение его прямого участия в финансировании. Главный недостаток — ограниченная поддержка и финансирование фундаментальной науки США, Япония, ФРГ, Большинство стран ОЭСР (со второй половины 1980-х гг.)

Политика «социальной ориентации» В центр внимания ставятся социальные последствия НТП, предусматривается определенное социальное регулирование. Данная политика реализуется совместно с политикой «ориентации на спрос» Швеция, Норвегия

Политика «трансформации экономической структуры» Предполагается изменение отраслевой структуры экономики, поведения хозяйствующих субъектов и уровня жизни населения как долгосрочного результата внедрения новых технологий Израиль, Ю. Корея, Чили

В настоящее время ни одна из политик не реализуется в «чистом виде», вместе с тем в развитых странах преобладающей является модель финансовой политики «ориентации на спрос». В случае ориентации на модель «технологического толчка» в экономике преобладает административно-ведомственная система перераспределения, частногосударственное партнерство развито слабо и административно не поддерживается. Во многом обратная картина характерна для большинства развитых экономик.

В основе государственной финансовой политики лежит использование средств государственного финансирования. Государство берет на себя от 1/5 до половины национальных расходов на НИОКР, при этом для фундаментальных исследований этот показатель значительно выше — от половины до 2/3. За счет средств бюджета практически полностью финансируются фундаментальная наука в университетах, исследования оборонного характера в государственных лабораториях и по контрактам

в частном секторе, а также создание наиболее сложных и дорогостоящих экспериментальных установок «большой науки» (ускорители, телескопы, космические станции и т. д.).

Доля затрат на науку в общей сумме бюджетных расходов в последние 20 лет довольно стабильна: 6-7 % в США, 4-5 % во Франции, Германии, Великобритании, Италии, 3-3,5 % в Японии. Финансирование оборонных исследований и разработок поглощает большую часть государственных научных бюджетов США (55,3 %), Великобритании (44,5 %), Франции (33,5 %). Фундаментальные исследования необоронного характера стоят на первом месте в Японии (51,2 %), Германии (51,4 %), Канаде (35 %) и Италии (46,4 %). В Японии, Германии, Канаде получателями бюджетных средств выступают государственные лаборатории, университеты. В США значительная часть средств идет на стимулирование инновационной активности компаний частного сектора.

Следует отметить, что финансовая поддержка частного сектора зависит от доли участия государства в самой отрасли: от 90-100 % финансирования НИОКР в сфере исследований космоса до почти нулевого государственного финансирования НИОКР в химической и автомобильной промышленности (в США). Частным случаем данной тенденции является финансирование оборонных НИОКР. Так, в Японии доля бюджетного финансирования в общем объеме отраслевых НИОКР составляет всего 1,2 % (в США — 34 %, Франции — 22,4 %, Великобритании — 16,5 %).

Основными организационными механизмами взаимодействия частного и государственного секторов НИС в развитых странах выступают: административно-ведомственный механизм финансирования; размещение государственного заказа; государственно-частное партнерство. В рамках административно-ведомственного механизма распределения финансовые средства предоставляются адресно тем или иным учреждениям (в основном — государственным). Объемы выделяемых средств зависят от штатного расписания, потребностей организации в оборудовании и сторонних услугах. В связи с тем, что в большинстве случаев государственные учреждения получают также средства в рамках различных программ и проектов, такая форма бюджетного финансирования редко встречается в чистом виде.

Однако основным рычагом мобилизации научно-технического потенциала и решения задач путем государственного распределения средств является размещение заказа на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд. В США механизм реализуется через Федеральную контрактную систему (ФКС) [3]. Согласно официальным статистическим данным, в США в 2005 г. стоимость контрактов на выполнение НИОКР составила порядка 12,6 % от всех контрактов, заключенных федеральным правительством. Однако эта цифра сильно занижена, так как учитывает только те контракты, где основным предметом является НИОКР.

Указанные выше механизмы взаимодействия частного и государственного секторов НИС традици-онны и достаточно консервативны. В частности, в их рамках формируется односторонний поток денежных средств от государства. Это в известном смысле формализует отношения правительства как заказчика и частной организации как подрядчика и снижает эффективность реализации той или иной инновационной программы. Решению этих проблем в развитых странах в полной мере способствует механизм государственно-частного партнерства в инновационной сфере (ГЧП). В основе ГЧП лежит конкурентный механизм отбора проектов исходя из принципов приоритета для интересов государства.

Инструменты, используемые в государственно-частных программах поддержки инноваций, делятся на финансовые и административные. К первым относятся гранты, условно возвращаемые займы, гарантии и страхование, долевое участие. Административные инструменты включают: информационное, кадровое содействие, создание инфраструктуры и др.

Значительная часть программ так или иначе ориентирована на поддержку малого и среднего инновационного бизнеса. По официальным данным ОЭСР, доля малых предприятий в общей численности предприятий в странах ОЭСР колеблется от 20 до 70 %. Вопросы актуальности и высокой эффективности именно малых форм предпринимательства нашли подтверждение в мировой практике и описаны в экономической литературе. Моделями для большинства программ поддержки малого инновационного предпринимательства, реализуемых в настоящее время в развитых странах, стали американские программы SBIR (Small Business Innovation Research Program) и STTR (Small Business Technology Transfer Program). Обе программы были запущены в 1982 г. после принятия Закона о развитии малого инновационного предпринимательства и ориентированы на привлечение инновационного потенциала малого бизнеса для решения научно-технических проблем уровня крупнейших феде-

ральных министерств и национальных агентств. Для финансирования программы каждое из этих ведомств выделяет определенный процент средств своего бюджета, предназначенных для проведения научных исследований.

Другим действенным механизмом финансирования инновационной деятельности является венчурное финансирование. В ряде зарубежных стран государство не только создает необходимую правовую среду для функционирования венчурных фондов, но и само активно участвует в процессе инвестирования, принимая на себя наравне с частными инвесторами все риски потери инвестиций (США, Израиль, Финляндия) [1].

Таким образом, опыт успешного функционирования НИС развитых стран позволяет сделать следующие выводы:

1) основной задачей государства является максимально возможное устранение «провалов рынка» в инновационном процессе. В условиях рыночной экономики основными направлениями решения данной проблемы являются стимулирование частных инвестиций в сфере исследований и разработок, налаживание взаимодействия частного бизнеса и научного сектора с целью коммерциализации разработок. Государственные программы, предусматривающие частичное финансирование разработок, как правило, выступают катализаторами инновационных процессов, способствуя росту частных и иностранных инвестиций;

2) административные и управленческие функции государства в рамках реализации получившего бюджетную поддержку проекта должны быть минимальны. При этом частные инвесторы (инициаторы) должны обеспечить максимальную прозрачность бизнеса и управления;

3) государственная поддержка в странах, не являющихся лидерами в инновационной сфере, должна преследовать цели трансферта знаний и подходов к ведению инновационного бизнеса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Амосов Ю.П. Венчурный капитализм: от истоков до современности. СПб.: Феникс, 2005.

2. Институты развития: анализ и оценка мирового опыта. 2010. URL: http://www.cmi.kz

3. Казанцев А.К., Рубвальтер Д.А. Государственно-частное партнерство в научно-инновационной сфере. М.: ИНФРА-М, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.